Научная статья на тему 'Современная модель государственно-конфессиональных отношений в республике Дагестан'

Современная модель государственно-конфессиональных отношений в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
156
37
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Джабраилов Юсуп Джабраилович

В статье анализируются современные государственно-конфессиональные отношения, складывающиеся в Республике Дагестан. Подчеркивается, что сложившаяся система взаимоотношений между государственными институтами и религиозными организациями не носит характер социального партнерства.The modern state and confessional relations developing in the Republic of Dagestan are analyzed in the article. It is also emphasized that the system of relationship between state institutes and religious organizations has no nature of social partnership.

Текст научной работы на тему «Современная модель государственно-конфессиональных отношений в республике Дагестан»

Юсуп ДЖАБРАИЛОВ

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОконфессиональных отношений В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье анализируются современные государственно-конфессиональные отношения, складывающиеся в Республике Дагестан. Подчеркивается, что сложившаяся система взаимоотношений между государственными институтами и религиозными организациями не носит характер социального партнерства.

The modern state and confessional relations developing in the Republic of Dagestan are analyzed in the article. It is also emphasized that the system of relationship between state institutes and religious organizations has no nature of social partnership.

Ключевые слова:

государство, ислам, религиозная организация, государственно-конфессиональные отношения; state, Islam, religious organization, state and confessional relations.

Российская Федерация после распада Советского государства стала его правопреемницей, но уже с новой, преобразованной системой социальных взаимоотношений. Масштабные изме -нения во всех сферах общественной жизни, качественно преобра -зующие ценностные ориентации и идеологические предпочтения граждан, вызвали кардинальные изменения и в государственно -конфессиональных отношениях.

В Советском государстве, как известно, господствовала идеология марксизма, основой которой являлся материализм, а это означало, что у религии как идеологии не было шансов вписаться в строящу -юся новую (коммунистическую) модель государства и общества, и, соответственно, она рассматривалась как пережиток прошлого.

В законодательных нормах РФ также констатируется отделение религиозных объединений от государства, но эти положения носят теперь иной характер и направлены на содействие достижению вза имного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. В них теперь отчетливо про -писано, что любой гражданин может свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действо вать в соответствии с ними1.

Для всех государств светского типа характерно отделение религи -озных объединений от государства. Именно в светских государствах государственно - конфессиональные отношения принимают наиболее сложные и развитые формы. Но дело в том, что в условиях отсутствия целостной государственной концепции развития государственно -конфессиональных отношений в Российской Федерации отдельные авторы в зависимости от своего мировоззренческого выбора остав ляют за собой возможность произвольного толкования как законо дательства, так и роли и места религии в обществе.

Тем не менее, опираясь на статьи Конституции РФ, федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», закона РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» и практику реального взаимодействия государства с религиозными объединениями, с религиозной журналистикой, а также на выводы религиозных экспертов, можно попытаться рассмотреть, как на сегодняшний день развиваются в Дагестане

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации «О свободе слова и религиозных объединениях». Принят Государственной думой 19 сентября 1997 г.

ДЖАБРАИЛОВ

Юсуп

Джабраилович — к.полит.н., научный сотрудник Регионального центра

этнополитических исследований ДНЦ РАЛ

у^аЬтЯт®

yandex.ru

государственно-конфессиональные отношения.

В самом общем виде по характеру отно -шений с религиозными объединениями государства подразделяются на государ -ства теократического и светского типов.

Для государств теократического типа свойственно слияние государственных и религиозных институтов.

Среди вариантов государственноконфессиональных отношений в светском государстве можно выделить следующие типы: сегрегационный (атеистический), сепарационный (нейтральность государ -ства в отношении религии), кооперацион ный (социальное партнерство).

По официальным данным в Республике Дагестан всего 2 544 религиозные орга -низации и 1 централизованная. Из них 2 489 (97,8%), в т.ч. все духовные образо -вательные учреждения и единственная централизованная религиозная органи зация (Духовное управление мусульман Дагестана — ДУМД), — исламские.

Хотя подавляющее большинство насе -ления республики (около 90%) идентифи -цируют себя в качестве мусульман, однако элементарными знаниями о требованиях, предъявляемых религией к верующему, обладают не более 14% мусульманского населения РД1. Официальное духовенство направляет свой политический, социаль -ный и мировоззренческий потенциал на преодоление религиозного невежества и построение исламского общества в респу блике.

В то же время следует подчеркнуть, что религиозные деятели ДУМД всегда явля -лись «государственниками». Но подоб -ная направленность понимается не как сговор государственной и религиозной бюрократии (как это пытаются подать отдельные представители религиозных радикалов и экспертного сообщества), а скорее как позиция, направленная про тив дестабилизации и смуты в социально политической жизни республики.

Здесь достаточно упомянуть об активной гражданской позиции всех религиозных деятелей традиционного ислама, не под державших вторжение бандформирова -

1 См.: Абдулагатов З.М. Ислам в массовом сознании дагестанцев. — Махачкала, 2006; он же. Особенности социализации современной молоде -жи и социальные деформации в молодежной среде (на примере Республики Дагестан). — Махачкала, 2011.

ний на территорию Республики Дагестан в 1999 г., а, наоборот, противостоящих подобным действиям. Следует отметить также взвешенную позицию официаль ного духовенства в 2012 г., благодаря кото -рой в т.ч. не сбылись негативные прогнозы экспертов после самого резонансного события всей общественно политической жизни в новейшей истории Дагестана — убийства самого влиятельного духовного лидера мусульман не только республики, но и всего Северного Кавказа, шейха Саида афанди Чиркейского. (В этой ситуации эксперты предрекали развязывание чуть ли не гражданской войны в регионе2.)

Так, пятничная проповедь 31 августа 2012 г. имама Джума мечети г. Махачкалы М. Саадуева была целиком посвящена при зыву верующих к терпению и сохранению спокойствия. В проповеди особо подчерки валось, что «смерть устаза не должна стать причиной какой либо смуты, фитны, а при зывы к этому — звенья цепи политических интриг, политических планов, которые хотят кровопролития в нашем регионе».

Отношение ислама к власти, ее леги тимности довольно ясно выражается в суннитской концепции власти, которая не характеризуется какими либо крайними позициями в этом вопросе. Сунниты — приверженцы такой формы власти, кото рую осуществляет выбираемый автори тетными мусульманами член религиозной общины, обладающий непререкаемым авторитетом, знанием религиозных норм, богобоязненностью, имеющий генеалоги ческую связь с родом курейшитов. Ислам зиждется на идее справедливости как общечеловеческой ценности. Этим харак -теризуются все социальные отношения, в т.ч. и деятельность правителей (чинов -ников). Но, к сожалению, основные тенденции трансформации социальной структуры современного дагестанского общества — это углубление социального неравенства по всем показателям (эконо мическим, политическим, социальным).

хотя в законодательстве республики не исключается возможность индивидуаль ного общения гражданина с органами вла -сти по проблемам, связанным с его свобо дой совести и свободой вероисповедания, тем не менее в реальности общение с го сударством в основном ведут религиозные

2 Шведов Г. Убийство шейха в Дагестане: «Ответ может быть очень жестоким» // М1р:/ДауроШ. сот/ (дата обращения 01.11.2012).

деятели, религиозная журналистика, ака демические структуры, связанные с препо даванием религиоведческих дисциплин.

Следовательно, одним из факторов, повышающих легитимность государст венной власти в глазах мусульман тра -диционного направления, было бы со здание при высшем должностном лице Республики Дагестан реально действую щего координационного совета по делам религий, в рамках которого путем диа лога решались бы все актуальные вопросы государственно конфессиональных отно шений. Учреждение такого совета, на наш взгляд, позволило бы избежать однобо -кости государственной вероисповедаль ной политики и наладить сотрудничество между государственными институтами и религиозными организациями.

0 недостаточном внимании государства к религиозным СМИ в республике свиде тельствует случай, когда на первый даге станский форум «Региональные СМИ в общероссийском информационном про странстве: векторы развития» не пропу стили руководителя медиахолдинга ДУМД Патимат Гамзатову.

«К сожалению, ни один из этих вопро -сов [обсуждаемых на форуме], видимо, не касается исламской журналистики в регионе, которая здесь достаточно развита и представлена ведущими российскими изданиями, такими как журнал “Ислам”, газета “Ас - салам”, сайт Ислам.ру и пр. Журналисты этих изданий уже привыкли, что к ним и их изданиям порой относятся как к “мёртвым душам”, полагает редакционный коллектив Ислам.Ру»1.

Не случайно эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев отмечает, что в Дагестане нет эффективной системы отношений между религиозными деятелями и властями республики, из за чего вести среди моло дежи пропаганду традиционного ислама стало непросто, а его многочисленные общины политизированы. На фоне этих трудностей расширяется религиозная экс пансия ваххабитов2.

1 Векторы развития дагестанских СМИ не затрагивают исламских тем? // http://islamio.ru/ news/poЦcy/vektory_razvitiya_dagestanskikh_smi_ ne_zatгagivayut_islamskikh_tem/ (дата обращения 23.04.2013).

2 Половина молодежи Дагестана хотят, чтобы республика развивалась по исламским султанатам // http://www.comrelig.ru/index.php?option=com_c

ontent&task=view&id=206&Itemid=30

Таким образом, мы можем конста тировать, что сложившаяся система государственно-конфессиональных отношений в Дагестане не носит характер социального партнерства. Следовательно, можно говорить скорее о сепарационном типе светской модели государственно-конфессиональных отношений в республике. Государство ограничивается лишь эпизодическими контактами с религиозными объедине ниями в сфере противодействия экстре мизму, предоставляет им возможность участвовать в рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

В целом утвердившийся в Республике Дагестан тип светской модели государственно конфессиональных отно шений не может и не должен быть таким «дистиллированным», а в соответствии с исторической ролью религии в регионе должен занять позицию партнерства по отношению к традиционным мусульман ским общинам.

Не случайно сегодня и в государ ственных СМИ Республики Дагестан звучат идеи о том, что уполномоченные представители органов государственной власти и силовых ведомств практически повсеместно дистанцировались от про блем духовных управлений мусульман под предлогом законодательного отделения церкви от государства.

В сложившихся условиях представля ется необходимым всеми возможными способами незамедлительно обеспечить консолидацию здоровых сил российского ислама, оказать им всемерную организа ционную, моральную и, при необходимо сти, материальную поддержку, сформиро вать и обеспечить применение всеми госу дарственными органами единой полити ческой линии в работе с мусульманскими организациями3.

Однако процесс налаживания социаль ного партнерства в сфере государственно конфессиональных отношений должен быть двусторонним, чтобы не скатиться опять к сегрегационной (атеистической) модели, которая характеризуется безгра мотным вмешательством чиновников во внутренние дела религиозных организа ций.

3 Губрий В. Эксперты бьют в колокола // Дагестанская правда, 03.04.2013.