Научная статья на тему 'Неформальная молодежная субкультура в России: уход в небытие или повторение пройденного?'

Неформальная молодежная субкультура в России: уход в небытие или повторение пройденного? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1076
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / российская молодежь / неформальная молодежная субкультура / общество / социализация / сбой социализации. / youth / Russian youth / informal youth subculture / society / socialization / the failure of socialization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальная молодежная субкультура в России: уход в небытие или повторение пройденного?»

Левикова С.И.

д.филос.н., профессор Московского педагогического государственного университета

levikovasi@inbox. ru

НЕФОРМАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ: УХОД В НЕБЫТИЕ ИЛИ ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?

Ключевые слова: молодежь, российская молодежь, неформальная молодежная субкультура, общество, социализация, сбой социализации.

Keywords: youth, Russian youth, informal youth subculture, society, socialization, the failure of socialization.

В последнее время из средств массовой информации практически ушла тема неформальной молодежной субкультуры. Ушли в прошлое 90-е годы ХХ века и первое десятилетие XXI века, когда в журналах и газетах постоянно встречались, если не статьи, то по крайней мере заметки о ней; когда на телевидении снимались репортажи, передачи и устраивались диспуты, посвященные как феномену неформальной молодежной субкультуры, так и различным его аспектам; когда создавались научные организации, исследовавшие неформальную молодежь, и писались исследования, посвященные ей. Второе десятилетие XXI века ознаменовалось фактически молчанием о неформальной молодежной субкультуре. В результате этот феномен стал постепенно забываться, и у многих возникло впечатление, что он вообще прекратил свое существование, канул в небытие, оставив после себя лишь воспоминания, периодическую моду на различную атрибутику, характерную для той или иной неформальной молодежной субкультуры (прически, одежда, украшения, сленг и т.п.), несколько художественных фильмов, да стареющих бывших неформалов, которые давно вписались в формальную жизнь современного общества и слились с той самой толпой, выделяться из которой они так стремились во времена своей молодости...

Однако такое поведение СМИ вовсе не ново по отношению к определенным сторонам жизни молодежи. В 60-х годах прошлого столетия в США была популярна такая молодежная организация (вернее, течение), как «новые левые», деятельности которой средства массовой информации уделяли много внимания, чем способствовали серьезному интересу к ней со стороны молодежи и привлечению в ее ряды новичков. Однако к концу 1960-х годов о «новых левых» перестали писать. Вообще. Вскоре течение распалось на составляющие, а потом и вообще кануло в прошлое. Лидеры же «новых левых» отмечали в конце 1960-х годов, что молчание средств массовой информации об их течении сыграло наиболее серьезную роль в его распаде.

Вряд ли у российских средств массовой информации была какая-то цель или умысел, когда они вдруг дружно замолчали о неформальной молодежной субкультуре. Причины здесь намного банальнее. Среди них можно отметить и то, что эта тема перестала быть «горячей» и привлекать к себе внимание широкой аудитории, поскольку глобальных изменений с феноменом не происходило, а писать одно и то же на протяжении длительного времени смысла не имело; и то, что феномен неформальной молодежной субкультуры перестал ощущаться чем-то из ряда вон выходящим и перешел в разряд повседневной рутины, не заслуживающей особого внимания; и то, что социальные проблемы и внутри России, и за ее пределами настолько обострились, что способствовали переключению внимания аудитории и затмили собой феномен неформальной молодежной субкультуры. В результате молчание СМИ и привело к тому, что о феномене, фактически, знают лишь те молодые люди, которые имеют непосредственное отношение к нему1, да редкие исследователи, которые либо продолжают собственные исследования, либо по тем или иным причинам сталкиваются с феноменом неформальной молодежной субкультуры и вынуждены на него реагировать.

Занятно, но несколько лет назад я была приглашена на конференцию, где делала пленарный доклад. Конференция была посвящена не проблемам молодежи, а социальным особенностям современного этапа развития нашей страны. Перед началом конференции меня встретил представитель вуза, где она проходила, и по дороге в зал, спросил: «А чем Вы занимаетесь?» Когда я ответила, что неформальной молодежной субкультурой, он посмотрел на меня внимательно и уточнил: «Так Вы занимаетесь тем, чего сейчас уже нет?»

Я вспомнила этот случай потому, что, к сожалению, коллега высказал точку зрения, которая выработалась сейчас у многих. И причина тому не только молчание средств массой информации о феномене неформальной молодежной субкультуры, хотя, безусловно, СМИ сыграли здесь большую роль. К сожалению, отрицательную роль играет устойчивое представление о том, что неформальная молодежная субкультура для молодого человека - это нечто естественное и проходящее. А потому даже если молодой человек окажется в неформальной молодежной субкультуре, то рано или поздно он ее покинет. По принципу: вырастет, «перебесится». И принадлежность к той или иной нефор-

1 В настоящее время я веду спецкурс по неформальной молодежной субкультуре для студентов 5 курса МШ У, которые готовятся обучать обществоведению старшеклассников в школе. Эти занятия мне показывают, что даже общее представление о неформальной молодежной субкультуре у них весьма смутное.

мальной молодежной субкультуре воспринимается родителями, да и другими взрослыми, имеющими отношение к молодому человеку, «вдруг» облачившемуся в «униформу» той или иной неформальной молодежной субкультуры, начавшему себя вести непривычным образом и подолгу пропадающему с «аналогичными» ему молодыми людьми, как какое-то детское заболевание, которое следует перетерпеть: ведь никто же не болеет, например, ветрянкой или коклюшем всю жизнь: рано или поздно ребенок выздоравливает. Но болезнь лечат. А как «лечить» принадлежность молодого человека к неформальной молодежной субкультуре, которая, как правило, не доставляет удовольствия родителям? Правильно: нотациями и попыткой удержать «заболевшего» ребенка дома. Но от такого «лечения» можно получить лишь обратный эффект.

Для того чтобы социальный феномен прекратил свое существование, ушел в небытие, должны исчезнуть причины его существования. Это азбучные истины: нет причин - нет феномена. А потому разобраться в том, существует ли социальный феномен или нет, если вы по каким-либо причинам не имеете о феномене информации или не встречаете его проявлений, необходимо посмотреть, что сталось с причинами существования этого феномена. И, забегая вперед, я могу сразу сказать, что основные причины существования феномена неформальной молодежной субкультуры никуда не пропали. Они продолжают существовать в современной России, а потому даже молчание средств массовой информации о феномене неформальной молодежной субкультуры его не отменяет. Напротив, закрывая глаза на него, СМИ переводят его с социального на индивидуальный уровень, превращая его в проблему лишь родителей и их детей, или, в худшем случае, неформальных молодых людей и правоохранительных органов, а то и психиатров1.

Обращение к публикациям в Интернете (на Яндексе), посвященным как самому феномену неформальной молодежной субкультуры (хотя там он фигурирует, по крайней мере, под тремя названиями: «молодежная культура», «молодежная субкультура» и «неформальная молодежная субкультура»; хотя встречается и такое отжившее, как «молодежное движение»), показало, что почти за шестнадцать лет там, практически, ничего не изменилось2. То есть, безусловно, появились новые статьи, новые авторы (если, конечно, авторство статьи обозначено), новые картинки (фотографии), новые сюжеты и даже описание одной-двух относительно новых неформальных молодежных субкультур. Однако, по сути, принципиально ничто не изменилось. Практически все то, что писалось в конце ХХ - начале XXI столетий об этом социальном феномене чуть ли не в тех же словах (с небольшими нюансами) повторяется и сейчас. И это очень грустно, поскольку феномен неформальной молодежной субкультуры, в действительности, является серьезным современным социальным явлением и, если его замалчивать или забалтывать, то проблемы не только сохранятся и в будущем, но, не исключено, что и возрастут.

Особенно расстраивает то, что большая часть авторов просто переписывает (с небольшими изменениями) то, что было наработано в последние два десятилетия прошлого века по феномену неформальной молодежной субкультуры, в результате чего из публикации в публикацию повторяются практически одни и те же положения. И было бы понятно, почему это происходит, если бы мы имели дело с каким-то давно свершившимся историческим фактом (типа войны с Наполеоном или реформ Петра Великого), хотя и там сейчас исследователи открывают много нового и интересного. Однако феномен неформальной молодежной субкультуры, несмотря на фактическое молчание о нем СМИ, не только не канул в Лету, не только продолжает существовать, но и развивается. Кроме того, ведь не только во второй половине ХХ столетия3, но и в XXI столетии велись серьезные научные исследования данного социального фено-

1 Просматривая Интернет-публикации по неформальной молодежной субкультуре, я обратила внимание на то, что среди них много таких, которые либо созданы врачами-психиатрами, либо передают мнение врача-психиатра по поводу той или иной неформальной молодежной субкультуры (см., например, подборку видео материалов на сайте http://love-mother.ru/molodezhnye-subkultury-spisok-vidy.html). И эта ситуация не нова. Еще в советское время к изучению представителей неформальных молодежных субкультур нередко привлекали именно психиатров, тем самым подчеркивая, что подобное поведение молодых людей представляет собой клиническую девиацию, бороться с которой необходимо с помощью психиатрии. А потому, к сожалению, нередки случаи, когда родители, поняв, что их ребенок стал неформалом, тут же диагностируют у него психическое расстройство и тащат к соответствующему врачу.

2 Я не буду тут перечислять адреса Интернет-статей, поскольку, во-первых, список будет большим и займет много места, а, во-вторых, достаточно просто задать в поиск одно из перечисленных в скобках название интересующего феномена на Яндексе и просмотреть имеющиеся там публикации.

3 Алексеев А. Неформальное движение. - М., 1992; Артюхов С. М. Отрицательный угол. - М., 1990; Березовский В.Н., Кротов Н.И. Неформальная Россия. - М., 1990; Герасименко А.П. Критика теорий молодежной культуры. - М., 1997; Гришин В.А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде // Общественные, самодеятельные движения. - М., 1990; Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? - М., 1990; Давыдов Ю.Н. Трагедия позднего повзросления. Молодежная революция 60-х гг. и ее сегодняшние ровесники // Иностранная литература. - М., 1983. - № 1; Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. - М., 1980; Ендживский М. Тусовка. - М., 1990; Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. - М., 1990; Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры. - Казань, 1997; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М., 1989; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000; Марков А. Самодеятельные молодежные объединения. - Л., 1988; Методологические проблемы исследования молодежи. - М., 1998; Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. - СПб., 1999; Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии. - М., 1990. - № 5; Неформальная Россия. - М., 1990; Никулина О.В. Молодежная субкультура: за и против. - М., 1985; Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. - М., 1990; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. - Саратов, 1996; Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. - М., 1988; Сенкевич З.В. Молодежная культура: за и против. - Л., 1990; Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. - М., 1998. - № 11; Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. - М.: АН СССР, Ин-т философии, 1987; Суртаев В.Я. Молодежь и культура. - СПб., 1999; Тарасов А. Есть ли будущее у молодежи? // Свободная мысль. - М., 1996. - № 7; Шкурин В. Н. Неформальные молодежные объединения. - М., 1990; Щепан-ская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. - СПб., 1993; Pilkington, H. Russia's Youth and its Culture: A Nation's constructors and Constructed. Routledge, 1994; Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. Routledge, 1996 и др.

мена1. Но они по большей части остаются в стороне не только Интернет-публикаций, но и тех, кто занимается и разработкой молодежной политики в нашей стране, и тех, кто непосредственно работает с молодежью по линии Комитетов по делам молодежи на различных уровнях (городском, районном, республиканском, окружном и т.п.)2.

Причины возникновения и существования неформальной молодежной субкультуры, представленные в большинстве различных публикаций, в том числе и интернетовских, выглядят примерно так: «Вызов обществу, протест. Вызов семье, непонимание в семье. Нежелание быть как все. Желание утвердится в новой среде. Желание привлечь к себе внимание. Неразвитая сфера организации досуга для молодежи в стране. Копирование западных структур, течений, культуры. Религиозные идейные убеждения. Дань моде. Отсутствие цели в жизни. Влияние криминальных структур, хулиганство. Возрастные увлечения и др.»3. Практически из публикации к публикации эти причины повторяются либо порознь, либо в том или ином сочетании. К ним, как правило, добавляются еще такие причины как «желание самовыражения» и/или «желание самоутверждения». Психологи любят добавлять в качестве причины возрастной период отрицания всего и вся (период негативизма, осложненный процессом полового созревания). Безусловно, все эти причины имеют определенное отношение к неформальной молодежной субкультуре. Однако если внимательнее присмотреться к ним, то тогда станет непонятным, почему феномен неформальной молодежной субкультуры появляется лишь (и именно) в середине ХХ столетия и существует по сей день. Почему его не было, например, в эпоху Возрождения или в эпохи Античности или Средневековья? Ведь все сказанное, так или иначе, относится к молодым людям, находящимся на этапе перехода из состояния детства в состояние взрослости. То есть к молодым людям, которые еще не заняли своего места во взрослой жизни, но уже пытаются оторваться от своей родительской семьи. А потому для существования феномена неформальной молодежной субкультуры необходимо искать его собственную, основную, главную, доминирующую причину.

Может ли этой причиной быть возрастной период отрицания всего и вся, на котором настаивают психологи? Нет. Через такой период проходят абсолютно все молодые люди, и неформальная молодежная субкультура не является его следствием. Возможно ли говорить о том, что период пребывания человека в неформальной молодежной субкультуре соответствует какому-то определенному возрастному этапу (обычно называют возрастные рамки от примерно 13-14 до 21-28 лет)? И здесь мы имеем дело с натяжкой, поскольку возрастные рамки приверженцев неформальной молодежной субкультуры очень размыты, и там можно встретить людей, совсем не соответствующих названным цифрам. Кроме того, даже если мы обратимся к периоду реального исторического существования феномена неформальной молодежной субкультуры, который берет начало в конце первой половины ХХ столетия и продолжается до настоящего времени, то увидим, что далеко не все люди, соответствующие указанным возрастным рамкам, входили в неформальные молодежные субкультуры. Более того, самые «урожайные» годы для этого социального феномена не выводили на цифры более 15 процентов от общего числа молодых людей в тех странах, где этот феномен наблюдал-ся,4 а в обычной ситуации их число и того меньше.

1 Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. - М., 2002. - № 8; Башкатов И.П., Стрелкова Т.С. Молодежные субкультуры // Социологические исследования. - М., 2006. - № 11; Бурдеева Н. О. Молодежная субкультура: социологический анализ понятия // Наука. Образование. Молодежь. - Майкоп, 2004; Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи. - Ростов н/Д, 2001; Воронов В., Черничкина Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре? // Воспитание школьников. 2001. - № 4, 5; Гогерчак С.Ю. Молодежь как феномен культуры: Дис. к.филос.н. - Ростов н/Д, 2004; Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи. Дис. к.соц.н. - Ростов н/Д, 2009; Земрах Т.В. Базовые ценности современной молодежной культуры: Дис. к.филос.н. - Ростов н/Д, 2005; Карпиленя С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества. Дис. к.соц.н. - Ростов н/Д, 2009; Корчагина Ю. Подросток и субкультура // Здоровье детей. 2008. - № 24; Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000; Молодежная культура и ценности будущего. - СПб., 2001; Левикова С.И. Молодежная культура. - М., 2002; Леви-кова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004; Левикова С.И. Неформальная молодежная субкультура. - М., 2010; Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России // Знание. Понимание. Умение. 2007. - № 4; Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - М., 2002. - № 10; Mikhailova Y.D., Torchinov Е.А. Images at an Impasse: Anime and Manga in Contemporary Russia // Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images. - Folkestone: Global Oriental, 2008; Оберемко О., Блюдина У. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры. - СПб., 2004; Орлов Д.В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе. Дис. к.соц.н. - Саратов, 2008; Резухина Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психолого-педагогический аспект // Психологический журнал. 2006. - № 18; Хапаева Д. Готическое общество: морфология кошмара. - М., 2007; Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. - М., 2003 и др.

2 Я в течение длительного времени проводила занятия с работниками комитетов по делам молодежи не только Москвы и Московской области, но и различных городов и регионов России, рассказывая о сущности феномена неформальной молодежной субкультуры, его причинах и некоторых опасностях, которые он может таить (но не обязательно таит). Как правило, слушатели ожидали, что я им буду рассказывать о том, чем одна неформальная молодежная субкультура отличается от другой, а потому были настроены в основном скептически. Но в процессе нашего общения их отношение к теме занятий менялось, и они отмечали, что даже не подозревали, с представителями какого социального феномена в действительности имеют дело.

3 http://lazy404.narod.ru/index/0-4

4 Безусловно, подсчитать количество тех, кто принадлежит к неформальным молодежным субкультурам, крайне сложно, поскольку сам статус неформальности не дает жесткой фиксации, и человек может сегодня так или иначе входить в неформальную молодежную субкультуру, а завтра спокойно ее покинуть и заняться чем-либо иным (тем более что отношение к неформальной молодежной субкультуре является, как правило, не основным его занятием и времяпрепровождением в жизни, а параллельно он либо учится, либо работает). Однако попытки выявить количество субкультурной молодежи все-таки предпринимались, особенно в прошлом столетии. И они показали, что во времена так называемой Студенческой революции в США 60-х годов прошлого столетия, когда возникло впечатление, что хиппи заполонили всю эту страну, процент тех самых хиппи от молодых людей составлял не более двух (Америка. 1969. - № 156. - С. 4-6). Примечательны результаты попыток посчитать неформалов, приведенные в книге «Критика буржуазных теорий молодежи» (М.: Прогресс, 1982, гл. 4). Также интересны данные, собранные американским социоло-

Но тогда где следует искать истинную, доминирующую причину возникновения и существования неформальной молодежной субкультуры? Поскольку мы имеем дело с социальным феноменом, то и причина должна быть в первую очередь социальной. Я утверждала ранее1 и продолжаю утверждать и сейчас, что основной причиной проявления и существования неформальной молодежной субкультуры в современных обществах является сбой социализации молодых людей, который приводит к их невписываемости в общество, обделенности, которые, в свою очередь, они компенсируют с помощью принадлежности к той или иной неформальной молодежной субкультуре. То есть то, что общество традиционным способом недодает молодому человеку, он сам «добирает» посредством неформальной молодежной субкультуры. Здесь я коротко поясню, о чем идет речь, хотя в своих книгах и статьях я этот вопрос подробно разбирала.

Коль скоро речь зашла о социализации, то несколько слов о ней. Существует много определений социализации, но все они сводятся к тому, что это «длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает»2. Суть этого процесса в том, чтобы «перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе. Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей. Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков». Причем «каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания»3.

Так вот, причина появления неформальной молодежной субкультуры кроется именно в сбое социализации, но не в части усвоения знаний, а в части усвоения опыта в плане отработки социальных ролей, а также и, в первую очередь, усвоения норм поведения и нравственных ценностей, принятых в том обществе, которое окружает сначала ребенка, а затем уже молодого человека, становится характерной именно для современных индустриально развитых обществ, начавших переход к постиндустриальной стадии. То есть определенная стадия развития общества приводит к таким изменениям, которые оборачиваются появлением неформальной молодежной субкультуры4. И поскольку основных инстанций социализации лишь две: семья и общество5, то и сбой социализации необходимо искать именно там. И здесь надо сразу сказать, что (за исключением лишь немногих неформальных молодежных субкультур, типа гопников) в неформальные молодежные субкультуры попадают молодые люди из так называемых благополучных семей. Именно в таких семьях родители, порой либо слишком опекают своих детей, из-за чего те теряют возможность что-либо решать в своей жизни и нуждаются в альтернативной среде, где бы они сами могли принимать решения; либо в силу ряда причин (как правило, это работа, необходимая, чтобы обеспечить жизнь и оплатить дальнейшее обучение ребенка) родители не в состоянии уделять достаточно внимания и времени своему ребенку, компенсируя свое отсутствие в его жизни его материальным благополучием, из-за чего молодой человек оказывается лишенным моделей поведения и взаимоотношений в семье, за наработкой которых он и отправляется в среду сверстников в неформальной молодежной субкультуре. Общество же дает сбой социализации молодых людей и в рамках школы, и отправляя новобранцев в так называемые «горячие» точки, и не обеспечивая молодого человека работой и т.п.6

Следует отметить, что набор причин, приводящих к сбою социализации, ведущий к обделенности, невписывае-мости молодого человека в общество, прокладывающих ему дорогу в неформальную молодежную субкультуру, никуда не делся и продолжает существовать в современном российском обществе. Но если есть причины, то надо искать и их следствие, а именно неформальные молодежные субкультуры. Они исчезли в соответствие с молчанием о них средств массовой информации? Ничуть. Просто они себя не очень афишируют. Но практически во всех крупных городах есть места, где собираются представители тех или иных неформальных молодежных субкультур. И, как правило, это места в центре городов: либо на площади около какого-нибудь памятника, либо в каком-нибудь сквере (парке), либо в каком-нибудь клубе, кафе и т.п. Безусловно, климатические особенности нашей страны делают субкультурную молодежь заметной лишь в теплое время года, но это вовсе не означает, что она отсутствуют вообще.

гом Д. Янкеловичем (Yankelovich D. Changing Youth Values in the 70's. A Study of American Youth. - N.Y., 1974; Yankelovich D. New Morality. A Profile of American Youth in the 70's. - N. Y., 1974; Yankelovich D. New Rules: Searching for Self-fulfillment in a World Turned Upside Down. - N.Y., 1981; Yankelovich D. Skelly and White Ink. The General Mills American Family Report: 1976-1977. - The Raising Children in a Changing Society. - N.Y., 1977; Yankelovich D. The Changing Values on Campus. - N. Y., 1977; Yankelovich D. The New Morality. A Profile of American Youth in the 70's. - N.Y., 1974 etc.). Привожу здесь ссылки на исследования прошлого века лишь потому, что те немногочисленные исследования, которые проводятся в настоящее время не очень репрезентативны в силу незначительного охвата. Кроме того, они все равно не выходят за рамки уже указанных 15%.

1 Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004; Левикова С.И. Неформальная молодежная субкультура. - М., 2010, а также в ряде статей, опубликованных и в журналах, и в сборниках научных статей.

2 http://gopsy.ru/psihologija/chto-takoe-socializacija.html

3 Там же.

4 Причины того, почему именно в индустриально-развитых социальных системах, начавших переход к постиндустриализму, появляются неформальные молодежные субкультуры, я подробно разбирала в следующих публикациях: Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004; Левикова С.И. Неформальная молодежная субкультура. - М., 2010.

5 Хотя семья, безусловно, является элементом общества, но здесь я хочу выделить ее особо, поскольку она играет очень большую роль в «попадании» молодого человека в неформальную молодежную субкультуру.

6 Подробнее см.: Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004; Левикова С.И. Неформальная молодежная субкультура. - М., 2010.

Что происходит в неформальных молодежных субкультурах? Да, то же самое, что происходило во всех неформальных молодежных субкультурах и в ХХ веке. При этом не имеет особого значения, как они называются (хиппи, панки, готы, эмо, ванильки, помятые и т.п.), и как выглядят их представители. В основном, сами не понимая того, молодые люди отрабатывают в неформальных молодежных субкультурах социальные роли, которые им необходимы будут во взрослой жизни и которые они по тем или иным причинам не имеют возможности отработать так называемым традиционным путем1; молодые люди в неформальных молодежных субкультурах не столько самовыражаются (хотя и это тоже присутствует, но в рамках «канонов» той или иной неформальной молодежной субкультуры), сколько самоидентифицируются, определяются, кто же они такие на самом деле. А, определившись, они покидают неформальную молодежную субкультуру и «вписываются» в общество, начинают вести жизнь «обычных» взрослых людей. Кстати, они живут и работают среди тех, кто ранее не имел никакого отношения к неформальным молодежным субкультурам, причем последние не всегда знают или догадываются о прошлом своих коллег или соседей.

Изменилось ли что-либо в феномене неформальной молодежной субкультуры в России в настоящее время по сравнению с ХХ или началом XXI века? Безусловно, да. Однако принципиально изменилось лишь то, что возникли так называемые «электронные» неформальные молодежные субкультуры. И причиной этого является развитие и распространение электронных средств массовой коммуникации. Что здесь имеется в виду? Если ранее все представители неформальных молодежных субкультур где-то встречались и непосредственно общались с себе подобными, а потому и создавали субкультурные элементы (прически, внешний вид, грим, украшения, жаргон, манеры поведения и общения и т.д.), дабы отличать «своих» от «чужих», то теперь часть неформальной молодежи предпочитает, сидя у себя дома, проводить время у компьютеров и «зависать» в общении с «себе подобными». То есть целый ряд неформальных молодежных субкультур либо переместились, либо возникают и существуют в «мировой паутине», хотя, по сути, принципиально это ничего не меняет: изменение формы не влечет за собой изменения содержания. И в подобных неформальных молодежных субкультурах молодые люди «добирают» ту социализацию, которую они недополучают в семье или в обществе.

Следует отметить, что часть молодых людей не обращается к неформальным молодежным субкультурам в современной России потому, что им предоставляется альтернативный путь для компенсации нехватки социализации: это различные молодежные организации, созданные для молодежи и с целью работы с молодежью.2 Эти организации сумели частично скорректировать тот сбой социализации, который имеется у ряда подростков и молодых людей. Однако подобных организаций и течений в настоящее явно недостаточно. А потому молодые люди будут поддерживать существование старых и создавать новые неформальные молодежные субкультуры. И в этом нет ничего плохого, если бы не опасность того, что в неформальных молодежных субкультурах молодые люди оказываются предоставленными сами себе. А этим могут воспользоваться некоторые заинтересованные в молодых людях взрослые и при желании превратить одних неформалов в банды (как это в свое время случилось с люберами), а других - обратить в веру и затянуть в секту (примеров здесь хоть отбавляй: и «Семья любви», и «Наследники Иисуса» и многие другие). А потому следует серьезнее относиться к социальному феномену неформальной молодежной субкультуры и не закрывать глаза на его существование. Ведь даже если идет речь о небольшой части молодых людей в крупных городах нашей страны, то это не означает, что их следует обходить вниманием.

1 Я использую здесь оборот «так называемый», поскольку и путь неформальной молодежной субкультуры уже почти за

70 лет стал традиционным.

2

В ряду подобных организаций можно назвать различные клубы по интересам (например, клуб «Созвездие» в Москве); молодежные движения (например, «Наши», движение волонтеров и т.п.); молодежные организации и движения, создаваемые Русской Православной церковью и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.