3. Zarichna A.A. Economy of Crimea. - 2011. - №4 (37). - S.265-269. European experience in the development of rural tourism. [Electronic resource] - access mode http://tourlib.net/statti_tourism/zarichnaya.htm
Е.В. Шулико - к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийского филиала Финуниверситета, Новороссийск, Россия, [email protected],
E.V. Suliko - candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics, Finance and Management Department, Novorossiysk branch of the Financial University, Novorossiysk, Russia;
И.П. Ковалева - к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийского филиала Финуниверситета, Новороссийск, Россия, [email protected],
I. P. Kovaleva - candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics, Finance and Management Department, Novorossiysk branch of the Financial University, Novorossiysk, Russia.
СОВРЕМЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ MODERN PRICING OF THE ORGANIZATION: THEORETICAL ASPECT
Аннотация: Установление цены на товар во все времена являлось неким искусством, ведь цена должна удовлетворять потребностям всех потребителей, заинтересованных в приобретении производимой предприятием продукции. Необоснованно заниженная - вызывает у покупателя ассоциации с низким качеством товара, высокая цена - исключает возможность приобретения товара многими покупателями. А так как объём реализуемой продукции и есть основной фактор получения прибыли, то и цена товара должна способствовать увеличению объёма сбыта. Именно поэтому разработке ценовой политики и стратегии должно уделяться особое внимание со стороны руководства предприятия, так как любое необдуманное решение или необоснованный шаг в области принятия ценовых решений может привести к негативным последствиям. Ценовая политика предприятия понятие довольно обширное и многогранное, оно подразумевает целый комплекс мероприятий, принципов и методов формирования и установления цен на производимую продукцию.
Annotaion: setting the price of goods has always been an art, because the price must meet the needs of all consumers interested in purchasing the products produced by the enterprise. Unreasonably understated-causes the buyer Association with low quality of goods, the high price - excludes possibility of acquisition of goods by many buyers. And since the volume of products sold is the main factor in making a profit, the price of the goods should contribute to an increase in sales. That is why the development of pricing policy and strategy should be given special attention by the management of the enterprise, as any rash decision or unreasonable step in the field of pricing decisions can lead to negative consequences. Pricing policy of the enterprise the concept is quite extensive and multifaceted, it involves a range of activities, principles and methods of formation and pricing of products.
Ключевые слова: цена, справедливая цена, стоимостная теория цены, трудовая стоимость, ценовая политика организации, факторы ценообразования, стратегия и тактика ценообразования, методология ценообразования.
Keywords: price, fair price, cost theory of price, labor cost, pricing policy of the organization, pricing factors, pricing strategy and tactics, pricing methodology.
Значение и сущность понятия «цена» находятся в поле зрения ученых с момента зарождения товарообмена. Первые упоминания о цене, как о факторе участвующем в товарообмене появились ещё в трудах античных мыслителей древней Греции, Китая и Индии. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э) рассматривал цену, как одну из категорий обмена товара. В своих исследованиях он пришел к тому, что для равноценного обмена товара, необходимо определить его стоимость. По его словам, «Обмениваемые товары должны быть равны в каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу от потери этого товара». Таким образом, Аристотелем было сформулировано понятие «справедливой цены», то есть цены, которая устанавливается между участниками товарообмена в результате их обоюдного согласия [1].
Гораздо позже, во времена средневековья, итальянский мыслитель Фома Аквинский (XIII в. н.э.) в своем труде «Сумма теологий», посвященном исследованию человеческого бытия, тоже упоминает понятие «справедливой цены». С одной стороны, он называет «справедливой» ту цену, которая полностью возмещает затраты по созданию товара. В то же время, с другой стороны, по его мнению - размер цены должен варьироваться в зависимости от степени приближённости покупателя к Богу, то есть для священнослужителей цена на различные товары должна быть ниже, чем для всех остальных категорий граждан [4].
Ученые и экономисты XVIII - ХХвв. среди характеристик цены особо выделяли три аспекта: стоимость товара, полезность товара и затраты на его изготовление. Этими подходами в изучении цены и ценообразующих факторов в своих исследованиях пользовались представители различных экономических школ и их последователи.
Джон Стюарт Миль, исследуя ценообразующий фактор конкуренции, вводит понятие цены как «денежного выражения стоимости товара». Впоследствии это определение становится основой «стоимостной теории цены» [1].
Одним из наиболее последовательных сторонников «стоимостной теории» являлся Карл Маркс. В своём труде «Капитал» он разработал концепцию существования двух экономических категорий - стоимости товара и цены товара. Его теория стоимости заключает в себе три фактора производства - труд, землю, капитал. В ходе её разработки он вводит два понятия стоимости - «трудовую стоимость» и «прибавочную стоимость». Но тем не менее однозначно нельзя сказать, что Маркс был прародителем «теории трудовой стоимости» [8].
Предположения о том, что в основу стоимости (цены) заложен труд, зародились ещё в Древней Греции. Аристотель говорил: «Справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику так, как работа башмачника относится к работе земледельца». Впоследствии в этом направлении работали многие другие мыслители и философы, в том числе Джонн Локк и Уильям Петти [1].
Шотландский экономист Адам Смитт сделал значительный шаг вперед в исследовании природы стоимости, разделив понятия «потребительской стоимости» т.е. той, в которую заложен аспект полезности товара для покупателя и «меновой стоимости» т.е. стоимости, регулирующей ценность товара при обмене.
Различные варианты «трудовой теории стоимости» рассматривали основоположники классической политической экономии Уильям Петти, Давид Рикардо, но завершенную форму теория приобрела в работах Карла Маркса и именно поэтому она ассоциируется в большей степени с марксизмом [6, с.46].
«Трудовую стоимость» Маркс определял, как заложенный в товаре и овеществлённый труд товаропроизводителя. Величиной стоимости товара в данном случае является количество труда, необходимого для его производства и затраченное на это время. В понятие «прибавочной стоимости» ученый заложил разницу между стоимостью - вложенной в процессе труда наемной рабочей силы и стоимостью создаваемую трудом наемного рабочего.
Обобщая понятие «стоимости», Маркс говорил: «Стоимость, как одна из составляющих цены, представляет собой сумму затрат, понесенных изготовителем на производство и реализацию товара», вкладывая, при этом, в понятие цены совокупность всех разновидностей стоимости, выраженную в денежном эквиваленте [8].
Данный подход к изучению цены и ценообразования Карл Маркс заложил в своё исследование «стоимостной теории цены», этот же подход стал основой изучения экономической сущности цены и в современной экономике.
Экономическая теория нашего времени рассматривает цену с нескольких позиций: цена, как экономическая категория; цена, как стоимость товара, выраженная в денежном эквиваленте; цена, как отношения между продавцом и покупателем; цена, как денежная сумма, образующаяся в результате таких факторов свободного рынка, как спрос и предложение, и предназначенная к оплате за единицу товара (если цена розничная) или за некоторое количество товара (если цена оптовая). Современные позиции цены определяют и её основные функции:
- учетная функция - показывает стоимость производства, какого - либо вида продукции (себестоимость
товара);
- стимулирующая функция - заключается в воздействии на выпуск, реализацию и потребление различных товаров путем увеличения объема производства, использования новых технологий и обновления ассортимента;
- распределительная функция - выражается в участии цены в перераспределении национального дохода между отраслями народного хозяйства, а также между социальными группами населения;
- регулирующая функция - цена выступает инструментом уравновешивания спроса и предложения, это происходит посредством увеличения либо снижения уровня цен, что и приводит к выравниванию уровня спроса и предложения по отношению друг к другу;
- измерительная функция - заключается, в сущности, цены, как некоего количества денег, которое покупатель готов заплатить продавцу за единицу приобретаемого товара [12, с.90].
На формирование цены влияние оказывает множество факторов, как внутренних, так и внешних. К внутренним факторам относятся: уровень издержек производства; особенности процесса производства, его масштабы; специфика выпускаемой продукции; возможности предприятия с финансовой точки зрения; организация процесса ценообразования; возможность оперативного регулирования цены в случае непредвиденных обстоятельств возникающих в ходе процесса производства; ценовые стратегии и тактика ценообразования, применяемые в ходе проведения ценовой политики в организации. Внешние факторы, оказывающие влияние на формирование цены, это: политическая и экономическая ситуация в стране; государственное регулирование цен; состояние денежной среды; уровень инфляции в экономике; соотношение спроса и предложения; объемы и условия поставок товара на рынки сбыта; общественная цена производства; монополистическое регулирование [5, с.28]:
Цена играет важнейшую роль не только в экономике государства, но и в хозяйственной деятельности организаций - товаропроизводителей. Она оказывает воздействие, как на структуру и объёмы производства, так и на показатели рентабельности и финансового результата деятельности предприятия. Именно поэтому ведение грамотной ценовой политики - неотъемлемая часть в составе управленческой стратегии фирмы. Осуществление
ценовой политики на предприятии подразумевает под собой проведение целого комплекса мероприятий, реализация которых происходит поэтапно (рис.1) [14]:
Рисунок 1 - Этапы проведения ценовой политики организации в современных условиях финансово-хозяйственной деятельности
Для того чтобы глубже понять суть ценовой политики, необходимо рассмотреть основные факторы, оказывающие преимущественное влияние на процесс ценообразования в организации. К числу основополагающих факторов относятся: выбор стратегии и тактики ценообразования; применение методов и принципов из состава методологии ценообразования.
Структура каждого из перечисленных элементов содержит в себе ряд методов и принципов, на которые необходимо опираться при выборе методики создания цены в организации (рис.2) [13].
Рисунок 2 - Система факторов, участвующих в формировании ценовой политики организации
Выбирая стратегию ведения ценовой политики для своей организации, предприниматель, как правило, за основу берет общепринятые типы ценовых стратегий, самыми применяемыми, из которых являются три типа [10]:
- к первому из них относятся стратегии цен на новый товар, они подразделяются на:
1) стратегию премиальных цен или стратегию «снятия сливок», применяемую, в основном, к товару из ряда «уникальных изделий», это такой товар, у которого на момент выхода на рынок нет аналогов, а значит и нет конкурентов;
2) следующий вид стратегий в этом типе - «стратегия нейтрального ценообразования». При ее применении за базу цен берется среднерыночная цена, ориентированная на ценность нового товара для покупателя и соответствующая цене на возможные аналоги, продаваемые на рынке;
3) стратегия ценового прорыва или «внедрения на рынок» - прямо противоположна стратегии «снятия сливок», так как при её использовании цены устанавливаются ниже среднерыночных цен на аналогичную продукцию, представленную на рынке [3];
- ко второму типу ценовых стратегий относятся стратегии установления цены на основе географического принципа. Суть данного типа стратегий заключается в установлении различного диапазона цен на один и тот же вид выпускаемого товара в зависимости от разницы затрат на транспортировку товара к месту сбыта. В данном случае возможны такие варианты определения цены: формирование цены по месту производства продукции; установление единой цены, в которую будут включены расходы на транспортировку товара и его доставку к месту сбыта; установление цен по зональному принципу; установление уровня цен в соответствии с сезонностью товара и его востребованностью на той или иной территории;
- к третьему типу стратегий формирования цены относятся стратегии «дискриминационного ценообразования». Данная стратегия предполагает, что одним из факторов формирования цены на производимый товар будет учет различий в потребителях, товарах и местностях. Используя данную стратегию сбыт товара буде происходить по разным ценам, без учета разницы в издержках. Дискриминационная стратегия цен имеет несколько форм [2, с. 101]:
1) цена на один вид товара может иметь различный номинал для разных групп потребителей;
2) в разных местностях цена на один и тот же товар будет разной, хотя издержки на его производство во всех этих местностях одинаковые;
3) цена может зависеть от уровня оснащенности производства новейшими технологиями.
Процесс выбора и формирования стратегии ценовой политики предприятия состоит, как правило, из нескольких этапов. На первом этапе происходит сбор необходимой информации. На втором этапе проводится стратегический анализ (финансовый анализ, анализ рынка, анализ уровня государственного регулирования). Заключающим этапом является формирование собственной стратегии ценообразующей политики. Разработав стратегию ценообразования, фирма должна выбрать тактику ведения ценовой политики, то есть определить спектр мероприятий, которые будут проводиться для принятия краткосрочных ценовых решений, с целью стабилизации или повышения объёмов продаж. Тактика формирования цены заключает в себе комплекс практических мер, с помощью применения которых осуществляется управление процессом ценообразования [11, с.508].
Применение тактики в ходе осуществления ценовой политики способствует стимулированию объёма продаж посредством создания льготных условий для посредников, оптовых покупателей, либо конечных потребителей производимой организацией продукции. В отличие от стратегии ценообразования, тактика разрабатывается на краткосрочный период - месяц, квартал или год. Самыми применяемыми типами ценовой тактики являются «Тактика формирования цены со скидками, надбавками и зачетами» и «Тактика стимулирования сбыта».
Основными видами скидок, наиболее часто применяемыми в российской практике ценообразования, являются: скидка за объём покупаемого товара; скидка за наличный платёж; скидка за оборот (bonus) представляет собой поэтапное увеличение процента скидки, растущего по мере увеличения оборота; функциональная скидка (скидка для розничных покупателей); специальная скидка (extra discount) - предусмотрена для тех покупателей, в заказах которых производитель наиболее заинтересован по тем или иным причинам; экспортная скидка - снижение цены на товар для иностранных потребителей свыше тех скидок, которые действуют на внутреннем рынке.
Надбавки к цене - это определённая доля от стоимости товара, которая добавляется к базовой цене для повышения её уровня. В отличие то скидок, надбавки применяются в случае: улучшения качества производимой продукции; уменьшения заказчиком сроков по изготовлению и доставке продукции и т.д.
Зачеты представляют собой одну из разновидностей скидок на цену товара по прейскуранту и заключаются в предоставлении скидки на приобретение нового товара при условии возврата старого. Такой вид снижения цены широко используется для товаров длительного пользования, например, автомобилей или крупногабаритной техники.
Тактика стимулирования сбыта - второй тип ценовых тактик, представляющий собой мотивированное понижение цены (иногда, даже ниже себестоимости) для краткосрочного повышения сбыта производимого товара. К примеру, предприятие может объявить о выпуске ограниченной партии товара по сниженной цене, приурочив это, к какому-нибудь знаменательному событию в стране, или поводом может послужить юбилей самой фирмы. На сегодняшний день, наиболее применяемым видом ценовых тактик в процессе коммерческой деятельности предприятия является использование скидок на базовый уровень цены либо скидок на цены прейскуранта.
К приоритетным целям ценовой политики организации, в общем виде относятся: максимизация прибыли; увеличение объёма продаж производимого товара; обеспечение безубыточного функционирования предприятия; поддержание конкурентоспособности товара на рынке; освоение новых рынков сбыта; достижение лидерства в качестве производимой продукции [15, с.78].
Разработав собственную стратегию ценовой политики и выбрав тактику её проведения, организация приступает к выбору принципов и методов, с помощью которых будет сформирована окончательная цена на выпускаемую продукцию. Принципы формирования цены - общие условия, необходимость соблюдения которых заключается в обеспечении полноценного процесса создания, установления и применения цены. Общими эти условия называют, потому что они могут применяться, как для формирования цен на уровне экономики государства, так и в ходе реализации ценовой политики внутри предприятия. К общим принципам ценообразования относятся: принцип научной обоснованности цен; принцип целевой ориентации цен; принцип плановости цен; принцип непрерывности процесса ценообразования; принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен; принцип законности.
Практика хозяйственной деятельности организаций в современных условиях показывает, что ориентирами фирмы при формировании цены, как правило, служат методы входящие в состав одного из трех типов ценообразования:
- либо предприятие, устанавливая цену на производимый товар, рассчитывает её с помощью затратных методов ценообразования (затратный подход к ценообразованию);
- либо ценовая политика фирмы будет развиваться, базируясь на методике рыночного подхода к ценообразованию и основываться на ценности товара для потребителя;
- либо, при установлении цены на производимый товар предприниматель возьмёт за основу параметрические методы ценообразования (что происходит довольно редко и только в странах с хорошо развитой рыночной экономикой, в большей степени при работе с государственными заказами).
Таким образом, методика ценообразования включает в себя широкий диапазон методов, сгруппированных между собой по нескольким признакам. Система методов формирования цены на продукцию (работы, услуги) организации в российской практике представлена на рис.3.
Рисунок 3 - Система методов формирования цены на продукцию (работы, услуги) организации в российской
практике
Все вышеперечисленные методы ценообразования имеют свои достоинства и недостатки. К примеру, достоинства затратных методов ценообразования заключается в: простоте расчетов; возможности быстрого получения необходимой для расчетов информации; надежности информации и достоверности параметров, так как данные предоставляются бухгалтерией предприятия. Недостатки затратного метода ценообразования состоят в том, что: цена никак не связана с рыночным спросом на производимый товар; отсутствует стимулирование к сокращению издержек производства и повышению степени использования ресурсов производства; не берутся в расчёт потребительские качества производимого товара и спрос на него среди потребителей, то есть фактически, цена товара ориентирована на интересы производителя, а не потребителя [7, с.661].
Рыночные методы ценообразования в отличие, от затратных, базируются на потребительском восприятии ценностных качеств выпускаемой продукции, на степени заинтересованности покупателей в приобретении этой продукции, что бесспорно является положительными характеристиками. Также, к числу достоинств рыночных методов можно отнести простоту расчетов для производителя, а в случае применения «тендерного метода» ещё и получение максимальной прибыли. Недостатками ценообразования с применением рыночных методов можно назвать то, что: во-первых - цена устанавливается практически произвольно; во-вторых - если к примеру, использовать «метод следования за лидером», то рентабельность предприятия может быть значительно ниже, чем у лидера и что самое важное - роста рентабельности может не быть довольно долго; в-третьих - так как цены устанавливаются фактически произвольно, издержки предприятия на производство продукции никак не отражаются в цене, это же касается и уровня потребительского спроса.
Параметрические методы ценообразования, по сравнению с рыночными и затратными, используются гораздо реже. Причиной данного факта во-первых, является то, что в основу формирования цены на новый товар заложена привязка к цене на базовый товар, что, по мнению товаропроизводителей, является существенным недостатком, так как цена на базовый товар может не соответствовать оптимальной цене нового товара, а во-вторых, при расчете цены учитывается только ограниченной число параметров. В то же время, преимущества параметрического ценообразования заключаются в том, что методика расчета цены основывается на учете технико-экономических параметров продукции. Цена, рассчитанная на основе исследования и оценки параметров, в большей степени отражает складывающиеся на рынке предпосылки формирования цен, чем расчет, в основу которого заложена калькуляция себестоимости (при использовании затратных методов) [9, с.4].
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что:
- ценовая политика является одним из решающих факторов в успешном функционировании и процветании организации, а также в его конкурентоспособности на рынке;
- эффективная ценовая политика должна внимать текущим потребностям рынка и быть направленной на достижение наилучших финансовых результатов для организации;
- результатом ведения грамотной ценовой политики должно быть не просто установление конкурентоспособной цены на товар, а создание на предприятии целой системы ценообразования, которая бы учитывала возможности всех категорий покупателей, заинтересованных в выпускаемом предприятием товаре исходя из географических особенностей расположения рынка сбыта, финансовых возможностей потребителей, сезонности потребления товара и других, не менее важных аспектов.
Обобщая все интерпретации экономической сущности цены, можно отметить: что, как экономическая категория цена представляет собой многофункциональный инструмент регулирования рыночной экономики. Она оказывает существенное воздействие на хозяйственную деятельность, как на макро, так и на микроуровне. В государственных масштабах управления экономикой цена является базовым элементом, с помощью которого происходит формирование и регулирование рыночных отношений. На микроуровне цена выступает одним из главенствующих факторов в хозяйственной деятельности организации, способствующим её развитию и достижению главной цели - получению прибыли.
Источники:
1. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1985. -367 с. — URL: https://royallib.com/book/anikin_andrey/yunost_nauki_gizn_i_idei_misliteley_ekonomistov_do_marksa.html (дата обращения: 01.02.2019).
2. Володина С.Г. Актуальные вопросы повышения прибыли организации: выбор ценовой стратегии и метода ценообразования // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. № 2(23). С. 101-104.
3. Егорова М. С., Чан Т. Х. Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 592-594. — URL https://moluch.ru/archive/89/18157/ (дата обращения: 05.02.2019).
4. Каргина Р. Ю. История экономической мысли // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3810/ (дата обращения: 02.02.2019).
5. Киселева И.А., Искаджян С.О. Анализ внутренних факторов, влияющих на процесс ценообразования // Дайджест-Финансы. - №2(218). - 2013. С. 28-32.
6. Козырев В.М. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности - важнейшие направления в современной экономической науке // Вестник РМАТ, Издательство: Российская международная академия туризма. - №3. - 2014. С. 4656.
7. Лавренко Е.А., Рябиков Н.Е., Цабиева З.С. Затратный подход с позиции определения жизненного цикла организации // Экономика и предпринимательство. - № 11 (88). - 2017. С.661-664.
8. Маркс К. Капитал. - Изд-во АСТ, 2018. - 544 с. — URL: https://fictionbook.ru/author/karl_genrih_marks/kapital/read_online.html (дата обращения: 03.02.2019).
9. Нижегородцев Р.М. Выбор методов ценообразования наукоемких благ: затратные, рыночные, параметрические // Вестник южно-российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). -№4. - 2015. С. 4-17.
10. Орлова Е. В., Ульмасова И. С. Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация // Молодой ученый.
— 2015. — №14. — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21187/ (дата обращения: 05.02.2019).
11. Осинцева М.А. Стратегии ценообразования на новые и уже существующие на рынке товары // Экономика и предпринимательство. - № 3-1 (68). - 2016. С. 508-511.
12. Смирнова Н.А. Функции и виды цен в рыночной экономике // Экономическая среда. - №4(6). - 2013. С. 90-95.
13. Фролова В. А., Шнайдер В. В. Принципы и факторы ценообразования // Молодой ученый. — 2016. — №9.2. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29169/ (дата обращения: 04.02.2019).
14. Чибугаева С. Г., Андрианова Н. В. Ценовая политика предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 521-523. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20024/ (дата обращения: 05.02.2019).
15. Stacho Z., Gubiniova K., Pajtinkova Bartakova G. Selected components of pricing strategies of organizations and their perception by customers in Slovak republic // Екожмчний часопис-XXI. - №9-10. - 2015. С.78-82.
Sources:
1. Anikin, A.V. the Youth of science: the life and ideas of thinkers-economists to Marx. 4-e Izd. - M.: Politizdat, 1985. - 367 p. - URL: https://royallib.com/book/anikin_andrey/yunost_nauki_gizn_i_idei_misliteley_ekonomistov_do_marksa.html (date of application: 01.02.2019).
2. Volodin S. G. Topical issues of improving organization profit: the choice of pricing strategy and pricing method, / / azimuth of scientific research: Economics and management. - 2018. - Vol. 7. № 2 (23). P. 101-104.
3. Egorova M. S., Chan T. H. Pricing strategies of the company in the market conditions / / Young scientist. - 2015. - №9. -P. 592-594. URL https://moluch.ru/archive/89/18157/ (accessed: 05.02.2019).
4. The History of economic thought / / Problems and prospects of the economy and management. scientific. Conf. (St. Petersburg, June 2013). — SPb.: Renome, 2013. - P. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3810/ (accessed: 02.02.2019).
5. Kiseleva I. A., S. O. Iskedjian Analysis of internal factors affecting pricing process // Digest-Finance. - №2 (218). - 2013.
P. 28-32.
6. Kozyrev V. M. the Labor theory of value and marginal utility theory - the most important directions in modern Economics // Vestnik of rmat, Publishing house: the Russian international Academy of tourism. - №3. - 2014. P. 46-56.
7. Lavrenko, E. A., Ryabikov, N. E. Zabieva ZS Costly approach of determining the life cycle of the organization // Economics and entrepreneurship. - № 11 (88). - 2017. P. 661-664.
8. Marx K. Capital. - Publishing house AST, 2018. - 544 p. — URL: https://fictionbook.ru/author/karl_gen-rih_marks/kapital/read_online.html (date accessed: 03.02.2019).
9. Nizhegorodtsev R. M. choice of methods of pricing of high-tech goods: costly, market, parametric / / Bulletin of the South Russian state technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). - №4. - 2015. P. 4-17.
10. Orlova E. V., Ulmasova, I. S. Pricing strategy of an enterprise: formation and implementation // Young scientist. - 2015.
- №14. - P. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21187/ (accessed: 05.02.2019).
11. Osintseva M. A. pricing strategies for new and existing products on the market // Economics And entrepreneurship. -№3-1 (68). - 2016. P. 508-511.
12. Smirnova N. Ah. Functions and types of prices in a market economy // Economic environment. - №4 (6). - 2013. P. 9095.
13. Frolov V. A., Schneider, V. V., Principles and pricing factors // the Young scientist. - 2016. - №9.2. - P. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29169/ (accessed: 04.02.2019).
14. Chippewa S., Andrianova N. V. Pricing policy of the enterprise // Young scientist. - 2015. - №12. - P. 521-523. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20024/ (accessed: 05.02.2019).
15. Stacho Z., Gubiniova K., Pajtinkova Bartakova G. Selected components of pricing strategies of organizations and their perception by Slovak republic // Econ