Научная статья на тему 'Современная Российская молодежь на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности'

Современная Российская молодежь на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2187
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / УСЛОВИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / RUSSIAN YOUTH / LABOUR MARKET / SOCIAL AND ECONOMIC INSTABILITY / CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коршунов Алексей Владимирович

В статье рассматриваются проблемы и противоречия в положении российской молодежи на рынке труда, связанные с условиями социально-экономической нестабильности и неопределенности, характером развития рыночных и социально-трудовых отношений в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN YOUTH ON LABOUR MARKET IN TERMS OF SOCIAL AND ECONOMIC INSTABILITY AND UNCERTAINTY

The article deals with the problems and contradictions of the Russian youth on the labour market, that are associated with the social and economic instability and uncertainty, the nature of development of market and social and labour relations in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Современная Российская молодежь на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности»

УДК 316.012

Коршунов Алексей Владимирович

Korshunov Alexey Vladimirovich

соискатель кафедры социологии, политологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета (ИППК ЮФУ) тел.: (863) 264-19-12

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

post-graduate student of the chair of sociology, politology and law, Institute for retraining and advanced training of teachers of humanitarian and social sciences, Southern Federal University tel.: (863) 264-19-12

MODERN RUSSIAN YOUTH ON LABOUR MARKET IN TERMS OF SOCIAL AND ECONOMIC INSTABILITY AND UNCERTAINTY

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы и противоречия в положении российской молодежи на рынке труда, связанные с условиями социально-экономической нестабильности и неопределенности, характером развития рыночных и социально-трудовых отношений в современной России.

Ключевые слова:

российская молодежь, рынок труда, социальноэкономическая нестабильность, условия неопределенности.

The summary:

The article deals with the problems and contradictions of the Russian youth on the labour market, that are associated with the social and economic instability and uncertainty, the nature of development of market and social and labour relations in modern Russia.

Keywords:

Russian youth, labour market, social and economic instability, conditions of uncertainty.

Социально-трудовая ситуация в сфере труда и занятости в связи с переходом к рыночным отношениям в условиях структурной перестройки экономики и трансформации всей общественной жизни российского общества характеризуется сложностью и противоречивостью. Это отразилось на социальном положении и самочувствии всех социальных групп российского общества, в том числе молодежи, испытывающей все негативные последствия эпохи реформирования, ее ошибки и просчеты, социальные последствия.

Уже прошло достаточно много времени с тех пор, как началась эпоха «великих» преобразований, но ситуация в сфере труда и занятости, социального самочувствия и благополучия российских граждан по-прежнему остается нелегкой и в целом кризисной. Неблаговидная ситуация складывается и на молодежном рынке труда. Так, согласно результатам Аналитического доклада Общественной палаты РФ на тему «Социальный портрет молодежи Российской Федерации», среди молодежи 15-19 лет экономически активное население страны составляет 1340,1 тыс. человек, и около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.): уровень безработицы в этой возрастной группе составляет 31,1 % .

Молодежная безработица в каждом обществе имеет свои особенности, которые в России определяются во многом региональными факторами развития рынка труда. В результате процессов трансформации и регионализации в стране и благодаря четкому выявлению региональной специфики социально-экономического развития рынка труда в России сформировался слой незанятых молодых людей, который условно можно разделить на две группы: добровольно незанятые молодые люди и вынужденно незанятые молодые люди.

В структуре незанятой молодежи нет однородности, и безработная молодежь дифференцирована по уровню образования, материальному положению, системе ценностей, норм и установок и т. д., однако незанятость как форма жизнедеятельности формирует сходные черты условий и образа жизни, что в итоге способствует формированию идентификационных признаков, групповых норм, установок и стандартов поведения, разделяемых сообществом молодых безработных.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. средний уровень безработицы среди российской молодежи в возрасте 15-24 составил 18 %, что на 5 % выше среднемирового уровня безработицы молодежи. Согласно докладу МОТ «Глобальные тенденции молодежной занятости в 2010 г.» и по мнению Л.С. Скачковой, посткризисный рост молодежной безработицы в России еще более обострится летом 2015 года, когда дипломы о высшем образовании получат и бакалавры, и специалисты.

О тяжелой ситуации в области трудоустройства молодежи, получившей образование, но не имеющей опыта работы, свидетельствуют данные ВЦИОМ, согласно которым в 2009 г. 100-150 тыс. выпускников вузов прямиком отправились на биржу труда.

Продолжая описание положения молодежи на рынке труда в рамках выявления его негативных сторон, следует добавить, что менее половины молодых людей (48 %), по данным Аналитического доклада Общественной палаты РФ, работают по специальности; 30 % молодых людей 18-24 лет как минимум один раз сменили основное место работы за последние 3 года, а 15 % - 2-3 раза. В основном молодое население России 15-29 лет трудится в сфере оптовой и розничной торговли (3350,1 тыс. чел.), на обрабатывающих производствах (2404,6 тыс.), в сфере госуправления, безопасности, соцобеспечения (1845,7 тыс.), в сфере транспорта и связи (1443,4 тыс.). Средняя начисленная зарплата лиц до 20 лет составляет, по данным Росстата, 10 840 руб., работники сферы обслуживания, операторы, аппаратчики и квалифицированные рабочие этого возраста получают 11 439, 12 883 и 13 187 руб. соответственно.

Региональный разрез исследования данной проблематики также позволяет сделать выводы о достаточно невысоком уровне самостоятельности молодежи при трудоустройстве. Результаты исследова-

ния среди студентов Таганрогского технологического института (ТТИ Южного федерального университета показали, что 27 % студентов при ответе на вопрос «Как вы считаете, каким образом вы сможете трудоустроиться?» предполагают обратиться за помощью к родственникам, знакомым, хотя при этом примерно столько же (26 % опрошенных) выбрали вариант самостоятельного трудоустройства.

Видимо, не стоит, ввиду таких данных, сразу же упрекать российскую молодежь в несамостоятельности и нежелании попробовать собственные силы, проявив настойчивость и упорство при трудоустройстве. При определенных условиях - наличии эффективной системы трудоустройства, гарантирующей не только факт трудоустройства, но и достойную оплату труда за труд молодых специалистов, процент тех, кто пожелал бы проявить самостоятельность в процессе трудоустройства, был бы явно выше.

В сфере духовного производства сложилась не просто сложная, а, мы бы сказали, катастрофическая ситуация, связанная с масштабным оттоком молодежи из сфер образования, науки, культуры, искусства, информации как из низкооплачиваемых и соответственно снизивших свой уровень престижности сфер профессиональной деятельности.

Несмотря на то что переход к рыночным условиям функционирования социально-экономической и трудовой сферы открыл перед молодым поколением много возможностей, гораздо более разнообразные перспективы трудовой самореализации и адаптации, эти возможности, связанные с высокой степенью неопределенности, рискогенностью, сложностью их реализации в условиях жесткой социальной дифференциации и ограниченностью в социальных ресурсах для определенной части российской молодежи, не принесли ожидаемого эффекта в области профессиональной и трудовой самореализации молодежи. Более того, молодежь попала в разряд «ущербной» социально-трудовой группы, «дефекты» трудовой адаптации которой связаны с рядом факторов социально-демографического (возраст, место и регион проживания, семейное положение и т. д.), образовательного (уровень и качество образования, его наличие или отсутствие, соответствие спросу на рынке труда и требованиям работодателя), производственного (наличие опыта работы) и мотивационного (мотивы трудовой деятельности) характера.

Современный рынок труда предъявляет жесткие требования к тем, кто пытается успешно реализовать свой трудовой потенциал. Особенно это касается молодежи, которая озабочена поиском работы после окончания периода обучения и получения диплома об образовании, хотя, как отмечает Н.М. Власов, тот, кто действительно озабочен поиском работы, начинает это делать с 3-4-го курса. Поэтому, мы придерживаемся мнения Г.А. Чередниченко о том, что традиционная концепция перехода «учеба - работа» уже не может в полной мере использоваться при изучении положения молодежи и ее адаптационных стратегий на рынке труда, так как трудовая деятельность перестала восприниматься как следующая за периодом обучения деятельность на основе полученного образования и как логическое завершение данного процесса. Каждый десятый, согласно результатам исследования ФОМ, совмещает учебу с работой при том, что почти половина молодых в возрасте 15-29 лет в России учится, что говорит о высокой значимости образования для успешной адаптации на рынке труда, а также высоких издержках, связанных с образованием, в том числе дополнительном.

Г.А. Чередниченко отмечает, что молодежь активно накапливает человеческий потенциал в виде дополнительного образования в разных его формах - на профессиональных и кратковременных курсах, тренингах, деловых играх, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, дистанционного образования, обучения через Интернет. При этом на основании лонгитюдного социологического исследования, проводимого ИС РАН среди российской молодежи на протяжении десяти лет (1998-2008), был подтвержден известный социологический факт: образование есть удел образованных, т. е. чем выше и качественнее имеющееся образование, тем более разбужены образовательные потребности и тем чаще молодые люди прибегают к учебе, инвестируют в образование, в том числе и дополнительное.

В связи со сказанным представляет интерес мнение Н.Е. Сараповой, которой на основе исследования социальной мобильности выпускников вузов и молодых специалистов был сделан вывод о том, что в этом процессе имеет место феномен сознательно пролонгированного включения в трудовые отношения - ситуация намеренно отсрочиваемого периода трудоустройства специалиста с высшим образованием. Объясняется это достаточно просто: в условиях возникающих сложностей в трудоустройстве выпускников вузов, а также несоответствия условий трудоустройства планам, ожиданиям молодых людей возникает решение об отсрочке периода трудоустройства, что не только увеличивает период безработицы, но и содействует депрофессионализации специалиста и дезорганизации процессов его вертикальной мобильности.

Высокая степень неудовлетворенности своей работой негативно сказывается на социальном самочувствии, и, по оценкам российских ученых, 1/3 опрошенных россиян испытывают безразличие, в жизни работа не вызывает особых чувств и настроений. Это выступает ключевой причиной снижения уровня профессионализма и желания его повышать.

Причины распространения данного феномена - недовольства своим положением на рынке труда -можно искать в различных социальных процессах - социализации в семье, кризисе трудовой социализации и системы образования в целом, но если взглянуть на эту проблему с интроспективной точки зрения, то получается, что она тесным образом связана с процессом профессионального самоопределения, который имеет свою специфику в современных российских условиях.

С.Ю. Рощин, проанализировав положение молодежи на рынке труда в момент ее интеграции в социально-трудовое пространство после окончания образовательного процесса и получения определенной квалификации и профессии, отмечает, что существует несколько системных причин, которые порождают сравнительно худшее положение молодежи на рынке труда, и среди них такие, как:

1. Асимметрия информации. Трудовые услуги, с экономической точки зрения, являются доверительным благом, качество которого невозможно определить до тех пор, пока его не начинают потреблять.

Наличие предыдущего трудового опыта формирует репутацию, позволяющую перевести труд из доверительного блага в экспериментальное, при котором качественные характеристики труда становятся измеряемыми в процессе использования, но работодатель не имеет информации о профессиональной дееспособности молодежи, так как у нее отсутствует предыдущая трудовая история и соответственно репутация, что повышает риск для работодателя при найме и делает молодежь менее предпочтительной рабочей силой на рынке труда. Это и порождает огромный слой безработной молодежи среди выпускников вузов.

2. Структурное несоответствие параметров предложения труда молодых работников и спроса на их труд. Суть данной причины заключается в том, что полученное образование очень часто не совпадает с требованиями спроса на труд, так как сформировало у молодых неадекватные рынку труда знания и навыки (ситуация очень характерна для молодых россиян, выпускников высших учебных заведений). Система образования не в состоянии реагировать на изменения на рынке труда, так как процесс получения образования занимает достаточно длительный период времени, учебные планы и программы не всегда учитывают высокий темп технологических изменений и требований к постоянному обновлению профессиональных компетенций.

3. Отсутствие опыта. По сравнению с работниками старших возрастных категорий у молодежи низкая или недостаточная квалификация по причине отсутствия опыта работы, в процессе которой накапливаются необходимые профессиональные умения и навыки. Образование, как правило, формирует только знания, составляющие лишь часть необходимой квалификации, а навыки формируются за счет опыта, при этом для рынка труда характерна невысокая заменяемость опыта образованием, что снижает преимущества молодых, особенно с учетом того, что к современным выпускникам, по словам Н.М. Власова, предъявляются достаточно разносторонние требования: это требования к теоретической и практической подготовке молодого специалиста, к способности самостоятельно принимать решения, к умению общаться с людьми, формулировать задачу и находить пути ее решения. Как видно, многие из требований носят общепрофессиональный характер помимо собственно требований к владению специальными профессиональными компетенциями.

4. Недостаточная интегрированность в профессиональные сети. У молодого поколения меньшая включенность в профессиональные и социальные сети, обеспечивающие доступ к рабочим местам, тем более в нужном секторе рынка и с высоким статусом. Результаты социологических исследований показывают, что социальные сети занимают доминирующее положение среди эффективных способов поиска работы и трудоустройства всех возрастных категорий российского населения.

5. Внутренние рынки труда. Механизмы и институты внутрифирменных трудовых отношений, как правило, включают в себя принцип старшинства (преимущественное продвижение по служебной лестнице работников с опытом и т. д.). Для внутренних рынков труда характерна модель доминирующих инсайдеров, в результате чего молодые, как аутсайдеры, получают доступ к рабочим местам нижнего уровня должностной иерархии, у них менее стабильные трудовые отношения и выше уровень увольнений.

Значимым аспектом исследования молодежной проблематики у современных российских ученых выступает дифференциация молодежи в зависимости от типа поселения (городская, сельская, провинциальная молодежь) и проблемы профессионального самоопределения и последующей адаптации на рынке труда молодежи различных категорий, связанных с территориальной дифференциацией.

К примеру, исследование образовательных и профессиональных траекторий выпускников средней школы современной России, проведенное Г.А. Чередниченко, показало, что если молодежь, окончившая школы в крупных, средних и малых городах, достигает спустя 10 лет преимущественно высшего образования, то бывшие выпускники сельских школ имеют преимущественно более низкий уровень образования (33 % получают высшее образовании, 6,3 % не заканчивают вуз, 25 % получают среднее профессиональное и 20,3 % начальное профессиональное образование и еще 15,6 % остаются со средним общим).

Говоря о сельской молодежи, следует учитывать негативные социально-экономические и духовные факторы в ее развитии, которые в целом позволяют говорить о российском селе как обширной зоне риска. Молодые люди, которые имеют возможность покинуть село для дальнейшей жизненной самореализации, безусловно, идут на это, хотя такая возможность существует далеко не у всех представителей сельской молодежи.

Причин, по которым молодежь стремится покинуть родное село с целью реализовать свои шансы на изменение своего социального и материального статуса, много: это и неразвитость социальной инфраструктуры (в России не газифицировано 60 % сельских домов, только 10 % телефонизированы, 7 % имеют канализацию); на селе самый высокий уровень безработицы (20 %, а «сезонной безработицей» охвачено до 80 %); уровень доходов среднего сельского жителя в 2,5 раза меньше, чем у жителя «среднего российского города», и в 4-6 раз уступает «столичному». Очевидно, что молодежь в зависимости от территориальной принадлежности имеет изначально неравные шансы, что и определяет судьбу многих молодых россиян из малообеспеченных слоев населения сельской местности.

Сельские молодые люди, имеющие гораздо меньше возможностей для всестороннего и высокоинтеллектуального развития, чем городская молодежь, уступают в конкурентоспособности горожанам на рынке труда. Таким образом, за территориальными различиями тянется след социально-статусных и материальных различий в процессе жизненной самореализации сельской и городской молодежи.

Подводя итоги исследованию проблемы положения молодежи на рынке труда в современной России, можно констатировать следующее:

- положение молодежи на рынке труда отличается сложностью и противоречивостью; последняя связана с высоким уровнем потребности в молодежном труде и таким же высоким уровнем молодежной безработицы;

- молодые люди с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке труда используют стратегии дополнительного образования и дополнительной занятости; при этом фиксируется несоответствие образования, его качества и требований рынка труда к молодым специалистам, что затрудняет процесс трудоустройства;

- процесс эффективного трудоустройства носит преимущественно неформальный характер, что снижает уровень самостоятельности молодежи как при выборе сферы профессиональной деятельности, так и при реализации в ней;

- высокий уровень молодежной безработицы в стране связан с несоответствием заработной платы уровню образования молодежи и ее потребностей, что и становится причиной поиска работы в трудовых сферах, не связанных с полученной специальностью;

- описанные тенденции (низкая оплата труда, его несоответствие выбранной профессии и полученному образованию, ограничения социальной мобильности) способствуют росту неудовлетворенности трудоустройством и трудом в целом, а следовательно, и снижению социального самочувствия в молодежной среде.

Таким образом, важным условием повышения социального самочувствия молодежи и ее социального развития является успешная адаптация на рынке труда, которая зависит от множества факторов, связанных с социальной, экономической и образовательной политикой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.