УДК 342.5 © И. А. Андреева, 2010
Современная муниципальная полиция Франции (1995-2008 гг.)
И. А. Андреева *
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы развития современной муниципальной полиции Франции в контексте возрастающей роли местных органов власти в сфере охраны общественного порядка и выработки новых подходов к обеспечению безопасности.
Ключевые слова: муниципальная полиция, судебная полиция, административная полиция, полицейская система Франции, мэр, полицейская деятельность, «близкая» полиция, централизация полицейского управления,
децентрализация полицейского управления.
Проблемами безопасности сегодня озабочены представители местной власти во всем мире . Опрос общественного мнения мэров всех континентов в рамках «Программы развития Организаций Объединенных Наций» (United Nations Development Programme) выявил, что преступность стоит на четвертом месте среди наиболее серьезных проблем современного города 1 . В предыдущей статье 2 нами был рассмотрен процесс вовлечения органов местного самоуправления Франции в деятельность по обеспечению общественного порядка, традиционно считавшуюся в этой стране монополией государства . В 1970-е гг. органы общенациональной и местной власти Франции столкнулись с резким ростом городской преступности Оправдывая доверие своих встревоженных избирателей, мэры воссоздавали муниципальную полицию, оказывали поддержку частной индустрии безопасности, привлекали специалистов этой сферы в муниципальные органы и т. д . Согласно исследованию TNS Sofres 1999 г. 3, осуществленному для Ассоциации мэров Франции (AMF), наибольшую озабоченность мэров после вопросов трудовой занятости населения вызывала «небезопасность» городской среды . В итоге они возвращались к своей традиционной роли — гаранта общественного спокойствия на подведомственной территории Неспособность национальных полицейских сил адекватно отреагировать на возрастающие запросы общества в сфере безопасности на фоне процессов децентрализации системы государственного управления привела в середине 1990-х гг. к обновлению политики общественной безопасности на основе идеи «близости» к населению . Это стремление к близости в пространстве, времени и отношениях отразилось в развитии территориальной полиции, укреплении
партнерства между государством и органами местной власти в деле профилактики преступности .
Закон о безопасности 1995 г. определил безопасность как базовую ценность французского общества, «продукт», производимый сообща, при этом государство позиционировало себя больше как инициатор, нежели менеджер управления безопасностью . Поскольку мэр традиционно воспринимался населением как наиболее близкий его интересам политик 4, ему была отведена важнейшая, если не сказать ключевая, роль в реализации политики территориальной безопасности . Исполняя ее, французские мэры, впрочем, выступают в своем традиционном регистре посредников между коммуной и центральной властью . Начиная с 1789 г. мэр Франции имеет двойственный статус: кроме управления делами коммуны и отстаивания ее интересов перед центральной властью, он представляет государство на территории коммуны 5
В целях реализации партнерства государства, органов местного самоуправления и различных общественных организаций на основе территориального подхода к обеспечению безопасности приказом МВД Франции 28 октября 1997 г. были введены локальные контракты безопасности 6 . Дискуссии прежних лет были учтены в признании того, что «безопасность не может быть делом только служб национальной полиции и жандармерии...», в связи с чем необходимо «организовать активное и постоянное партнерство со всеми, кто в состоянии вносить вклад в безопасность на местном уровне.» .
Приказ определил условия составления, содержание локальных контрактов безопасности и способы контроля их выполнения . Ответственность за подготовку контрактов (организация обсуждения содержа-
Постоянный автор нашего журнала .
*
ния с обязательным участием прокуроров Республики, мэров, руководителей полиции и жандармерии, членов коммунального совета предупреждения преступности) была возложена на префектов .
Начальным этапом составления контрактов была определена диагностика проблем безопасности конкретной территории по трем направлениям: характеристика уровня, структуры и динамики преступности; изучение потребностей населения в сфере безопасности; анализ эффективности предпринятых государством мер по обеспечению безопасности .
Министерством внутренних дел была рекомендована следующая структура содержания контрактов: приоритеты деятельности, конкретизирующиеся в достижимых целях; план действия с обозначением сроков выполнения, форм контроля для каждого мероприятия и уточнением вклада каждого из участников контракта . Предполагалось партнерское участие жителей соответствующих территорий в составлении, осуществлении и контроле их выполнения Приказ рекомендовал определять в качестве приоритетных направлений деятельности, например, предупреждение преступности, а среди возможных целей, его раскрывающих, — гражданское воспитание; создание «соседской безопасности»; противодействие дискриминации молодежи при трудоустройстве; предупреждение насилия в школьной среде. Для полицейской системы приоритет состоял в обеспечении в ее деятельности более полного учета запросов населения
К концу 1998 г. было заключено 220 контрактов, в стадии разработки находилось более 470. Хотя зачастую контракты основывались на неудовлетворительной диагностике, так как готовились наспех и без привлечения всех заинтересованных субъектов, было принято решение развивать полученный положительный опыт: расширять партнерство, укреплять сотрудничество между коммунами, усиливать роль государственных служб в составлении контрактов и в их реализации 7. В 2006 г. число заключенных контрактов достигло 687 По мере того как выявилась целесообразность их подписания не на уровне отдельной коммуны, а на уровне территории населенного пункта или округа большого города, декретом 2002 г в качестве координирующего органа был определен территориальный совет безопасности и предупреждения преступности (СЬБРБ) вместо коммунального совета предупреждения преступности Контракты локальной безопасности способствовали сосредоточению совместных действий государственных органов и общественных организаций на предупреждении преступности, приближении полиции и жандармерии к населению, оптимизации деятельности государственных служб . Но наиболее важным является то, что они стали инструмен-
том организации широкого обсуждения вопросов безопасности
Накануне введения локальных контрактов безопасности по инициативе министра внутренних дел Ж . -П. Швенемана 24-25 октября 1997 г. был организован общенациональный форум под лозунгом «Безопасные города для свободных граждан» Несколько месяцев спустя премьер-министр Л . Жоспэн озвучил ключевую идею новой национальной политики: партнерство во имя безопасности . Впервые во Франции инициатива в обсуждении проблем безопасности оказалась у левых партий, выступивших с лозунгом «Равная для всех безопасность» «Левые партии должны говорить о безопасности, способствовать обеспечению безопасности, так как небезопасность, прежде всего, касается слабых», — так Л Жоспэн обосновывал обращение социалистов к проблеме, традиционно поднимавшейся только правыми партиями 8 . В ноябре 1997 г. именно мэры-социалисты учредили Ассоциацию мэров за безопасные города и инициировали дискуссию о роли главы местного самоуправления в осуществлении новой политики С одной стороны, они требовали больше полномочий в сфере охраны общественного порядка, чтобы противостоять новым угрозам городской среды, но с другой — не стремились к полной ответственности за осуществление полицейской деятельности и к осуществлению руководства всей совокупностью территориальных полицейских органов В целом, они поддерживали позицию премьер-министра социалиста Л Жоспэна, который считал, что нельзя превращать мэра в шерифа, поскольку это идет в разрез с республиканской традицией 9 . И конечно это противоречило бы традиционной для левых партий Франции позиции, направленной на укрепление роли государства в обществе Хотя они и стали активными и последовательными носителями идеи децентрализации управления, но, по сути, продолжали отстаивать неприкосновенность центральных институтов власти Мэр, таким образом, признавался ими важным партнером государства, на которое по-прежнему возлагалась главная ответственность за обеспечение безопасности общества 10 . Более радикальную позицию в дебатах по поводу роли мэров в охране общественного порядка на местах высказали представители правых партий Н Саркози в 2001 г , в то время мэр г. Нёйи-сюр-Сен, в своей книге «Либр» настаивал, что мэр должен всецело отвечать за безопасность в городе по американскому образцу Представление о мэре — «хозяине безопасности» в своем городе — отстаивалось, главным образом, теми, кто принадлежал к поколению представителей местной выборной власти, пришедшему после введения законов о децентрализации («поколение с земли») . Они (например, Ф. Келлэ — мэр Страсбурга, С. Гроуард —
мэр Орлеана) аргументировали свои претензии на расширение полицейских полномочий тем, что являются политиками, наиболее близкими к населению, прагматичными и хорошо знающими территории .
На самом деле юридического расширения полномочий мэров в 1980-1990-е гг. , и так довольно значительных, в полицейской сфере не произошло, но расширились возможности их реализации . С одной стороны, мэры способствовали росту численности муниципальной полиции, а с другой — в осуществлении политики безопасности на местном уровне они стали опираться на совершенно новую категорию муниципальных служащих (Agent Local de Mediation Sociale — местные агенты общественного взаимодействия) Они должны были вести наблюдение за публичным пространством коммуны, обеспечивая всем равный доступ к нему, оживлять общественную жизнь, быть посредниками между населением и муниципальной властью, решать конкретные проблемы жителей территориального образования, помогать людям, ставшим жертвами преступления или происшествия, наблюдать за безопасностью у входа в школу и т. д .С созданием этих служб, имеющих различные наименования — Служба профилактики и общественного спокойствия, Служба городской превенции и т д , произошла институционализация политики безопасности внутри муниципальных аппаратов . К 2001 г. таких агентов было уже более 5 тыс. Постепенно эти службы профессионализируются, складывается система подготовки кадров для этих служб на национальном уровне, в 1998 г в университетах открыты специальности «Политика и технология городской безопасности», «Управление рисками: безопасность в учреждениях, предприятиях, территориальных образованиях» Следует отметить, что многолетние усилия местных властей получают постоянную поддержку и одобрение со стороны населения Согласно опросу, проведенному институтом социальных исследований TNS Sofres в феврале 2008 г в ходе подготовки к муниципальным выборам п, было выявлено, что французы в основном довольны работой своих мэров и муниципалитетов, их переизбрания желали 72% граждан, подавляющее большинство позитивно оценивали осуществленные реформы в сфере обеспечения безопасности
Итогом все более растущей роли местных органов власти в сфере безопасности стал Закон о предупреждении преступности 2007 г , который усилил ответственность мэра за осуществление профилактики преступности 12 (на территории своей коммуны он является ее инициатором и координатором, в коммунах численностью менее 10 тыс. — главой местного совета предупреждения преступности) и внес изменения в ст. L 2212-2 о задачах муниципальной полиции Основного кодекса административно-
территориальных образований, определив в качестве основной для нее деятельность по предупреждению преступности
В рамках рассмотренных процессов численность муниципальной полиции за период с начала 1980-х гг. до 2008 г почти утроилась и продолжает быстро расти: на сегодняшний день на ее долю приходится около 6% полицейских Франции . Одновременно расширялись полномочия муниципальной полиции, определялись критерии конкурсного набора сотрудников, создавались условия для осуществления первоначального и непрерывного образования, был создан Кодекс профессиональной этики муниципальной полиции 13 В 2006 г. началось издание профессионального журнала муниципальной полиции «Onpm info . Bulletin d’informations». Все это, по мнению многих ученых, привело к превращению муниципальных полицейских органов в третий элемент полицейской системы Франции, наряду с национальной полицией и жандармерией 14 . В июле 1993 г. был создан Национальный синдикат муниципальных полицейских (SNPM), который в настоящее время объединяет большинство представителей корпуса — 13 тыс . человек 15 . Он входит в состав Национальной Федерации Агентов Административно-территориальных образований . Задачи союза — осуществление правового информирования сотрудников муниципальной полиции, формулирование и выдвижение коллективных требований, среди которых в последние годы все настойчивее звучит требование повышения статуса муниципальной полиции и прекращения практики использования ее агентов в качестве малооплачиваемых «чернорабочих» («смикаров») французской национальной полиции
Главными инициаторами развития и совершенствования муниципальной полиции стали мэры. Еще Законом «Об организации муниципальной власти в провинции», принятым Учредительным собранием 14 декабря 1789 г. , был закреплен важнейший принцип организации муниципальной полиции — ее главой являлся мэр коммуны Ныне действующий Основной кодекс административнотерриториальных образований (ст. L 2212-2) определяет ее главные цели точно так, как впервые сформулировал закон 1884 г. : «Муниципальная полиция имеет целью обеспечивать должный порядок, безопасность и санитарно-гигиеническое благополучие» 16
До принятия Закона о муниципальной полиции 15 апреля 1999 г. 17 не были четко определены ни организация, ни функции, ни полномочия агентов муниципальной полиции Не были урегулированы и отношения между муниципальными полициями, численность которых в отдельных коммунах достигала нескольких десятков сотрудников, и территори-
альными подразделениями национальных полицейских сил . В целях устранения юридических пробелов в течение 10 лет с конца 1980-х гг. работало несколько законопроектных комиссий, стремившихся вписать муниципальные полиции в общегосударственную политику безопасности 18 . Выделим главные положения закона о муниципальной полиции:
1. Урегулирование правового статуса агентов муниципальной полиции: установлено, что агенты муниципальной полиции являются территориальными служащими, введены критерии и правила вступления в должность, их назначение на должность мэром должно получить двойное одобрение — префекта и прокурора Республики, предусмотрена процедура принятия присяги префектом или прокурором
2 Определение полномочий агентов муниципальной полиции Им было дано право составлять протокол в случае нарушения постановлений муниципальной полиции, а также некоторых нарушений правил дорожного движения
3. Расширены и уточнены процессуальные полномочия муниципальных полиций Впоследствии они были несколько расширены (например, Законом от 31 марта 2006 г им было дано право составлять протоколы за оставление без присмотра опасных животных) .
4 . Деятельность муниципальных полиций определена с учетом задач, возложенных на национальную полицию или жандармерию Преобладающей формой деятельности муниципальной полиции определена административная, ее участие в осуществлении задач судебной полиции незначительно Согласно ст. 19, агент муниципальной полиции в случае, если нарушитель порядка отказывается или не может удостоверить свою личность, не имеет права задержать его по собственному усмотрению Он должен незамедлительно сообщить информацию любому должностному лицу национальной полиции или национальной жандармерии, в юрисдикции которого находится данная территория и имеющему полномочия по расследованию правонарушений, и действовать согласно его приказу. В целях более точного разграничения полномочий муниципальной полиции и национальных полицейских органов на территории конкретной коммуны ст 2 предусмотрено заключение координационного соглашения между мэром коммуны, если численность подчиненной ему муниципальной полиции более 5 человек, и префектом (с представителем государства в департаменте) с уведомлением прокурора Республики, в чьей юрисдикции находится данный район. «Это соглашение уточняет природу и поле вмешательства агентов муниципальной полиции Оно определяет условия, согласно которым эти вмешательства координируются
с вмешательствами национальных полиции и жандармерии
За неимением соглашения задачи муниципальной полиции могут осуществляться только в период между 6 и 23 часами, за исключением постоянных охранников коммунальных зданий и надзора за порядком во время проведения церемоний, праздников, в том случае, если празднества были организованы коммуной
Соглашение о координации может быть заключено также по просьбе мэра, если численность муниципальной полиции менее пяти человек» 19 .
5. Уточнение условий и средств выполнения агентами муниципальной полиции их функций Например, установив в целом принцип выполнения служебных обязанностей сотрудниками без оружия, закон в ст 7 предусматривает их вооружение в случае необходимости, по запросу мэра, удовлетворенному префектом в рамках заключенного между ними соглашения . Статья 9 определяет, что «служебное удостоверение, форма, отличительные знаки на служебных средствах передвижения, типы экипировки, которыми снабжены агенты муниципальной полиции, должны быть одинаковыми для всех служб муниципальной полиции и отличаться от соответствующих. .. национальной полиции и национальной жандармерии»
6. Установление контроля за деятельностью муниципальной полиции. Проверка может быть осуществлена по запросам мэра, префекта или прокурора Республики В отличие от предыдущих проектов, ст 4 оставляет осуществление функции контроля за министром внутренних дел, после уведомления консультативной комиссии муниципальных полиций, создание которой предусмотрено ст 3 Последняя определяет состав консультативной комиссии: «Она составлена на одну треть из представителей мэров коммун, имеющих агентов муниципальной полиции, на одну треть из представителей государства и на одну треть из представителей агентов муниципальной полиции, выбранных профсоюзными организациями, представляющими территориальных служащих. Глава ее избирается из числа мэров, который имеет преобладающий голос в случае разделения голосов поровну» Принцип контроля деятельности агентов муниципальной полиции усилен ст 9 Закона, предусмотревшей учреждение кодекса профессиональной этики
Закон от 15 апреля 1999 г. , называемый «закон Швенеманна» по имени министра внутренних дел, определил правовой статус муниципальной полиции, сохранив прежний принцип ее подчинения мэру Этот же принцип был подтвержден Законом о местной демократии от 27 февраля 2002 г 20, разрешивший дополнительно учреждать межкоммуналь-
ные органы для координации деятельности муниципальной полиции
Итак, Законом от 15 апреля 1999 г. государство осуществило правовое регулирование муниципальной полиции на общенациональном уровне На местном уровне конкретные направления деятельности муниципальной полиции определяет мэр Представители государства на подведомственной ему территории могут осуществлять, конечно, давление на местные органы власти, например, подталкивая к усилению мер безопасности на подведомственной им территории, в частности, к установлению устройств видеонаблюдения, но окончательное решение всегда остается за мэром Именно мэр определяет конкретные цели муниципальной полиции и управляет ею по своему усмотрению, в пределах своей компетенции Мэр может исходить из «экстенсивного» видения ее задач, и тогда муниципальная полиция является дополнительным ресурсом национальной полиции, или может придерживаться концепции «полиции близости», направив агентов подчиненной ему полиции в те сферы полицейской деятельности, которые национальной полицией практически игнорируются Он решает вопросы допустимости использования муниципальной полиции для регулирования дорожного движения, несения ею службы в ночное время, о ее вооружении (после предварительного соглашения префекта) Согласно официальной статистике, в 2005 г было вооружено около половины служб муниципальной полиции Дебаты в ходе муниципальных выборов 2008 г выявили, что поиск главами муниципальных образований наиболее адекватных ответов современным угрозам общественной безопасности продолжается, а также сохраняется различие в их представлениях о роли муниципальной полиции Одни мэры видят ее предназначение в осуществлении постоянного патрулирования территории коммуны («илота-жа»), превознося «нулевую терпимость» к любым нарушениям порядка, другие стремятся перенаправить муниципальную полицию к обслуживанию населения и установлению с ним партнерских отношений, третьи (их значительное меньшинство) настаивают на приоритете государства в обеспечении безопасности 21. Два города Франции — Брест и Манн — отказались создавать свою муниципальную полицию, считая, что общественная безопасность — это прерогатива национальной полиции Мэр Бреста Ф Кюиландр предпочитает созданию собственных полицейских подразделений осуществление сотрудничества с органами национальной полиции, при этом город входит в десятку самых безопасных городов страны 22 . На конференции «Мэр и общественная безопасность: новые вызовы» 24 октября 2008 г. в Бресте, обсуждавшей вопросы о задачах государства в условиях все бо-
лее возрастающего роста муниципальной полиции, констатировалось, что большинство мэров не должны становиться шерифами, потому что обеспечение общественного порядка и безопасности — главнейшая (регальная) функция государства
Наличие подобных различий в видении перспектив развития муниципальной полиции вполне естественно, так как речь идет о службе, приспособленной для того, чтобы учитывать местные особенности и запросы граждан конкретной территории Облик муниципальной полиции существенно зависит от того, является ли средой ее действия крупный индустриальный центр, небольшой провинциальный городок, место туристического паломничества или неблагополучный пригород Конечно, в определении концепции муниципальной полиции большую роль играют и политические ориентации мэра
Вопрос о значении и вкладе муниципальной полиции в совместное с другими полицейскими силами «производство безопасности» 23 остается открытым ввиду разнообразия местных условий Французский социолог В Малоше выделяет две модели ее развития
1. «Мягкая» модель, когда муниципальные полиции ориентированы в своей деятельности на предупреждение преступности, партнерские отношения с гражданами 24 . В этом случае муниципальная полиция рассматривается и развивается как часть муниципальных служб. Например, в г. Сержи (56 тыс. жителей) в рамках проекта «Жизнь кварталов» в середине 1990-х гг. была создана команда муниципалитета из специалистов разных направлений (ответственный за развитие местной демократии, аниматор жизни молодежи, координатор работы со школой и др.), которая работает в каждом из четырех кварталов города На сегодняшний день она составляет более 100 человек. В каждую команду входят 4-7 агентов муниципальной полиции Главный девиз работы команды — «Больше близости — больше эффективности» 25
2 . «Жесткая» модель развития муниципальной полиции, которая в своей деятельности ориентируется на стандарты национальной полиции и больше склоняется к осуществлению контроля и подавления, сосредоточиваясь, в частности, на обеспечении дорожной безопасности, протоколировании правонарушений, оказании помощи уголовной полиции В то же время В. Малоше отмечает, что в действительности муниципальные полицейские нигде не воплощают в чистом виде эти модели
Тем не менее большинство французских исследователей согласны с тем, что муниципальная полиция по своему предназначению — «близкая полиция» Во Франции концепт «близкая полиция» («роНсе de 1а ргохтйё») появился в 1980-е гг. как конкретиза-
ция триады «территориализация, партнерство, конкретность» Создание «близкой полиции» (полиции, наделенной универсальными функциями, действующей на конкретной территории в постоянном контакте с населением, партнерстве со всеми субъектами безопасности в рамках контрактов локальной безопасности), предусмотренное Законом о безопасности 1995 г. , было начато в 1999 г. В выступлении перед префектами 26 марта 1999 г. министр внутренних дел Ж -П Швенеман представил «полицию близости», которая должна лучше отвечать запросам граждан и целям противодействия маленькой и средней преступности «Полиция близости должна в большей степени обеспечивать присутствие, предвосхищение событий и быть более видимой в общественных местах, более привязанной к территории, более близкой к гражданам, более чувствительной к их страхам преступности, более соответствующей, наконец, образу нашего общества, идущего по пути добровольного партнерства Речь идет о грандиозной стройке, для которой нужно время» 26
«Близкая полиция» понимается как общественная служба, оказывающая населению услуги обеспечения порядка, спокойствия, а не как репрессивный орган, ориентированный на борьбу с преступностью 27. Поэтому в ее деятельности превентивный аспект превалирует над репрессивным, отвечая в этом запросам жителей «Близкая полиция» развивает стратегию постоянной консультации с жителями, что позволяет достичь двойного результата: улучшения отношений с населением и выработке комплексных программ действия, адаптированных к местным потребностям, качества в деятельности полиции Развивая стратегическое партнерство, полиция сотрудничает с органами социального обеспечения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и санитарного надзора 28 . Ею используются разнообразные средства, обеспечивающие постоянное присутствие и постоянный контакт с населением — пешее патрулирование, закрепление постоянных агентов на определенных участках, илотаж, создание мини-постов и отделений полиции облегченного доступа, отделений полиции с фасадом по типу магазинных витрин, создание организаций добровольных помощников полиции, сотрудничество с консультативными комитетами, постоянное информирование жителей о мерах предупреждения преступлений, просвещение населения в вопросах предупреждения преступлений (например, советы потенциальным жертвам), усиленное внимание нетяжким преступлениям, которые больше всего досаждают населению Улучшению отношений с населением призван был содействовать набор в полицию выходцев из соответствующих территориальных общин, прежде всего представителей этнических меньшинств
Сложности реализации концепции «близкой полиции» параллельно со сменой левого правительства привели к тому, что с 2002 г намечаются частичный отказ от глобальных целей программы приближения полиции к населению и утверждение упрощенных целей территориализации — усиление присутствия полиции в так называемых трудных кварталах. Муниципальная полиция ищет свое место в полицейской системе Франции 29 . По мере ее профессионализации, наделения новыми полномочиями, в среде муниципальных полицейских усиливается стремление к интеграции в общенациональную полицейскую систему, в том числе в отношении методов и средств деятельности Если это произойдет, то она потеряет ту особую роль и предназначение — стать «полицией близости», которая от нее ожидалась
1 Carignan C. Le role cle de l’elu municipal // La police et les citoyens Colloque international francophone 1 juin 2005 URL: http://www. cicc . umontreal . ca/activites_publiques/colloques/ police_citoyens/texte_conferenciers/CarignanClaude .pdf (дата обращения: 08 05 2009)
2 Андреева И. А. Муниципальная полиция Франции (1944-1995 гг.) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 4. С. 51-57.
3 Le Goff T. L’insecurite «saisie» par les maires . Un enjeu de politiques municipals // Revue fran^aise de science politique . 2005. № 3 (Vol. 55) Р. 1 . URL: http://www.caim . info/article_p.php?ID_ ARTICLE=RFSP_553_0415 (дата обращения: 19.03. 2009) .
4 Le Bart Ch. Les maires: sociologie d’un role . 2003. Р. 10.
5 Tuaillon A. Les Maires dans l’Histoire de France. URL: http://francegenweb . org/mairesgenweb/histoire.php (дата обращения: 25 01 2009)
6 Circulaire du 28 octobre 1997 relative a la mise en oeuvre des contrats locaux de securite . URL: http://www.yvelines .pref. gouv. fr/sections/securite/securite_publique/reseau_des_coordon-na/docscoord/28octobre1997/downloadFile/file/28octobre1997 (дата обращения: 22.02.2009).
7 Circulaire du 7 juin 1999 relative aux contrats locaux de securite. URL: http://admi.net/jo/19990615/INTK9900134C.html (дата обращения: 25 01 2009)
8 Le Goff T. Op cit
9 Ibit.
10 Ibit
11 URL: http://www.tns-sofres.com/points-de-vue/7C33 0D2ED27A454A81F91A40CA9E93A7.aspx. (дата обращения: 8.02.2009).
12 Loi n°2007-297 du 5 mars 2007 relative a la prevention de la delinquance . URL: http://www. legifrance . gouv. fr/affichTexte . do ?cidTexte=JORFTEXT000000615568&dateTexte= (дата обращения: 08 05 2009)
13 Malochet V. Les PM: quelle valeur ajoutee dans les systemes locaux de securite? // Onpm info . Bulletin d’informations . — 2008. № 7. С. 3-4. URL: http://ddata. over-blog.com/xxxyyy/1/05/59/21/ ONPMinfo7 pdf (дата обращения: 03 05 2009)
14 Ocqueteau F. Mutations dans le paysage fran^ais de la securite publique // Les Annales de la recherche urbaine 1999 Р 7-13.
15 URL: http://www.snpm-cftc.net// (дата обращения:
15 05 2009)
16 URL: http://www.legifrance .gouv.fr/affichCode . do;jsessio nid=5B1EA265D7889B970E040A5407B0B190 ,tpdjo13v_1?idSecti onTA=LEGISCTA000006164555&cidTexte=LEGITEXT0000060 70633&dateTexte=20090508 (дата обращения: 08.05.2009) .
17 Loi no 99-291 du 15 avril 1999 relative aux polices muni-cipales . URL: http://www. droit. org/jo/19990416/INTX9800020L . html (дата обращения: 15.05.2009) .
18 Rapport fait au nom de la commission des lois constitu-tionnelles, de la legislation et de l’administration generale de la re-publique sur le projet de loi (n° 815) relatif aux polices municipales, par M. Jacky Darne . URL: http://www.assemblee-nationale .fr/11/ rapports/r0857 asp (дата обращения: 22 05 2009)
19 Loi no 99-291 du 15 avril 1999 relative aux polices municipales . URL: http://www. droit. org/jo/19990416/INTX9800020L . html. (дата обращения: 15.05.2009).
20 URL: http://www.legifrance. gouv. fr/affichTexte. do?cidTex te=J0RFTEXT000000593100&dateTexte=.
21 Roulette F. La police municipale dans la campagne elec-torale // Onpm info . Bulletin d’informations. 2008. № 7. С. 3-4. URL: http://ddata . over-blog. com/xxxyyy/1/05/59/21/0NPMinfo7. pdf (дата обращения: 08 04 2009)
22 URL: http://www letelegramme com/ig/dossiers/ collectivites-locales/securite-publique-le-nouveau-defi-des-maires-30-12-2008-185287.php (дата обращения: 18.01. 2009) .
23 Согласно новому подходу к безопасности, утвердившемуся во Франции в 1990-е гг. , безопасность является продуктом, результатом совместной деятельности, потому буквальный перевод устойчивого выражения «production de la securite» — «производство безопасности» более уместен, чем использование принятого в отечественной практике выражения «обеспечение безопасности»
24 Malochet V. Op cit
25 URL: http://i .ville . gouv. fr/divbib/doc/cergy. htm#top (дата обращения: 08.03.2009).
26 Reunion des prefets du 26 mars 1999. Intervention de m . J . -P. Chevenement, ministre de l’interieur. URL: http://www. reunion . sit . gouv. fr/statique/quoide9/discours/chev260399. htm (дата обращения: 08 01 2009)
27 Bolle P.-H. La police de proximite: notion, institution, action // Eguzkilore 1998 № 12 Р 172
28 См . подробнее: Андреева И. А. Полицейская реформа в Бельгии // Международные юридические чтения : мат-лы науч . -практ. конф. Омск, 2006. Ч . 1 .
29 Le Duff P. Un double appel de la police municipale franchise (Интервью от 24 07 2008 г представителя международного Интернет-портала, посвященного вопросам безопасности «Comunidade Segura» с доктором социологии V Malochet) URL: http://www co-munidadesegura org/?q=fr/node/40017 (дата обращения: 08 02 2009)