Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи в вузе: проблемы и пути решения'

Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи в вузе: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
571
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авдеева Лилия Николаевна

Статья посвящена проблемам становления и развития студенческой семьи. Основная идея статьи раскрытие понятия «студенческая семья», а также изучение проблем и путей их решения через систему психолого-педагогического сопровождения студенческой семьи в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи в вузе: проблемы и пути решения»

ПсиологачЕскае ннуки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Л.Н. Авдеева

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' FAMILY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTE: PROBLEMS AND MEANS OF SOLUTION

Avdeeva L.N.

The article is devoted to the problems of students' family development. The basic idea of the article is the revelation of the "students' family" notion; the investigation of the problems and means of their solution through the system of psychological-pedagogical support of students' family in higher education institutes.

Статья посвящена проблемам становления и развития студенческой семьи. Основная идея статьи - раскрытие понятия «студенческая семья», а также изучение проблем и путей их решения через систему психолого-педагогического сопровождения студенческой семьи в вузе.

Нлючевые слова: студенческая семья, психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи.

УДК 371.128.1

Студенческие годы - это благоприятный период для получения высшего образования и создания семьи. Студенчество как социальная группа нестабильна: изменяется ее социальный и половозрастной состав, ценностные ориентации, отношение к браку и семье.

Исходя из этого, возникают новые задачи: сформировать позитивные жизненные ориентиры молодежи и активную жизненную позицию. У семейных студентов этот процесс протекает успешнее, потому что инфантильность исчезает быстрее у тех молодых людей, которые думают и заботятся не только о себе, но и о других.

Под студенческой семьей в исследовании нами понималась такая семья, в которой оба супруга - студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет (8).

Специфика студенческой семьи заключалась в особенностях деятельности супругов (учеба) и временности их социального положения.

Т.С. Зубкова и Н.В. Тимошина пишут о том, что в настоящее время количество студенческих семей сократилось в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи,

а также изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Еще один фактор влияния связан с повышением культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами молодежи; возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления. Нестабильность студенческих семей менее заметна, чем, например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, брошенным детям (4).

Таким образом, изучение проблем студенческих семей представляется нам сегодня наиболее важной и актуальной задачей. Целью данной статьи является обоснование наиболее важных проблем студенческой семьи и путей оптимизации психолого-педагогического сопровождения данной категории студентов в вузе.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Во многих вузах семьям оказываются помощь и поддержка: предоставляются комнаты в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Специфика студенческой семьи заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, трудоустройство, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческой семьи (8).

К особенностям студенческой семьи можно отнести отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Обычно это наиболее

прогрессивные семьи, здесь твердо верят в лучшее будущее, супруги готовы воспринять все новое - в организации быта, в приготовлении пищи, в устройстве семейного уклада и т.д. Материальные мотивы при выборе супруга в таких семьях обычно играют очень слабую роль (особенно в отношении требований к мужу со стороны жены) (7).

Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, - материально-бытовые проблемы. К ним относятся финансовая и жилищная проблемы.

Финансовая проблема. Бюджет складывается из зарплаты (зарплаты молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей.

Одно из отличий студенческих семей от других молодых семей состоит в том, что они экономически еще менее самостоятельны. Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения. Ведь материальные трудности студенческой семьи зачастую усугубляются неумением молодых распределять свой семейный бюджет (8).

Возможно несколько вариантов проживания - государственная, кооперативная, частная квартира, студенческое общежитие. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант - проживание с

родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга.

Таким образом, проблема материальной и жилищной обеспеченности стоит на 1-м месте в укреплении семьи. Тенденция молодых семей - отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями.

Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкают молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляются несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению.

Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте играет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.

Женщины, не состоящие в браке, страдают хроническими заболеваниями больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие мужской опоры существенно влияют на возникновение у женщин хронических заболеваний. Выявлена связь между неблагополучным семейно-психологическим климатом и риском возникновения хронических заболеваний.

Следует также учитывать то обстоятельство, что большинство нарушений в репродуктивной системе начинает накапливаться с детского возраста. Потенциальные возможности будущей матери и отца закладываются в детстве. В последние годы каждый 10-й новорожденный рождается у матери, возраст которой меньше 20 лет. У юных матерей чаще развиваются анемия, токсикозы, преждевременные роды.

Сложность получения медицинской помощи заключается в ее платности и дороговизне, а студенческие семьи экономически нестабильны и менее самостоятельны.

Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга (4).

С рождением ребенка начинается новый этап в развитии семьи. Происходит существенная перестройка связей и отношений между супругами. Естественно, что она не проходит без ломки определенных стереотипов, протекающей отнюдь не безболезненно. У молодых супругов резко сокращается объем свободного времени, возрастают психологические нагрузки (тревога за здоровье и жизнь ребенка, меньше внимания друг к другу), увеличиваются денежные расходы и т.п. Усугубляется положение еще и тем, что первые настоящие житейские трудности сопряжены с ответственным периодом учебы - специализация, курсовые и дипломные проекты, первый научный поиск и выбор направления в работе.

Трудности, связанные со вступлением семьи в «детный» период, отягощаются также тем, что многие супружеские пары оказываются неподготовленными к уходу за ребенком. Незнание, неумение, отсутствие элементарных навыков и удобств приводят к росту конфликтных ситуаций. Не случайно так велика доля конфликтов из-за детей, точнее, по поводу ухода за ними (2).

Межличностные отношения в семье особенно важны для развития ребенка. В процессе общения он приобретает навыки речи, мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт. Развитие ребенка находится в прямой зависимости от нравственных индивидуальных особенностей членов семьи. Дети ориентируются на поведение родителей, как на прообраз собственных действий. Поэтому очень важно поведение, образ мыслей и действий взрослых.

Нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной степени формирует

отношения между родителями, гармоничность супружеских отношений. Наиболее высокий потенциал имеют семьи, основанные на равенстве и партнерстве (4).

Следующей, не менее важной проблемой, являются конфликты. В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. По определению Н.В. Гришиной, конфликт - это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт -это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения (вновь) жизненных возможностей (3).

Г. Навайтис отмечает, что в молодых семьях обычно к кризисам приводит совокупность разрушающих факторов. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т.п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу. Поэтому, решая похожие проблемы, актуально не столько регулировать разногласия, сколько обучить умению сопротивляться психической напряженности, умению организовать общий семейный отдых и постоянные положительные переживания (5).

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также не-

удовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием (2).

Проблема совмещения учебной и семейной ролей. Члены студенческой семьи должны осваивать не только семейные роли, но и не забывать о том, что они являются студентами и им необходимо продолжать обучение в вузе, несмотря на возникающие сложности при создании семьи. И поэтому, мы считаем необходимым, изучить студенческую молодежь, которая является подсистемой студенческой семьи.

В социальной структуре общества студенчество по своему общественному положению стоит ближе всего к интеллигенции, являясь ее резервом. Студенчество -это особая социальная группа, формирующаяся из различных слоев общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, определенным социальным статусом и морально-психологическими свойствами, для которой приобретение знаний, профессиональная подготовка является главным и в большинстве случаев единственным занятием (1).

Поскольку центральной фигурой вуза является студент, а особой категорией - семейный студент, то преподаватели и административный состав являются организаторами и руководителями всей учебной, воспитательной и общественной деятельности студентов. Студенты всегда являются и объектами педагогических воздействий преподавателей, и субъектами своей учебной и воспитательной деятельности.

Главной задачей административного состава вуза (ректора, проректоров, деканов, заведующих кафедр и т.д.) является создание таких условий в вузе, при которых каждый со-

трудник, каждый преподаватель и каждый студент хотели бы и могли наиболее эффективно выполнять свои функции и обязанности.

Преподаватели вуза должны обеспечить студентов всей необходимой информацией, планами и программами их самостоятельной деятельности, повседневно руководить ею, контролировать и оценивать результаты деятельности каждого студента, его успехи в подготовке к будущей профессии.

Для этого взаимоотношения преподавателей и студентов должны быть демократическими, направленными на деловое сотрудничество в осуществлении основных целей обучения в вузе. Преподаватели должны хорошо разбираться в психологии студентов, знать их особенности, направлять всю свою деятельность на воспитание и развитие студентов в процессе обучения. Каждому преподавателю необходимо выработать свой стиль деятельности и общения, который наиболее соответствует сегодняшним задачам вуза (6).

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием количества отказов от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для предотвращения таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации университета классического типа, а также общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

Студенческая семья нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, но, к сожалению, как правило, такая работа в вузах не проводится.

Исходя из теоретических позиций (О.С. Газман, Е.В. Евмененко, Е.И. Казако-

ва, Г.Ю. Козловская, Н.Л. Коноваленко и др.), изученной нами литературы мы сформулировали определение психолого-педагогического сопровождения студенческой семьи, понимаемое как комплексный метод взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Под субъектом развития понимается как развивающийся супруг-студент, так супружеская пара и студенческая семья в целом.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения является создание педагогических и социально-психологических условий, необходимых для комфортного развития студенческой семьи в рамках вуза. Данная цель предполагает создание определенных условий для развития студенческой семьи и внутрисемейного психологического комфорта, а также предоставление возможностей для осуществления учебной деятельности и ее активного участия в куль-турно-досуговой жизни вуза.

Цель достигается путем последовательного решения педагогическим коллективом вуза следующих задач:

1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса студенческой семьи с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в процессе общения, обучения и психическом состоянии.

2. Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи необходимо не только для их успешного обучения в вузе, но и для развития творческих способностей, удовлетворения их интеллектуальных, культурных и нравственных интересов, реализации основных функций семьи.

3. Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекци-онно-формирующую работу с семейными студентами, имеющими различные психолого-педагогические проблемы.

Говоря о системе психолого-педагогического сопровождения, следует отметить, что она представляет собой деятельность,

направленную на создание педагогических и социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию студента в конкретной среде (в данном случае в университете классического типа). Психолого-педагогическое сопровождение студенческих семей включает три взаимосвязанных компонента: изучение студенческой семьи, создание педагогических и социально-психологических условий для развития и самоопределения студенческой семьи и психолого-педагогическая помощь в этом.

Наша работа опиралась на следующие принципы психолого-педагогического сопровождения: направленность на все студенческие семьи; эффективность; гибкость; последовательность; действенность.

Результатом такой деятельности должен стать комфортный психолого-педа-

гогический климат внутрисемейных отношений, а также оптимальное включение семейных студентов, после окончания вуза в трудовую (профессиональную, научно-исследовательскую, педагогическую и т.д.) деятельность и систему социально-экономических отношений, формирование конкурентоспособного специалиста в условиях современного рыночного производства.

Эффективность реализованной программы эксперимента, направленной на создание в вузе организационно-педагогических условий, способствующих эффективному психолого-педагогическому сопровождению студенческой семьи, подтверждается полученными сравнительными результатами (таблица).

Таблица

Динамика показателей эффективности психолого-педагогического сопровождения

студенческой семьи в университете

№ Показатели Результаты

п/п эксперимента

Конст. этап Обобщ. этап

1. Уровень развития специальных ре-терапевтических педагоги-

ческих супружеско-семейных умений (в%):

Высокий 5,1 9,6

Средний 84,6 86,5

Низкий 10,3 3,9

2. Уровень удовлетворенности браком (в баллах от 0 до 48) 29 38

3. Уровень развития способностей к воспитанию детей и се- 16 22

мейной жизни (в баллах от 0 до 30)

4. Восприятие проблем (в %):

Материальных 77,6 79,4

Жилищных 80,8 76,9

Психологических 55,1 46,1

Учебных 33,3 26,3

Проблем, связанных с взаимоотношениями с преподавателями 26,9 21,8

Проблем, связанных с организацией свободного времени 22,4 17,9

Проблем, связанных с отношениями с родителями 17,9 15,4

5. Осведомленность в вопросах государственной поддержки 56,4 96,1

студенческой семьи (в %)

6. Осведомленность в вопросах организации поддержки студен- 37,1 98,7

ческой семьи в вузе (в %)

7. Оказание различных видов помощи и поддержки со стороны

структурных подразделений университета (в%):

Материальной 97,4 100

Социальной 35,9 76,9

Медицинской 15,4 21,8

Психолого-педагогической 29,5 46,1

8. Оптимизм семейных студентов в отношении включенности 7,7 30,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественных и государственных институтов в решение

проблем студенческой семьи (в %)

Результаты, представленные в таблице, позволяют заключить, что в ходе эксперимента у супругов-студентов стал преобладать средний и высокий уровни развития специальных ре-терапевтических педагогических супружеско-семейных умений, удовлетворенность браком стала значимо выше, а также повысился уровень развития способности к жизнь в семье и воспитании детей. Кроме этого субъективное восприятие студентами-супругами проблем (психологических, учебных, проблем, связанных с взаимоотношениями с преподавателями, проблем, связанных с организацией свободного времени, проблем, связанных с отношениями с родителями) снизилось, повысилась осведомленность в вопросах поддержки студенческих семей и оптимизм в отношении включенности общественных и государственных институтов в решение проблем студенческой семьи.

Кроме того, как показывают результаты эксперимента, в ситуации конфликта студентами-супругами стали чаще использоваться стратегии «сотрудничество» и «компромисс».

В качестве объективного показателя эффективности проведенного исследования можно отметить увеличение количества структурных подразделений, вовлеченных в психолого-педагогическое сопровождение студенческих семей и расширение набора функций, выполняемых ими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитательная работа в Ставропольском государственном университете: Концепция, технология реализации / А.В. Беляев,

Т.И. Котло, В.А. Белевцев и др. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 102 с.

2. Говако Б.И. Студенческая семья. - М.: Мысль, 1988. - 158 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.

4. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

5. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт, НПО «Мо-дек», 1999.

6. Пидкасистый П.И., Фридман М.М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России. - 1999. - 354 с.

7. Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия: психология семейных отношений): Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. - 752 с.

8. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. - Минск: Университетское, 1991. -104 с.

Об авторе

Авдеева Лилия Николаевна, Ставропольский государственный педагогический институт, соискатель кафедры теории и практики управления образованием, ассистент кафедры экономики, менеджмента и рекламы». Имеет 9 научных публикаций. Сфера научных интересов - изучение становления и развития студенческой семьи, психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи в вузе. lilik4@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.