Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ'

СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / МИРОВОЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкадыров Арсен Саидович, Мальсагова Хава Султановна

Последние годы характеризуются активным внедрением санкций в сфере экономики против Российской Федерации. Страны Западной Европы и Соединенные Штаты Америки поэтапно вводили санкции, направленные на дестабилизацию базовых секторов национальной экономики Российской Федерации. Особенно сильно это проявилось после принятия Президентом РФ В.В. Путиным решения о проведении специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины. В статье анализируются текущие проблемы в сфере импортозамещения критического оборудования в нефте -газовом секторе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдулкадыров Арсен Саидович, Мальсагова Хава Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ISSUES OF IMPORT SUBSTITUTION CRITICAL EQUIPMENT IN THE RUSSIAN OIL AND GAS INDUSTRY

Recent years have been characterized by the active implementation of economic sanctions against the Russian Federation. The countries of Western Europe and the United States of America gradually introduced sanctions aimed at destabilizing the basic sectors of the national economy of the Russian Federation. This was especially pronounced after the adoption by the President of the Russian Federation V.V. Putin’s decision to conduct a special operation to denazify and demilitarize Ukraine. The article analyzes the current problems in the field of import substitution of critical equipment in the oil and gas sector of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_4_306 УДК 665

СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ

ОТРАСЛИ РОССИИ

Абдулкадыров Арсен Саидович,

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: ars.rggu@mail.ru

Мальсагова Хава Султановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: malsagova1972@bk.ru

Последние годы характеризуются активным внедрением санкций в сфере экономики против Российской Федерации. Страны Западной Европы и Соединенные Штаты Америки поэтапно вводили санкции, направленные на дестабилизацию базовых секторов национальной экономики Российской Федерации. Особенно сильно это проявилось после принятия Президентом РФ В.В. Путиным решения о проведении специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины. В статье анализируются текущие проблемы в сфере импортозамещения критического оборудования в нефте -газовом секторе РФ.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль; санкции; импортозамещение; критическое оборудование; сжиженный природный газ; мировой рынок.

UDC 665

MODERN ISSUES OF IMPORT SUBSTITUTION CRITICAL EQUIPMENT IN THE RUSSIAN OIL AND GAS INDUSTRY

Abdulkadyrov Arsen Saidovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: ars. rggu@mail.ru

Malsagova Khava Sultanovna,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit in the Digital Economy, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: malsagova1972@bk.ru

Recent years have been characterized by the active implementation of economic sanctions against the Russian Federation. The countries of Western Europe and the United States of America gradually introduced sanctions aimed at destabilizing the basic sectors of the national economy of the Russian Federation. This was especially pronounced after the adoption by the President of the Russian Federation V.V. Putin's decision to conduct a special operation to denazify and demilitarize Ukraine. The article analyzes the current problems in the field of import substitution of critical equipment in the oil and gas sector of the Russian Federation.

Keywords: oil and gas industry; sanctions; import substitution; critical equipment; liquefied natural gas; world market.

Для санкционного процесса характерно постоянное нарастание оборотов, что подтверждается ограничительными мерами, в результате которых затруднено эффективное функционирование системообразующих для нашей страны нефтегазовых ресурсов. Ограничительные меры, впервые введенные в 2014 году, имеющие тенденцию к регулярному усилению, существенно расширялись на протяжении всего данного периода времени. В качестве одного из запоминающихся примеров следует рассмотреть санкции в отношении Российской Федерации, которые были направлены на то, чтобы дестабилизировать строительство «Северного потока -2». Санкции были объявлены Соединенными Штатами Америки и датируются 2019 годом [6].

Рассматривая данную ситуацию, стоит отметить, что Министерство энергетики и Министерство промышленности и торговли РФ совместно осуществили формирование межведомственной рабочей комиссии, основной целью деятельности выступало уменьшение зависимости топливно-энергетического комплекса Российской Федерации от импортного оборудования. Здесь были определены и выделены технические приспособления, комплектующие, услуги рабочих зарубежных организаций с применением программных технологий.

Деятельность комиссии основывалась на определении критических ключевых технологических направлений, где отмечается формирование базовых потребностей организаций, осуществляющих нефтегазодобывающую и последующую в рамках единой технологической цепи деятельность. Критические ключевые технологии состояли из гидравлического разрыва пласта, бурения с наклоном и направлением в соответствии с линией горизонта, шельфовой добычи с включением в нее отечественных технологий, переработки углеводородных ресурсов ископаемых, программного обеспечения для того, чтобы осуществить непрерывный и высокоточный процесс бурения, транспортировки и переработки запчастей до поставленного импортного оборудования.

В целях разрешения ключевых отраслевых вопросов необходимо было разработать мероприятия, которые помогли бы сформировать импортозамещение в нефтегазовом

машиностроении. Для этого Российской Федерацией была обновлена стратегия импор-тозамещения нефтегазового строительства и оборудования, произошло это впервые в марте 2015 года. Министерство энергетики Российской Федерации сформировало и утвердило план научно-технического развития отраслей топливно-энергетического комплекса в соответствии со стратегией развития на 2035 год. По планам научно-технического развития появилась возможность выявления наиболее перспективных сфер научных исследований и формирования инновационных технологических разработок в соответствии с целевыми ориентирами. Российская Федерация взяла направление в отношении топливно-энергетического комплекса в соответствии с импортозамещени-ем и формированием развитых инновационных, информационных процессов [6].

Под импортозамещением понимается процесс постепенного замещения иностранных товаров их аналогами отечественного (внутреннего) производства.

Импортозамещение заключается в том, чтобы провести оперативную и качественную диверсификацию и оптимизацию, что достигается через формирование и внедрение современных конкурентоспособных разработок Российской Федерации. Конкурентоспособные продукты отличаются высокой возможностью замены импорта и укрепления российской экономики на долгосрочную перспективу в целом.

В 2014 году (на момент ввода первых санкций) импорт в Российской Федерации составлял 286 млрд дол. США в год. В первый же год удалось снизить объем импорта на 36,7 %, при этом стоит отметить, что введение санкций негативно сказалось на внешнеторговом балансе страны. Экономический кризис и приспособление промышленности к работе в условиях санкций длились два года, и уже к 2017 году страна начала подбираться к докризисному уровню.

Импорт машин и оборудования составляет порядка половины всего импорта страны. Стоит отметить, что введение санкций незначительно повлияло на данный показатель.

Ключевым импортером машин и оборудования для России является Китай. На конец 2020 года он поставляет порядка 36,8 % всех

машин и оборудования, с 2014 года этот показатель не опускается ниже 30 %.

Доля импортных машин и оборудования в последние годы снижается, возможно, во многом благодаря некоторым успехам в решении проблемы импортозамещения.

По данным Минпромторга РФ, доля российской продукции в тяжелом машиностроении увеличилась за пять лет (по данным 2020 года) - с 40 до 67 %, в нефтегазовом - с 43 до 54,7 % [1].

Рассматривая программу импортозаме-щения относительно нефтегазовой отрасли, мы проанализируем производство сжиженного природного газа в РФ. Рынок сжиженного газа - наиболее динамично развивающийся сегмент газового бизнеса. Аналогично рынку нефти будет сформирован глобальный рынок СПГ Следует отметить, что на текущий момент существует номенклатура базового оборудования для сжиженного природного газа Российской Федерации, производство которого на сегодняшний день затруднено. Если не применять данное оборудование, то, следовательно, невозможно стабильное производство сжиженного природного газа в РФ. Более того, производство сжиженного природного газа в Российской Федерации считается практически нереальным в таких условиях. Критическое оборудование состоит из системы, которая осуществляет налив и хранение СПГ с использованием криогенных насосови и стендеров, компрессоров, газотурбинных установок, теплообменников [3].

Стоит отметить, что данное оборудование относится к средне- и крупнотоннажному про -изводству, так как, по данным Минпромторга России, в малотоннажном производстве российские компании выпускают полную необходимую номенклатуру такого инструмента для производства сжиженного природного газа в стране.

Если рассматривать средние и крупнотоннажные предприятия по производству сжиженного природного газа, то на сегодняшний день здесь отмечается освоение впуска конкретных единиц оборудования насосного и компрессорного направления, арматуры и прочего оборудования с химическими реагентами. Тем не менее для общего запаса выявленной продукции не превышает значения в 15 % от требуемого для формирования надежной постройки крупнейших заводов [4].

Группа компаний ПАО «Газпром» осуществляет реализацию комплексной системы в целях освоения выпуска критического продукта, расчет внедрения которого первично был обозначен до 2025 года. Структура данной комплексной системы по освоению состоит из формирования и следования мероприятиям, чтобы разработать личные технические варианты решения вопросов с локализацией производственной системы оборудования зарубежного производства в Российской Федерации.

Для реализации данной программы государственные органы привлекают ведущие отечественные организации в области металлургии и машиностроения.

При этом следует подчеркнуть, что в России пока не существует собственной технологии крупнотоннажного сжижения газа. Однако в конце августа 2018 года Минпром-торгом России совместно с компаниями ПАО «Газпром», «Новатэк» и «Роснефть» была разработана дорожная карта по локализации критически важного СПГ-оборудования, конечной целью которой является создание такой технологии к середине 2020-х годов.

По данным Минпромторга России, объем прямого бюджетного финансирования карты составит 3 млрд руб., однако предполагалось использование и других источников финансирования: дорожная карта по тогда заложенным прогнозам позволяла бы привлечь порядка 35-40 млрд дол. инвестиций [7].

Предлагаемая дорожная карта включает в себя три ключевых блока мероприятий:

- локализовать инновации производственной деятельности сжиженного природного газа;

- сформировать инфраструктуру, чтобы испытывать современные технологии;

- сформировать новые стандарты, которые будут соответствовать сферам нефтяной переработки, химии и сжижения ПГ [2].

В конечном итоге в результате плановой реализации дорожной карты произойдет значительное снижение импортозависимости по критической номенклатуре оборудования (с текущих 95-99 % до 20 %).

Несомненно, что процесс импортозамещения диктует необходимость дополнительных вливаний. Так, например, отметил представитель Фонда развития промышленности

РФ, по итогам 2019 года ФРП профинансировал 21 проект в области нефтегазового машиностроения на общую сумму займов более 5,2 млрд руб.

Мы поддерживаем точку зрения, что необходима разработка и внедрение комплекса льгот и преференций в любых секторах системы национальной экономики для отечественных производителей, где технически возможно реализовать импортозамещение, в том числе и в ведущем нефтегазовом секторе.

События февраля 2022 года, когда Верховным Главнокомандующим Российской Федерации, Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным было объявлено о начале специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины, а также о признании независимости Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, последовавшие за этим решением санкции со стороны стран Евросоюза, Великобритании и США указали на недостаточность мер по внедрению процесса им-портозамещения в нефтегазовой отрасли, в том числе в сфере производства сжиженного природного газа в РФ. Как отмечается в исследовании энергетического центра бизнес-школы «Сколково», основные риски сегодня для российских СПГ-проектов - новые санкции и высокая себестоимость [5].

Несмотря на то, что процесс импортоза-мещения реализуется не первый день в нефтегазовом секторе страны, реализация его осуществляется на государственном уровне, при этом в современном периоде отсутству-

Список литературы_

ют инструменты отлаженного взаимопонимания и взаимодействия каждого участника процесса реализации. Но при этом нельзя не отметить, что в современном периоде государство использует достаточно большое количество инструментов для стимулирования реализации данной ключевой программы.

Новые санкции против Российской Федерации в данное время регулярно фигурируют в повестках в Конгрессе США. Предполагается, что они будут носить еще более жесткий, усиливающий предыдущие характер. Российский СПГ уже сегодня начинает составлять конкуренцию американскому сжиженному газу. Под санкциями Вашингтон планирует также скрыть свою нечистоплотную конкуренцию, о которой уже многократно говорили российские власти.

Реализация программы импортозамеще-ния в сфере производства СПГ является обязательным условием для наращивания мощностей производства СПГ до запланированных объемов (к 2035 году планируется производить 100-120 млн т в год). Благодаря системному функционированию импортоза-мещения в секторе малотоннажного производства уже полноценно освоили выпуск всей необходимой номенклатуры оборудования. Таким образом, плотное сотрудничество частников и государственных компаний при сопровождении правительства Российской Федерации подразумевает выход на эффективную реализацию программы импортоза-мещения в области топливно-энергетического комплекса.

1. Березина Е. Экспорт на грани // Российская газета 287 (8045). URL: https://rg.ru/2019/12/19/programmy-importozameshcheniia-mogut-prodlit-do-2024-goda.html (дата обращения: 19.03.2022).

2. Блок об энергетике Energy Today. URL: https://energy-today.info/ (дата обращения: 19.03.2022).

3. Импортозамещение в газовой отрасли. Переход на российские технологии. URL: https://gas-forum.ru/ uploads/location/1513932048098_import-catalog-pmgf-2017.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

4. Информационное агентство России. URL: https://finance.rambler.ru/other/41645766-minpromtorg-podgotovka-proektov-importozamescheniya-v-spg-proydet-v-2019-2022-godah/ (дата обращения: 04.04.2022).

5. Критическая точка сжижения: Аналитики «Сколково» рассказали о рисках СПГ-проектов в России. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/04/20/5ad76fec9a7947264a3b96e7 (дата обращения: 11.03.2022).

6. Министерство энергетики Российской Федерации: [сайт]. URL: https://minenergo.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2022).

7. РИА Новости. URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 16.04.2022).

References _

1. Berezina E. Export on the verge. Rossiyskaya Gazeta 287 (8045). URL: https://rg.ru/2019/12/19/programmy-importozameshcheniia-mogut-prodlit-do-2024-goda.html (accessed: 03/19/2022).

2. Block about energy Energy Today. URL: https://energy-today.info / (accessed: 03/19/2022).

3. Import substitution in the gas industry. Transition to Russian technologies. URL: https://gas-forum.ru/uploads/ location/1513932048098_import-catalog-pmgf-2017.pdf (accessed: 03/20/2022).

4. News Agency of Russia. URL: https://finance.rambler.ru/other/41645766-minpromtorg-podgotovka-proektov-importozamescheniya-v-spg-proydet-v-2019-2022-godah / (accessed 04.04.2022).

5. Critical point of liquefaction: Skolkovo analysts spoke about the risks of LNG projects in Russia. URL: https://www. rbc.ru/newspaper/2018/04/20/5ad76fec9a7947264a3b96e7 (accessed: 11.03.2022).

6. Ministry of Energy of the Russian Federation: [website]. URL: https://minenergo.gov.ru / (accessed: 03/20/2022).

7. RIA Novosti. URL: https://ria.ru / (accessed: 04/16/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.