Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / строительная отрасль / перспективы развития / state policy / construction industry / development prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов К. А.

Актуальность темы. Термин «строительная отрасль» использован для обозначения части экономики, связанной с комплексной градостроительной деятельностью, включающей подготовку градостроительных решений, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, выполнение изыскательских работ и архитектурностроительного проектирования, организацию и выполнение строительно-монтажных работ с использованием строительных машин и механизмов, а также подготовку и проведение мероприятий по отбору исполнителей, подготовке и заключению контрактов, финансовому обеспечению, строительной экспертизе и контролю качества, ценовому и технологическому аудиту, инфраструктурному и коммуникационному обеспечению объектов строительства, в которых участвуют специалисты различного уровня профессиональной подготовки и опыта. Знать особенности государственного регулирования отрасли строительства необходимо на фоне развивающегося строительного рынка Российской Федерации. Последние годы наблюдаются изменение хозяйственно уклада и расширение возможностей субъектов, работающих в этом секторе. От состояния строительного сектора зависит трудоспособность других сфер экономики и уровень жизни населения. Цель. Рассмотреть основные принципы, цели, задачи и нормативная база государственной политики для определения перспектив развития строительной отрасли. Методология. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщения, историко-ретроспективный анализ, анализ информативно-аналитических материалов, касающихся поставленных в исследовании задач. Результаты и выводы. Государственное регулирование строительного сектора гарантирует совершенствование системы, объединение персональных и общественных интересов для развития экономики, увеличение конкуренции. Область применения. Регулирование строительного сектора на государственном уровне — вид управленческой деятельности государства, в которой принимают участие уполномоченные органы, обеспечивающие оптимизацию экономических отношений в строительстве для защиты частных и публичных интересов участников взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PRINCIPLES, GOALS AND OBJECTIVES OF THE STATE POLICY FOR THE MEDIUM AND LONG-TERM PROSPECTS IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

The relevance of the topic. The term «construction industry» is used to denote the part of the economy associated with complex urban planning activities, including the preparation of urban planning decisions, territorial planning, urban zoning, territory planning, survey work and architectural and construction design, organization and execution of construction and installation works using construction machines and mechanisms, as well as the preparation and conduct of events selection of performers, preparation and conclusion of contracts, financial support, construction expertise and quality control, price and technological audit, infrastructure and communication support of construction projects, in which specialists of various levels of professional training and experience participate. It is necessary to know the specifics of state regulation of the construction industry against the background of the developing construction market of the Russian Federation. In recent years, there has been a change in the economic structure and the expansion of opportunities for entities working in this sector. The working capacity of other sectors of the economy and the standard of living of the population depend on the state of the construction sector. Goal. To consider the basic principles, goals, objectives and regulatory framework of state policy to determine the prospects for the development of the construction industry. Methodology. The following research tools were used: generalization method, historical and retrospective analysis, analysis of informative and analytical materials related to the tasks set in the study. Results and conclusions. State regulation of the construction sector guarantees the improvement of the system, the unification of personal and public interests for economic development, and increased competition. Scope of application. Regulation of the construction sector at the state level is a type of management activity of the state, in which authorized bodies participate, ensuring the optimization of economic relations in construction to protect the private and public interests of the participants in the relationship.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 338

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Коды JEL: L51, L60

Семенов К. А., аспирант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва, Россия

E-mail: sibirskaya_71@mail.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 30.06.2023. Принята к публикации 21.07.2023

Аннотация

Актуальность темы. Термин «строительная отрасль» использован для обозначения части экономики, связанной с комплексной градостроительной деятельностью, включающей подготовку градостроительных решений, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, выполнение изыскательских работ и архитектурно-строительного проектирования, организацию и выполнение строительно-монтажных работ с использованием строительных машин и механизмов, а также подготовку и проведение мероприятий по отбору исполнителей, подготовке и заключению контрактов, финансовому обеспечению, строительной экспертизе и контролю качества, ценовому и технологическому аудиту, инфраструктурному и коммуникационному обеспечению объектов строительства, в которых участвуют специалисты различного уровня профессиональной подготовки и опыта. Знать особенности государственного регулирования отрасли строительства необходимо на фоне развивающегося строительного рынка Российской Федерации. Последние годы наблюдаются изменение хозяйственно уклада и расширение возможностей субъектов, работающих в этом секторе. От состояния строительного сектора зависит трудоспособность других сфер экономики и уровень жизни населения.

Цель. Рассмотреть основные принципы, цели, задачи и нормативная база государственной политики для определения перспектив развития строительной отрасли.

Методология. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщения, историко-ретроспективный анализ, анализ информативно-аналитических материалов, касающихся поставленных в исследовании задач.

Результаты и выводы. Государственное регулирование строительного сектора гарантирует совершенствование системы, объединение персональных и общественных интересов для развития экономики, увеличение конкуренции.

Область применения. Регулирование строительного сектора на государственном уровне — вид управленческой деятельности государства, в которой принимают участие уполномоченные органы, обеспечивающие оптимизацию экономических отношений в строительстве для защиты частных и публичных интересов участников взаимоотношений.

Ключевые слова: государственная политика, строительная отрасль, перспективы развития.

UDC 338

THE MAIN PRINCIPLES, GOALS AND OBJECTIVES OF THE STATE POLICY FOR THE MEDIUM AND LONG-TERM PROSPECTS IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

JEL Codes: L51, L60

Semenov K. A., Post-graduate student, Moscow University of Finance and Law MFUA, Moscow, Russia

E-mail: sibirskaya_71@mail.ru; SPIN-code: -

Annotation

The relevance of the topic. The term «construction industry» is used to denote the part of the economy associated with complex urban planning activities, including the preparation of urban planning decisions, territorial planning, urban zoning, territory planning, survey work and architectural and construction design, organization and execution of construction and installation works using construction machines and mechanisms, as well as the preparation and conduct of events selection of performers, preparation and conclusion of contracts, financial support, construction expertise and quality control, price and technological audit, infrastructure and communication support of construction projects, in which specialists of various levels of professional training and experience participate. It is necessary to know the specifics of state regulation of the construction industry against the background of the developing construction market of the Russian Federation. In recent years, there has been a change in the economic structure and the expansion of opportunities for entities working in this sector. The working capacity of other sectors of the economy and the standard of living of the population depend on the state of the construction sector.

Goal. To consider the basic principles, goals, objectives and regulatory framework of state policy to determine the prospects for the development of the construction industry.

Methodology. The following research tools were used: generalization method, historical and retrospective analysis, analysis of informative and analytical materials related to the tasks set in the study.

Results and conclusions. State regulation of the construction sector guarantees the improvement of the system, the unification of personal and public interests for economic development, and increased competition.

Scope of application. Regulation of the construction sector at the state level is a type of management activity of the state, in which authorized bodies participate, ensuring the optimization of economic relations in construction to protect the private and public interests of the participants in the relationship.

Keywords: state policy, construction industry, development prospects.

Введение

Строительная отрасль — это комплекс участников градостроительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти и управления, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению и утилизации зданий и сооружений, и система взаимодействия между ними на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и территорий для формирования комфортной и безопасной среды жизни и деятельности людей [4].

Согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, (далее — ОКВЭД-2) строительство выделено в раздел F и включает в себя общее строительство и специальную строительную деятельность в части зданий и сооружений. В раздел F «Строительство» включены строительство новых объектов, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж готовых зданий или сооружений на строительном участке, включая строительство временных сооружений. В разделе классифицирована деятельность по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия. В соответствии с ОКВЭД-2 строительство подразделяется на три группы: строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные [7].

DOI: 10.22394/1997-4469-2023-61-2-21-28

Государственная политика — это совокупность мер и генеральная линия действий, проводимых от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Государственная политика основывается на национальной стратегии долгосрочного развития, которая формируется на основе планирования и прогнозирования. Государственное управление является непосредственным механизмом реализации государственной политики через применение различных методов государственного регулирования [1—13]. Государственное управление строительной отрасли осуществляется через определенные государственные институты, основным из которых является федеральный орган исполнительной власти — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Минстрой России).

На текущий момент в России сложилась ситуация, когда значительная часть строительных заказов формируется государством, в том числе в лице региональных и муниципальных властей. Однако, как известно, строгость законов в России компенсируется необязательностью их применения. И имеющееся определенное несовершенство нормативной базы, и традиционный, в какой-то мере правовой нигилизм руководителей строительных компаний, и слабый контроль со стороны структур, призванных

следить за исполнением всех нормативов и регламентов в строительной отрасли, отягощенный коррупцией, круговой порукой и клановыми связями. Все это приводит к тому, что многие важнейшие процессы в нашей стране, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, вынуждены идти под так называемом «ручным управлением». И самым значительным образом это касается процесса строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Основные принципы, цели, задачи и перспективы государственной политики в строительной отрасли

Основными принципами государственной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы в строительной отрасли являются:

1. Развитие инфраструктуры. Государство ставит перед собой задачу создания и модернизации инфраструктуры для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения. Развитие инфраструктуры включа-е т в се бя с троите ль ство и реконструкцию дорог, мостов, аэропортов, железных дорог, портов, гидротехнических сооружений, энергетических объектов и других объектов.

2. Обеспечение доступного жилья. Одной из основных задач государства является обеспечение доступного жилья для населения. Для этого проводятся программы по строительству жилья для молодых семей, социального жилья для нуждающихся, а также развитие ипотечного кредитования.

3. Развитие промышленности. Государство стимулирует развитие промышленности, что способствует увеличению объемов производства и созданию новых рабочих мест. В рамках строительной отрасли это включает в себя развитие производства строительных материалов, машин и оборудования.

4. Снижение экологического воздействия. Государство ставит перед собой задачу снижения негативного экологического воздействия строительной отрасли на окружающую среду. Для этого проводятся программы по внедрению новых технологий и материалов, сокращению выбросов и утилизации отходов.

5. Развитие инноваций. Государство стимулирует развитие инноваций в строительной отрасли, что способствует повышению эффективности и качества строительства, а также созданию новых продуктов и услуг.

6. Развитие кадрового потенциала. Государство ставит перед собой задачу развития кадрового потенциала в строительной отрасли, что способствует повышению квалификации работников и улучшению качества строительства. Для этого проводятся программы по подготовке и переподготовке кадров, а также созданию

условий для привлечения высококвалифицированных специалистов [4].

На региональном и местном уровнях основные принципы дополняются следующими:

1) концентрация усилий, кадровых ресурсов и финансовых средств на выбранных приоритетных направлениях;

2) максимальное использование дополнительных ресурсов;

3) взаимодействие органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) синхронизация ситуативных действий локального характера и стратегических действий, рассчитанных на перспективу;

5) технологизация процесса градорегули-рования на основе опережающего правового, инструктивно-методического и кадрового обеспечения.

Основной целью государственной региональной политики в строительной отрасли является развитие эффективных, конкурентных, высокотехнологичных, открытых отраслей строительства и ЖКХ, основанных на квалификации и обеспечивающих устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности [4].

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи государственной региональной политики в строительной отрасли:

• сбалансированное повышение объемов жилищного строительства для обеспечения улучшения жилищных условий, обеспечение увеличения объема жилищного фонда;

• градостроительная поддержка жилищного строительства, а также создание комфортной городской среды в населенных пунктах путем увеличения земель застройки в землях населенных пунктов и увеличения площади земель населенных пунктов;

• совершенствование системы управления строительной отраслью и ЖКХ, путем совершенствования основных видов регулирования, развития добросовестной конкуренции, цифро-визации отношений, научно-технической политики и кадрового обеспечения на региональном уровне;

• обеспечение технологической и ценовой доступности услуг ЖКХ для граждан всех субъектов Российской Федерации, ведение сбалансированной и прозрачной тарифной политики;

• обеспечение устойчивого развития ЖКХ за счет долгосрочного и комплексного планирования, внедрения эффективных инструментов стимулирования притока инвестиций и снижения износа основных фондов [4].

Во все времена состояние строительной отрасли характеризовало уровень благополучия

и возможности развития регионов и страны в целом. В последние годы объемы капитальных вложений во многих субъектах федерации стремительно растут, однако, несмотря на это налоговая отдача от их стройкомплексов падает, причем также стремительно. Причина такого положения — неподконтрольное местным властям и общественности устремление генпо-дрядных организаций «из центра» в регионы вслед за инвестициями, чаще всего числе государственными. Эти «пришлые» генподрядчики используют региональные строительные организации в основном, как вторых и даже третьих

Можно сделать вывод, что строительная отрасль сталкивается с большим количеством серьезных вызовов, и для их решения необходимо проводить реформы в сфере управления строительством, увеличивать уровень конкуренции на рынке за счет развития местных производителей, внедрять новые технологии и повышать квалификацию рабочих. Для грамотного применения этих мер безусловно необходимо ужесточить контроль над соблюдением основных правил в рамках строительной отрасли и в деятельности Департаментов, ответственных за осуществление данных мер.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития строительной отрасли в Российской Федерации

Программные документы нормативно-правового обеспечения функционирования

субподрядчиков на кабальных условиях, в частности, как поставщиков рабочих кадров и техники. Оплата выполненных ими работ либо задерживается, либо не производится в полном объеме. В итоге, зачастую, многомиллиардные проекты реализуются в регионах в ущерб их строительному комплексу и без учета интересов местного населения, а малый и средний строительный бизнес, не имея условий для развития, просто-напросто разваливается.

Все это обуславливает необходимость рассмотрения проблемного поля в строительстве (табл.) [14—20].

и развития строительной отрасли в Российской Федерации представляют собой совокупность документов, устанавливающих правила и требования к организации и проведению строительных работ, проектированию, эксплуатации и ремонту зданий и сооружений. Эти документы обеспечивают безопасность и качество строительных работ, защиту интересов граждан, государства и бизнеса в данной сфере. Программные документы нормативно-правового обеспечения функционирования и развития строительной отрасли в РФ включают в себя законы, постановления, приказы, инструкции, регламенты и другие нормативные акты, которые регулируют строительную деятельность в России. Эти документы разрабатываются и принимаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Таблица

Проблемное поле строительной отрасли в Российской Федерации

Проблема Описание проблемы

Низкий уровень инвестирования, в том числе нехватка частных инвестиций Для обеспечения строительства в 2021—2030 годах 1 млрд кв. метров жилья необходимы более 75 трлн. рублей частных инвестиций и значительный объем государственных инвестиций в создание инфраструктуры для жилищного строительства [4]. Недостаточность частных и государственных инвестиций ограничивает развитие отрасли.

Недостаток квалифицированных кадров и специалистов В строительстве задействовано 6 % от общего числа занятых в России, однако численность квалифицированных кадров очень мала, что приводит к ошибкам в строительном процессе, увеличению объемов недостроенных зданий, увеличению износа жилья [4].

Низкая конкурентоспособность отечественных производителей стройматериалов В связи с санкционными ограничениями, связанными со спецоперацией на Украине, отечественные производители сталкиваются с необходимостью производства большого объема качественных стройматериалов, производства аналогов используемых ранее зарубежных материалов.

Нарушение экологических норм и правил при осуществлении строительной деятельности Строительная отрасль оказывает негативное влияние на экологию, посредством выброса вредных веществ при процессе стройки и производства стройматериалов.

Большая численность ветхого жилья и зданий, находящихся в незавершенном строительстве Согласно данным Росстата более 1,5 % россиян проживают в ветхом аварийном жилье, а общая площадь недостроенных зданий составляет около 58 млн квадратных метров, за последние года данные показатели сокращаются, однако явно выраженной положительной тенденции нет [4].

Коррупция в строительной отрасли Коррупция в строительстве приводит к фальсификации документов и неправильному использованию средств, что в совокупности с недостаточным финансированием негативно сказывается на отрасли.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития строительной отрасли берет начало в Гражданском Кодексе РФ (далее — ГК РФ), где описаны общие положения о юридических и физических лицах как основных субъектах строительной деятельности и закреплены общие положения о договоре строительного подряда. Гражданско-правовое регулирование строительной деятельности осуществляется на основании главы 37, параграфа 3 ГК РФ, который содержит в себе нормы о договоре строительного подряда. Данная сделка характеризуется тем, что одна сторона (подрядчик) обязуется произвести строительные работы, а вторая сторона (заказчик) обязуется их оплатить. К строительным отношения применяются и иные нормы гражданского законодательства, в частности нормы о договорах поставки, купли-продажи, страхования и многие другие [8].

Следующим нормативно-правовым актом правового регулирования строительной деятельности является Градостроительный Кодекс РФ. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации [9].

Следующий важный нормативно-правовой акт в сфере строительства — Земельный Кодекс РФ, так как для осуществления строительной деятельности необходимо использование земельных участков. Земельный кодекс РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [10].

Важным отраслевым нормативным актом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Данный документ регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации [2].

Так как строительная отрасль является технически сложной, был принят специализированный нормативный акт в строительной сфере — Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент

о безопасности зданий и сооружений». Данный документ включает в себя общие положения, требования безопасности зданий и сооружений, требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации, обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, эксплуатации и сноса, а также оценку соответствия зданий и сооружений [3].

Основным программным документом нормативно-правового обеспечения функционирования и развития строительной отрасли в Российской Федерации выступает Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее — Стратегия). Стратегия разработана в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Основная цель Стратегии заключается в обеспечении достижения национальных целей и стратегических задач к 2030 году. В Стратегии приводится анализ лучших мировых практик и тенденций, описание новой градостроительной политики и новых жилищных возможностей, описан новый ритм строительства. Стратегия также включает в себя развитие жилищно-коммунального хозяйства, промышленного строительства и транспортной инфраструктуры. Рассмотрена климатическая повестка в отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ), цифровая трансформация отрасли строительства и ЖКХ и взаимодействие со смежными отраслями, а также ресурсное обеспечение реализации Стратегии и мониторинг ее реализации [4].

Еще одним программным документом нормативно-правового обеспечения функционирования и развития строительной отрасли в Российской Федерации выступает Комплексная государственная программа Российской Федерации «Строительство» (далее КГП Строительство). Программа утверждена Правительством РФ и начало ее реализации запланировано на январь 2023 года. Основу КГП Строительство составляет федеральная адресная инвестиционная программа. Такой подход подразумевает переход к среднесрочному — пятилетнему — горизонту планирования государственных инвестиций в строительство объектов недвижимости. Основными целями КГП Строительство являются увеличение объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и уменьшение количества незавершенных объектов капитального строительства [6]. Таким образом, строительство обладает обширно развитой системой нормативно-правового обеспечения функционирования и разви-

тия отрасли, смежных со строительной сферой отраслей права, специализированных актов в области строительства, государственных программ, а также большого комплекса документов нормативно-технического регулирования.

Выводы

В последние годы строительная отрасль столкнулась с глобальными системными вызовами, спровоцированными резким ухудшением макроэкономической конъюнктуры. Обвал нефтяных цен в 2014—2016 годах и введение антироссийских санкций обусловили двукратное ослабление российской валюты. Значительное удорожание импортных закупок, а также рост неопределенности и ухудшение финансового положения российских предприятий привели к снижению инвестиционной активности. Это выразилось в снижении спроса на строительство в промышленном и коммерческом сегментах.

Ключевыми целями и приоритетами в сфере жилищного строительства на период до 2030 года определены [4]:

1. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м начиная с 2024 года с учетом перехода на механизм проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу. С целью обеспечения перевода действующих проектов жилищного строительства на проектное финансирование предусматривается создание с участием АО «ДОМ.РФ» специализированной кредитной организации (уполномоченного банка в сфере жилищного строительства) для финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

2. Переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды. Новое строительство и реконструкция застроенных территорий могут осуществляться в соответствии с современными методическими документами, например, Стандартом комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земельных ресурсов путем создания компактной и разнообразной застройки, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств.

3. Обеспечение доступности покупки жилья с помощью собственных и заемных средств для более чем 50 % российских семей. Со стороны спроса ключевым вызовом является обеспечение достаточного объема платежеспособного спроса. Ключевым рыночным инструментом улучшения жилищных условий является ипотека, с помощью которой осуществляется более 50 % сделок с жильем в новостройках. Сниже-

ние ставок к 2024 году до уровня менее 8 %, как это предусмотрено Указом № 204, обеспечит необходимый объем платежеспособного спроса на строящееся жилье.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 15.06.2023 г.)

2. О техническом регулировании : федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _40241/?ysclid=lg1y4scqf892443555 (дата обращения: 15.06.2023 г.)

3. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений : федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_95720/ (дата обращения: 15.06.2023 г.)

4. Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р. — URL: http:// static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfG NM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (дата обращения: 15.06.2023 г.)

5. Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от от 9 июня 2020 г. № 1523-р. — URL: http://static.government.ru/ media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb 7wx.pdf (дата обращения: 15.06.2023 г.)

6. Об утверждении комплексной государ -ственной программы Российской Федерации «Строительство» : постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 г. № 1730. — URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/ realizaciya-gosudarstvennyh-programm/kgp-stroitelstvo/ (дата обращения: 15.06.2023 г.)

7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). (утв. Приказом Росстандар-та от 31.01.2014 № 14-ст). — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 15.06.2023 г.)

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301.

9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005.

10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — Ст. 4147.

11. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). — URL: https://base.garant.ru/72192510/ (дата обращения: 15.06.2023 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Строительство в России. 2020 : статистический сборник / Росстат. — Москва, C863 2020. — 113 c. — URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/tASKTSkO/Stroitelstvo_2020. pdf (дата обращения: 15.06.2023 г.)

13. Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать // RBK.RU. — URL: https://realty.rbc. ru/news/5bf68c3e9a79475a8f12a80d (дата обращения: 15.06.2023 г.).

14. Изменения в секторальной и региональной структуре промышленности России / Е. В. Сибирская, Л. В. Овешникова, Н. А. Щукина, О. Н. Симахина // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18, № 6 (477). — С. 1012—1035. — DOI 10.24891/ re.18.6.1012.

15. Лысенко Н. Н. Экономика отрасли : учебное пособие / Н. Н. Лысенко. — Южно-Сахалинск : СахГУ, 2020. — 282 с.

16. Ляпина И. ^.Отраслевой подход к управлению народным хозяйством: положительные и негативные моменты / И. Р. Ляпи-на // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — № 12 (92). — С. 383—390.

17. Овешникова Л. В. Тенденции развития строительной отрасли России / Л. В. Овешни-кова, Е. В. Сибирская, Р. С. Толмасов // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 4 (55). — С. 24—30. — DOI 10.22394/1997-44692021-55-4-24-30.

18. Сибирская Е. В. Структурно-динамический анализ инвестиционно-строительного комплекса РФ / Е. В. Сибирская, Л. В. Овеш-никова // Регион: системы, экономика, управление. — 2017. — № 1 (36). — С. 10—16.

19. Строева О. А. Структурные сдвиги промышленного мира: технологическое развитие в эпоху НТР / О. А. Строева, Е. В. Сибирская, С. Н. Мартов // Среднерусский вестник

общественных наук. — 2020. — Т. 15, № 3. — С. 68—81. — DOI 10.22394/2071-2367-2020-153-68-81.

20. Тенденции развития высокотехнологичного бизнеса / Л. В. Овешникова, Е. В. Сибирская, О. Г. Лебединская [и др.]. — Тбилиси : Юнити-Дана, 2019. — 230 с.

LITERATURE

1. On Strategic Planning in the Russian Federation : Federal Law dated 06/28/2014 No. 172-FZ. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_164841 / (date of application: 15.06.2023)

2. On Technical Regulation : Federal Law dated 12/27/2002 No. 184-FZ. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241 /?ysclid=lg1y4scqf892443555 (accessed: 15.06.2023)

3. Technical Regulations on the safety of Buildings and Structures : Federal Law dated December 30, 2009 No. 384-FZ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_95720 / (date of appeal: 15.06.2023)

4. On Approval of the Strategy for the Development of the Construction industry and housing and Communal Services farms of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast up to 2035 : Decree of the Government of the Russian Federation No. 3268-r dated October 31, 2022. — URL: http://static.government.ru/media/ files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm. pdf (accessed: 15.06.2023)

5. On Approval of the Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035 : Decree of the Government of the Russian Federation No. 1523-r dated June 9, 2020. — URL: http:// static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVD YT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf (date of application: 15.06.2023)

6. On Approval of the Integrated State Program of the Russian Federation «Construction» : Decree of the Government of the Russian Federation No. 1730 dated 30.09.2022. — URL: https://minstroyrf.gov. ru/trades/realizaciya-gosudarstvennyh-programm/ kgp-stroitelstvo / (accessed: 15.06.2023)

7. The All-Russian classifier of types of economic activity OK 029-2014 (KDES Ed. 2). (approved by the Order of Rosstandart dated 31.01.2014 No. 14-st). — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163320 / (date of appeal: 15.06.2023)

8. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 03.08.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 05.12.1994. — No. 32. — Article 3301.

9. Town-planning Code of the Russian Federation of 29.12.2004 No. 190-FZ (ed. of

31.12.2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 03.01.2005.

10. Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ dated 25.10.2001 (as amended on 31.12.2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 29.10.2001. — No. 44. — Article 4147.

11. Passport of the national project «Housing and urban environment» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Protocol of December 24, 2018 No. 16). — URL: https://base.garant.ru/72192510 / (accessed: 15.06.2023)

12. Construction in Russia. 2020: Statistical Collection / Rosstat. — Moscow, C863 2020. — 113 c. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/tASKTSkO/Stroitelstvo_2020.pdf (date of application: 15.06.2023)

13. The Young Family Program — 2023: what you need to know // RBK.RU. — URL: https://realty. rbc.ru/news/5bf68c3e9a79475a8f12a80d (accessed: 15.06.2023).

14. Changes in the sectoral and regional structure of industry in Russia / E. V. Sibir-skaya, L. V. Oveshnikova, N. A. Shchukina, O. N. Simakhina // Regional economy: theory and practice. — 2020. — Vol. 18, No. 6 (477). — Pp. 1012—1035. — DOI 10.24891/re.18.6.1012.

УДК 330.1; 330.15

15. Lysenko N. N. Economics of the industry : a textbook / N. N. Lysenko. — Yuzhno-Sakhalinsk : SAKHGU, 2020. — 282 p.

16. Lyapina I. R. Sectoral approach to the management of the national economy: positive and negative aspects / I. R. Lyapina // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. — 2010. — № 12 (92). — Pp. 383—390.

17. Oveshnikova L. V. Trends in the development of the construction industry in Russia / L. V. Oveshnikova, E. V. Sibirskaya, R. S. Tol-masov // Region: systems, economics, management. — 2021. — № 4 (55). — Pp. 24—30. — DOI 10.22394/1997-4469-2021-55-4-24-30.

18. Sibirskaya E. V. Structural and dynamic analysis of the investment and construction complex of the Russian Federation / E. V. Sibirskaya, L. V. Oveshnikova // Region: systems, economics, management. — 2017. — № 1 (36). — Pp. 10—16.

19. Stroeva O. A. Structural shifts of the industrial world: technological development in the era of NTR / O. A. Stroeva, E. V. Sibirskaya, S. N. Martov // Central Russian Bulletin of Social Sciences. — 2020. — Vol. 15, No. 3. — Pp. 68—81. — DOI 10.22394/2071-2367-2020-15-3-68-81.

20. Trends in the development of high-tech business / L. V. Oveshnikova, E. V. Sibirskaya, O. G. Leb-edinskaya [et al.]. — Tbilisi : Limited Liability Company «Unity-Dana Publishing House», 2019. — 230 p.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГО-СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ

Коды JEL: O13, Q51, R11

Трещевский Ю. И., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: utreshevski@yandex.ru; SPIN-код: 9194-7480

Ибрагимхалилова Т. В., доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и логистики, Донецкий государственный университет, г. Донецк, Россия

E-mail: itv2106@mail.ru; SPIN-код: 3683-6552

Малугина Е. Г., аспирант, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: ek_m@bk.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 25.07.2023. Принята к публикации 17.08.2023

Аннотация

Актуальность темы. Состояние и перспективы регионов Центрального Черноземья в сфере эколого-социо-экономического развития предопределяют необходимость проведения анализа и оценки уровня их развития в контексте общероссийских тенденций.

Цель. Оценка параметров эколого-социально-экономического развития регионов Центрального Черноземья, определяющих перспективы их развития в данной сфере общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.