Н.В. Булей
Кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва
Buley N.V.
doctor Phd, Assistant Professor in Economics, the Russian State Social University,
Moscow e-mail: BuleiNV@rgsu.net
ОБОСНОВАНИЕ СПОСОБОВ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
ПОВЕДЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ В СТРОИТЕЛЬНОМ
КОМПЛЕКСЕ
Substantiation of ways of monitoring the behavior of customers and suppliers in the
construction industry
Аннотация. В данной статье представлен методический подход к формированию эффективной системы управления закупками. Методология мониторинга поведения заказчиков и поставщиков включает в себя исследование и оценку информационного обеспечения закупок в строительстве с использованием метода вэб-контент-анализа. Выявлена проблема, связанная с применением действующего федерального законодательства о государственных закупках. Проведен анализ поведения потребителей в сфере государственных закупок в строительстве. Выявлено, что более 40% заказов в современной контрактной системе приходится на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и на строительство автомобильных дорог. В результате проведенного исследования сделан вывод об уменьшении доли участия малых и средних строительных предприятий в госзаказе. Внедрение предлагаемого методического подхода к формированию системы мониторинга развития контрактной системы в строительном комплексе станет ключевым фактором в создании эффективной и прозрачной системы закупок. Представленные результаты исследования могут представлять интерес для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в строительстве.
Ключевые слова: государственный строительный заказ, контрактная система, конкуренция, поведение потребителей, торги, мониторинг, строительство, подрядные торги, процесс закупок, бюджетные средства
Annotation. This article presents a methodological approach to the formation of an effective procurement management system. Methodology for monitoring the behavior of customers and suppliers includes the study and evaluation of the information supply procurement in the construction using the method of web content analysis. It revealed a problem with the application of existing federal legislation on public procurement. The analysis of consumer behavior in the field of public procurement in construction. It was revealed that more than 40% of orders in the current contract system falls on construction, reconstruction, major repairs of capital construction and construction of roads. The study concluded that the reduction of the
share of the participation of small and medium-sized construction companies in the state order. Implementation of the proposed methodological approach to the formation of a monitoring system of the contract system in the construction industry will be a key factor in the establishment of effective and transparent procurement system. The presented results of the study may be of interest to customers and vendors (contractors, performers) in construction.
Keywords: state building order, contract system, competition, consumer behavior, trading, monitoring, construction, contract bids, the procurement process, budget funds
Формирование эффективной государственной контрактной системы в строительстве является одной из важнейших задач государства. Осуществление эффективной закупочной деятельности способствует устойчивому развитию экономики. Важным научным направлением является формирование оптимальных условий для активного участия отечественных строительных предприятий в государственных закупках, в том числе при реализации крупных инвестиционных проектов. Формирование прозрачной системы закупок позволит создать условия для обеспечения доступа малых и средних предприятий к закупкам строительных работ. Целью представленного исследования является разработка научных подходов к формированию и развитию контрактной системы в строительстве на основе внедрения методических и практических рекомендаций по созданию системы мониторинга закупок. Объектом исследования являются экономические инструменты и механизмы развития контрактной системы в строительстве.
Предметом исследования является концепция формирования и развития контрактной системы в строительстве на основе мониторинга поведения заказчиков и поставщиков.
Целю проведения данного мониторинга является выявление факторов, влияющих на поведение участников размещения заказов, проблем существующей системы регулирования закупок, уровня развития конкуренции в строительном комплексе и значения контрактной системы в экономике страны. Применение информационных технологий при статистической оценке конкурентной среды достаточно подробно представлено в трудах отечественных ученых [15,16]. Актуальным остается вопрос подготовки кадров для государственных закупок и повышения кадрового потенциала на основе мониторинга подсистем оценки персонала [17,18].
Вышеназванная тема переживает всплеск общественного интереса, т.к. одной из актуальных задач, стоящих перед государством является необходимость развития рыночных механизмов осуществления государственных закупок в строительстве и повышение их эффективности. Развитие принципов добросовестной конкуренции партнерских отношений между заказчиками и подрядчиками в строительстве связано с внедрением практики эффективных торгов [10].
Тема развития контрактной системы в строительстве и детального анализа способов проведения мониторинга поведения заказчиков и поставщиков в строительном комплексе является, несомненно, актуальной, что подтверждается многочисленными исследованиями ученых в данной области. Более 40% заказов в современной контрактной системе приходится на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и на строительство автомобильных дорог. Отсутствие правил проведения мониторинга государственных закупок в строительстве, значительный объем конкурсной документации препятствует эффективному использованию бюджетных средств в инновационно ориентированной экономике. Динамичное развитие государственных закупок в строительстве направленно на повышение открытости конкурсного отбора исполнителей и конкуренции по отдельным видам торгов [1, 2].
В сфере государственных закупок существует множество проблем, связанных с применением действующего федерального законодательства о государственных закупках, в некоторых регионах на долю госзаказа приходится на 9-12 вертикально интегрированных компаний. Доля участия малых и средних строительных предприятий в госзаказе сокращается, а ведь именно государственные закупки являются важнейшим механизмом стимулирования развития малого бизнеса [9].
Изучение научной и учебной литературы позволило выявить недостаточный уровень исследования зарубежного опыта развития контрактной системы в строительстве. В практике многих зарубежных стран используются инновационные контрактные системы, предполагающие применение механизмов прогнозирования, планирования, контроля, регулирования, координации, мониторинга и аудита исполнения контрактов, процедур оценки их эффективности [3, 12].
Анализ существующей практики проведения подрядных торгов в России подтверждает необходимость соблюдения баланса интересов государства и бизнеса. Определение наилучших условий исполнения государственных контрактов в строительстве способствует повышению эффективности торгов. Соблюдение правила закупок должно способствовать формированию равных и справедливых условий конкуренции [4,5].
Отсутствие научно-методической и правовой базы, учитывающей особенности строительства как специфического вида производственной деятельности, порождает ряд проблем, накопившихся в системе государственного заказа и требующих незамедлительного решения [11].
При разработке системы мониторинга важно учитывать потенциал производственного предпринимательства. Методические подходы к оценке производственного потенциала подробно представлены в трудах современных ученых [13,14].
Количество госзакупок лизинга начиная с 2013 года возросло почти в 2 раза. Вопросы лизинга госзакупок и его перспективы изучены в трудах Чижаньковой И.В., Бондалетовой Н.Ф [19].
Важным стратегическим направлением формирования системы мониторинга поведения заказчиков и поставщиков в строительном комплексе является разработка кодекса ведения бизнеса в сфере государственных закупок, основанного на принципах открытости, публичности, состязательности и распространяющегося на всех участников размещения строительного заказа. Отсутствие жесткой регламентации порядка взаимодействия участников размещения заказов при реализации проектов приводит к снижению ответственности заказчиков и исполнителей за конечный результат строительных работ [6].
Формирование эффективной системы управления экономикой во многом обусловлена состоянием строительного комплекса, развитие которого зависит от способов и объемов привлечения инвестиций. Строительство является важнейшей фондосоздающей отраслью страны, как следствие увеличение объемов и видов работ, масштабов производства и производственных мощностей невозможно без своевременного обновления основных производственных фондов. Строительство испытывает дефицит инвестиций, что снижает производственный потенциал отрасли [8].
Важным фактором экономического роста является повышение инвестиционного потенциала строительных предприятий. Роль строительных предприятий в экономике страны велика, как следствие необходимо уделять значительное внимание росту производственной мощности и инвестиционных ресурсов строительных предприятий. Строительные предприятия реализуют масштабные государственные задачи, затрагивающие жизненно важные направления. Государственные капитальные вложения по отдельным федеральным целевым программам характеризуются неполным использованием выделенных бюджетных средств, не достижением целевых индикаторов и низким уровнем освоения средств [7].
Новизна проведенного исследования заключается в формировании методического подхода к выбору критериев и способов мониторинга.
Для выбора способа проведения мониторинга поведения заказчиков и поставщиков в строительном комплексе предлагается использовать следующие критерии:
1) Адрес места поставки;
2) Участник размещения заказа;
3) Дата обновления;
4) Заказчик
5) Организация, размещающая заказ
6) Искать в прикрепленных файлах
7) Район / Город
8) Вышестоящая организация
9) Адрес электронной площадки
10) Дата окончания подачи заявок
11) Искомое слово (словосочетание)
12) Преимущества в отношении цены контракта
В зависимости от выбора способа проведения мониторинга выделяется блок изменяющихся критериев:
1) Начальная максимальная цена контракта
2) Способ размещения закупки (заказа) \ определения поставщика
3) Федеральный округ Заказчика
4) Субъект РФ Заказчика
5) Уровень организации Заказчика
К блоку постоянных критериев, которым присваиваются определенные значения относятся:
1) Дата размещения
2) Этап закупки
3) Коды ОКПД2
Остановимся подробнее на каждом из предлагаемых способов мониторинга.
1. Первый способ мониторинга основан на интегративном подходе. Дифференциация закупок не проводится.
2. Второй способ мониторинга основан на ценовом подходе. Дифференциация закупок заключается в градации максимальной цены контракты.
3. Третий способ мониторинга основан на видовом подходе, т.е. на определении объема выборки в зависимости от способа закупок.
4. Четвертый способ мониторинга основан на окружном подходе.
5. Пятый способ мониторинга основан на региональном подходе.
6. Шестой способ мониторинга основан на уровневом подходе. Анализ поведения заказчиков включает определение:
1. общего количества извещений о поведении закупок;
2. объема закупок;
3. структуры способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4. объема и количества заключенных контрактов в разрезе месяцев;
5. объема и количества заключенных контрактов с нарастающим итогом;
6. средней цены заключаемых контрактов;
7. количества расторгаемых контрактов;
8. количества и структуры закупок, проведенных с использованием электронных площадок;
9. объема закупок у субъектов малого предпринимательства;
10. объема закупок у единственного поставщика;
11. количества обсуждаемых закупок;
12. среднего количества поданных заявок.
Формирование системы мониторинга развития контрактной системы в строительном комплексе позволит:
1) Сформировать базу знаний о тенденциях развития рынка строительной продукции (работ, услуг);
2) Сформировать дифференцированный подход с учетом требований рынка, т.е. обеспечить быстрое реагирование заказчиков на изменение тенденций и перспектив развития строительного комплекса.
3) Ориентироваться на инновации;
4) Обеспечить целевое управления всем процессом закупок: от научных исследований до оценки эффективности торгов.
Безусловно, внедрение предлагаемого методического подхода к формированию системы мониторинга развития контрактной системы в строительном комплексе станет важным фактором в формировании эффективной и прозрачной системы закупок.
Информационной базой для проведения мониторинга послужили данные Единой информационной системы в сфере закупок. Методология мониторинга поведения заказчиков и поставщиков включает в себя исследование и оценку информационного обеспечения закупок в строительном комплексе. При исследовании единой информационной системы использован метод вэб-контент-анализа. Использование данного метода обусловлено его максимальным сходством с алгоритмом поиска информации, который применяют обычно заказчики и поставщики в рамках государственных закупок.
Для оценки информационного обеспечения реализации государственного строительного заказа учитывались показатели полноты, достоверности, актуальности, доступности информации, представленной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Литература
1. Булей Н.В. Анализ документации для участия в открытом конкурсе на выполнение комплекса работ (генерального подряда) по строительству жилого дома // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-2 (57-2). С. 637-643
2. Булей Н.В. Государственный строительный заказ в условиях перехода к контрактной системе Наука сегодня: теория, практика, инновации В 9-ти томах. Ростов-на-Дону, 2015. С. 5-36.
3. Булей Н.В. Государственный строительный заказ: теория и практика // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-8. С. 1730-1734.
4. Булей Н.В. Контрактная система в строительстве: особенности и перспективы развития // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономики и финансов. 2015. С. 171-173.
5. Булей Н.В. Опыт развития контрактной системы в строительстве // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономики и финансов. 2015. С. 174-177.
6. Булей Н.В. Особенности реализации контрактной системы в строительстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1916-1921.
7. Булей Н.В. Принципы развития контрактной системы в строительстве // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 723.
8. Булей Н.В. Развитие механизмов государственных закупок в строительстве // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 718.
9. Булей Н.В. Развитие системы государственного заказа в строительстве // Сборник: Современное общество и образование в социально-политическом и экономическом пространстве Москвы сборник научных статей. сост.:Г.М. Гогиберидзе; отв. ред. Е.Н. Геворкян. Москва, 2015. с. 31-35
10. Булей Н.В. Рыночные механизмы осуществления госзакупок в строительстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-19. С. 4250-4255.
11. Булей Н.В. Этапы развития государственных закупок и подрядных торгов в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 300-305.
12. Булей Н.В. Отечественный и мировой опыт проведения подрядных торгов в строительстве // Сборник: Модели участия граждан в социально-экономической жизни Российского общества Сборник научных статей. 2014. С. 15-19.
13. Буньковский Д.В. Оценка потенциала возникновения и развития малого предприятия по производству серобетона Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 4. С. 120-122.
14. Буньковский Д.В. О методиках оценки потенциала производственного предпринимательства В сборнике: Современные проблемы инвестиционной деятельности в России и странах СНГ материалы II Международной научно-практической конференции. ООО "Научно-исследовательский центр "Стратегия"". 2010. С. 23-26.
15. Генералов И.Г., Суслов С.А., Завиваев Н.С., Балдов Д.В. Применение информационных технологий при статистической оценке конкурентной среды на региональных продуктовых рынках Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 9 (81). С. 12.
16. Генералов И.Г., Полянский М.В., Суслов С.А. Пути повышения конкурентоспособности зерновой подотрасли региона Казанская наука. 2015. № 11. С. 67-69.
17. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Makushkin S.A., Nevskaya M.V., Buzuk L.G., Dolzhenkov V.N. Issues of concern in the development of personnel management technologies in russian practice and ways to resolve them Moscow, 2016.
18. Мельничук А.В., Мельничук Ю.А. Геймификация как эффективный инструмент оценки кандидатов при подборе персонала Материалы Ивановских чтений. 2016. № 2 (6). С. 110-116.
19. Чижанькова И.В., Бондалетова Н.Ф. Направления и особенности развития рынка лизинга в россии и за рубежом Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 4 (111). С. 31-46.