Научная статья на тему 'Современная практика использования сказкотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ'

Современная практика использования сказкотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1283
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / УЧЕНЫЕ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Лариса Анатольевна, Яковлева Наталья Михайловна

Этой технологией обычно интересуются не только психологи и логопеды, но также социальные работники, ответственные родители. Она формирует навыки практической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР. Раскрывает глубинные закономерности сказкотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Лариса Анатольевна, Яковлева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная практика использования сказкотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ»

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ

1 2 Степанова Л.А. , Яковлева Н.М.

1Степанова Лариса Анатольевна - педагог-психолог;

2Яковлева Наталья Михайловна - учитель-логопед,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Кораблик»,

г. Серпухов

Аннотация: этой технологией обычно интересуются не только психологи и логопеды, но также социальные работники, ответственные родители. Она формирует навыки практической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР. Раскрывает глубинные закономерности сказкотерапии. Ключевые слова: сказкотерапия, технология, концепция, ученые, ребенок.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения [1]. Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем ребёнка... и на помощь приходит сказка.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм.

Сказкотерапия - это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание и развитие ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача специалистов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - коррекцией.

Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную коррекционную работу.

Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность.

Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения логической последовательности.

Монологическая речь (монолог), понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни) [2]. Монолог - наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Основные свойства монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения.

К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся: связность, последовательность, логико -смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Таким образом, связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие.[3] Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связности речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий несет следующие цели:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

• приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

Существуют этапы работы по сказкотерапии.

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа (Ведущий метод - словесная игра) [4].

Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка (Ведущий метод — словесное комментирование).

Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми логопедических групп, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.

Работая со сказкой, специалист ДОУ оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог-психолог и учитель-логопед как будто просто рассказывают сказки, используют «сказочные» занятия, но, как показывает практика и наши наблюдения, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитию.

Список литературы

1. БыстроваГ.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. [Текст]: СПб.: Каро, 2005.

2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые

подходы». [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Нищева Н.В. Развивающие сказки. [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007.

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. [Текст]: М.: Просвещение, 1989.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку. [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008.

РЕБЕНОК - ЗЕРКАЛО СЕМЬИ Соколова С.А.

Соколова Светлана Анатольевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Боголюбовская средняя общеобразовательная школа им. чемпионки мира по шахматам Е.И. Быковой, поселок Боголюбово, Владимирская область

Аннотация: в статье анализируются основы семейной жизни.

Ключевые слова: семья, основы семейной жизни, технологии, традиции, педагогический процесс, система образования.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

В XXI веке российская школа претерпевает процесс системных преобразований, предназначенных сформировать личность, способную к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию. Одним из наиболее актуальных, был и остается вопрос о семейных отношениях.

Начиная с 90-х годов, в России наблюдается отрицательный прирост населения, поэтому демографический вопрос становится одним из самых главных. Огромное влияние на сокращение рождаемости в российском обществе играет разрушение престижа семьи.

С давних времен дом для человека - это то место, где живут все члены его семьи, где благополучие каждого зависит от проявления заботы, любви и сострадания друг к другу, а также от состояния эмоционального фона окружающей действительности.

Создание семьи - мечта любого человека. Ведь, как известно, семья - это основа (фундамент) становления личности человека, место, где осуществляется решение любых проблем. И, наконец, именно в семье решается важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения [5].

Связь семьи и школы - это тема была, есть и будет актуальной не только в системе образования, но и в российском обществе и во всем мире в целом. Вопрос стоит остро, поскольку сегодня наблюдается кризис семейных отношений, что может привести к катастрофе современную цивилизацию и культуру.

В условиях модернизации системы образования современная школа призвана не просто познакомить юношей и девушек с основами знаний о брачно-семейных отношениях, но и способствовать формированию у них идеала семьи, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак, умению выстраивать внутрисемейные отношения и растить будущих детей [1]. Не стоит забывать, что успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. И главная роль здесь отводится именно школе [4].

Для достижения данной цели перед современным образованием ставятся следующие задачи:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.