Научная статья на тему 'Современное эстетическое образование: синестетические подходы и методологии'

Современное эстетическое образование: синестетические подходы и методологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
253
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СИНЕСТЕЗИЯ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / AESTHETICS / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC UPBRINGING / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / SYNESTHESIA / SYNTHESIS OF ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Конанчук Светлана Витальевна

В статье исследуются вопросы, связанные с обновлением методологического аппарата современного эстетического образования. Рассматриваются перспективы применения синестетических подходов в качестве инновационных педагогических технологий. Отмечается, что применение синестетических методов в педагогике способствует синхронизации современных педагогических технологий с теми изменениями, которые происходят в художественной культуре и неуклонно отражаются на социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN AESTHETIC EDUCATION: SYNESTHETIC APPROACHES AND METHODOLOGIES

The article examines the issues related to the update of the methodological apparatus of modern aesthetic education. Prospects of application of synesthetic approaches as innovative pedagogical technologies are considered. It is noted that the use of synesthetic methods in pedagogy contributes to the synchronization of modern pedagogical technologies with the changes that occur in the artistic culture and steadily affect the social sphere.

Текст научной работы на тему «Современное эстетическое образование: синестетические подходы и методологии»

С.В. Конанчук

(Санкт-Петербург)

СОВРЕМЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДОЛОГИИ

MODERN AESTHETIC EDUCATION: SYNESTHETIC APPROACHES AND METHODOLOGIES

В статье исследуются вопросы, связанные с обновлением методологического аппарата современного эстетического образования. Рассматриваются перспективы применения синестети-ческих подходов в качестве инновационных педагогических технологий. Отмечается, что применение синестетических методов в педагогике способствует синхронизации современных педагогических технологий с теми изменениями, которые происходят в художественной культуре и неуклонно отражаются на социальной сфере.

Ключевые слова: эстетика, эстетическое образование, эстетическое воспитание, эстетическое сознание,синестезия, синтез искусств.

The article examines the issues related to the update of the methodological apparatus of modern aesthetic education. Prospects of application of synesthetic approaches as innovative pedagogical technologies are considered. It is noted that the use of synesthetic methods in pedagogy contributes to the synchronization of modern pedagogical technologies with the changes that occur in the artistic culture and steadily affect the social sphere.

Key words: aesthetics, aesthetic education, aesthetic upbringing, aesthetic consciousness, synesthesia, synthesis of arts.

Современные социальные процессы характеризуются ростом темпов и сложности информационного и технического уровней и, как следствие, - активизацией интеллектуальной, аналитической направленности современного образования с преобладанием рационально-логической составляющей. Подобная социокультурная ситуация в гуманитарной сфере выявляет необходимость актуализации внелогических, невербальных способов восприятия и мышления, стимулирующих образное, эмоциональное мировосприятие, для которого характерны целостность, гибкость, многомерность, открытость и синтетичность.

В этом отношении значительный интерес представляет исследование феномена синестезии (от греч. synaisthesis - соо-щущение) или образного, ассоциативного

мышления. Б.М. Галеев назвал синестезию особым видом межчувственных ассоциаций или специфическим признаком чувствования, отражающим целостные свойства восприятия. Синестезия как проявление глубинных способностей человека, выявленных в социальной сфере, прежде всего в искусстве, «способствует освоению в конкретно-чувственной форме закодированных в объекте восприятия смыслов, представляя собой главный компонент художественного (образного, невербального) мышления» [5].

Синестезия - это особый механизм, способствующий целостному мировосприятию, выявлению взаимосвязей между отдельными объектами и явлениями за счет переноса содержания одной модальности в другие на основе ассоциаций. Так, например, в повседневной жизни синестезия мо-

жет способствовать лучшему запоминанию информации, что перспективно для использования в процессе обучения.

В настоящее время феномен синестезии как основы инновационных педагогических методологий вызывает все больший интерес и привлекает внимание специалистов.

Синестезия является фундаментом образного мышления, то есть лежит в основе художественного восприятия и художественного творчества. Кроме того, известно, что синестезия способствует ускорению восприятия и усвоения многообразной информации, активизируя межмодальные ассоциации, что имеет первостепенное значение в период виртуализации социальной и художественной культуры. Поэтому исследование природы синестезии и принципов ее функционирования в современной культуре становится необходимым условием разработки синестетических методик в педагогике художественного и эстетического образования.

Синестезия может рассматриваться с позиций педагогики и психологии как особый стимул для развития творческих способностей человека. К настоящему времени наиболее глубоко разработаны педагогические методики, основанные на изучении феномена синестезии в области музыкальной эстетики. В первую очередь к ним относятся исследования Б.М. Галеева, И.Л. Ванечкиной, Н.П. Коляденко, Л.П. Прокофьевой, И.А. Трофимовой, Е.О. Зелениной и др. [6, 1, 10, 14, 15, 8].

Объективная роль синестезии в творческой деятельности заключается в усилении чувственности, активизации восприятия, что в целом способствует пониманию эстетического содержания произведений искусства, например, символических музыкальных образов или символики живописных произведений искусства.

По мнению Б.М. Галеева, Н.П. Коляденко и других исследователей, изучение синестезии представляет собой наиболее универсальный способ исследования общих процессов сознания, в том числе эстетического и художественного [6, 10]. П.С. Волкова от-

мечает, что синестезия является одним из основных принципов смыслообразующей деятельности сознания [4].

В настоящее время в области педагогики наибольшую известность получили следующие синестетические методики:

а) синестетическая методика музыкально-эстетического воспитания, разработанная Н.П. Коляденко [11];

б) педагогические методы «музыкальной графики», разработанные И.Л. Ванечкиной и И.А. Трофимовой на основе опыта австрийского искусствоведа и педагога О. Райнера [1]. «Музыкальная графика» -это педагогическая методика, основанная на визуальном отображении музыкальных образов с помощью графики и живописи, применяемая в сфере эстетического и художественного воспитания, в арт-терапии, а также для психолого-педагогических исследований феномена синестезии, например, «цветного слуха».

в) метод цветовой визуализации музыки с помощью предметно-символических рисунков С.В. Камышниковой [9];

г) постижение музыкальной образности (акустического ряда) с помощью музыкально эквивалентных образов-тропов языка (неакустического ряда) Н.П. Коляденко [10] и др.

д) синтетическая методика «Звук и Цвет» С.В. Московской (С.В. Конанчук), основанная на приемах графического отображения музыки (музыкальный гештальт), методе «рисование звуком» (музыкальные импровизации) и методах спонтанного рисунка. Данная методика была апробирована в Центре искусств «ATRIUM» в Берлине (Германия), Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) и в настоящее время продолжает развиваться в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы (СПбГИПСР) [13]. Авторская методика «Звук и Цвет» может применяться в вузах и средних специальных образовательных учреждениях в целях художественного и эстетического образования и воспитания, а также для диагностики креативности и творческого потенциала личности.

В настоящее время Н.П. Коляденко разработаны методы синестетического анализа музыкальных произведений, которые позволяют выявить смысловое содержание и процессы интерпретации данных текстов [12]. Объективная составляющая синесте-тической интерпретации музыкальных текстов основана на применении операций категоризации, классификации и использования экспериментальных данных.

По мнению Н.П. Коляденко, синестети-ческую интерпретацию музыкальных текстов можно рассматривать как этапы последовательного перехода от интуитивно-эмоционального «схватывания» целостного нерасчлененного смыслового спектра к его более конкретному уточнению на основе рационально-логических операций.

Первый этап - создание целостного визуального гештальта музыкального текста как синестетического варианта «эвристической модели» или «свертки». Визуальный гештальт отражает синестетическое музыкальное пространство с помощью беспредметного отображения звуковых характеристик через цвет, линии и объемные формы. Подобное «музыкальное полотно», как обратный аналог «звучания картины» В. Кандинского, отражает темпоральный процесс невербального музыкального смысла конкретного произведения.

Второй этап - «музыкальный осциллограф» - регистрация с помощью монохромных непрерывных или прерывистых линий звуковысотного и метроритмического звучания отдельных музыкальных образов. Эта операция, сохраняя полимодальную целостность музыкальных образов, учитывает динамику их становления и визуально отображает основные свойства интонационных преобразований.

Третий этап - «синестетическое маркирование» музыкального звучания. На основе интеграции идеи «гилетичности» эйдоса А. Лосева, вербальных признаков интермодальных характеристик (А. Веллек, М. Хурте, Б. Галеев), а также психолингвистических экспериментов поиска вербальных «смысловых полей» слова Н.П. Коляденко составлен словарь интермодальных ассоциатив-

ных характеристик музыкального звучания, в котором присутствуют аудиальные, визуальные и кинестетические перцептивные признаки, в совокупности описывающие смысловой спектр образа [10, с. 183-187].

Следует отметить, что синестетический анализ музыкальных текстов становится необходимой частью изучения музыкального творчества современных композиторов, таких как О. Мессиан, Д. Лигети, К. Штокха-узен, К. Пендерецкий, Д. Кейдж, Я. Ксенакис, А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов и др.

Одной из важных для эстетического образования и практической педагогики является проблема взаимосвязи феномена синестезии и феномена понимания. П.С. Волкова отмечает, что синестезия играет главную роль в развитии способности понимания не только тех видов искусства, которые участвуют в коммуникации, но и понимания самого себя. Общность феномена синестезии и феномена понимания состоит в их диалогической природе: диалоге модальностей и диалоге субъективного (emotio) и объективного (ratio), определяющем самосознание личности [2]. Синестезия во взаимосвязи с феноменом понимания непосредственно участвует в построении смыслового содержания произведения искусства, обеспечивая связь между вербальными и невербальными компонентами художественно-эстетического мышления, между ratio и етюйо.

Эти выводы подтверждают результаты исследования синестезии нейропсихоло-гом Д. Николич (Германия), который назвал это явление «феноменом осмысления или смыслополагания», возникающим при действии различных синестетических стимулов, в том числе музыки, цвета, запаха и др. По мнению Д. Николич, синестезия является семантическим феноменом, и точнее было бы назвать его термином «идеастезия». Д. Николич считает, что изучение феномена синестезии, например синопсии («цветного слуха»), может способствовать уточнению философских и эстетических представлений о процессах сознания и его нейронных коррелятах [16].

Важным вопросом эстетического образования можно назвать проблему изучения

синестезии как одной из форм активного творческого воображения (имагинации). П.С. Волкова отмечает, что такое явление, как эмоциональное мышление, в противоположность мышлению рациональному имеет непосредственное отношение к сенсорной интеграции или феномену синестезии [3].

Феномен творческого воображения был исследован Я.Э. Голосовкером в работе «Имагинативный абсолют». Изучая художественное творчество, Я.Э. Голосовкер пришел к выводу, что воображение раскрывается одновременно как энергия и как субстанция, то есть как субстанциональная форма - образно. Выраженный образ есть смысл или смыслообраз. Творческий и познавательный процессы в имагинативном разуме протекают одновременно, то есть одновременно происходит формирование смыслообраза и его познание [7, с. 217-221]. Подобные процессы выявляются при исследовании феномена синестезии.

Таким образом, можно подчеркнуть особое значение исследования синестезии в практической сфере, например в эстетическом образовании для изучения феномена художественного и эстетического сознания. Одной из задач современной эстетики является исследование воображения как важнейшей способности сознания, а также его роли в познании и творчестве. В настоящее время отмечается возрастание интереса к проблемам воображения, которые рассматриваются в междисциплинарных научных подходах.

Можно перечислить основные функции синестезии: эстетическая, гносеологическая, эмотивная и экспрессивная. Например, эстетическая функция синестезии проявляется в следующем: формирование символи-ко-эстетической образности произведения искусства; формирование смыслового концепта произведения искусства; усиление экспрессии и выразительности; формирование особых синестетических кодов, отражающих авторское мироощущение, обладающих экспрессией и эмотивностью.

Синестезия выполняет важную эстетическую роль, в том числе символическую,

участвуя в процессах художественного обобщения и формирования эстетического содержания произведений искусства. Уникальность синестезии заключается в том, что это психофизический феномен и одновременно - важнейшее поэтическое средство художественной системы в целом, а также - особый тип эстетического мышления. Эстетико-художественный потенциал синестезии может целенаправленно применяться в творческом процессе, в том числе в педагогической сфере, для усиления художественной выразительности и эстетической содержательности произведения искусства.

Подводя итоги, следует отметить, что способность к интермодальному ассоциированию в условиях применения эффективных технологий может интенсивно развиваться на основе естественной способности каждого человека к синестезии. Синестезия способствуют решению многих педагогических задач: развитию эстетического и художественного вкуса, эстетического сознания, активизации познавательных способностей и творческой деятельности.

Применение синестетических методологий в педагогике - это развивающаяся сегодня область исследований в средней и высшей школе, способствующая обновлению методологического аппарата современного эстетического образования.

Литература

1. Ванечкина И.Л., Трофимова И А. Дети рисуют музыку. - Казань: Изд-во ФЭН, 2000. - 119 с.

2. Волкова П.С. Синестезия как условие понимания // Прометей-2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. - Казань: Фэн, 2000. - С. 81-83.

3. Волкова П.С. Феномен синестезии в свете имагинации // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Материалы международной научно-практической конференции, 3-8 ноября 2008. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. - С. 89-95.

4. Волкова П.С. Синестезия в аспекте смыслообразующей деятельности сознания: методологический подход // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория практика. Сборник научных статей. - Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2016. -С. 41-52.

5. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. - Казань: КГУ 1987. - 264 с.

6. Галеев Б.М. Проблемы синестезии в эстетике // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. - М.: МГУ, 1992. - С. 5-9.

7. ГолосовкерЯ.Э. Имагинативный абсолют. - М.: Академический Проект, 2012. - 318 с.

8. Зеленина Е.О. Синестезия как проблема педагогики музыкального воспитания и образования: развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций. - СПб.: Астерион, 2010. - 174 с.

9. Камышникова С.В. Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки барокко): автореф. дис ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Новосибирск: Государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2007. - 22 с.

10. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). - Новосибирск: Консерватория, 2005. - 392 с.

11. Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. - Новосибирск, 2003. - 258 с.

12. Коляденко Н.П. Синестетическая интерпретация музыкальных текстов // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Материалы международной научно-практической конференции, 3-8 ноября 2008. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. - С. 183-187.

13. Московская С.В. [Конанчук С.В.] Звук и Цвет. Педагогика будущего - синтез искусств. -СПб.: Изд-во «Типография Ивана Федорова», 1995. - 77 с.

14. Прокофьева Л.П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2010. - Т. 10. - № 1. - С. 3-10. - Серия: Филология. Журналистика.

15. Трофимова И.А. Музыкальная графика как проявление синестезии // Проблема комплексного изучения художественного творчества. - Казань: Изд-во КГУ, 1980. -С. 113-119.

16. Nikolic, D. Is synaesthesia actually ideaestesia? An inquiry into the nature of the phenomenon. Proceedings of the Third International Congress on Synaesthesia, Science & Art, Granada, Spain, April 26-29, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.