Абдулгазис В. С., к.э.н.
доцент
кафедра мировой экономики и экономической теории ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Республика Крым, г. Симферополь СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КИТАЕ И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА Аннотация: в статье приведен анализ последних исследований в области мирового опыта подготовки кадров, определена роль трудовых ресурсов и производительности труда в экономическом развитии государства, проанализированы особенности проведения китайских реформ в области подготовки производственных кадров; выявлены прогрессивные теории развития; выявлена тенденция взаимосвязи рыночного развития с развитием и трансформацией управления трудовыми ресурсами Китая; определена эффективности децентрализации в образовательном процессе в Китае; выявлена особенность механизмов финансирования, заключающаяся в привлечении средств заказчиков кадров, инвесторов, спонсоров образования; определена особенность взаимосвязи национальных традиций в подготовке кадров в Китае с современными способами организации рыночных отношений; определены направления дальнейших исследований
Ключевые слова: подготовка кадров, современные системы образования и подготовки кадров, трудовые ресурсы Китая, реформирование системы образования Китая, современные стратегии развития образования Китая
Актуальность исследования.
В современных условиях формирования новых общественно-экономических отношений в России, становление рынка труда и перестройки индустриального производства на научно-информационное особую актуальность приобрела проблема воспитания работника качественно новой формации. Согласно документам международных организаций (ЮНЕСКО, Всемирного банка, Международной организации труда, Совета Европы) движущей силой экономического развития в новом тысячелетии признано человеческий капитал, который создает и использует знания. Сейчас конкурентоспособность государства определяется не природными ресурсами, а наличием квалифицированной рабочей силы, способной создавать и использовать современные технологии, осуществлять инновационный поиск, действовать на опережение. Поэтому преобразование знаний в важный фактор экономического развития страны должно учитываться в модернизации национальной системы образования и трансформироваться в конкретные программы профессиональной подготовки специалистов.
Анализ литературы показал, достаточно основательное исследование процессов реформирования систем образования, которые происходят в
наиболее развитых странах: США (Г. Воронка, Т. Кошманова, А. В. Кудин, С. Романова), Германии (Н. Абашина [1], Л. Сакун), Великой Британии (Д. Леонтьева [1] , А. Паринов), Канаде (М. Лещенко), Франции (О. Авсентьева), Японии (В. Володько, Н. Корсунская), Финляндии (Л. Ляшенко), Турции (Т. Десятов), Чехии и Словакии (Б. Мельниченко). Отечественные и зарубежные ученые исследовали процессы, которые происходили у образовательной отрасли КНР (Н. Боревская [1], О. Джуринский, В. Клепиков). В Российской Федерации Н. Боревская продолжает исследование проблем развития образования в КНР, направляя научный поиск на выявление особенностей государственной стратегии в отрасли образования. В то же время Китай, сравнительно со странами Западной Европы, владеет специфическим опытом в отрасли подготовки производственного персонала, который представляет научный и практический интерес.
Цель исследования: проанализировать особенности проведения китайских реформ в области подготовки производственных кадров и выявить прогрессивные теории развития.
Основной материал
В этом контексте нельзя не замечать достижений стран Юго-Восточной Азии, за сравнительно короткий срок стали лидерами мировой экономики благодаря политике наращивания человеческого капитала. Государства этого региона успешно конкурируют на мировом рынке, определяя основой стратегии национального развития образование и культуру. Ускоренное экономическое развитие стран конфуцианской культуры заставляет ученых задуматься над сущностью азиатской модели образования. Китай - яркий представитель восточно-азиатских стран, часто искал собственные пути развития образования, науки, техники. В 50-х гг. прошлого века КНР повторила советский социалистический эксперимент, в 90-х гг. Выстроила "рыночную экономику с китайской спецификой", а в новом тысячелетии активно готовится к жизни в условиях "экономики знаний". Социалистический выбор КНР в 50-х гг. ХХ века определил формирование системы профессионально-технического образования по образцу Советского Союза для удовлетворения потребностей плановой экономики. Кардинальные изменения общественно-политических отношений, социально-экономических условий развития побудили общество к поиску путей модернизации образовательной системы, ориентированной на рынок труда.
Концептуальные идеи исследования основываются на положении о том, что рыночные механизмы, социально-экономические изменения, направленные на накопление и использование человеческого капитала, объективно нуждаются в эффективной системе непрерывного профессионального образования, ориентированного на рынок труда; создании адекватной системы подготовки квалифицированных рабочих на основе трансформации профессионально-технического образования в
систему профессионального образования и обучения под воздействием внешних (глобализация и интеграционные процессы, ускоренное развитие рыночной экономики, информационные и коммуникационные технологии) и внутренних факторов (необходимость согласования содержания, форм и методов профессиональной подготовки с новыми потребностям рынка труда с целью обеспечения конкурентоспособности специалистов).
Национальная стратегия развития образования формировалась под воздействием как мировых теорий развития образования (модернизация, теория человеческого капитала), современных теории с китайскими особенностями (экономика знаний), так и концепций, присущих только китайскому обществу ("сяо кан"). В стратегии учтены национальные ценности азиатских стран, которые обеспечивают приоритетное развитие науки и образования и хранят политическую, культурную автономию и национальную идентичность в условиях открытой экономики. Необходимость разработки национальной стратегии предопределялась внешними (ускоренное развитие рыночной экономики, информационных и коммуникационных технологий, становления рынка труда) и внутренними факторами (несоответствием структуры, содержания, форм и методов профессиональной подготовки потребностям рынка труда, низким уровнем конкурентоспособности специалистов на рынке труда через узкопрофильность профессий). Влияние социально-экономических факторов (переориентация китайского производства на рынок экспорта, развитие сектора услуг, новые требования к знаниям и профессиональным компетенциям производственного персонала, реструктуризация государственных предприятий, роста безработицы в стране) определило необходимость на модернизации профессионально-технического образования, отразился на формировании и развитии системы подготовки производственного персонала, которая была сориентирована на удовлетворение текущих и перспективных потребностей в подготовке рабочих кадров современного производства и сферы услуг.
Модернизация профессионально-технического образования КНР осуществлялась на протяжении четырех этапов, каждый из которых определялся определенными социально-экономическими событиями, изменениями общественных отношений, трансформационными превращениями в сфере занятости и рынка труда.
Экономические условия развития КНР в конце прошлого века подтолкнули всю систему подготовки производственного персонала к поискам принципиально новых путей деятельности. Для обеспечения опережающего темпа развития экономики было обновлено содержание и формы профессионального обучения с учетом экономических изменений, отраслевой и региональной специфики. Это способствовало обеспечению преемственности, соблюдению принципов вариативности и гибкости. Обновление содержания профессионального обучении в соответствии с требованиями рынка труда с учетом новейших технологий (дистанционные
формы обучения, информационно-компьютерные технологии, интерактивные методы) по следующим направлениям: интеграция перечня профессий на основе анализа видов работ и функций исполнителей в производстве и сфере услуг (что обеспечило переход от узкопрофильных к профессиям широкого профиля),
Проведенный анализ подобного и отличного в реализации государственной политики по подготовке квалифицированных рабочих кадров позволил обосновать вывод об опережающем характере реформ в КНР по следующим направлениям.
У последовательное осуществление Правительством КНР политики приоритетного финансирования этой отрасли;
У введение дополнительных льгот работодателям, которые принимают активное участие в создании современной материально-технической базы для организации производственного обучения;
У освобождение профессиональных учреждений всех видов налогов; использование механизмов самофинансирования учебных заведений за счет предоставления платных образовательных и коммерческих услуг;
У внедрение механизмов многоканального и разноуровневого финансирования, привлечения в этих целях средств заказчиков кадров, инвесторов, спонсоров и средств от производства и коммерческой деятельности учебных заведений;
У предоставление самостоятельности профессиональным учреждениям в решении вопросов не только финансово-экономической и хозяйственной деятельности, и образовательно-воспитательных и учебно-производственных.
Таким образом, децентрализованное определение содержания профессионального образования направлена на адаптацию профессиональной подготовки с потребностями экономики отдельных регионов и предприятий-заказчиков кадров и предусматривает привлечение работодателей к активному участию в разработке учебных планов и программ при сохранении координирующей роли Министерства образования КНР. Опыт КНР показывает, что результатом реформ в указанных направлениях является создание такой системы подготовки производственного персонала, ориентированную на удовлетворение потребностей рынков труда определенных регионов где расположены учебные заведения и активно влияет на дальнейшее экономическое развитие страны. Дальнейшие научные исследования целесообразно направить на осуществление исследований по проблемам подготовки современного производственного персонала в других Восточно-Азиатских странах.
Использованные источники: 1. Абашина, Н.Н. Религиозная педагогика и ее роль в воспитании ребенка/ Н. Н. Абашина //Научная мысль Кавказа. Приложение.- Ростов- на - Дону СКНЦ ВШ, 2004 - №2.
2. Leontiev D., Fam A. K., Osin E. N., Ovchinnikova E. The Subjective Quality of Choice Technique: Qualitative Dimensions of Choice as a Self-orientation Activity / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 45.
3. Боревская Н.Е. Вековой путь Китая к прогрессу и модернизации / Н. Е. Боревская // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2012—2013. — М. : ИД «ФОРУМ», 2013.
Абдулхафизов Б.Х.
Наманганский инженерно-педагогический институт
Узбекистан, г. Наманган ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИБЛИЖЁННОГО РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ В MATHCAD
Annotations: In the given article the possibilities of the elements' of count theories and MathCAD in nodal equations' solving of electrical circuit were analyzed.
Ключевые слова: электрические схемы, граф, MathCAD, матрица, СЛАУ.
Схемы замещения современных сложных электрических систем содержат десятки и даже сотни узлов и ветвей. Количество уравнений состояния для таких систем соответсвенно настолько велико, что для их решения необходимо использовать цифровые электронные вычислительные машины.
Более того, составление уравнений состояния для сложных схем является весьма трудоемкой процедурой, и решение данной задачи также целесообразно возложитъ на компьютер. Для этого требуется иметъ формализованный подход к составлению уравнений, который был бы одинаков для схем любой сложности и конфигурации. Такой подход можетъ бытъ разработан на основе аналитического представления конфигурации схемы замещения с помощью элементов теории графов и алгебры матриц.
Конфигурацию схемы замещения электрической системы можно отобразить в виде графа. Граф представляет собой множество вершин (узлов) и ребер (ветвей), соединяющих некоторые (а может быть и все) пары вершин. Если ребра графа имеют фиксированные направления, то этот граф называется направленным. Каждое ребро направленного графа имеет начальную и конечную вершину: его направление принимается от первой вершины ко второй. Схема замещения электрической системы обычно является связанным графом. Она состоит из ветвей (ребер), соединенных в узлы (вершины). Все величины, характеризующие состояние ветвей (токи, ЭДС, падения напряжения), имеют определенное направление (без чего не может быть рассчитан режим данной схемы). В связи с этим целесообразно каждой ветви схемы придать определенное, с произвольно выбранным, направлением. Таким образом, схема замещения системы обычно является связанным направленным графом, ребрами которого служат ветви, а