РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Бердник С.А.
Бердник Светлана Анатольевна - воспитатель высшей категории, Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Золушка» г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий Автономный округ
Аннотация: в статье раскрываются особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи. Речь является важным звеном общения и дальнейшего развития ребёнка в социуме.
Ключевые слова: речь, монолог, развитие, синтез, анализ, методика, словарный запас, мышление.
Связная речь - это изложение развернутого типа, которое имеет определенное содержание. Для связной речи характерна логичность и последовательность. Человек точно, образно и грамотно излагает свои мысли.
Это не просто слова в определенной последовательности или предложения. Это мысли, которые располагаются в последовательном порядке и связаны между собой. Они выражаются с помощью точных слов, а предложения выстраиваются в соответствии с правилами русского языка.
Связной может быть как монологическая, так и диалогическая речь. У каждой из них есть особенность [8].
Диалогическая речь обычно наполнена односложными и неполными ответами. Предложения человека неполные. Он часто использует междометия и восклицания. Его речь яркая и выразительная. Также он активно работает мимикой и жестами. Чтобы речь была диалогической, нужно уметь правильно задавать и формулировать свои вопросы. Также нужно подавать необходимые реплики, исправлять и дополнять собеседников. Диалог - это еще и умение спорить и рассуждать. Нужно мотивированно отстаивать свою позицию.
Монолог - это речь, которую произносит один человек. Монолог подразумевает развернутое изложение мыслей. Отдельные звенья повествования должны быть взаимосвязанные и четкие. Нужно уметь сосредотачивать свои мысли на главном. Не стоит увлекаться мелкими деталями. При этом важно говорить эмоционально и живо [6].
Развитие связности речи - это одна из главных задач работы с детьми. Опыт показывает, что без обучения дошкольники обычно редко осваивают такой сложный вид речевой активности, как повествование и описание, контекстная речь. Ведь с точки зрения психологии эта речь более сложна, чем обиходная или разговорная.
Каждого дошкольника нужно учить выражать свои мысли грамотно и содержательно. Ребенок должен уметь говорить последовательно и связно. Более того, речь детей должна быть выразительной и живой.
Связная речь - это продолжение мыслительного процесса. В ней выражена логика мышления детей, его способность мыслить и воспринимать услышанное. Также ребенок учится выражать мысли логически четко и правильно. Если дошкольник способен строить свои высказывания, можно судить о том, каков уровень развития его речи [2].
Способность рассказывать - это большая помощь в развитии ребенка. Ведь дошкольник приобретает возможность общаться с другими, он перестает быть молчаливым, меньше стесняется. Также это формирует уверенность в его силах.
Речевое развитие дошкольников заключается в том, что нужно целенаправленно развивать не только правильную, но и хорошую устную речь, которая возможна, учитывая особенности, связанные с возрастом и состоянием здоровья.
Основная задача связной речи - это коммуникации. Они осуществляются либо через диалоги, либо через монологи. Это две разных формы, у каждой из которых есть своя особенность, что и определяет применяемые методики их развития.
Формирование обоих видов речи очень важно для развития дошкольника и его речи. Это оказывает важную роль для всей системы формирования речевой активности детей. Связная речь основывается на всех способностях детей в изучении родного языка, его звукового строя и лексического запаса.
У дошкольников, которые входят в состав логопедической группы, есть характерные речевые недостатки:
- Они плохо знают обиходные слова или употребляют их не совсем точно. Активная их лексика наполнена глаголами и существительными.
- Они неправильно используют окончания падежей, смешивают разные видовые и временные глагольные формы, практически не владеют способами словообразования.
- Речь таких детей наполнена простыми предложениями. Они не умеют усложнять. Они используют подчиненные и сочиненные предложения в своей речи.
- Наблюдаются недостатки в произношении звуков, нарушена структура слова. Это не дает возможности овладеть синтезом и анализом звукового состава.
- Дети не знают многих обиходных слов, поэтому вынуждены заменять их на близкие по значению или звучанию [1].
Для речевой активности детей предъявляются следующие требования:
- Речь должна быть осмысленной. Ребенок должен хорошо понимать, о чем он говорит.
- Мысли передаются полностью, нет существительных, которые бы нарушали логику изложения. Отсутствуют также и пропуски.
- Речь последовательна.
- Словарь используется широко, в речи слышны антонимы и синонимы и другие лексические единицы.
- Речь подчиняется ритму, в ней отсутствуют долгие паузы.
Речь должна соответствовать правилам культуры изложения:
- Ребенок во время высказываний должен занимать спокойную и правильную позу, уметь обращаться к слушателям.
- Его речь должна быть выразительной интонационно.
- Она должна быть достаточно громкой.
- Произношение должно быть отчетливым.
Во время занятий можно использовать такие приемы, как:
- оценивание речевой активности;
- демонстрация наглядных пособий.
Мы стараемся находить такие сочетания разных приемов, которые были бы наиболее эффективными, чтобы повысить самостоятельность и инициативность в речи у дошкольников.
То, какие приемы используются для достижения этих целей, а также сам их выбор постоянно меняется по мере перехода на следующий этап обучения. Ведь на каждом этапе ставятся новые задачи. Также меняется и степень подготовки у самих детей, их активность и способность проявлять самостоятельность [7].
Главное внимание нужно уделить тому, чтобы определить уровень понимания детьми обогащенной речи. Могут ли они дифференцировать разные словесные категории: могут ли они отделять прилагательные от существительных, а также глаголы. Способны ли дети называть слова по вопросу, менять начальные словесные формы.
Педагоги в логопедической группе должны стараться выполнить следующие задачи:
- развивать каждый речевой компонент;
- развивать интерес к той деятельности, которая предлагается ребенку;
- приобщать ребенка к познавательному процессу;
- развивать разные представления у детей;
- пополнять запас знаний дошкольников по окружающему миру.
Проектная деятельность позволяет максимально интегрировать несколько приемов в одно занятие. Логопед может проводить логопедические занятия и включать в них маленькие эпизоды деятельности разного вида. Воспитатели же могут интегрировать те или иные типы деятельности в свои занятия. Интеграция - это то, что позволяет дать возможность ребенку начать думать и фантазировать, что-либо творить и узнавать, сочинять и общаться. Это наполняет лексический запас слов, развивает степень овладения грамматикой [3].
У дошкольников развиваются познавательные способности. Задания и вопросы от учителя заставляют дошкольников более активно использовать свой речевой опыт. Они начинают применять этот опыт в реальной жизни, а также в нестандартных для себя ситуациях. Эти занятия должны включать в себя также разные методы традиционного и нетрадиционного характера. Главное - это стимулировать речевую активность дошкольников и развивать ее.
Если в занятия включить разные типы деятельности, можно достичь высокого уровня результативности, работая с дошкольниками, у которых обнаруживаются речевые нарушения. В итоге результаты получаются стабильно [1].
Вот какие приемы по развитию связности в речи можно использовать:
- беседа с дошкольником с применением ярких иллюстраций, разнообразных интонаций, жестов и мимики.
- чтение сказок и других произведений литературного искусства.
Воспитатель может задавать ребенку вопросы о том, что было написано в
прочитанной сказке. Так можно понять, понял ли ребенок причинно-следственные связи в произведении. Видит ли он, почему произошло событие? Замечает ли он, кто виноват в произошедшем? Может ли ребенок дать оценочную характеристику действиям героев? То, что ребенок умеет пересказывать рассказ своими словами, свидетельствует о понимании его смысла.
Есть разные темы, которые можно обсуждать: это экскурсии и книги. Также можно поговорить о мультфильмах и кино. Беседы можно проводить и по картинкам. Дошкольника нужно научить слушать собеседников, не перебивать их. Также нужно учить следить за ходом чужой мысли. Во время разговора взрослый может постепенно увеличивать сложность вопросов. Начинать нужно с более конкретных вопросов. Постепенно их можно усложнять. Это позволяет незаметно для дошкольника переходить к монологической речи. Вот пример, как можно усложнять беседу с ребенком.
- Какие животные изображены здесь?
- Лисица, медвежонок и волк.
- Что ты можешь рассказать о волке?
- Он злой. Серого цвета. Бегает в лесу. А ночью волки воют на луну.
- А ты можешь рассказать что-нибудь о медвежонке?
- Медведи большие. Они живут в берлогах. У них коричневый цвет.
- А что ты можешь рассказать мне о лисице?
- Лисичка всегда хитрит. У нее рыжий цвет и красивый хвост.
- Ты где-нибудь видел этих животных в жизни?
- Да, я видел их в зоопарке.
- А какие сказки ты знаешь про этих зверей?
4. Обучение составлению описательных рассказов.
Дошкольник приобретает навыки связной речи, учится говорить долг она одну тему, усваивает признаки разных предметов. Также это помогает ему пополнить запас слов [5].
Чтобы обогатить словарный запас, нужно учить детей подготавливаться к составлению описательных рассказов, напоминать им какие признаки могут быть у описываемых предметов. Сначала ребенок учится описывать единичный предмет. Затем он учится сравнивать однородные предметы по признакам. Он сравнивает деревья, фрукты, зверей - все, что близко его мышлению.
5. Рассказы, основанные на сюжетных картинках.
Число картинок в сюжетной серии можно увеличивать постепенно. Каждую картинку описывают более подробно. Описание может состоять сначала из одного предложения. Но со временем ребенок должен научиться использовать и несколько.
В результате дошкольник должен понять, что рассказ нужно осуществлять в последовательности, основанной на расположении картинок. Нужно уходить от детского правила: что вспомнил, то и говори.
6. Составляя рассказ по одной картинке с сюжетом.
При составлении рассказа на основе одной сюжетной картинке, нужно подбирать иллюстрации, которые бы соответствовали следующим требованиям:
- иллюстрация должна быть яркой и интересной ребенку;
- сюжет должен быть легко понят детьми в этом возрасте;
- на картине можно изобразить немного действующих персонажей;
- не нужно подбирать картинки, на которых много разных деталей, которые не связаны с основным содержанием.
Можно попросить дошкольника подумать, как можно назвать картину. Он должен понять, каков смысл иллюстрации и определиться с тем, как он к этому относится. Предварительно можно подумать над тем, какое содержание беседы, и какие вопросы можно будет задавать воспитаннику [8].
Вот несколько примеров сюжетных картин:
Когда работа ведется над развитием способности пересказывать, у дошкольника формируется память и внимание. Также это положительно влияет на развитие логического мышления, пополняется активный словарь. Дошкольник усваивает грамматические речевые обороты, перенимает готовые образцы построения речи. Пересказ также связан с тем, что дети знакомятся с новой информацией, что расширяет их кругозор, совершенствуя в целом способность вести содержательную монологическую речь.
Работая над пересказом текста, сначала нужно очень выразительно и не спеша зачитать его ребенку. Рассказ должен быть интересным, ярким и доступным для понимания. После этого можно спросить, интересный ли для дошкольника был рассказ.
Также можно задать уточняющие вопросы, чтобы понять, запомнил ли содержание рассказа ребенок. Нужно обязательно объяснить, что значат те или иные слова, которые пока ему не понятны. Перед тем, как зачитать рассказ второй раз, нужно попросить ребенка еще разок очень внимательно прослушать все, а затем рассказать своими словами.
Существуют и другие типы пересказов:
- Выборочный. Ребенок может пересказать только фрагмент услышанного текста.
- Краткий. Можно предложить ребенку опустить несущественные детали, которые не исказят суть всего рассказа. При этом нужно коротко передать содержание.
- Творческий. Дошкольник может дополнить информацию чем-то своим, проявив при этом немного фантазии. Чаще всего дети с удовольствием придумывают для рассказов альтернативное начало или конец.
- Без наглядной опоры.
Оценивая качество детских пересказов, нужно учитывать:
- насколько полно ребенок передал сюжет;
- были ли изложены события последовательно, использовал ли ребенок причинно-следственную связь;
- старался ли ребенок во время пересказа использовать авторские слова или выражения, но при этом говорил ли он своими словами, чтобы понять осмысленность пересказа;
- правильно ли ребенок строит предложения и употребляет их;
- отсутствуют ли в его речи длительные паузы из-за сложностей в подборе слов. 8. Самостоятельный рассказ.
Переходя к самостоятельному рассказу, нужно учитывать, что на это способны только дети с хорошей подготовкой. Это, в свою очередь, зависит от систематичности проводимых занятий. Чаще всего это связано с рассказами из личного опыта детей. Такой рассказ заставляет дошкольника самостоятельно находить нужные слова, правильно выстраивать предложения и определять, в какой последовательности должны происходить события [2].
Поэтому сначала самостоятельные рассказы должны быть небольшими и связанными с реальными или наглядными ситуациями. Это поможет ребенку оживать словарный запас, поднимет мотивацию к выполнению упражнения и облегчит задачу. Самостоятельные рассказы можно готовить на следующие темы:
- день, проведенный в детском саду;
- впечатления, полученные от посещения какого-либо мероприятия;
- прогулка в лесу или еще где-нибудь.
Итак, сегодня разработано и опробовано много эффективных методик и способов формирования связной речи у дошкольников в логопедической группе. Все эти методики строятся на постепенном усложнении работы. Дети все больше должны проявлять самостоятельности в составлении предложений. В результате их уровень сформированности связной речи повышается, что пригодится для усвоения основных программ образования дошкольников в детском саду.
Список литературы
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 ч. Ч.2. Предложение. Текст / Н.Г. Андреева. М.: Владос, 2012. 304 с.
2. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. М.: Каро, 2010. 176 с.
3. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. СПб.: Детство Пресс, 2012. 304 с.
4. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия, 2005. № 3. С. 13-24.
5. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. М.: ЦПО, 2013. 144 с.
6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. М.: ТЦ Сфера, 2007. 192 с.
7. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 624 с.
8. Помазкова Н.А., Иванченко О.В. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 101-104. □ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/184/9105/ (дата обращения: 26.09.2019).