Научная статья на тему 'Современная студенческая семья как объект социологического исследования'

Современная студенческая семья как объект социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2339
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенчество / студенческая семья / социология семьи / социальный институт / функции семьи / статус / духовно-воспитательный аспект / индивид / наука

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багаутдинов А. М., Сафина Л. З.

В статье, с научной точки зрения, дается определение студенческой семьи, приводятся цифровые данные о студентах и их семьях. Обосновано предположение о студенческой семье как об оптимальной модели семьи современного типа, основанной на успешности и стабильности брака. Даны рекомендации по усовершенствованию работы со студенческой молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная студенческая семья как объект социологического исследования»

УДК 316.356.2

СОВРЕМЕННАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© А. М. Багаутдинов, Л. З. Сафина*

Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, 450001 г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.

Тел./факс: +7 (347) 228 06 98.

E-mail: cafma-l-z@mail. ru

В статье, с научной точки зрения, дается определение студенческой семьи, приводятся цифровые данные о студентах и их семьях. Обосновано предположение о студенческой семье как об оптимальной модели семьи современного типа, основанной на успешности и стабильности брака. Даны рекомендации по усовершенствованию работы со студенческой молодежью.

Ключевые слова: студенчество, студенческая семья, социология семьи, социальный институт, функции семьи, статус, духовно-воспитательный аспект, индивид, наука.

Социология семьи является интеллектуальной старейшей дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

В 2010-2015 годах Россию ожидает болезненная перемена поколений, и чтобы обеспечить экономический и социальный прогресс, нужно опереться на общество. Поэтому актуальными становятся проблемы посемейной политики, теоретические основы необходимости и возможности устранения неравномерного положения семьи среди социальных институтов, игнорирование интересов семьи в сфере производства и потребления, недостаточность интереса общества и государства к современной студенческой семье и проблемам ее функционирования.

Целью работы является теоретико-методологический анализ закономерностей и специфики особой сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей, исследование личности сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, изучение функционирования современной студенческой семьи как подсистемы общества. Целью также является раскрытие правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи, в т. ч., студенчества, а конкретно студенческих семей в российском обществе на федеральном и региональном уровнях.

Для решения поставленных целей были сформулированы ряд задач:

- проанализировать понятие «современная студенческая семья»;

- выявить внутренние тенденции развития студенческой семьи;

- определить приоритетные направления оптимизации деятельности студенческих семей в современных условиях;

- выработать рекомендации по повышению эффективности региональной семейной политики.

Основными методами анализа стали системный и исторический подходы, а также структурно-

функциональный, факторный анализ. Методикой получения информации были различные виды опроса (массовое анкетирование, экспертный опрос); анализ различных документов; материалы, полученные методом простого и включенного наблюдения автора.

Семья принадлежит к числу таких явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый характер. Она является одной из приоритетных ценностей современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характер, ее состояние является своего рода социальным индикатором, показывающим общее положение дел в стране, раскрывающим перспективы развития данного общества. Противоречия современного общества отражаются на социальном состоянии и студенческой семьи, ее функциях, она переживает разнообразные социальноэкономические потрясения, среди которых низкая материальная обеспеченность, безработица, межэтнические и политические конфликты, снижение духовных ценностей, либерализация половой морали.

Несмотря на это, по опросам Всероссийского центра исследований общественного мнения, 83% мужчин и женщин считают семью высшей ценностью для себя. В России 34 млн семей, молодые семьи составляют 17% от общего числа, 1,4 часть студенчества является семейными [1]. Однако студенческая семья - одна из самых незащищенных групп населения. Именно она, в первую очередь, нуждается в поддержке государства.

Актуальность изучения данной темы также вызвана необходимостью развития системы научных знаний, отражающих изменения в социологии семьи, а особенно, студенческой семьи. Студенческая семья не имеет своего статуса, поэтому на сегодняшний день актуальным является совершенствование системы управления семьей путем предложения выявленных противоречий. Назрела необходимость усиления внимания к студенческим семьям, т.к., по оценкам отечественных и зарубежных исследователей, на их долю приходятся 30-40% от общих резервов повышения эффективности и качества учебы и производства. Надо менять отношение общества к этим семьям, рассмотрев их как определенную форму, в которой проводит человек некоторую часть своей жизни; сломать стереотип о недолговечности и неустойчивости студенческих семей.

* автор, ответственный за переписку

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4

1283

Практически неразработанными остаются, несмотря на многолетний опыт в этой области, вопросы подготовки к семейной жизни, духовновоспитательные аспекты исследуемой темы. Наибольшую активность эта проблема приобретает в условиях реформирования всей социальной системы общества. Социальные изменения, ставшие «травмой» для значительной части общества в первые десятилетия перемен, вызвали сбой в мотивации брачного, репродуктивного и семейного поведения людей. Социология семьи, подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, не остается безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности, она пересекается с социологией личности, и в данном случае личность предстает конкретно как муж и жена, как отец и мать, как сын или дочь.

Однако данное утверждение не говорит о том, что этнография и антропология, семейное право, социальная психология и педагогика, медицина и демография не имеют области соприкосновения с социологией семьи. Уяснение предмета социологии семьи неизбежно связано с рядом переменных проблем, и поэтому актуально изучение уникальных и существенных лишь для современной студенческой семьи функций, анализ этой семьи, с точки зрения социального аспекта. Также актуальными остаются методы подхода социологии семьи к измерению наблюдаемых явлений, успех невозможен без полного описания всех условий исследования: метода, техники, отбора единиц наблюдения, особенностей обработки и анализа данных по предварительно разработанным гипотезам.

Таким образом, актуальность исследования данной темы вызвана тем, что в основу студенческой семейной жизни целесообразнее всего положить системный подход, учитывающий сложную социальную сущность семьи. Также необходимо создание научных основ и условий для успешного функционирования современной студенческой семьи [2]. Поэтому объектом работы является современная студенческая семья и проблемы ее функционирования в условиях трансформации российского общества, а предметом исследования - особенности формирования, создания, становления, существования, развития студенческой семьи, изучение социальной сущности семьи, основные направления ее совершенствования с акцентом на социальные аспекты данной проблемы.

Исходя из результатов исследований, учитывая современные тенденции в молодежном социуме, видится возможным предложить некоторые рекомендации:

1) Пропагандировать в целях идейновоспитательной работы с молодежью здоровый образ жизни и семейные ценности.

2) Усилить роль и влияние образовательных программ и социальных технологий в работе с детьми, подростками и молодежью.

3) Возродить практику проведения телемостов, встреч с депутатами, политиками, общественностью.

4) Проводить конкурсы научно-технических работ по разработке принципиально новых направлений в молодежной политике.

5) Разнообразить подготовку профессиональных кадров по работе с молодежью.

Студенческие годы - это не только время для получения высшего профессионального образования, но и благоприятная пора для создания семьи по ряду причин. Это широкие возможности выбора брачного партнера, общность многих жизненных целей, интересов, схожесть ценностных ориентаций, оптимальный возраст для рождения детей -все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых и перспективных семей.

Студенческая семья - это семья, в которой оба супруга - студенты дневного отделения вуза. Как показывают исследования, по своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие детей (60%) и не имеющие детей (40%). Причин, по которым студенты не имеют детей, несколько: учеба, жилищные условия, материальные трудности. В последнее время к этим причинам добавились и другие факты: 48% семейных пар не могут иметь детей.

Несмотря на все трудности, студенческие семьи в основном стабильны. К объективным факторам относятся несколько улучшающиеся в последние годы социальные системы: проводятся серьезные экономические реформы, работают национальные проекты, ведется активная законотворческая деятельность (материнский семейный капитал, родовые сертификаты и др.). К этим факторам отнесем также социальный контроль, правовые и культурные нормы, национальные традиции, ожидания и требования социального окружения. До недавнего времени проводилась политика, когда во главу угла были поставлены не интересы человека, а интересы государства. Сейчас положение начало меняться. Главными становятся интересы личности, женщин, детей, семьи. Следует подчеркнуть, что для современной студенческой семьи стабилизирующее значение имеют внутренние субъективные источники прочности: установка супругов на сохранение брака, чувства членов семьи, супружеская совместимость.

Итак, студенты вступают в брак, чтобы быть счастливыми. Большинство супругов (80%) считают, что высшей ценностью в браке остается любовь. На этой основе преодолеваются все трудности семейной жизни. Любовь в браке должна быть подлинной: уметь испытывать радость через радость другого, уважать друг друга, поддерживать супруга во всем, быть защитой и опорой. В этом отношении нравственный потенциал семьи достаточно высок. При всей благоприятной обстановке неизбежны и конфликты. Но, как отмечают ученые, счастливые семьи отличаются не отсутствием конфликтов, а их малой глубиной и безболезненностью, отсутствием серьезных последствий. Проблемы возникают по поводу распределения обязанностей, главенства в семье, супружеской неверности. Эти конфликты влияют на успеваемость супругов, однако замечено, что у мужчин частота споров оказывает меньшее влияние, чем у женщин.

Для успешного разрешения конфликтов большое значение имеет наличие у супругов навыков и умений, в первую очередь, это умение грамотно разрешать споры [3].

Сегодня рыночная экономика предъявляет особые требования к уровню профессиональной подготовки молодых кадров. Современная молодежь считает недостаточным среднее образование, поэтому возрос интерес к высшему образованию, усиливается убеждение в том, что наличие диплома о высшем образовании гарантирует нормальную жизнь. В то же время не может не волновать тот факт, что наблюдается отток молодежи из научной сферы - это негативная современная тенденция. Но в последние два-три года в этом направлении наблюдается улучшение: увеличилось количество грантов молодым дарованиям, именные стипендии, обмен опытом, научные конференции и мн. др. Социальную зрелость студента характеризует его отношение к учебе. В этом смысле семья представляет для студента уникальную микросреду, позволяющую удовлетворять целый ряд жизненно важных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной, нравственнопсихологический и медико-биологический дискомфорт, а это позволяет более рационально распределять свое время. Семейное положение пробуждает их более ответственно относиться к учебе, овладению профессией. По данным исследований, 90.4% семейных и лишь 22% несемейных хотели бы получать хорошую зарплату и жилье по полученной специальности. Наблюдается такая особенность для семейных студентов: семейная жизнь для некоторых была стимулирующим фактором, т. к. при общении студенты-супруги часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям. Семья и учеба - не исключающие друг друга сферы человеческой жизни. Но это возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

Большинство опрошенных на вопрос об отрицательном влиянии на успеваемость отвечают, что сами не хотят учиться, потому что родители выбрали вуз, также мешают учебе проблемы со здоровьем, отвлечение на зарабатывание денег, ссоры и размолвки в семье, неудовлетворенность преподавателем. После получения диплома возникает логичный вопрос о том, что делать дальше молодому специалисту. Республиканские опросы показывают, что более четверти выпускников испытывают сильное беспокойство, что не найдут достойную работу. Общество оказалось не готовым к восприятию безработицы, отсюда шок и затяжной пессимизм. Депрессия передается и близким людям. Возникают ссоры, разногласия, усиливается чувство отчаяния, проблемы со здоровьем и др. Сегодня

требуется более эффективная работа по переквалификации работников, созданию новых рабочих мест, выплачиванию подъемных, обеспечению компенсации потерь в оплате труда, выходных пособиях. Слов нет, делается очень много на государственном уровне, подъем экономики создает новые рабочие места, но мы сами консервативны, выбирая будущую профессию, мало знаем о новых специальностях, новых факультетах, ориентируясь в основном на мнение родителей.

Одно из отличий студенческих семей в том, что они экономически еще зависимы от родителей, т. к. источниками доходов для большинства молодых пар являются стипендия и помощь родителей со стороны мужа и жены. Подавляющее большинство молодых семей довольны помощью родителей, но что интересно, мужчина больше удовлетворен помощью своих родителей, а женщина - своих. Все-таки для молодежи труд является основным источником доходов, и многие факторы стимулируют трудовую деятельность. В их числе хороший заработок, возможность самореализации, творческая работа, общественный престиж, общение с ровесниками, уважение администрации и т. д. Но главное, труд для молодежи в основном ассоциируется, прежде всего, с материальными возможностями, только затем с творчеством. Немаловажное место занимают трудовой коллектив и его роль в процессе производственной адаптации. Почти каждая четвертая женщина и каждый третий мужчина в студенческой семье подрабатывают, но выполняют в основном низкооплачиваемую работу. Помощь самих вузов в трудоустройстве незначительна, но вот центры занятости проводят в этом направлении большую работу. Кроме того, работающий студент легко вливается потом в трудовой коллектив или находит общий язык с другими людьми [4].

Студенчество - одна из самых значительных групп молодежи как по численности, так и по своей роли ведь именно студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны. От качества приобретенных знаний, морального облика студентов в большой степени, зависит социально-экономический прогресс общества [5]. С молодежными проблемами сталкиваются сегодня и руководители городских предприятий, и агропромышленного комплекса, и представители бизнеса. И поэтому к решению этих проблем нужно привлекать и научную общественность, и комитеты, и администрации, и, конечно же, саму молодежь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.: Госкомстат России, 2003. 48 с.

2. Говако Б. И. Студенческая семья. М.: Мысль, 1988. 158 с.

3. Черняк Е. М. Социология семьи. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2007. 246 с.

4. Социология молодежи / Под ред. В. Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007. 335 с.

5. Багаутдинов А. М., Багаутдинов А. М. Нравственная культура современной студенческой молодежи: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 60 с.

Поступила в редакцию 27.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.