Научная статья на тему 'Современная оценка существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия'

Современная оценка существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТУВАННЯ / СИСТЕМА БЮДЖЕТУВАННЯ / ПЛАНУВАННЯ / ФіНАНСИ / BUDGETING / BUDGETING SYSTEM / FINANCES / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тэлин М. В.

Стаття присвячена питанню формування системи бюджетування у сучасних суб'єктів господарювання. Наведено опис сучасної системи бюджетування, проаналізовано переваги та недоліки існуючих систем бюджетування.Статья посвящена вопросу формирования системы бюджетирования у современных субъектов хозяйствования. Приведено описание системы бюджетирования, проанализированы преимущества и недостатки существующих систем бюджетирования.The paper deals with building the system of budgeting for modern economic entities. It describes the system of budgeting, the drawbacks and advantages of existent systems are also analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная оценка существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия»

М.В. Тэлин

СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В настоящее время промышленные предприятия для выживания в условиях конкурентной борьбы вынуждены использовать более эффективные

инструменты финансового менеджмента, чем традиционная система оперативного планирования и управления, имеющая следующие недостатки:

трудоемкость и длительность процесса планирования во времени;

плановые данные значительно отличались от фактических, так как процесс планирования традиционно начинался от производства, а не от сбыта продукции;

при планировании преобладал затратный механизм ценообразования, т.е. цена формировалась исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности, а не с учетом конъюнктуры рынка;

при планировании основное внимание уделялось производству продукции, а не ее реализации;

при планировании и анализе не использовались важнейшие понятия маржинального анализа, а именно запас финансовой прочности, точка

безубыточности, эффект операционного рычага и т. п.;

экономическое планирование не доводилось до планирования финансового, что не давало возможности определять плановые объемы в финансировании деятельности предприятия как за счет собственных, так и заемных источников;

при существовавшей системе планирования не было возможности проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся условиях хозяйствования и при различных уровнях его деловой активности [1, 260].

Система бюджетирования

хозяйственной деятельности предприятия как инструмент финансового менеджмента, устраняя все вышеперечисленные недостатки традиционного подхода к оперативному

планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия, также имеет свои положительные и отрицательные моменты.

Большинство специалистов,

занимающихся практическим внедрением краткосрочного комплексного финансового планирования на предприятиях, отмечают улучшение важнейших показателей работы экономического субъекта после перехода к системе бюджетирования, поскольку при этом увеличивается годовой денежный поток и загрузка оборудования, а также снижается дебиторская задолженность и потребность в кредитных ресурсах [1, 554].

Обобщая практический опыт разработки бюджетов, можно отметить основные преимущества системы

бюджетирования:

помесячное планирование бюджетов структурных подразделений предприятия дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем действующие в настоящее время системы бухгалтерского учета, а также финансовой отчетности, и соответственно более точное плановое значение размера прибыли;

в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании средств, полученных от экономии по бюджету оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников финансовой службы;

бюджетное планирование позволяет осуществить экономию финансовых ресурсов (денежных средств)

хозяйствующего субъекта;

оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

© Тэлин Максим Вячеславович - аспирант. Национальный горный университет, Днепропетровск.

ISSN 1562-109X

позволяет координировать работу предприятия в целом;

анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

позволяет обучаться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

помогает усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

способствует процессам

коммуникации, так как позволяет менеджерам низового звена понять свою роль в предприятии, а сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, что способствует их адаптации в коллективе;

служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов [2, 187-188].

Однако у системы бюджетного планирования существуют свои недостатки. Можно выделить две основных проблемы, окружающие метод бюджетирования или сметного планирования.

Согласно первой проблеме существует мнение, что контроль над выполнением сметы приводит к минимизации затрат и экономии денежных средств. Следует отметить, что минимизация используемых ресурсов во многом зависит от эффективности всей системы контроллинга на предприятии. Если составление и исполнение смет не налажено как следует, то может случиться прямо противоположное: этот метод не даст никакой экономии и даже побудит работников тратить деньги в таких направлениях, о которых при отсутствии бюджетного контроля никто бы не помыслил. Фактически контроль над исполнением бюджета (сметы), может подтолкнуть управленцев к тому, чтобы закладывать в планы больше доходов, чем реально требуется, и меньше доходов, чем фактически можно получить, из-за желания избежать обвинений в неспособности добиваться намеченных целей. В результате сотрудники предприятия начинают излишне перестраховываться, составляя сравнительно легкие сметы, а затем строго контролируют их исполнение. В этой связи необходимо адекватно и объективно оценивать каждую статью доходов и расходов в бюджете, а система контроля не должна строиться на

слишком жестких дисциплинарных мерах.

Вторая проблема бюджетного планирования и контроля состоит в том, что оно должно сплачивать, а не разъединять людей. Менеджеры должны понимать, что прибыль, как и поток денежных средств, получает все предприятие в целом, и для того чтобы добиться этого, необходимы усилия всего коллектива, а также достаточные и своевременные инвестиции [3, 111]. Работа специалистов в общей системе бюджетирования очень высока, так как именно они выполняют следующие функции: определяют соответствие запланированных расходов и имеющихся ресурсов; анализируют согласованность других показателей; составляют проформы финансовых отчетов; готовят входящие данные для планирования (информация о результатах прошедшей деятельности); проверяют и обобщают бюджеты; предоставляют консультации.

В целом недостатки системы бюджетирования связаны либо с:

уровнем когнитивного

(познавательного) и нравственного развития сотрудников предприятия, формирующих бюджет;

уровнем функционирования

финансового менеджмента;

возможностями технического

воплощения и формализации бюджетов.

Среди недостатков первой группы основными являются: различное восприятие бюджетов у разных специалистов и необходимость обеспечения высокой производительности труда сотрудников, разрабатывающих бюджеты (когнитивное развитие), а также политические интриги, влияющие на распределение ресурсов, конфликты между менеджерами различных подразделений и распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам (нравственное развитие). Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок.

Указанные недостатки первой группы являются преодолимыми при согласованной

и мотивированной работе большого количества специалистов и не зависят от используемой системы бюджетирования.

Одним из недостатков второй группы является завышение потребности в ресурсах при составлении бюджетов для более простого достижения целей, указанных в них, сопровождаемое снижением

стимулирующего эффекта процесса бюджетирования.

Необходимо подчеркнуть

существующее противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достижение поставленных целей не связано с серьезными проблемами, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения

производительности; если достижение целей слишком сложно, — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Следует отметить, что указанные недостатки бюджетирования устраняются отлаженным механизмом хозяйствования экономического субъекта.

Основным недостатком третьей группы является сложность и относительная дороговизна формирования бюджетов (особенно бюджетирование «с нуля»). Но окупается значительными преимуществами системы бюджетирования, такими как отражение конечной цели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оперативная оценка доходов и расходов экономического субъекта, а также экономия ограниченных ресурсов при наиболее выгодном их использовании. Следует отметить, что при отлаженном механизме бюджетирования недостатки третьей группы устраняются практически полностью.

В целом слабые места системы бюджетирования, внедряемой на

предприятиях, связаны с тем, что большинство разработчи-

руководство экономического субъекта [5, 8486].

Для внедрения системы эффективно функционирующего бюджетного

планирования финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта предполагается комплексная,

целенаправленная деятельность

управленческого персонала предприятия.

Литература

1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 768 с.

2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

3. Карпов А.Г. Бюджетирование как инструмент управления. - К.: Знания Украины, 2007. - 400 с.

4. Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия. - М.: Перспектива, 1999. -356 с.

5. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкин и др. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. - 297 с.

ков копировали западную систему бюджетного планирования без адаптации к собственным условиям хозяйствования, разрабатывая отдельные разделы бюджета, в функционировании которых в большей степени было заинтересовано высшее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.