Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА: ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ'

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА: ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА / РОССИЯ / КИТАЙ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Усачёва Ольга Викторовна

В статье представлен обзор проблем музыкознания и музыкальной педагогики, обсуждаемых на Международной научно-практической конференции «Современная российская фортепианная музыка», состоявшейся в декабре 2017 года в г. Линьи (КНР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN PIANO MUSIC: A VIEW FROM CHINA

The article gives a review of the problems of musicology and musical pedagogy discussed at the International scientific practical conference “Modern Russian piano music” held in December 2017 in Linyi (China).

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА: ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ»

усачЕва о. в. современная российская фортепианная музыка: взгляд из китая

Современная российская фортепианная музыка: взгляд из Китая

Усачёва Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, заместитель директора Научно-исследовательского института российской музыки при Университете г. Линьи (провинция Шаньдун, Китай) E-mail: korovka2005@list.ru

В статье представлен обзор проблем музыкознания и музыкальной педагогики, обсуждаемых на Международной научно-практической конференции «Современная российская фортепианная музыка», состоявшейся в декабре 2017 года в г. Линьи (КНР). Ключевые слова: научно-практическая конференция, фортепианная музыка, Россия, Китай, Научно-исследовательский институт российской музыки

В Китае прошла Международная научно-практическая конференция на тему «Современная российская фортепианная музыка». Подобное научное событие, полностью посвященное современной российской музыке, состоялось в Китае впервые. Особенно знаменателен тот факт, что ее инициатором и главным организатором стал Научно-исследовательский институт российской музыки при Универси-

тете г. Линьи (Китая, Шаньдун), ведущий свою деятельность с апреля 2017 года и являющийся единственным научным учреждением, специализирующимся на изучении российской музыки и российского музыкального образования. В организации и проведении конференции также приняли участие Творческо-ис-полнительский центр Музыкального института Университета г. Линьи, Союз музыкантов г. Линьи и Фортепианная ассоциация Союза музыкантов г. Линьи.

На фоне устойчивого всекитайского интереса к фортепиано, поддерживаемого успехами китайских пианистов на международных конкурсах, заявленная тема конференции оказалась особенно актуальной и своевременной: фортепианная музыка российских композиторов XIX - первой половины XX столетий давно стала неотъемлемой частью исполнительского репер-

туара китайских пианистов, исследуется китайскими музыковедами, прочно вошла в программы детского и профессионального музыкального образования. Вместе с тем фортепианное творчество современных российских композиторов практически неизвестно в Китае не только широкому кругу любителей музыки, но и профессиональным музыкантам и ученым. Восполнить этот пробел и познакомить китайских коллег с основными тенденциями фортепианного творчества современных российских композиторов и была призвана организованная научно-практическая конференция.

Заявленная тема конференции вызвала большой интерес со стороны китайских и российских музыкантов и ученых. В работе конференции приняли участие музыковеды, пианисты, педагоги из музыкально-образовательных учреждений России, Белоруссии, Китая. Среди них — выпуск-

25

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

26

ники и преподаватели Нижегородской, Санкт-Петербургской консерваторий, Белорусской академии музыки, работающие в настоящее время в музыкальных учреждениях Китая.

ния в Китае. С сообщением о публикациях и опыте внедрения в Китае российских музыкальных учебно-методических материалов выступил редактор издательства Юго-Западного педагогиче-

Мероприятия конференции, проходившие с 4 по 5 декабря 2017 года в Музыкальном институте Университета города Линьи, включали круглый стол, мастер-класс по фортепиано и концерт доцента Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки и Хунаньского педагогического университета Руслана Разгуляева, а также пленарные заседания с выступлениями участников конференции.

Российский «тон» мероприятий конференции был задан уже в программе фортепианного концерта Руслана Разгуляева, включавшей произведения П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Е. М. Иршаи.

Центральной темой дискуссии круглого стола стало обсуждение вопроса о российских учебных пособиях по музыке для начального, среднего и высшего музыкального образования и возможностях их использова-

ского университета Ван Бинь. В свою очередь, педагоги российских и белорусских музыкально-образовательных учреждений поделились информацией о вышедших в России за последние десятилетия учебных пособиях и авторских методиках по фортепиано и музыкально-теоретическим дисциплинам.

Представленные на пленарном заседании доклады участников конференции затрагивали различные аспекты изучения современной фортепианной музыки. В обзорных сообщениях о фортепианном творчестве московских и петербургских композиторов (Вера Ворошилова, Ван Дэцун, Научно-исследовательский институт российской музыки Университета г. Линьи) были обобщены предварительные результаты работы, проводимой Научно-исследовательским институтом российской музыки по теме «Композиторы второй по-

ловины XX - начала XXI веков и их творчество (фортепианная музыка)».

Намеченную в обзорных докладах «петербургскую» линию продолжили выступления и других участников конференции. Обозначим основные темы этого направления: трактовка жанра сонаты в фортепианном творчестве Б. И. Тищенко и Е. М. Ирша (Руслан Разгуляев, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Хунань-ский педагогический институт), особенности трактовки тембра фортепиано и работы композитора с цитируемым материалом в фортепианном цикле Ю. А. Фа-лика «Посвящение Паганини»: рнвенция и чакона (1981) (Ольга Усачёва, Научно-исследовательский институт российской музыки Университета г. Линьи), оригинальное использование фортепиано как аккомпанирующего инструмента в цикле обработок русских народных песен для фольклорного ансамбля «Псковские жемчужины» Г. Г. Белова (Антон Остапенко, Санкт-Петербургская консерватория, Харбинская консерватория).

Один из центральных тематических блоков конференции был связан с педагогическим ракурсом изучения фортепианной музыки российских композиторов. Круг обсуждаемых вопросов здесь оказался довольно широк и охватывал исторические, культурологические, музыкально-теоретические, учебно-методические аспекты проблемы. На конференции прозвучали доклады о путях внедрения в вузовские учебные программы по фортепиано произведений московского композитора и педагога А. П. Исаковой (Юлия Акбари, Владимирский государствен-

усачева о. в. современная российская фортепианная музыка: взгляд из китая

ный университет, Университет Хэдзэ, Шаньдун), о значении и особенностях использования современных композиторских техник в детских фортепианных сочинениях М. И. Ройтерштей-на (Пэн Чэн, Научно-исследовательский институт российской музыки Университета г. Линьи), об истории развития циклов фортепианных пьес для детей («Детских альбомов») с начала XX и в XXI столетиях (Цюй Ва, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки). Выступающие сошлись в едином мнении о том, что сочинение музыки для детей — очень важная традиция российской композиторской школы, сохраняющаяся до наших дней. Произведения современных российских композиторов для детей — это одновременно, и художественный, и учебный репертуар, необходимый для подготовки юных музыкантов к исполнению и восприятию более сложных современных сочинений.

Не обошли вниманием участники конференции и традиции российского музыкального образования, подчеркнув его роль в формировании национальных композиторских (Ся Юньцзин, Белорусская академия музыки,

Университет г. Наньтун, Цзянсу) и исполнительских (фортепианных) школ за пределами России (Сюй Гуйнин, Научно-исследовательский институт российской музыки).

Оригинальной «нотой» конференции, разбавившей академическую «тональность» мероприятия, стала джазовая тематика, представленная докладами об истории становления и стилистических особенностях жанра обработок классических произведений в творчестве российских джазовых пианистов и композиторов (Константин Усачёв, Научно-исследовательский институт российской музыки) и о фортепианных сочинениях Николая Капустина, чей композиторский стиль сформировался на основе объединения джазовой и академической традиций (Александр Бажанов, Шаньдунский университет искусств).

В заключение конференции директор Научно-исследовательского института Российской музыки, кандидат искусствоведения, профессор Музыкального института Университета г. Линьи Пэн Чэн подчеркнул, что российская композиторская школа всегда славилась высоким профессионализмом и оригиналь-

ностью творческих идей. Яркий пример этому — фортепианные сочинения современных российских композиторов. Очевидно, что материалы конференции будут интересны и полезны как для китайских музыковедов, так и для пианистов, педагогов и композиторов, что еще раз подтверждает научную и практическую значимость мероприятия. Немаловажным является и тот факт, что для Научно-исследовательского института российской музыки при Университете г. Линьи состоявшаяся конференция стала серьезным шагом на пути укрепления его позиций в научном и музыкальном сообществе. 27

По итогам конференции было принято решение о необходимости продолжения работы по изучению музыки современных российских композиторов. При этом была подчеркнута важность привлечения специалистов из разных научных и музыкально-образовательных учреждений России и Китая. Участники выразили готовность к всесторонней поддержке и содействию деятельности Научно-исследовательского института российской музыки при Университете г. Линьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.