Научная статья на тему 'Современное игровое пространство детей: его издержки и опасности'

Современное игровое пространство детей: его издержки и опасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ИГРА / ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИГРУШКА / КУКЛА / МОНСТР ХАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова А. Ф.

Статья посвящена проблемам современного игрового пространства детей. Рассмотрены психологические и педагогические аспекты традиционных и современных игр и игрушек, а также опасности и издержки современного игрового пространства детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PLAY SPACE FOR CHILDREN: ITS DAMAGES AND RISKS

The article is devoted to the problems of modern play space for children. The psychological and pedagogical aspects of traditional and modern games and toys, as well as the risks and damages of modern play space for children are discussed.

Текст научной работы на тему «Современное игровое пространство детей: его издержки и опасности»

в форме тестов, приближенных к ЕГЭ. И здесь Академический лицей ОмГПУ обладает интересным опытом: на протяжении всех лет обучения, начиная с седьмого класса, практикуется именно такая форма итогового контроля. Анализ результатов контрольных работ показывает, что через два года тренировки приобретаются устойчивые навыки и по заполнению бланков, и по работе с тестами.

Во-вторых, интенсивная подготовка к ЕГЭ усугубляет проблему, о которой ведущие специалисты высказывались еще в начале XXI в. К этим недостаткам можно отнести:

1) неумение отличить то, что ученик понимает, от того, что он не понимает;

2) неумение логически мыслить;

3) стереотипность восприятия информации.

При выполнении заданий ЕГЭ это выражается в том, что ученики просто не понимают суть заданного вопроса, а следовательно, и суть ответа.

А. Н. Леонтьев обращает внимание на условия, при которых содержание входит в сознание ребенка. Он считает, что для этого «воспринимаемое содержание» должно занять «структурное место непосредственной цели действия, и, таким образом, вступило бы в соответствующее отношение к мотиву этой деятельности» [2, с. 215]. А для этого в процесс подготовки необходимо вносить элемент новизны, хотя бы неожиданные аспекты подачи материала и новые формы деятельности, которые позволяли бы ученикам обсуждать предложенные задания, находя, хотя и не всегда сразу, осознаваемую суть вопроса.

Эти недостатки подготовки к ЕГЭ могли бы быть учтены в программах школ, ставящих во главу угла принцип гуманизации, и тем самым оказать помощь будущим молодым учителям. Чтобы не быть голословными, рискнем предложить в качестве основного направления построения программы организацию учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность, во-первых, позволит преодолеть фрагментарность знаний и перейти к умению применять эти знания; во-вторых, даст опыт совместной деятельности, а в случае успеха повысит веру школьника в себя; в-третьих, такая форма деятельности способствует формированию и критического мышления, и эвристических способностей. По мнению М. В. Степановой, этот метод

вполне может считаться индивидуальным методом обучения, т. е. определяется как метод обучения, связанный с решением творческих исследовательских задач [3]. Организация деятельности учащихся в соответствии с этим методом предполагает наличие следующих этапов работы:

1) постановка проблемной задачи;

2) ознакомление с методами исследования проблемы;

3) изучение теоретических аспектов исследуемой работы;

4) сбор, самостоятельный анализ и обобщение материала;

5) собственные выводы и презентация исследовательской деятельности.

Академический лицей ОмГПУ обладает высококлассным педагогическим потенциалом, но этого недостаточно для организации полноценной учебно-исследовательской деятельности, способной преодолеть все указанные проблемы. Плодотворный союз вуза и его лицея может поднять эту работу на достойный уровень. При этом общение и совместная деятельность лицеистов, учителей лицея и преподавателей вуза могут быть интересными и позволят переориентировать выпускников на педагогическую деятельность.

Таким образом, инновационный опыт лицея по подготовке к ЕГЭ и учебно-исследовательская деятельность в рамках вуза смогут решить проблемы подготовки будущих учителей, обозначенные в рамках данной статьи.

1. Инновационное образование: методы активного обучения: метод. пособие / предисл. Г. А. Брандт. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006. 316 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит. лит , 1975. 304 с.

3. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / под. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во КАРО, 2005. 228 с.

© Федяева Л. В., 2016

УДК 159.9.072

СОВРЕМЕННОЕ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТЕЙ: ЕГО ИЗДЕРЖКИ И ОПАСНОСТИ

Статья посвящена проблемам современного игрового пространства детей. Рассмотрены психологические и педагогические аспекты традиционных и современных игр и игрушек, а также опасности и издержки современного игрового пространства детей.

Ключевые слова: детство, игра, игровое пространство, игрушка, кукла, Монстр Хай.

А. Ф. Филатова A. F. Filatova

MODERN PLAY SPACE FOR CHILDREN: ITS DAMAGES AND RISKS

The article is devoted to the problems of modern play space for children. The psychological and pedagogical aspects of traditional and modern games and toys, as well as the risks and damages of modern play space for children are discussed.

Keywords: childhood, game, play space, toy, doll, Monster High.

В игровом пространстве современных детей (как и в образовательном и жизненном пространстве в целом) в последнее десятилетие произошли значительные изменения. Эти изменения изучаются различными специалистами: философами, социологами, экономистами, демографами и др. Но важнейшими в этом плане вычленяются задачи психологов и педагогов.

Д. И. Фельдштейн отмечает, что в центре внимания педагогов и психологов должен находиться современный растущий человек, особенности и пути его развития [1, с. 254]. Данный автор известен своими практическими и теоретическими исследованиями Детства. Так, с прописной буквы он уважительно обозначает многоаспектный мир растущего человека, мир детей. Д. И. Фельдштейн проанализировал материалы, полученные Российской академией образования, которые свидетельствуют о следующем. Нынешнее поколение детей, с одной стороны, значительно опережает все предшествующие, обладая многими новыми способностями и возможностями (в основном, новые возможности появились у современных детей с появлением Интернета, айфонов и айпадов). С другой стороны, за минимально короткий период, начиная с 2008 г., резко снизилось, например, когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Снизилась их энергичность, желание активно сотрудничать с другими детьми и взрослыми.

В изменении позиции взрослых по отношению к детям можно выделить следующие моменты.

1. Низкий уровень родительской мотивации.

2. Увеличение безразличия к детям (не конкретных родителей к своему ребенку, а вообще взрослого человека к детям).

3. Потеря ответственности взрослого сообщества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого мира к миру Детства. Сегодня разрушены практически все структуры, осуществляющие межпоколенческие связи взрослых и детей. Хотя при этом имеются, конечно, отдельные энтузиасты, однако в целом взрослое сообщество реально отвернулось от Детства: нет устойчивой иерархии разнообразных связей и системного взаимодействия.

Более того, все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании, в которое внедрился экономический термин «образовательные услуги», превращающий образование из ценности и высочайшей обязанности общества в «услугу». Данное положение особенно недопустимо в условиях нынешней нестабильности общества, потери им четкой ориентации, отказа от идеологии, т. е. изъятия ориентиров, когда реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева. Это - опасность вырождения человечества в «зверочеловечество, обусловленной тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных, а активно насаждаемая рыночная идеология, ориентированная на сиюминутный успех, внедряясь в интеллектуальную жизнь, способна «ввергнуть все общество в мир абсурда» [1, с. 259].

Другим важнейшим, активно воздействующим на развитие Детства фактором является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок, начиная с младенческого возраста. Это сейчас не просто другой мир,

но и другое восприятие ребенком этого мира. Это новые урбанистические структуры и организация жизни в них, новые скорости, ритмы, увеличение подвижности, мобильности человека и т. д. Благодаря Интернету и телевидению широко открытое пространство общечеловеческой жизни создает детям возможность находиться сразу в нескольких временных, исторических, географических, этнокультурных и других пространствах, не осмысливаемых детьми.

В современном обществе картина мира растущего человека как особая система представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и самому себе формируется в условиях «информационного бума», под мощным влиянием средств массовой информации, со значительным преобладанием визуальных образов теле- и компьютерного экрана.

Сегодня обсуждаются вопросы о последствиях влияния экрана - физических, эстетических, психологических и других параметров на развитие ребенка. В частности, психологическая зависимость от экрана отчуждает ребенка от живого общения со взрослыми, сужает сферу их совместной деятельности в семье. Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, так необходимую для психического развития детей и подростков, их личностного становления, формирования адекватной полоролевой идентичности.

Экран внедряет инокультурные нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов (предприимчивые герои мультфильмов Диснея - вместо образов русских сказок; куклы Барби, Bratz, Monster High и др.).

О. В. Шалыгина и А. В. Холмогорова в своих исследованиях показывают на то, что усвоение социальных стандартов и ценностей является одним из важнейших аспектов процесса социального познания, который происходит с ранних лет и касается разных сфер жизни, включая представления о физической привлекательности [2, с. 130]. Изучение указанными авторами факторов формирования представлений о внешней привлекательности у девочек дошкольного и младшего школьного возраста показало, что пропагандируемые в современном обществе ценности худобы и стройности усваиваются детьми очень рано, и уже 5-6-летние девочки отдают предпочтение ультратонким телесным стандартам, воплощенным в образах современных модных кукол (таких как Барби, Братц, Монстер Хай, Винкс и др.) по сравнению с более реалистичным телесным образом, отраженным в кукле-девочке с обычными пропорциями. По результатам экспериментального исследования на основе авторской методики «Выбор куклы» наименьший рейтинг по количеству выборов с большим негативным отрывом от четырех модных кукол получила именно эта кукла [2, с. 137-138]. Обоснованием отвержения чаще всего служили указания на ее полноту и недостаточную длину и худобу ног, а также чрезмерную величину рук. Делается вывод, что воплощенные в образах популярных модных кукол нереалистичные телесные стандарты худобы и стройности могут восприниматься девочками как телесная норма, в то время как реалистичные объемы воспринимаются как чрезмерные и трактуются ими как «толстые», «большие» и «некрасивые». Анализ речевой продукции девочек показал, что образ модной куклы соотносится у них не только

с телесными стандартами, но и с определенным образом жизни, связанным с развлечениями, праздностью и социальной успешностью.

Таким образом, некритично усвоенные в раннем детстве идеалы красоты и стройности, пропагандируемые в современной культуре, могут воздействовать на формирование у девочек нереальных представлений о физической привлекательности и зарождать впоследствии недовольство собственной внешностью. Это, в свою очередь, является причиной рискованного поведения, наносящего прямой вред как физическому, так и психическому здоровью (чрезвычайно строгие диеты, изнурительные тренировки, курение с целью контроля веса, использование различного рода энергетиков для заглушения чувства голода, бесконтрольный прием лекарственных препаратов для снижения веса, необоснованное обращение к пластической хирургии и т. д.).

Плата за стремление соответствовать модному телесному стандарту оказывается очень высокой и зачастую оборачивается потерей здоровья, а иногда и жизни.

Оформление телесного образа на модели кукол может превращаться в специальную деятельность у девочек, вовлеченных в интернет-сообщества, когда детскую дружбу подменяет конкуренция за обладание наиболее красивой куклой и аксессуарами.

Модные куклы, предназначенные для детских игр, воплощают в себе идеалы потребительского общества: нереалистичные телесные параметры, гламур, успешность, вещизм, нарциссизм. Вместе с тем они пользуются необыкновенной популярностью у девочек. С другой стороны, в работах отечественных психологов, и в частности В. С. Мухиной и Д. Б. Эльконина, показана та исключительная роль, которую играет кукла как феномен культуры в становлении идентичности ребенка, ее возможность глубоко воздействовать на психику человека, влиять на эмоциональное и нравственное развитие формирующейся личности [3, с. 81].

Становятся очевидными опасные последствия широкого распространения кукол, воплощающих в себе ценности потребительского общества, включая нереалистичные телесные стандарты. Опасна яркость и вездесущесть этих кукол, а также широкая поддержка в виде сопутствующей продукции (мультфильмов, книг, журналов, компьютерных игр, рекламы, одежды и вещей для них и др.). Одобрение этих кукол обществом, родителями, сверстниками не оставляют шансов для большинства детей остаться в стороне от их влияния и закладывают основу для психических расстройств, связанных с недовольством собственным телом, зависимости от шопинга, страстью потреблять.

Навязывается идеология гламура и вещизма. Так, приобретение куклы для девочки-дошкольницы зачастую является первым шагом, за которым следует приобретение множества «необходимых» для игры с ней вещей: наборов одежды, обуви и аксессуаров; мебели, бытовой техники и транспортных средств; любимых животных, друзей и родственников. Главной функцией человека здесь подразумевается потребление, не только как присвоение товаров, но и как образ жизни, что «отчуждает человека от самого себя, лишая его собственно человеческих смыслов» [4, с. 23].

Проблема еще и в том, что сама игра зачастую подменяется накопительством вещей, слишком конкретных и функционально однозначных, что обкрадывает развитие ребенка, лишая его простора для творческого воображения (вспомним здесь о появлении в детской игре предметов-заместителей, характеризующих важный этап в развитии мышления). Ведь через игру, идентифицируясь с куклой, ребенок познает мир, его законы, ценности, стандарты, касающиеся всех сторон жизни.

28 октября 2015 г. в ОмГПУ Сергей Николаевич Широ-боков - начальник отдела молодежной политики и председатель региональной общественной организации «Омское родительское собрание» Евгений Владимирович Лобунец организовали встречу с Татьяной Львовной Шишовой -детским психологом, педагогом, общественным деятелем, экспертом и вице-президентом Фонда социально-психической помощи семье и ребенку. Т. Л. Шишова - автор многих работ, основной тематикой которых являются вопросы воспитания подрастающего поколения. Встреча показала, что она также обеспокоена тем, что современное игровое пространство детей вполне справедливо воспринимается детьми как сплошная праздность, на которую ребенок может подсознательно нацеливаться, перенося модели ролевой игры в реальность. Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными монстрами и монстриками, киборгами, троллями и проч. Короче, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом «чудовище». Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет: с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием «некрасивый», добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.

Детское сознание устроено так, что не воспринимает полутонов и нюансов. Или - или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто непостижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом, когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сначала нужно заложить базу. На шатком фундаменте прочного здания не построишь.

Не способствует развитию детской инициативы и новая тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей. Так, для Барби можно приобрести в магазине все, от нарядов до автомобиля или яхты. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать

многое своими руками. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться?

В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению Д. Б. Эльконина [5, с. 7], это «школа произвольного поведения». Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов, помогает в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.

Также огромный простор для творческой фантазии предоставляется мальчишке, мастерящему для сестры кукольный дом, или детям, устраивающим миниатюрный дворец из кресел, покрывал и подушек!

Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает и таким образом готовится исполнить главную миссию женщины -материнство.

В последние 5 лет хитом продаж стали куклы Monster High (Монстр Хай - Школа монстров). Одна из легенд возникновения этих кукол - мультсериал о школе, в которой обучаются дети мистических героев ужасов (Франкенштейн, граф Дракула, оборотень Клаудин Вольф и многие другие). Ролевая игра с куклой Монстр Хай - это конструирование новой реальности, а не просто средство общения в Интернете. Появляется новая детская игровая интернет-культура, ориентирующая ребенка на индивидуализацию игрового процесса, способствующая социальному отчуждению и виртуализации сознания. В игре с этими современными куклами у девочек появляются совершенно недетские стили поведения. Процесс игры с куклами Monster High отчетливо демонстрирует, что девочка теперь не играет в дочки-матери, не учится в игре вести хозяйство. Теряется отношению к труду как к общественной ценности. Смысл бытия, предлагаемый данной игровой западной культурой, сводится к праздности, безделию, развлечениям, участиям в досуговых мероприятиях и вечеринках, где ярко представлено твое превосходство над остальными, сияние нарядов и украшений и т. п. Игра носит примитивный характер, цель жизни главных героев - получение простых удовольствия от упрощенных игровых форм. Кроме этого, появление новых игр влечет за собой потребность в постоянном пополнении их коллекции, обновлении наря-

дов, покупке новых аксессуаров и т. д. Куклы Монстр Хай несут и определенную смысловую нагрузку, акцентируют противоречивые характеры - капризные, коварные, жестокие и разрушительные. Это может привести к появлению подобных качеств у детей, склонных к отождествлению с любимой игрушкой. Важно также отметить, что при современной социализации детей происходит все больший разрыв культурной преемственности между поколениями. Новые игровые практики - типичный пример однопоколенной культуры. Современные дети порой значительно опережают взрослых в адаптации к новым техническим и социальным условиям, к убыстряющему ритму жизни. В частности, дети самостоятельно совершают видеоэкскурсии по кукольному прстранству Монстр Хай [6, с. 157-158]. Вместе с тем исследования Е. Зиборовой, Е. Репринцевой и др., обобщенные Е. В. Конькиной [7], работы О. В. Шалыгиной и А. В. Холмогоровой [2], Е. О. Смирновой и Е. А. Абдулаевой [3] и др. показывают опасность современного игрового пространства детей. Новая для российского игрового пространства игра несет в себе информацию, способную причинить вред их здоровью и развитию. Необходимо изучение специфики современного Детства и решение проблем организации игрового и образовательного пространства, разработка игр, в том числе компьютерных, основанных на отечественных культурно-исторических фактах и литературном материале, учитывающих особенности российской культуры.

1. Фельдштейн Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества // Мир психологии. 2014. № 6. С. 254264.

2. Шалыгина О. В., Холмогорова А. В. Роль модных кукол в усвоении нереалистичных социальных стандартов телесной привлекательности // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 130-154.

3. Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2. C. 81-85.

4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 608 с.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛА-ДОС, 1999. 360 с.

6. Филатова А. Ф. К вопросу о сложностях растущего человека в современном нестабильном мире // Человек и общество в нестабильном мире: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (Омск, 27 февраля 2015 г.) / отв. ред. Г. И. Тюменцева. Омск: Омская юрид. академия. 2015. С. 154-158.

7. Конькина Е. В. Психолого-педагогические риски современного игрового пространства (на примере куклы Monster High) // Мир психологии. 2014. № 6. С. 254-264.

© Филатова А. Ф., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.