Научная статья на тему 'Литературные журналы и альманахи Ленинграда Санкт-Петербурга, 1988-2008 годы: основные тенденции издания'

Литературные журналы и альманахи Ленинграда Санкт-Петербурга, 1988-2008 годы: основные тенденции издания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1690
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературные журналы и альманахи Ленинграда Санкт-Петербурга, 1988-2008 годы: основные тенденции издания»

М.В. Кондра

Литературные журналы и альманахи Ленинграда -Санкт-Петербурга (1988—2008 гг.).

Основные тенденции издания

Санкт-Петербург по праву может считаться родиной российских литературных журналов. Именно в Петербурге в первой половине XVIII века начали издаваться первые журналы в т. ч. литературные и частные1. На протяжении трех веков Петербургские литературные журналы были важной составляющей культуры России. Это справедливо по отношению и к XIX веку, когда русская культура репродуцировала себя преимущественно через толстые журналы (именно они в то время были интеллектуальными центрами политической и литературной жизни), и к ХХ веку, когда в условиях моноидеологии литературные журналы являлись своего рода островками формирования общественного мнения.

Начало новой страницы в истории Петербургских литературных журналов связано с социальными переменами конца 1980-х годов, отменой цензуры в 1991 году и, как следствие, возросшей издательской активностью. Только в год возвращения Санкт-Петербургу его исторического имени в городе появилось 7 новых литературных журналов, в 1992—1993 гг. - еще семь новых названий. В общей сложности же с 1989 по 2008, в Петербурге появилось 52 новых литературных журнала и альманаха2.

Наша работа была осложнена недостатком информации. Прежде всего - в национальной библиографии. Как известно, вся текущая на-

117

циональная библиография - в частности «Летопись периодических и продолжающихся изданий» - основана на обязательном экземпляре (ОЭ). Невыполнение издателями Закона об ОЭ приводит к лакунам, которые исследователю подчас очень сложно восстановить. В период с 1989 по 2008, в «Летописи» были отражены 23 петербургских литературных журнала - это даже не половина того списка изданий, которые нам удалось обнаружить и описать. Причем 1990-е гг. представлены в библиографическом указателе полнее, чем 2000-е. Видимо, тенденция регистрировать издания в органах национальной библиографии снижалась с течением времени.

Остальные, 29 журналов и альманахов, мы выявили самостоятельно, пользуясь помощью библиографов, книгопродавцев, сотрудников редакций уже известных нам журналов, а также посещая выставки и презентации, писательские организации и писательские союзы. Мы считаем, что это неплохой исследовательский результат, тем более что этот пласт литературной активности до сих пор не был исследован, не считая одиночных публикаций Ильи Фонякова3, Сергея Чуприни-на4, Ясена Засурского5. Материал, который нам удалось найти, столь разнообразен и противоречив по своим временным, идеологическим и эстетическим параметрам, что в ряде случаев мы можем выявить не столько упрочившиеся, устоявшиеся качества, сколько отметить ряд ведущих тенденций, под влиянием которых трансформируются старые издания и возникают новые.

1. Возрождение издательского дела в Ленинграде приходилось на конец 1980-гг. и было напрямую связано с культурой андерграунда. Вдохновителями нескольких официальных литературных изданий в нашем городе были именно деятели т. н. «второй культуры».

Одним из первых был альманах «Камера хранения», первый номер которого вышел в 1989 году. Другой ленинградский журнал «Вестник новой литературы» начал издаваться с 1990 года; получил в 1992 году Малую Букеровскую премию.

В это же время получают официальный статус журналы недавно бывшие андерграундными, самиздатовскими. Есть два ярких примера: литературно-художественный журнал «Сумерки» (1985) и «Митин журнал» (1984), теперь он является полноправным партнером проекта тверского издательского дома «Kolonna publications» и перерос

уже в интернет-проект.

2. Как следующую тенденцию можно отметить жанровое разнообразие литературных журналов Санкт-Петербурга. Естественно, большинство изданий составляют те, в которых в равной мере представлены проза, поэзия, критика и публицистика. Условно такие издания можно назвать «общелитературными». Но с 1991 г. в Петербурге появилось двенадцать исключительно поэтических журналов и альманахов: «Мансарда», альманах «День русской поэзии», «Невский альбом», поэтический альманах «Петербургский литератор», альманах «Голоса Петербурга», «Молодой Петербург», «АКТ: литературный самиздат», альманах «Гармония», литературно-художественный журнал «Зинзивер», альманах «Синий апельсин», поэтический альманах «Транслит» и обновленный издательством АССПИН «День русской поэзии».

В начале 1990-х гг. в Петербурге появляется обширный пласт развлекательных литературных журналов: «Санкт-Петербургский сыщик», «Zero», «Паранормальный Петербург» и другие. Среди их рубрик: «детектив», «сенсации», «гипотезы», «спецхран»; в журналах публикуются также научная и ненаучная фантастика, триллеры, полицейские романы, научные и антинаучные статьи, «мистические озарения и просто крутой авангард» (журнал «Зеро»).

Яркий жанровый пример - толстый журнал «Солярис», посвященный фантастике и фэнтези. Он начал издаваться в Петербурге в 1992 году и позиционировал себя в некотором роде как продолжатель журнала «Искатель», знаменитого приложения к журналу «Вокруг Света». Кстати, ровно через 10 лет, в 2002 г., Б. Стругацкий сказал, что «в России никогда еще не было настоящего «толстого» журнала, посвященного фантастике»6, и тем самым как бы «отменил» существовавший некогда «Солярис».

3. Третья тенденция - появляются независимые авторские журналы. Процесс преобразования литературных журналов из органов, подотчетных партийным организациям, в независимые издания проходил в начале 1990-х гг. Причем, «освобождение» издания могло осуществляться в официальной плоскости - именования журнала «независимым» (вариант - «свободным»). К такому маневру после перестройки прибегла, например, «Звезда» став - «Литературно-художественным и

общественно-политическим независимым журналом». Либо в плоскости творческой игры со штампами, переосмысления своего творческого кредо, «reductio ad absurdum» - доведение авторской претенциозности до абсурда. Так, принцип «независимости» демонстрирует журнал «Заповедник»: «Журнал «Заповедник» - является некоммерческим изданием, которое служит для популяризации творчества молодых авторов и собственного удовольствия членов редакции. Автором признается человек или любое существо, создавшее что-либо, вне зависимости от смысла и содержания. Созданное автором именуется «произведением искусства»; отбор произведений производится на основании предвзятого мнения и вкусов членов редакции»7.

Не обходится и без курьезов: два номера авторского независимого литературного, именно литературного журнала «Все», с которыми нам удалось познакомиться de visu, посвящены... вышивке крестом и гладью!

4. Тяготение журналов к тем или иным социальным, профессиональным группам тоже можно отметить как устоявшуюся тенденцию. Журналы могут представлять не только профессиональные интересы, но и региональные, социальные, клубные и др. Или субкультурные, как журнал «Хиппиленд». Первый номер этого «литературно-художественного публицистического-независимого» журнала вышел в 1993 году и был посвящен 25-летию хиппизма в России.

Профессиональные писательские организации и группы также ведут издательскую деятельность. Под эгидой Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России с начала 1990-х гг. выходят 12 журналов и альманахов (к слову, ни один из которых не зарегистрирован в органах национальной библиографии), в их числе «Петербургский литератор», «Медвежьи песни», «Медный всадник», «Изящная словесность», а также «Молодой Петербург», «Голоса Петербурга» и др. Роднит их не только издающая организация, но и одинаково низкий художественный уровень. Свои журналы имеют литературные группы и сообщества: литературный альманах «Рог Борея» издает литературная группа «Соратники».

5. В продолжение двух предыдущих тенденций: пятая - изменение института управителя-учредителя. Место управителей, теперь зани-

мают учредители, чья непосредственная распорядительная власть над изданием сильно ослаблена, даже при условии, что данное издание соответствует по своему профилю деятельности учредителя. Как правило, среди учредителей бывает редакционный коллектив, что уже предполагает отношения партнерства, а не прямого подчинения. Как справедливо отмечает Ясен Засурский: «Учредители - не управители, не хозяева и не обязательно спонсоры: государственные структуры, общественные и научные организации часто ограничиваются тем, что «освящают» своим именем существование данного издания»8. Учредителями могут быть и государственные структуры, и общественные организации, и редакционные коллективы, и даже отдельные лица. Так, семья Лобу-новых, культурных энтузиастов и бессребреников, уже несколько лет выпускает семейный журнал «Земля любимая».

Альманах «Медвежьи песни» (хотя официально журнал зарегистрирован как альманах Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России) —редакторами являются супруги: Андрей Романов и Валентина Рыбакова.

Аналогичный случай с журналом «Литературный МИКС». Он издается в медицинском профилированном издательстве «Нордмед-издат», владельцами которого является чета Мошко.

Нередко учредителями и спонсорами являются авторы номера. Литературные журналы не выплачивают гонораров, а в некоторых случаях, даже берут деньги с авторов публикации - зачастую, это единственный источник финансирования журнала (например, журнал «Мост»). Больше «повезло» тем, кто нашел спонсора - обычно такую роль на себя берут институты власти: уже неоднократно упомянутый альманах «Медвежьи песни» финансирует Депутат Законодательного собрания Петербурга от избирательного округа № 16, который к тому же является членом Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России.

6. В постсоветском журнальном пространстве возрождаются старые имена. Например, такие как «Петербургский журнал», который стал правопреемником журнала «Ленинград» примерно через 50 лет. Вышел только один сдвоенный номер, содержащий мемуаристику и материалы о знаменитом постановлении 1946 года.

«Невский альманах» появившийся в году 300-летия Петербурга

претендует на статус продолжателя дела того самого, Аладьинского издания: «Журнал печатался в России почти сто лет! - до 1915 года. В СССР «Невский альманах» не издавался. И только в 2003 году -юбилейном году Санкт-Петербурга! - коллектив творческих людей возобновил издание этого журнала в городе на Неве»9.

История другого альманаха также продолжается уже полвека. «День русской поэзии» - начал выходить в Ленинграде с 1961 г. Издание было общесоюзным. Альманах выходил раз в год. В 1989 году издание прекратилось и возобновилось только в 1994 г. За его издание взялась Секция поэзии Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Под их эгидой он просуществовал предположительно до 2000 года, возродившись в конце 2007 г. во второй раз, но под маркой издательства Ассоциации писателей инвалидов, которая уже выпускает альманахи «Медвежьи песни» и «Северная Аврора».

Здесь же можно сказать и об иностранных вливаниях - о появлении международных журналов - журнал «Всемирное слово», который издавался в Петербурге с 1991 по 1999 гг. Издание было приостановлено из-за нехватки средств. Его учредителем было международное общество «Всемирное Слово» и «журнал был задуман в 1984 году в Париже чешским эмигрантом Антонином Лимом (Antonin Liehm) и с тех пор «оброс» версиями на одиннадцати европейских языках - в том числе и таких «экзотических», как венгерский и македонский»10.

7. Периодичность и тираж - два параметра, которые иногда относят к числу типообразующих. Естественно, большинство литературных журналов относятся к ежемесячникам. Существует и довольно мощный пласт журналов с периодичностью один или шесть раз в год. Отдельная категория журналов имеет ежеквартальную периодичность. В настоящее время периодичность продиктована, прежде всего, финансовыми возможностями издателя. Если прежде для издания журнала и установления его периодичности нужно было получить в ЦК (или соответствующем региональном партийном комитете) разрешение и полагающиеся материальные фонды, то теперь требуется найти учредителей или спонсоров, владеющих необходимыми финансовыми ресурсами. Именно поэтому нередки случаи, когда, продолжая именоваться журналом, издание переходит, фактически, на положение альманаха со своеобычной периодичностью (что лишает

их возможности проводить подписку). И если прежде альманах мог перерасти в журнал по специальному постановлению соответствующей инстанции, то теперь никаких препятствий для взаимоперехода не существует — весь вопрос в финансовом обеспечении. Можно сказать, что журнал «Аврора» подчеркнул сегодняшнюю размытую границу между понятиями «журнал» и «альманах», когда стал именоваться - «Альманах «журнал «Аврора».

Все большая часть новых журналов, выходящих в Петербурге (или уже закончивших свое существование), имеет неустановленную периодичность, либо нарушает установленную. Даже при условии, что журнал выходит раз в год, в его издании могут быть длительные перерывы. Например, с момента создания литературного альманаха «Литературные кубики» в очень короткое время было выпущено три номера альманаха (эти три номера вышли с периодичностью раз в два месяца). Четвертого номера пришлось ждать целый год.

Аналогичное положение с тиражами. Их пресловутый обвал приходится на начало 1990-х годов. Тогда тираж «Звезды» в конце 1990 г. - 344 тыс.; в 1991 г. он снизился до 130 тыс.; в 1993 г. сократился в три раза. На сегодняшний день ее тираж составляет 4500 экз. Хотя критерий массовости не может служить решающим критерием ни эффективности, ни успеха журнала, видимо, сейчас тиражи стали более четко отражать свободное читательское волеизъявление - особенно при отсутствии ведомственной подписки, основательно подпитывавшей многие издания. Таким образом, можно констатировать: тиражи определяются непосредственно читательским спросом, но, в конечном счете, зависят от платежеспособности аудитории и определяются скудными возможностями семейного бюджета. Тиражи современных журналов в массе своей редко превышают 300 - 500 экземпляров. Видимо, многие издатели надеются выйти из этого пике, иначе как объяснить феномен «перспективного тиража» (альманах «Медвежьи песни», журнал «Аврора»)? Сведения о нем даются в выходных данных, напротив сведений о реальном тираже. Чаще всего предполагаемый тираж превосходит реальный в 10 раз. И это не связано со стартовыми позициями издания. Такие перспективные тиражи планируют журналы, которые выходят не одно пятилетие.

8. Информационная ситуация, конечно же, проявилась и в журна-

листике. Современный структурообразующий признак издательской политики и создание персональных страничек в интернете. Некоторые литературные журналы изначально задумывались как достойные по размеру медийные проекты. Например, Петербургский журнал «Литературные кубики» - имеет сайт в интернете, на котором есть форум (обсуждение «бумажного» материала), голосование (по 10-ти бальной шкале за каждое произведение). Кроме этого, на сайте опубликована вся информация о журнале, что позволяет констатировать: и журнал и сайт подготавливались параллельно, как четко скоординированный проект. Собственные сайты, по-разному организованные и оформленные, имеют многие журналы и альманахи11, среди них: «Звезда», «Нева», «Невский альманах», «Зинзивер», «Мост», и все эти проекты есть в сети, любой читатель может «зайти» на их страничку. Однако не всегда такие ресурсы содержат материалы, печатаемые в журнале. Обычно публикуются лишь отрывки произведений. В качестве рекламы. Но редакции некоторых журналов и альманахов «вывешивают» в интернете и полные номера. По их словам это ничуть не вредит журналу, наоборот формирует интерес и создает резонанс.

Нельзя забывать об общероссийском интернет-проекте «Русского журнала» и «Журнальный зал» magazines.russ.ru. «ЖЗ» создавался в 1995—1996 гг. как своеобразное интернет-сообщество нескольких толстых литературных журналов, договорившихся выставляться в Сети вместе: «В процессе работы ЖЗ определилась концепция сайта и представление феномена русской толсто-журнальной литературы в сегодняшнем ее состоянии как явления, прежде всего, эстетического. На практике это означало, что ЖЗ, пополняя свой состав, не может включать в свой состав журналов узкоспециальных, общественнополитических и собственно, политических, а также избегает журналов с откровенно низким художественным уровнем, журналов только образовавшихся, а также журналов, политика которых строится исключительно на идеологической остроте».

Петербург представлен двумя журналами «Звездой» и «Невой». Его страницы ежедневно посещает примерно 5000 пользователей сети интернет, которые осуществляют около 16 000 просмотров опубликованных там материалов. «Журнальный зал» стал центром сосредоточения в сети ведущих литературных журналов страны и

может быть неким примером прогнозируемого перехода бумажных изданий в электронные версии. Не в качестве альтернативного существования, а в качестве выхода на новые рубежи и переход к другим формам существования.

Первая попытка создать исключительно электронный литературный журнал в Петербурге относится к 1996 году. Ее предпринял Александр Житинский. Он выпустил первый в России электронный литературно-художественный альманах «Арт Петербург», в редколлегию которого вошли М. Б. Пиотровский, Б. Н. Стругацкий, А. П. Петров, А. Г. Битов, А. С. Кушнер и другие деятели культуры Санкт-Петербурга. Задачей «Арт Петербурга» было освещение современной питерской культуры, он задумывался как дайджест «толстых» литературных журналов («Нева», «Звезда»), содержащий также оригинальные литературные материалы, т.е. все-таки в некотором роде этот электронный журнал был связан с традиционными. К сожалению, в 1997 году журнал перестал обновляться и прекратил свое существование.

Таким образом, начало новой страницы в истории Петербургских литературных журналов можно связать с социальными переменами конца 1980-х годов, отменой цензуры в 1991 г., неслучайно вдохновителями первых официальных литературных журналов и альманахов в нашем городе были деятели т. н. «второй культуры». В это же время происходит процесс преобразования литературных журналов и альманахов из органов, подотчетных партийным организациям, в независимые издания. Как следствие - возросшая издательская и читательская активность: только в год возвращения Санкт-Петербургу его исторического имени в городе появилось 7 новых литературных журналов, в 1992-1993 гг. - еще семь новых названий. В это время создаются развлекательные, поэтические литературные журналы и альманахи, литературные журналы для молодежи и молодых авторов, возрождаются старые, уже почти забытые имена; появляются литературные журналы, которые могут представлять не только профессиональные интересы, но и региональные, социальные, клубные и др. В то же время отсутствие государственной финансовой поддержки, отсутствие ведомственной подписки, основательно подпитывавшей многие издания, приводит

к сокращению тиражей. Многие журналы фактически переходят на положение альманаха со своеобычной периодичностью, т. к. периодичность продиктована, прежде всего, финансовыми возможностями издателя.

Современный структурообразующий признак издательской политики - создание персональных страничек в интернете. Сегодня некоторые литературные журналы изначально задумываются как медийные проекты. Обычно на веб-сайтах журналов в качестве рекламы публикуется лишь часть номеров. Но редакции некоторых журналов и альманахов «вывешивают» в интернете и полные номера. По их словам это ничуть не вредит журналу, наоборот формирует интерес и создает резонанс. Это может быть неким примером прогнозируемого перехода бумажных изданий в электронные версии. Не в качестве альтернативного существования, а в качестве выхода на новые рубежи и переход к другим формам существования.

Сегодня «собирательный» вариант Петербургского литературного журнала представляет собой убыточное издание. Однако, «толстые» литературные журналы сами по себе - это воплощенная культурная традиция, которой предоставлена свобода эстетико-этического, идеологического и любого другого самоопределения.

1 Первое научно-популярное и литературное издание России журнального типа - «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях». Ежемесячное приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» на протяжении 15 лет (1728—1742) выходило на двух языках - немецком и русском. Многие его статьи были продолжением или дополнением к уже опубликованным статьям в «Санкт-Петербургских ведомостях».Первым же самостоятельным научно-популярным и литературным журналом был журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», который издавался Петербургской Академией наук в 1755—1764гг. Печатался в типографии АН. Тираж достигал 2000 экз.

2 Полный список журналов и альманахов и их основные характеристики приведены в конце данной статьи см. Приложение 1.

3 Фоняков, И. О. Сколько в городе журналов? / И. О. Фоняков // С. - Петерб. вед. - 2007.- 28 февр. - С. 15.

4 Чупринин, С. И. Русская литература сегодня. Путеводитель / С. И. Чупринин. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 445 с.

5 Типология периодической печати: проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Изд-во МГУ, 1995. -137 с.

6 Стругацкий, Б. Н. Слово редактора / Б. Н. Стругацкий // Полдень XXI век. - 2002. - № 1. -С. 5.

7 Правила поведения в «Заповеднике» // Заповедник. - 1997. - № 6/ 7. - С. 25.

8 Типология периодической печати: проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Изд-во МГУ, 1995. -

С. 29.

9 Скворцов, В. Примите «Невский альманах...» [Электронный ресурс] / В. Скворцов // Сайт Невского альманаха. - Режим доступа: http://www.nev-almanah.spb.ru/2004/about.shtml, свободный. - Загл. с титул. экрана.

10 Обзор журналов. Вступление // Неприкосновенный запас. - 2002. - №3. - С. 231.

11 Список журналов и альманахов, которые имеют собственный сайт в интернете и электронный архив номеров см. в Приложении 2

Приложение 1.

Название журнала Преобладающий жанр публикуемых материалов Начальный год издания ЛППИ Выходит в настоящее время

1. Звезда Поэзия, проза, публицистика 1924 * *

2. Нева Поэзия, проза, публицистика 1955 *

3. День поэзии Поэзия, публицистика 1961

4. Аврора Поэзия, проза, публицистика 1969 *

5. Вестник новой литературы Поэзия, проза, публицистика 1990

6. Петрополь Поэзия, проза, публицистика 1990

7. Измерения Развлекательная литература, фантастика 1990

8. Журнал Н Развлекательная литература 1991

9.Зеро Развлекательная литература 1991

10. Все Мода 1991

11. Мансарда Поэзия 1991

12. Всемирное слово Поэзия, проза, публицистика 1991

13. Новый журнал Поэзия, проза, публицистика 1991

14. Сумерки Поэзия, проза, публицистика 1991

15. ПРИМ Развлекательная литература, фантастика 1991

16. Барышня Развлекательная литература 1992

17. Солярис Развлекательная литература, фантастика 1992

18. Петербургские чтения Поэзия, проза, публицистика 1992

19. Санкт- Петербургский сыщик Развлекательная литература 1993

20. Петербургский журнал Поэзия, проза, памятный выпуск 1993

21. Митин журнал Поэзия, проза, публицистика 1993

22. Русский разъезд Поэзия, проза, публицистика 1993 *

23. Хиппилэнд Поэзия, проза, публицистика 1993 *

24. День русской поэзии Поэзия, публицистика 1994 *

25. Изящная словесность Поэзия, проза, публицистика 1994 *

26. Поэзия и критика Поэзия, проза, публицистика 1994 *

27. Постскриптум Поэзия, проза, публицистика 1995 *

28. Невский альбом Поэзия 1996

29. Мансарда Поэзия, проза, правозащита 1996 *

30. Петербургский литератор Поэзия

31. Молодой Петербург Поэзия 1996 *

32.Заповедник Поэзия, проза 1997

33. Медвежьи песни Поэзия, проза, публицистика 1997 *

34. Паранормальный Петербург Развлекательная литература 1998 *

35. Голоса Петербурга Поэзия 1998 *

36. АКТ Поэзия 2001

37. Журнал свежей литературы Поэзия, проза, публицистика 2001 *

38. Литературный МІХ Поэзия, проза 2001 *

39. Мариенталь Поэзия, проза 2002 *

40. Всерусский собор Поэзия, проза, публицистика 2002 *

41. ГО Поэзия, проза, публицистика 2002 *

42. Земля любимая Поэзия, проза, публицистика 2002 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Полдень XXI век Фантастика, фэнтэзи 2002 *

44. Невский альманах Поэзия, проза, публицистика 2003 *

45. Мера всех вещей Поэзия, проза, публицистика 2004 *

46. Гармония Поэзия, публицистика 2005 *

47. Зинзивер Поэзия 2005 *

48. Северная Аврора Поэзия, проза, публицистика 2005 *

49. Синий апельсин Поэзия 2006 *

50. Транслит Поэзия 2006 *

51. Мост Поэзия, проза 2006 *

52. Царское село Поэзия, проза 2006 * *

53. Литературные кубики Поэзия, проза, публицистика 2006 *

54. День русской поэзии (АССПИН) Поэзия 2007 *

Приложение 2 Адреса веб-сайтов Петербургских журналов и альманахов

Название журнала Веб-адрес Наличие эл.версии архива номеров

І.Звезда http://zvezdaspb.ru *

2.Нева http://nevajournal.spb.ru *

З.Камера хранения http://newkamera.de *

4.Митин журнал http://koljnna.mitin.com/archive.php *

5.Медвежьи песни http://mprav.spb/.ru

6.АКТ http//aktsamizdat.narod.ru *

7.Земля любимая http//www.terraamata.spb.ru *

8.Полдень,ХХ1век http//sf.convex.ru/pokdtn/

9.Невский альманах http//www.nev-almanah.spb.ru

ІО.Зензивер http//www.zinziver.ru

ІІ.Транслит http//tr-lit.narod/ru *

12.Мост http//e-vi.org/START/MAIN.HTM

13.Литературные кубики http//LITKUBIKI.RU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.