Научная статья на тему 'Современная проблематика развития государственного заказа в строительстве'

Современная проблематика развития государственного заказа в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА КОНТРАКТА / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ / КОНКУРС / АУКЦИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Люлькина Н.М., Судоргина Д.М.

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что финансирование госзаказа осуществляется из средств государственного бюджета, формируемого в том числе за счет налоговых отчислений, которые платят граждане Российской Федерации. Вопрос рационального расходования этих средств касается каждого из нас. Обязательства государства перед обществом велики, поэтому так обширны затраты государства. Необходимость их контроля обуславливает особую систему госзаказа, которой подчинены все закупки, осуществляемые государственными организациями. Существующая сегодня система госзакупок построена на принципах прозрачности, справедливости, открытости и эффективной конкуренции. Такая система обеспечивает государству снижение рисков и экономию бюджетных средств, а поставщику надежного платежеспособного покупателя. Однако существуют определенные проблемные аспекты функционирования данной системы, которые рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная проблематика развития государственного заказа в строительстве»

Современная проблематика развития государственного заказа в строительстве

Люлькина Наталья Михайловна,

к.э.н., доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, lulkinanatalia@yandex.ru

Судоргина Дарья Михайловна,

магистрант, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, dashasud@yandex.ru

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что финансирование госзаказа осуществляется из средств государственного бюджета, формируемого в том числе за счет налоговых отчислений, которые платят граждане Российской Федерации. Вопрос рационального расходования этих средств касается каждого из нас. Обязательства государства перед обществом велики, поэтому так обширны затраты государства. Необходимость их контроля обуславливает особую систему госзаказа, которой подчинены все закупки, осуществляемы государственными организациями. Существующая сегодня система госзакупок построена на принципах прозрачности, справедливости, открытости и эффективной конкуренции. Такая система обеспечивает государству снижение рисков и экономию бюджетных средств, а поставщику надежного платежеспособного покупателя. Однако существуют определенные проблемные аспекты функционирования данной системы, которые рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: государственный заказ в строительстве, контрактная система, начальная цена контракта, проблемные вопросы, конкурс, аукцион.

В последние годы государственным и муниципальным закупкам уделяется повышенное внимание. Это связано с тем, что средства государственного бюджета ограничены, поэтому необходимо распределять их по приоритетным направлениям. На строительную отрасль приходится пятая часть крупнейших контрактов, заключающихся через систему государственного заказа и формирующих материальный фундамент для остальных отраслей экономической деятельности. При осуществлении государственного строительного заказа в настоящее время исполнитель и заказчик контракта сталкиваются с трудностями в рациональном использовании инвестиционных ресурсов [0]. Желание с большей экономией использовать бюджетные средства приводит к отступлению от намеченных сроков, а в дальнейшем необходимостью пересмотра цены. Следует учитывать, что модернизация и улучшение механизма государственного строительного заказа играет важную роль в развитии государственных закупок в це-лом[0], так как работы по строительству определяются варьирующей, но в большинстве случаев высокой стоимостью, сложностью осуществления, необходимостью высококвалифицированных кадров и большими сроками.

Экономический кризис и санкции против Российской Федерации привели к сокращению доходной части бюджета и, следовательно, нехватке инвестиций для государственных и муниципальных программ [0]. В связи с этим актуализируется задача определения эффективности реализации государственного строительного заказа, а также выявление его проблематики.

В свою очередь, государственный строительный заказ также имеет ряд социально-экономических функций [0]:

координирование соответствия спроса и предложения на строительную продукцию; распределение ресурсов; поддержка инновационных процессов в строительстве;

влияние на экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке;

0 55 I» £

55 П П

о ы

а

а

«

а б

поддержание рынка крупных строительных организаций.

В настоящее время в России существует несколько способов осуществления госзакупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. Более подробная классификация представлена на плакате 3. По результатам моего исследования среди всех видов закупок преобладает электронный аукцион, составляющий в общем объеме более 50%.

Система госзаказа базируется на правовом поле, главенствующее место в котором занимает федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» [0]. В моем исследовании рассмотрены цели, принципы, функции контрактной системы, а также основные участники.

Федеральная контрактная система включает ряд взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих максимально эффективный процесс закупки для государственных и муниципальных нужд [0,0]. Он включает три основных этапа:

1. планирование (включая формирование начальной цены),

2. процедура госзакупки (с выбором поставщика и управлением исполнения контракта)

3. мониторинг и аудит (сбор, систематизация, оценка информации).

В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок была создана единая информационная система. Единая информационная система в сфере закупок - это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.

Официальным сайтом о контрактной системе в сфере закупок Российской Федерации в сети "Интернет" является www.zakupki.gov.ruJ0].

Одним из самых сложных вопросов является этап формирования начальной цены, а также ее обоснования. В ходе исследования были выделены три возможные ситуации и их последствия при формировании начальной цены: цена завышена, занижена и определена корректно. Наиболее распространенными методами определения начальной цены являются: затратный,

тарифный, проектно-сметный, нормативный и метод сопоставимых продаж. Как правило, метод сопоставимых продаж считается наиболее приоритетным, поскольку он основан на анализе рыночной информации о ценах на идентичные или аналогичные товары, работы и услуги, планируемые к закупке.

Далее рассмотрим основные проблемные аспекты регулирования государственного заказа сфере строительства. Именно эта сфера остается наиболее неоднозначной в части формирования цены государственных закупок. Проблематика включает недобросовестное поведение и некомпетентность некоторых поставщиков, проблема ограничения конкуренции, рост числа несостоявшихся торгов и торгов с единственным участником, а также торгов с недобросовестным исполнением, возможность сговора потенциальных поставщиков, чрезмерный демпинг и саботаж процедуры госзаказа. К обозначенным проблемам можно добавить и то, что строительная отрасль требует более взвешенного подхода. Строительство - это долгосрочный проект, в процессе реализации которого изменения происходят на рынках рабочей силы, строительных материалов, кредитования, изменению также может подвергнуться действующее законодательство все эти факторы влияют в конечном счете на стоимость и сроки исполнения контракта.

В соответствие с тематикой исследования был произведен анализ рынка по типу строительных работ - ремонт мягкой кровли. Рынок госзакупок - важный институт развития и поддержки экономики, он необходим для поддержки малого и среднего бизнеса, а также для формирования здоровой конкуренции и экономии госбюджета.

В этой отрасли работают до миллиона человек, в 2017 году в ней участвовали больше 330 тысяч заказчиков и больше 500 тысяч поставщиков. Заказчиками в этой системе становятся государственные региональные и муниципальные организации, а также корпорации, которые полностью или частично контролируются государством.

С целью исследования государственного был проведен мониторинг государственных закупок в сфере строительства, которая занимает 47% от общего объема государственных инвестиций. Анализ проводился по типу строительных работ - ремонт мягкой кровли. Было исследовано более 60 электронных аукционов по данному виду работ.

Проведенный анализ охватил период в один год - с июня 2017 года до июня 2018 года. Были следующие критерии для выбора аналогов:

1.способ размещения государственного заказа - открытый аукцион в электронной форме;

2.федеральный округ заказчика - Пензенская область и соседствующие с ней регионы: республика Мордовия, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Рязанская область, Тамбовская область и Чувашская республика.

На рисунке 1 показано отношение количества претендентов по каждой заявке к общему числу рассмотренных заявок. 38% заявок имеют всего одного участника, что ставит под вопрос справедливую конкуренцию - основную идею проведения госзакупок. В случае, если на участие в электронном аукционе подана всего одна заявка, такой аукцион признается несостоявшимся. Однако заказчику совершенно не обязательно проводить повторную закупку, снижать цену или менять условия контракт, дабы привлечь больше поставщиков и заявок. Заказчик имеет право заключить контракт и с тем самым единственным поставщиком, но только в том случае, если и сам поставщик, и прописанная в заявке информация не противоречат требованиям Федерального закона №44-ФЗ и самого заказчика. Мониторинг Министерства финансов Российской Федерации [0], проведенный менее года назад, показал, что 94% всех закупок проводится у единственного поставщика. Это говорит о том, что госпредприятия находят возможность обойти антимонопольные преграды и продолжают сотрудничать с единственным поставщиком, что открывает широкий простор для злоупотреблений при формировании цен.

Рисунок 1 - Процентное соотношение количества претендентов по каждой заявке к общему числу рассмотренных заявок

За первое полугодие 2018 года заказчики по 223-ФЗ заключили контракты на сумму до 9 трлн. рублей, что несложно узнать из отчетности ЕИС. При этом сумма закупок у единственного поставщика составила 3,8 трлн. руб. - это больше трети от всех заключенных сделок в денежном выражении.

Причин для такого сокращения конкуренции много. Невзирая на разработанный многоступенчатый механизм торгов со сложным контролем и регулированием, государственные пред-

приятия находят пути для заключения договоров с единственным постоянным партнером. Наиболее крупные закупки проводятся в сфере обороны, строительства, приобретения фармацевтических препаратов и медицинского оборудования.

Торги в этой ситуации создают угрозу качеству приобретаемых товаров и услуг, так как при проведении аукциона необходимо выбирать наименьшую стоимость.

В результате госкомпании предпочитают проводить закупки в фоновом режиме у единственного поставщика, даже если это противоречит установленным нормам. Необходимо разработать механизм, который позволит отслеживать реальную картину с заключением сделок и контролировать добросовестность участников рынка госзакупок.

Помимо конкуренции, другим важным показателем экономической эффективности торгов является экономия бюджетных средств. Ситуация с экономией представлена на следующем рисунке (рисунок 2). Были проанализированы госзаказы на территории Приволжского федерального округа. Максимальная экономия за счет снижения начальной цены контракта наблюдается в Ульяновской области и Чувашской республике, а минимальная - в Республике Мордовия и Тамбовской области.

Рисунок 2 - Экономия по рассмотренным регионам при заключении контракта, %

По официальной информации сэкономленные средства направляются в реальный сектор экономики с большей отдачей. Но многие эксперты уверены, что «экономия», в данном случае, получается «мнимой». Отклонения цен такого рода свидетельствуют не столько об эффективности расходования средств, сколько об искусственном завышении начальных цен и демпинге недобропорядочных поставщиков (и, как следствие, низком качестве исполнения контракта). В результате, дополнительные расходы заказчика многократно превышают «экономию» за счёт приобретения более дешёвых благ.

О 55 I» £

55 т П Н

ы

а

Также в ходе исследования были проанализированы средние цены по ремонту мягкой кровли в регионах Приволжского федерального округа по всем госзаказам данного сегмента в период с июня 2017 года по июнь 2018 года. Исследование выявило, что на территории ПФО среди электронных аукционов начальная цена 1 кв.м. по выбранному виду работ отличается в 10 раз, а цена контракта 1 кв.м. - в 8 раз. И это с учетом того, что перед проведением анализа каждая смета была проанализирована и очищена от работ, не входящих в исследуемую группу. При этом выявленное снижение цены в среднем составляет всего 11 % от начальной.

Таким образом, в статье были внесены предложения по усилению контроля в сфере государственных закупок в строительстве и смещению акцента с аукционной к конкурсной форме проведения закупок в целях выбора наиболее квалифицированного подрядчика. Ряд вопросов этой сфере по-прежнему остаются неразрешенными.

Литература

Асаул А.Н., Дроздова И.В., Квициния М.Г., Петров А.А. Управление затратами и контроллинг // В сборнике: объединенный иллюстрированный каталог материалов международных и общероссийских выставок-презентаций научных, учебно-методических изданий и образовательных технологий. - Москва. 2018. - С. 22-24.

Горячев И.Е. Итоги работы московской областной государственной экспертизы в 2017 году и основные задачи на 2018 год // Промышленное и гражданское строительство. - 2018. - № 4. - С. 11-15.

Дидковская О.В., Кожевников К.И., Кожевников И.В. Экспертные процедуры в управлении стоимостью строительства // В сборнике: Стоимостной инжиниринг и экспертиза недвижимости: проблемы и перспективы развития. - Самара. - 2016. - С. 5-10.

Кочергин А.С., Кручинин А.Н., Сегаев И.Н. Анализ особенностей и порядка создания малого строительного бизнеса // Аллея науки. - 2018.

- Т. 1. № 6 (22). - С. 666-669.

Кузовлева Е.К. Коррупция в системе государственных закупок // Ростовский научный журнал.

- 2018. - № 1. - С. 107-112.

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок

http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 18.07.2018).

5

«

а

6

Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 09.09.2018).

Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Modern problems of development of the public procurement

in construction Lyulkina N.M., Sudorgina D.M.

Penza State University of Architecture and Construction The relevance of the topic chosen by me is confirmed by the fact that the financing of the state order is carried out from the state budget funds, including the tax deductions paid by citizens of the Russian Federation. The question of the rational use of these funds concerns each of us. The obligations of the state to society are great, so the costs of the state are so extensive. The need for their control determines the special system of state order, which is subject to all purchases made by government organizations. The current system of public procurement is based on the principles of transparency, fairness, openness and effective competition. Such a system provides the state with reduced risks and budget savings, and a supplier of a reliable solvent buyer. However, there are certain problematic aspects of the functioning of this system, which are discussed in this article. Keywords: state order in construction, contract system, initial contract price, problematic issues, competition, auction.

References

1. Asaul A.N., Drozdova I.V., Quicinia M.G., Petrov A.A. Cost

management and controlling // In the collection: a combined illustrated catalog of materials of international and all-Russian exhibitions-presentations of scientific, educational publications and educational technologies. - Moscow. 2018. - pp. 22-24.

2. Goryachev I.E. The results of the work of the Moscow regional

state examination in 2017 and the main tasks for 2018 // Industrial and civil construction. - 2018. - № 4. - p. 11-15.

3. Didkovskaya OV, Kozhevnikov KI, Kozhevnikov I.V. Expert

procedures in the management of construction costs // In the collection: Value engineering and real estate expertise: problems and development prospects. - Samara. - 2016. - p. 5-10.

4. Kochergin A.S., Kruchinin A.N., Segaev I.N. Analysis of the

features and order of creation of a small construction business // Science Alley. - 2018. - Vol. 1. No. 6 (22). - p. 666-669.

5. Kuzovlev E.K. Corruption in the public procurement system //

Rostov scientific journal. - 2018. - № 1. - p. 107-112.

6. The official website of the unified procurement information

system http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (appeal date 07/18/2018).

7. The official website of the Ministry of Finance of the Russian

Federation https://www.minfin.ru/ru/ (request date 09.09.2018).

8. Federal Law No. 44-ФЗ of April 5, 2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs".

9. Federal Law of July 18, 2011 N 223-FZ "On the procurement

of goods, works, services by certain types of legal entities"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.