Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНА И ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ И ФИЗКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВКА / УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривцун-Левшина Л.Н., Кривцун В.П.

Рассматриваются научные подходы к понятиям «физкультурная деятельность» и «физкультурная активность», определяются их структурные компоненты, границы схожести и различий. Дается анализ ценностно-ориентационным основам физкультурной активности личности, содержание, уровни и степени ее общественной активности в области физической культуры, выявляются критерии их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кривцун-Левшина Л.Н., Кривцун В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO ANALYSIS PERSONAL ACTIVITY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

The article examines scientific approaches to the concept of “physical activity” and defines its structural components. The analysis of the value-oriented basis of physical activity of the individual, the content, levels and degree of its social activity in the field of physical culture is given, the criteria for evaluation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796.011.1:316

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

канд. социол. наук, доц. Л.Н. КРИВЦУН-ЛЕВШИНА (Витебский филиал Международного университета «МИТСО»), канд. пед. наук, доц. В.П. КРИВЦУН (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова)

Рассматриваются научные подходы к понятиям «физкультурная деятельность» и «физкультурная активность», определяются их структурные компоненты, границы схожести и различий. Дается анализ цен-ностно-ориентационным основам физкультурной активности личности, содержание, уровни и степени ее общественной активности в области физической культуры, выявляются критерии их оценки.

Ключевые слова: физическая культура, социальна и физкультурная деятельность, социальная и физкультурная активность, мотивация, социально-ценностная ориентировка, уровни общественной активности в физической культуре.

Введение. В современных условиях жизнедеятельности людей их состояние здоровья и продолжительность жизни приобретают особую актуальность. Так, исследования свидетельствуют о старении населения в Беларуси, высоком уровне общей смертности и сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте. Среди причин смертности лидируют болезни системы кровообращения и злокачественные образования. В настоящее время к ним добавились заболевания и смертность от С0УГО-2019. Одним из факторов такого положения дел является нарушение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). В рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя Беларусь занимает 10-е место из 188 стран. Количество его потребления на душу населения в 2 раза выше, чем в Японии и в 5 раз выше, чем в Израиле, сопоставимо с Россией и Украиной (ВОЗ, 2014). К негативным последствиям алкоголизации населения относятся утрата обществом ценностных ориентиров, деградация и смертность населения. Из-за болезней, связанных с курением, страна теряет ежедневно 15,5 тыс. человек в год в трудоспособном возрасте, имеет 30-40 % смертельных исходов болезни сердца, 30% онкологических заболеваний [1].

Исследования в области медицины и физической культуры (ФК) постулируют, что формирование у населения ЗОЖ и приверженности к занятиям физическими упражнениями (ФУ) становится стратегической задачей. В целом, число занимающихся ФУ в Беларуси имеет положительную динамику: удельный вес лиц в возрасте 16-29 лет увеличился с 16,3% до 25,7% с 2000 г. до 2015 г. Доля физкультурной активности женщин увеличилась в 2 раза и составила 25,5%, мужчин - 25,9%, Среди городского населения доля занимающихся ФУ в 2 раза выше, чем среди сельских жителей. Ежедневно занимаются ФУ 16,8%, 2-3 раза в неделю - 34,8%, от случая к случаю - 1/3. Предпочитают организованные занятия ФУ 73,8% и 73,7%, 1/4 часть - самостоятельные [2]. Однако приведенные данные отражают физкультурную активность в среднем лишь у 1/3 населения.

В понимании детерминации активности личности в занятиях ФУ ведущими являются принципы сознательности и активности, соответствия ценностно-ориентационному состоянию общественного и индивидуального сознания. Сознательность в деятельности базируется на убеждении личности в необходимости самосовершенствования за счет ее средств для достижения жизненных целей, а активность выражает меру (величину) проявляемой деятельности на основе познания ее ценности для удовлетворения конкретных потребностей. Принцип соответствия ценностно-ориентационному состоянию общественного и индивидуального сознания проявляется в следующих аспектах: в осознании личностью необходимости физического развития и физической подготовленности, проявляющегося в ее физкультурных потребностях, интересах, целях, реализуемых средствами ФК; в осознании различными социально-демографическими группами населения необходимости оптимального уровня физического, психического и духовного здоровья, реализуемой усилиями представителей органов медицины, управления ФК и государства по созданию соответствующих условий для удовлетворения этой потребности [3]. Следовательно, на субъективном уровне ФК существует, прежде всего, в виде занятий ФУ отдельной личностью или социально-демографическими группами. В этой связи для разработки методик формирования активности личности в области ФК необходимо научное обоснование понятий, содержания, структуры и показателей ее оценки на основе системного подхода, позволяющего разрабатывать методологию, теорию и методику данного явления.

Основная часть. В научной литературе по ФК нет четкого определения и разделения таких понятий, как «двигательная активность», «двигательная деятельность», «физическая активность», «физкультурная деятельность» и «физкультурная активность», их соотношений между собой. Со стороны своего генезиса двигательная

активность, двигательная деятельность, физическая активность отражают естественно-биологическую потребность и способ существования человека в повседневной жизни. Физкультурная деятельность и физкультурная активность отражают субъективно-объективное отношение личности к ФУ, характеризуемого целеполаганием, научно обоснованными методами и нормами физической нагрузки для реализации задач совершенствования биологической и социальной природы человека. Центральным звеном в этом процессе выступает физкультурная активность личности как фактор самосовершенствования и развития ФК в целом.

Категория «физкультурная активность» в научной литературе рассматривается с разных точек зрения: как физкультурная деятельность разного уровня организованности и систематичности достижений [4]; занятия физическими упражнениями [5]; вовлеченность человека в физкультурно-спортивную деятельность [6]; компонент образа жизни, отражающий меру и характер участия человека в физкультурных занятиях, видах физкультурной деятельности [7; 8]. Объективно физкультурная активность личности немыслима без деятельности по преобразованию своей биосоциальной природы. По своему генезису она выступает видом социальной деятельности, представляющей « ...способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами». В ее общей модели выделяют материально-преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, информационную, художественную, физкультурно-спортивную, политическую, управленческую, природоохранную деятельность [9]. В структуре ФК обеспечиваются большинство из перечисленных типов социальной деятельности. Но базовый ее компонент образует физкультурная деятельность (ФД) - исторически сложившийся вид социальной деятельности людей, обязательный или добровольный, развивающий, оздоровительный или соревновательный, производственный или внепроизводственный (учебный и вне учебный) процесс, в ходе которого человек своей собственной активностью путем использования физических упражнений и других социокультурных средств обеспечивает удовлетворение потребностей в поддержания и развития своих физических, психических и духовных возможностей для оптимального выполнения бытовых, трудовых, общественных и военно-защитных функций [10].

Базовыми подсистемами ФД как социальной системы выступают духовная и практическая стороны преобразования человека. Духовная подсистема ФД проявляется в формировании и поддержании потребностей, интересов, целей личности, образующих мотивационное ядро данной деятельности как основу идеальных образов действий и желанного результата по преобразованию своей биосоциальной природы. Практическая ее подсистема выступает как реальный процесс и результат такого совершенствования. В своем единстве эти подсистемы образуют внутреннюю и внешнюю структуру ФД. Ее внутренняя структура (интраструктура) включает в себя:

- субъект деятельности - отдельная личность или социальная группа, обладающие определенными социально-демографическими характеристиками;

- цель - планируемый результат необходимого уровня развития физических, психических и духовных качеств человека, обеспечивающих его потребности в процессе жизнедеятельности;

- предмет - биологическая и социальная природа человека; средства: а) естественно-культурные - ФУ, природные и гигиенические факторы; б) искусственно-созданные - инвентарь и оборудование, спортивные сооружения и спортивная форма;

- собственно активность субъекта - совокупность двигательных, физических, коммуникативных, гностических действий субъекта, выполняемые научно обоснованным способом. Они образуют технологию деятельности - совокупность знаний и умений субъекта по теоретическим, техническим, методическим, материальным и гигиеническим условиям занятий ФУ, контролю за результатами этой деятельности;

- результат - реализация ее цели в его специфическом и общекультурном видах. Специфическими ее результатами являются: а) материальные (биологические): достигнутый уровень физического и психического здоровья, физического развития и подготовленности, физической и психической готовности к выполнению социальных функций, физическое совершенство; б) духовные: физкультурная образованность как совокупность знаний и умений по всестороннему развитию личности средствами ФД. К общекультурным ее результатам относятся: уровень развития волевых и интеллектуальных качеств, сформированности моральных, эстетических, гедонистических чувств; создание новых и сохранение уже имеющихся физкультурно-ориентированных групп населения; приобретение определенного статуса в социальной структуре ФК и общества на основе сформированных социально значимых качеств.

Интраструктура ФД обусловливает ее внешнюю структуру (итерструктуру) как функционирование присущих ей видов и форм, отражающих ее специфическую целевую направленность и детерминирующих функционирование общеразвивающей, оздоровительно-рекреационной, производственной, военно-прикладной и спортивной подсистем ФК: Взаимосвязь внутренней и внешней структуры ФД определяют функционирование в структуре ФК педагогической, научной, управленческой, медицинской, материально-финансовой и зрелищной видов деятельности. Интегрирование этих видов деятельности в ФК обусловлено их целевым назначе-

нием, которое и задает духовно-практический базис ее развития, обеспечивает объективную необходимость общества и человека в физическом и духовном совершенствовании [11].

Виды ФД осуществляются в следующих основных формах: государственной, общественной, частной и самодеятельной. Ее государственная форма обеспечивается в госучреждениях на основе государственных программ и обязательных занятий ФУ. Общественная и частная форма осуществляются под руководством соответствующих организаций (профсоюзных, физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов и т.п.) на основе программ, носящих рекомендательный характер. Самодеятельная форма ФД обеспечивается знаниями и умениями самого занимающегося и выступает качественным показателем эффективности выше названных форм. В совокупности эти формы образуют организационные способы осуществления ФД: организованные и самоорганизованные, групповые и индивидуальные; по месту учебы, работы и жительства, в процессе отдыха и лечения; различные физкультурно-спортивные мероприятия (ФСМ) [12] .

На субъективном уровне ФД обеспечивается в двух основных формах: принуждения и добровольной деятельности, т.е. самодеятельности. В ней проявляются обе эти формы, но последняя является определяющей, что и характеризует неоднозначность понятий «физкультурная деятельность» и «физкультурная активность». Методологической основой понимания сущности физкультурной активности является положение философии о том, что в объективном процессе движения материи выделяются качественно отличные его уровни: движение или активность неживой природы, активность как свойство живых существ и активность как свойство социальных субъектов сознательно взаимодействовать со средой, т.е. социальная активность, обладающая свойством меры, т.е. усиленной, инициативной деятельности [13]. Следовательно, категория «социальная активность» отражает качественно-количественную характеристику деятельности, детерминируемую присвоением человеком общественных отношений путем включения в различные виды социальной деятельности, усвоение опыта и ценностей социальной среды. Но стать непосредственным источником его активности они могут при условии отражения их в ее сознании, т. е. превращаясь в субъективное состояние - мотивационную сферу личности, формирующуюся в процессе мотивации.

В теории деятельности понятие «мотивация» представлено в трех аспектах: 1) как процесс побуждения человека к совершению тех или иных поступков и действий, требующий оценки альтернатив, в ходе которых он отдает предпочтение одной или нескольким потребностям [14]; 2) как система мировоззренчески соподчиненных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе личности, сознательное определение ею линии своего поведения [15]; 3) как процесс проявления, функционирования мотивов [16]. Процесс мотивации, содержание, направленность и иерархия мотивов обосновывают и побуждают деятельность социального субъекта, выражая его отношение к ней в виде социально-ценностной ориентировки. В этом контексте социально-ценностная ориентировка в области ФК - это результат процесса ориентирования субъекта в различных сферах и видах человеческой практики, проявляющийся в его позиции к материальным и духовным ценностям определенной деятельности, содержащей в себе настоящую и будущую активность в этой области, равную силе его потребностей, интересов и целей по совершенствованию своей биосоциальной природы.

На основании исследований (Л.Н. Кривцун-Левшина, 1992-2009; Т.А. Глазько, А.Б. Глазько, 2015; А.В. Журина, 2019; и др.) в обобщенном виде ценностные ориентации различных социально-демографических групп населения на ФД и ФСМ можно представить в следующем виде (таблица 1).

Критерием оценки состояния и содержания социально-ценностной ориентировки личности выступает степень ее сформированности. Высокая степень характеризуется наличием всех компонентов мотивации, основанных на научных знаниях и опыте, сочетании общественно и личностно значимых потребностей, интересов и целей совершенствования своей биосоциальной природы. Средняя степень проявляется в отсутствии отдельных компонентов мотивации, сочетании положительной и отрицательной оценки различных аспектов деятельности, базирующихся, в основном, на эмпирических знаниях, с преобладанием в ее содержании личностных мотивов, отражающих диспропорцию в осознании необходимости совершенствования природы человека средствами ФД. Низкая степень характеризуется недостаточным уровнем формирования большинства компонентов мотивации, преобладанием отрицательной оценки различных аспектов деятельности, базирующейся на эмпирическом опыте, с преобладанием личностных потребностей, отдельных компонентов интереса и отсутствием целей деятельности. Нулевая проявляется в неразвитости большинства компонентов мотивации, связанной с отсутствием знаний и личного опыта, преобладании в ее содержании мотивов подчинения требованиям условий жизни (деятельность по принуждению), лежащих в основе пассивного отношения к ФД в целом или ее отдельным сторонам, предопределяемых несовпадением объективного и субъективного образа занятий ФУ на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

В обобщенном виде сформированная социально-ценностная ориентировка на ФД выступает как убеждение, т.е. познанная необходимость и желанный выбор, детерминирующее сознательную деятельность - самодеятельность. В этой связи физкультурная активность (ФА) - это объективно детерминированное субъективное отношение к физкультурной деятельности, выражающееся в социально-ценностной ориентировке и конкретных действиях личности по сознательному, целенаправленному преобразованию своей биосоциальной при-

роды средствами этой деятельности в соответствии с потребностями, интересами и целями индивида, социальной группы, общества в целом. Как субъективно-объективный феномен ФА имеет свою внутреннюю (ин-траструктуру) и внешнюю (интерструктуру) структуру Компонентами ее интраструктуры в общем виде являются: знания о социальных и индивидуальных потребностях общества в физическом и духовном совершенствовании его членов, условиях, способах и средствах их удовлетворения; мотивы - отношение к этим потребностям и способам их удовлетворения в виде индивидуальных потребностей, интересов, целей и убеждений личности; способности и умения к выполнению ФД. Интерструктура ФА состоит из действий личности по физическому и духовному совершенствованию посредством ФД: занятия предпочитаемым видом деятельности и связанными с ним ФУ; занятия предпочитаемой ее формой; участие в ФСМ.

Таблица 1. - Содержание и направленность социально-ценностных ориентировок личности на физкультурную деятельность

Социально -ценностная ориентировка Мотивационное основание Направленность

На физкультурную деятельность

Физическое «Я» Потребность в развитии физических качеств и функциональных возможностей организма, укреплении здоровья, продлении долголетия; в эстетизации внешности, обладании красотой движений, комфортном физическом состоянии; приобретении навыков и умений осуществления деятельности, новых двигательных качествах Личностная

Гедонистическая Потребность в активном отдыхе, эмоциональной разрядке, развлечении, удовольствии от занятий; интерес к новизне, разнообразию и красоте ФУ, получении положительного настроения во время и после занятий Личностная

Самоактуализация Потребность в проявлении своих сил и способностей, повышении самооценки; интерес к средствам, видам и результатам деятельности, самореализация в ней Личностная

Самовоспитание Потребность и цель воспитания силы воли, характера, чувств высокого порядка, мужества; развитии интеллектуальных способностей, самоорганизованности, самоконтроля, трудолюбия и настойчивости в достижении целей Личностно-общественная

Коммуникативная Потребность в развитии качества общения, в общении с интересными людьми; членстве в физкультурно-оздоровительной группе, команде, клубе Коллективно-личностная

Социальное признание Потребность в приобретении и повышении авторитета, уважения среди товарищей, родных и т.п., цель стать капитаном команды, известным спортсменом, добиться победы и др. Личностно-коллективная

Функциональная (гностическая) Потребность в приобретении знаний о закономерностях функционирования организма человека, самообразовании в вопросах ЗОЖ; ответственность за состояние своего здоровья; цель формирования культуры здоровья как проявление духовно-социальной ценности сознания личности Личностная

Альтруистическая Потребность и цель сформировать физические и психические качества для профессиональной деятельности, обороне Родины, активной общественной жизни; физическую культуру личности Общественная

Материальная (инструментальная) Потребность и цель в получении спортивной формы, улучшении условий жизни, финансового положения и других материальных благ; возможность продвижения по карьерной лестнице, получения командировок по стране и за рубеж Личностная

Нормативная Подчинение условиям обучения в школе, вузе, требованиям трудового коллектива, профессиональной и других видов социальной деятельности Коллективно-общественная

На участие в физкультурно-спортивных мероприятиях

Самоактуализация Цель проверки своих физических и психических возможностей, улучшения спортивного результата Личностная

Социальное признание Потребность и цель в повышении своего социального статуса Личностная.

Альтруистическая Потребность и цель оправдать доверие товарищей, коллектива, защитить их спортивную честь Коллективно-общественная

Материальная Потребность и цель в получении ценного подарка, денежного вознаграждения, улучшения и повышения материальных условий жизни и др. Личностная

Нормативная Подчинение требованиям учебного заведения, трудового коллектива, других социальных групп Коллективная

Сущность и структура ФА личности определяют специфику ее критерия оценки, состоящего из двух блоков показателей. 1-й блок дает характеристику ее деятельного состояния, поскольку проявлять ФА - взять на себя определенную роль именно в ФД: занимающегося ФУ, игрока команды, участника соревнований и т.п. 2-й блок дает субъективную характеристику индивидуального сознания, отражающего мотивационную сторону

личности в ФД. Первым интегральным показателем критерия оценки ФА по объективным показателям является степень вовлеченности в ФД. Он состоит из следующих частных показателей:

1) направленность действий: выбор ФД как предмета активности личности; выбор определенных ФУ; выбор вида и формы этой деятельности;

2) устойчивость действий: регулярность занятий в неделе, сезоне, году; частота занятий;

3) участие в ФСМ: сдача нормативов по физической и технической подготовленности; участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях с определенной интенсивностью: «систематически», «иногда», «отсутствие участия».

Объективная оценка степени вовлеченности в ФД требует соотнесения ее показателей с социально значимым эталоном, интегрирующим нормы рационального двигательного режима человека и общественно необходимые ее формы. В теории и методике ФК таким эталоном выступает следующий режим физических нагрузок:

- ЧСС 110-140 уд/мин;

- объем 6-10 ч в неделю с распределением его на 6-5 занятий в возрасте до 30 лет, 3-2 занятия в возрасте 30 лет и старше при условии использования в годовом цикле несколькими ФУ: 5-4 видами в возрасте до 30 лет, 3-2 видами старше 30 лет;

- занятия, сочетающие общеразвивающую, оздоровительную, рекреационную и профессиональную направленность [17].

На этой основе степень вовлеченности личности в ФД оценивается по следующим ее качественно-количественным состояниям:

- в реальной деятельности полностью, или в основном содержится эталонная модель - высокая степень;

- эталонной модели соответствуют определенные, существенные, но не все показатели двигательного аспекта ФД - средняя степень;

- в проявляемой активности эталон присутствует лишь незначительно - низкая степень; > активность в ФД не наблюдается - нулевая степень.

Физкультурная активность личности проявляется и в инициативном, творческом отношении к ФД. С субъективной стороны она связана с осознанием недостаточности своих знаний и умений для эффективности занятий ФУ, с объективной - с осознанием ограниченности возможностей (средств, методов, условий) ФД для совершенствования качеств и способностей личности. Содержанием творческой инициативы выступает умение субъекта находить и применять уже готовые знания, добывать новые, использовать их в индивидуальной или коллективной деятельности. Следовательно, вторым интегральным показателем ФА личности является самодеятельный характер деятельности, состоящий из следующих частных показателей:

1) дисциплинированность: отсутствие опозданий, пропусков занятий без уважительных причин; максимальное использование времени на занятиях: отсутствие простоев, длительных пауз; четкое выполнение требований педагога;

2) добросовестность, ответственность: выполнение предлагаемого объема и интенсивности физической нагрузки; перевыполнение дозировки ФУ с учетом своих физических возможностей;

3) инициатива, творчество: повышение уровня знаний (изучение специальной литературы, посещение лекций, бесед, прослушивание радио и просмотр телепередач по ФК); использование полученных знаний в практике занятий ФУ; добровольное оказание помощи педагогу, товарищам в процессе занятий; внесение элементов новизны в технику и методику ФУ; совершенствование конструкций инвентаря и оборудования и др.

Высокую степень самодеятельного характера деятельности отражает наличие всех или большинства признаков. Его средняя степень выражается в добросовестном выполнении предписанных норм физической нагрузки, эпизодическом стремлении к повышению уровня знаний и внесении предложений по совершенствованию различных сторон ФД без ориентации на коллективность действий. Низкая степень отличается невыполнением предписанного объема и интенсивности физической нагрузки и качества выполнения ФУ, наличием пропусков занятий без уважительных причин, отдельными попытками к повышению (или их отсутствием) уровня знаний без внесения элементов новизны. Нулевая степень его проявления выражается в отсутствии добросовестности, инициативы и творчества на занятиях ФУ (таблица 2).

Физкультурная активность личности в области ФК достигает своего высшего уровня, когда соединяется с активностью в других ее видах деятельности. Ее основой выступает осознание личностью своей причастности к совершенствованию физических и духовных качеств людей, своей позиции в развитии ФК. Такой уровень активности личности предстает как общественная активность в области ФК. Ее ин-траструктура включает в себя:

- знания об общественных потребностях и интересах в развитии ФК, ее видов деятельности;

- мотивы - отношение к этим потребностям, интересам и способам их удовлетворения как социальная позиция личности;

- умения и способности к проявлению данной активности.

Таблица 2. - Показатели оценки физкультурной активности личности

Показатель физкультурной активности Степень физкультурной активности

высокая | средняя | низкая | нулевая

Вовлеченность в физкультурную деятельность

1. Направленность и устойчивость действий 5-6 раз занятий ФУ в неделю, длительностью от 1 до 2 ч и более, двумя и более формами ФД, применение 2-3-х видов ФУ рекреационной, общефизической и прикладной направленности; ис-пользование ФУ в режиме труда (учебы) и свободном времени 3-4 занятия ФУ в неделю, длительностью от 30 до 45 мин., одной и более формами ФД, применение двух и более ФУ определенной направленности; использование ФУ в режиме труда (учебы) и свободном времени 1-2 занятия в неделю или от случая к случаю, длительностью от 15 до 30 мин одной формой ФД; применение одного вида ФУ преимущественно на занятиях ФВ в учебном заведении или трудовом коллективе. Эпизодические ФУ в свободном времени Отсутствие занятий ФУ в режиме труда, учебы и отдыха

2. Технология действий Полное овладение средствами и методами орга-низации и проведения занятий ФУ, контроля за их результатом Овладение определенными средствами и методами организа-ции и проведения занятий ФУ, контроля за их результатом Овладение отдельными средствами и мето-дами организации и проведения занятий ФУ, контроля за их результатом Отсутствие умений в проведении занятий ФУ, контроля за их результатом

3. Результат деятельности Достижение спортивного разряда, сдача норм гос. комплекса «Здоровье»; улучшение показателей физического развития, подгото-влености и работоспособности; снижение забол-ваемости; сформированность большинства социальных качеств личности Полная или почти полная сдача норм комплекса «Здоровье»; улучшение физического развития, подготовленности и работоспособности; снижение заболеваемости; сфор-мированность отдельных социальных качеств личности Сдача отдельных норм комплекса «Здоровье»; улучшение отдельных показателей физического развития, подготовленности и работоспособности; недостаточная сфор-мированость со-циальных качеств личности Отсутствие каких-либо результатов деятельности

Самодеятельный характер деятельности

1. Участие в физкуль- турно-спортивных мероприятиях Добровольное и регулярное участие во всех или в большинстве мероприятий Добровольное или активно-принудительное участие в большинстве мероприятий Участие в мероприятиях носит принудительный и эпизодический характер Отсутствие участия в ФСМ при условии физических возможностей участия в них

2. Дисциплинированность на занятиях ФУ Соблюдение учебной дисциплины; активные выступления против ее нарушителей Отдельные нару-шения дисциплины; эпизодические высту-пления против ее нарушителей или их отсутствие Частые нарушения дисциплины в сочетании с безразличным отношением к ее нарушителям или их оправданием Наличие частых пропусков занятий без уважительных причин

3. Добросовестность и ответственность на занятиях ФУ Выполнение и перевыполнение заданного объема и интенсивности ФУ; качестве-ное, с полной отдачей сил выполнение заданий Выполнение или частичное невыполнение заданного объема и интенсивности ФУ без стремления к качеству их исполнения Частое невыполнение заданного объема и интенсивности ФУ без качественного их исполнения Постоянное нежелание выполнять задания на занятиях ФУ

4. Инициативно-творческое отношение к ФД Регулярное повышение теоретических и методических знаний в области ФК; добровольное оказание помощи преподавателю и товарищам; внесение элементов новизны, изобретательство в области ФК Эпизодическое повышение теоретико-методических знаний в области ФК; ока-зание помощи по просьбе преподавателя и товарищей; эпизодическое внесение элементов новизны или его отсутствие в занятия ФУ Эпизодическое повышение теоретико-методических знаний в области ФК; пассивность на занятиях ФУ; выполнение заданий обычными, стандартными способами Отсутствие стремления к знаниям в области ФК, выполнению ФУ, оказанию помощи преподавателю и товарищам

Интерструктура общественной активности в области ФК проявляется в участии личности в педагогической, научной, управленческой, медицинской, агитационно-пропагандистской, материально-преобразовательной, зрелищной деятельности. Интегральным критерием общественной активности личности выступает уровень ее проявления в области ФК. Он состоит из комплекса показателей участия личности в названных видах деятельности в области ФК, обеспечивающих качественное функционирование ФД. На этой

основе в данном интегральном критерии выделяются шесть основных уровней общественной активности личности в области ФК:

1) физкультурно-педагогический, являющийся основой получения и совершенствования знаний и умений личности по обеспечению индивидуальных и коллективных занятий ФУ, познания физкультурных интересов различных социальных групп, развития способностей организовывать и осуществлять ФД в тех социальных группах, в которых она находится;

2) физкультурный, научно-познавательный, интегрирующий процесс занятий ФУ с научным поиском, позволяющим на более высоком познавательном уровне управлять индивидуальным и групповым процессом этой и других видов деятельности в ФК;

3) физкультурно-управленческий, аккумулирующий способность и готовность личности выполнять функции управления, основанные на социальной ответственности за развитие ФД в группе, организации, учреждении и т.п., коллективистскую направленность ее интересов;

4) физкультурный, агитационно-пропагандистский, характеризующий убежденность личности в необходимости распространения физкультурных знаний среди различных социальных групп. При условии добровольности этой деятельности он выступает показателем ее активной жизненной позиции в ФК;

5) физкультурный, материально-финансовый, реализующийся в финансовых затратах личности в различной их форме (оплата абонементов, приобретение спортивной формы и инвентаря, спонсорство и др.); ремонте, уходе за спортивным инвентарем, оборудованием, спортивными сооружениями и т.п.;

6) физкультурно-зрелищный, проявляющийся в сочетании занятий ФУ с участием личности в ФСМ в качестве зрителя.

Совокупность уровней и показателей общественной активности личности в области ФК дает возможность определить эмпирическую модель показателей ее интегрального критерия - степени проявления в области ФК (таблица 3).

Таблица 3. - Показатели степени общественной активности личности в области физической культуры

Показатель активности Степень общественной активности личности в области физической культуры

высокая средняя низкая нулевая

1. Участие в педагогической деятельности Добровольное и постоянное выполнение функций тренера, инструктора общественника по одному из видов ФУ, спорта Постоянное или эпизодическое выполнение данных функций в силу общественного долг Эпизодическое по заданию преподавателя участие в данной деятельности Отсутствие участия в педагогической деятельности

2. Участие в агитационно- пропагандистской деятельности Систематический обмен информацией по ФК с другими людьми; добровольное участие в одном из видов данной работы Эпизодический обмен информацией по ФК с другими людьми; участие в одном из видов данной работы в силу общественного долга Эпизодический обмен информацией по ФК с окружающими или его отсутствие; отсут-ствие участия в видах данной работы Отсутствие участия в агитационно-пропагандистской деятельности

3. Участие в научной де-ятельности Стремление к научному поиску, участие в конференциях, конкурсах научных работ Эпизодическое участие в научном поиске, в отдельных конференциях, конкурсах работ или их отсутствие Эпизодическое участие в конференциях в качестве слушателя Отсутствие участия в научной деятельности

4. Участие в управленческой деятельности Добровольное выполнение функций судьи по спорту; участие в организации и проведении ФСМ; выборная работа по линии ФК; участие в собраниях с критикой имеющихся недостатков Выполнение в силу общественного долга отдельных поручений по организации и проведению ФСМ; эпизодическое участие в собраниях с критикой имеющихся недо-статков Эпизодическое участие в орг-низации и проведении ФСМ, собраниях по вопросам ФК или его отсутствие Отсутствие участия в управленческой деятельности

5. Участие в материально- финансовой деятельности Добровольный уход за спортинвентарем, спортивными площадками; финансовые вложения в занятия ФУ, развитие ФК Эпизодический уход за спортинвентарем, спортплощадками по просьбе преподавателя, отдельные финансоро-вания в занятия ФУ Использование инвентаря и оборудования без ориентации на его состояние; занятия ФУ без финансовых затрат Отсутствие проявления данной активности

6. Участие в зрелищной деятельности Добровольное, систематическое присутствие на соревнованиях в качестве зрителя, выполнение всех необходимых действий «болельщика» в ЗД Частое посещение соревнований в качестве зрителя; активное общение по вопросам вида спорта с другими «бо-лельшиками» Эпизодические посещения соревнований в качестве зрителя; активно-пассивное общение по вопросам избранного вида спорта Отсутствие проявления активности в зрелищной деятельности

В своем единстве ФА и общественная активность образуют определенный тип социальной активности личности - активность в области ФК как объективно детерминированное субъективное отношение личности к этому виду культуры, выражающееся в социально- ценностной ориентировке и конкретных действиях по сознательному преобразованию своей биосоциальной природы, развитию и совершенствованию ФК в целом как способа и условия обеспечения оптимальной жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества в целом.

Границы между степенями активности личности в области ФК лежат как в плоскости качественно-количественного проявления внешней структуры данного социального явления - конкретных действий и деятельности, так и в плоскости его внутренней структуры - мотивации. Следовательно, при анализе активности личности в этом виде культуры важнейшее значение приобретает изучение ее мотивационной детерминации, роль которой по мере актуализации социальной необходимости в развитии ФК неуклонно возрастает.

Заключение. На основании методологического и эмпирического анализа активности личности в области ФК выявлены следующие закономерности: 1) степень активности личности в этом виде культуры предопределяется степенью сформированности ее социально-ценностной ориентировки; 2) более высокой степени вовлеченности в ФД соответствует высокая степень ее самодеятельного характера, основанная на потребностях, интересах и целях, отражающих различные стороны этой деятельности; 3) более высокая степень активности личности в области ФК определяется гармоничным развитием ее сознания и поведения, проявляющихся в ее участии в физкультурной, педагогической, научной, управленческой, агитационно-пропагандистской и зрелищной деятельностях в ФК; 4) более высокая степень активности личности в области ФК в большей мере мотивируется ее потребностями, интересами и целями, сочетающими лично- и общественно ориентированную направленность на развитие ФК в целом.

Представленная модель критериев и показателей активности личности или любых социально-демографических групп населения в области ФК дает возможность ее комплексной оценки для получения объективных статистических данных в этом виде культуры общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время активность личности в области ФК нельзя выводить только из самой личности. Она является продуктом процесса ориентирования субъекта в объективных условиях его жизнедеятельности, в практической стороне организации и обеспечения физкультурной и других видов деятельности ФК в конкретных семьях, организациях, учреждениях, регионах, в стране. Поэтому понимание процесса становления активности личности в области ФК невозможно без анализа и создания социального механизма управления этой активностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; И.В. Медведева (пред. ред. кол.) [и др.]. - Минск, 2015. - Режим доступа: ИИр: //www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 02.03.2019.

2. Дюбкова, Т.П. Динамика отношения белорусов к физической культуре и спорту, курению табака и употреблению алкоголя в течение 2000-2015 гг. / Т.П. Дюбкова // Взаeмодiя духовного й фiзичного виховання в становленш гар-моншно розвинено! особистост : зб. ст. за матерiалами III мiжн. наук.-практ. онлайн-конф., Слов'янськ, Укра'ша, 2425 березня 2016 р. : в 2 т. / за ред. В.М. Пристинського, О.1. Федорова. - Слов'янськ : Донбас. держ. пед. ун-т, 2016. -Т. 1. - С. 182-186.

3. Кривцун-Левшина, Л.Н. Функции и принципы физического воспитания / Л.Н. Кривцун-Левшина // Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. - Минск : БГПУ, 2014. - С. 56-67.

4. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М. : Акад., 2001. -С 109-111.

5. Физическая культура и социальная активность личности / В.Д. Чепик [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 10. - С. 39.

6. Арвисто, М.А. Об опыте и параметрах изучения социальных проблем повышения физкультурной активности населения / М.А. Арвисто // Физическая культура в социальном развитии города. - Таллинн, 1978. - С. 85-87.

7. Культура жизни человека // Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / отв. ред. Л.В. Сохань, В.А.Тихонович. - Киев : Наукова думка, 1988. - С. 47-48.

8. Никитина, А.А. Анализ мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья / А.А. Никитина // Современные проблемы спорта, физической культуры и физической реабилитации : материалы II междунар. науч.-практ. конф., Донецк, 24 апр. 2015 г. / под ред. Л.А. Деминской ; ДИФКС. - Донецк, 2015. - С. 520-522.

9. Ануфриев, В.А. Социальный статус и активность личности / В.А. Ануфриев. - М. : МГУ, 1984. - С. 220-223.

10. Кривцун-Левшина, Л.Н. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л.Н. Кривцун-Левшина, И.В. Котляров. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. - С. 57-59.

11. Кривцун-Левшина, Л.Н. Современная модель физической культуры: системный анализ / Л.Н. Кривцун-Левшина // Вестн. Полоц. гос. ун-та. - 2017. - № 15. - С. 15-166.

12. Социология физической культуры : учеб. пособ. / ав.-сост. Л.Н. Кривцун-Левшина. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2005. - С. 126-130.

13. Социальная активность и свобода личности // Межвуз. сб. науч. тр. - Волгоград, 1981. - С. 5-40.

14. Антонян, Ю.М. О сущности мотивов / Ю.М. Антонян // Филос. науки. - 2009. - № 5. - С. 69-78.

15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - С. 88.

16. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М. : Наука, 1988. - С. 97.

17. Кривцун-Левшина, Л.Н. Организация и методика физкультурно-оздоровительной работы : пособие / Л.Н. Кривцун-Левшина, В.П. Кривцун. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - С. 308-314.

Поступила 26.02.2021

METHODOLOGICAL APPROACH TO ANALYSIS PERSONAL ACTIVITY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

L. KRIVTSUN-LEVSHINA, V. KRYVTSUN

The article examines scientific approaches to the concept of "physical activity" and defines its structural components. The analysis of the value-oriented basis of physical activity of the individual, the content, levels and degree of its social activity in the field of physical culture is given, the criteria for evaluation.

Keywords: physical culture, social activity, physical activity, social and physical activity, motivation, social and value orientation, levels of social activity in physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.