Научная статья на тему 'Современная молодежь и культура'

Современная молодежь и культура Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4123
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова В.Г.

Статья отражает состояние современной молодежной культуры, особенности ее становления, основные тенденций и ценностные ориентиры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная молодежь и культура»

3. Постановление Правительства Москвы от 02.07.2002 N 488-1III «О государственной поддержке детского движения Москвы».

4. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с.

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРА

© Мещерякова В.Г.*

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

Статья отражает состояние современной молодежной культуры, особенности ее становления, основные тенденций и ценностные ориентиры молодежи.

Ключевые слова: молодежь, культура, субкультура, ценностные ориентиры.

Каждый человек считает более младшего по отношению к нему - молодежью. И не было еще поколения, которое не сказало бы: «Да, молодежь нынче пошла не та, не то, что мы в свое время...» Напрочь забывая, что и сами когда-то были молодыми. Как известно, молодость - это такой «недостаток», который со временем проходит. Молодость - это как раз время, что бы учиться, творить, искать себя, возможно, порой ошибаться, но главное при этом получать опыт и не повторять ошибки. Именно в этот период происходит становление личности, закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, определяется характер, устанавливаются отношения к себе и людям. Именно в этом возрасте, человек, как никогда более, готов к получению знаний, к самопознанию и самосовершенствованию. Если в этом возрасте человек недополучил чего-либо в своем образовании, потом научить и переделать его практически невозможно.

Сегодня в России молодежь - это 27 % от общей численности населения страны, что составляет примерно 39,6 миллионов человек. До недавнего времени к молодежи относили людей от 14 до 30 лет, но в последнее время верхняя граница сдвинулась до 35 лет. Из-за необходимости получения и усвоения большого объема информации, увеличилось время на получение образования и освоения профессии. С одной стороны физиологическая акселерация как бы быстрее переводит детей во взрослых, а с другой -социальная незрелость, неполная дееспособность не дает этого сделать. Психо-физиологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически миру детей. В итоге современная молодежь характеризуется психо-

* Студент 3 курса (специальность «Реклама и связи с общественностью»). Научный руководитель: Иванова О.М., доктор философских наук, профессор.

логической зрелостью при невозможности участия в социальных институтах взрослых. Вот и получается, когда взрослые говорят: «Ах, какая некультурная и невоспитанная молодежь», а все ли сделало старшее поколение, чтобы так не было? Не научили, не показали на личном примере, не объяснили!

Проблемы современной российской молодежи являются, по сути, не только проблемами этой молодежи, а проблемами всего общества. И если не решать эти проблемы сейчас, то они будут усугубляться и станут влиять не только на сегодняшний день, но и на день завтрашний. Необразованное и некультурное общество способно породить еще более необразованное и некультурное следующее поколение.

Современная молодежь родилась и выросла в период перестройки, коренного изменения социально-культурного наследия. Многие базовые ценности были забыты или подменены, у части молодежи начисто отсутствуют такие важные черты, как трудолюбие, патриотизм, честность, вера в добро, романтизм, тяга к знаниям, добросовестность, стремление к правде и к поиску истины.

К сожалению, в период перестройки многие семьи занимались проблемой выживания, а не воспитания подрастающего поколения. Резко сменилась идеология всего общества. Главным стало получение прибыли, а не развитие духовных ценностей. К сожалению, во всем обществе в целом, и в том числе и у молодежи, заметно снизилась духовная культура. Сильное давление Запада, навязывание американизированных стандартов жизни, полное отрицание своей собственной культуры не способствовало развитию у молодежи собственной идентификации. Вместо того, что бы развивать и обогащать свою собственную культуру, российское общество с большим удовольствием поглощает порой не самую лучшую, облегченную и порой просто примитивную чужую культуру Продолжается процесс дегуманизации и деморализации общества. То, что считалось еще неприемлемым 25 лет назад, сейчас встречается часто и даже становится нормой. Часто можно услышать: «не обманешь - не проживешь, наглость - второе счастье». Героем и образцом для подражания у молодежи становится эгоистичный и циничный, но добивающийся успеха, не считаясь со средствами, человек.

Российские люди по своей сути, по природному внутреннему содержанию все-таки остаются добрыми людьми. Поэтому часть молодежи, интуитивно отвергая предложенные и навязанные правила игры, но, не имея внутренних сил противостоять им, скатываются в маргинальные и асоциальные слои общества. Апатия, пессимизм, неверие в будущее, невозможность реализовать себя приводит молодежь на противоправный путь. Алкоголизм, наркомания захватывает все более молодые слои населения. Переломить возникшую ситуацию можно только на государственном уровне. Пропагандой здорового образа жизни, внедрением социальной рекламы, расширением доступности к культурным ценностям для всех слоев общества. Прово-

димые в стране мероприятия, такие как: «Ночь театров», «Симфоническая ночь», «Ночь музеев», рок-фестивали, образовательные форумы и конференции и т.п., наглядно показывают заинтересованность государства в культурном обогащении общества в целом. В последние пять лет наглядно видно нарастающее вовлечение молодежи в жизнь общества. Заметно прослеживается омоложение политической, культурной жизни общества.

Говоря о молодежи, нельзя не отметить и определенные положительные черты. У современной молодежи в целом отмечается здоровый патриотизм, вера в будущее России. Большая часть молодежи хочет жить в великой свободной стране, которая может обеспечить достойную жизнь для своих граждан. Для этого молодежь готова работать и воплощать задуманное в реальность.

У современной молодежи наблюдается увеличение разносторонности интересов, в связи с большей доступностью лучших образцов мирового и отечественного искусства, ознакомление с которыми сегодня стало нормальной практикой для многих школьников и молодых людей, которые, несмотря на все финансовые трудности, умудряются посмотреть Россию и даже дальнее зарубежье.

В прежние годы наша молодежь, несмотря на все лозунги, все-таки обладала меньшими возможностями для реального сравнения тогда «экзотических» видов искусств, а соответственно, и не понимала их значения.

Современная молодежь рано взрослеет и отличается большей самостоятельностью. Практически все молодые люди в 18 лет уже работают или подрабатывают. Все это, конечно, заставляет их более прагматично смотреть на жизнь. Подчас, самостоятельность выливается в некоторую обособленность. Современная молодежь живет своей отдельной от взрослых жизнью. Интересы молодежи, ценностные ориентиры и культурные запросы очень сильно отличаются от интересов предыдущих поколений.

До середины 20 века культуру вообще не принято было делить на «взрослую» и «молодежную». Все слушали одни и те же песни, читали одни и те же книжки. Общество развивалось не торопясь, опираясь на опыт предыдущих поколений, но в середине 20 века произошел резкий прорыв в развитии человечества. В результате нарастающего развития техногенного общества на людей обрушился большой объем знаний. Стремительное ускорение и обновление информации становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно изменяют и перестраивают культурные традиции, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Перед человеком постоянно возникает проблема выбора. Поиск самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняется постоянным изменением окружающего мира. Переоценка ценностей протекает на фоне быстрого развития информационных технологий. На первый план выдвигается при-

кладная польза и значимость для жизни и дальнейшего саморазвития. Создается такая молодежная среда, которая способствует независимости, оригинальности, способности удивлять, а порой и шокировать общество.

Если говорить о молодежной культуре, то принято скорее говорить о молодежной субкультуре, подчеркивая тем самым, что это переходящая стадия в развитии человека, что он еще не дорос до высших образцов мировой культуры, но при этом пытается привнести в нее что-то свое. Несмотря на то, что понятие субкультуры было введено только в 20 веке, сами субкультуры существовали и ранее. Например, субкультура «Денди» существовала с начала 19 века, «Байкеры», «Скейтбордисты», «Бит-покаление» с 50 годов 20 века, «Хиппи», «Скинхеды», «Ролевики» с 60 годов 20 века, «Панки», «Хип-хопперы», «Готы» с 70 годов 20 века, «Эмо», «Металлисты» с 80 годов 20 века, «Поп-арт», «Хипстеры» с 10 годов 21 века и многие другие. Со временем у большинства молодежи этап приверженности к определенной субкультуре проходит, впрочем, как и сама молодость, но все поколения обязательно проходили эту стадию развития.

Наличие субкультуры не говорит о том, что у современной молодежи нет образцов высокой культуры. Молодежная субкультура - это определенный контингент людей, проходящий этап социальной адаптации. Этот этап должен пройти каждый человек, это время самоопределения, поиска места в социуме.

Современная молодежная культура очень неоднородна, существует множество различных направлений, которые имеют свои ценности и идеалы, преследуют свои цели и задачи. Каждое из направлений - субкультур пытается найти свое место в мире и культуре, переосмыслить уже имеющиеся ценности и идеалы, выработать свои нормы, мораль, право и веру. Пусть порой молодежные субкультуры проявляют протест против общества, общепринятых ценностей и авторитетов, но и они же помогают молодежи адаптироваться к этому же обществу. Поэтому нельзя говорить об отсутствии культуры у молодежи, она есть, правда порой не такая как хотелось бы взрослому обществу. Но она есть, а значит все не так безнадежно, как могло бы показаться! Современная молодежная культура уникальная и неповторимая, является частью общей культуры общества и основой для дальнейшего культурного развития.

Культура всегда и при всех обстоятельствах остается фундаментальной основой общественного развития, одним из эффективных средств формирования, становления человека.

Понятие культурности в разные времена и в разных странах весьма колеблется. В США, например, культурный человек, может положить ноги на стол, даже в гостях. У нас же это не принято. В Африке существует племя, где считается культурным при встрече тереться носами. У нас же, даже здороваясь за руку, попробуйте протянуть вместо открытой ладони кулак.

После революции 1917 года за слово «Господа!» могли расстрелять, за неуважительное отношение. Зато в начале 90-х было неприлично произносить слово «Товарищ!»

Как видим, время и история не стоит на месте, однако, если мы сейчас не займемся вплотную подрастающим поколением, не привьем им культурное поведение, не сделаем популярным здоровый образ жизни, то деградация общества станет уже необратимым процессом. Для решения этой проблемы должны объединить свои силы и государство, и общественные организации, и все общество в целом, и даже каждый человек в отдельности. Самое главное отличие современной молодежи - это их готовность к действию, гибкость мышления, восприятие всего нового и способность менять окружающий мир.

Список литературы:

1. Айзенкоп Б.М. Молодёжная политика в Российской Федерации. - М., 2003. - 523 с.

2. Васильева Н.А. Молодежная культура как переоценка ценностей. Философия. - СПб.: 1999. - С. 347.

3. Иваненков Сергей. Проблемы социализации современной молодежи. -М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. - (электронная книга).

4. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.

5. Левикова С.И. Молодёжная культура. - М.: Вузовская книга, 2007. -357 с.

6. Леньков Р., Гайдукова Е., Гришаева С., Колосова О, Куликова О., Ми-трюшин С., Мишина Г., Пацула А., Ромашова Л., Тимохович А. Социология молодежи: учебник. - М.: Юрайт, 2015.

7. Чибисова Н. Молодежь и культура. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - (электронная книга).

8. Шабанов Л.В. Молодёжная субкультура. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012.

9. Шурбе Вера. Молодежь и молодежная политика. Характеристика, анализ и пути улучшения качества жизни молодежи. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - (электронная книга).

10. ВИКИПЕДИЯ - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.