Научная статья на тему 'ОФОРМЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ» В ДИСКУРСИВНОМ ПОЛЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ОФОРМЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ» В ДИСКУРСИВНОМ ПОЛЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическая компетентность / специалисты образования / высшее педагогическое образование / socio-economic competence / education specialists / higher pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Чекина

В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования разнообразных аспектов опыта личности в социально-экономической сфере, которая с конца ХХ в. и до сих пор остается в фокусе внимания специалистов различных научных областей. Выявлено, что в трудах российских ученых и представителей дальнего зарубежья исследовались общие вопросы экономической социализации личности на различных этапах возрастного развития, рассматривалось понятие «экономическая компетентность», а в последние годы в отдельных работах российских авторов появилось понятие «социально-экономическая компетентность», однако данные термины в своей содержательной сущности являются неустоявшимся и фактически не соотносятся с подготовкой специалистов образования в условиях высшей школы. В статье приводится и аргументируется авторское определение понятия «социально-экономическая компетентность специалиста образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF “THE SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE IN THE EDUCATION SPECIALIST” IN THE DISCURSIVE FIELD OF SCIENTIFIC RESEARCH

The article presents an analysis of research on the problem of the development of various aspects of personality experience in the socio-economic sphere, which has remained in the focus of attention of specialists in various scientific fields since the end of the 20th century. It is revealed that general issues of economic socialization of the person at various stages of age development were studied in the works of Russian and foreign scientists, the concept of “economic competence” was considered. Recently, the concept of “socio-economic competence” has appeared in some works of the Russian authors. These terms, however, are unsettled in their substantive meaning and do not actually correlate with the training of education specialists at higher school. The article gives and argues the author’s definition of the concept of “socio-economic competence in the education specialist”.

Текст научной работы на тему «ОФОРМЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ» В ДИСКУРСИВНОМ ПОЛЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 378.016

Chekina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Yanka Kupala State University of Grodno

(Grodno, Belarus), E-mail: 772151@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF "THE SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE IN THE EDUCATION SPECIALIST" IN THE DISCURSIVE FIELD OF SCIENTIFIC RESEARCH. The article presents an analysis of research on the problem of the development of various aspects of personality experience in the socio-economic sphere, which has remained in the focus of attention of specialists in various scientific fields since the end of the 20th century. It is revealed that general issues of economic socialization of the person at various stages of age development were studied in the works of Russian and foreign scientists, the concept of "economic competence" was considered. Recently, the concept of "socio-economic competence" has appeared in some works of the Russian authors. These terms, however, are unsettled in their substantive meaning and do not actually correlate with the training of education specialists at higher school. The article gives and argues the author's definition of the concept of "socio-economic competence in the education specialist".

Key words: socio-economic competence, education specialists, higher pedagogical education.

Е.В. Чекина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии детства Гродненского государственного университета

имени Янки Купалы, г. Гродно, Е-mail: 772151@mail.ru

ОФОРМЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ» В ДИСКУРСИВНОМ ПОЛЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования разнообразных аспектов опыта личности в социально-экономической сфере, которая с конца ХХ в. и до сих пор остается в фокусе внимания специалистов различных научных областей. Выявлено, что в трудах российских ученых и представителей дальнего зарубежья исследовались общие вопросы экономической социализации личности на различных этапах возрастного развития, рассматривалось понятие «экономическая компетентность», а в последние годы в отдельных работах российских авторов появилось понятие «социально-экономическая компетентность», однако данные термины в своей содержательной сущности являются неустоявшимся и фактически не соотносятся с подготовкой специалистов образования в условиях высшей школы. В статье приводится и аргументируется авторское определение понятия «социально-экономическая компетентность специалиста образования».

Ключевые слова: социально-экономическая компетентность, специалисты образования, высшее педагогическое образование.

В актуальных условиях рынка сфера высшего образования обретает новые функции: в широком значении она выступает могучим фактором социальных и экономических преобразований; в индивидуально-личностном значении профессиональная подготовка и квалификация не просто являются характеристиками конкретного человека, но и определяют для него гарантии собственного социально-экономического благополучия. Специалист - это всегда субъект социально-экономического пространства, а значит, для реализации своей субъектности ему необходимы определенные специфические свойства в формате «неких характеристик, не относящихся (либо опосредованно относящихся) к профессиональной сфере - метапрофессиональные свойства, способствующие, при прочих равных (или почти равных) условиях, более эффективной реализации себя специалистами в социально-экономическом пространстве» [1].

Проблема формирования различных аспектов опыта личности в социально-экономической сфере обозначилась в науке достаточно давно, более 30 лет назад, при этом ее теоретические исследования осуществлялись по ряду направлений.

Этапы экономической социализации еще в конце ХХ в. изучали V. Bums, K. Danziger, D. Leiser, B. Stacey и др.; когнитивное содержание некоторых экономических понятий - H. Dittmar, N. Emler и др.; подвергли систематизации некоторые направления в данной сфере G. Loewenstein, К.-Е. Warneryd и др. В современной науке экономическая социализация исследована преимущественно в русле экономической психологии (А.В. Бояринцева, А.П. Вяткин, Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев, Е.В. Козлова, А.Б. Купрейченко, Н.Н. Помуран, М.Н. Стельмашук, А.Б. Фенько, В.А. Хащенко и др.). При достаточном разнообразии трактовок общим для большинства из них стал акцент на постижении обучающимися системы актуальных экономических отношений и экономического поведения, а также лежащих в их основе знаний.

В научном обороте также достаточно давно циркулирует понятие «социально-экономическая подготовка», применяемое по отношению к обучающимся на уровне общего среднего образования (Ю.К. Васильев Л.П. Кураков, Е.Н. Соболева и В.Н. Якимов), рассматриваемое через «подготовку человека к экономической деятельности, его участие в экономической и социальной жизни общества» [2, с. 56], но также включающее постижение обучающимися системы экономических знаний, умений и навыков.

В последнее десятилетие исследователи активно обращаются также к вопросу определения сущности понятия «экономическая компетентность». Экономическую компетентность в качестве структурного компонента экономической культуры личности определяет О.П Назарова, выделяя в ней «способность к анализу и синтезу экономической информации, к интеграции, к побуждению высказывать различные мнения и подходы, к стимулированию креативного экономического поведения» [3 с. 150]. О.Н. Ткачевой исследовался частный тип экономической компетентности применительно к специалистам лесного профиля; экономическая компетентность педагога профессионального обучения исследована Д.Б. Есмагамбетовой, О.Е. Кузовенко, П.Н. Манашовой, Е.Н. Петушковой и Е.Н. Хаматнуровой.

В последние годы в российской науке появились единичные исследования, обращенные к рассмотрению понятия «социально-экономическая компетентность». Так, РМ. Булгучева исследовала психологическую сущность социально-экономической компетентности педагога как составляющую его профессиональной компетентности, «особенно актуальную в условиях рыночных отношений» [4, с. 7]. М.С. Черепанов рассматривал социально-экономическую компетентность школьника как «способность и готовность субъекта самостоятельно принимать эффективные решения на основе индивидуального выбора и осуществлять продуктивную деятельность с целью решения жизненно важных проблем и повышения социального и экономического статуса» [5, с. 9]. А.А. Кондрух рассматривает социально-экономическую компетентность студента технического вуза и трактует ее как «способность и готовность использовать в профессиональной деятельности имеющиеся знания и опыт, активизирующие профессиональную мобильность специалиста» [6].

Обращается к понятию социально-экономической компетентности, но уже применительно к личности педагога И.Г. Рябова, однако трактовка данного ею понятия представляется нам достаточно узкой, с акцентом на овладение информационно-коммуникационными технологиями и мастерство их применения в образовательном процессе [7]. На необходимость формирования у специалистов педагогического профиля личностных структур, определяющих успешную навигацию в социально-экономическом пространстве, указывает и А.К. Ахметов, вводя понятие «профессионально-экономическое ориентирование будущих учителей» [8].

В целом анализ источников показал, что исследования в подавляющей массе не затрагивают напрямую вопроса экономической социализации, социально-экономической подготовки и т.п. специалистов образования как особой категории лиц, занятых в сфере нематериального производства, однако вкупе с иными аргументами они актуализируют проблему формирования специфического опыта личности будущего педагога, необходимого для эффективного осуществления профессиональной деятельности и экономического поведения, обеспечивающего успешную социальную и экономическую адаптацию выпускников педагогических специальностей в современных реалиях и расширение путей использования личностно-профессионального потенциала каждого из них для устойчивого развития экономики и социальной сферы. Представляется целесообразным сформулировать сущность социально-экономической компетентности именно в применении к специалисту образования - компетентность, которая характеризуется специфическим опытом, необходимым для эффективного встраивания его субъекта в социально-экономическую систему. Необходимость формирования такого личностного образования детерминирована:

1) обновленными на глобальном и национальном уровнях требованиями к результатам подготовки специалистов новой формации (в т.ч. для сферы образования) в согласованности с потребностями и тенденциями социально-экономического развития общества и соответствующих стандартам как отечественной, так и международной экономики;

2) постановкой в большом ряде научных исследований проблемы формирования различных аспектов целостного опыта социальных и экономических отношений у обучающихся на всех уровнях образования, в т.ч. в условиях профессиональной подготовки специалистов для различных сфер экономики;

3) отсутствием специально организованной целенаправленной педагогической системы высшего профессионального образования специалистов педагогического профиля, результатом функционирования которой является их компетентность в области успешной навигации по актуальному социально-экономическому пространству.

Подчеркнем, что применительно к личности и специфике профессиональной деятельности специалиста образования в высокой степени целесообразно указанную компетентность трактовать именно как «социально-экономическую», а не редуцированно «экономическую». Речь идет о том, что трудовая деятельность специалиста образования реализуется исключительно в условиях межличностного, социального взаимодействия, а образовательный процесс, субъектом которого он является, - суть социальный феномен. При этом становление различных типов экономического поведения личности обусловлено содержанием ее социальных установок. Поэтому содержание и сущность интересующего нас понятия социально-экономической компетентности отчасти раскрывается трактовкой понятия «социальная компетентность».

Не будем отрицать того факта, что термин «социально-экономическая компетентность» в своем содержательном наполнении может казаться достаточно родственным объединенному полю таких двух понятий, как «социальная компетентность» и «экономическая компетентность»; они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Однако понятие «социально-экономическая компетентность» не суммирует напрямую признаки остальных двух, а наделяется специфическим смыслом, свойственным только ему и отражающим

Библиографический список

эмерджентные свойства определяемого им личностного образования, тем более что нашей задачей является определение содержания социально-экономической компетентности применительно к специфике деятельности специалиста образования.

Проведенный теоретико-методологический анализ обеспечивает базис для введения в научно-педагогическую терминологию и в образовательную практику понятия «социально-экономическая компетентность специалиста образования». Основываясь на приведенных выше позициях ряда исследователей и в контексте сказанного, считаем обоснованным определить социально-экономическую компетентность специалиста образования как динамичную интегративную характеристику личности, обусловливающую готовность и способность проектировать и реализовывать профессионально- и личностно-эффективную экономическую деятельность в сфере образовательных услуг [9].

Таким образом, социально-экономическая компетентность, сформированная у обучающихся в период получения образования в высшей школе, становится детерминантой профессиональной и личностной самореализации специалиста образования, будучи средством проектирования профессионального и жизненного пути, осознанной реализации притязаний и достижения успеха [10 - 12]. Целенаправленная организация формирования социально-экономической компетентности как компонента профессионального образования реализует решение задачи обеспечения взаимоувязки его контекста с контекстом социально-экономическим, что обеспечивает возможность для учреждений высшего образования эффективно выполнять важные функции в развитии экономики территории за счет подготовки специалистов образования к продуктивной профессиональной деятельности в учреждениях и структурах различных типов и форм собственности, снижая тем самым вероятность их оттока из выбранной сферы труда.

1. Юрова Н.В. Конкурентоспособность специалиста и факторы ее определяющие. Актуальные проблемы бизнес-образования. Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/pages/twelve_conference

2. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. Москва: Педагогика, 1983.

3. Назарова О.Г. Экономическая компетентность как структурная единица экономической культуры. Гуманизация образования. 2008; № 5: 149.

4. Булгучева РМ. Психологическая поддержка развития социально-экономической компетентности будущих педагогов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Карачаевск, 2007.

5. Черепанов М.С. Социально-экономическая компетентность школьника: вопросы содержания и структуры. Пермский педагогический журнал. 2014; № 5: 5.

6. Кондрух А.А. Формирование социально-экономической компетентности студента вуза как фактор профессиональной мобильности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2013.

7. Рябова И.Г. Социально-экономическая компетентность как результат подготовки современного педагога к инновационной деятельности. Вестник ЧГПУ. 2010; № 12: 149.

8. Ахметов А.К. Противоречия, выявленные в процессе профессионально-экономического ориентирования учителей. Available at: http://www.rusnauka.com/ 13_ NBG_2015 /Pedagogica/2_192152.doc.htm

9. Чекина Е.В. Моделирование процесса формирования социально-экономической компетентности будущих специалистов образования. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3: Филология. Педагогика. Психология. 2017; № 2: 66.

10. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; № 1 (19): 230 - 232.

11. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.

12. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Yurova N.V. Konkurentosposobnost' specialista i faktory ee opredelyayuschie. Aktual'nye problemy biznes-obrazovaniya. Institut biznesa i menedzhmenta tehnologij BGU. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/pages/twelve_conference

2. Vasil'ev Yu.K. 'Ekonomicheskoe obrazovanie i vospitanie uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Nazarova O.G. 'Ekonomicheskaya kompetentnost' kak strukturnaya edinica 'ekonomicheskoj kul'tury. Gumanizaciya obrazovaniya. 2008; № 5: 149.

4. Bulgucheva R.M. Psihologicheskaya podderzhka razvitiya social'no-'ekonomicheskoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Karachaevsk, 2007.

5. Cherepanov M.S. Social'no-'ekonomicheskaya kompetentnost' shkol'nika: voprosy soderzhaniya i struktury. Permskijpedagogicheskij zhurnal. 2014; № 5: 5.

6. Kondruh A.A. Formirovanie social'no-'ekonomicheskoj kompetentnosti studenta vuza kak faktor professional'noj mobil'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2013.

7. Ryabova I.G. Social'no-'ekonomicheskaya kompetentnost' kak rezul'tat podgotovki sovremennogo pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti. Vestnik ChGPU. 2010; № 12: 149.

8. Ahmetov A.K. Protivorechiya, vyyavlennye v processe professional'no-'ekonomicheskogo orientirovaniya uchitelej. Available at: http://www.rusnauka.com/ 13_NBG_2015 / Pedagogica/2_192152.doc.htm

9. Chekina E.V. Modelirovanie processa formirovaniya social'no-'ekonomicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov obrazovaniya. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 3: Filologiya. Pedagogika. Psihologiya. 2017; № 2: 66.

10. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230 - 232.

11. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

12. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 09.11.20

УДК 379.8

Romanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Directing Theatrical Performances and Acting, Smolensk State Institute of Arts (Smolensk, Russia), E-mail: nauka.sgii@mail.ru

MODERN HOLIDAY CULTURE OF RUSSIA: RELEVANCE OF TRANSFORMATIONS, DISTINCTIVE SIGNS AND TRENDS OF DEVELOPMENT. The

article deals with the problem of transformation of festive culture in Russia. The holiday culture of Russia is studied as a product of the implementation of past patterns in new socio-cultural conditions. The author describes the distinctive features of modern holidays, which are important to consider when setting holidays. For the first time, attention is drawn to the fact that socio-cultural marketing technologies, events and procedures for organizing professional sales, and group commercial presentations penetrate the content of the holiday culture of Russia. A new trend in the transformation of holiday culture is its use in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.