С клинических позиций ИСС - это комплекс соматопсихических реакций защитно - адаптационного характера, отражающих глубинные процессы, сопряженные с биографическим опытом личности.
Введение в ИСС достигается путем предварительной разъяснительной психотерапевтической подготовки, специально подобранной музыки и дыхательными упражнениями с гипервентиляцией. Продолжительность КТП ограничивалась сроками пребывания пациентов на курорте - 21 день. Сеансы проводились в группах по 7 человек, лечебный курс 7-9 занятий через день.
В качестве критериев эффективности лечения наряду с клиническими исследованиями до и после терапии проводилась оценка экспериментально-психологических данных: шкала диагностики депрессивных состояний Цунга и шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.
При обследовании выявлены высокий уровень реактивной тревожности у 85% больных (средняя сумма баллов 49,5+0,8), сильное беспокойство, тоскливое состояние. Сравнительный анализ данных психологического тестирования показал, что в основной группе среднее значение уровня депрессии по шкале БОБ было к концу лечения достоверно (р<0,05) ниже (соответственно 34,25 и 45,85), а средний показатель его динамики выше (средняя (М) изменения - соответственно - 30,75 и 20,00), чем в контрольной группе. В результате проведения КТП получены более высокие, чем в контрольной группе, показатели рангового роста ценностей, связанных с активной жизненной позицией.
Психофизиологическое тестирование по Спилбергеру-Ханину после лечения показало снижение уровня реактивной тревожности до умеренного (средняя сумма баллов - 30,1+0,5) у 62% (р<0,05) и низкого (средняя сумма баллов - 27+0,4) у 21% (р<0,05). В группе сравнения отмечалась та же тенденция снижения тревожности, но не достоверная.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что применение клинической трансперсональной психотерапии в комплексном лечении больных неврозами и психосоматическими заболеваниями в санаторно-курортных условиях эффективно, является важным немедикаментозным методом коррекции тревожно-депрессивных состояний.
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: МАНИПУЛЯЦИИ ИЛИ ЛЕЧЕНИЕ
С. В. Уманский
Курганская ОКБ
Е-mail автора: [email protected]
В современной психотерапии, рассматриваемой с критических позиций, можно отметить определенные кризисные явления. Многие психотерапевтические концепции субъективно ангажированы и умозрительны, отражая понимание проблемы их авторов-создателей. В используемых методах достаточно высоко число нежелательных явлений, четко не прописаны цели и задачи, нет критериев эффективности. Среди пациентов высок процент отказов от прохождения психотерапии вследствие субъективных причин. Происходит явное расхождение между реальным положением вещей и декларируемыми успехами психотерапии. Из всего вышесказанного возникает вопрос - являются ли методы психологического воздействия, используемые в клинической медицине психотерапией (лечением) или чем-то другим?
Отсутствие универсальной теории психотерапии удовлетворительно объясняющей суть происходящего и позволяющей прогнозировать результат, заставляет обратить внимание на синергетику.
Синергетика - это современная теория самоорганизации в открытых, нелинейных системах, которые в своей эволюции включают как детерминистские, так и стохастические элементы. Опираясь на основные идеи синергетики можно предложить концептуальные решения многих проблем психотерапии.
С позиции синергетики человек рассматривается как открытая система, сохраняющая или развивающая себя в определенном направлении. Жизненные кризисы или тяжелые заболевания могут менять эволюцию личности. Направление развития личности определяется из будущего аттракторами (целями личности, чаще всего невер-болизированными и неосознаваемыми). Психотерапевтическое воздействие в определенных ситуациях может приводить к существенным изменениям, однако для этого должны быть соблюдены определенные условия.
Объединение структур возможно лишь при наличии общей цели и установлении общего тем-поритма существования. Врач (иерархически доминантный), как организующий элемент новой системы, подстраивается (приобретает определенную конфигурацию для образования устойчивой системы) к пациенту. Взаимоотношения врача и пациента превращаются в психотерапевтический альянс, только тогда, когда они, имея определенный энергетический потенциал (пациент не пассивен), становятся не только взаимосвязанными, но и объединяются в функциональную целостность, направленную на достижение единой цели. Таким образом, для формирования психотерапевтического альянса изначально должно произойти качест-
46
Тюменский медицинский журнал № 1, 2011
венное сближение врача и пациента. Подстраиваясь, врач устанавливает с пациентом особые отношения, обращенные в первую очередь к его личности и болезни.
Воздействовать на пациента можно двумя путями: изменениями среды или межличностных (врач-пациент) воздействий-взаимодействий. С точки зрения синергетики неэффективное управление открытыми системами заключается в навязывании им некоей несвойственной и чуждой формы организации или поведения.
Рассматривая основные психотерапевтические подходы (психоаналитический, бихевиоральный и гуманистический), мы можем отметить такие общие черты как активное внедрение концепций теории в сознание пациентов, преклонение перед отцом-основателем, недоучет клинических реалий заболевания, невозможность прогнозирования, отсутствие четких критериев эффективности терапии. При этом локус внимания смещается с конкретного пациента, его проблем, потребностей и ожиданий на усвоение теоретических концепций врача-психотерапевта и следование им.
Психологическое воздействие, оказываемое психотерапевтом, часто не соответствует тем тенденциям и «проектам», которые имеются место у пациента. Скрытное или завуалированное внедрение в психику адресата проектов, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент, называется манипуляция (Доценко Е.Л.). Почему психотерапевты идут на манипуляцию?
Назовем несколько причин:
1. Врачи искренне убежденны, что проводят психотерапию и рассматривают ее с точки зрения возможной пользы, приносимой пациенту.
2. Внушенная авторитетом теория не подвергается критическому анализу. 3. Поддержание имиджа профессионала в своем терапевтическом сообществе.
4. Осуществление своеобразной власти над личностью пациента, будь то в индивидуальной терапии или в группе.
5. «Прививая» пациенту собственные личностные смыслы и «проекты», врач самоутверждается как профессионал.
К чему приводит терапевтические манипуляции? Сравнительные контролируемые исследования G. Mazzoni и соавт. (1999), R. Grossarth-Maticek, H.J. Eysenck (1991) и др. выявили негативное влияние психоанализа на выживаемость онкобольных и пациентов с различной психосоматической патологией.
Проведенное нами исследование эффективности терапии фобических расстройств методами систематической десенсибилизации, гипносугге-стивной психотерапии и фармакотерапии показало, что эффективность редукции фобий при всех спо-
собах лечения приводит приблизительно к одному результату. Фобические расстройства в среднем исчезают в 50% случаев, а через 6 месяцев после окончания терапии они отсутствуют менее чем у 30%. Систематическая десенсибилизация субъективно воспринимается пациентами как неприятная процедура. Установлено, что общее состояние пациентов зависит не от вида проводимой терапии, а от стратегии поведения пациентов. У пациентов с конфронтационной стратегией поведения после исчезновения фобий через 6 месяцев после окончания терапии отмечены достоверно (р<0,05) более высокие цифры агрессивности, враждебности, тревоги, депрессии и давления жалоб. Количество обращений за медпомощью у них за 6 месяцев достоверно (р<0,001) больше, чем в группе пациентов с избеганием фобий. Причины подобных результатов мы видим в попытках насильно изменить пациента, навязать не свойственные ему эмоции, идеи, отношения и стиль поведения.
Психологическое воздействие, направленное на реализацию проекта врача, можно назвать манипуляцией. Психотерапия реализует проект пациента. При этом врач оценивает субъективную реальность пациента и следует ей, а не принуждающим теоретическим концепциям. Психотерапия должна проводить пациента его собственным, индивидуально выбранным специфическим путем, направлять его на свободу от посягательств прошлого - на настоящее и будущее.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ НЕПСИХОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С.А. Шевцов, С.А. Божко,
Л. В. Смекалкина, А. И. Мельников
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва
E-mail авторов: [email protected]
Методы комплексной терапии непсихотической депрессии, в том числе в подростковом возрасте, в последние годы изучаются очень активно в нашей стране и во всем мире (Исаев Д.Н., 2005; Смулевич А.Б., 2009; Эйдемиллер Э.Г., 2009; Игумнов С.А., 2009; Hamrin V., Magomo M., 2010). Высокоэффективные синтетические антидепрессивные средства, применяемые для лечения непсихотических депрессий, имеют низкую комплаент-ность при нетяжелых эмоциональных нарушениях у несовершеннолетних, кроме того, зачастую их приходится отменять или заменять из-за побочных эффектов, которые, в свою очередь, также требуют
№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал
47