Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицина / педагогика / студенты / детская стоматология. / medicine / pedagogy / students / pediatric dentistry.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Абдуазимова Лола Абролходжаевна, Адилова Феруза Алишеровна, Мухторова Мадина Мухторовна, Мазифарова Камилла Руслановна

в настоящее время вопросам повышения качества медицинского образования уделяется приоритетное внимание в проводимой государством работе по реформированию системы здравоохранения Узбекистана. В последние годы был принят ряд документов, направленных на выведение высшего образования на новый уровень. Внедрены современные образовательные стандарты, прозрачная система приема в вузы (1-4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Абдуазимова Лола Абролходжаевна, Адилова Феруза Алишеровна, Мухторова Мадина Мухторовна, Мазифарова Камилла Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL DIAGNOSIS IN A MEDICAL UNIVERSITY

сurrently, the issues of improving the quality of medical education are given priority in the work carried out by the state to reform the healthcare system in Uzbekistan. In recent years, a number of documents have been adopted aimed at bringing higher education to a new level. Modern educational standards and a transparent system of admission to universities have been introduced. (1-4)

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В МЕДИЦИНСКОМ

ВУЗЕ

Абдуазимова Л.А.1, Адилова Ф.А.2, Мухторова М.М.3, Мазифарова К.Р.4

1Абдуазимова Лола Абролходжаевна - кандидат медицинских наук, доцент;

2Адилова Феруза Алишеровна - ассистент;

3Мухторова Мадина Мухторовна - ассистент;

4Мазифарова Камилла Руслановна - магистр, кафедра детской терапевтической стоматологии, Ташкентский государственный стоматологический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящее время вопросам повышения качества медицинского образования уделяется приоритетное внимание в проводимой государством работе по реформированию системы здравоохранения Узбекистана.

В последние годы был принят ряд документов, направленных на выведение высшего образования на новый уровень. Внедрены современные образовательные стандарты, прозрачная система приема в вузы (1-4).

Ключевые слова: медицина, педагогика, студенты, детская стоматология.

MODERN PEDAGOGICAL DIAGNOSIS IN A MEDICAL UNIVERSITY Abduazimova L.A.1, Adilova F.A.2, Mukhtorova M.M.3, Mazifarova K.R.4

1Abduazimova Lola Abrolkhodzhaevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor;

2Adilova Feruza Alisherovna - Assistant;

3Mukhtorova Madina Mukhtorovna - Assistant; 4Mazifarova Kamilla Ruslanovna - Master, DEPARTMENT OF PEDIATRIC THERAPEUTIC DENTISTRY, TASHKENT STATE DENTAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: eurrentfy, the issues of improving the quality of medical education are given priority in the work carried out by the state to reform the healthcare system in Uzbekistan.

In recent years, a number of documents have been adopted aimed at bringing higher education to a new level. Modern educational standards and a transparent system of admission to universities have been introduced. (1-4) Keywords: medicine, pedagogy, students, pediatric dentistry.

УДК 378.661:378.14:372.8:37.026.8:377.1

Утвержденные постановлениями Президента программы по развитию высших учебных заведений, повышению качества образования на 2017 - 2021 годы были радостно восприняты профессорско-преподавательским составом и широкой общественностью. Главная задача в сфере образования — совершенствование учебных программ и образовательно-воспитательного процесса, подчеркнул президент Ш.М. Мирзиеев. В результате проводимых последовательных реформ в здравоохранении республики сформировалась качественно новая, отвечающая высоким требованиям, сеть медицинских учреждений. Она включает в себя республиканские и областные центры по оказанию экстренной медицинской помощи, а также созданные во всех областных городах взрослые и детские многопрофильные центры, оснащенные самым современным оборудованием сеть сельских врачебных пунктов, чья численность сегодня превышает 3,2 тысячи единиц.

Главным направлением государственной политики Узбекистана по улучшению качества жизни населения является кардинальные преобразования системы здравоохранения и особенно медицинского образования. Как отметил Президент нашей страны Ш.М. Мирзиеев, основной целью будет оснащение высшей школы современным научным оборудованием и совершенствование учебных программ, реализация инноваций в педагогике. В качестве одного из основных направлений совершенствования организации здравоохранения является повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров медицинского образования. В комплексе мероприятий в этом направлении особое место занимают обучение, воспитание, личностное развитие и психологическая подготовка медицинских кадров, решаемые в ходе образовательного процесса в медицинских высших учебных заведениях (МВУЗах), которые составляют основу высшей медицинской школы Узбекистана. Высокая динамичность процессов жизни общества, реформы в системе здравоохранения обуславливают необходимость дальнейшей разработки и внедрения инновационных положений педагогической диагностики в МВУЗах. Как показывает опыт многолетней педагогической деятельности в МВУЗе,

начинающие преподаватели составляют почти половину численности педагогов. Многие из них считают для себя важным компонентом необходимость проведения и учета результатов педагогической диагностики, но они недостаточно владеют навыками диагностики обученности и психологических особенностей студентов МВУЗов, не уделяют внимания особенностям мотивации, отношения обучающихся к учению. Современный врач должен сочетать в себе высокий уровень профессиональной подготовленности. Важным фактором повышения эффективности обучения, воспитания, профессионального и личностного развития будущего врача является учет его индивидуальных и групповых особенностей.

Региональный советчик по кадровым ресурсам Г.Перфильева отмечает, что медицинское высшее образование - самое сложное, самое продолжительное и дорогостоящее - в принципе построено таким образом, что невозможно стать хорошим специалистом, не используя клиническую базу и не имея доступа к пациентам [9]. В современном МВУЗе преподавание ведется более чем по пятидесяти дисциплинам, нуждающимся в клинических базах, оснащенных современным оборудованием. На консультативных совещаниях ВОЗ, на которые приглашаются представители стран СНГ, обсуждаются проблемы медицинской высшей школы и освещаются такие достижения образовательного пространства как использование тренажеров, макетов-роботов, виртуальных операционных, информационно-коммуникационных педагогических технологий и других инноваций.

В педагогике существует тенденция усиления внимания к проблемам педагогической диагностики, выявлению и учету индивидуальности, личностных, групповых особенностей, обучающихся в целях их развития, совершенствования образовательного процесса, его гуманистической направленности, определения наиболее адекватных методов педагогического воздействия [6 - 9]. В исследованиях используется уровневый подход к методологическому анализу образовательного процесса. В качестве инструмента исследования, реализующего данную концепцию, выступают уровни анализа знаний: гносеологический, мировоззренческий, научно-содержательный, логико-гносеологический, научно-методический, технологический. Каждый уровень предусматривает методологический анализ определенной совокупности научных знаний и в результате проведения последовательного поуровневого мониторинга достигается синтез этих знаний. Поэтому наиболее продуктивной для исследования проблем педагогической диагностики является содержательно-функциональная концепция анализа медицинского педагогического знания. Учитывая системный характер проблемы педагогической диагностики, целесообразно проведение ее комплексного, всестороннего, системного исследования с применением разнообразных инновационных научных знаний. На основе такой методологии исследования можно осуществить анализ теоретических аспектов педагогической диагностики. Анализ теоретической диагностики позволил выявить, что термин «педагогическая диагностика» используется в образовательном процессе с начала 1980-х годов. Особенностью основного подхода к определению педагогической диагностики является распространение данного понятия в первую очередь на область дидактики. В большей степени характерно рассмотрение педагогической диагностики применительно как к обучению, так и к воспитанию. Важное место в диагностике воспитанности ставятся нравственные качества.

Потребность в проведении педагогической диагностики обусловлена тем, что усвоение студентами учебного материала непосредственно зависит от уровня познавательного и личностного развития и определяется мерой сформированности умственной деятельности студента МВУЗа, степенью ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе усвоения информации, в личностном и профессиональном развитии будущего врача. Педагогическая диагностика имеет свои отличительные особенности при сравнении с традиционными процедурами проверки, контроля и оценки. Эти особенности заключены в содержательной, организационной и методической целостности диагностической деятельности, комплексности ее компонентов, относительной самостоятельности в рамках медицинского образовательного процесса, большими возможностями воздействия на отбор содержания и эффективность педагогического процесса.

Комплексный анализ имеющихся подходов к определению сущности и содержания педагогической диагностики позволил сформулировать ряд положений, которые входят в основу теоретического рассмотрения и практической реализации проблем педагогической диагностики в ВУЗах.

Исходя из результатов анализа научно-педагогической литературы [9-6] и многолетнего опыта нашей педагогической практики, под педагогической диагностикой в МВУЗах следует понимать познавательно-преобразующую деятельность по распознаванию и учету обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей участников медицинского образовательного процесса, направленную на обеспечение эффективности данного процесса, достижение педагогических целей, личностное и профессиональное развитие студентов - будущих специалистов медицинских учреждений. В высшей медицинской школе Узбекистана в качестве одной из таких целей является повышение эффективности обучения, воспитания, психологической подготовки медицинских кадров, их личностное и профессиональное развитие. При этом основными направлениями реализации педагогической

диагностики в МВУЗах становятся: диагностика обученности, диагностика воспитанности, диагностика индивидуальных психологических особенностей обучающихся, диагностика социально-психологических явлений в учебных коллективах, диагностика педагогической деятельности. В современных условиях приоритетности государственной политики Узбекистана по улучшению качества жизни населения, устойчивого социально-экономического развития и обеспечения всеобъемлющей безопасности государства особенно актуальны такие основные компоненты диагностики социально-психологических явлений в студенческих коллективах как: диагностика социально-психологических структур коллектива, взаимоотношение, толерантности, ролевых позиций и лидерства, микрогрупп, самооценки личности, конфликтов и предрасположенности к ним; диагностика психологического климата, патриотического, морально-психологического и духовно-психологического состояния коллектива.

Концептуальные положения педагогической диагностики в медицинской высшей школе могут основываться на группе методов диагностики, включающей методы сбора диагностической информации; методы обработки, анализа и оценки диагностической информации; методы формирования базы данных диагностической информации: методы мониторинга и менеджмента использования результатов диагностики; методы экспертной оценки достоверности результатов диагностики. Критерии эффективности педагогической диагностики должны объективно отражать сущность влияния проводимой педагогической диагностики на результаты образовательного процесса, личностного и профессионального развития студентов.

Список литературы /References

1. Абдуазимова Л.А. и др. Усовершенствование методов лечения кариеса и его осложнений // Вестник науки и образования, 2022. № 2-1 (122). С. 75-80.

2. Абдуазимова Л.А., Мухторова М.М. Оценка состояния заболеваемости кариесом в детском возрасте // Вестник науки и образования, 2021. № 13-2 (116). С. 16-22.

3. Абдуазимова-Озсуйлу Л.А. и др. Проблемы инновационного образования в медицине // Вестник науки и образования, 2021. № 15-2 (118). С. 50-56.

4. Абдуазимова Лола Абролходжаевна, Джалилова Шаходат Абраровна, Мухторова Мадина Мухторовна. Современные методы лечения кариеса у детей // Вестник науки и образования, 2022. №6-1 (126). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennye-metody-lecheniya-kariesa-u-detey/ (дата обращения: 31.08.2022).

5. Абдуазимова Л.А., Раджапова Ф.Р., Маматкулов Ш.А. Клиническое обоснование применение герметиков для профилактики кариеса постоянных зубов у детей // Авиценна, 2020. № 60. С. 15-23.

6. Абдуазимова Л., Ризаев Э., Дустмухаммедов Э. Оптимизация инновационного образования в медицинских вузах // Stomatologiya, 2018. Т. 1. № 2 (71). С. 8-11.

7. Андриянова В.И. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: Учебное пособие. Ташкент: УМЕД, 2005.

8. Азимов Б.С., Абдуазимова Л.А., Мухторова М.М. Методы активного обучения в преподавании профессиональных знаний и умений на кафедре детской терапевтической стоматологии // Вестник Ташкентской медицинской академии, 2019. Т. 3. С. 8-13.

9. Ахрорходжаев Н.Ш. и др. Кариес зубов у детей дошкольного возраста: факторы риска, диагностика, профилактика // Вестник науки и образования, 2022. № 4-2 (124). С. 112-116.

10. Вернова В.И. Концептуальные основы реализации педагогической диагностики. Москва, 2009. 192 с.

11.Давлятова Р.С. Практикум по педагогической диагностике. СПб., 2006. 57 с.

12. Узбекистан. Модернизация системы высшего образования // Всемирный банк. Отчет № 88606-UZ. Июнь 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/737161501483080910/pdf/88606-28-7-2017-14-44-29-UzbekistanHigherEducationReportru.pdf/ (дата обращения: 10.09.2019).

13. Высшее образование в Узбекистане. Ещё раз о тестировании, абитуриентах и коррупции // Информационное агентство «Фергана». 05.09.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fergananews.com/articles/9537/ (дата обращения: 10.09.2019). База данных Института статистики ЮНЕСКО UlS.Stat // UNESCO Institute for Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения:10.09.2019).

14. Ишанова М.К., Есбосинова Г.К. Проблема кариеса зубов у детей младшего возраста // Вестник науки и образования, 2021. № 13-2 (116). С. 4-8.

15. Икрамов Г. и др. Влияние зубо-челюстных аномалий на общее развитие ребенка // для проведения 1-й международной научно-практической онлайн-конференции «Актуальные вопросы медицинской науки в XXI веке». № 15, 2020. С. 73.

16. Кодирова М.Т. и др. Фасная телерентгенограмма как метод обследования больных с зубочелюстными аномалиями // Вестник Ташкентской медицинской академии, 2021. № 1. С. 63-71.

17. Кучкарова М., Арипова Г. Ортодонтик даво жараёнида пародонт тукимасидаги яллигланиш касалликларини комплекс даволашда холисал гель препаратининг самарадорлигини ба^олаш // Stomatologiya, 2018. Т. 1. № 4 (73). С. 42-44.

18. Зокирхонова Ш.А. Современные способы профилактики кариеса зубов у детей. Фторпрофилактика // Вестник науки и образования, 2021. № 14-3 (117). С. 41-47.

19.Махсумова С.С. и др. Особенности проявления сахарного диабета 1 типа у детей на слизистой оболочке полости рта и губ // Вестник науки и образования, 2021. № 15-2. С. 118.

20.Махсумова С.С. и др. Проблемы в современной профилактике кариеса зубов у детей // Вестник науки и образования, 2021. № 13-2 (116). С. 9-16.

21.Муртазаев С.С. и др. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта у детей // Вестник науки и образования, 2021. № 15-1 (118). С. 98-103.

22. Муртазаев С.С. и др. Особенности течения острых и хронических травм слизистой оболочки полости рта у детей // Вестник науки и образования, 2021. № 17-2 (120). С. 120-126.

23. Ташкенбаева И.У., Хайдаров А.М. Features Of Hormones In Oral Fluid In Children With Cerebral Palsy // International Journal Of Bio-Science and Bio-Tehnology, 2019. № 11. С. 1-6.

24. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2909 от 20.04.2017 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lex.uz/docs/3171587/ (дата обращения:10.09.2019).

25. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису // Официальный сайт Президента Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/2228/ (дата обращения: 10.09.2019).

26. Перфильева Г. Консилиум клиницистов. // Экономика и Медицина сегодня. Москва, 2010. № 7. С. 86.

27. Afakova M.S.H., Murtazaev S.S. Improving the efficiency of caries prevention due to the timing of the eruption and mineralization of permanent teeth in children environmental problems of the regions of the republic of uzbekistan //middle european scientific bulletin, 2020. Т. 6. С. 1-4.

28. Akhmedov A.B. et al. Prevalence, prophylaxis and treatment principles of primary teeth erosion in children // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. Т. 24. №.4. С. 2073-2078.

29. Kholmatova Z.D. et al. Prevention of dental caries with the method of flourination of milk products // Turkish Journal of bPhysiotherapy and Rehabilitation, 2021. С. 33709-33714.

30. Kh Y.F. et al. Estimation of the diagnostic value of amino acid composition of oral fluid and blood serum in children wiyth dental arosion and their effectiveness of pathogenetic treatment // International Journal of Pharmaceutical Research, 2021. С. 3155-3161.

31. Folayan M.O. (ed.). A Global Compendium of Oral Health: Tooth Eruption and Hard Dental Tissue Anomalies. Cambridge Scholars Publishing, 2019.

32. Rikhsieva D.F., Abdullayev J.R., Tashkenbayeva I.U. Improved methods for the treatment of chronic catarrhal gingivitis in children // Современные тенденции развития науки и образования, 2021. С. 117120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.