Научная статья на тему 'Современная теория распределения давления в очаге деформации при прокатке тонких дисков'

Современная теория распределения давления в очаге деформации при прокатке тонких дисков Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
167
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Капланов В. И., Капланова Е. В.

На основании совместного решения дифференциальных уравнений равновесия в полярной системе координат и приближённого условия пластичности с использованием закономерности упрочнения в зависимости от интенсивности деформации и переменного контактного трения как функции от упрочнения получены формулы распределения давления в очаге деформации при прокатке тонких дисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная теория распределения давления в очаге деформации при прокатке тонких дисков»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2000 р. Вип.№10

УДК 621.771.223

Капланов В.И.1, Капланова Е.В.2

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРИ ПРОКАТКЕ ТОНКИХ ДИСКОВ

На основании совместного решения дифференциальных уравнений равновесия в полярной системе координат и приближённого условия пластичности с использованием закономерности упрочнения в зависимости от интенсивности деформации и переменного контактного трения как функции от упрочнения получены формулы распределения давления в очаге деформации при прокатке тонких дисков.

Основные обозначения Но - толщина заготовки перед холодной прокаткой; Н и Ь -толщина диска до и после пропуска;

Ьг -текущая толщина диска в очаге деформации;

- толщина диска в нейтральном сечении;

в - ширина диска;

и - горизонтальная проекция дуги контакта;

а - угол контакта;

У - нейтральный /критический/ угол;

9 - переменный центральный угол;

Ф - текущий угол в очаге деформации;

е, - интенсивность деформации;

Х=Н/Ь - коэффициент обжатия в любом продольно-круговом сечении диска; V - скорость прокатки диска в любом продольно-круговом сечении диска; Уг и Уе - скорости частиц металла в очаге деформации по координатам; Уа - скорость диска в плоскости входа в очаг деформации; Рг - текущее давление металла на валки в очаге деформации; ото -предел текучести диска до пропуска; От - предел текучести прокатывемого диска; Пип- константы упрочнения;

Тк - касательные напряжения на контактной поверхности диска с валками,

обусловленные силами трения; 1,е - текущие касательные напряжения по толщине диска в очаге деформации,

обусловленные силами трения; Сев и Сгг - контактные и продольные напряжения в очаге деформации (при этом сгее^-Рг);

к • сопротивление чистому сдвигу прокатываемого диска; ко - сопротивление чистому сдвигу диска до пропуска;

/ - — - коэффициент трения, приведенный к истинному сопротивлению

деформации (условие Э. Зибеля).

Идея создания процесса круговой прокатки как вида обработки металлов давлением была продиктована жесткими требованиями к качеству готовых изделий и прежде всего

1 ПГТУ, д-р техн. наук, проф.

2 ПГТУ, науч. сотр.

необходимостью получения равнонапряжённого состояния диска в любом его радиальном направлении ив какой-то степени круговой текстуры, повышением точности размеров и улучшением качества поверхности, что является важной проблемой получения как дисковой заготовки, так и готового диска - основы запоминающего устройства электронно-вычислительных машин.

Принцип круговой прокатки базируется на идентичности окружных скоростей прокатываемого диска и конических рабочих валков (рис. 1).

Рис. 1 - Схема круговой прокатки: а - поперечный разрез очага деформации; б - вид сверху. Стрелкой показано направление прокатки. 1 - прокатываемый диск; 2- конические валки.

Учитывая кинематическую сложность круговой прокатки и особенности деформации дисков в конических валках необходимо разработать теорию, базирующуюся на более точных основополагающих зависимостях упрочнения металла от степени деформации, изменения контактного трения в очаге деформации и в строгом соответствии с переменным напряжённо-деформированным состоянием металла в деформационной зоне.

Для решения этой задачи упрочнение диска учитывали по более точной (действительной или истинной) зависимости от интенсивности деформации, а закономерность изменения контактного трения была взята в функции от упрочнения, основной особенности холодной прокатки. В результате использования этих зависимостей все последующие математические преобразования при выводе аналитических формул выполнены точно, без каких-либо допущений в отличие от известных решений в теории прокатки, то есть более корректно в сравнении с ними.

Теоретическое определение распределения давления металла на валки (нормальных контактных напряжений) базируется на совместном решении дифференциальных уравнений равновесия, которые в полярной системе координат имеют вид:

I

и приближённого условия пластичности

- а©е =2к (2)

Круговая прокатка отличается от листовой прокатки тем, что деформация металла осуществляется в валках с переменным катающим диаметром и раскат совершает круговое движение. Рассматривая очаг деформации (рис. 2) в любом продольно-круговом сечении,

Рис. 2 - Схема очага деформации в полярной системе координат (а) и действия напряжений в очаге деформации (б) при тонкодисковой прокатке.

можно допустить, что напряжения и о ее зависят от одной координаты г. Это допущение даёт возможность использовать для решения задачи определения контактных нормальных напряжений одно уравнение из системы (1) и перейти от частных производных к обычным. Тогда первое уравнение из системы (1) с учётом условия пластичности (2) будет иметь вид:

d(2k + (r„) ( 1 drr9 t 2к = ()

(3)

dr г с1в г

При замене дуги контакта хордой (рис.2) уравнение (3) интегрируется по углу Э в пределах от О до а/2 и при этом уравнение (3) принимает такой вид :

2 Ав++I X^dQ + = о

{dr I dr r{ d$ i r

da.

1 \dr„

2 к

После решения всех интегралов получается

^ dk a dtjm а 2к а _ dr 2 dr 2 г 2

(4)

(5)

Принимаем закономерность распеределения контактных напряжений сил трения в виде произвольной функции тк = т(г). Тогда уравнение (5) можно записать в таком виде:

dam = -~d{rk) ± ^Qldr = 0. (6)

r ra

В этом уравнении знак плюс перед последним членом соответствует зоне опережения, а знак минус - зоне отставания.

Упрочнение жестко-пластического тела, каким является прокатываемый диск, принимаем по нижеприведенной зависимости [1]

о> =ато +IIef , (7)

2 г

где ei =-^=1п— интенсивность деформации и тогда получим

о> =ато + /7(-^1п—)я . (8)

V3 г

Закономерность изменения напряжений контактного трения представим с использованием условия Э. Зибеля [2], но с учётом упрочнения по формуле (8) выразим её формулой

rK=/[2*0 + tf(J=r4to%"]. .. (9)

С учётом вышеприведенных зависимостей строго математически выводится уравнение напряжений в общем виде

л/3 г и + 1

г

17

(Ю)

Т-^[2*01пг---(—Ы-ХГ1 + С ■

a w + 1 уЗ г

На основе общего уравнения выведены отдельно формулы для зоны отставания и опережения. Из уравнения (10) определяется постоянная интегрирования для каждой зоны из граничных условий на входе полосы в валки и выходе из очага деформации.

При этом необходимо иметь ввиду, что давление металла на валки связано с нормальными контактными напряжениями, обусловленными воздействием рабочих валков, так:

Рг = - cree ? "

а также с учётом соотношении в зоне отставания

В к.

ra Н

а _

и зоне опережения

г _К

Г0 А .

выводятся формулы распределения давления, учитывающие геометрические особенности круговой прокатки, приведенные ниже.

Катающий диаметр каждого из конических валков изменяется в пределах

Дм< Д <Дб при этом

где (рк - угол конусности рабочих валков;

Ди 6 -катающий диаметр валков и диаметр диска в любом круговом его сечении; Дм и Дб - наименьший и наибольший катающий диаметр рабочих валков; (1м и с!б - наименьший и наибольший диаметр диска. Катающий радиус валков в любом круговом сечении

+В эшсрк,

где В - ширина диска практически постоянная, так как диск деформируется в продольно-круговом направлении без уширения.

Окончательно получены аналитические зависимости давления металла на валки при тонкодисковой холодной прокатке в зоне отставания

Р^ = 2*0 + 2( Л

к п +1 УЗ

Я(Л-1)

/ тт V*1

> У

Я

П + 1

и в зоне опережения

Г

\ 1 чя+1/-

^ А

Г2Г

А

+ Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ 2

I л+1

н

\

■г )

ьД

. К)

т-1

. К)

(П)

(12)

Выводы

1. При выводе формул распределения давления металла на валки используется действительная закономерность упрочнения металла от интенсивности деформации и зависимость изменения контактного трения от упрочнения.

2. Формулы давления учитывают мехсвойства прокатываемого диска, закономерность упрочнения, влияние сил трения, степень деформации и геометрическую особенность круговой прокатки, обусловленной условиями деформации в конических валках.

Перечень ссылок

1. МалининН.Н. Прикладная теория пластичности и ползучести,-М-.: Машиностроение, 1975. -400 с.

2. Капланов В.И. Высокоскоростная холодная прокатка тонких полос. -К.: Вища шк., 1993,-254 с.

Капланов Василий Ильич. Д-р техн. наук, проф., проректор по научной работе, зав. кафедрой , обработки металлов давлением, окончил Мариупольский металлургический институт в 1957 году. Основные научные направления - теоретическое и экспериментальное исследование высокоскоростной прокатки, разработка и исследование технологических смазок при прокатке и волочении металлов, разработка комплексной технологии холодной прокатки тонких полос с зеркальной поверхностью, разработка научных основ, конструкций станов и технологии круговой прокатки тонких дисков.

Капланова Елена Васильевна. Научный сотрудник кафедры обработки металлов давлением, окончила Мариупольский металлургический институт в 1986 году. Основное научное направление - совершенствование теории и технологии тонколистовой и круговой прокатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.