Научная статья на тему 'Современная русская поэзия на сайте «Полутона»'

Современная русская поэзия на сайте «Полутона» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
971
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная русская поэзия на сайте «Полутона»»

Современная русская поэзия на сайте «Полутона»

В.Б. Широбокова,

аспирантка кафедры издательского дела и редактирования

Активное развитие электронных изданий в последние 810 лет подкрепляется распространением способов интернет-коммуникаций (прокладка новых линий, создание сетей беспроводной связи, появление новых провайдеров) и регулярным обновлением рынка средств передачи и воспроизведения информации разной материальной природы (мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, «ридеры» и т. д.). Все это способствует появлению и развитию новых форм существования и способов восприятия произведений художественной литературы.

Литературно-художественные интернет-издания занимают в Рунете значительный, пусть и не самый большой сегмент. Многие люди, проявляющие интерес, например, к современной русской литературе, используют Интернет для поиска информации о новых «бумажных» изданиях, об авторах и их произведениях, а также просто читают. Однако немало ученых (книговедов, литературоведов, историков книги) и практиков книгоиздания относятся скептически как к феномену литературно-художественных интернет-изданий, так и к произведениям, размещенным в сети.

Особенности структуры, передачи и восприятия данных в интернет-изданиях не позволяют оценивать их привычными методами, разработанными для традиционных книг и журналов. Например, будет неверно оценивать объем и состав аудитории какого-либо литературного интернет-издания, используя привычные демографические, социологические параметры (пол, возраст, место проживания, уровень образования и т. п.). Каждый «пользователь Интернета <...> имеет один или несколько базовых ресурсов, вокруг которых и строит свою поведенческую модель в сети» [1]. Поэтому, изучая читательскую аудиторию литературно-художественных интернет-изданий, необходимо изучать

30

аудиторию посетителей конкретных сайтов. Выбрать одно или несколько крупных или, наоборот, небольших интернет-изданий, посмотреть аудиторию «дружественных» порталов и попытаться определить круг сайтов, которые регулярно посещают читатели исследуемого интернет-издания.

Другая проблема, встающая перед учеными, связана с оценкой содержания и качества подготовки литературно-художественных интернет-изданий. Наиболее посещаемыми и известными широкой аудитории являются сайты со свободной публикацией, то есть сайты, где любой интернет-пользователь может зарегистрироваться и затем разместить свои произведения (например, «Стихи.ру»). Такие сайты похожи на социальные сети. Они позволяют людям реализовать свои авторские амбиции и параллельно пообщаться с единомышленниками, с теми, кто любит и ценит хорошую поэзию.

Иные цели и задачи ставят перед собой создатели периодических литературных интернет-изданий журнального толка. Под литературно-художественными интернет-изданиями в данной статье понимаются периодические (обновляемые через равные или неравные промежутки времени) издания, доступные для публичного чтения в Интернете, содержащие прозаические, поэтические, драматические, литературно-критические, публицистические разделы, произведения для которых отобраны одним человеком (редактором) или группой людей. Создатели подобных интернет-изданий стремятся познакомить читателей с произведениями современной русской литературы, которые не представлены (или представлены мало) в «толстых» литературных журналах и в репертуаре книжных издательств. Одновременно интернет-издания позволяют начинающим или неизвестным авторам опубликовывать свои произведения.

Периодические литературные интернет-издания по разным основаниям можно разделить на две группы. Первое основание деления - это наличие связи между интернет-изданием и каким-либо печатным журналом/альманахом/газетой:

• электронная версия печатного журнала - веб-версия повторяет структуру и содержание «бумажного» оригинала (самым заметным примером могут служить «толстяки», объединенные на портале «Журнальный зал»);

• интернет-издание, продолжающее и развивающее традиции печатного - веб-версия сохраняет (полностью или частично) название печатного издания, воспроизводит его основные разделы, общую идею (цели и задачи) на новом временном отрезке, однако содержит новые материалы (примером может быть сайт «Новая камера хранения», которая продолжает традиции альманаха «Камера хранения»

31

(1989-1997) и продолжает публиковать современную поэзию и прозу, а также литературную критику);

• самостоятельное интернет-издание - периодическое литературное издание, специально созданное для распространения и чтения в Интернете, постоянно развиваемое и дополняемое (ярким примером является журнал «Сетевая словесность», существующий с 1999 года).

Второе основание деления касается только относительно самостоятельных литературных интернет-изданий - видо-типологическая принадлежность:

• журнал, обладающий четкой рубрикацией и периодичностью (минималистично оформленный журнал Дмитрия Кузьмина «TextOnly» (1999 - настоящее время) выходит раз в четыре месяца нумерованными выпусками, разнообразный по характеру представленных материалов журналпортал «Сетевая словесность» (1999 - настоящее время) обновляется каждые две недели простым размещением новых материалов на сайте);

• альманах (издание «Новая камера хранения» обновляется нерегулярно, однако отдельными выпусками или подборками материалов);

• литературный портал обладает сложной многоступенчатой структурой и отличается наличием материалов разной текстовой природы (примером может быть сайт «Полутона -один ты никто»).

Во всех упомянутых интернет-изданиях важное (часто центральное) место занимают публикации произведений современной русской поэзии. Причина в том, что большинство создателей и редакторов литературных интернет-изданий сами являются поэтами. Отсутствие сильного интереса к современной русской поэзии со стороны издателей побуждало и побуждает авторов публиковать свои тексты в сети. При этом сегодня публикации в известных литературных интернет-изданиях приравниваются по значимости к публикациям в толстых журналах, а благодаря возможности распространения издания среди потенциально неограниченного числа пользователей из разных городов и стран могут быть даже оценены выше.

Сайт «Полутона - один ты никто» начал свою работу в октябре 2004 года. Организаторами сайта стали участники калининградской арт-группы «РЦЫ» (создана в 2003 году) - поэты и художники Павел Настин, Евгений Паламарчук, Евгения Максимова, Юлия Тишковская. По словам авторов, они развивают художественное направление «Urban pop poetry», то есть «популярная городская поэзия».

Деятельность и художественные интересы группы «РЦЫ» повлияли на структуру и содержание сайта «Полутона»: основное вни-

32

мание уделяется поэзии (отдельные стихотворения, циклы, поэмы), короткой прозе (проза поэтов - заметный феномен современной литературы), живописи и фотографии (самостоятельные произведения, иллюстрации). «Авторы "Полутонов" не тратят сил на эффектные жесты, на ниспровержение того, что было до них. Они, как свидетельствует большинство представленных здесь текстов, занимаются реальной работой: ищут адекватные для сегодняшнего мироощущения литературные формы или пытаются создать их сами...» [2].

Все материалы, размещаемые на сайте «Полутона» и доступные по внутренним гиперссылкам, можно разделить на три категории:

• периодические публикации в разделах «Рабочий стол» и «Сообщество "Полутона"», организованные в виде блога;

• архивы журналов (тонкий литературный журнал «РЦЫ», литературоведческий электронный «Полилог», веб-версия израильского русскоязычного журнала «Двоеточие», американский art-zine «Reflect», где есть материалы на русском и английском);

• раздел «Книги», где в формате PDF размещены издания современных русских поэтов и писателей, а также выпуски альманаха «Абзац»;

• страница премии журнала «РЕЦ» и страница фестиваля поэзии «^OWWWO».

Если судить по содержанию материалов сайта «Полутона», выпуск журнала «РЕЦ» был прекращен в 2010 году, а последний номер журнала «Полилог» вышел в 2011 году. Однако информации о закрытии журналов на сайте нет. Создание архива выпусков русско-ивритского литературно-критического журнала «Двоеточие» завершилось № 10, в то время как на официальном сайте издания размещен № 19 и анонсирован № 20.

Премия «РЕЦ», если, опять же, судить по времени последней записи, перестала вручаться с 2009 года. Однако о том, что в 2008 году она вручалась в последний раз, информации ни на сайте «Полутона», ни где-либо в сети нет. Международный фестиваль актуальной поэзии «QTIOWWWO» регулярно проводится в Калининграде с 2003 года и собирает русскоязычных поэтов из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, хотя программа и отчеты с фестиваля последний раз публиковались в 2011 году.

Другую группу материалов, связанных с сайтом «Полутона», составляют сообщества в социальных сетях и раздел «On-line проекты»:

• официальные страницы проекта «Полутона - один ты никто» в «LiveJournal» и «Вконтакте» (продвижение проекта и расширение аудитории, оповещение читателей о появлении новых материалов);

33

• афиши выставок, фотоработы, живопись и видеозаписи, литературные и текстово-визуальные проекты отдельных участников сайта «Полутона» размещены как на его страницах, так и на внешних интернет-ресурсах.

Рассмотрим место современной русской поэзии на сайте «Полутона» на примере разделов «Сообщество "Полутона"» и «Рабочий стол». У каждого автора есть персональная страница, на которой размещены фотография и краткая информация: это может быть биографическая справка (есть не на всех страницах) с указанием списка публикаций в других изданиях (иногда даются внешние ссылки на публикации в других интерент-изданиях и на персональные страницы авторов в социальных сетях), адрес электронной почты автора. Таким образом, заинтересованный читатель может получить наиболее полное представление о творчестве отдельных поэтов.

В «Сообщество "Полутона"» входят участники арт-группы «РЦЫ» и поэты, писатели, художники, чье творчество наиболее точно отражает концепцию сайта. Они занимаются поиском новых авторов и формируют содержание разделов сайта.

Абсолютное большинство в «Сообществе...» составляют поэты, часть которых пишет короткую прозу (например, Анастасия Афанасьева), часть - публикует фотографии (например, Евгений Паламар-чук), картины (например, Екатерина Щеглова) и скульптуры (например, Рафаэль Левчин). Фотографией обычно занимаются поэты, которые хотят выразить свое видение мира в разных формах, а картины и фотографии скульптур публикуют профессиональные художники. Однако иногда художники размещают на сайте только свои стихотворения (например, Владимир Качалин), то есть стремятся продемонстрировать на «Полутонах» именно литературную сторону своего таланта.

В разделе «Рабочий стол» нет ни одного автора из «Сообщества...», здесь публикуются произведения авторов разных поколений: «В конечном счете, литературе нет дела до возраста автора. Есть черты, которые роднят молодых авторов «Полутонов» с тем, что делают их более зрелые коллеги, и поэтому вполне органичным выглядит <...> представление текстов Алексея Цветкова, Майи Кучерской, Владимира Гандельсмана, Дарьи Суховей, Аркадия Драгомощенко, Кати Капович и других» [2].

Сайт «Полутона» и премия «QTIOWWWO» в первой половине 2000-х годов стали заметными литературными событиями. Появление периодического литературного издания за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, пусть и в Интернете, было чем-то необычным. Сайт привлек внимание издателей, и в 2005 году издательство «ОГИ» выпустило небольшую серию. Она называлась «Сопромат» и была опубликована в рамках «Проекта ОГИ». Каждая книга сопровождалась ориги-

34

нальным предисловием. Это были покетбуки объемом до 150 страниц, в голубой обложке. На обложке, в левом нижнем углу, была напечатана одна из букв названия серии. Такая вот игра: соберешь серию книг -соберешь слово. Имена авторов были набраны одинаковым для всех книг кеглем и гарнитурой. Зато особенности набора названия каждой книги внесли долю индивидуальности в оформление изданий: дизайнеры «играли» с межбуквенными интервалами, высотой букв и пространственным расположением слов.

В наши дни издатели, публикующие современную русскую поэзию, занимаются созданием собственных проектов и часто приглашают известных литературоведов и поэтов для того, чтобы они помогли сформировать авторский состав будущего издания (чаще всего речь идет о поэтической серии). Российским издателям, выпускающим современную русскую поэзию, необходимо обратить внимание на то, что: во-первых, литературное интернет-пространство сегодня - главное место для поиска авторов и потенциальных читателей, а во-вторых, сотрудничество с периодическими интернет-изданиями - хороший способ подготовки новых изданий, наиболее полно и достоверно отражающих тот или иной фрагмент современного литературного процесса.

Библиографический список

1. Чаянова С.М. Читательский адрес как формирующий фактор электронного издания: к постановке проблемы / С.М. Чаянова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2004. - № 1. - С. 90.

2. WWW-обозрение Сергея Костырко: О новых «молодых» в Интернете и сайте «Полутона» [Электронный ресурс] // Новый мир. -2006. - № 11 // Журнальный зал. - Режим доступа: http:// magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/11/w19-pr.html. - (дата обращения: 27.03.2013).

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.