УДК 94(510)
Королёва Н. А.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОБ ЭТНО- И ПОЛИТОГЕНЕЗЕ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ
Китайская цивилизация насчитывает около шести тысячелетий. Народ, создавший древнейшие государства на территории Китая, называется хань, очаг земледельческого неолита возник примерно в тыс. до н. э. На протяжении последующих столетий в результате вторжений, набегов, завоеваний территории хань соседними племенами и народами образовалась империя, Срединное государство, с устойчивой системой государственного управления, землепользования и орошения. В древнейший период истории Китая возникли религиозные и философские учения, сохранившие своё влияние и на современный Китай.
Российские учёные вносят заметный вклад в изучение истории, археологии, культуры Китая. Среди них можно назвать такие имена, как Л. С. Васильев, А. В. Ломанов, В. В. Малявин, В. В. Переломов, П. И. Шульга, З. Г. Лапина и др.
Ключевые слова: Китай, хань, конфуцианство, легизм, буддизм, концепция «одного пояса, одного пути».
На территории современной провинции Хэнань, где сейчас находится город Аньян, в бассейне реки Хуанхэ, с середины II тыс. до н. э. существовало государство Шан-Инь. Здесь жили люди монголоидного расового типа, которые выращивали зерновые культуры (прежде всего, чумизу), одомашнили свиней1, умели выплавлять бронзу, ковать оружие, изготавливать боевые повозки, разводить и запрягать лошадей. Жители Шан-Инь систематически грабили более слабые соседние племена, подчиняли их своей власти и облагали данью2. История Шан-Инь запечатлена в письменных памятниках — надписях (пиктограммах) на гадательных костях, найденных при раскопках массовых захоронений на территории древней столицы Анья-на. Расшифровкой надписей в течение многих лет занимался
1 Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 2004. С. 180-194.
2 Домокш В. Древний Восток. У начал истории письменности. Будапешт, 1979. С. 131-132.
М. В. Крюков, известный специалист по истории Древнего Китая3. Надписи делались на лопаточных костях диких оленей и домашнего скота или на брюшных щитках панцирей черепах. Пиктограммы свидетельствуют о наличии рабов в государстве Шан-Инь, о человеческих жертвоприношениях с использованием в качестве жертв рабов, о системе наказаний за провинности. Население Шан-Инь занималось разведением шелковичных червей, и духу этой гусеницы также приносились человеческие жертвы. Исследователи древнейшей истории Китая утверждают, что китайский буйвол ведёт родословную от индийского буйвола, лошадь пришла из засушливых степей Запада. Культура Яншао, известная, прежде всего, благодаря своей расписной керамике, проникла в Шан-Инь также с Запада. Литьё бронзы пришло с юго-востока Азии.
Золотой век мудрости, справедливости и добродетели — это правление пяти легендарных императоров4. Первые из них — Яо, Шунь, Юй. Юй был основателем первой династии, называвшейся Ся и правившей в конце III и начале II тыс. до н. э. Как утверждают специалисты, достоверных источников по истории этой династии нет.
Первым правителем следующей династии Инь был Чэн Тан. Это время достаточно развитой бронзовой культуры Шан-Инь в районе Аньяна, о чём рассказывалось выше. Среди соседних народов, вступивших в контакт с Шан-Инь и многое позаимствовавших у них, были чжоусцы. Они признавали сюзеренитет шанского правителя (ванна), получали от него утверждение в их титулах; так, ими был получен титул Си-бо («властитель Запада»)5.
Наибольшего могущества государство Шан достигло при правителе У Дине, при котором происходили многочисленные военные вторжения на территории соседних племён. Один из военных походов возглавила Фу Хао — жена У Дина, правительница одной из областей его державы. Во главе войска, состоявшего из профессиональных лучников и копейщиков, включавшего отряды боевых колесниц, а в случае необходимости прибегая и к помощи крестьян-общинников, Фу Хао
3 Крюков М. В. Проблема проточжоуской письменности // НАА. 1965. № 6. С. 122-127; он же. Язык иньских надписей. М., 1974.
4 Васильев Л. С. Указ. соч. С. 182.
5 Там же. С. 188.
превратила врагов в вассалов. Однако спустя некоторое время коалиция племён разгромила Шан-Инь6.
Вождь Чжоу Цзи Ли стал первым Си-бо, который взял жену из Инь, но только внук Цзили, вошедший в историю Китая под именем У Вана, смог в решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. разгромить Шан, объединив все племена. Спустя несколько лет власть Чжоу над всеми уделами была признана легитимной, так как «Небо даёт мандат достойному и отбирает его у недостойного, вновь вручая достойнейшему»7. В эпоху Чжоу (Х1-Ш вв. до н. э.) появилось учение о Небе как о Божественной небесной силе, солгласно которому власть правителя — это власть Неба. В иньских надписях Шанди — это верховный владыка, в чжоускую эпоху Тянь (Небо) — это Шанди
Важнейший источник эпохи Чжоу — «Установления династии Чжоу» («Чжоули»). В 2010 г. на русском языке вышел перевод, сделанный известным специалистом по древней истории Китая Станиславом Кучерой8. В последующей истории Китая «Чжоули» являлось важнейшим руководством для правителей страны в системе государственного и общественного устройства; согласно этому источнику определялась правильность чиновничьей иерархии, соблюдения культовых обрядов, поведения правителя страны и его подданных.
К эпохе Чжоу относится и появление Конфуция (551470 до н. э.) и конфуцианства как вероучения и философии. Личность Конфуция исторически достоверна, жизни Конфуция, его философии посвящено огромное количество исследований, принадлежащих историкам и философам как в Китае, так и за его пределами. В отечественной историографии широко известны книги В. В. Малявина и Л. С. Переломова9, в которых представлены сведения о царстве Лу, родине Конфуция, о семье, в которой он родился (родовитой, но обедневшей), о необычных обстоятельствах и месте его рождения (в пещере «священного глиняного холма» около города Цюй-фу), о необходимости заниматься тяжёлым физическим трудом в детстве и юности. Благодаря уму и крепкому здоровью,
6 Васильев Л. С. Указ. соч. С. 189.
7 История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. 2-е изд. М., 2002. С. 31.
8 Установления династии Чжоу (Чжоули) / Пер. с кит. С. Кучера. М., 2010.
9 Малявин В. В. Конфуций. М., 1992; Переломов В. В. Слово Конфуция. М., 1992; он же. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1992.
Конфуций с 15 лет занялся самообразованием, рассчитывая в дальнейшем сделать служебную карьеру, и преуспел в этом, овладев «шестью искусствами»: умение выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В результате Конфуций получил должность управляющего складами луского аристократа Цзи Ши, затем стал надсмотрщиком за стадами, в 27 лет получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. Но славу философа Конфуцию принесло преподавание в открытой им в 30 лет частной школе, с учениками которой он затем не расставался. Возможность обучаться вне зависимости от родовитости и минимальная плата за обучение («связка сушёного мяса») стали причинами огромного количества его учеников (более трёх тысяч), а суждения и размышления Конфуция в кругу учеников-интеллектуалов стали основой для появления в Китае конфуцианства как философии и религии. В 50 лет Конфуций получил пост первого советника в царстве Лу, но вынужден был покинуть родину и 13 лет путешествовал со своими учениками по царствам Древнего Китая. Вернувшись на родину, продолжил преподавание, редактировал и комментировал древние тексты, в том числе «Шуцзин» («Канон») и «Шицзин» («Книга песен»). Взгляды самого Конфуция вошли в сборник «Лунь юй» («Суждения и беседы»), в котором содержатся высказывания Конфуция и его учеников двух поколений по разным аспектам социально-этических, морально-психологических, политико-административных характеристик присущих человеку, претендующему на высокий социальный статус. «Лунь юй» содержит также философский комментарий к «Чжоу и» («Канон перемен эпохи Чжоу») и «Чунь цю» («Вёсны и осени»). При династии Хань во II в. до н. э. конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций стал почитаться «как совершенно мудрый» правитель древности. Что же касается конфуцианства как вероучения, то Конфуций считал, что всё предопределено Небом (тянь), человек может и должен познать ниспосылаемое ему предопределение (мин) и в таком случае может стать личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.
В VШ-VП вв. до н. э. в царствах-уделах в долине реки Хуанхэ шли процессы становления феодальной структуры, со-
провождавшиеся социально-политической трансформацией. Правители могущественных уделов-кланов убедились, что укрепление позиций наследственной клановой знати ведёт к ослаблению их власти и уменьшению их доходов10. Началось целенаправленное уничтожение родовой аристократии, власть в уделах передавалась чиновникам, которые полностью зависели от государственной власти. «Могущественные кланы в уделах-вотчинах исчезали, различные их линии активно враждовали друг с другом, а внутри уделов появлялись обычные подданные»11. Увеличивалось количество горожан, вместо княжеств возникали уезды, во главе которых сначала оставляли прежних правителей, но они уже не были полновластными аристократами-вотчинниками, а являлись обычными чиновниками.
У-Ш вв. до н. э. в истории Китая получили наименование Чжаньго — «Период сражающихся царств». Сложные социально-экономические процессы, связанные с развитием феодальных тенденций в китайских уделах-уездах, сопровождались усилением соперничества между отдельными сохранявшимися ещё царствами, вторжениями иноплеменников, проживавших по соседству и переселявшихся на территории ханьцев. В результате многочисленные военные сражения изменили жизненный уклад народа хань и способствовали появлению новых философских учений. Прежде население занималось земледелием, и территории царств защищало пешее войско вместе с колесницами. Нашествие варваров заставило сажать земледельцев на коней и стрелять из лука с седла (раньше это умела делать только знать, обучаясь этому во время охоты). Теперь всадники-воины носили короткую одежду, а не длиннополые халаты. Совершенствовалась техника боя, заимствовалось оружие, войны характеризовались высоким искусством тактики, манёвра, хитрости, обмана и шпионажа. К этому периоду истории Китая относится одно из направлений древнекитайской этико-политической мысли школы «законников» (фацзя), в европейском варианте именуемой легизмом. В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (фа) в жизни государства. Легисты считали, что власть государства должна
10 История Китая. С. 74.
11 Там же. С. 75.
быть неограниченной, необходимо поощрять земледелие и добиваться упорядочения фискальной системы, правитель должен назначать чиновников вместо традиционного наследования должностей, необходим цензорский надзор за чиновниками, групповая порука и групповая ответственность. В 221-207 гг. до н. э. легизм стал официальной идеологией централизованной империи Цинь, которой правил император Цинь Шихуан. В 213 г. до н. э. был издан и приведён в исполнение указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, за исключением гадательных текстов, а 460 учёных-конфуцианцев были живыми закопаны в землю12. Легисты полагали, что человек завистлив, алчен, властолюбив, и правитель должен уметь воздействовать на эти качества. Население страны должно заниматься земледелием и быть готовым к войне. Думается, здесь было бы уместным привести высказывание М. Л. Титаренко, известного исследователя китайской философии: «Моё понимание, и не только моё, сводится к тому, что китайская философия — это ключ к пониманию китайской культуры, китайской идентичности и политики Китая»13.
Начало истории отношений между ханьцами и варварами также датируется событиями, имевшими место в VII-VI вв. до н. э. В 2015 г. была издана монография, автором которой является П. И. Шульга14. В 1986-1991 гг. были проведены раскопки могильника Юйхуанмяо, располагавшегося на территории бывшего Северокитайского царства Янь, столица которого находилась к северу от Пекина. Могильник хронологически относится к периоду Чуньцю (VIII — начало V вв. до н. э.), территориально находится в провинции Хэбэй. На китайском языке материалы проведённых исследований были опубликованы в 4-х тт. в 2007-2010 гг. Центральный город культуры Юйхуанмяо занимал площадь примерно в 400 км с Запада на Восток и 200 км с юга на север. Этническая принадлежность проживавшего там населения — дунху, сюнну,
12 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 162.
13 Цит. по: Ломанов А. В. Рец. на кн. Воскресенского А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. М., 2007 // Восток. 2017. № 1. С. 188.
14 Шульга П. И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае. Новосибирск, 2015. С. 20.
горные жуны. Основными занятиями населения являлись скотоводство и охота. «Военное ремесло у них в крови, им свойственно вторгаться и ходить походами. Для поражения врага издали были распространены луки и стрелы, в ближнем же бою орудуют кинжалами»15. Исследователь делает вывод, что народ этот был носителем скифоидной культуры восточной части Евразии и состоял в мирных отношениях с царством Янь. В противном случае они не могли бы в течение 100-150 лет погребать умерших на могильнике Юйхуанмяо. Об этом же свидетельствуют найденные неосквернённые ритуальные сосуды, которые были либо подарены, либо обменяны.
Следует отметить восприимчивость хань к обычаям, традициям других народов. Очень интересна в этом отношении история распространения в Китае буддизма. В период поздней империи Хань (25-220 н. э.) начинается интенсивная деятельность по переводу на китайский язык буддийского канона «Трипитака» (китайское название — «Дацзанцзин»), который был полностью переведён на китайский язык к началу VII в. Легенда гласит: императору Мин-ди (57-75 н. э.) приснился сон: некто предстал перед ним, окружённый сиянием. Гадатели определили, что это образ великого святого, родившегося на Западе, имя которого Будда. Император отправил посольство на Дальний Запад (в Индию) и, через несколько лет это посольство привезло на белой лошади священную сутру
— «Сутра в 48 разделах». Она была переведена на китайский язык, а для её хранения построили пагоду Белой Лошади в столице государства Лояне. Один из последних переводчиков
— монах Сюань-цзан (600-664 гг.). В 626 г. он втайне от императора отправился в Индию, чтобы самому удостовериться в правильности сделанного перевода. Через год, двигаясь вдоль Великого шёлкового пути через страны Центральной Азии, вдоль южных склонов Тяньшаня, через территории нынешних Казахстана и Узбекистана на юг и через Кашмир, он прибыл в Индию. Сюань-цзан провёл здесь 17 лет, учился в знаменитых храмах, объехал всю Индию, собрал библиотеку буддийских книг на санскрите и вернулся в Китай. Оо остановился в Дун-хуане, на крайнем Западе в провинции Ганьсу, где неподалёку находится комплекс буддийских храмов-пещер (более 450 храмов). Император простил Сюань-цзана, который получил оби-
15 Шульга П. И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае. Новосибирск, 2015. С. 20.
тель Благосклонных милостей, а рядом была построена пагода Дикого Гуся, которая и сейчас существует в Сиани (древнее название города — Чанъань). Сюань-цзан ещё 20 лет переводил буддийские сутры, описал своё путешествие в Индию. О Сюань-цзане и его приключениях повествует роман «Путешествие на Запад», в котором описываются приключения Сюань-цзана. Только в 1923 г. был определён автор романа и найдена его биография. Им оказался У Чэн-ань, родом из провинции Цзянсу, уезд Хуайань. Он родился в образованной, но обедневшей семье. Чтобы прокормить себя и вырастившую его мать стал зятем мелочного торговца Сюя, который передал ему дело. Подрабатывал литературным трудом, мелким чиновником. Самое позднее упоминание о нём относится к 1582 г. Роман «Путешествие на Запад» появился в 1592 г. В 1994 г. он был опубликован на русском языке16. Четыре тома издания насчитывают около двух тысяч страниц. Автором комментариев и вступительной статьи является Л. Н. Меньшиков. В переводе текста романа, стихов принимали участие переводчики, литературоведы и лингвисты, имевшие отношение к изучению этого литературного памятника в течение 1950-х — 1980-х гг.
В период средневековья Китай противостоял вторжениям многочисленных кочевых племён, которые соседствовали или переселялись на территорию хань, и их союзников. Но в начале XIII в. началось завоевание Китая монголами, в результате которого к власти в Китае пришла монгольская династия Юань. Китай стал частью огромной Монгольской империи, но правящая страной династия Юань была лишена власти в результате мощного крестьянского восстания, руководимого Чжу Юаньчжаном, который стал в 1368 г. первым императором китайской династии Мин. В 1644 г. династия Мин была свергнута Великой крестьянской войной 1628-1644 гг. Династия Цин, маньчжурская династия, начала своё правление, и в течение первого столетия господства в Китае маньчжурами были завоёваны и включены в состав империи территории Тибета, Синьцзяна, Маньчжурии, Монголии.
На протяжении последующих столетий древнейшие учения и религии не потеряли своего значения и влияния. В настоящее время Китай постепенно приобретает важное значение в современном многополярном мире. Руководством
16 У Чэн-энь. Путешествие на Запад. Роман в 4 т. / Пер с кит. А. Ро-гачёва. Рига, 1994.
КНР разработана концепция «один пояс, один путь», о которой сейчас много говорят и пишут. В связи с этим очень показательно, что в Чжэнчжоу — перекрёстке Поднебесной в провинции Хунань, где начинается реализация этой концепции на территории Китая, на высоком берегу Хуанхэ сооружены огромные головы мифических императоров Хуанди и Яньди, отцов китайской нации: первый научил подданных делать колесницы и лодки, строить дороги, пользоваться луками и топорами, носить одежду из ткани. Яньди положил начало земледелию. Здесь же сооружены огромные копии старинных бронзовых сосудов, а из белого мрамора изваяны жертвенники, на которых посетители возжигают свечи и возносят молитвы. Объяснить такое странное, на первый взгляд, сочетание старого и нового можно словами профессора, специалиста по истории средневекового Китая З. Г. Лапиной: «В китайской культуре не существует прошлого, настоящего и будущего, которые составляют один (непрерывный) поток вечности. ...Многие китайцы относятся к древнему учению Конфуция так, как будто Конфуций — их современник»17.
Источники
Установление династии Чжоу (Чжоули). Т. 1 / Пер. с кит.
С. Кучера. М., 2010. У Чэн-энь. Путешествие на Запад. Роман в 4 т. / Пер с кит. А. Рогачёва. Рига, 1994.
Литература
Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 2004.
Домокш В. Древний Восток. У начал истории письменности.
Будапешт, 1979. История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. 2-е изд. М., 2002. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. Крюков М. В. Проблема проточжоуской письменности //
НАА. 1965. № 6. С. 122-127. Крюков М. В. Язык иньских надписей. М., 1974. Российское китаеведение — устная история. Сборник интервью с ведущими российскими китаеведами ХХ-ХХ! вв. Т. 1 / Под ред. В. Ц. Головачёва. М., 2014. С. 258-289.
17 Российское китаеведение — устная история. Сборник интервью с ведущими российскими китаеведами XX-XXI вв. Т. 1 / Под ред. В. Ц. Головачёва. М., 2014. С. 258-289.
Ломанов А. В. Рец. на кн. Воскресенского А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. М., 2007 // Восток. 2017. № 1. С. 188. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992. Переломов В. В. Слово Конфуция. М., 1992. Переломов В. В. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1992. Шульга П. И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае. Новосибирск, 2015.
Королёва Нина Александровна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: istfakultet@ rambler.ru.
The Modern Russian Historiography about the Ethno- And Politogenesis of the Chinese Nation
The Chinese civilization emerged about six millennia ago. The people who created the most ancient states on the territory of China was called the Han'. The centers of the agricultural Neolithic civilization emerged approximately in the VI-V millennium BC at the Basin of Huang He River. Over the following centuries, as a result of incursions, raids, conquests of Han's region by neighboring tribes and peoples, the Middle Empire came into existence. This power had a stable system of state administration, land-use, and irrigation. In the earliest period of Chinese history, religious and philosophical doctrines (Confucianism and Legism) were founded or borrowed from neighboring societies (Buddhism), and they are still retaining their influence in modern China.
The modern Russian scholars pay great attention to the process of flourishing and evolution of the Chinese civilization, the ethno- and politogenesis of the Chinese State and its peoples. Russian historians, philologists, ethnologists, linguists, other specialists study history of China, its material culture, religion, philosophy, literature, and many other spheres. Among them, we can especially highlight such scholars as L. S. Vasiliev, A. V. Lomanov, V. V. Maljavin, V. V. Perelomov, P. I. Shul'ga, Z. G. Lapina. Their studies demonstrate that in modern booming China the past and present are inextricably linked to each other.
Key words: China, the Han, Confucianism, Legism, Buddhism, Belt and Road initiative.
Nina Korolyova, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); [email protected].
References
Vasiliev L. S. Istorija Vostoka. V 2 t. T. 1. M., 2004.
Domoksh V. Drevnij Vostok. U nachal istorii pis'mennosti. Budapesht, 1979.
Istorija Kitaja / Pod red. A. V. Meliksetova. 2-e izd. M., 2002.
Kitajskaja filosofija. Jenciklopedicheskij slovar'. M., 1994.
Krjukov M. V. Problema protochzhouskoj pis'mennosti // NAA. 1965. № 6. S. 122-127.
Krjukov M. V. Jazyk in'skih nadpisej. M., 1974.
Rossijskoe kitaevedenie — ustnaja istorija. Sbornik interv'ju s vedushhimi rossijskimi kitaevedami XX-XXI vv. T. 1 / Pod red. V. C. Golovachjo-va. M., 2014. S. 258-289.
Lomanov A. V. Rec. na kn. Voskresenskogo A. D. Politicheskie sistemy i modeli demokratii na Vostoke. M., 2007 // Vostok. 2017. № 1. S. 188.
Maljavin V. V. Konfucij. M., 1992.
Perelomov V. V. Slovo Konfucija. M., 1992.
Perelomov V. V. Konfucij: zhizn', uchenie i sud'ba. M., 1992.
Shul'ga P. I. Mogil'nik Jujhuanmjao v Severnom Kitae. Novosibirsk, 2015.