Научная статья на тему 'Современное архитектурно-строительное образование в свете решения задач безопасности среды жизнедеятельности'

Современное архитектурно-строительное образование в свете решения задач безопасности среды жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARCHITECTURAL-CONSTRUCTION EDUCATION / БИОСФЕРОСОВМЕСТИМЫЙ ГОРОД / CITY COMPATIBLE WITH BIOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильичев В.А., Колчунов В.И., Бакаева Н.В.

Дана ретроспектива изменения концепции и стандартов российского, а затем советского и новейшего российского архитектурно-строительного образования с позиции общей парадигмы и принципов преобразования города в биосферосовместимый и развивающий человека. Полагается, что общие принципы матрицы современного градоустройства справедливы и для частного образования и науки как неотъемлемых функций современного города. Показано, что уровень профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли последних 20 лет является одной из причин беспрецедентно низкого уровня безопасности основных фондов страны. Делается вывод о принципиальной необходимости возврата к инновационной концепции подготовки инженерных кадров через единство обучения и исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильичев В.А., Колчунов В.И., Бакаева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Architectural-Construction Education in Lightof Solving Problems of Safety of Life Activity Environment

A retrospective of changing the concept and standards of the Russian, then Soviet and recent Russian architectural-construction education is presented fromthe position of the general paradigm and principles of transformation of the city into the city compatible with biosphere and developing the humanbeing. It isbelieved that the general principles of the matrix of contemporary urban development are also true for private education and science as integral functions of themodern city. It is shown that the level of professional training of construction industry specialists is a reason, the last 20 years, for the unprecedented low levelof security of fixed assets of the country. It is concluded that it is principally necessary to return to the innovative conception of training of engineering cadresthrough the unity of education and research.

Текст научной работы на тему «Современное архитектурно-строительное образование в свете решения задач безопасности среды жизнедеятельности»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 69.007.05

В.А. ИЛЬИЧЕВ1, д-р техн. наук (ilyichev@raasn.ru), вице-президент по инновациям РААСН;

действительный член РААСН В.И. КОЛЧУНОВ2, д-р техн. наук, действительный член РААСН, зав. кафедрой уникальных зданий и сооружений, Н.В. БАКАЕВА2, д-р техн. наук, зав. кафедрой экспертизы и управления

недвижимостью, горного дела

1 Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН) (127238, Россия, г. Москва, Локомотивный проезд, 21) 2 Юго-Западный государственный университет (305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94)

Современное архитектурно-строительное образование в свете решения задач безопасности среды жизнедеятельности

Дана ретроспектива изменения концепции и стандартов российского, а затем советского и новейшего российского архитектурно-строительного образования с позиции общей парадигмы и принципов преобразования города в биосферосовме-стимый и развивающий человека. Полагается, что общие принципы матрицы современного градоустройства справедливы и для частного - образования и науки - как неотъемлемых функций современного города. Показано, что уровень профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли последних 20 лет является одной из причин беспрецедентно низкого уровня безопасности основных фондов страны. Делается вывод о принципиальной необходимости возврата к инновационной концепции подготовки инженерных кадров через единство обучения и исследований.

Ключевые слова: безопасность, инновации, образовательные стандарты, архитектурно-строительное образование, био-сферосовместимый город.

V.A. ILYICHEV1, Doctor of Sciences (Engineering) (ilyichev@raasn.ru); V.I. KOLCHUNOV2, Doctor of Sciences (Engineering),

N.V. BAKAEVA2, Doctor of Sciences (Engineering) 1 Research Institute of Building Physics of RAAΠ(21, Lokomotivniy Driveway, Moscow, 127238, Russian Federation) 2 Southwest State University (94, 50 let Oktyabrya Street, Kursk, 305040, Russian Federation)

Contemporary Architectural-Construction Education in Light of Solving Problems of Safety of Life Activity Environment

A retrospective of changing the concept and standards of the Russian, then Soviet and recent Russian architectural-construction education is presented from the position of the general paradigm and principles of transformation of the city into the city compatible with biosphere and developing the human being. It is believed that the general principles of the matrix of contemporary urban development are also true for private education and science as integral functions of the modern city. It is shown that the level of professional training of construction industry specialists is a reason, the last 20 years, for the unprecedented low level of security of fixed assets of the country. It is concluded that it is principally necessary to return to the innovative conception of training of engineering cadres through the unity of education and research.

Keywords: security, innovation, educational standards, architectural-construction education, city compatible with biosphere.

Обучая - исследуй, исследуя - обучай.

Вильгельм фон Гумбольдт

Начавшаяся в условиях глобального системного экономического кризиса и вызванная этим кризисом попытка реформирования отраслей российской экономики в направлении импортозамещения несомненно затронет и строительную отрасль, и в первую очередь ее будущее -подготовку квалифицированных специалистов и создание научно-технической элиты.

В настоящее время стало очевидно, что действующая в высшей школе болонская система подготовки специалистов не адаптирована к потребностям строительной отрасли. За последние 20 лет непрерывных реформ в образовании снизилось не только качество подготовки специалистов отрасли, но и исчезла перспектива их трудоустройства, прежде всего в ее наукоемком секторе. Выпуском инжене-

ров-строителей и архитекторов высшие учебные заведения больше не занимаются, закрыв в 2015 г. источник пополнения инженеров и архитекторов. В вузах, научно-исследовательских, проектных организациях на профессионально ответственных участках проектной и конструкторской деятельности, где требуются знания, все еще работают специалисты, подготовленные советской высшей школой, и все четче обозначается разрыв профессиональной подготовки поколений.

В проекте Стратегии инновационного развития строительной отрасли [1] отмечено, что «актуальными проблемами кадрового обеспечения отрасли являются: отсутствие у выпускников вузов необходимой производственной практики; резкое сокращение подготовки профильных специалистов; неактуальность образовательных программ современным технологиям и отсутствие актуальных знаний у преподавателей в области новых технологий».

Кадры для отрасли

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Не затрагивая экономической и социальной составляющих этой проблемы, попытаемся системно посмотреть на накопившиеся в последние десятилетия противоречия на фоне декларируемых успехов профессионального образования и определить возможные направления выхода из сложившейся кризисной ситуации.

В качестве инструмента анализа содержания основных образовательных программ, реализуемых в настоящее время вузами России, используем достаточно общие и применимые ко многим областям знаний фундаментальные принципы концепции биосферной совместимости городов и поселений, развивающих человека [2], не без основания полагая, что они в полной мере отвечают целям и задачам архитектурно-строительного образования, поскольку определяют формирование профессионально подготовленных кадров, обеспечивающих безопасную и комфортную среду жизнедеятельности, создание которой является смыслом и содержанием строительной науки.

Принцип 1 определяет основную цель и направления преобразований применительно кпрофессионально-об-разовательной сфере как подготовку высококвалифицированных специалистов архитектурно-строительной отрасли нового поколения, обладающих в соответствии с требованиями образовательных стандартов общекультурными и профессиональными компетенциями, и способных, по убеждению разработчиков п-го поколения новейших образовательных стандартов, к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Их знания и творческий потенциал призваны стать «главным фактором эффективности программ развивающего инвестирования, без которого недостижим технический и экономический прогресс. Благодаря инновационной деятельности именно этой группы специалистов (читай инженеров) должны появляться новые творческие разработки, оригинальные технические решения...» [3].

В этом контексте реализуемые в настоящее время образовательные программы и заложенные в них принципы не содержат глубокого понимания того, что общество и окружающая его природная среда взаимосвязаны, влияют друг на друга и постоянно изменяют друг друга. В утвержденном государственном образовательном стандарте по направлению «Строительство» и построенных на его основе образовательных программах принцип единения города и окружающей природы, нацеленный на решение задач безопасности среды жизнедеятельности, практически не нашел отражения. Это подтверждается тем, что виды будущей профессиональной деятельности (аналитическая, проектная, управленческая, инженерная и другие), к которым готовятся выпускники вузов, разрозненны по отраслевому признаку и не увязаны между собой. Их содержание часто дублируется, они расплывчаты и не конкретизированы. В итоге такой фрагментарный и несистематизированный общей идеей подход к подготовке архитекторов, строителей и градостроителей ведет к непониманию и неспособности будущих специалистов обеспечить общественные интересы и рациональные жизненные потребности населения урбанизированных территорий, а вместе с этим реализовать главную задачу отрасли - безопасность среды жизнедеятельности.

Принцип 2 определяет «болезни» системы образования и уровень человеческого потенциала для населения города - носителей компетенций. В контексте реализу-

4| -

емых образовательных программ и при сырьевом укладе российской экономики у выпускников вузов не формируется понимания, что общество и окружающая природная среда взаимно связаны, влияют друг на друга и постоянно изменяют друг друга. В итоге выбор сырьевого пути развития не замедлил сказаться на стратегии подготовки кадров - в настоящее время в отрасли отсутствуют профессиональные кадры, хорошо знакомые не только с потребностями современного производства, но и с его последствиями для окружающей природной среды.

В условиях декларируемой, но отсутствующей борьбы с сырьевой зависимостью страны расчет тройственных балансов (принцип 3) между потребностями людей и техносферы в ресурсах биосферы, численностью населения и потенциалом жизни биосферы становится практически бессмысленным. Решать задачи перепрофилирования производства, вводя инновации в техносферу, могут только высокопрофессиональные специалисты. Требования Президента страны изменить эту ситуацию не подкреплены в настоящее время и не обеспечиваются в будущем мерами, позволяющими иметь высокопрофессиональные инженерные кадры, способные не только вести расчет и с позиции отдельных отраслей оценивать балансы биотехносферы, но и технологически обеспечивать гармонические пропорции между различными ее частями. А это возможно лишь путем перепрофилирования производства, вводя инновации в техносферу, получив к 2020 г. те самые 25 млн профессионально подготовленных специалистов [4].

Принцип 4 направлен на поэтапный переход к гуманитарному балансу биотехносферы, к реформированию всей нормативной базы, и в первую очередь в системе образования, таким образом, чтобы в будущем обеспечить технологическую модернизацию экономики страны и соответственно положительную динамику составляющих тройственного баланса биотехносферы в том или ином регионе.

Представление о существующем уровне подготовки профессиональных кадров можно получить, ознакомившись с постоянно «совершенствуемыми» образовательными стандартами ГОС 2, ФГОС 3, ФГОС 3+, ФГОС 4 и т. д. Очевидно, что с каждым новым стандартом выхолащивается и размывается профессиональная составляющая подготовки бакалавра, специалиста, магистра. Например, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования уровня магистратуры в России диктуют требования, согласно которым дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Другими словами, магистры, обучающиеся по направлению «Строительство», и магистры, обучающиеся по направлению «Землеустройство», учатся, осваивая одни и те же модули. И что еще более удивительно, прием в магистратуру на направления подготовки может осуществляться для абитуриентов с высшим образованием независимо от их начальной профессиональной подготовки. «...Это явный уклон или может быть даже крен современного образования, свидетельствующий не только о «неполадках» в структуре, но и уже и создающий немало проблем.» [5].

Объективные трудности высшей школы в области архитектурно-строительного образования создали потребность

^^^^^^^^^^^^^ |3'2016

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 1. Учебная лаборатория испытания строительных конструкций в техническом университете г. Лейпцига, Германия

в изучении имеющегося в европейском образовании опыта перехода к двухуровневой системе обучения. До подписания Болонского соглашения во многих странах, в том числе и в России, имелась сложившаяся система подготовки инженеров-строителей, которая совершенствовалась в течение столетий. Например, в Германии и России еще с начала XX в. существовал идентичный подход к созданию технической документации (чертежей и спецификаций), применялись практически одинаковые методы кинематических, прочностных и тепловых расчетов, а вся система высшего образования в строительстве базировалась на подготовке дипломированных инженеров по определенным специальностям строительного дела.

В настоящее время обучение и подготовка специалистов в Германии является делом федеральных земель, т. е. каждая территория решает эти вопросы самостоятельно через земельное министерство образования. Университеты и высшие технические школы, являясь, по сути, научными академическими учреждениями, самостоятельно выбирают сроки и содержание образовательных программ. Программа обучения инженеров-строителей делится на два условных периода: начальный, посвященный изучению основ специальности, и основной, направленный на углубленное изучение одной или нескольких специализаций.

Современная российская система образования дает будущему инженеру-строителю на начальном этапе обучения широкие естественнонаучные и гуманитарные знания, тогда как немецкая система изначально ставит задачу - дать глубокие знания по техническим и специальным дисциплинам.

Анализ и оценка уровня подготовки магистров-строителей и в российских вузах и в вузах Германии показали, что выпускники, прошедшие обучение по профессионально ориентированным программам, способны «без разбега» работать в научно-исследовательской лаборатории, проектной организации; они без затруднений проходят по конкурсу в аспирантуру и успешно работают над кандидатскими диссертациями. В высших технических школах Германии основной упор делается на получение практических навыков на прекрасно оборудованной экспериментальной базе (рис. 1). Тем самым изначально разрешаются противоречия между фундаментальным и прикладным направлениями подготовки технических специалистов.

Не менее интересен анализ эволюции современных образовательных стандартов в части требований к выпускникам вузов. Если в образовательных стандартах по

направлению «Строительство» (2000 г. разработки) в задачах профессиональной деятельности дипломированного специалиста еще присутствовали слова «проведение», «осуществление», «выполнение» тех или иных профессиональных задач, то начиная с 2012 г. в так называемых ФГОСах исчезли слова «знать», «уметь». В этих документах вместо критериев профессиональных навыков (знаний) будущих специалистов появились компетенции. Компетенция - способность человека решить поставленную конкретную задачу на основании знаний и опыта практической работы. Но при одном и том же объеме знаний и опыта один человек компетентен решить задачу, а другой нет. Это означает, что вообще нельзя ставить задачу дать студенту «компетенции», ибо это в принципе недостижимо по определению, т. е. попросту произведена подмена понятий «знаний» на «компетенции», что выхолащивает смысл образования, превращая его в высокорентабельную сферу бизнеса. Сегодня бизнесу нужен тот, кто обладает только определенными компетенциями, ни о каком моральном, патриотическом, разностороннем развитии речи не идет.

Поэтому во ФГОСе 2015 г. вообще исчезло слово «профессиональное образование», впрочем, это слово стало исчезать из названий вузов. В самом же образовательном стандарте нет цели подготовки выпускника, а ставятся лишь задачи. В результате «новоиспеченный» по такому стандарту выпускник вуза еще хуже, чем сам образовательный стандарт.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 г., новый статус получила аспирантура, бывшая основой подготовки кадров высшей квалификации [6]. Теперь это просто еще одна ступень системы высшего образования (после бакалавриата и магистратуры), с освоением специальной программы и сдачей экзаменов. Выпускникам аспирантуры выдается диплом и присваивается квалификация «преподаватель-исследователь». Ведение самостоятельной полноценной научной работы в аспирантуре, т. е. генерация новых знаний и защита кандидатской диссертации по окончании аспирантуры для исследователей не обязательны!

Во все времена образованием считалась передача знаний, а аспирантура подразумевала получение новых знаний и, как следствие, проведение научного исследования и подготовку диссертации. Что же подразумевается новым образовательным стандартом, вряд ли знают сами реформаторы: это еще один диплом, но кто после будет генерировать новые знания и представлять их в форме диссертации?

Вузы в России всегда отличал разумный консерватизм, а чехарда с внедрением новых образовательных технологий может принести только вред. Непрерывная смена образовательных стандартов, информационный шум о «модернизации», «болонизации» и прочих «инновациях» в образовании закладывает в сознании будущих выпускников вузов весьма поверхностный подход к законодательному и нормативному закреплению социальных критериев жизнедеятельности и ответственности за их соблюдение.

Принцип 5. Знания как необходимое условие развития архитектурно-строительной отрасли и формирования концепции профессионального образования. Центральным элементом в формировании концепции профессионального образования и, как следствие, матрице

Кадры для отрасли

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

преобразований города в биосферосовместимый и развивающий человека лежит использование научных знаний.

В настоящее время в ходе реформ российского образования сознательно фактически демонтируется все полезное, что было создано советской высшей школой, которая была одной из лучших в мире, а по концепции образования - лучшей. [7]. По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), в результате реформ Россия скатилась уже на 53-е место по уровню образования, а доля наукоемкого продукта производства в стране сократилась до 0,3%. Количество продаваемых в строительной отрасли лицензий на отечественные разработки близко к нулю. Расходная часть бюджета на образование за последние три года сократилась с 4,8 до 4,1%. Из всех стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), по затратам из расчета на одного студента лидируют США, где эти расходы в три раза больше, чем в России (в долларовом эквиваленте). Наша страна в рейтинге занимает 12-ю строчку после европейских стран (Великобритания, Швеция, Франция, Германия, Швейцария), Японии, Южной Кореи, Израиля [http://www. braintrack.eom/blog/2012/11/how-much-do-nations-spend-on-students/]. Меньшие расходы на одного студента только в Мексике, Бразилии и ЮАР. Не приходится удивляться, что согласно рейтингу [8] ни один российский университет не вошел в сотню лидеров, а МГУ расположился на «почетном» 161-м месте.

Результатом таких реформ «знаний» только в строительной отрасли стало катастрофическое старение инфраструктуры городов и производств. Данные РААСН, приведенные в работе [9], показывают, что более четверти всех аварий происходит по причине низкого качества строительно-монтажных работ, четверть аварий происходит по причине неквалифицированной эксплуатации объектов и примерно столько же вследствие ненадлежащего качества изготовления материалов и конструкций. Плохое качество проектных работ является причиной десятой части аварий. Использование современных компьютерных технологий для расчета строительных конструкций без соответствующей подготовки создает иллюзию простоты получения решений и слепую веру в их правильность. И чем ниже уровень инженера-расчетчика, тем больше веры. Голод в квалифицированных кадрах в строительной отрасли помимо других причин создает невосприимчивость отрасли к инновациям.

Из инженерных вузов постепенно, по причине возраста уходит профессорско-преподавательский состав, подготовленный еще советской высшей школой, а вместе с этим и носители высокопрофессиональных знаний и методики обучения. Как следствие, профессиональные знания у выпускников все больше перепрофилируются на «ликбез-ные». Даже главный контроль знаний - зачет и экзамен - в виде человеческого взаимодействия учителя и ученика (а именно это считал Л.Н. Толстой главным в образовании) подменяется дистанционными тестами по критерию «эффект узнаваемости». Одно дело - узнаваемость дорожного знака при тестировании в ГИБДД, совсем другое - проверка знаний и практических навыков построения эпюр в сопротивлении материалов и строительной механике.

Еще одним используемым в последнее время индикатором оценки качества уровня научных знаний является так называемая публикационная активность ученого, опреде-

б| -

ляемая количеством публикаций в журналах, цитируемых в международных базах данных, и индексом Хирша. Определяют ли эти показатели качественный уровень полученных результатов научных исследований, вопрос в научном сообществе остается дискуссионным. Известно, что проведение крупномасштабного экспериментального исследования сложной конструктивной системы для получения новых знаний о ее свойствах - задача трудоемкая, долговременная и дорогостоящая, требующая к тому же нового, более совершенного оборудования. Поэтому число таких исследований в России в строительной науке катастрофически сократилось. Публикационная активность автора без таких исследований в лучшем случае отражает виртуальные исследования с использованием компьютерных технологий, с анализом давно известных свойств предмета исследования, а чаще с многократным повторением в публикациях ранее известных результатов. Нередко дело доходит до вопиющей безнравственности: отдельные ученые, чтобы набрать заданное количество публикаций и соответственно показать публикационную активность, публикуют одну и ту же статью, даже не меняя ее названия. Набор таких статей представляется как необходимый научный результат, например для членства в диссертационном совете.

Еще бессмысленнее с позиции научной новизны и получения новых знаний дело обстоит с индексом Хирша. Незатейливая методика расчета позволяет напрямую управлять данным показателем. Для его «подъема» достаточно «настоятельно подсказать» своим аспирантам и докторантам, которым необходимо публиковаться перед защитой, на какие статьи следует ссылаться. С коллегами об этом можно договориться на паритетных началах. А в редакциях всегда «проконсультируют», сколько и каких должно быть ссылок в публикуемой статье. Отдельные вузы вынуждены даже планировать затраты на публикации в «солидных» зарубежных изданиях.

Подобные индексу Хирша индикаторы оценки результативности ученого очень удобны для руководителей науки и особенно чиновников всех рангов. С одной стороны, все легко подлежит учету в количественном отношении, с другой, - как и в случае с образованием, создается внешняя видимость определенных достижений в науке, встроенных в международную систему. При таких оценках результатов НИР в отчетности все в порядке. При этом не требуется затрат на создание современной лабораторной базы, на проведение экспериментальных исследований и опытно-конструкторских работ, на внедрение результатов исследований, не надо отчитываться за введение в хозяйственный оборот новшеств и эффективность введения этих новшеств. Такие индикаторы результативности прикладной науки все больше отдаляют ее от реального сектора экономики, а ведь главным мерилом прикладных исследований в отличие от оценки фундаментальных исследований всегда являлась степень востребованности результатов исследований той или иной отраслью народного хозяйства, эффективность внедрения и их полезность как ответ на запросы практики.

Подготовленные по результатам таких «исследований» в области строительства и архитектуры программы развития городов еще больше изуродуют эти города. В этих условиях вряд ли в архитектурно-строительной науке появятся новые Шуховы, Никитины, Мельниковы, Леонидовы ...

В итоге принцип 5 «Знания» не работает и не востребован.

^^^^^^^^^^^^^^ |3'2016

Научно-технический и производственный журнал

Принцип 6 призван оценить эффект или прогресс

от реализации предыдущих пяти принципов с использованием той или иной системы индикаторов, в частности оценить результаты предоставляемых образовательных услуг (именно услуг, а не самого образования в такой трактовке в отсутствие духовного и творческого начал ради гармонизации и развития человека уже второй десяток лет вдалбливается в общественное сознание).

Термин «услуга» разрушает тысячелетнюю эффективную практику передачи знаний от учителя к ученику. Во все предшествующие эпохи человечества учитель был окружен почетом и уважением, ибо передавал накопленные, постоянно пополняемые знания ученикам как стартовую площадку для его развития. Термин «услуга» переворачивает и опрокидывает отношения «учитель (преподаватель) - студент», и уже студент является покупателем услуги, а продавец должен, как на рынке, предлагать свою услугу, т. е. услужить за деньги; тем самым создаются, по существу, базарные отношения в вузе. Если следовать этой базарной логике, то студент, как покупатель, «всегда прав», однако беда заключается в том, что он не в состоянии при таком подходе принять и воспринять купленный весьма специфический товар - знания, да и не хочет этого делать. Налицо явный разрыв в системе передачи знаний, это чувствуют и понимают обе стороны. Коллизия разрешается следующим образом. Студент, не постигая, не добывая знания, покупаемые у не пользующегося общественным престижем преподавателя, все-таки хочет в итоге получить диплом об окончании вуза. Преподаватель, понимая это и, главное, заботясь о собственном имидже, так как продает высококачественную услугу, ставит завышенные оценки по сравнению со знаниями студента. Закономерно уровень знаний выпускников снижается, а оценки знаний студентов растут как относительно, так и абсолютно, отчетность внешне весьма благоприятная.

Однако эта ситуация весьма разрушительная. Вспомним определение маргинала, данное академиком В.В. Владимировым [10]: «Типичные черты маргинала как личности - функциональная неграмотность, криминальная нравственность, патологическая амбициозность. Маргинализация не знает социальных, границ... Процесс маргинализации общества крайне опасен. Он реально, а не гипотетически упрощает существование российской культуры, российского народа, российского государства. Постоянное замещение лучших элементов социальной структуры худшими и низведение ее организации до упрощения социальных атомов чревато общенациональной катастрофой».

Введение «образовательной услуги» в вузах запускает самоподдерживающийся процесс маргинализации общества в той его части, которая получает высшее образование, со всеми сопутствующими последствиями. Сегодняшний выпускник инженерной специальности, получив трехступенчатое «клиповое» образование, не готов к самостоятельной работе в отрасли. У подавляющего большинства выпускников, которые поверхностно усвоили отраслевые знания, практически отсутствует понимание расчетно-конструктивных дисциплин (авторы все еще проводят грань между знанием и пониманием). Научить инженера-строителя, понимающего «игру сил», строить эпюры усилий, используя тестовые образовательные технологии, невозможно. Получив такую подготовку, несложно пред-

ставить, что может «напроектировать» выпускник - покупатель. А ведь уже со студенческой скамьи, если верить «компетенциям», написанным в образовательном стандарте, студенту внушается, что он компетентен решать сложные профессиональные задачи. Если же говорить об уровне человеческого потенциала, то выпускники, получившие «образовательную услугу», не только непрофессиональны, но бездуховны и безнравственны, что уже общественно опасно.

Из сказанного следует, что индикаторами социального статуса человека в обществе и показателями меры оценки его труда в образовательной сфере должны стать повышение престижа высшего профессионального образования и научного творчества, воссоздание авторитета преподавателей высшей квалификации - профессоров и доцентов.

Одной из главных личностных трагедий необразованного выпускника - покупателя услуги является его неспособность к дальнейшему самообразованию, тем самым ему практически закрывается путь к дальнейшему непрерывному образованию в процессе профессиональной деятельности, нравственному росту.

Принцип 7. Высокопрофессиональная деятельность специалиста отрасли для удовлетворения рациональных потребностей человека через функции города. В соответствии с принципами концепции биосферной совместимости у города семь функций, и все они главные, начиная от жизнеобеспечения и заканчивая связью с природой [11]. Естественно, для их реализации необходимы высококвалифицированные специалисты во всех сферах функционирования города как сложнейшего организма во взаимосвязи с природой. Очевидно, высокий уровень таких специалистов должен быть востребован саморазвивающимся городом для реализации инновационных программ своего развития. Проблемы, связанные с жизнеобеспечением, занимают в настоящее время 90% времени работы городских администраций. Как показывает более чем двадцатилетний опыт, современному российскому бизнесу вряд ли нужны инновационные технологии и высококвалифицированные кадры, так как системное управление лишит значимого и столь привычного для них ручного управления. Результатом такой деятельности по жизнеобеспечению является не только практическое отсутствие внедрения инноваций в реальный сектор экономики города и особенно в строительство и ЖКХ, но и неспособность поддерживать необходимый уровень безопасности среды жизнедеятельности.

Анализ уровня безопасности основных фондов страны показал, что, несмотря на реализуемые в городах страны программы инвестирования, в том числе программы расселения ветхого и аварийного жилья и реконструкции объектов недвижимости, число аварий в жилых и общественных зданиях и сетях инженерной инфраструктуры от года к году возрастает. И вряд ли можно возразить, что уровень профессиональной подготовки специалистов отрасли последних двух десятилетий является тому причиной. Все более значимый вклад в это вносит и низкое качество образования, не обеспечивая должный уровень квалификации проектировщиков и строителей. Все чаще имеют место случаи именно некомпетентности принимаемых проектных решений, особенно для социально значимых, но не подкрепленных необходимым уровнем средств,

Кадры для отрасли

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 2. Общий вид обрушения здания подземной стоянки жилого комплекса в г. Белгороде

объектов. Примером могут являться выполненные проекты жилых и общественных зданий, в проектных решениях которых не соблюдены элементарные конструктивные требования стандартов по обеспечению безопасности. Так, проектное решение здания подземной стоянки жилого комплекса в г. Белгороде в виде монолитных колонн и безбалочного монолитного перекрытия выполнено без соблюдения требований действующих норм проектирования железобетонных конструкций, результатом чего явилось обрушение этого объекта еще в процессе строительства (рис. 2).

Запроектированный и эксплуатируемый в настоящее время в Советском районе г. Орла канализационный коллектор также выполнен с грубыми нарушениями действующих нормативных документов на такие инженерные сооружения. Несущие конструкции переходных колодцев коллектора выполнены не из железобетона, а из кирпича (кладка в полкирпича), да еще и в зимних условиях (рис. 3).

Такие примеры проектирования инженерно-строительных объектов, к сожалению, не единичны. Безопасность этих объектов уже на стадии строительства не обеспечена в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Из-за низких профессиональных знаний как управленцев, так и исполнителей, призванных обеспечить реализацию функций города, такие важные его функции, как «Милосердие», «Познание мира и творчество», «Связь с природой», если и включаются в программы развития городов, то лишь как пожелания. «Компетенции» в этих областях управления городом также отсутствуют в образовательных программах [12].

Опыт организации научных исследований ведущих зарубежных вузов инженерной направленности свидетельствует о том, что кафедры или другие научные структуры при кафедрах в большинстве своем ориентированы на выполнение практических заказов отрасли. Сотрудники этих структур используют современно оснащенные и аттестованные вузовские лаборатории двойного и даже тройного применения: решение учебных задач, решение практических задач отрасли, решение задачи генерации новых знаний - подготовки магистерских и кандидатских диссертаций. В практике подготовки инженеров-строителей в России этот опыт также присутствует и реализуется через работу академических или научно-творческих центров и объединений, когда студенты под руководством опытных

Рис. 3. Переходной колодец построенного канализационного коллектора в Советском районе г. Орла

преподавателей вузов приобщаются к выполнению реальных НИР и овладевают передовыми технологиями. Но этот опыт скорее исключение из традиционной учебной практики. В итоге намерения о повышении качества образования, отраслевой интеграции образовательных учреждений архитектурно-строительного профиля не подкреплены реальными механизмами действий и часто остаются декларациями.

Таким образом, в существующей системе высшего профессионального образования и практике градостроительства реализация принципа - город должен выполнять определенный набор функций, необходимых для всестороннего и полноценного развития человека, - сводится лишь к доступности видоизмененного высшего образования в университетах, которое прошло путь от российского уникального [13] до унифицированного.

Принцип 8. Обеспечение многообразных условий профессиональной деятельности. Высокопрофессиональное образование должно обеспечивать высокоморальные нормы поведения горожан и бесконфликтное удовлетворение национальных и конфессиональных интересов. Реализация этого принципа должна происходить через работу и взаимодействие профессиональных объединений и ассоциаций, научных сообществ. Наиболее распространенной практикой деятельности профессиональных союзов строителей в настоящее время является практика саморегулируемых организаций (СРО) с целью осуществления самостоятельной предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере строительства и смежных с ним областях. Их деятельность не раз подвергалась критике специалистов: чего стоит только термин «коммерческие СРО».

Как бы для соблюдения многообразных условий общественной жизни в системе образования появилась опасная тенденция либерализации учебного процесса, когда происходит подмена образовательной деятельности свободой выбора - посещение учебных занятий по индивидуальному графику, выбор студентами модулей и преподавателей, бесконечное число пересдач задолженностей и допуск к сессии без сданных вовремя зачетов. Это также создает иллюзию комфортных условий жизнедеятельности в вузе.

Принцип 9. Основу безопасной среды жизнедеятельности должны составлять новые знания, ибо знания - сила. Знания делают человека независимым, а система образо-

Научно-технический и производственный журнал

вания и ее кадры делают интеллектуально независимой страну. Используемые непрофессионалами, асоциальными маргиналами, экономические механизмы не учитывают общественных интересов жителей города и не обеспечивают комфортных и безопасных условий проживания на урбанизированных территориях.

Таким образом, проведенный анализ ретроспективы изменения концепции и стандартов российского, а затем советского и новейшего российского образования с позиции парадигмы биосферной совместимости показал, что в системе образования и науки лишь отдельные задачи подготовки бакалавров, специалистов и магистров совпадают с принципами формирования образовательных стандартов.

Предложенная еще в 1820-е гг. министром образования Пруссии Вильгельмом фон Гумбольдтом концепция

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года [электронный ресурс] http://www.minstroyrf.ru

2. Ильичев В.А., Каримов А.М., Колчунов В.И., Алексаши-на В.В., Бакаева Н.В., Кобелева С.А. Предложения к Доктрине трудоустройства и расселения (стратегического планирования городов) // Жилищное строительство. 2012. № 1. С. 2-11.

3. Перельмутер А.В. Заметки о прикладной науке // International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. 2013. № 9. Выпуск 2. С. 13-34.

4. Послание Президента Федеральному собранию. Опубл. в Российской газете. Федеральный выпуск № 6550 (278) от 4 декабря 2014 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Захаров В. Наука в России и в современном мире // Континент. 2010. № 143.

6. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

7. Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР в 1959 г. «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР» [электронный ресурс] http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959

8. По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [Электронный ресурс] / http://hdr.undp.org

9. Травуш В.И., Емельянов С.Г., Колчунов В.И. Безопасность среды жизнедеятельности - смысл и задача строительной науки // Промышленное и гражданское строительство. 2015. № 7. С. 20-27.

10. Владимиров В.В. Города в ХХ1 веке будут такими, какими будут живущие в них люди // Вестник Российской академии архитектуры и строительства наук, 2001.

11. Ильичев В.А., Емельянов С.Г., Колчунов В.И., Гордон В.А., Бакаева Н.В. Принципы преобразования города в био-сферосовместимый и развивающий человека. М.: Издательство АСВ, 2015. 186 с.

12. Ильичев В.А, Емельянов С.Г.. Преобразование городов в биосферосовместимые и развивающие человека: Курс лекций. Курск: ЮЗГУ, 2013. 100 с.

13. Тимошенко С.П. Инженерное образование в России. М.: Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 1997. 79 с.

подготовки инженерных кадров: «Обучая - исследуй, исследуя - обучай» - поясняет суть единства исследования и преподавания и не потеряла своей актуальности сегодня. Если говорить о единстве современного российского инженерного образования по реализуемой в настоящее время концепции «Глобальное будущее образование», то оно прослеживается фактически лишь в последовательности трех ступеней высшего образования, но не в единстве обучения и исследований. Впрочем, по дороге реформ потерян не только термин «инженер», но и само «профессиональное» образование.

«Города будут такими, какими будут живущие в них люди» [10], а какими будут эти люди, если они получат «клиповое» образование, неадекватные дипломы и «прикупленные» «компетенции»?

References

1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya stroitel'noi otrasli Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [elektronnyi resurs] http://www.minstroyrf.ru

2. Il'ichev V.A., Karimov A.M., Kolchunov V.I., Aleksashi-na V.V., Bakaeva N.V., Kobeleva S.A. Suggestions to the Doctrine of urban development and resettlement (strategic planning). Zhilishchnoe Stroitefstvo [Housing Construction].

2012. № 1, pp. 2-11. (In Russian).

3. Perel'muter A.V. Notes on applied science. International Journal for Computational Civil and Structural Engineering.

2013. No. 9. Vypusk 2, pp.13-34.

4. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. Opubl. v Rossiiskoi gazete. Federal'nyi vypusk No. 6550 (278) ot 4 dekabrya 2014 goda.

5. Zakharov V. Science in Russia and in the modern world. Kontinent. 2010, No. 143.

6. Federal'nyi Zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 13.07.2015) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». (In Russian).

7. Analiticheskaya zapiska NATO ob obrazovanii v SSSR v 1959 g «Nauchno-tekhnicheskoe obrazovanie i kadrovye rezervy v SSSR» [elektronnyi resurs] http://statehistory. ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959.

8. Po dannym Programmy razvitiya Organizatsii Ob»edinennykh Natsii (PROON) [Elektronnyi resurs] / http://hdr.undp.org

9. Travush V.I., Emel'yanov S.G., Kolchunov V.I. Safety of living environment - meaning and objective of civil engineering. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 2015. No. 7, pp. 20-27. (In Russian).

10. Vladimirov V.V. The city in the twenty-first century will be the way they will be living in them, people. Vestnik Rossiiskoi akademii arkhitektury i stroitel'stva nauk, 2001.

11. Il'ichev V.A., Emel'yanov S.G., Kolchunov V.I., Gordon V.A., Bakaeva N.V. Printsipy preobrazovaniya goroda v biosfero-sovmestimyi i razvivayushchii cheloveka. Moscow: ASV, 2015. 186 p.

12. Il'ichev V.A., Emel'yanov S.G. The transformation of cities in biosphereatmosphere and developing the person. Kursk: YuZGU, 2013. 100 p.

13. Timoshenko S.P. Engineering education in Russia. Moscow: Proizvodstvenno-izdatel'skii kombinat VINITI, 1997. 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.