Научная статья на тему 'Современная уровневая структура защиты сельхозтоваропроизводителей от аграрных рисков'

Современная уровневая структура защиты сельхозтоваропроизводителей от аграрных рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / АГРОСТРАХОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ЗАЩИТЫ / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАТЕЛЬ / АГЕНТСТВО / ФОНД / INSURANCE / AGRICULTURAL INSURANCE / THE LEVEL OF PROTECTION / THE INSURER / THE INSURED / THE AGENCY / FUND / RESERVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлишева Н. А.

В статье исследуется необходимость активизации сельскохозяйственного страхования, в том числе с государственной поддержкой. Используются диалектический метод, теоретические методы-операции: системного анализа и синтеза; индукции и дедукции; обобщения; абстрагирования; конкретизации; моделирования; мысленный эксперимент; графический метод. В статье анализируются необходимые предпосылки для интенсивного роста агрострахования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой: диверсификация, расширение направлений, объемов защиты сельхозтоваропроизводителей. Аналитический материал, представляющий не только уровневую структуру защиты сельхозтоваропроизводителей, но и методологию образования и использования каждого из элементов структуры, может быть использован ФГБУ «Федеральное агентство господдержки АПК» для актуализации информации, представленной на его официальном сайте об уровнях защиты в агростраховании, а также аналитиками и методистами при разработке концепции агрострахования с государственной поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Level Structure of Protection of Agricultural Producers Against Agrarian Risks

The article explores the need to intensify agricultural insurance, including state support. The dialectical method is used; theoretical methods-operations: system analysis and synthesis; induction and deduction; generalizations; abstraction; specification; modeling; thought experiment; graphical method. The necessary prerequisites for intensive growth of agricultural insurance of agricultural crops with state support are analyzed in the article: diversification, expansion of directions, volumes of protection of agricultural producers. Analytical material that represents not only the level structure of protection of agricultural producers but also the methodology for the formation and use of each of the elements of the structure can be used by FGBU “Federal Agency for State Support of Agroindustrial Complex” to update the information presented on its official website on protection levels in agri-insurance, and analysts and methodologists in developing the concept of agri-insurance with government support.

Текст научной работы на тему «Современная уровневая структура защиты сельхозтоваропроизводителей от аграрных рисков»

УДК 336.6(045)

современная уровневая структура защиты сельхозтоваропроизводителей от аграрных рисков

Тлишева НА., кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия [email protected]

Аннотация. В статье исследуется необходимость активизации сельскохозяйственного страхования, в том числе с государственной поддержкой. Используются диалектический метод, теоретические методы-операции: системного анализа и синтеза; индукции и дедукции; обобщения; абстрагирования; конкретизации; моделирования; мысленный эксперимент; графический метод.

В статье анализируются необходимые предпосылки для интенсивного роста агрострахования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой: диверсификация, расширение направлений, объемов защиты сельхозтоваропроизводителей. Аналитический материал, представляющий не только уровневую структуру защиты сельхозтоваропроизводителей, но и методологию образования и использования каждого из элементов структуры, может быть использован ФГБУ «Федеральное агентство господдержки АПК» для актуализации информации, представленной на его официальном сайте об уровнях защиты в агростраховании, а также аналитиками и методистами при разработке концепции агрострахования с государственной поддержкой.

Ключевые слова: страхование; агрострахование; уровень защиты; страховщик; страхователь; агентство; фонд

modern level structure of protection of agricultural producers against

agrarian risks

Tlisheva N.A.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department

of monetary circulation and credit,

Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

[email protected]

Abstract. The article explores the need to intensify agricultural insurance, including state support. The dialectical method is used; theoretical methods-operations: system analysis and synthesis; induction and deduction; generalizations; abstraction; specification; modeling; thought experiment; graphical method.

Научный руководитель: Питерская Л.Ю., доктор экономических наук, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия.

The necessary prerequisites for intensive growth of agricultural insurance of agricultural crops with state support are analyzed in the article: diversification, expansion of directions, volumes of protection of agricultural producers. Analytical material that represents not only the level structure of protection of agricultural producers but also the methodology for the formation and use of each of the elements of the structure can be used by FGBU "Federal Agency for State Support of Agroindustrial Complex" to update the information presented on its official website on protection levels in agri-insurance, and analysts and methodologists in developing the concept of agri-insurance with government support.

Keywords: insurance; agricultural insurance; the level of protection; the insurer; the insured; the Agency; Fund; reserve

Страхование выполняет защитную и превентивную функции.

В ноябре 2001 г. создан специализированный методико-методологический центр государственной поддержки агрострахования - ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».

Важная роль Агентства проявилась в том, что им была выработана пятиуровневая стратегия защиты сельхозтоваропроизводителей от стихийных бедствий.

на первом уровне защиты предусматривалось собственное варьируемое участие страхователя в покрытии возникших убытков при агрострахо-вании с государственной поддержкой (франшиза, например, до 20%).

второй уровень предполагал участие страховых компаний в страховании сельскохозяйственных рисков и их ответственность по заключенным договорам страхования в соответствии с утвержденной Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и общепринятой методикой расчета собственного удержания по застрахованным рискам.

третий уровень защиты предусматривал, что «в целях обеспечения финансовой устойчивости при осуществлении страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой ответственность по заключенным договорам принимают на себя участники Российского сельскохозяйственного страхового пула (РССП)». РССП -объединение крупнейших страховых компаний с целью перестрахования сельскохозяйственных рисков, созданное наряду с ФГУ ФАГПССАП.

Четвертый уровень предусматривал возмещение убытков, возникших в результате крупномасштабных стихийных бедствий и природных катаклизмов за счет резервного (стабилизацион-

ного) фонда федерального бюджета. (Сегодня это социальный резервный фонд, предусматриваемый в федеральном бюджете для оказания экстренной помощи субъектам РФ в ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации при невозможности ликвидировать ее собственными силами субъекта. Указанный фонд предусматривается в федеральном бюджете сверх тех средств, которые направляются на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Под крупномасштабными стихийными бедствиями понимаются опасные гидрометеорологические явления, повлекшие за собой масштабную гибель сельскохозяйственных посевов и/или животных и сопряженные с существенными потерями имущества сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Денежные средства федерального бюджета направлялись:

На пополнение Федерального сельскохозяйственного страхового резерва1.

1 Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв в соответствии с Федеральным законом от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (Собрание законодательства Российской федерации, 1997, № 29, ст. 3501) и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.1998 № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства» (утратили силу) - управляемый Федеральным агентством по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства фонд, средства которого направлялись страховщикам в случае, если имеющихся в их распоряжении средств недостаточно для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием уро-

Рис. 1. Уровни защиты сельхозтоваропризводителей в агростраховании с господдержкой

Напрямую сельскохозяйственным товаропроизводителям на покрытие возникших убытков.

Четвертый уровень защиты2 может быть разделен на два и формировать четвертый и пятый уровни:

а) Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв;

б) Стабилизационный фонд федерального бюджета (ныне - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния)3.

жая сельскохозяйственных культур, и формировались за счет отчислений в размере 5% от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Здесь видны некоторые аналогии с компенсационным фондом НСА.

2 Четыре уровня выделяет Федеральное агентство по государственной поддержке деятельности агропромышленного комплекса, сохранившее ныне в своем ведении ряд механизмов регулирования агрострахования, наряду с НСА.

3 Представленная пятиуровневая структура описана в книге И. Г. Ушачева и др. [3]. Примечательно, что сами авторы указанного издания считают, что в настоящее

В современной системе агрострахования (в том числе, с государственной поддержкой) произошли изменения:

• ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» переименовано в соответствии с приказом Минсельхоза России от 10.02.2016 № 48 в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное агентство по государственной поддержке деятельности агропромышленного комплекса» (ФГБУ «Федеральное агентство господдержки АПК»). Наряду с ним теперь действует Профессиональное объединение страховщиков - Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков» (НСА).

• НСА теперь формирует фонд компенсационных выплат, а Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв более не формируется.

время действуют лишь два уровня защиты сельхозтоваропроизводителей, что сдерживает развитие страхового рынка.

Таблица

современная уровневая структура защиты сельхозтоваропроизводителей от аграрных рисков*

Уровень защиты от рисков характеристика ключевых участников и инструментария

1 2

1-й уровень страхователь и его собственное участие в страховании

2-й уровень страховые компании и их ответственность. Так, например, если при осуществлении сельскохозяйственного страхования разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год (отчетный период) превышает 5% от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление будущих страховых выплат (стабилизационный резерв) до достижения данным страховым резервом величины, равной трехкратному размеру максимальной за последние десять лет годовой страховой премии страховщика, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования. Стабилизационный резерв представляет собой расчетную величину обязательств, необходимых для компенсации расходов страховщика на осуществление будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика**

3-й уровень объединение страховщиков Институт объединения агростраховщиков был создан для выполнения функции поддержания платежеспособности всей системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и гарантии сельскохозяйственному товаропроизводителю выплаты в случае банкротства одного из его участников. Если страховая выплата или ее часть не может быть осуществлена страховщиком, заключившим договор сельскохозяйственного страхования, вследствие процедур, применяемых в деле о банкротстве страховщика, или применения в отношении страховщика мер по предупреждению банкротства, объединением страховщиков осуществляются компенсационные выплаты в счет возмещения ущерба, нанесенного страхователю вследствие утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, по договорам сельскохозяйственного страхования, заключенным в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»

4-й уровень резервный фонд Правительства российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий расходуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 п 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (ред. от 30.09.2015) (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»)

* Авторская позиция.

** Стабилизационный резерв представляет собой страховой резерв, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 31, ст. 4700; № 50, ст. 7359; 2013, № 30, ст. 4084; 2014, № 52, ст. 7535; 2016, № 22, ст. 3094; № 26, ст. 3891) для компенсации расходов на осуществление страховых выплат в последующие периоды.

289940,62

ч\\\Ч\\\\\\\\\\\\ЧЧ\\\ЧЧ\Ч\Ч\УчЧЧ\Ч\> у\\\\\\\\\\\Ч\\\Ч\\\\\\\Ч\\\ЧЧ\Ч\\\\\

2104654194 00

чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ^ лччччччччччччччччччччччччччччччччччч лччччччччччччччччччччччччччччччччччч лччччччччччччччччччччччччччччччччччч лччччччччччччччччччччччччччччччччччч лччччччччччччччччччччччччччччччччччч Ччччччччччччччччччччччччччччччччччччч лччччччччччччччччччччччччччччччччччч

ЛЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ*! <<<<<<<<<<<<<<<<<<

) ' ' ' > > 361542 060,00 > * > > >

2015

'А Начислено страховщикам отчислений в Фонд компенсационных выплат НСА, тыс. Руб.

□ Капитал и резервы (целевое финансирование) на конец отчетного года (тыс. руб.)

Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках подпрограммы «Предупреждение, спасение, помощь» государственной программы Российской Федерации «Защита населен > Страховая сумма, тыс. руб.

Рис. 2. Потенциальные источники финансирования аграрных рисков, 2015 г.

Средства Федерального сельскохозяйственного страхового резерва направлялись страховщикам в случае, если у них было недостаточно средств для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий,связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур. А средства компенсационного фонда НСА выделялись при угрозе банкротства (банкротстве) страховщика.

Российского сельскохозяйственного страхового пула более не существует [2, с. 157].

Эти изменения повлекли за собой изменения в уровневой структуре защиты сельхозтоваропроизводителей от аграрных рисков (см. таблицу, рис. 1).

Аграрное страхование по источникам и типам финансирования можно представить как совокупность следующих элементов:

• капитал и резервы сельскохозяйственных предприятий (потому что именно они в первую очередь расходуются при страховании сельхозтоваропроизводителями своих имущественных рисков без участия страховщиков);

• страховая сумма в сельскохозяйственном страховании (как индикатор страхового риска, при страховании с участием страховщиков);

• начисленные страховщикам - участникам страхования с господдержкой суммы отчислений в компенсационный фонд НСА;

• Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках подпрограммы «Предупреждение, спасение, помощь» государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

В результате можно увидеть, что:

• доля капитала и резервов равна 85,3%;

• доля страховой суммы - 14,7%;

• доля отчислений в компенсационный фонд НСА - 0,01%;

• доля Резервного фонда - 0,05% (рис. 2).

Следовательно, несмотря на значительное

число публикаций по проблемам взаимодействия страхователей и страховщиков [9], поиск механизмов взаимодействия государства и страхователей)в том числе, на примере зарубежного опыта [2, 5, 8]), и страховщиков [2]

при страховании катастрофических рисков, покрытии убытков от опасных природных явлений и стихийных бедствий [1, 6, 7], функционирование механизма компенсационных выплат через НСА [10], можно сделать вывод о необходимости создания дополнительных стимулов сельхозтоваропроизводителям к самостоятельному формированию страховых резервов. Необходимо раскрывать потенциал агрострахования с государственной поддержкой через оптимизацию законодательной, методической баз и постоянство условий страхования. Требуется усиление роли компенсационного фонда НСА в защите сельхозтоваропроизводителей не только при банкротстве страховщиков, а также увеличение удельного веса специализированного Резервного фонда в структуре направлений расходования средств федерального бюджета.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 17-12-23032 а(р).

список источников

1. Бардин И.Ю. Эффективное взаимодействие государства и страхового рынка в возмещении и предупреждении ущерба от природных катастроф // Страховое дело. 2011. № 9. С. 11-15.

2. Власова Н.И. Зарубежный опыт применения государственных перестраховочных организаций в сфере АПК Российской Федерации // Аграрный научный журнал. 2016. № 2. С. 76-80.

3. Ушачев И.Г., Борхунов Н.А., Зарук Н.Ф., Губанова Н.В. и др. Воспроизводство в аграрной экономике: вопросы теории, государственного регулирования и эффективности производства. Тула: Гриф и К, 2009. 324 с.

4. Гераскина Е.В., Суслякова О.Н. Страховые пулы как участники страхового рынка // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 4 (4). С. 156-158. URL: https://eLibrary.ru/downLoad/eLibrary_24252273_65387246. pdf (дата обращения: 15.07.2017).

5. Клишина Ю.Е., Углицких О.Н. Международный опыт страхования сельскохозяйственных рисков: перспективы для России // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 8. С. 91-98.

6. Котлобовский И.Б., Бардин И.Ю. Эффективное взаимодействие государства и страхового рынка в возмещении и предупреждении ущерба от природных и техногенных катастроф // Взаимодействие государства и страховых организаций: проблемы и перспективы развития: материалы международного страхового форума. 2011. С. 76-85. URL: https://eLibrary.ru/downLoad/eLibrary_22756774_36730782.pdf (дата обращения: 15.07.2017).

7. Старостина Т.А. Определение государственно-частного партнерства, его сущность, основные характеристики и его особенности в страховой деятельности // Страховое право. 2016. № 3 (72). С. 3-18.

8. Строкин И.С. Критерии успешных мировых систем страхования урожая с государственной поддержкой // Сахар. 2016. № 9. С. 48-50.

9. Федотенко С.А. Современное состояние страхового рынка Российской Федерации // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (5). С. 81-85. URL: https://eLibrary.ru/downLoad/ eLibrary_22507170_56648995.pdf (дата обращения: 15.07.2017).

10. Харченко Д.В. Единый унификатор в агростраховании - тренд на объединение // Страховое дело. 2016. № 7 (280). С. 48-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.