УДК 796.011.1:316
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
канд. социол. наук, доц. Л.Н. КРИВЦУН-ЛЕВШИНА (Витебский филиал Международного университета «МИТСО»), канд. пед. наук, доц. В.П. КРИВЦУН (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова)
Рассматриваются научные подходы к понятиям «физкультурная деятельность» и «физкультурная активность», определяются их структурные компоненты, границы схожести и различий. Дается анализ цен-ностно-ориентационным основам физкультурной активности личности, содержание, уровни и степени ее общественной активности в области физической культуры, выявляются критерии их оценки.
Ключевые слова: физическая культура, социальна и физкультурная деятельность, социальная и физкультурная активность, мотивация, социально-ценностная ориентировка, уровни общественной активности в физической культуре.
Введение. В современных условиях жизнедеятельности людей их состояние здоровья и продолжительность жизни приобретают особую актуальность. Так, исследования свидетельствуют о старении населения в Беларуси, высоком уровне общей смертности и сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте. Среди причин смертности лидируют болезни системы кровообращения и злокачественные образования. В настоящее время к ним добавились заболевания и смертность от С0УГО-2019. Одним из факторов такого положения дел является нарушение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). В рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя Беларусь занимает 10-е место из 188 стран. Количество его потребления на душу населения в 2 раза выше, чем в Японии и в 5 раз выше, чем в Израиле, сопоставимо с Россией и Украиной (ВОЗ, 2014). К негативным последствиям алкоголизации населения относятся утрата обществом ценностных ориентиров, деградация и смертность населения. Из-за болезней, связанных с курением, страна теряет ежедневно 15,5 тыс. человек в год в трудоспособном возрасте, имеет 30-40 % смертельных исходов болезни сердца, 30% онкологических заболеваний [1].
Исследования в области медицины и физической культуры (ФК) постулируют, что формирование у населения ЗОЖ и приверженности к занятиям физическими упражнениями (ФУ) становится стратегической задачей. В целом, число занимающихся ФУ в Беларуси имеет положительную динамику: удельный вес лиц в возрасте 16-29 лет увеличился с 16,3% до 25,7% с 2000 г. до 2015 г. Доля физкультурной активности женщин увеличилась в 2 раза и составила 25,5%, мужчин - 25,9%, Среди городского населения доля занимающихся ФУ в 2 раза выше, чем среди сельских жителей. Ежедневно занимаются ФУ 16,8%, 2-3 раза в неделю - 34,8%, от случая к случаю - 1/3. Предпочитают организованные занятия ФУ 73,8% и 73,7%, 1/4 часть - самостоятельные [2]. Однако приведенные данные отражают физкультурную активность в среднем лишь у 1/3 населения.
В понимании детерминации активности личности в занятиях ФУ ведущими являются принципы сознательности и активности, соответствия ценностно-ориентационному состоянию общественного и индивидуального сознания. Сознательность в деятельности базируется на убеждении личности в необходимости самосовершенствования за счет ее средств для достижения жизненных целей, а активность выражает меру (величину) проявляемой деятельности на основе познания ее ценности для удовлетворения конкретных потребностей. Принцип соответствия ценностно-ориентационному состоянию общественного и индивидуального сознания проявляется в следующих аспектах: в осознании личностью необходимости физического развития и физической подготовленности, проявляющегося в ее физкультурных потребностях, интересах, целях, реализуемых средствами ФК; в осознании различными социально-демографическими группами населения необходимости оптимального уровня физического, психического и духовного здоровья, реализуемой усилиями представителей органов медицины, управления ФК и государства по созданию соответствующих условий для удовлетворения этой потребности [3]. Следовательно, на субъективном уровне ФК существует, прежде всего, в виде занятий ФУ отдельной личностью или социально-демографическими группами. В этой связи для разработки методик формирования активности личности в области ФК необходимо научное обоснование понятий, содержания, структуры и показателей ее оценки на основе системного подхода, позволяющего разрабатывать методологию, теорию и методику данного явления.
Основная часть. В научной литературе по ФК нет четкого определения и разделения таких понятий, как «двигательная активность», «двигательная деятельность», «физическая активность», «физкультурная деятельность» и «физкультурная активность», их соотношений между собой. Со стороны своего генезиса двигательная
активность, двигательная деятельность, физическая активность отражают естественно-биологическую потребность и способ существования человека в повседневной жизни. Физкультурная деятельность и физкультурная активность отражают субъективно-объективное отношение личности к ФУ, характеризуемого целеполаганием, научно обоснованными методами и нормами физической нагрузки для реализации задач совершенствования биологической и социальной природы человека. Центральным звеном в этом процессе выступает физкультурная активность личности как фактор самосовершенствования и развития ФК в целом.
Категория «физкультурная активность» в научной литературе рассматривается с разных точек зрения: как физкультурная деятельность разного уровня организованности и систематичности достижений [4]; занятия физическими упражнениями [5]; вовлеченность человека в физкультурно-спортивную деятельность [6]; компонент образа жизни, отражающий меру и характер участия человека в физкультурных занятиях, видах физкультурной деятельности [7; 8]. Объективно физкультурная активность личности немыслима без деятельности по преобразованию своей биосоциальной природы. По своему генезису она выступает видом социальной деятельности, представляющей « ...способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами». В ее общей модели выделяют материально-преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, информационную, художественную, физкультурно-спортивную, политическую, управленческую, природоохранную деятельность [9]. В структуре ФК обеспечиваются большинство из перечисленных типов социальной деятельности. Но базовый ее компонент образует физкультурная деятельность (ФД) - исторически сложившийся вид социальной деятельности людей, обязательный или добровольный, развивающий, оздоровительный или соревновательный, производственный или внепроизводственный (учебный и вне учебный) процесс, в ходе которого человек своей собственной активностью путем использования физических упражнений и других социокультурных средств обеспечивает удовлетворение потребностей в поддержания и развития своих физических, психических и духовных возможностей для оптимального выполнения бытовых, трудовых, общественных и военно-защитных функций [10].
Базовыми подсистемами ФД как социальной системы выступают духовная и практическая стороны преобразования человека. Духовная подсистема ФД проявляется в формировании и поддержании потребностей, интересов, целей личности, образующих мотивационное ядро данной деятельности как основу идеальных образов действий и желанного результата по преобразованию своей биосоциальной природы. Практическая ее подсистема выступает как реальный процесс и результат такого совершенствования. В своем единстве эти подсистемы образуют внутреннюю и внешнюю структуру ФД. Ее внутренняя структура (интраструктура) включает в себя:
- субъект деятельности - отдельная личность или социальная группа, обладающие определенными социально-демографическими характеристиками;
- цель - планируемый результат необходимого уровня развития физических, психических и духовных качеств человека, обеспечивающих его потребности в процессе жизнедеятельности;
- предмет - биологическая и социальная природа человека; средства: а) естественно-культурные - ФУ, природные и гигиенические факторы; б) искусственно-созданные - инвентарь и оборудование, спортивные сооружения и спортивная форма;
- собственно активность субъекта - совокупность двигательных, физических, коммуникативных, гностических действий субъекта, выполняемые научно обоснованным способом. Они образуют технологию деятельности - совокупность знаний и умений субъекта по теоретическим, техническим, методическим, материальным и гигиеническим условиям занятий ФУ, контролю за результатами этой деятельности;
- результат - реализация ее цели в его специфическом и общекультурном видах. Специфическими ее результатами являются: а) материальные (биологические): достигнутый уровень физического и психического здоровья, физического развития и подготовленности, физической и психической готовности к выполнению социальных функций, физическое совершенство; б) духовные: физкультурная образованность как совокупность знаний и умений по всестороннему развитию личности средствами ФД. К общекультурным ее результатам относятся: уровень развития волевых и интеллектуальных качеств, сформированности моральных, эстетических, гедонистических чувств; создание новых и сохранение уже имеющихся физкультурно-ориентированных групп населения; приобретение определенного статуса в социальной структуре ФК и общества на основе сформированных социально значимых качеств.
Интраструктура ФД обусловливает ее внешнюю структуру (итерструктуру) как функционирование присущих ей видов и форм, отражающих ее специфическую целевую направленность и детерминирующих функционирование общеразвивающей, оздоровительно-рекреационной, производственной, военно-прикладной и спортивной подсистем ФК: Взаимосвязь внутренней и внешней структуры ФД определяют функционирование в структуре ФК педагогической, научной, управленческой, медицинской, материально-финансовой и зрелищной видов деятельности. Интегрирование этих видов деятельности в ФК обусловлено их целевым назначе-
нием, которое и задает духовно-практический базис ее развития, обеспечивает объективную необходимость общества и человека в физическом и духовном совершенствовании [11].
Виды ФД осуществляются в следующих основных формах: государственной, общественной, частной и самодеятельной. Ее государственная форма обеспечивается в госучреждениях на основе государственных программ и обязательных занятий ФУ. Общественная и частная форма осуществляются под руководством соответствующих организаций (профсоюзных, физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов и т.п.) на основе программ, носящих рекомендательный характер. Самодеятельная форма ФД обеспечивается знаниями и умениями самого занимающегося и выступает качественным показателем эффективности выше названных форм. В совокупности эти формы образуют организационные способы осуществления ФД: организованные и самоорганизованные, групповые и индивидуальные; по месту учебы, работы и жительства, в процессе отдыха и лечения; различные физкультурно-спортивные мероприятия (ФСМ) [12] .
На субъективном уровне ФД обеспечивается в двух основных формах: принуждения и добровольной деятельности, т.е. самодеятельности. В ней проявляются обе эти формы, но последняя является определяющей, что и характеризует неоднозначность понятий «физкультурная деятельность» и «физкультурная активность». Методологической основой понимания сущности физкультурной активности является положение философии о том, что в объективном процессе движения материи выделяются качественно отличные его уровни: движение или активность неживой природы, активность как свойство живых существ и активность как свойство социальных субъектов сознательно взаимодействовать со средой, т.е. социальная активность, обладающая свойством меры, т.е. усиленной, инициативной деятельности [13]. Следовательно, категория «социальная активность» отражает качественно-количественную характеристику деятельности, детерминируемую присвоением человеком общественных отношений путем включения в различные виды социальной деятельности, усвоение опыта и ценностей социальной среды. Но стать непосредственным источником его активности они могут при условии отражения их в ее сознании, т. е. превращаясь в субъективное состояние - мотивационную сферу личности, формирующуюся в процессе мотивации.
В теории деятельности понятие «мотивация» представлено в трех аспектах: 1) как процесс побуждения человека к совершению тех или иных поступков и действий, требующий оценки альтернатив, в ходе которых он отдает предпочтение одной или нескольким потребностям [14]; 2) как система мировоззренчески соподчиненных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе личности, сознательное определение ею линии своего поведения [15]; 3) как процесс проявления, функционирования мотивов [16]. Процесс мотивации, содержание, направленность и иерархия мотивов обосновывают и побуждают деятельность социального субъекта, выражая его отношение к ней в виде социально-ценностной ориентировки. В этом контексте социально-ценностная ориентировка в области ФК - это результат процесса ориентирования субъекта в различных сферах и видах человеческой практики, проявляющийся в его позиции к материальным и духовным ценностям определенной деятельности, содержащей в себе настоящую и будущую активность в этой области, равную силе его потребностей, интересов и целей по совершенствованию своей биосоциальной природы.
На основании исследований (Л.Н. Кривцун-Левшина, 1992-2009; Т.А. Глазько, А.Б. Глазько, 2015; А.В. Журина, 2019; и др.) в обобщенном виде ценностные ориентации различных социально-демографических групп населения на ФД и ФСМ можно представить в следующем виде (таблица 1).
Критерием оценки состояния и содержания социально-ценностной ориентировки личности выступает степень ее сформированности. Высокая степень характеризуется наличием всех компонентов мотивации, основанных на научных знаниях и опыте, сочетании общественно и личностно значимых потребностей, интересов и целей совершенствования своей биосоциальной природы. Средняя степень проявляется в отсутствии отдельных компонентов мотивации, сочетании положительной и отрицательной оценки различных аспектов деятельности, базирующихся, в основном, на эмпирических знаниях, с преобладанием в ее содержании личностных мотивов, отражающих диспропорцию в осознании необходимости совершенствования природы человека средствами ФД. Низкая степень характеризуется недостаточным уровнем формирования большинства компонентов мотивации, преобладанием отрицательной оценки различных аспектов деятельности, базирующейся на эмпирическом опыте, с преобладанием личностных потребностей, отдельных компонентов интереса и отсутствием целей деятельности. Нулевая проявляется в неразвитости большинства компонентов мотивации, связанной с отсутствием знаний и личного опыта, преобладании в ее содержании мотивов подчинения требованиям условий жизни (деятельность по принуждению), лежащих в основе пассивного отношения к ФД в целом или ее отдельным сторонам, предопределяемых несовпадением объективного и субъективного образа занятий ФУ на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
В обобщенном виде сформированная социально-ценностная ориентировка на ФД выступает как убеждение, т.е. познанная необходимость и желанный выбор, детерминирующее сознательную деятельность - самодеятельность. В этой связи физкультурная активность (ФА) - это объективно детерминированное субъективное отношение к физкультурной деятельности, выражающееся в социально-ценностной ориентировке и конкретных действиях личности по сознательному, целенаправленному преобразованию своей биосоциальной при-
роды средствами этой деятельности в соответствии с потребностями, интересами и целями индивида, социальной группы, общества в целом. Как субъективно-объективный феномен ФА имеет свою внутреннюю (ин-траструктуру) и внешнюю (интерструктуру) структуру Компонентами ее интраструктуры в общем виде являются: знания о социальных и индивидуальных потребностях общества в физическом и духовном совершенствовании его членов, условиях, способах и средствах их удовлетворения; мотивы - отношение к этим потребностям и способам их удовлетворения в виде индивидуальных потребностей, интересов, целей и убеждений личности; способности и умения к выполнению ФД. Интерструктура ФА состоит из действий личности по физическому и духовному совершенствованию посредством ФД: занятия предпочитаемым видом деятельности и связанными с ним ФУ; занятия предпочитаемой ее формой; участие в ФСМ.
Таблица 1. - Содержание и направленность социально-ценностных ориентировок личности на физкультурную деятельность
Социально -ценностная ориентировка Мотивационное основание Направленность
На физкультурную деятельность
Физическое «Я» Потребность в развитии физических качеств и функциональных возможностей организма, укреплении здоровья, продлении долголетия; в эстетизации внешности, обладании красотой движений, комфортном физическом состоянии; приобретении навыков и умений осуществления деятельности, новых двигательных качествах Личностная
Гедонистическая Потребность в активном отдыхе, эмоциональной разрядке, развлечении, удовольствии от занятий; интерес к новизне, разнообразию и красоте ФУ, получении положительного настроения во время и после занятий Личностная
Самоактуализация Потребность в проявлении своих сил и способностей, повышении самооценки; интерес к средствам, видам и результатам деятельности, самореализация в ней Личностная
Самовоспитание Потребность и цель воспитания силы воли, характера, чувств высокого порядка, мужества; развитии интеллектуальных способностей, самоорганизованности, самоконтроля, трудолюбия и настойчивости в достижении целей Личностно-общественная
Коммуникативная Потребность в развитии качества общения, в общении с интересными людьми; членстве в физкультурно-оздоровительной группе, команде, клубе Коллективно-личностная
Социальное признание Потребность в приобретении и повышении авторитета, уважения среди товарищей, родных и т.п., цель стать капитаном команды, известным спортсменом, добиться победы и др. Личностно-коллективная
Функциональная (гностическая) Потребность в приобретении знаний о закономерностях функционирования организма человека, самообразовании в вопросах ЗОЖ; ответственность за состояние своего здоровья; цель формирования культуры здоровья как проявление духовно-социальной ценности сознания личности Личностная
Альтруистическая Потребность и цель сформировать физические и психические качества для профессиональной деятельности, обороне Родины, активной общественной жизни; физическую культуру личности Общественная
Материальная (инструментальная) Потребность и цель в получении спортивной формы, улучшении условий жизни, финансового положения и других материальных благ; возможность продвижения по карьерной лестнице, получения командировок по стране и за рубеж Личностная
Нормативная Подчинение условиям обучения в школе, вузе, требованиям трудового коллектива, профессиональной и других видов социальной деятельности Коллективно-общественная
На участие в физкультурно-спортивных мероприятиях
Самоактуализация Цель проверки своих физических и психических возможностей, улучшения спортивного результата Личностная
Социальное признание Потребность и цель в повышении своего социального статуса Личностная.
Альтруистическая Потребность и цель оправдать доверие товарищей, коллектива, защитить их спортивную честь Коллективно-общественная
Материальная Потребность и цель в получении ценного подарка, денежного вознаграждения, улучшения и повышения материальных условий жизни и др. Личностная
Нормативная Подчинение требованиям учебного заведения, трудового коллектива, других социальных групп Коллективная
Сущность и структура ФА личности определяют специфику ее критерия оценки, состоящего из двух блоков показателей. 1-й блок дает характеристику ее деятельного состояния, поскольку проявлять ФА - взять на себя определенную роль именно в ФД: занимающегося ФУ, игрока команды, участника соревнований и т.п. 2-й блок дает субъективную характеристику индивидуального сознания, отражающего мотивационную сторону
личности в ФД. Первым интегральным показателем критерия оценки ФА по объективным показателям является степень вовлеченности в ФД. Он состоит из следующих частных показателей:
1) направленность действий: выбор ФД как предмета активности личности; выбор определенных ФУ; выбор вида и формы этой деятельности;
2) устойчивость действий: регулярность занятий в неделе, сезоне, году; частота занятий;
3) участие в ФСМ: сдача нормативов по физической и технической подготовленности; участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях с определенной интенсивностью: «систематически», «иногда», «отсутствие участия».
Объективная оценка степени вовлеченности в ФД требует соотнесения ее показателей с социально значимым эталоном, интегрирующим нормы рационального двигательного режима человека и общественно необходимые ее формы. В теории и методике ФК таким эталоном выступает следующий режим физических нагрузок:
- ЧСС 110-140 уд/мин;
- объем 6-10 ч в неделю с распределением его на 6-5 занятий в возрасте до 30 лет, 3-2 занятия в возрасте 30 лет и старше при условии использования в годовом цикле несколькими ФУ: 5-4 видами в возрасте до 30 лет, 3-2 видами старше 30 лет;
- занятия, сочетающие общеразвивающую, оздоровительную, рекреационную и профессиональную направленность [17].
На этой основе степень вовлеченности личности в ФД оценивается по следующим ее качественно-количественным состояниям:
- в реальной деятельности полностью, или в основном содержится эталонная модель - высокая степень;
- эталонной модели соответствуют определенные, существенные, но не все показатели двигательного аспекта ФД - средняя степень;
- в проявляемой активности эталон присутствует лишь незначительно - низкая степень; > активность в ФД не наблюдается - нулевая степень.
Физкультурная активность личности проявляется и в инициативном, творческом отношении к ФД. С субъективной стороны она связана с осознанием недостаточности своих знаний и умений для эффективности занятий ФУ, с объективной - с осознанием ограниченности возможностей (средств, методов, условий) ФД для совершенствования качеств и способностей личности. Содержанием творческой инициативы выступает умение субъекта находить и применять уже готовые знания, добывать новые, использовать их в индивидуальной или коллективной деятельности. Следовательно, вторым интегральным показателем ФА личности является самодеятельный характер деятельности, состоящий из следующих частных показателей:
1) дисциплинированность: отсутствие опозданий, пропусков занятий без уважительных причин; максимальное использование времени на занятиях: отсутствие простоев, длительных пауз; четкое выполнение требований педагога;
2) добросовестность, ответственность: выполнение предлагаемого объема и интенсивности физической нагрузки; перевыполнение дозировки ФУ с учетом своих физических возможностей;
3) инициатива, творчество: повышение уровня знаний (изучение специальной литературы, посещение лекций, бесед, прослушивание радио и просмотр телепередач по ФК); использование полученных знаний в практике занятий ФУ; добровольное оказание помощи педагогу, товарищам в процессе занятий; внесение элементов новизны в технику и методику ФУ; совершенствование конструкций инвентаря и оборудования и др.
Высокую степень самодеятельного характера деятельности отражает наличие всех или большинства признаков. Его средняя степень выражается в добросовестном выполнении предписанных норм физической нагрузки, эпизодическом стремлении к повышению уровня знаний и внесении предложений по совершенствованию различных сторон ФД без ориентации на коллективность действий. Низкая степень отличается невыполнением предписанного объема и интенсивности физической нагрузки и качества выполнения ФУ, наличием пропусков занятий без уважительных причин, отдельными попытками к повышению (или их отсутствием) уровня знаний без внесения элементов новизны. Нулевая степень его проявления выражается в отсутствии добросовестности, инициативы и творчества на занятиях ФУ (таблица 2).
Физкультурная активность личности в области ФК достигает своего высшего уровня, когда соединяется с активностью в других ее видах деятельности. Ее основой выступает осознание личностью своей причастности к совершенствованию физических и духовных качеств людей, своей позиции в развитии ФК. Такой уровень активности личности предстает как общественная активность в области ФК. Ее ин-траструктура включает в себя:
- знания об общественных потребностях и интересах в развитии ФК, ее видов деятельности;
- мотивы - отношение к этим потребностям, интересам и способам их удовлетворения как социальная позиция личности;
- умения и способности к проявлению данной активности.
Таблица 2. - Показатели оценки физкультурной активности личности
Показатель физкультурной активности Степень физкультурной активности
высокая | средняя | низкая | нулевая
Вовлеченность в физкультурную деятельность
1. Направленность и устойчивость действий 5-6 раз занятий ФУ в неделю, длительностью от 1 до 2 ч и более, двумя и более формами ФД, применение 2-3-х видов ФУ рекреационной, общефизической и прикладной направленности; ис-пользование ФУ в режиме труда (учебы) и свободном времени 3-4 занятия ФУ в неделю, длительностью от 30 до 45 мин., одной и более формами ФД, применение двух и более ФУ определенной направленности; использование ФУ в режиме труда (учебы) и свободном времени 1-2 занятия в неделю или от случая к случаю, длительностью от 15 до 30 мин одной формой ФД; применение одного вида ФУ преимущественно на занятиях ФВ в учебном заведении или трудовом коллективе. Эпизодические ФУ в свободном времени Отсутствие занятий ФУ в режиме труда, учебы и отдыха
2. Технология действий Полное овладение средствами и методами орга-низации и проведения занятий ФУ, контроля за их результатом Овладение определенными средствами и методами организа-ции и проведения занятий ФУ, контроля за их результатом Овладение отдельными средствами и мето-дами организации и проведения занятий ФУ, контроля за их результатом Отсутствие умений в проведении занятий ФУ, контроля за их результатом
3. Результат деятельности Достижение спортивного разряда, сдача норм гос. комплекса «Здоровье»; улучшение показателей физического развития, подгото-влености и работоспособности; снижение забол-ваемости; сформированность большинства социальных качеств личности Полная или почти полная сдача норм комплекса «Здоровье»; улучшение физического развития, подготовленности и работоспособности; снижение заболеваемости; сфор-мированность отдельных социальных качеств личности Сдача отдельных норм комплекса «Здоровье»; улучшение отдельных показателей физического развития, подготовленности и работоспособности; недостаточная сфор-мированость со-циальных качеств личности Отсутствие каких-либо результатов деятельности
Самодеятельный характер деятельности
1. Участие в физкуль- турно-спортивных мероприятиях Добровольное и регулярное участие во всех или в большинстве мероприятий Добровольное или активно-принудительное участие в большинстве мероприятий Участие в мероприятиях носит принудительный и эпизодический характер Отсутствие участия в ФСМ при условии физических возможностей участия в них
2. Дисциплинированность на занятиях ФУ Соблюдение учебной дисциплины; активные выступления против ее нарушителей Отдельные нару-шения дисциплины; эпизодические высту-пления против ее нарушителей или их отсутствие Частые нарушения дисциплины в сочетании с безразличным отношением к ее нарушителям или их оправданием Наличие частых пропусков занятий без уважительных причин
3. Добросовестность и ответственность на занятиях ФУ Выполнение и перевыполнение заданного объема и интенсивности ФУ; качестве-ное, с полной отдачей сил выполнение заданий Выполнение или частичное невыполнение заданного объема и интенсивности ФУ без стремления к качеству их исполнения Частое невыполнение заданного объема и интенсивности ФУ без качественного их исполнения Постоянное нежелание выполнять задания на занятиях ФУ
4. Инициативно-творческое отношение к ФД Регулярное повышение теоретических и методических знаний в области ФК; добровольное оказание помощи преподавателю и товарищам; внесение элементов новизны, изобретательство в области ФК Эпизодическое повышение теоретико-методических знаний в области ФК; ока-зание помощи по просьбе преподавателя и товарищей; эпизодическое внесение элементов новизны или его отсутствие в занятия ФУ Эпизодическое повышение теоретико-методических знаний в области ФК; пассивность на занятиях ФУ; выполнение заданий обычными, стандартными способами Отсутствие стремления к знаниям в области ФК, выполнению ФУ, оказанию помощи преподавателю и товарищам
Интерструктура общественной активности в области ФК проявляется в участии личности в педагогической, научной, управленческой, медицинской, агитационно-пропагандистской, материально-преобразовательной, зрелищной деятельности. Интегральным критерием общественной активности личности выступает уровень ее проявления в области ФК. Он состоит из комплекса показателей участия личности в названных видах деятельности в области ФК, обеспечивающих качественное функционирование ФД. На этой
основе в данном интегральном критерии выделяются шесть основных уровней общественной активности личности в области ФК:
1) физкультурно-педагогический, являющийся основой получения и совершенствования знаний и умений личности по обеспечению индивидуальных и коллективных занятий ФУ, познания физкультурных интересов различных социальных групп, развития способностей организовывать и осуществлять ФД в тех социальных группах, в которых она находится;
2) физкультурный, научно-познавательный, интегрирующий процесс занятий ФУ с научным поиском, позволяющим на более высоком познавательном уровне управлять индивидуальным и групповым процессом этой и других видов деятельности в ФК;
3) физкультурно-управленческий, аккумулирующий способность и готовность личности выполнять функции управления, основанные на социальной ответственности за развитие ФД в группе, организации, учреждении и т.п., коллективистскую направленность ее интересов;
4) физкультурный, агитационно-пропагандистский, характеризующий убежденность личности в необходимости распространения физкультурных знаний среди различных социальных групп. При условии добровольности этой деятельности он выступает показателем ее активной жизненной позиции в ФК;
5) физкультурный, материально-финансовый, реализующийся в финансовых затратах личности в различной их форме (оплата абонементов, приобретение спортивной формы и инвентаря, спонсорство и др.); ремонте, уходе за спортивным инвентарем, оборудованием, спортивными сооружениями и т.п.;
6) физкультурно-зрелищный, проявляющийся в сочетании занятий ФУ с участием личности в ФСМ в качестве зрителя.
Совокупность уровней и показателей общественной активности личности в области ФК дает возможность определить эмпирическую модель показателей ее интегрального критерия - степени проявления в области ФК (таблица 3).
Таблица 3. - Показатели степени общественной активности личности в области физической культуры
Показатель активности Степень общественной активности личности в области физической культуры
высокая средняя низкая нулевая
1. Участие в педагогической деятельности Добровольное и постоянное выполнение функций тренера, инструктора общественника по одному из видов ФУ, спорта Постоянное или эпизодическое выполнение данных функций в силу общественного долг Эпизодическое по заданию преподавателя участие в данной деятельности Отсутствие участия в педагогической деятельности
2. Участие в агитационно- пропагандистской деятельности Систематический обмен информацией по ФК с другими людьми; добровольное участие в одном из видов данной работы Эпизодический обмен информацией по ФК с другими людьми; участие в одном из видов данной работы в силу общественного долга Эпизодический обмен информацией по ФК с окружающими или его отсутствие; отсут-ствие участия в видах данной работы Отсутствие участия в агитационно-пропагандистской деятельности
3. Участие в научной де-ятельности Стремление к научному поиску, участие в конференциях, конкурсах научных работ Эпизодическое участие в научном поиске, в отдельных конференциях, конкурсах работ или их отсутствие Эпизодическое участие в конференциях в качестве слушателя Отсутствие участия в научной деятельности
4. Участие в управленческой деятельности Добровольное выполнение функций судьи по спорту; участие в организации и проведении ФСМ; выборная работа по линии ФК; участие в собраниях с критикой имеющихся недостатков Выполнение в силу общественного долга отдельных поручений по организации и проведению ФСМ; эпизодическое участие в собраниях с критикой имеющихся недо-статков Эпизодическое участие в орг-низации и проведении ФСМ, собраниях по вопросам ФК или его отсутствие Отсутствие участия в управленческой деятельности
5. Участие в материально- финансовой деятельности Добровольный уход за спортинвентарем, спортивными площадками; финансовые вложения в занятия ФУ, развитие ФК Эпизодический уход за спортинвентарем, спортплощадками по просьбе преподавателя, отдельные финансоро-вания в занятия ФУ Использование инвентаря и оборудования без ориентации на его состояние; занятия ФУ без финансовых затрат Отсутствие проявления данной активности
6. Участие в зрелищной деятельности Добровольное, систематическое присутствие на соревнованиях в качестве зрителя, выполнение всех необходимых действий «болельщика» в ЗД Частое посещение соревнований в качестве зрителя; активное общение по вопросам вида спорта с другими «бо-лельшиками» Эпизодические посещения соревнований в качестве зрителя; активно-пассивное общение по вопросам избранного вида спорта Отсутствие проявления активности в зрелищной деятельности
В своем единстве ФА и общественная активность образуют определенный тип социальной активности личности - активность в области ФК как объективно детерминированное субъективное отношение личности к этому виду культуры, выражающееся в социально- ценностной ориентировке и конкретных действиях по сознательному преобразованию своей биосоциальной природы, развитию и совершенствованию ФК в целом как способа и условия обеспечения оптимальной жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества в целом.
Границы между степенями активности личности в области ФК лежат как в плоскости качественно-количественного проявления внешней структуры данного социального явления - конкретных действий и деятельности, так и в плоскости его внутренней структуры - мотивации. Следовательно, при анализе активности личности в этом виде культуры важнейшее значение приобретает изучение ее мотивационной детерминации, роль которой по мере актуализации социальной необходимости в развитии ФК неуклонно возрастает.
Заключение. На основании методологического и эмпирического анализа активности личности в области ФК выявлены следующие закономерности: 1) степень активности личности в этом виде культуры предопределяется степенью сформированности ее социально-ценностной ориентировки; 2) более высокой степени вовлеченности в ФД соответствует высокая степень ее самодеятельного характера, основанная на потребностях, интересах и целях, отражающих различные стороны этой деятельности; 3) более высокая степень активности личности в области ФК определяется гармоничным развитием ее сознания и поведения, проявляющихся в ее участии в физкультурной, педагогической, научной, управленческой, агитационно-пропагандистской и зрелищной деятельностях в ФК; 4) более высокая степень активности личности в области ФК в большей мере мотивируется ее потребностями, интересами и целями, сочетающими лично- и общественно ориентированную направленность на развитие ФК в целом.
Представленная модель критериев и показателей активности личности или любых социально-демографических групп населения в области ФК дает возможность ее комплексной оценки для получения объективных статистических данных в этом виде культуры общества.
В то же время активность личности в области ФК нельзя выводить только из самой личности. Она является продуктом процесса ориентирования субъекта в объективных условиях его жизнедеятельности, в практической стороне организации и обеспечения физкультурной и других видов деятельности ФК в конкретных семьях, организациях, учреждениях, регионах, в стране. Поэтому понимание процесса становления активности личности в области ФК невозможно без анализа и создания социального механизма управления этой активностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; И.В. Медведева (пред. ред. кол.) [и др.]. - Минск, 2015. - Режим доступа: ИИр: //www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 02.03.2019.
2. Дюбкова, Т.П. Динамика отношения белорусов к физической культуре и спорту, курению табака и употреблению алкоголя в течение 2000-2015 гг. / Т.П. Дюбкова // Взаeмодiя духовного й фiзичного виховання в становленш гар-моншно розвинено! особистост : зб. ст. за матерiалами III мiжн. наук.-практ. онлайн-конф., Слов'янськ, Укра'ша, 2425 березня 2016 р. : в 2 т. / за ред. В.М. Пристинського, О.1. Федорова. - Слов'янськ : Донбас. держ. пед. ун-т, 2016. -Т. 1. - С. 182-186.
3. Кривцун-Левшина, Л.Н. Функции и принципы физического воспитания / Л.Н. Кривцун-Левшина // Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. - Минск : БГПУ, 2014. - С. 56-67.
4. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М. : Акад., 2001. -С 109-111.
5. Физическая культура и социальная активность личности / В.Д. Чепик [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 10. - С. 39.
6. Арвисто, М.А. Об опыте и параметрах изучения социальных проблем повышения физкультурной активности населения / М.А. Арвисто // Физическая культура в социальном развитии города. - Таллинн, 1978. - С. 85-87.
7. Культура жизни человека // Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / отв. ред. Л.В. Сохань, В.А.Тихонович. - Киев : Наукова думка, 1988. - С. 47-48.
8. Никитина, А.А. Анализ мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья / А.А. Никитина // Современные проблемы спорта, физической культуры и физической реабилитации : материалы II междунар. науч.-практ. конф., Донецк, 24 апр. 2015 г. / под ред. Л.А. Деминской ; ДИФКС. - Донецк, 2015. - С. 520-522.
9. Ануфриев, В.А. Социальный статус и активность личности / В.А. Ануфриев. - М. : МГУ, 1984. - С. 220-223.
10. Кривцун-Левшина, Л.Н. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л.Н. Кривцун-Левшина, И.В. Котляров. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. - С. 57-59.
11. Кривцун-Левшина, Л.Н. Современная модель физической культуры: системный анализ / Л.Н. Кривцун-Левшина // Вестн. Полоц. гос. ун-та. - 2017. - № 15. - С. 15-166.
12. Социология физической культуры : учеб. пособ. / ав.-сост. Л.Н. Кривцун-Левшина. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2005. - С. 126-130.
13. Социальная активность и свобода личности // Межвуз. сб. науч. тр. - Волгоград, 1981. - С. 5-40.
14. Антонян, Ю.М. О сущности мотивов / Ю.М. Антонян // Филос. науки. - 2009. - № 5. - С. 69-78.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - С. 88.
16. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М. : Наука, 1988. - С. 97.
17. Кривцун-Левшина, Л.Н. Организация и методика физкультурно-оздоровительной работы : пособие / Л.Н. Кривцун-Левшина, В.П. Кривцун. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - С. 308-314.
Поступила 26.02.2021
METHODOLOGICAL APPROACH TO ANALYSIS PERSONAL ACTIVITY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE
L. KRIVTSUN-LEVSHINA, V. KRYVTSUN
The article examines scientific approaches to the concept of "physical activity" and defines its structural components. The analysis of the value-oriented basis of physical activity of the individual, the content, levels and degree of its social activity in the field of physical culture is given, the criteria for evaluation.
Keywords: physical culture, social activity, physical activity, social and physical activity, motivation, social and value orientation, levels of social activity in physical culture.