Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ'

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривцун-Левшина Л.Н.

Рассматриваются научные определения и структурные компоненты физической культуры в концепциях различных авторов. Дается определение физической культуры как социальной системы, излагается анализ ее современной модели в совокупности основных социокультурных связей физкультурно ориентированных субъектов взаимодействия. Применяемые научные категории и определения основываются на методологических знаниях социологии, культурологии, психологии, педагогики, теории и методики физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN MODEL OF PHYSICAL TRAINING: SYSTEMS ANALYSIS

The article deals with the scientific definition and structural components of physical training in the concepts of different authors. The definition of Physical Education as a social system, presents an analysis of its current models in the collection of basic socio-cultural relations sports-oriented interaction of subjects. Applied scientific categories and definitions are based on the methodological knowledge of sociology, cultural studies, psychology, pedagogy, theory and methodology of physical culture

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796.011.1:378.1

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

канд. социол. наук, доц. Л.Н. КРИВЦУН-ЛЕВШИНА (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова)

Рассматриваются научные определения и структурные компоненты физической культуры в концепциях различных авторов. Дается определение физической культуры как социальной системы, излагается анализ ее современной модели в совокупности основных социокультурных связей физкультурно ориентированных субъектов взаимодействия. Применяемые научные категории и определения основываются на методологических знаниях социологии, культурологии, психологии, педагогики, теории и методики физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура, современная модель, системный анализ.

Введение. Физическая культура изучается научным сообществом на протяжении многих лет. В последнее время наблюдается процесс верификации ее сущности, структуры, функций и целевой направленности. Ученые озабочены отсутствием методологии и утилитарностью в понимании физической культуры, рассматриваемые как кризис в данной области науки. Основными его признаками называются незнание, ошибочное или неполное представление логико-методологических принципов оценки и унификации понятий, незнание и неумение применять их в процессе научного исследования физической культуры. Подчеркивается, что в современной верификации основных положений ее теории отсутствуют общепринятые определения, исходные понятия «физическая культура», «спорт», «спортивное соревнование», «физическое воспитание» и т.д., не дается строгое научное обоснование определений, при введении понятий допускается множество ошибок [1]. Одной из причин недостаточного уровня современного научного познания физической культуры является то, что имеющийся в арсенале научный материал основан не на системном, а деятельностном подходе. Это не позволяет в полной мере представить физическую культуру во всем ее многообразии, выделить ее основополагающие субъект-объектные связи. Необходимость такого подхода имеет значение и для преподавания теории физической культуры в учебных заведениях физкультурного профиля в той мере, в какой будущий специалист в этой области культуры должен, прежде всего, определить свое место, меру своей ответственности за развитие и функционирование физической культуры не только как совокупности профессиональных видов деятельности определенных групп людей, но и как совокупности физкультурно ориентированных групп населения. Благодаря их взаимодействию физическая культура и становится социально значимым явлением, складывается в целостный социальный организм.

В этой связи целью данного исследования является теоретическое обоснование современной модели физической культуры. Методами исследования стали теоретический анализ литературных источников, системный анализ, классификация и моделирование.

Основная часть. На современном уровне развития науки понятие «физическая культура» большинством авторов рассматривается через родовое понятие «культура». Само определение «культура» многомерно, но подходы к ее анализу можно объединить в две типологические группы. Первая группа подходов - теории «статики культуры», использующие предметный, ценностный, соционормативный и текстовой подходы. Вторая группа - теории «динамики» культуры, основывающиеся на деятельност-ном, гносеологическом, гуманистическом, социологическом, технологическом, игровом и коммуникативном подходах. Применяются также социально-генетический, творчески-атрибутивный, системно-функциональный подходы, которые позволяют комплексно понять специфическую сущность культуры (В.М. Лукин, 1970). Во всем этом научном разнообразии неизменно подчеркиваются следующие характеристики культуры:

- это только миру людей присущий способ овладения и преобразования природной и социальной действительности;

- данный способ развивается в многообразии форм самоутверждения человека над окружающей и своей собственной природой;

- сам способ этого самоутверждения имеет деятельный и свойственный ей технологический характер. В этой связи наиболее интегрально культуру представляют в виде «...общественно выработанного способа человеческой деятельности, направленного на преобразование природы, человека, социума

и закрепленного в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символи-ческих, ценностно-ориентационных средствах» [2].

При сходстве взглядов ученых на культурологическую методологию физической культуры (часть, вид, область, сфера, отрасль и т.д. культуры общества), в ее содержательном осмыслении выделяются три основных группы подходов. Первая группа оперирует деятельностным подходом, рассматривая ее в качестве деятельности по созданию совокупности специфических результатов физического и духовного преобразования человека (Н.И. Пономарев, 1979; И.М. Быховская, 1993; Л.И. Лубышева, 2001; Ю.И. Евсеев, 2004; К.Д. Чермит, 2005). Вторая группа синтезирует ценностный, деятельностный и функциональный подходы, представляя физическую культуру как вид культуры, специфический результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих обязанностей в обществе (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976; Ю.А. Фомин, 1982; В.И. Столяров, 1985; Б.В. Евстафьев, 1990; В. Сивиньски, 1994; Ю.М. Николаев 1998; В.М. Выдрин, Б.А. Ашмарин, 1999; Ю.Ф. Курамшин, 2003; К.Д. Чермит, 2005; В .Б. Коренберг, 2008; Ф.И.Собянин, 2010). Третья группа оперирует гносеологическим и деятельностным подходами, рассматривая ее как выражение определенного отношения человека к собственному телу, сознательную и активную заботу о своем развитии, ловкости и здоровье, умение организовать и провести свободное время с максимальной пользой для физического и психического здоровья (М. Бете1а, А 8кМ, 1985); как комплекс форм общественного сознания, функционирующих в данном обществе, делающих возможной интеграцию знаний, поведения и его результатов, образующих базис для гармонического развития зрелой личности на основе психического и физического здоровья (Е. КоэеуюЬ, 1999).

Во всем многообразии подходов к пониманию физической культуры она рассматривается как специфическая социальная реальность, генетически связанная с обществом и его культурой. Ее источником и ядром являются «сущностные силы человека», сформированные стихийным и организованным воздействием природной и социальной среды на его способности («субъективные способности», «физические и духовные способности») по созданию и использованию определенных средств, осуществлению разнообразных форм деятельности по преобразованию своей физической и социальной природы. Любой не природный вид человеческой деятельности является культурным, а сама культура имеет деятельный характер. В то же время культура не является самой деятельностью, а есть «определенная ступень, мера формирования, развития и реализации сущностных сил человека в его многообразной общественной деятельности» [3]. Здесь ведущую роль играют такие элементы культуры, как знания, интересы и потребности; нормы, правила и стандарты поведения, ценностные ориентации; социальные отношения и поведение людей, которые сами становятся проявлением и результатом их социокультурной деятельности. В своем историческом процессе культура выступает в совокупности таких видов и форм активности людей и их результатов, в которых взаимодействуют:

- деятельность определенного субъекта (личность, социальная группа, социальные институты, общество), осуществленная в определенной системе общественных отношений и направленная на создание, распространение и использование материальных и духовных ценностей;

- возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность материальных и духовных ценностей;

- процесс воспроизводства и развития общества и человека посредством создания и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей, их усовершенствования и потребления.

Следовательно, со стороны социального генезиса основой возникновения и развития физической культуры выступают три взаимосвязанных социальных фактора:

- осознание людьми необходимости (потребности) в развитии и совершенствовании своих физических сил и способностей;

- осознание полезности естественно осуществляемой двигательной деятельности для обеспечения этой потребности;

- осознание необходимости познания законов, способов ее последующего наилучшего применения для достижения значимого результата.

Эта ее социогенетическая основа обусловлена историческим ходом существования общества, поскольку находящемуся во взаимодействии с окружающей и социальной природной человеку требовались общие и специальные физические, социальные и духовные качества, которые способствовали бы более продуктивному выполнению жизненно важных функций. Необходимость успешного выполнения работы, военных обязанностей, самоутверждения личности или социальной группы в социальной среде требовала многократного выполнения движений различного двигательного, физического характера, становящихся специализированными видами деятельности, т.е. физическими упражнениями, исходя из того, для решения какой задачи, для «обслуживания» какой практической деятельности человека они должны были быть полезными.

В процессе создания, овладения и развития человеком физических упражнений как деятельности можно выделить два основных этапа, в которых отражен социальный смысл физической культуры. Есте-

ственно-культурный этап характеризуется овладением двигательной, физической деятельности по воспроизводству определенных физических качеств людей в процессе их труда и быта. Общественно-культурный этап предполагает меру осознания человеком необходимости совершенствования своей физической и психической природы посредством этой деятельности как непременного условия его оптимального взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Преобразование физической природы человека (его физическое развитие и физическое формирование) может быть стихийным или целенаправленным, содержанием которого является специфический способ и форма активного отношения человека к миру и самому себе с целью достижения физического совершенства, т.е. физически культурная или физкультурная деятельность. В этой связи физическая культура выступает, прежде всего, как физкультурная деятельность - вид материальной культуры, характеризующий уровень развития человека и общества с точки зрения активного, целенаправленного формирования своего физического совершенства [4].

Осознание значимости формирования необходимого уровня физической природы человека, ответственности за состояние здоровья обозначает в общественном и индивидуальном сознании связь социального и биологического в форме идеалов-образов определенного типа личности или социальной группы на конкретном этапе развития общества: человека-работника; человека-воина; человека здорового, физически совершенного, гармонично и всесторонне развитого и т.п., а сам человек предстает целью общественного развития. Именно отношение человека к окружающей и своей собственной природе, проявляющиеся в осознании необходимости физического самосовершенствования посредством физкультурной деятельности образуют ее социальный феномен, который становится возможным при наличии субъектов взаимодействия, значений, ценностей и норм. В этом плане физическая культура предстает как специфическая форма и способ отношения социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом) к окружающей и своей собственной природе, проявляющихся в осознании необходимости сохранения, развития и совершенствования своего физического состояния посредством целенаправленного и организованного способа его воспроизводства для оптимальной жизнедеятельности, выполнения общественно значимых функций.

Воздействуя на собственную физическую природу посредством физкультурной деятельности, человек постигает законы ее применения, вырабатывает новые ее виды и средства, осуществляя в этом процессе присущий только миру людей способ удовлетворения физкультурных потребностей, и в соответствии с этим наделение определенных личностей и социальных групп функциями, ролями для реализации этих потребностей. Следовательно, физическая культура возникает и оформляется как социальная система «...только там и тогда, где и когда воспроизводство физических качеств личности становится уделом специально подготовленных для этого людей, а для самой этой деятельности находится время, не связанное с выполнением других дел и обязанностей» [5]. Для физической культуры характерны следующие специфические социокультурные черты:

- это не всякая, а целенаправленная деятельность;

- она включена в систему общественных отношений и смыслов, выступает в качестве объекта общественного и личностно-группового интереса, существует в определенной общественной форме;

- для ее реализации создается определенная организация и управление, наличие специфических групп профессионалов, обеспечивающих решение задач в сфере физического и духовного преобразования личности;

- эти виды деятельности и создаваемые ими материальные и духовные продукты общественного разделения труда не имеют самостоятельного существования, а связаны в целое, неразделимы.

Обладая своими социокультурными чертами, физическая культура в современном обществе приобретает сложную структурно-функциональную организацию, развивается и функционирует как социальная система.

Отправным моментом системного анализа физической культуры является понятие «социальная система» как «сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальных общностей, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе» [6]. Физическая культура обладает всеми характеристиками социальной системы: открытостью, самовоспроизводством и эволюцией, самоорганизацией, структурностью, функциональностью, интеграцией, равновесием (устойчивостью), динамикой, целостностью, иерархичностью и порядком, универсальностью, автономностью, самодостаточностью. Как специфическая социальная система она выступает в форме целостной организации, единства индивидов, социальных общностей, социальных организаций и учреждений, их связей и отношений друг с другом на основе обеспечения специализированных видов деятельности и их результатов по физическому и духовному преобразованию социального субъекта в соответствии с имеющимися и вновь формирующимися потребностями, интересами и целями индивида и общества в такого рода развитии и совершенствовании [7].

Системообразующими свойствами физической культуры выступают ее структурность и функциональность. Структурность как свойство физической культуры анализируется многими исследователями, однако нет единства во мнении о том, что же она в себя включает. Одни авторы выделяют в ее структуре

систему потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующуюся на развитии физических качеств (Л.А. Зеленов, Ю.А. Лебедев, Ю.В. Манько, В.И. Столяров, 1985). Другие определяют в ней два направления: профессиональное и непрофессиональное, где к профессиональному направлению относят профессионально-прикладную физическую культуру и спорт, к непрофессиональному - базовую, гигиеническую, рекреативную, оздоровительно-реабилитацион-ную (Л.П. Матвеев, 1980), оздоровительную и лечебную физическую культуру (Г.Я. Головных, 1989). Третьи включают в нее такие формы самоорганизации, как физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию (Б.В. Евстафьев, 1985; В.М. Выдрин, 1986; Ю.М. Николаев, 1998). По мнению четвертых, физическая культура не включает в себя спорт, поскольку он представляет собой самостоятельное явление в жизни общества. Поэтому физическая культура и спорт имеют различные цели, а спорт входит компонентом и в иные разделы культуры общества и личности. Отсюда же, по мнению этих авторов, вытекает правомерность сочетания терминов «физическая культура» и «спорт» [5]. Пятая группа считает, что центральным фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека (В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев, 1996, 2002). В то же время подчеркивается, что необходимо различать организационные формы как компоненты физической культуры: физическое воспитание (образование), спорт, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, и специфические для них виды деятельности: физкультурно-образовательную, физкультурно-спортивную, физкультурно-рекреационную, физкультурно-реабилитационную и их результаты [4]. По мнению шестой группы авторов, в ее структуре имеют место:

- сфера специфических формативных деятельностей двигательного характера: физическое воспитание, спорт, туризм, лечебная физическая культура, воздействующих на социально-биологическую основу человека;

- сфера деятельности, связанная с обеспечением условий и управления ими для реализации деятельности первой сферы: педагогическая, управленческая, экономическая, научная, политико-воспитательная, клиническая и гигиеническая деятельности, связанные с первой сферой и выражающие ее специфику;

- сфера системы коммуникативной деятельности: физическое воспитание и спортивное любительство (зрительство, обмен информацией и ее получение и т.п.) (И. Мергаутова, Ф. Иохимсталер, 1979; А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж и др., 1986; В.М. Выдрин, 1986, 2001). Подчеркивается, что на современном уровне развития физическая культура сложилась в единый социокультурный комплекс, в который входят:

- блок физических качеств и способностей субъекта;

- блок отношения человека (группы, общества целом) к физическим качествам и способностям;

- блок знаний, потребностей, интересов, ценностных ориентаций, на основании которых физические и духовные способности реализуются в определенной деятельности;

- блок определенных норм и стандартов поведения, связанных с воспроизводством физических качеств и способностей;

- блок социальных отношений между людьми, складывающихся в ходе формирования и реализации физических способностей людей;

- блок социальных институтов, образующихся в процессе формирования, развития и реализации физических качеств и способностей людей, и которые управляют данными процессами [8].

Многообразие мнений и противоречивость взглядов авторов, подчас одних и тех же, на структуру и содержание физической культуры обусловлены ее сложностью как социального явления, смешением подходов к анализу физической культуры как структурированному и культурно развивающемуся явлению, принятием различных критериев анализа ее структуры. Но, прежде всего, в них методологически недостаточно применен системный анализ физической культуры, который должен акцентировать внимание на том, что:

1) ее структура - это совокупность устойчивых связей между ее социальными субъектами: конкретными людьми, обладающими определенными социально-демографическими и социально-статусными характеристиками в системе общественных отношений;

2) эти связи детерминированы потребностями и интересами данных субъектов, осознание и схожесть (общность, близость) которых задают предметную, содержательную их направленность - двигательную, научную, воспитательную, организационную (управленческую), коммуникативную и др.;

3) расширение границ потребностей и интересов социальных субъектов, отражающих различные стороны их жизнедеятельности (биологические, духовные, материальные), их укрупнение по предметной направленности задают уровневую структуру и функции физической культуры как социальной системы.

В этой связи физическую культуру как социально структурированный объект можно рассматривать на следующих уровнях:

1) как взаимодействие индивидов на основе разнообразных мотивов своего физического и духовного совершенствования;

2) как групповое взаимодействие на основе групповых потребностей и интересов физического и духовного развития посредством физкультурной и связанных с ней видов деятельности по достижению необходимого личностного и группового результата;

3) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей) в образованных ими организациях и учреждениях для обеспечения комплекса потребностей своего физического и духовного воспроизводства;

4) как совокупность норм и ценностей, определяющих структурность, функциональность и содержание связей социальных субъектов системы.

Потребность в физически развитых, здоровых и психически устойчивых членах общества, способных эффективно выполнять свои социальные функции, существует на всех этапах общественного развития. Удовлетворение данной потребности зависит от эффективного соотношения основных процессов жизнедеятельности людей: их биологического, физического, интеллектуального и духовного развития в период эволюции и социализации (взросления, учебы), трудовой, бытовой и досуговой деятельности, находящихся во взаимосвязи. Осознание людьми этих факторов и определяет потребность общества в физической культуре и ее структуру на микро-, мезо- и макроуровнях (рисунок).

На микроуровне структура физической культуры состоит из базовых, основополагающих ее элементов: отдельных личностей, социальных групп, их социальных ролей и статусов, образующих микромодель устойчивой социокультурной деятельности, форм и результатов ее проявления. Личность воспроизводит своё отношение к физическим упражнениям и передает его другим личностям, что образует групповую форму осознания и обеспечения схожих потребностей совместными усилиями. Осознанное отношение личностей и социальных групп к физическим упражнениям воспроизводит исторически сложившиеся виды проявления их активности в форме деятельности и ее результатов:

- физически активное - занятия физическими упражнениями;

- экономическое - создание материальных и финансовых условий для их обеспечения;

- педагогическое - обучение физическим упражнениям вновь входящих в систему этих отношений членов общества;

- научное - выявление и познание свойств и качеств физических упражнений, условий и закономерностей их эффективного применения;

- управленческое - упорядочение, целеполагание, распределение ролей и статусов, социальный контроль для обеспечения эффективного целедостижения активности личностей;

- коммуникативно-просветительское - формирование сознания, мотивации, трансляция знаний и путей освоения физических упражнений как атрибута общественного сознания и поведения относительно ценностей и способов их осуществления.

Состояние сознания личностей и социальных групп относительно ценности физических упражнений и виды их активного проявления задают типы и уровневой характер микроструктуры физической культуры: физкультурно-ролевые, физкультурно-рекреационные, физкультурно-оздоровительные, физ-культурно-развивающие, физкультурно-эстетические, физкультурно-производственные, физкультурно-военные, физкультурно-состязательные (физкультурно-спортивные), профессионально-состязательные (собственно спортивные) группы. Они образуют первичный, базовый тип социальных групп как элементов структуры физической культуры. Ко второму типу социальных групп относятся профессионально-ролевые группы: педагогические, управленческие, производственные, научные, медицинские, коммуникативные (агитационно-пропагандистские), управленческие, зрительские. Названные элементы микроструктуры физической культуры первого и второго типа диалектически связаны между собой и способны при определенных условиях переходить из одной группы в другую. Благодаря такой взаимосвязи задается структура ее мезоуровня как совокупности специально образующихся общностей для целенаправленного обеспечения различных видов потребностей личности и общества в физическом и духовном совершенствовании в форме организованного и функционально направленного взаимодействия между собой. Здесь в качестве компонентов мезоструктуры физической культуры выступают такие формы организации физкультурно-ролевых и профессионально-ролевых групп специализированного профиля, как физкультурно-оздоровительные центры, ДСШ, спортивные клубы и общества, культурно-спортивные комплексы, оздоровительно-медицинские учреждения и т.д.; управленческие, научные, медицинские, производственные, коммуникативные организации и учреждения; клубы «болельщиков» и т.п., которые функционируют как социальные институты физической культуры.

Рисунок. - Общая модель физической культуры

Взаимодействие социальных групп и социальных институтов мезоструктуры физической культуры предопределяет наличие и функционирование ее макроуровня - социальных подсистем. Они представляют собой устойчивые связи между способами и результатами взаимодействия структурных компонентов мезоуровня на основе необходимости удовлетворения определенных потребностей личности и общества по воспроизводству физических и духовных качеств личности, социальных групп для обес-

печения их оптимального функционирования в конкретных сферах жизнедеятельности. На этом уровне образуется внутренняя и внешняя структура физической культуры. К внутренней ее структуре относятся подсистемы: общеразвивающая (базовая), оздоровительная, военно-прикладная и состязательная (спортивная), которые образуют функционально-сущностное ядро физической культуры.

Общеразвивающая (базовая) физическая культура - это совокупность социальных групп, специфические виды и формы их взаимодействия по использованию физических упражнений с целью обеспечения определенного уровня физического развития и подготовленности, необходимых членам общества как первоосновы физического совершенствования для активной жизнедеятельности и последующей углубленной специализации в занятиях определенными видами физических упражнений [9].

Оздоровительная физическая культура - это совокупность социальных групп, специфические виды и формы их взаимодействия по использованию физических упражнений в сочетании с другими средствами оздоровления с целью обеспечения личностно и общественно необходимого уровня физического (соматического), психического и социального здоровья, восстановления утраченных функций различных систем организма человека, затраченных физических и психических сил в процессе жизнедеятельности (труде, учебе, бытовом самообслуживании), обеспечения потребности в оптимальном двигательном режиме, рациональном отдыхе и развлечении. В этой подсистеме физической культуры функционируют два основных направления: специальное и общеоздоровительное. Специальное направление функционирует в виде лечебно-реабилитационной (лечебная, реабилитационная и адаптивная физическая культура) и производственной физической культуры (производственная гимнастика, послетрудовая реабилитация, профилактика профзаболеваний и профессионально-прикладная психофизическая подготовка). Общеоздоровительное направление функционирует в виде оздоровительно-рекреационной физической культуры. Она включает в себя оздоровительно-реабилитационную (оздоровительные системы и программы), рекреационную (туристские походы, поезда здоровья, праздники здоровья, конкурсы и смотры, физкультурно-оздоро-вительные фестивали и др.), состязательно-рекреационную (физкультур-но-кондиционный и оздоровительно-рекреативный спорт) и оздоровительно-состязательную (физкуль-турно-спортивные мероприятия типа дней, праздников и спартакиад «здоровья», соревнований по отдельным видам физических упражнений, не требующих высокой физической подготовки и т.п.) разновидности оздоровления и рекреации, формы их организации [4].

Военно-прикладная физическая культура функционирует как совокупность специализированных социальных групп, специфические виды и формы их взаимодействия по использованию физических упражнений с целью воспитания необходимых физических и психических качеств военнослужащих, восстановления затраченных ими физических и психических сил для эффективного обеспечения военно-защитных функций, предметная направленность которых обусловливается содержанием и характером военных профессий. Она состоит из двух основных компонентов: общей и специальной психофизической подготовки представителей определенных родов войск и военных специальностей.

Состязательная физическая культура (спорт) - это совокупность социально-демографических групп, специфические виды и формы их взаимодействия по использованию физических упражнений с целью воспитания физических и психических качеств для подготовки к соревнованиям и участия в них, предметная направленность которых обусловливается, прежде всего, совокупностью потребностей социального субъекта в физическом и психическом совершенствовании, их проявлении на разных уровнях состязаний посредством достижения определенного двигательного (спортивного) результата. Ее структура включает:

- по половозрастному признаку - детско-юношеский, взрослый, мужской и женский спорт (имеющий в настоящее время достаточно условный характер);

- по признаку распространения в социальной структуре общества - массовый («спорт для всех») и элитарный спорт;

- по признаку распространения в статусноролевых сторонах жизнедеятельности людей - школьный, студенческий, профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт;

- по признаку ролевой специализации - любительский, профессиональный (коммерческий) и олимпийский спорт [9];

- по национально-терри-ториальному признаку - национальный и международный спорт [5].

К внешней структуре макроуровня физической культуры относятся физкультурная, педагогическая, материально-финансовая, научная (научно-методическая), медицинская, агитационно-пропагандистская, управленческая и зрелищная деятельности, обеспечивающие способы и условия функционирования подсистем ее внутренней структуры.

Структура физической культуры задает ее функциональную направленность как атрибутивное свойство любой системы. В общем виде функции социальной системы - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Содержание функций физической культуры определяется объек-

тивно-субъективным характером ее ценностей и их связью с потребностями общества, социальных групп, личности. К ним относятся:

- физические (телесные) ценности: здоровье, телосложение, физические качества, двигательные умения, физическое состояние, физическая подготовленность, работоспособность;

- психические - эмоции, быстрота мышления, воображение, творческие задатки, черты характера, волевые качества и т.п.;

- духовные, интеллектуальные - знания в области физической культуры, эстетические и нравственные ценности, идеалы, общение, авторитет, национальное самосознание и т.п.;

- социальные - самоутверждение, отдых, удовольствия, трудолюбие, навыки поведения, средства воспитания и социализации, традиции, соревнования, зрелища и т.п.;

- двигательные - образцы двигательной деятельности, спортивные достижения и др.;

- педагогические технологии - методики физического воспитания, физической тренировки и спортивной подготовки, умения и навыки организации физкультурной деятельности и др.;

- мобилизационные - организация свободного времени, необходимость быстрой оценки ситуации и принятия решений, самовоспитание и самоорганизация стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды;

- интенционные - общественное мнение; финансово-экономи-ческое, материально-техническое и правовое обеспечение; мотивы, интересы, потребности, желания заниматься физкультурной деятельностью [10].

В центре этих ценностей находится человек в его соматическом и социокультурном единстве, являющийся главным производителем и носителем системы ценностей конкретного общества, в котором физическая культура и сама является ценностью. В них отражены значимые для жизнедеятельности человека и общества аспекты ее современного понимания, имеющие методологическое значение для определения функций физической культуры как социального явления и социальной системы.

Физическая культура выполняет функции на общекультурном (внешнем по отношению к обществу» и специфически культурном «внутреннем по отношению к своей самосистеме» уровнях. К числу ее общекультурных функций относятся адаптационная, человекотворческая и социокультурные функции (воспитательная, преобразовательная, организационная, познавательно-образовательная, ценностно-ориентационная, нормативно-регулирующая, коммуникативная, социализирующая, индивидуализирующая, материально-производительная, социально-политическая, духовная, художественная, эстетическая, экономическая), связанные с различными сферами жизнедеятельности людей [11]. Эти функции физической культуры взаимодополняют друг друга, ибо выполнение адаптационной функции невозможно иначе, как через совершенствование средств и способов человеческой деятельности, т.е. духовную составляющую - человекотворчество. Следовательно, при определении функций физической культуры речь должна идти о сознательно окультуренных видах деятельности различной направленности по удовлетворению физического и духовного преобразования человека.

В структуре внутренней функциональности физической культуры, определяющейся ее человеко-творческой функцией, сформированы и реализуются следующие ее специфические видовые функции:

- системные, институциональные функции:

• организационная - закрепление и воспроизводство общественных связей в самой физической культуре, между ней и другими сферами жизнедеятельности общества путем создания и обеспечения статусных, ролевых, нормативных стандартов членов организаций и учреждений физической культуры;

• интеграционная - объединение, консолидация целей, интересов, ценностных ориента-ций личности, социальных групп; совмещение усилий людей в деле физического и духовного совершенствования личности;

• мобилизационная - создание, накопление и развитие материальных, финансовых и духовных ценностей, профессиональных кадров, необходимых для физического и духовного развития людей;

• конформистская - соподчиненность личных, групповых и общественных интересов и целей в общецелевом пространстве как основного условия функциональности и развития конкретных организаций и учреждений в области физической культуры;

• регулятивная - создание правовых, моральных, технологических и контролирующих стандартов поведения людей в процессе всех видов деятельности в области физической культуры;

• коммуникативная - создание специфической информации и способов ее передачи между личностями, социальными группами, учреждениями и организациями с целью управления и контроля за соблюдением установленных норм и правил в конкретных видах деятельности в области физической культуры;

• транслирующая - передача материальных и духовных ценностей в сфере физически культурного пространства следующим поколениям;

• социализирующая - формирование и усвоение личностью физкультурно ориентированных ценностей, норм и ролей, отношений и поведения; обеспечение и организация физического и духовного совершенства личности и социальных групп, их здорового образа жизни посредством физических упражнений; реализация личностью своего статуса в самой физической культуре и в различных сферах жизнедеятельности;

- видовые, компонентно-деятельностные функции:

• физического воспитания, формирования и освоения двигательных и физических качеств, воспроизводство физкультурного образования - аспект базовой физической культуры;

• защитно-компенсаторная, лечебная, реабилитационная, оздоровительная, рекреативная, гедонистическая, психотерапевтическая, профилактическая - аспект оздоровительной физической культуры;

• восстановления, поддержания, воспитания в деле формирования психофизической военно-прикладной подготовки военнослужащих - аспект военно-прикладной физической культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• соревновательная, спортивно-созидательная, соревновательно-эталонная, физического совершенствования, зрелищная, эвристически-достиженческая, миротворческая, ре-кламно-экономическая, мировоззренческая, аксиологическая, организационная, идеологическая, политическая - аспект спортивной физической культуры [11].

Таким образом, физическая культура - это вид культуры общества, целостная социальная организация, функционально целенаправленное единство индивидов, социальных групп и организаций на основе обеспечения специализированных видов деятельности и их результатов по физическому, психическому и духовному преобразованию личности в соответствии с потребностями индивида и общества в такого рода развитии и совершенствовании (Л.Н. Кривцун-Левшина, 2005, 2009). Физическая культура как система не только обеспечивает потребности существования личности, но и создает условия для их развития, и тем самым включается в экономические, политические, образовательные, научные, здравоохранительные, военные, коммуникативные и семейные стороны жизнедеятельности людей. Она становится показателем культуры человека, отдельного народа, общества в целом, где функциональность физической культуры вытекает из приоритета человека в его целостности и многомерности, ее равноправного места в общей культуре, где все ее виды взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга, способствуют развертыванию процесса культурного развития человека и общества во взаимосвязи с этапами их онтогенеза.

Заключение. Физическая культура возникает там и тогда, где и когда у отдельных личностей и социальных групп появляется осознание необходимости своего физического и духовного преобразования посредством физических упражнений для обеспечения многообразных потребностей людей в территориальной и национально-культурной системе связей.

Многообразие возникающих и осознанных потребностей разностороннего преобразования и сохранения физической, психической и духовной природы человека задает необходимость создания и функционирования специфического социального организма, вида человеческой культуры - физической культуры, структура и функции которой и определяются данными потребностями и связанными с ними интересами и целями, обусловленными разнообразными сторонами жизнедеятельности людей.

Каждая из подсистем физической культуры - базовая, оздоровительная, военно-защитная и спортивная структурируются и функционируют как относительно самостоятельные социальные организмы, характеризующиеся определенными чертами. К ним относятся специфические программы и методики физического воспитания и физической подготовки; обязательный ( в форме учебного предмета) или добровольный характер участия в занятиях физическими упражнениями; своя система управления процессом физического воспитания, оздоровления, военной или спортивной подготовки через специфические учреждения и организации (образования, здравоохранения, спорта и туризма, промышленности, военных и правоохранительных ведомств и др.), нормы и правила, формы социального контроля; относительно самостоятельное финансирование по линии этих учреждений, свой комплекс материальных условий.

Функции физической культуры затрагивают не только двигательную сферу человека и общества, но и все уровни их организации: анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный, социально-психологический, социальный, ценностно-ориентационный, научный. Посредством комплекса присущих ей функций физическая культура экстраполирует результаты своих видов деятельности и социальных институтов на другие виды деятельности и социальные институты - экономические, социально-здравоохранительные, духовно-культурологические, политические, что создает предпосылки универсальности человеческих, личностных и социально-групповых возможностей.

Системность, структурность и функциональность физической культуры предполагают и соответствующие физкультурно-деятельностные, педагогические, медицинские, научные, финансовые и материальные, управленческие усилия целевых участников этой культуры общества, обеспечивающие ее функционирование и развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяров, В.И. Понятийный кризис в науке о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 59-61.

2. Кефели, И.Ф. Культура и общество / И.Ф. Кефели // Социально-политический журнал. - М., 1995. - № 3. - С. 82.

3. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Совет. спорт, 2003. - С. 6-9.

4. Кривцун-Левшина, Л.Н. Организация и методика физкультурно-оздоровительной работы : курс лекций / Л.Н. Кривцун-Левшина, В.П. Кривцун. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2017. - С. 11-25.

5. Головных, Г.Я. Физическая культура как социальное явление : учеб. пособие для преподавателей и студентов ин-тов физ. культуры / Г.Я. Головных. - Смоленск, 1989. - С. 16-17.

6. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг [и др. ]. - М., 1973. - С. 177; Пономарев, Н.И. О системном подходе в исследовании проблем физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 7. - С. 5-8.

7. Кривцун-Левшина, Л.Н. Социология физической культуры : учеб. пособие/ Л.Н. Кривцун-Левшина. - Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. - С. 24-37.

8. Пономарев, Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 5. С. 55-58; Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов. Вузов / Ю.И. Евсеев. - Изд. 3-е. - Ростов на/Д : Феникс, 2004; Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / К.Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005.

9. Быховская, И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиция и современность / И.М. Бы-ховская. - М. : РИО., ГЦОЛИФК, 1993.

10. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л.И. Лубышева.- М. : Акад., 2001, 2004. - С. 55-59.

11. Николаев, Ю.М. Теории физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 15-20; Егоров, А.Г. Философское значение современного олимпизма / А.Г. Егоров // Теория и практика физич. Культуры. - 2001. - № 7. -С. 18-23; Кривцун-Левшина Л.Н. Функции физической культуры на современном этапе развития общества / Л.Н.Кривцун-Левшина // Взаeмодiя духовного i фiзичного виховання у формуванш гармоншно розвинено! осо-бистост : матерiали III наук.-практ. online-конф. з мiжнар. участю (Слов'янськ, Укра'ша, 24-25 марта берез. 2016 р.) / за ред. В.М. Пристинського, О.И.Федорова. - Слов'янськ : ДВНЗ «Донб. держ. пед. ун-т», 2016. - Ч. 1. - С. 41-48.

Поступила 26.10.2017 THE MODERN MODEL OF PHYSICAL TRAINING: SYSTEMS ANALYSIS

L. KRIVTSUN-LEVSHINA

The article deals with the scientific definition and structural components of physical training in the concepts of different authors. The definition of Physical Education as a social system, presents an analysis of its current models in the collection of basic socio-cultural relations sports-oriented interaction of subjects. Applied scientific categories and definitions are based on the methodological knowledge of sociology, cultural studies, psychology, pedagogy, theory and methodology of physical culture.

Keywords: physical culture, modern model, system analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.