Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В КИТАЕ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / АСПИРАНТУРА / PHD / УНИВЕРСИТЕТЫ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симагина Н. О., Скоробогатова М. Р.

В статье проведен анализ системы подготовки научных кадров в Китае, экономического лидера стран БРИКС. Реформы высшего образования второй половины ХХ века позволили вывести университеты Китая на лидирующие позиции в международных рейтингах. Установлено, что подготовка аспирантов в Китае, сохранив национальные традиции, полностью соответствует Международной стандартной классификации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TRAINING SCIENTIFIC PERSONNEL IN CHINA

The article analyzes the system of training scientific personnel in China, the economic leader of the BRICS countries. Currently, the cooperation of the BRICS countries is accelerating the pace of interaction. The BRICS countries are striving to develop common approaches to the development of education systems that will promote harmonious interaction. At the IX meeting of the Ministers of Education of the BRICS countries, which took place in May 2022. Under the chairmanship of China, issues of ensuring quality education in the context of digital transformation, sustainable development of the common educational space within the framework of the interstate association, as well as strengthening cooperation in the field of additional professional education of the countries of the association were considered. The tasks set call for a detailed analysis of the higher education system of the BRICS countries, in particular, the system of training scientific personnel. The purpose of this article is to determine the features of the system of training scientific personnel of one of the most economically developed countries of the Union - China. The system of training scientific personnel (PhD Degree Student) in China in accordance with ISCED is the third level of higher education after bachelor's and master's degrees. Postgraduate studies are based on close links between the labor market and scientific research, which is reflected in the development of international educational projects, wide opportunities, including for foreign graduate students. The key goal of the development of higher education is to create world-class universities, further enhance the prestige of Chinese educational institutions and attract foreign graduate students. The main component of China's postgraduate program is the educational program during the first two years of study. Work on the study usually begins from the second year of the program. Upon completion of the training, the graduate student submits a thesis detailing the main conclusions of the study. The full-time academic year consists of two semesters: spring (March-mid-July) and autumn (mid-September-January). The result of the research is a successful defense of the dissertation. The very process of research protection differs slightly from the Russian or European one. An applicant for an academic degree orally reports the results of his research to a group of experts in the field of protected research. The reforms of higher education in the second half of the twentieth century made it possible to bring Chinese universities to a leading position in international rankings and rapidly reduce the gap in ratings with the world's leading educational institutions. As a result of the analysis, it was found that the training of graduate students in China, while preserving national traditions, fully complies with the International Standard Classification of Education and occupies a leading position both in terms of the number of graduate students and the effectiveness of the research conducted.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В КИТАЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 84-91.

УДК 378.048.2

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В КИТАЕ

Симагина Н. О.1, Скоробогатова М. Р.2

ФГАУО ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: nsimagina@list.ru1, maricrimea@gmail.com2

В статье проведен анализ системы подготовки научных кадров в Китае, экономического лидера стран БРИКС. Реформы высшего образования второй половины ХХ века позволили вывести университеты Китая на лидирующие позиции в международных рейтингах. Установлено, что подготовка аспирантов в Китае, сохранив национальные традиции, полностью соответствует Международной стандартной классификации образования.

Ключевые слова: подготовка научных кадров, аспирантура, PhD, университеты Китая.

ВВЕДЕНИЕ

Стабильность развития любого государства базируется на научном потенциале. Подготовка высококвалифицированных специалистов в Российской Федерации во всей линейке уровней образования является первоочередной. Образование и наука в ближайшее десятилетие обусловят политическое и экономическое развитие государства и будут средством международного общения.

В настоящее время сотрудничество стран в объединении БРИКС ускоряет темпы взаимодействия. Страны, входящие в состав БРИКС - Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика стремятся выработать единые подходы развития систем образования, которые будут способствовать гармоничному взаимодействию. Выполняя роль символа многополярного мира, БРИКС является генератором его развития.

На IX встрече министров образования стран БРИКС, которая состоялась в мае 2022 г. под председательством Китая, были рассмотрены вопросы обеспечения качественного образования в условиях цифровой трансформации, устойчивого развития общего образовательного пространства в рамках межгосударственного объединения, а также усиления сотрудничества по линии дополнительного профессионального образования стран объединения.

Поставленные задачи вызывают необходимость детального анализа системы высшего образования стран, входящих в БРИКС, в частности, системы подготовки научных кадров. Целью данной статьи является определение особенностей системы подготовки научных кадров одной из наиболее экономически развитых стран межгосударственного объединения - Китайской Народной Республики (далее -Китай, КНР).

84

Система подготовки научных кадров в зарубежных странах рассматривается в научных трудах российских ученых: Б.И. Бедный, А.А. Грибанькова, Е.В. Маклакова,

A.А. Миронос, Д.Р. Сабирова, М.Р.Скоробогатова, М.С. Сунцова, Е.В. Поживилова.

Особенности развития высшего образование КНР, в том числе и аспирантуры,

рассмотрены в исследованиях отечественных ученых Л.А. Новиковой, Я. Ли, С.С. Донецкой, Н.А. Ащеуловой, в также в ряде диссертаций: М. Юйфэн (сравнительный анализ реформ высшего образования в России и Китае), Л. Яньхуэй (модернизация высшего педагогического образования в России и Китае), Д. Яньянь (развитие высшего педагогического образования в Китае), Лю Цяофан, Ч. Юйчао (история высшего образования в КНР) и др.

Увеличивается внимание к вопросам подготовки научных кадров и среди зарубежных исследователей: Р. Altbach «Докторское образование: реалии и современность, будущие тенденции»; M.S. Anderson «Академическое участие в докторском образовании»; D. Boud, A. Lee «Практика докторского образования»,

B.M. Kehm «Докторское образование в Европе, Северной Америке»; B. Evans, M. Nerad «Глобализация и ее воздействие на качество докторского образования»; S. Powell, H. Green «Докторантура в мире»; J. Sadlak «Докторантура и квалификации в Европе и Соединенных Штатах».

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Поскольку Китайская Народная Республика является государством со второй по величине экономикой мира, неудивительно, что в стране активно развивается система высшего образования. Система подготовки научных кадров в Китае в соответствии с Международной стандартной классификацией образования является третьим уровнем высшего образования после бакалавриата и магистратуры (Degree Student Master). При этом "Postgraduates" применяется как к магистру, так и к докторанту. Однако третьему циклу высшего образования (аспирантуре) точнее соответствует PhD Degree Student [1, с. 250]. Аспирантура выстраивается на тесных связях между рынком труда и научными исследованиями, что находит отражение в развитии международных образовательных проектах, широких возможностях, в том числе и для иностранных аспирантов.

Следуя примерам британской и американской систем высшего образования, в апреле 1935 г. Нанкинское правительство Китайской Республики обнародовало первый «Закон о присуждении ученых степеней», в котором было прописано, что ученые степени делятся на три уровня: бакалавр, магистр и доктор наук. Также закон предусматривал процедуру квалификации выпускников и присуждения ученых степеней. Однако во времена становления системы образования в коммунистическом Китае система подготовки научных кадров и соответственно присуждение ученых степеней практически не осуществлялись. Ситуация изменилась только в начале 80-х годов. Так, 12 февраля 1980 года на 13-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва были приняты положения КНР об ученых степенях. Документ официально вступил в силу 1 января 1981 года. Публикация и реализация этого документа ознаменовала собой

85

формирование в КНР системы ученых степеней, а также поставила образование в «Новом Китае» на правовую основу.

Несмотря на стагнацию системы подготовки научных кадров, реформы на остальных уровнях высшего образования проходили динамично. Так, в 1959 г. власти КНР впервые официально выделили группу университетов страны, признанных ключевыми. Эта элитная группа, первоначально состоявшая из 16 университетов, получила значительную дополнительную поддержку со стороны государства.

В 1995 г. Министерство образования КНР разработало проект «211», выбрав около сотни крупнейших университетов страны, для них было предназначено дополнительное финансирование. Название программы расшифровывается как «100 университетов XXI века». Вскоре после этого, генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь, выступая с речью на праздновании 100-летия Пекинского университета в мае 1998 г., провозгласил дополнительную программу - «985» (98 - год, 5 - месяц). В эту программу вошли уже только несколько самых престижных ВУЗов, большинство из которых были среди изначальных 16 ключевых университетов. К ним относятся:

• Пекинский университет (Пекин)

• Университет Цинхуа (Пекин)

• Фуданьский университет (Шанхай)

• Шанхайский университет транспорта (Шанхай)

• Нанкинский университет (Нанкин)

• Научно-технический университет Китая (Хэфэй)

• Сианьский транспортный университет (Сиань)

• Харбинский политехнический университет (Харбин, Вэйхай и Шэньчжэнь)

• Чжэцзянский университет (Ханчжоу)

Впоследствии программа 985 была расширена до 39 университетов. Тем не менее, именно 9 университетов, названные выше, являются наиболее престижными в стране. В 2009 г. эти университеты заключили между собой соглашение о сотрудничестве и основали Лигу C9 («консорциум девяти»). Все университеты Лиги - исследовательские, и вклад их в науку Китая весьма значителен. У университетов лиги есть совместные образовательные проекты: летние школы, программы обмена и гранты. При штате научных сотрудников в 3% от общего в Китае, они получают 10% финансирования и издают 20% научных публикаций. Все девять входят в 500 лучших университетов мира согласно таким рейтингам, как QS, THE и ARWU [1].

План взаимодействия университетов С9 в вопросах подготовки научных кадров включает в себя следующие задачи:

- разработка и реализация реформы системы подготовки научных кадров для достижения международных стандартов;

-создание единого интернет-портала с интерактивной системой отслеживания кандидатских диссертаций для повышения качества подготовки аспирантов;

- совместное проведение летних школ (C9-Summer School), в том числе для расширения международных связей, укрепление бренда «консорциума девяти» (сотрудничество с Лигой Плюща и другими альянсами);

86

-совместная методическая работа, разработка единой системы дистанционного обучения.

Рассмотрим позиции лидирующих китайских университетов в ведущих международных рейтингах. Для сравнения, добавим в рассмотрение один из ведущих университетов России - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Таблица 1).

Таблица 1

Позиции университетов Китая в мировых рейтингах высшего образования

Год основания Рейтинги

Наименование университета ARWU QS World THE World CWTS Leiden

Университет Цинхуа 1911 48 25 30 11

Пекинский университет 1898 71 38 27 15

Фуданьский университет 1905 101-150 40 116 21

Шанхайский университет 1896 101-150 62 188 5

транспорта

Чжэцзянский университет 1897 101-150 87 177 3

Научно -технический 1958 101-150 97 132 82

университет Китая

Нанкинский университет 1902 201-300 114 169 56

Харбинский политехнический 1920 151-200 325 501-600 58

университет

Сианьский транспортный 1896 201-300 344 501-600 53

университет

МГУ имени М.В.Ломоносова 1755 93 95 194 299

Таким образом, китайские университеты быстро сокращают разрыв в рейтингах с ведущими мировыми учебными заведениями. Фил Бэти, редактор британского журнала «Times Higher Education» или «THE», в одном из интервью указал, что университеты в Китайской Народной Республике почти на расстоянии соприкосновения с традиционными элитными учебными заведениями Северной Америки и Европы. Он также добавил, что в очень скором будущем встанет новый вопрос: смогут ли правительства других стран сохранить устойчивые инвестиции в свои ведущие университеты, чтобы соответствовать показателям Китая [2].

В Китае претендовать на степень кандидата наук (PhD) могут магистры, имеющие две рекомендации профессоров - экспертов в выбранной специализации. Продолжительность очного обучения в аспирантуре Китая составляет от 3-х до 5-ти лет. Сроки обучения зависят от направления подготовки и университета. Кандидат на ученую степень помимо успешного освоения образовательной программы должен также вести научно-исследовательскую работу. Докторскую диссертацию утверждает Министерство образования Китайской Народной Республики. Присуждать ученые степени могут только сертифицированные университеты Китая.

87

Согласно Национальному бюро статистики КНР количество аспирантов, начиная с 1978 года, в среднем увеличивается на 24% в год. Так, если в 1978 году количество аспирантов в Китае было 18 человек, то уже 2020 году - их количество подходит к полумиллиону - 470 тыс. [3-5].

Рассмотрим наиболее приоритетные направления подготовки аспирантов в Китайской Народной Республике:

- инженерные науки - обучается около 196 000 аспирантов;

- иные научные направления (science) - 85 000 аспирантов;

- медицина - 57 000 аспирантов;

-юриспруденция - 24 000 аспирантов;

- агрономия - 20 000 аспирантов [5].

Результатом значительного увеличения количества аспирантов стали изменения в финансировании системы высшего образования, в том числе, через такие программы, как Project-985 и Double First Class. Оба этих проекта направлены на дальнейшее повышение престижа китайских учебных заведений, привлечение зарубежных аспирантов и создание к концу 2050 г. университетов мирового класса.

Тенденция увеличения количества аспирантов наблюдается во многих развитых странах. И в большинстве стран, особенно таких как США и Япония, это вызывает определенную озабоченность, поскольку количество рабочих мест для обладателей ученой степени не увеличивается в том же объеме. В результате многие обладатели ученой степени вынуждены браться за низкооплачиваемую работу, не имеющую статуса и не позволяющую использовать свои исследовательский разработки и научный опыт.

Однако ситуация в Китае не такая тревожная, как в других странах, поскольку быстрорастущая экономика страны и последующее наращивание потенциала открывают больше возможностей для трудоустройства. Хотя и в КНР имеется ряд опасений, поскольку безработица среди аспирантов последних лет также увеличивается. Правительство Китая пытается решить эту проблему, увеличивая число профессиональных PhD (т.е., имеющих практическое применение), переводя исследования из академических направлений в промышленность.

Одной из проблем системы подготовки научных кадров КНР является высокая нагрузка научных руководителей аспирантов. В среднем соотношение профессоров и аспирантов в Китае составляет 1:6, что намного выше, чем в среднем по миру. Кроме того, многие из научных руководителей не обладают достаточной квалификацией, отсутствует система контроля качества и четкий механизм отчисления аспирантов. Одним из вариантов решения данной проблемы в Китае является привлечение зарубежных исследователей для руководства аспирантами [6].

Обозначенные выше реформы системы подготовки научных кадров привели Китай к лидерству по количеству аспирантов и защищенных диссертаций, опередив европейские страны и США. Сравним количество выпускников аспирантуры в Китае и США по направлениям STEM (science, technology, engineering and mathematics - естественные науки, технологии, инженерия и математика) в период с

88

2000 по 2019 год и в качестве прогноза рассмотрим планы на 2025 год (Таблица 2) [7, с. 5].

Таблица 2

Количество выпускников аспирантуры в Китае и США по направлениям STEM в период с 2000 по 2019 год и прогноз на 2025 г.

STEM (в том числе науки о здоровье) Наука и инженерия (включая социальные науки)

США Китай США Китай

2000 18,289 9,038 26,331 8,219

2010 26,076 34,801 34,670 31,410

2019 33,759 49,498 43,398 41,890

2025 39,959 77,179 49,538 61,326

Аналогично тенденциям развития системы подготовки научных кадров в развитых странах мира, в аспирантуре Китая основным компонентом является образовательная программа в течение первых двух лет обучения. Работа над исследованием, как правило, начинается со второго года программы. По завершении обучения аспирант представляет тезис с подробным изложением основных выводов исследования. Очный учебный год состоит из двух семестров: весеннего (март-середина июля) и осеннего (середина сентября-января).

Требования к поступлению в аспирантуру в университетах Китая в целом идентичны:

- согласие научного руководителя исследования; соискатель самостоятельно должен найти и получить согласие на руководство исследованием от потенциального научного руководителя;

- наличие академических рекомендаций; у кандидата на поступление в аспирантуру должны быть не менее двух рекомендательных писем от профессоров университета, подтверждающих актуальность планируемого исследования и профессиональных качеств студента.

Результатом исследования является успешная защита диссертации. Сам процесс защиты исследования незначительно отличается от российской или европейской. Соискатель ученой степени в устной форме докладывает о результатах своего исследования перед группой экспертов в области защищаемого исследования.

ВЫВОДЫ

Таким образом, система подготовки научных кадров в Китае демонстрирует стремительный рост количественных и качественных показателей, претендуя на мировое лидерство в науке.

Проанализировав основные компоненты исследуемой системы, можно с уверенностью сказать, что система подготовки научных кадров КНР гармонично

89

сочетает в себе как западноевропейские черты и стандарты, так и азиатскую культуру. Но в целом, основные параметры соответствуют международным стандартам и тенденциям развития, что позволяет сопоставлять и анализировать исследуемую систему.

Скорейшее разрешение вопросов гармонизации систем подготовки, позволит активнее использовать научный и педагогический потенциал дружественных государств.

Перспективой дальнейших разработок в исследуемом направлении является анализ систем подготовки научных кадров стран БРИКС и сравнительный анализ показателей их эффективности.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лига C9 - лучшие университеты Китая // Россия и Китай. Азиатское иллюстрированное обозрение.

- URL: https://ruchina.org/o-kitae/liga-s9.html

2. China Catching Up on Rest of the World - THE BRICS Rankings, 2016. - URL: https://www.studyinchina.com.my/web/page/china-catching-up-on-rest-of-the-world/.

3. В Китае ученые степени доктора, магистра и бакалавра были присвоены более чем 21 млн человек. // Russian.China.Org.CN. - URL: http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-02/14/content_21914804.htm

4. Ащеулова Н.А. Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты / Н.А. Ащеулова, С.А. Душина // Вестник МГИМО Университета. - 2012.

- № 2. - С. 245-250.

5. Number of master's and doctor's degree students enrolled at public universities in China in 2021, by subject area. - URL: https://www.statista.com/statistics/1095325/china-number-of-postgraduate-master-doctor-students-by-subject-area/

6. Majumder K. Where does China stand in the global PhD boom? / K. Majumder. - 2014. - URL: https://www.editage.com/insights/where-does-china-stand-in-the-global-phd-boom

7. Zwetsloot R. China is Fast Outpacing U.S. STEM PhD Growth / R. Zwetsloot, J. Corrigan, E. Weinstein, D. Peterson, D. Gehlhaus, R. Fedasiuk // Center for Security and Emerging Technology. - 2021. - 28 p.

SYSTEM OF TRAINING SCIENTIFIC PERSONNEL IN CHINA

Simagina N. О.1, Skorobogatova М. R.2

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: nsimagina@list.ru1, maricrimea@gmail.com2

The article analyzes the system of training scientific personnel in China, the economic leader of the BRICS countries. Currently, the cooperation of the BRICS countries is accelerating the pace of interaction. The BRICS countries are striving to develop common approaches to the development of education systems that will promote harmonious interaction. At the IX meeting of the Ministers of Education of the BRICS countries, which took place in May 2022. Under the chairmanship of China, issues of ensuring quality education in the context of digital transformation, sustainable development of the common educational space within the framework of the interstate association, as well as strengthening cooperation in the field of additional professional education of the countries of the association were considered. The tasks set call for a

90

detailed analysis of the higher education system of the BRICS countries, in particular, the system of training scientific personnel. The purpose of this article is to determine the features of the system of training scientific personnel of one of the most economically developed countries of the Union - China. The system of training scientific personnel (PhD Degree Student) in China in accordance with ISCED is the third level of higher education after bachelor's and master's degrees. Postgraduate studies are based on close links between the labor market and scientific research, which is reflected in the development of international educational projects, wide opportunities, including for foreign graduate students. The key goal of the development of higher education is to create world-class universities, further enhance the prestige of Chinese educational institutions and attract foreign graduate students. The main component of China's postgraduate program is the educational program during the first two years of study. Work on the study usually begins from the second year of the program. Upon completion of the training, the graduate student submits a thesis detailing the main conclusions of the study. The full-time academic year consists of two semesters: spring (March-mid-July) and autumn (mid-September-January). The result of the research is a successful defense of the dissertation. The very process of research protection differs slightly from the Russian or European one. An applicant for an academic degree orally reports the results of his research to a group of experts in the field of protected research. The reforms of higher education in the second half of the twentieth century made it possible to bring Chinese universities to a leading position in international rankings and rapidly reduce the gap in ratings with the world's leading educational institutions. As a result of the analysis, it was found that the training of graduate students in China, while preserving national traditions, fully complies with the International Standard Classification of Education and occupies a leading position both in terms of the number of graduate students and the effectiveness of the research conducted.

Keywords: training of scientific personnel, postgraduate studies, PhD, universities of China.

References

1. League S9 - best universities in China, Russia and China. Asian Illustrated Review. URL: https://ruchina. org/o-kitae/liga-s9 .html

2. China Catching Up on Rest of the World - THE BRICS Rankings, (2016). URL: https://www.studyinchina.com.my/web/page/china-catching-up-on-rest-of-the-world/.

3. In China, doctoral degrees, master's and bachelor's degrees were awarded to more than 21 million people, Russian.China.Org.CN. URL: http://russian.china.org.cn/ news/txt/2011-02/14/content_21914804.htm

4. Ashcheulova N.A., Dushina S.A., Chinese Postgraduate Studies: Peculiarities of the National System for Training the Intellectual Elite, Bulletin of MGIMO University, 2, 245 (2012).

5. Number of master's and doctor's degree students enrolled at public universities in China in 2021, by subject area. URL: https://www.statista.com/statistics/1095325/china-number-of-postgraduate-master-doctor-students-by-subject-area/

6. Majumder K., Where does China stand in the global PhD boom? (2014). URL: https://www.editage.com/insights/where-does-china-stand-in-the-global-phd-boom

7. Zwetsloot R., Corrigan J., Weinstein E., Peterson D., Gehlhaus D., Fedasiuk R., China is Fast Outpacing U.S. STEM PhD Growth, Center for Security and Emerging Technology, 28 p. (2021).

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.