Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ. ЧАСТЬ 1'

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
земельная политика / политика в области регулирования земельных отношений / концепция развития земельного законодательства / стратегическое планирование / вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения / градостроительные приоритеты / экономический рост / использование и охрана земель. / land policy / policy in the field of regulation of land relations / the concept of development of land legislation / strategic planning / involvement in the turnover of agricultural land / urban planning priorities / economic growth / land use and protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землякова Галина Леонидовна

аннотация: в статье исследуется земельная политика Российской Федерации с точки зрения законодательного регулирования государственного стратегического планирования. На основе анализа действующих документов стратегического планирования выявлена некоторая противоречивость декларируемых в них целей, задач и способов их решения относительно приоритетов в использовании земель. В частности, стратегические цели, связанные с вовлечением в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и развитием сельского хозяйства, по сути, нивелируются целями достижения показателей экономического роста страны, которые быстрее всего достигаются путем развития строительной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Землякова Галина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN POLICY IN THE FIELD OF REGULATION OF LAND RELATIONS: PROBLEMS OF FORM AND CONTENT. PART 1

the article examines the land policy of the Russian Federation from the point of view of legislative regulation of state strategic planning. Based on the analysis of current strategic planning documents, some inconsistency in the goals, objectives and methods of solving them regarding priorities in land use has been identified. In particular, strategic goals related to the involvement of unused agricultural land into circulation and the development of agriculture are essentially offset by the goals of achieving the country’s economic growth indicators, which are most quickly achieved through the development of the construction sector.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ. ЧАСТЬ 1»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_51

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ. ЧАСТЬ 11 MODERN POLICY IN THE FIELD OF REGULATION OF LAND RELATIONS: PROBLEMS OF FORM AND CONTENT. PART 1

ЗЕМЛЯКОВА Галина Леонидовна,

доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: landlaw@igpran.ru;

Zemlyakova Galina Leonidovna,

leading researcher at the Institute of state and law of the Russian academy of sciences, associate professor, doctor of law. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: landlaw@igpran.ru

Краткая аннотация: в статье исследуется земельная политика Российской Федерации с точки зрения законодательного регулирования государственного стратегического планирования. На основе анализа действующих документов стратегического планирования выявлена некоторая противоречивость декларируемых в них целей, задач и способов их решения относительно приоритетов в использовании земель. В частности, стратегические цели, связанные с вовлечением в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и развитием сельского хозяйства, по сути, нивелируются целями достижения показателей экономического роста страны, которые быстрее всего достигаются путем развития строительной сферы.

Abstract: the article examines the land policy of the Russian Federation from the point of view of legislative regulation of state strategic planning. Based on the analysis of current strategic planning documents, some inconsistency in the goals, objectives and methods of solving them regarding priorities in land use has been identified. In particular, strategic goals related to the involvement of unused agricultural land into circulation and the development of agriculture are essentially offset by the goals of achieving the country's economic growth indicators, which are most quickly achieved through the development of the construction sector.

Ключевые слова: земельная политика, политика в области регулирования земельных отношений, концепция развития земельного законодательства, стратегическое планирование, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения, градостроительные приоритеты, экономический рост, использование и охрана земель.

Keywords: land policy, policy in the field of regulation of land relations, the concept of development of land legislation, strategic planning, involvement in the turnover of agricultural land, urban planning priorities, economic growth, land use and protection.

Для цитирования: Землякова Г.Л. Современная политика в области регулирования земельных отношений: проблемы формы и содержания. Часть 1 //Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 51-54. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_51.

For citation: Zemlyakova G.L. Modern policy in the field of regulation of land relations: problems of form and content. Part 1 // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 51-54. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_51.

Статья поступила в редакцию: 06.10.2023

К настоящему времени истек срок действия Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р (далее - Основы земельной политики, Основы). Однако документ этот не признан утратившим силу, из чего можно заключить, что отдельные направления земельной политики, указанные в нем, не теряют своей актуальности. Тем не менее, большая часть из 13 направлений, указанных в Основах, к настоящему времени исполнена путем принятия соответствующих нормативных актов.

Для того, чтобы понять существует ли земельная политика в нашем государстве в настоящее время, каковы ее приоритеты и в чем она выражается, обратимся к определению термина политика. Словарь иностранных слов под политикой понимает деятельность общественных классов, партий, групп, определяемую их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти и государственного управления, выражающую социально-экономическую природу данного общества2. То есть, по сути политика - это деятельность людей в своих целях. Следовательно, ключевым моментом являются цели тех лиц, которые обладают властными полномочиями, и способы достижения этих целей, а точнее, задачи, которые необходимо решить для их достижения.

С одной стороны, в правовом демократическом государстве эти цели должны быть обусловлены содействием органов власти в рамках их полномочий оптимальной реализации конституционных и иных прав граждан. С другой стороны, для достижения таких благих целей могут ставиться задачи, в результате решения которых выгоду получают не столько большинство граждан, сколько лоббирующие их группы.

Таким образом, политика государства, в том числе земельная, может выражаться в различных действиях указанных выше органов власти, в том числе и в утверждении документов стратегического планирования, принятии законов и подзаконных актов.

С точки зрения ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании), где перечислены документы стратегического планирования, политика не относится к таковым, за исключением политики в сфере обеспечения национальной безопасности. В п. 6 ст. 20 данного закона установлено, что основы государственной политики регионального развития Российской Федерации утверждаются Президентом РФ. Также в Законе упоминаются внутренняя и внешняя

1 Статья подготовлена при информационной поддержке справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Новый словарь иностранных слов.- Ьу EdwART, 2009. // https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/28541/ПОЛИТИКА (дата обращения 05.10.2023 г.).

политика, основные направления которых обозначаются в ежегодном послании Президента РФ, а их приоритеты, цели и меры - в стратегии национальной безопасности РФ. Также в законе упоминается бюджетная, налоговая и таможенно-тарифная политика.

Таким образом, согласно Закону о стратегическом планировании лишь отдельные документы стратегического планирования должны содержать в себе политику. Например, согласно ч. 7 ст. 16 Закона стратегия социально-экономического развития Российской Федерации должна содержать, в частности, определение основных приоритетов и задач социально-экономической политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения ее национальной безопасности.

Именно в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, должны содержаться цели и задачи государственного управления, а также система долгосрочных приоритетов страны (п. 24 ст. 3 Закона о стратегическом планировании). Стратегия должна корректироваться с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период (ч. 3 ст. 16). При этом прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года был разработан Минэкономразвития России еще в 2018 году1.

Несмотря на то, что документами, регулирующими правила разработки и контроля реализации стратегии, предусмотрено, что она должна разрабатываться каждые 6 лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период2, сама стратегия до сих пор так и не была утверждена3. Однако утверждены стратегии социально-экономического развития отдельных федеральных округов и макрорегионов4, что вызывает вопросы относительно существования единых целей развития всей страны и ее целостности.

Согласно Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает же проведение единой социально ориентированной государственной политики, в частности, в области охраны окружающей среды Правительство РФ. При этом в Положении о каждом федеральном министерстве (или ином органе, которому предоставлены полномочия министерства, например, о Росреестре), утвержденном указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, установлено, что на него возлагаются функции по выработке и реализации государственной политики в соответствующей сфере. В связи с тем, что термины «выработка» и «реализация» являются весьма расплывчатыми, а более понятные полномочия по разработке и/или утверждению соответствующей политики в этих Положениях практически не упоминаются, то не вполне очевидно, каким образом министерствами исполняется эти функции.

Земельная политика не упоминается в Законе о стратегическом планировании. Более того, ни Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ), ни иной закон прямо не предусматривает разработку, принятие или утверждение каким-либо органом государственной власти такого документа, как земельная политика.

В то время как необходимость разработки бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (упомянутых в Законе о стратегическом планировании) прямо предусмотрена Бюджетным кодексом РФ, и полномочия по их разработке возложены на Минфин России (ст. 165).

В связи с тем, что земельная политика в соответствии с действующим законодательством не названа в числе документов стратегического планирования, то не вполне ясна ее роль среди программных или стратегических документов с точки зрения дальнейшего развития земельного строя страны и совершенствования законодательства. Согласно ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений.

Следует обратить внимание на то, что в ЗК РФ обозначена не земельная политика, а именно политика в области регулирования земельных отношений. А с точки зрения теории права регулирование может осуществляться императивным и диспозитивным методом. Показательным примером в этом плане является Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г., которая предусматривала максимальное сосредоточение норм, регулирующих отношения по поводу земельных участков в Гражданском кодексе РФ, признавая тем самым, что земельные участки являются обычным имуществом, не требующим особого императивного регулирования отношений по поводу них, предполагающего учет специфики, связанной с их использованием и охраной земель как природного ресурса. Однако к настоящему времени многие положения этой Концепции, касающиеся чисто гражданско-правового регулирования отношений по поводу земельных участков, остались нереализованными. В связи с чем можно сказать, что государственная политика регулирования земельных отношений в настоящее время основывается на понимании земельных участков как особых объектов природного мира.

Охрана земель и воспроизводство их плодородия обозначено в качестве направления во многих стратегических документах, действующих в настоящее время. Однако в связи с достаточно большим количеством этих документов, как упомянутых в Законе о стратегическом планировании, так и реально принятых, можно отметить некоторую противоречивость целей, задач и способов их решения, заложенных в них. Так, например, во многих документах в качестве основной цели, задачи, национального приоритета упоминается обеспечение рационального и эф-

1 СПС «КонсультантПлюс».

2 Пункты 6, 7 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2015 № 823 // СЗ РФ. 2015. № 34. Ст. 4895.

3 Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р утверждена стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, суть которой сводится к необходимости достижения целевых показателей выбросов парниковых газов, и снижения энергоемкости российской экономики.

Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2023 № 129-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года» // СЗ РФ. 2023. № 5. Ст. 881; Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 № 1089-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2022. № 19. Ст. 3252; Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2010. № 4. Ст. 421.

фективного использования природных ресурсов, предотвращение деградации земель1. В качестве основных приоритетов и целей государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения определены, в частности, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель2. Очевидно, что в сельском хозяйстве трудятся люди, проживающие в сельской местности. И целями государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года является обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов. Государственная политика в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии с принципами развития сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса и обеспечения доступности и качества государственных и муниципальных услуг3.

Однако в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р, ставка делается на крупные агломерации как «точки роста». В ней речь идет не о политике выравнивания доходов, которая на уровне бюджетных трансфертов осуществляется в постоянном режиме, а об увеличении продуктивности используемых ресурсов за счет максимизации эффектов агломерации. То есть не о том, как развивать территорию нашей страны, а об описании инструмента для решения проблемы ускорения национального экономического роста за счет развития городских агломераций, эффективность использования

4

ресурсов в которых и вероятность генерации спроса существенно выше, чем в условиях разреженного рынка .

Целям Стратегии пространственного развития вторит Стратегия развития строительной отрасли5, в которой говорится о необходимости упрощения процесса территориального планирования, о снятии избыточных ограничений для строительства. И преимущественно речь идет о городских агломерациях. В качестве одного из ключевых механизмов реализации целей и задач стратегии названо приоритетное применение механизмов комплексного развития территорий.

Естественно, что крупных инвесторов для реализации проектов комплексного развития территорий не интересуют сельские территории из-за низкой прибыльности таких проектов.

Таким образом, стратегическая цель вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель, развитие сельского хозяйства и удешевление производства отечественной сельскохозяйственной продукции отодвигается на задний план целями достижения показателей экономического роста, которых быстрее всего можно добиться через развитие строительной сферы, которая по праву «признается самой распространенной коррупционной сферой деятельности человека»6, в частности благодаря далеко не прозрачному механизму комплексного развития территорий.

Следует отметить, что форму документа (распоряжение), которым утверждены Основы земельной политики (и другие документы стратегического планирования), отдельные ученые ставят под вопрос с точки зрения его юридической силы. Однако представляется, что подход, связанный с утверждением подобных документов распоряжениями, а не постановлениями Правительства РФ имеет логическое объяснение.

Данные документы по большей части адресованы исполнительным органам власти, которые должны впоследствии разработать мероприятия по их реализации. То есть, отражая генеральную линию развития той или иной сферы отношений в государстве, эти документы не содержат норм права, обязательных для исполнения всеми органами власти, гражданами и юридическими лицами. Такой вывод следует, в частности, из норм Закона о стратегическом планировании, в ст. 9 которого перечислены участники стратегического планирования. К таковым относятся органы законодательной и исполнительной власти. Организации же могут быть участниками этих отношений только в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Что касается законодательных органов власти, которые как бы исполняют поручения Правительства РФ (принимая законы по тем вопросам, на которые укажет исполнительный орган власти), то с позиции приведенного выше определения понятия «политика», представительные органы власти призваны как раз играть сдерживающую роль относительно лоббируемых через Правительство РФ интересов правящих элит.

Так, пунктом 2 Основ земельной политики Минэкономразвития России было поручено с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство РФ план мероприятий по их реализации. Такой план, по всей видимости, если и был разработан, то не был опубликован для всеобщего обозрения, по крайней мере, до 2018 года, когда Распоряжением Правительства РФ от 08.11.2018 № 2413-р был утвержден План мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений (далее - План мероприятий 2018). Правда, к этому времени выполнение направлений, заложенных в Основах земельной политики, по сути, должно было бы приближаться к завершению.

В действительности к концу 2018 года по многим направлениям, требовавшим совершенствования законодательства согласно Основам, уже были приняты соответствующие нормативные акты, урегулировавшие, в частности процедуры образования земельных участков, предоставления и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установления публичного сервитута, установления зон с

1 См., напр.: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

2 Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2022. № 38. Ст. 6481.

3 Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года // СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 1014.

4 Минакир П.А. "Стратегия пространственного развития" в интерьере концепций пространственной организации экономики // Пространственная экономика. 2018. № 4. С. 8 - 20. Цит. по: Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовые проблемы пространственного развития Российской Федерации: вопросы стратегического планирования // Юрист. 2020. № 5. С. 56 - 61.

5 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» // СЗ РФ. 2022. № 45. Ст. 7815.

6 Бифов А.Б. Противодействие коррупции в строительном бизнесе // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. №3.

особыми условиями использования территорий и возмещения убытков при ограничении прав в связи с их установлением, прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению, осуществление государственного земельного надзора, мониторинга земель, взаимодействия органов осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль. Принятыми к этому времени нормативными актами были устранены противоречия и дублирование норм Гражданского и Земельного кодексов РФ, регулирующих ограниченные вещные права на земельные участки. Кроме того, был принят новый закон, объединивший в себе нормы о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки и иные объекты недвижимости (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости)).

Надо заметить, что ни один из федеральных законов, которыми были урегулированы указанные выше вопросы, не был разработан на основании или во исполнение Основ государственной политики использования земельного фонда 2012 года. По крайней мере, в пояснительных записках этих законов в качестве руководства к действию, то есть основания для их разработки, чаще всего указывалось на поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ и план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 1336-р.

Проект Закона о регистрации недвижимости был разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством РФ 11.06.2009 г. (протокол № 18, раздел III) и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2009 г. № 534, а также плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 2236-р.

Пояснительная записка к проекту закона, которым в ЗК РФ была внесена глава VII.1, устанавливающая порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, вообще не содержит каких-либо ссылок на программные документы, также как и пояснительные записки к более новым законопроектам. Например, пояснительные записки к Федеральному закону 18.03.2023 № 77-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», более известному как «закон о рекреационной деятельности на ООПТ» и к Федеральному закону от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» также не содержат упоминаний каких-либо программных документов, во исполнение которых данные законопроекты были разработаны. Библиография:

1. Бифов А.Б. Противодействие коррупции в строительном бизнесе // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. № 3.

2. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовые проблемы пространственного развития Российской Федерации: вопросы стратегического планирования // Юрист. 2020. № 5. С. 56 - 61.

3. Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009. // URL: https://dicacademicш/dicnsf/dic_fwords/28541/ПОЛИТИКА (дата обращения 05.10.2023 г.).

4. Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 34. Ст. 4895.

5. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 1014.

6. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2022. № 38. Ст. 6481.

7. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2023 № 129-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года» // СЗ РФ. 2023. № 5. Ст. 881.

8. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2010. № 4. Ст. 421.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» // СЗ РФ. 2021. № 45. Ст. 7556.

10. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 № 1089-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2022. № 19. Ст. 3252.

11. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» // СЗ РФ. 2022. № 45. Ст. 7815.

12. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

References:

1. Bifov A.B. Anti-corruption in the construction business // Scientific and educational journal for students and teachers "StudNet". 2020. № 3.

2. Zhavoronkova N.G., Shpakovsky Yu.G. Legal problems of spatial development of the Russian Federation: issues of strategic planning // Lawyer. 2020. No. 5. pp. 56-61.

3. New dictionary of foreign Words.- by EdwART, 2009. // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/28541/ПОЛИТИКА (accessed 05.10.2023).

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 08.08.2015 No. 823 "On approval of the Rules for the development, adjustment, monitoring and control of the implementation of the strategy of socio-economic development of the Russian Federation" // SZ RF. 2015. No. 34. St. 4895.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.02.2015 No. 151-r "On approval of the Strategy for Sustainable Development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2030" // SZ RF. 2015. No. 6. St. 1014.

6. Order of the Government of the Russian Federation dated 08.09.2022 No. 2567-r "On approval of the Strategy for the development of agro-industrial and fisheries complexes of the Russian Federation for the period up to 2030" // SZ RF. 2022. No. 38. St. 6481.

7. Order of the Government of the Russian Federation dated 26.01.2023 No. 129-r "On approval of the Strategy of social-economic development of the Siberian Federal District until 2035" // SZ RF. 2023. No. 5. St. 881.

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/28/2009 No. 2094-r "On approval of the Strategy of socio-economic development of the Far East and the Baikal region for the period up to 2025" // SZ RF. 2010. No. 4. St. 421.

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.10.2021 No. 3052-r "On approval of the strategy of socio-economic development of the Russian Federation with low greenhouse gas emissions until 2050" // SZ RF. 2021. No. 45. St. 7556.

10. Order of the Government of the Russian Federation dated 30.04.2022 No. 1089-r "On approval of the Strategy of socio-economic development of the North Caucasus Federal District for the period up to 2030" // SZ RF. 2022. No. 19. St. 3252.

11. Order of the Government of the Russian Federation dated 31.10.2022 No. 3268-r "On approval of the Development Strategy construction industry and housing and communal services of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast up to 2035" // SZ RF. 2022. № 45. St. 7815.

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // SZ RF. 2021. No. 27 (Part II). Article 5351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.