Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА ПИСЬМА М. БАФОЕВА НА ПРИМЕРЕ ЕГО ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «ПЯТЬ ПЬЕС - ФАНТАЗИЙ»'

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА ПИСЬМА М. БАФОЕВА НА ПРИМЕРЕ ЕГО ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «ПЯТЬ ПЬЕС - ФАНТАЗИЙ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФОРТЕПИАНО / ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ / ТВОРЧЕСТВО БАФОЕВА / ФОРМА ИМПРЕССИОНИЗМ / СОНОРИКА / ПАТТЕРН / АТОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осетрова Влада Анатольевна

В данной статье освещается цикл «Пять пьес-фантазий для фортепиано», проводится анализ каждой пьесы, разбирается форма и стиль каждой пьесы, рассматривается сюжетность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА ПИСЬМА М. БАФОЕВА НА ПРИМЕРЕ ЕГО ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «ПЯТЬ ПЬЕС - ФАНТАЗИЙ»»



I

SCIENCE TIME

I

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА ПИСЬМА М. БАФОЕВА НА ПРИМЕРЕ ЕГО ФОРТЕПИАННОГО ЦИКЛА «ПЯТЬ ПЬЕС - ФАНТАЗИЙ»

Осетрова Влада Анатольевна, Детская школа музыки и искусств №15,

г. Чирчик, Узбекистан

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье освещается цикл «Пять пьес-фантазий для фортепиано», проводится анализ каждой пьесы, разбирается форма и стиль каждой пьесы, рассматривается сюжетность.

Ключевые слова: фортепиано, фортепианные пьесы, творчество Бафоева, форма импрессионизм, сонорика, паттерн, атональность.

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, лауреат Государственной премии им. А. Кадыри, а также профессор Государственной Консерватории Узбекистана, композитор и дирижер Мустафо Бафоев является автором крупных сценических произведений, симфоний, ораторий, балетов, камерно-инструментальных сочинений, концертов [1]. Несмотря на то, Бафоев является разносторонним и разножанровым композитором, именно фортепиано является его основным инструментом, некой «творческой лабораторией». XXI век наложил отпечаток современности и на музыку узбекских композиторов. Поэтому в списке фортепианных произведений Бафоева встречаются пьесы и даже циклы, написанные с применением современной техники композиторского письма. На примере его цикла, состоящего из пяти пьес - фантазий, предлагаю рассмотреть современную технику письма в фортепианных произведениях Бафоева.

Цикл фортепианных пьес, написанный в 2005г., состоит из 5-ти произведений. Цикл включает в себя: «Капельки», «Горный ветерок», «Гром и радуга», «Подводный мир» и «Шаманы». Все пять пьес программные. Первые четыре посвящены природе и настроениям, вызываемым определенными природными явлениями. Если «Капельки» и «Ветерок» - пьесы, передающие определенные ощущения (звуки падающих капелек, нежное дуновение ветерка), то «Гром и радуга» благодаря уже одному названию настраивает слушателя на контрастности образов внутри одного произведения. «Подводный мир» наталкивает на мысли о глубоководных существах, возможно даже мистических,

1 SCIENCE TIME 1

о каких-то тайнах, скрытых от нас наземных. А «Шаманы» - это уже целое действие, отдельная картина.

«Капельки»

Первое произведение цикла, написанное в сложной двухчастной форме с кодой. Каждая из частей имеет свои подразделы. Произведение написано в современной композиторской технике. Ему присущи атональность и полиритмичность. Образность достигается с помощью штрихов: staccato одновременно с педалью, которая не отпускается в течение первого раздела первой части, динамические оттенки, не превышающие mp на протяжение всего произведения, рваность мелодии, разбросанной по всем регистрам - все это создает эффект разбрызганных капель, сверкающих в свете солнечных лучей.

N 1 Томчилар - Капельки.

М.Бафоев

Allegiietto J = 90

Рис. 1

Наряду с современной техникой письма, которая характеризуется отсутствием мелодической линии, полиритмичностью и политональностью, образы показаны в импрессионистской манере. Импрессионизм - тончайшая фиксация мимолетного впечатления, в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов.[2]

В этом произведении характерны для импрессионизма сдержанность эмоций и прозрачность скупой фактуры. В коде создается впечатление, что музыка вот-вот дематериализуется.

«Капельки» начинаются с рваной мелодии (которую нельзя назвать мелодией, просто отдельные звуки, разбросанные в 1-3 октавах), которая звучит на пианиссимо, объединенная легкой педалью, постепенно ритмически и фактурно ускоряется, стремясь ввысь ко второму разделу первой части.

Во втором разделе композитор внезапно меняет темп с allegretto на andante. В фактуре прослеживаются лаконичная мелодия в среднем регистре и остинатный залигованный бас. Мелодия начинается с «ges» первой октавы четверти и, постепенно ритмически дробясь и ускоряясь взлетает до «ges» третьей октавы восьмой. На пик мелодии приходится темп allegro. Мелодия на время застывает на этой «ges» третьей октавы, затем стремительно срывается

6

SCIENCE TIME

пассажами из 16-х нот вниз и завершается нонаккордом от ноты «С» малой октавы. После чего идут скачки по квинтам вверх секундными кластерами, которые завершаются в верхнем регистре четвертой октавы, на звучание которых накладывается в контроктаве доминант-секунд-аккорд с пониженной первой ступенью и с квартой вместо квинты, все это повисает на 4 такта перед репризой, которая начинается на тон ниже основной темы.

Рис. 2

Первый раздел репризы ритмически полностью схож с первым разделом начала произведения. Во втором разделе появляется еще более широкий разброс по регистрам. Диапазон скачков расширяется до трех октав (G малой октавы - G третьей октавы). Мелодия поднимается с малой октавы «As» ^ «As» второй октавы, но в отличие от начала произведения не зависает на остинатном повторе, а перекликается с «Fis» первой октавы. И, как в первой части, в завершении мелодия стремительно срывается вниз пассажем из 16-х нот, чтобы в последний раз секундами взмыть вверх и повиснуть в воздухе.

Кода звучит в динамическом оттенке «пианиссимо» в темпе andante, создавая впечатление дематериализации. Произведение заканчивается glissando, растворяющимся в воздухе... «А было ли, что-то?» ...

Рис. 3

I

SCIENCE TIME

I

«Горный ветерок»

Второе произведение цикла имеет сложную трехчастную форму с развернутым средним разделом. Особенности данной пьесы в этом цикле в том, что в каждом разделе есть свои репризы (в которых предыдущий материал, являющийся паттерном, сжимается). Произведение написано в технике минимализма - ему присущи атональность и полиритмия.

Первый раздел первой части представляет собой паттерн, который повторяется трижды от разных ступеней. Сначала он спускается на квинту вниз, а потом поднимается на кварту вверх. Паттерн представляет собой последовательность прямого восходящего и инверсионного хроматического тетрахорда в пределах 1-4 октав.

Рис. 4

Эффект ветерка достигается именно этими переливчатыми пассажами, объединенными не только legato, но и педалью. Каждый раздел начинается с «пианиссимо» в первой октаве. К середине каждого повтора динамика достигает «фортиссимо», что создает впечатление уже не лШгого горного ветерка, а настоящего порыва. Реприза первой части выступает объединением всех выше сыгранных вариантов паттерна, но в отличие от начала, в репризе уже не «пианиссимо», а продолжение «фортиссимо», которое в конце завершается

нисходящим хроматическим ходом в басу на ffff и повисает на восемь тактов, эдакий шквал в преддверии грозы, который в итоге затухает перед средним разделом.

Средний раздел представлен традиционной формой Rondoв совокупности с техникой минимализма.

Рис. 5

8

1 SCIENCE TIME 1

Сонорика проявляется в игре регистров: одни и те же паттерны передвигаются то по квартам-квинтам, то скачками по октавам. Аккорды и мелодия рассыпаны по разным регистрам, основным формообразующим фактором не только среднего раздела, но и всего произведения, является ритм. Средний раздел условно можно поделить на три части с маленькими рефренами, которые полностью заимствованы с паттерна первого раздела (где каждая часть начинается каждый раз с новой ступени, а рефрен не изменяется). Еще одном объединяющим фактором между первой и второй частями является то, что паттерны и каждая часть среднего раздела сначала опускается на квинту, а затем поднимается на кварту. Каждый раздел, как и в первой части, начинается с «пианиссимо», но для достижения большего эффекта непредсказуемости горного ветра композитор использует ритмическое ускорение. Начинается каждая часть с половинных нот, а завершается бурлящими пассажами из 16-х нот на органном басу. Создается впечатление внезапных шквалистых порывов.

Рис. 6

Средний раздел, как и первый, завершается идентичным нисходящим

хроматическим ходом четвертных нот в субконтроктаве на [[[[ и затухает на протяжении восьми тактов.

Рис. 7

В репризе каждый проход паттерна сжимается с десяти до двенадцати тактов. Интервальное соотношение между повторами остается неизменным. Завершающая реприза, в отличие, от первой части, не опускается до контроктавы, а завершается тремя пассажами на glissando, которые с первой октавы взлетают до «С» пятой октавы и звенят оставшиеся восемь тактов до конца подобно эху в горных ущельях.

I

SCIENCE TIME

I

Рис. 8

«Гром и радуга»

Третье произведение цикла написано в сложной двухчастной форме с ощущением трехчастности в каждом разделе. Произведению присуще атональность и полиритмичность. Произведение написано в технике минимализма, где темой является паттерн. Паттерн здесь статичный. Не меняется ни ритм, ни гармония, ни фактура. Контрастно меняются только динамические оттенки от piano до forte.

Рис. 9

С помощью вышеописанного приёма композитор создаёт нагнетающую атмосферу: piano, низкие регистры напоминают напряженную тишину перед бурей. С первых аккордов слушателю слышен зловещий рокот неизбежно надвигающейся бури. Напряженность растет с каждым повтором и, на девятом такте, наконец, гремит долгожданный гром. Для достижения нужного эффекта композитор использует очень низкие регистры, fortissimo, ostinato в контроктаве противопоставляет всплески, взлетающие вверх с малой до четвертой октавы. Здесь задействована вся амплитуда звуков; композитор пользуется всеми регистрами одновременно. Так же перекаты грома показаны как резкой сменой регистров, так и полиритмией: к концу первого раздела ритм меняется ежетактно. Реприза, словно в зеркале, отражает динамические оттенки первого раздела. Рокот постепенно утихает. Также реприза здесь играет связующую роль со вторым разделом.

10

I

SCIENCE TIME

I

Второй раздел-полная противоположность первого раздела: pianissimo, высокие регистры, хрустальность звучания. Верхний голос является ракоходом нижних переливов. Рассредоточенность фактуры, диссонирующие звуки, — всё это на pianissimo создает эффект нежной, робкой радуги. Далее радуга проглядывает всё смелее. Этот эффект достигается композитором с помощью сбора звуков в единую вертикаль приемом arpeggiato. Второй раздел написан в форме развернутого периода.

Рис. 10

Реприза начинается, казалось бы, с точного повтора первого раздела, но со сдвигом на кварту вниз, сохраняя динамические оттенки начала. «Как молния не ударяет дважды в одно место дважды, так и гром не звучит с одинаковой интенсивностью после радуги». В репризе так же, как и в первом разделе, после грома выступает радуга, но композитор так же, как и в начале репризы, сдвигает мелодию, но уже на терцию вверх. Радуга становится всё ярче благодаря более высоким регистрам.

Произведение завершается кодой, где есть отдаленное упоминание грома. С каждым проходом гром удаляется, затухая. Кода завершается септаккордом, который переходит в квартсекстаккорд и повисает в воздухе, постепенно растворяясь.

Рис. 11

11

1 SCIENCE TIME 1

«Подводный мир»

Четвёртая пьеса цикла написана в сложной двухчастной форме с репризой. Первая часть написана в форме периода, который на протяжении первой части проходит трижды: сначала со сдвигом на секунду вниз, а затем вверх.

Рис. 12

В третий раз тема с однотактного прохождения развивается до трехтактного и повторяется еще дважды в высоких регистрах. Ощущение глубины композитор достигает такими приемами, как:ostinato в среднем и нижнем голосах. В верхнем голосе проходит короткая таинственная мелодия. Это все сменяется стремящимися вверх пассажами, подобно пузырькам воздуха, поднимающимся со дна на поверхность. С помощью постепенно поднимающейся мелодии с малой октавы до третьей-четвертой октав композитор как бы пытается охватить весь подводный мир с его таинственных глубин до сверкающей под солнечным светом поверхности.

Во второй части меняется фактура: композитор сжимает до аккордов пассажи первой части, далее фактура расширяется до полных аккордов в октаву. Увеличивается динамика с pianissimo до forte. Композитор всё красочнее показывает глубину, толщу и нестабильность водной поверхности. Лёгкие волны на piano переливаются в лучах солнечного света с помощью «глиссандированных» пассажей вверх-вниз.

Рис. 13

12

Затем вода колыхается с ещё большей энергией: композитор уплотняет фактуру и добавляет fortissimo - это кульминационное сжатие. После «ауджа» идёт резкий спад - возвращение к спокойному состоянию. Спад представлен спускающимися «глиссандированными» пассажами на pianissimo.

В репризе вновь мельком проходят воспоминания об обеих частях, но уже без динамического развития.

Шаманы

Завершающая пьеса цикла. Самая развернутая и самая сложная по форме. Написана в сложной двухчастной форме, напоминающей двойные вариации, где происходит развитие паттернов. Первая часть имеет признаки сложной двухчастной формы, в которой первый раздел - тема с двумя вариациями.

Рис. 14

Второй раздел - простая трёхчастная, где середина - вариации основной темы первого раздела, а крайние части - новая тема и её вариация.

Рис. 15

Вторая часть так же написана в сложной двухчастной форме. Первый раздел которой повторяет первый раздел первой части, но написана на кварту выше. Второй раздел - вариации новой темы из второго раздела первой части. Здесь новая тема получает масштабное развитие.

С первых нот композитор рисует перед глазами слушателей картину начавшегося ритуала. Шаман начинает свой ритуал со звуков бубна. Громко бьёт в бубен, меняя постоянно ритмический рисунок. Во второй вариации основной

13

1 SCIENCE TIME 1

темы Шаман переходит к ритуальному танцу. Связующими звеньями всего произведения являются ритм и секунды. Диссонансы, громкие звуки - всё это рисует картину шаманского ритуала, проводимого в юрте шамана при свете свечей. Пьесе присущи атональность и ломанный ритм. Ритм создает зловещие и мистические образы.

Шаманизм - ранняя форма религии, в которой шаман служит посредником при общении с духами, душами умерших или богами [3]. Общение обычно происходило с помощью ритуалов, в которых использовались ритуальные танцы и бубен (или варган). Варган - музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в процессе рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дерганьем за нитку [4].

Второй раздел первой части начинается с необычной мелодии, звучащей малыми секундами и напоминающий китайские мотивы. Это новая тема, которой не было прежде. Её условно можно считать новой темой в условных двойных вариациях. По тембру она скорее напоминает варган, нежели бубен. Середина второго раздела - новая вариация основной первой темы. Начинается с неторопливых четвертей, сменяющихся пассажем из шестнадцатых нот. Эта вариация проходит четырежды, с каждым разом меняя оттенок

с p-mp-m ' - если четверти продолжают создавать впечатление игры на бубне, то шестнадцатые больше похожи на мистический ритуальный танец, который с каждым разом всё больше захватывает шамана. И вот он неистово скачет в бешеном ритме танца. Внезапно танец прерывается кластером, звучащим 8/4, после чего мелодия проходит половинными нотами на pianissimo (шаман вслушивается в тишину, пытаясь услышать ответ) - это вариация новой темы.

Первый раздел второй части - ритмический повтор первой части, но проходящий на кварту выше, Шаман снова исполняет свои замысловатые ритмы на бубне, задавая с помощью бубна только ему ведомый вопрос.

Второй раздел второй части начинается с fortissimo - с тяжёлых медленных ударов в бубен. Дальше шаман в экстазе носится в бешеном танце. Секунды сочетания сменяются октавами и обратно. Результат достигнут и, обессилевший шаман падает, постепенно приходя в себя после обряда. Далее на pianissimo секунды чередуются в субконтроктаве ив четвёртой октаве. Ритм с 6/4 сменяется 3/4 чередующимися с 4/4 и, в завершении секунды на педали повисают в четвёртой, большой и субконтроктавах.

Выводы

Весь цикл объединен сюжетно: картины природы, различные состояния внутреннего мира человека, которые отражаются природными явлениями.

«Капельки» и «Шаманы» аркой объединяют весь цикл. Объединяющим фактором здесь служит господство ритма над мелодией. На первый план выдвигаются ощущения. Все пьесы написаны в новейшей композиторской технике. Здесь встречаются и атональность, и полиритмия, сонорика и алеаторика. Помимо этого, композитор обращается через призму

14

1 SCIENCE TIME 1

неоклассицизма к таким классическим стилям и формам как импрессионизм, рондальность. Произведения так же объединены внутренней драматургией, которая выражается в перекликании «Капелек» и «Шаманов», «Горного ветерка» и «Подводного мира», которые объединены центром в пьесе «Гром и радуга».

В целом всё движение и динамическое развитие цикла направленно от «Капелек» через «Горный ветерок», «Гром и радугу» и «Подводный мир» к «Шаманам», которые являются основной кульминацией цикла. Помимо динамического развития, с каждой последующей пьесой усложняется форма: если первая пьеса написана в сложной двухчастной форме, то следующая уже сложная трехчастная; сложная двухчастная форма с элементами трехчастности в каждой части у произведения в «Громе и радуге» ничуть не уступает предыдущей сложной трехчастной форме «Горного ветерка»; а сложная двухчастная форма с репризой в четвёртой пьесе является предиктом к самой развернутой и сложной по форме пьесе «Шаманы». Они написаны в сложной двухчастной форме, напоминающей двойные вариации. В «Шаманах» - пятой и заключительной пьесе данного цикла проявляется главная идея всего цикла: «Природа и Человек едины и взаимосвязаны».

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nuz.uz/moi-uzbekistancy/43310-mustafo-bafoev-muzyka-eto-ogromnaya-vselennaya.html

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belcanto.ru/ impressionism.html

3. Шаманство - Большая советская энциклопедия.

4. Варган // Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с. - С. 95.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.