Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИЙ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВ'

СОВРЕМЕННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИЙ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2554
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная праздничная культура России / трансформация праздничной культуры / изменения сущности и содержания праздников / отличительные признаки и тенденция развития современного праздника / modern holiday culture of Russia / modification of holiday culture / transformation of meaning and content of holidays / distinguishing features and development trend of modern holiday

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г А. Романова

В статье рассматривается проблема трансформации праздничной культуры России. Праздничная культура России исследуется как продукт реализации прошлых образцов в новых социально-культурных условиях. Автор описывает отличительные черты современных праздников, которые важно учитывать при их постановке. Впервые обращается внимание на то, что в содержание праздничной культуры России проникают социокультурные технологии маркетинга, мероприятия и процедуры организации профессиональных продаж, групповых коммерческих презентаций. Новой тенденцией трансформации праздничной культуры становится её использование в территориальном маркетинге и менеджменте бизнеса. Результаты исследования будут интересны специалистам социально-культурной деятельности, организаторам театрализованных представлений и праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN HOLIDAY CULTURE OF RUSSIA: RELEVANCE OF TRANSFORMATIONS, DISTINCTIVE SIGNS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

The article deals with the problem of transformation of festive culture in Russia. The holiday culture of Russia is studied as a product of the implementation of past patterns in new socio-cultural conditions. The author describes the distinctive features of modern holidays, which are important to consider when setting holidays. For the first time, attention is drawn to the fact that socio-cultural marketing technologies, events and procedures for organizing professional sales, and group commercial presentations penetrate the content of the holiday culture of Russia. A new trend in the transformation of holiday culture is its use in territorial marketing and business management. The results of the study will be of interest to specialists in social and cultural activities, organizers of theatrical performances and holidays.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИЙ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВ»

2) постановкой в большом ряде научных исследований проблемы формирования различных аспектов целостного опыта социальных и экономических отношений у обучающихся на всех уровнях образования, в т.ч. в условиях профессиональной подготовки специалистов для различных сфер экономики;

3) отсутствием специально организованной целенаправленной педагогической системы высшего профессионального образования специалистов педагогического профиля, результатом функционирования которой является их компетентность в области успешной навигации по актуальному социально-экономическому пространству.

Подчеркнем, что применительно к личности и специфике профессиональной деятельности специалиста образования в высокой степени целесообразно указанную компетентность трактовать именно как «социально-экономическую», а не редуцированно «экономическую». Речь идет о том, что трудовая деятельность специалиста образования реализуется исключительно в условиях межличностного, социального взаимодействия, а образовательный процесс, субъектом которого он является, - суть социальный феномен. При этом становление различных типов экономического поведения личности обусловлено содержанием ее социальных установок. Поэтому содержание и сущность интересующего нас понятия социально-экономической компетентности отчасти раскрывается трактовкой понятия «социальная компетентность».

Не будем отрицать того факта, что термин «социально-экономическая компетентность» в своем содержательном наполнении может казаться достаточно родственным объединенному полю таких двух понятий, как «социальная компетентность» и «экономическая компетентность»; они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Однако понятие «социально-экономическая компетентность» не суммирует напрямую признаки остальных двух, а наделяется специфическим смыслом, свойственным только ему и отражающим

Библиографический список

эмерджентные свойства определяемого им личностного образования, тем более что нашей задачей является определение содержания социально-экономической компетентности применительно к специфике деятельности специалиста образования.

Проведенный теоретико-методологический анализ обеспечивает базис для введения в научно-педагогическую терминологию и в образовательную практику понятия «социально-экономическая компетентность специалиста образования». Основываясь на приведенных выше позициях ряда исследователей и в контексте сказанного, считаем обоснованным определить социально-экономическую компетентность специалиста образования как динамичную интегративную характеристику личности, обусловливающую готовность и способность проектировать и реализовывать профессионально- и личностно-эффективную экономическую деятельность в сфере образовательных услуг [9].

Таким образом, социально-экономическая компетентность, сформированная у обучающихся в период получения образования в высшей школе, становится детерминантой профессиональной и личностной самореализации специалиста образования, будучи средством проектирования профессионального и жизненного пути, осознанной реализации притязаний и достижения успеха [10 - 12]. Целенаправленная организация формирования социально-экономической компетентности как компонента профессионального образования реализует решение задачи обеспечения взаимоувязки его контекста с контекстом социально-экономическим, что обеспечивает возможность для учреждений высшего образования эффективно выполнять важные функции в развитии экономики территории за счет подготовки специалистов образования к продуктивной профессиональной деятельности в учреждениях и структурах различных типов и форм собственности, снижая тем самым вероятность их оттока из выбранной сферы труда.

1. Юрова Н.В. Конкурентоспособность специалиста и факторы ее определяющие. Актуальные проблемы бизнес-образования. Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/pages/twelve_conference

2. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. Москва: Педагогика, 1983.

3. Назарова О.Г. Экономическая компетентность как структурная единица экономической культуры. Гуманизация образования. 2008; № 5: 149.

4. Булгучева РМ. Психологическая поддержка развития социально-экономической компетентности будущих педагогов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Карачаевск, 2007.

5. Черепанов М.С. Социально-экономическая компетентность школьника: вопросы содержания и структуры. Пермский педагогический журнал. 2014; № 5: 5.

6. Кондрух А.А. Формирование социально-экономической компетентности студента вуза как фактор профессиональной мобильности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2013.

7. Рябова И.Г. Социально-экономическая компетентность как результат подготовки современного педагога к инновационной деятельности. Вестник ЧГПУ. 2010; № 12: 149.

8. Ахметов А.К. Противоречия, выявленные в процессе профессионально-экономического ориентирования учителей. Available at: http://www.rusnauka.com/ 13_ NBG_2015 /Pedagogica/2_192152.doc.htm

9. Чекина Е.В. Моделирование процесса формирования социально-экономической компетентности будущих специалистов образования. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3: Филология. Педагогика. Психология. 2017; № 2: 66.

10. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; № 1 (19): 230 - 232.

11. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.

12. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Yurova N.V. Konkurentosposobnost' specialista i faktory ee opredelyayuschie. Aktual'nye problemy biznes-obrazovaniya. Institut biznesa i menedzhmenta tehnologij BGU. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/pages/twelve_conference

2. Vasil'ev Yu.K. 'Ekonomicheskoe obrazovanie i vospitanie uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Nazarova O.G. 'Ekonomicheskaya kompetentnost' kak strukturnaya edinica 'ekonomicheskoj kul'tury. Gumanizaciya obrazovaniya. 2008; № 5: 149.

4. Bulgucheva R.M. Psihologicheskaya podderzhka razvitiya social'no-'ekonomicheskoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Karachaevsk, 2007.

5. Cherepanov M.S. Social'no-'ekonomicheskaya kompetentnost' shkol'nika: voprosy soderzhaniya i struktury. Permskijpedagogicheskij zhurnal. 2014; № 5: 5.

6. Kondruh A.A. Formirovanie social'no-'ekonomicheskoj kompetentnosti studenta vuza kak faktor professional'noj mobil'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2013.

7. Ryabova I.G. Social'no-'ekonomicheskaya kompetentnost' kak rezul'tat podgotovki sovremennogo pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti. Vestnik ChGPU. 2010; № 12: 149.

8. Ahmetov A.K. Protivorechiya, vyyavlennye v processe professional'no-'ekonomicheskogo orientirovaniya uchitelej. Available at: http://www.rusnauka.com/ 13_NBG_2015 / Pedagogica/2_192152.doc.htm

9. Chekina E.V. Modelirovanie processa formirovaniya social'no-'ekonomicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov obrazovaniya. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 3: Filologiya. Pedagogika. Psihologiya. 2017; № 2: 66.

10. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230 - 232.

11. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

12. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 09.11.20

УДК 379.8

Romanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Directing Theatrical Performances and Acting, Smolensk State Institute of Arts (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN HOLIDAY CULTURE OF RUSSIA: RELEVANCE OF TRANSFORMATIONS, DISTINCTIVE SIGNS AND TRENDS OF DEVELOPMENT. The

article deals with the problem of transformation of festive culture in Russia. The holiday culture of Russia is studied as a product of the implementation of past patterns in new socio-cultural conditions. The author describes the distinctive features of modern holidays, which are important to consider when setting holidays. For the first time, attention is drawn to the fact that socio-cultural marketing technologies, events and procedures for organizing professional sales, and group commercial presentations penetrate the content of the holiday culture of Russia. A new trend in the transformation of holiday culture is its use in

territorial marketing and business management. The results of the study will be of interest to specialists in social and cultural activities, organizers of theatrical performances and holidays.

Key words: modern holiday culture of Russia, modification of holiday culture, transformation of meaning and content of holidays, distinguishing features and development trend of modern holiday.

Г.А. Романова, канд. пед. наук, доц., Смоленский государственный институт искусств, г. Смоленск, E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИЙ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается проблема трансформации праздничной культуры России. Праздничная культура России исследуется как продукт реализации прошлых образцов в новых социально-культурных условиях. Автор описывает отличительные черты современных праздников, которые важно учитывать при их постановке. Впервые обращается внимание на то, что в содержание праздничной культуры России проникают социокультурные технологии маркетинга, мероприятия и процедуры организации профессиональных продаж, групповых коммерческих презентаций. Новой тенденцией трансформации праздничной культуры становится её использование в территориальном маркетинге и менеджменте бизнеса.

Результаты исследования будут интересны специалистам социально-культурной деятельности, организаторам театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: современная праздничная культура России, трансформация праздничной культуры, изменения сущности и содержания праздников, отличительные признаки и тенденция развития современного праздника.

Современная праздничная культура России трансформируется быстрыми темпами, не утрачивая, однако, своей роль в функционировании человеческого общества [1].

Трудно представить историю становления и развития нашего государства без системы официальных праздников. Естественно, эта система видоизменялась, корректировалась: часть официальных праздников «канула в Лету», иная - приобрела новую значимость. Исчезновение из государственного календаря тех или иных праздников, трансформация их сущности и содержания, появление новых праздников - явление закономерное [2].

Праздничная культура современной России во многом есть продукт реализации прошлых образцов, которые приобретают сегодня новое значение и смысл.

Человек - существо целенаправленное, и взор его обращен вперёд, в будущее. Б.А. Пастернак писал: «Новое возникает не в отмену старому, как обычно принято думать, но совершенно напротив, в восхищенном воспроизведении образца. Сохранение и воспроизведение - это всегда видоизменение с целью выживания, а не с целью самоуничтожения» [3, с. 256].

Элементы прошлых праздников являются составными частями праздников современных; важно грамотно переработать и трансформировать эти элементы. История праздника уходит в глубокую древность, содержит в себе не только магию и ритуалы, но и ценностные ориентации людей.

Праздники всегда выполняли важные функции в обществе: мировоззренческую, воспитательную, нравственную, эстетическую, рекреационную. Они использовались как способ духовного единения, коллективного самовыражения, раскрепощения и расслабления, снятия груза повседневных забот и тревог Важно отметить, что праздники имеют жизнеутверждающий характер, отличаются выраженной духовной направленностью и оптимизмом.

На различных этапах общественного развития особенно широко использовалась его эстетическая функция, сопровождающаяся зрелищностью, экспрессивностью, театрализацией и карнавальностью содержания. Многообразна типология праздников: народные, религиозные, государственные, профессиональные и др.

Считается, что праздники - это своеобразное зеркало социальных противоречий, в нём, в которых находят своё отражение политизация духовной жизни, забвение национальных традиций, крушение идеалов, разрыв между официальной идеологией и объективными реалиями общества и др. [4].

Праздники широко использовались в период советского идеологического строительства в первом десятилетии после Октября. Новые советские праздники стали частью государственной политики. Хотя коммунистической идеологии так и не удалось создать новой обрядности. Такова печальная судьба всех культурных преобразований, лишенных национальных и исторических корней. Лишь там, где в современном досуге происходит возвращение к фольклорным корням, культура оживает и наполняется смыслом.

Важно заметить, что праздничная культура не развивается по принципу прогресса, когда новая ступень демонстрирует ее более совершенные образцы. На исходе каждого цикла эволюции она вновь устремляется к прошлому, преодо-лённому, чтобы включить его культурные процессы на новом историческом этапе. История культуры демонстрирует нам такие примеры возвращения к более древним её пластам.

Сегодня мы сталкиваемся с социальным неравенством, бедностью и общественным отчуждением. В этих условиях культура вызывает к жизни механизмы компенсации, иллюзорной надежды на лучшее будущее.

Для достижения социальной стабильности важно использовать праздники с преимущественной направленностью на коллективные ценности, снятие социальной напряжённости.

Современный праздник - это масштабный проект, в котором переплетаются экономические, политические и социально-культурные процессы; это форма самоорганизации и самовыражения людей различных социальных субъектов (органов власти, бизнеса, общественных организаций); это синтез социально-культурных событий, для которого характерны глобальность и масштабность действия [5].

Отличительными признаками современного праздника являются:

- формирование праздника в сфере свободного времени;

- участие в празднике как защитная реакция на интенсивность труда;

- смена привычного, будничного стереотипа поведения, «разрядка чувств»;

- праздник как зрелище, веселье, ритуал, пиршество; дата религиозных культов и важных событий истории государства;

- использование театрализованных зрелищ, богатых костюмов, фейерверков, световых эффектов;

- включение взрослых и детей в подготовку и проведение праздничного действия;

- проведение праздников на нестандартных площадках;

- использование мощной звуковой аппаратуры, сценических декораций, света, лазерных шоу.

Организаторам праздников следует знать основные методические правила:

- праздник должен создавать подъём настроения, вызывать положительные эмоции, чувства радости;

- важно стремиться к вовлечению в действие населения;

- праздник должен быть ограничен по времени;

- необходим учёт возрастных особенностей участников;

- следует предусмотреть элементы безопасности.

Часто местами проведения праздников становятся площадки и улицы городов и посёлков, парки, выставочные залы, зона отдыха, бизнес-центры, музеи, усадьбы, спортивные комплексы и стадионы, нестандартные площадки (оставленные промышленные зоны, технические помещения и др.), туристические объекты. Особой популярностью пользуются праздники на открытом воздухе: свежий воздух и красивые пейзажи позволяют людям испытать радость и удовольствие. Большие пространства позволяют определить зоны для гостей, выступающих, обслуживающего персонала; места защиты от дождя.

Следует отметить также наличие мест, где запрещено проведение праздников. Это территории опасных объектов производства, путе- и нефтепроводов, линий электропередач, высоковольтных станций, телевизионных и радиовышек, воинских частей, исправительных учреждений и др.

Праздник как социальное явление непосредственно связан с традиционными механизмами передачи от поколения к поколению социально значимой информации. Праздник всегда выступает фактором социализации, интеграции людей в обществе.

Анализ российских реалий позволяет наблюдать ряд новых универсальных тенденций развития современной праздничной культуры России:

- глобализация праздников, взаимовлияние праздничных культур народов мира;

- праздники, утверждающие российскую государственность, сплочение людей вокруг национальных лидеров;

- использование христианских традиций в современной праздничной культуре;

- возрождение и развитие народных праздников;

- празднование событий, имеющих идеологическую ценность в недавнем прошлом (23 февраля, 1 Мая, 8 Марта) [5];

- современная праздничная культура развивается на фоне пресса западной культуры католических праздников;

- негативный «настрой» молодых граждан России к государственным праздникам;

- трансформации трудовых (профессиональных) праздников в корпоративные;

- наличие в современных праздниках советской атрибутики;

- внедрение в праздничную практику игротерапии, мероприятий народной медицины и «исцеления»;

- составной частью современных праздников становится театральная анимация; детализация военных тем;

- наличие в современных праздниках интерактивного пространства;

- использование современных праздников в рекламе и маркетинге.

В последнее время активно набирают популярность деятельность праздничных агентств. Их условно можно разделить на четыре группы:

I. Агентства полного цикла - это универсальные компании, которые оказывают услуги по организации различных мероприятий (организуют корпоративные мероприятия, деловые мероприятия, частные и др.).

II. Узкоспециализированные агентства - это фирмы, которые занимаются организацией тематических мероприятий для определенных групп населения (только организация свадеб или только детских праздников).

III. Event-агентство (от англ. «event» - событие) - это компания, специализирующаяся на организации и проведении различных мероприятий по заказу клиента (корпоративные и профессиональные праздники, различные презентации, юбилеи компании, конференции, дни рождения, свадьбы и др.).

IV. Фрилансеры - это люди и фирмы, организующие мероприятия различной сложности. Они максимально клиентоориентированы на потребителя.

Рассмотрим перечень услуг, которые могут оказывать праздничные агентства:

• организация корпоративных праздников;

• организация детских праздников;

• организация свадеб;

• организация вечеров досуга;

• организация частных праздников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация симпозиумов и форумов.

Расширенный перечень услуг:

• организация дней рождений, свадеб, выпускных вечеров, корпоративных вечеринок, пикников, встреч новорожденного и мамы из роддома;

• услуги повара;

• услуги официанта;

• разработка меню;

Библиографический список

• закупка продуктов, напитков;

• закупка букетов;

• оформление банкетных залов, помещений, столов;

• предоставление музыкального оформления торжеств;

• выездное обслуживание фуршетных вечеринок;

• видео- и фотосъемка;

• доставка букетов;

• оформление свадебных машин;

• организация культурной программы;

• организация фейерверков.

Маркетинговые услуги:

1. Создание образа престижности фирмы, ее продукции и услуг.

2. Создание образа уникальности фирмы, ее отличия от всех других.

3. Информирование о характеристиках товара.

4. Обоснование цен, услуг.

5. Доведение до потребителей уникальных свойств товара.

6. Информирование потребителей о месте нахождения фирмы.

7. Информирование о распродажах.

8. Создание позитивного имиджа фирмы.

9. Разработка уникального торгового предложения.

Методы, ориентированные на повышение эффективности продаж:

- информирование потребителя в рекламе о содержании и качестве праздничных услуг;

- указание дополнительных льгот, удобств, экономии;

- спонсорство - участие в затратах на проведение массовых мероприятий (концертов, праздников);

- деятельность по разработке торговой марки продукта (брендинг);

- заключение договора с мелкими фирмами на право действовать от имени крупных корпораций (франчайзинг);

- использование телевидения, телефона в процессах продаж (телемаркетинг).

Таким образом, наше исследование показало интенсивную трансформацию праздничной культуры России, сейчас меняется сущность и содержание праздников. В содержание праздничной культуры России проникают социокультурные технологии маркетинга, мероприятия и процедуры организации профессиональных продаж, групповых коммерческих презентаций. Новой тенденцией трансформации праздничной культуры России становится её использование в территориальном маркетинге и менеджменте бизнеса.

Полученные результаты будут полезны специалистам социально-культурной сферы, организаторам театрализованных представлений и праздников.

1. Шемякин Я.Г. Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти: учебно-методическое пособие. Москва, 2008.

2. Гагин В.Н. Создание праздничности. Праздник. 2015; № 6: 16 - 17.

3. Пастернак Б.А. Воздушные пути. Москва, 1992.

4. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург, 1997: 355 - 356.

5. Романова ГА. Социально-педагогические условия сохранения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

6. Орлов О.Л. Праздничная культура России. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2001.

References

1. Shemyakin Ya.G. Prazdnik kak istoriko-kul'turnyj fenomen: mir ideala i real'nost' vlasti: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2008.

2. Gagin V.N. Sozdanie prazdnichnosti. Prazdnik. 2015; № 6: 16 - 17.

3. Pasternak B.A. Vozdushnye puti. Moskva, 1992.

4. Kul'turologiya. XX vek. Slovar'. Sankt-Peterburg, 1997: 355 - 356.

5. Romanova G.A. Social'no-pedagogicheskie usloviya sohraneniya i razvitiya prazdnichno-obryadovyh form narodnoj kultury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

6. Orlov O.L. Prazdnichnaya kul'tura Rossii. Sankt-Peterburg: SPbGUKI, 2001.

Статья поступила в редакцию 12.11.20

УДК 378

Domur-ool V.O., methodologist of additional education, MBOU Gymnasium No. 9, People's Teacher of Republic of Tyva (Kyzyl, Russia)

Sagdy Ch.T., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University(Kyzyl, Russia),

E-mail: [email protected]

Khuren-ool S.Kh, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: [email protected]

MANAGING THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF GIFTED AND TALENTED CHILDREN. The article discusses experience of managing the development process and supporting gifted and talented children of a municipal secondary school No. 9 in Kyzyl, the Republic of Tyva. The practice of working with gifted children is currently being built on the basis of the Conception of giftedness, developed at the state level. The results of the integration of basic and additional education are presented as factors contributing to the development of schoolchildren in accordance with their capabilities. The content of the part of the main educational program offered by the performers of the educational process is revealed. Participating in the approbation of the interstate project "Ecology and Dialectics" from 1992 to 1998, the school teachers have tested and adapted the integrated subject "Theater" in grades 1-4.

Key words: students, giftedness, talent, development, management, secondary school, General education, additional education, integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.