УДК 34
Ф.С. Сосенков, к.ю.н., доцент НА МВД России. 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3.
СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ О ЕДИНСТВЕ РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ СЕПАРАТИЗМУ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ПАРТИИ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»
Ключевые слова: политическая партия «Справедливая Россия», С.М. Миронов, Н.В. Левичев, государственное единство, территориальная целостность, центробежные силы, сепаратизм, централизация власти.
Рассмотрены вопросы государственного единства в идеологии современной российской социал-демократии (на примере политической партии «Справедливая Россия») и политико-правовых воззрениях её лидеров. Автор приходит к выводу, что единство России не является ведущей программной установкой партии «Справедливая Россия», вместе с тем позиции относительно рассмотренной проблемы у партийного руководства выражены достаточно отчетливо. Россия видится лидерам партии как единое федеративное государство.
Для многих стран современного мира со всей актуальностью встает вопрос сохранения государственного единства. Данная проблема возникает в государствах независимо от их принадлежности к тому или иному континенту, главенствующего экономического уклада или политического режима. В юридической литературе государственное единство понимается как отказ от каких-либо проявлений сепаратизма, то есть такой политики в отдельных частях государства, которая не учитывает интересов всего государства, противопоставляя им местные интересы [1, с. 144]. Также отмечается, что государственное единство предполагает весьма значительный объем и высокий уровень согласованных позиций, интересов и отношений между институтами государственности, взаимосвязанных с политической и правовой системами, а также с гражданским обществом на основе взаимодействия в разрешении конкретных проблем общественного развития, что обеспечивает устойчивую структуру власти и властных отношений в государстве, его территориальную целостность [2, с. 13]. Как можно заметить, вопрос территориальной целостности является ключевым в проблеме государственного единства, в этой связи данные термины зачастую используются в одном и том же контексте.
Россия в силу своего многонационального, поликонфессионального и мульти-культурного характера практически на всех этапах своего исторического развития вынуждена была решать задачу сохранения своего единства. В этой связи различными политическими силами, отечественными государствоведами, писателями и государственными деятелями накоплен значительный теоретический и практический опыт. В рамках данной статьи попытаемся обобщить и проанализировать политико-правовые воззрения на вопросы государственного единства и противодействия сепаратизму современных российских социал-демократов (на примере политической партии «Справедливая Россия»).
Партия «Справедливая Россия», основанная в 2006 году и стоящая на социал-демократических позициях, в большей мере ориентирована на социальные вопросы. Вместе с тем проблемы государственного единства и противодействия сепаратизму так или иначе имеют место в её программе и политико-правовых воззрениях лидеров партии.
Так, партийная программа «Справедливой России» отмечает, что Россия - страна множества национальностей, а «её способность включать в себя разные народы, религии и культуры всегда была основой её могущества» [3]. Председатель Совета Палаты депутатов партии «Справедливая Россия», в прошлом возглавлявший партию, Н.В. Левичев (р. 1953 г.) не так давно высказался, что Россия по своей природе защищена от сепаратизма в его западном понимании: «...для России это невозможно, потому что ... народы, составляющие многонациональный народ России, понимают, что они веками жили и будут жить вместе. Это наше конкурентное преимущество, мы одна огромная страна, это единство в многообразии» [4, с. 49-50]. Вместе с тем в более ранних работах С.М. Миронов неоднократно указывал на угрозы целостности государства.
О культурных особенностях России и возможности их использования для обеспечения государственного единства в партийных документах и работах лидеров партии вообще говорится достаточно много. Согласно партийной позиции «культура и просвещение - главное средство борьбы с экстремизмом» [5; 6, с. 243].
Так, одной из таких мер является формирование так называемой «политической нации»: «Распространять просветительские программы, формирующие общероссийскую гражданскую идентичность («Мы - единый народ!»)» [3]. Н.В. Левичев отмечает в этой связи положительную динамику: «Выработка национальной идентичности -процесс сложный, долгий и болезненный. Наше государство существует меньше двух десятилетий, поэтому многие просто не успели привыкнуть к тому, что они россияне. Однако ... людей, называющих себя именно россиянами, становится больше. И я считаю это позитивным процессом» [7, с. 131]. Формирование гражданской (политической) нации - не стихийный процесс, - в этой связи её создание должно сопровождаться культивированием правовой культуры и гражданского самосознания [8, с. 152].
Характерно, что «Справедливая Россия» достаточно осторожно подходит к так называемому «русскому вопросу». Данная тема менее популярна, чем, к примеру, у КПРФ [9, с. 235-237; 10, с. 41-48] или тем более ЛДПР. «Я считаю, - отмечает Н.В. Левичев, - что в определенном смысле русский народ унижает появление такого рода защитников.» [11, с. 119; 7, с. 130]. В программных документах не отражается идея русского народа как государствообразующего, однако, руководство партии упоминает об этом [12, с. 112; 13, с. 134-135]. В отличие от своих политических оппонентов Н.В. Левичев говорит, что этот принцип требует конституционного закрепления: «.нужно разрабатывать, вносить и принимать федеральный закон о национальной политике. И в этом законе . сформулировать, что русский народ является государст-вообразующим народом. . Мы считаем, что можно не залезать в Конституцию . и вполне достаточно на данном этапе было бы начать с того, чтобы эту нехитрую истину зафиксировать федеральным законом.» [11, с. 200]. С.М. Миронов же и вовсе высказался в том смысле, что Конституция России уже содержит обсуждаемый тезис: «Разве мало сказано самим названием государства - «Российская Федерация»? Тут, на мой взгляд, уже выражена вся диалектика нашей государственности: понятие «Федерация» отражает её многонациональный характер, определение «Российская» совершенно ясно указывает на фундаментальную, объединяющую роль русского народа» [12, с. 115]. Одновременно русский язык и русская культура безусловно признаются средством обеспечения единства России: «Разнообразие проживающих в России народов, объединенных русским языком.» [3]; «Защита русского языка - основа национального единства, интеграции этнических групп в единую гражданскую нацию» [5; 4, с. 50; 12, с. 111, 113; 14, с. 128].
Проблема государственного единства зачастую сводится к проблеме осуществления взвешенной национальной политики. В этой связи партия традиционно критикует действующее руководство страны: «Политика в области национальных отношений, которую проводила власть в последние годы, полностью провалилась. Рост экстремизма, национализма и насилия в обществе достиг угрожающих размеров! Дальней-
шее развитие этих процессов может привести к гражданской войне и развалу страны» [5]. Среди предложений партии по оптимизации регулирования указанных процессов следует отметить создание специального органа исполнительной власти, ответственного за формирование и реализацию национальной политики [3; 15, с. 322], а также, как было отмечено выше, разработку и принятие базового федерального закона об основах национальной государственной политики [5; 12, с. 120].
В связи с многонациональным характером России вполне обоснованным С.М. Миронову представляется «принцип федерализма, лежащий в основе нашей государственности, принципы равенства наций и недопустимости межнациональной розни» [12, с. 112]. В одном из интервью С.М. Миронов рассуждал, что как федерация Россия сильнее, чем как унитарное государство [15, с. 322]. По его представлениям федерация не создает угрозы государственному единству и вместе с этим позволяет учесть своеобразие различных регионов: «...Россия - уникальное государство и нет такого аналога, чтобы такое количество народов и национальностей в разные периоды Российской империи, российского государства пришли в Россию, остались там со своей культурой, со своим языком, со своими традициями и обычаями. . Поэтому федерация и федеративное устройство - наша сила» [15, с. 322].
Вместе с тем С.М. Миронов явно выступает за устранение некоторых особенностей Российской Федерации, ставящих её регионы в неравное положение (к примеру, практики установления договорных отношений между субъектами и Федерацией) [15, с. 323-324], а также за унификацию наименований региональных государственных органов [15, с. 323]. Одобрение вызывают у С.М. Миронова также процессы укрупнения субъектов Российской Федерации, однако, определяющим для него, судя по выступлениям, остается желание населения регионов [16, с. 30]. В среднесрочной перспективе (через несколько десятков лет) при условии учета мнения населения политик допускает также возможность сменить статус республик на какой-либо иной [15, с. 324]. Вероятно причина в том, что статус республики в составе другой республики создает некоторую двусмысленность в представления о единстве России.
Свою основную идеологическую установку, заложенную в самом названии, - социальную справедливость, партия связывает в том числе и с межнациональными проблемами, вопросами государственного единства и территориальной целостности. Так, залогом сохранения межнационального мира является принцип равенства перед законом: «Если закон будет одинаков для всех граждан нашей страны, независимо от их этнической принадлежности, социального статуса и личных связей, то многие факторы, порождающие межнациональные конфликты, исчезнут сами собой» [17, с. 148]. Важное значение имеют также развитие промышленности и сельского хозяйства и, как следствие, сокращение безработицы, повышение оплаты труда [17, с. 147-148; 7, с. 130-131].
«Справедливая Россия» отмечает такой неочевидный для других отечественных политических сил фактор единства государства, как её равномерная заселенность. Н.В. Левичев увидел угрозу территориальной целостности в ликвидации малых городов: «.Если между крупными городами возникнет экономическая и социальная пустыня, мы потеряем . всю страну. Давайте вспомним, что развал СССР начался с ликвидации «неперспективных деревень». В начале 90-х в ходу было сочетание «неперспективные поселения». Теперь появляются «неперспективные города». Что дальше? Дальше мы доживем до неперспективной страны» [18, с. 109].
Идеологический фактор играет немаловажную роль как в объединении государства, так и в выработке сепаратистской стратегии. Стройная общегосударственная идеология может длительное время нейтрализовывать центробежные тенденции. Лидеры партии, вероятно, имея в виду статью 13 Конституции РФ, не произносят термина «государственная идеология». Однако С.М. Миронов считает, что «очень полезно было бы найти и сформулировать емкую, понятную всем национальную идею, ко-
торая звала бы к высоким целям и отвечала чаяниям всех народов Российской Федерации» [12, с. 122].
Таким образом, видна разница в подходах к обеспечению государственного единства и противодействию сепаратизму С.М. Миронова и Н.В. Левичева. Первый более активно рассуждает на тему русского народа как государствообразующего в Российской Федерации, второй политик больший упор делает на развитие регионов, подъем экономики и максимальную занятость населения. В целом можно заключить, что, хотя единство России не является ведущей программной установкой партии «Справедливая Россия», вместе с тем позиции относительно рассмотренной проблемы у партийного руководства выражены достаточно отчетливо. Россия видится лидерам партии как единое федеративное государство.
Список литературы:
[1] Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Изд-во «НОРМА», 2001. - 688 с.
[2] Левакин И.В. Государственное единство России: теоретико-правовое исследование: дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2003. - 304 с.
[3] Программа партии «Справедливая Россия». - Режим доступа: http://spravedlivo.ra/5 47916.html (дата обращения - 19.08.2015).
[4] Интервью телеканалу TSN. Портал ACTUALITATI.MD // Миронов С.М. Россия станет справедливой: избранные статьи, выступления, интервью Председателя Политической партии «Справедливая Россия» (2014) / С.М. Миронов; [отв. ред. В.Н. Шевченко]. - М.: Ключ-С, 2015.
- С. 41-64.
[5] Предвыборная программа партии «Справедливая Россия» 2011 г. - Режим доступа: http://188.127.236.217/files/ pf54/047572.pdf (дата обращения - 19.08.2015).
[6] Миронов С.М. Культура - ресурс развития России в XXI веке // Миронов С.М. Россия станет справедливой: избранные статьи, выступления, интервью Председателя Политической партии «Справедливая Россия» (2014) / С.М. Миронов; [отв. ред. В.Н. Шевченко]. - М.: Ключ-С, 2015. - С. 238-243.
[7] Левичев Н.В. О национальной политике // Левичев Н.В. PRO^rammy Статьи, выступления, интервью Председателя Политической партии «Справедливая Россия» Н.В. Левичева, 2009
- 2011; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2011. - С. 129-131.
[8] Левичев Н.В. Вступительное слово на круглом столе «Базовые ценности гражданской идентичности (нормативно-правовые аспекты)» // Левичев Н.В. PRO^rammy Статьи, выступления, интервью Председателя Политической партии «Справедливая Россия» Н.В. Левичева, 2009 -2011; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2011. - С. 146-152.
[9] Сосенков Ф.С. Противодействие сепаратизму в системе политико-правовых взглядов Г.А. Зюганова // Инновационная наука. - 2015. - №9. - С. 235-237.
[10] Сосенков Ф.С. Вопросы государственного единства в идеологии КПРФ и политико-правовых воззрениях Г.А. Зюганова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - №45. - С. 41 - 48.
[11] Н.В. Левичев в программе «Время гостей» на «Радио Свобода» 3 ноября 2011 года// Левичев Н.В. Политика: modus vivendi. Статьи, выступления, интервью Председателя Политической партии «Справедливая Россия» Н.В. Левичева, 2011 - 2012 [отв. ред. В.Н. Шевченко]. - М.: Ключ-С, 2013. - С. 198 - 216.
[12] Миронов С.М. Вселенная по имени Россия // Миронов С.М. Жить честно и по справедливости: избранные статьи, выступления, интервью лидера Политической партии «Справедливая Россия» (2011) / С.М. Миронов; [отв. ред. В.Н. Шевченко]. - М.: Ключ-С, 2012. - С. 111-123.
[13] Миронов С.М. В национальном вопросе тоже нужна справедливость // Миронов С.М. Жить честно и по справедливости: избранные статьи, выступления, интервью лидера Политической партии «Справедливая Россия» (2011) / С.М. Миронов; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2012. - С. 134 - 135.
[14] Интервью сайту «Мы можем. Ru», 1 сентября 2011 года // Миронов С.М. Жить честно и по справедливости: избранные статьи, выступления, интервью лидера Политической партии «Справедливая Россия» (2011) / С.М. Миронов; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2012. -С. 124-128.
[15] Сергей Миронов в программе «48 минут» на радиостанции «Эхо Москвы» 26 августа 2010
г. // Миронов С.М. В интересах народа / С.М. Миронов; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2012. - С. 321-348.
[16] Миронов С.М. Итоги политического года. «Эхо Москвы», 29 декабря 2009 года // Миронов С.М. За нами Россия / С.М. Миронов; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2010. - С. 5-32.
[17] Левичев Н.В. «Справедливая Россия» станет самой популярной партией в стране рано или поздно. Интервью информационному агентству «Новый регион» 5 августа 2011 года // Левичев Н.В. Политика: modus vivendi. Статьи, выступления, интервью Председателя Политической партии «Справедливая Россия» Н.В. Левичева, 2011-2012; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2013. - С. 142-149.
[18] Левичев Н.В. Малые города России: проблемы и перспективы // Левичев Н.В. Без ретуши, или политика как она есть. Статьи, выступления, интервью Председателя Политической партии «Справедливая Россия», с октября 2013 г. Председателя Совета Палаты депутатов партии Н.В. Левичева, 2013 - 2014; отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: Ключ-С, 2015. - С. 105-116.
MODERN RUSSIAN SOCIAL DEMOCRACY ABOUT THE UNITY OF RUSSIA AND COUNTERACTION TO SEPARATISM: POLITICAL AND LEGAL POSITION OF THE PARTY «FAIR RUSSIA»
F.S. Sosenkov
Key words: the political party «Fair Russia» Sergei Mironov, N. V. Levichev, state unity, territorial integrity, centrifugal forces, separatism, the power centralization.
The article considers the issues of the state unity in the ideology of contemporary Russian social-democracy (on the example of the political party «Fair Russia») and the political and legal views of its leaders. The author concludes that the unity of Russia is not the main ideology of the party «Fair Russia»; however the positions about the stated problems of the party leaders are expressed quite clearly. Russia is considered by the party leaders as a unified Federal state.
Статья поступила в редакцию 31.01.2017 г.
УДК 347.411
М.Н. Фомичев, к.ю.н., доцент, Институт экономики, управления и права ФГБОУВО «ВГУВТ»
П.О. Шляхтина, юрист ООО «Астерия», студентка, Институт экономики, управления и права ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ
Ключевые слова: Российская Федерация, гражданское право, договорные отношения, возмездное оказание работ и услуг, интернет.
В статье рассмотрены ключевые аспекты регулирования гражданско-правовых отношений, касающихся заключения договора возмездного оказания работ (услуг).
Особое место в гражданско-правовом пространстве занимают договорные отношения. Их регулирование в формирующихся условиях и на данном этапе развития