Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО (О ПРОЕКТЕ "ДОСТОЕВСКИЙ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ")'

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО (О ПРОЕКТЕ "ДОСТОЕВСКИЙ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
393
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО (О ПРОЕКТЕ "ДОСТОЕВСКИЙ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ")»

УДК 087

Фёдорова Елена Алексеевна

Доктор филологических наук, профессор кафедры Теории и практики коммуникации, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова; Российская Федерация, Ярославль, e-mail:sole11@yandex.ru

Шалина Марина Александровна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры Филологических дисциплин и методик их преподавания, Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского; Российская Федерация, Евпатория, e-mail: marie_ka@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО (О проекте «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы»)

Elena A. Fedorova

Grand PhD in (Philology) sciences, Professor of the Department of Theory and Practice of Communication,

P. G. Demidov Yaroslavl State University;

Russian Federation, Yaroslavl

Marina A. Shalina

PhD in Philology sciences,

Associated Professor of the Department of linguistic disciplines and methods of teaching,

Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch), V. I. Vernadsky Crimean Federal University;

Russian Federation, Yevpatoria

MODERN METHODOLOGY OF STUDYING AND TEACHING DOSTOEVSKVS CREATIVITY (About the project "Dostoevsky in secondary and higher school:

problems and new approaches")

Для цитирования:

Фёдорова, Е. А., Шалина, М. А. Современная методология изучения и преподавания творчества Достоевского (о проекте «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы») // Гуманитарная парадигма. 2021. № 3 (18). С. 41-50.

ДОСТОЕВСКИИ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы : Коллективная монография / Под ред. Е. А. Фёдоровой. СПб. : Изд-во русской христианской гуманитарной академии,

2021. - 604 с.

К 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского отечественное и мировое научное сообщество готовилось заранее. В 2018 году к конкурсу Российского фонда фундаментальных исследований «Источники и методы в изучении наследия Ф. М. Достоевского в русской и мировой культуре» было допущено 49 проектов, из которых поддержано 29. Одним из выигравших конкурс на финансирование стал проект под руководством доктора наук, профессора Ярославского государственного университета имени П. И. Демидова Е. А. Фёдоровой «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы», в команду которого вошли представители трёх поколений исследователей из разных городов России: доктор филологических наук, профессор Александр Васильевич Моторин (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого), крымские достоевсковеды1 — кандидат филологических наук, доцент Марина Александровна Шалина (Евпаторийский институт социальных наук (филиал) «КФУ им. В. И. Вернадского»), кандидат филологических наук, доцент Светлана

1 Вдохнула жизнь в крымскую школу достоевсковедения и продолжает направлять молодых исследователей на глубинное постижение наследия Ф. М. Достоевского кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Галина Александровна Зябрева.

Владимировна Капустина (Институт филологии «КФУ им. В. И. Вернадского»), молодые учёные — кандидат филологических наук Лиана Анатольевна Гаврилова и магистрант Светлана Александровна Бесогонова (Ярославский государственный университет им. П. И. Демидова).

Е. А. Фёдорова А. В. Моторин

М. А. Шалина Л. А. Гаврилова С. В. Капустина

С. А. Бесогонова

Актуальность темы исследования обуславливала необходимость осмыслить динамику формирования литературной репутации Достоевского в учебной и методической литературе XX—XXI вв., определить современную методологическую ситуацию, предложить продуктивные подходы к преподаванию творчества Достоевского в средней и высшей школе, способствовать установлению преемственности между звеньями образовательной системы.

Творчество Ф. М. Достоевского как неотъемлемая и знаковая часть литературного процесса входит во все образовательные программы преподавания истории русской литературы в средней и высшей школе. При этом объём написанного о классике на сегодняшний день не поддаётся исчислению. Для педагога, не являющегося специалистом в области науки о Достоевском, сложно сориентироваться в этом информационном море, к тому же неоднородном в методологических аспектах. Нами были проанализированы и описаны свыше 130 работ разных периодов, начиная с 20-х гг. ХХ ст. и оканчивая новейшими пособиями, что позволило составить представление о динамике отношения к Достоевскому в образовательной сфере за практически 100 лет.

Длительный период советское литературоведение было подчинено политико-идеологическому давлению, в связи с чем творчество Достоевского в 1930—50-е гг. было исключено из учебных программ, в 1967 году возвращено, но изучалось односторонне — с позиций подтверждения «теории среды» и закрепления за классиком именования «защитника униженных и оскорблённых», распространение получило официальное отношение к Достоевскому как писателю, не сумевшему преодолеть свои противоречия (увлечение идеями утопического социализма в молодости и проповедь христианства после сибирской каторги). Многие установки советского достоевсковедения, основанного исключительно на социологическом подходе, не просто устарели, но представляют опасное искажение идей Достоевского и созданных им образов.

Обширный анализ доступных учебно-методических трудов выявил несколько важных проблем: 1) современная учебная литература сохраняет стереотипы и тенденциозный взгляд на произведения Достоевского, который сформировался ещё в революционно-демократической критике (например, нивелируется духовная составляющая произведений, изучению подвергаются лишь социально-психологические аспекты); 2) авторы учебников обращаются к субъективным, сомнительным, ненаучным концепциям трактовки

особенностей личности и творчества писателя2; 3) не владея видением объёмной картины современного состояния изучения проблемы или произведения, авторы опираются на отдельные, найденные ими научные источники, не подвергая интерпретации критическому анализу3; 4) вне понимания и принятия за основу аксиологической системы Достоевского прочтение образов, идей, ситуаций в его произведениях подвержено искажению, полная свобода читательской рецепции приводит к обеднению смысла или его полной деформации.

Из сказанного следует вывод, что в настоящее время выработка «спектра адекватности» (И. А. Есаулов) интерпретаций произведений Достоевского стала необходимой. В связи с этим требовались качественный критический анализ учебных и учебно-методических изданий по творчеству Достоевского, методологий, предлагаемых авторами, составление учебной «карты» по таким источникам и, наконец, определение ведущей стратегии и новых подходов к пониманию и истолкованию идейно-художественного наследия классика.

В разработанной концепции происходит обращение к «имплицитной педагогике», которая раскрывает воспитательный потенциал литературных произведений, рассматриваются новые универсальные закономерности в процессе преподавания творчества Достоевского в средней и высшей школе. В основу новой концепции преподавания положены теория почвенничества Достоевского, а также аксиологический, культурологический и коммуникативный подходы к изучению творчества писателя. «Почвой» для Достоевского является не только Православие, но и семья, народ как носители

у -п и

традиционных ценностей. В предложенной системе школьных уроков

2 В учебном пособии «Русская литература XIX в. 1880-1890 гг.» под редакцией С. А. Джанумова, А. П. Кременцова «внутреннюю противоречивость и двойственность» писателя объясняется «принадлежностью к знаку Скорпиона» [4, с. 118]: «В натальном гороскопе Достоевского, составленном уже много лет спустя его смерти, видны ключевые линии, предопределившие в его жизни переплетение мрака и света, любви и смерти, которые теперь очевидны для его биографов и исследователей творческого наследия» [Там же].

3 Так, в учебном пособии Л. В. Камединой в главе, посвященной современному состоянию изучения романа «Идиот», преобладают подходы, в которых образ князя Мышкина трактуется как «торжество "мёртвого Христа"» [3, с. 157], а произведение в целом понимается как «роман о судьбе Мышкина, обречённого на гибель, о торжестве зла и хаоса в человеческом мире» [3, с. 158]. Позитивные векторы интерпретации, кроме отсылки к работе К. Степаняна, практически отсутствуют. Между тем в дискуссии вокруг семантики романа достаточно веских доводов и «в защиту» христоподобного образа героя (например, В. Захаровым обосновывается идея «романа Великой субботы» - то есть момента ожидания воскресения Христа после Его смерти [2, с. 297]). Современное исследовательское прочтение хрестоматийных романов Достоевского было бы безусловным достоинством учебного пособия Л. В. Камединой, если бы в нем не преобладала опора на отдельно взятые субъективные варианты, предлагаемые как общепризнанные в науке. Таким образом, книга может быть рекомендована для вузовской подготовки филологов с условием разборчивого подхода к конечным выводам по произведениям.

происходит постепенное формирование ценностной сферы личности

направления воспитания аксиосферы личности:

- эмоциональная (формирование чувственной сферы личности, опора на некритический опыт и авторитет),

- смысловая (формирование интеллектуальной сферы личности, вхождение в критическую часть опыта) и

- религиозная (развитие духовной сферы личности с целью достижения саморегуляции — высшего духовного императива).

Аксиологический подход к творчеству Достоевского в высшей школе

произведений писателя, но и обратиться к пониманию концептосферы русского народа, будет способствовать формированию и развитию целостной личности, способной противостоять деградации современного общества потребителей.

Структура представленной коллективной монографии включает четыре раздела. В первом — «Теоретические проблемы изучения творчества Ф. М. Достоевского в средней и высшей школе» (авторы: Е. А. Федорова, М. А. Шалина) — рассмотрены вопросы возникновения негативных стереотипов восприятия личности и творчества Достоевского, их влияние на образовательные стратегии; проблема художественного метода и проблема автора в творчестве Достоевского, жанровая специфика романов писателя, антропологическая проблематика его творчества. Художественный метод Достоевского «можно определить как "христианский реализм", поскольку структура романа Достоевского иерархична и христоцентрична», в его дискурсе «авторское и "чужое" слово обращено к Евангельскому слову» [1, с. 21]. Актуальная в современной науке проблема выражения авторской активности в поэтике Достоевского вызвана в основном полемикой по поводу концепции М. М. Бахтина, утверждавшего равенство голосов автора и героев. Решить эту проблему может выявление системы авторских оценок, основанных на отношении героя к Евангельскому Слову. Евангельские заповеди становятся основой нравственного выбора героя Достоевского. Доминантой образа положительного героя является сострадание и любовь к ближнему. Авторская позиция в произведениях раскрывается в композиции, сюжетостроении, системе образов и с помощью автобиографических аллюзий, исповедальных речевых жанров. Романы «великого пятикнижия» следует рассматривать системно как идеологические произведения и романы-диалоги, в которых значительную роль играет речевое поведение героев. В осознанной перспективе духовного бытия, идеи бессмертия и христианского идеала Достоевскому открылось и совершенно особое понимание человека.

: от семейных до гражданских и религиозных, учитываются три

позволит не только войти в ценностное пространство

В научном осмыслении антропологии Достоевского обозначены два вектора: анализ подполья как единственной (или самой репрезентативной) доминанты художественного мира писателя, с одной стороны, и, с другой, — кредо увидеть в человеке и человеческое, и божественное в акте «деятельной любви» [1, с. 45, 48, 50].

Во втором разделе книги аргументированы методологические основы преподавания творчества Достоевского в средней и высшей школе (авторы: А. В. Моторин, Е. А. Фёдорова, М. А. Шалина, Л. А. Гаврилова). В основу методологической стратегии положены культурологический, аксиологический и коммуникативный подходы. На современном этапе развития педагогической науки актуален и востребован переход от знаниецентрической модели образования к культуроцентрической. Культурологический и аксиологический вектор делают возможным погрузить обучающихся в глубинные пласты духовной культуры, приобщиться к традиционной системе ценностных координат. Культурологический подход к изучению наследия Достоевского предполагает моделирование художественного мира писателя с помощью базисных категорий пространства и времени, ключевых семантических и символических оппозиций, определения концептосферы писателя. В предлагаемой системе занятий концепции произведений Достоевского корректируются: идеи романов связываются не с констатацией тотального разложения, а с возможностью спасения и преображения человека.

Коммуникативный подход к тексту Достоевского предполагает сопоставление авторских стратегий в прозе и публицистике, определение использованных речевых жанров. Так, анализ художественного дискурса поэмы «Великий инквизитор» с точки зрения когнитивного воздействия на слушателя позволяет выявить способы и приёмы речевой манипуляции Ивана Карамазова и его героя, Великого инквизитора. Слушатель Алёша Карамазов обнаруживает эту манипуляцию и противопоставляет в дальнейшем поэме Ивана написанное им Житие старца Зосимы. А одна из центральных проблем «Дневника Писателя» — коммуникация автора и читателя, напряжённый диалог, который пробуждает самосознание читателя.

Третий раздел «Современные стратегии интерпретации произведений Достоевского в средней и высшей школе» раскрывает аспекты изучения творчества Достоевского в поликультурной среде (авторы: Е. А. Фёдорова, С. А. Бесогонова), где необходимо осваивать концептосферу писателя и стремиться к пониманию духовно-нравственной проблематики его произведений. Принципы духовно-нравственного воспитания включают в себя ориентацию на идеал и следование

нравственному примеру, а также принцип диалогического общения, который позволяет задуматься над смыслом жизни. Концепция личности Достоевского связана с проблемой свободы: в его произведениях показано, что человек настолько свободен, насколько развита в нём духовная жизнь, ориентированная на вечность. На примере романа «Преступление и наказание», «Записок из Мёртвого дома» и других текстов авторы раздела убеждают, что описание и соотнесение разных картин мира на занятиях по межкультурной коммуникации и в поликультурной среде способствует развитию терпимости к иному мировоззрению и мироощущению и умению осуществлять диалог культур на основе общих духовных ценностей, среди которых важнейшей является любовь к ближнему.

Рассмотрены особенности комплексного анализа произведений Достоевского (С. В. Капустина), при котором выстраивается многоуровневая система подходов к освоению конкретного текста (либо его фрагмента) с опорой на филологический (литературоведческий и лингвистический) анализ, но не ограниченная им. Литературное произведение постигается в спектре культуры и коммуникации, при этом педагог-славист составляет программу учебного курса таким образом, чтобы обеспечить поступательно усложняющуюся эйдологическую связь между произведениями автора. Так, для подготовки учеников к восприятию проблематики и поэтики романа «Преступление и наказание» рекомендуется предварительно обратиться не только к повести «Белые ночи», но и к тем текстам, которые избрал сам Достоевский, оставляя супруге распоряжения относительно сборника своих сочинений для детей, а именно — к неоконченному роману «Неточка Незванова, фрагментам «Братьев Карамазовых» о «русских мальчиках» (Коля Красоткин, смерть Илюшечки Снегирёва), рассказам «Мальчик у Христа на ёлке», «Мужик Марей», «Столетняя», «Маленький герой». Перечисленные звенья программы детского чтения, контурно начертанной Ф. М. Достоевским, по преимуществу не включены в инвариантный кластер ФГОС, но их можно и должно учесть при оформлении вариативного блока [1, с. 142-143].

В качестве действенного ключа к интерпретации текстов Ф. М. Достоевского предлагается поэтика имени, рассматриваемая в системном аспекте (М. А. Шалина). Ономапоэтика у Достоевского всегда намечает «навигационную карту» для следования по пути авторского замысла. Поэтонимы центральных героев заключают в себе не только «свёрнутую» концепцию образа, но и семантическую программу всего произведения. Повторяющиеся антропонимы формируют определённые читательские ожидания относительно их характеров, поведенческих

особенностей и образуют специфическую типологию. Даже эпизодические, всего однажды встречающиеся имена создают необходимый Достоевскому контекст, зачастую указывающий выход к духовно-нравственному императиву. Включение ономапоэтических аспектов в практику преподавания истории русской литературы и, в частности, творчества Достоевского, открывает перспективы гораздо более глубокого понимания как конкретного текста, так и художественной системы классика, его аксиологических доминант.

Расширяет предложенные стратегии обращение к рецепции художественного текста синтетическими видами искусства — использование киноверсий, телевизионных экранизаций и театральных интерпретаций на уроках литературы (Е. А. Фёдорова). Ученики нередко стремятся заменить чтение художественного текста просмотром его экранизации. Анализ ставших классическими киноверсий и театральных постановок произведений Достоевского решает сразу несколько задач: способствует погружению в семантику текста за счёт рефлексии над осмыслением его другим творческим сознанием (режиссёра), вырабатывает критическое отношение к увиденному, способность оценить соответствие точек зрения Достоевского и автора экранизации/постановки, осмыслить культурные контексты, которые образует обращение к тексту XIX века искусство веков XX-го и XXI-го.

Особое практическое значение для учителей и преподавателей литературы имеет 4-й раздел монографии, включающий уникальные, полезные в практике преподавания методические материалы:

1) антологию для учителей (концептуальное изложение тезисов методологически важных трудов о творчестве Достоевского преп. Иустина (Поповича), Г. А. Мейера, А. А. Ухтомского, К. А. Степаняна, О. Ю. Юрьевой;

2) библиографический указатель «Исследовательская литература о Ф. М. Достоевском в помощь учителю и преподавателю литературы», рекомендуемый для целостного и комплексного изучения произведений писателя с опорой на аксиологический подход;

3) краткий обзор (аннотации) методических материалов и учебных программ в хронологическом порядке, который позволит преподавателям средней и высшей школы и обучающимся ориентироваться в обширной учебной литературе, посвящённой творчеству Достоевского, и выделить наиболее ценные в содержательном и методологическом отношении источники;

4) разработанную программу и систему занятий по творчеству Достоевского в высшей школе, включающую конспекты лекций, планы

семинаров, возможные темы индивидуальных заданий (рефератов, презентаций, проектов, эссе/статей), творческое задание на составление словаря художественных концептов Достоевского, вопросы итогового контроля;

5) вариативную систему уроков и подробные конспекты занятий по творчеству Достоевского в средней школе,

6) разработки уроков для условий поликультурной среды,

7) конспекты уроков по изучению творчества Достоевского в рамках предметов «Риторика», «Основыречевого воздействия»;

8) историко-культурный комментарий к отдельным произведениям писателя, расширяющий и дополняющий академический комментарий в зо-томном Полном собрании сочинений Достоевского.

Справочный аппарат издания содержит предметный и именной указатели, глоссарий, в который включены основные понятия, использованные в тексте монографии.

Разработанная концепция преподавания творчества Достоевского в средней и высшей школе имеет своей целью формирование целостной личности, способной к свободному нравственному выбору.

В целом подготовленный группой исследователей труд представляет интерес не только для учителей, преподавателей вузов, студентов и аспирантов филологических факультетов университетов, но и для широкого круга вдумчивых читателей, у которых возникают вопросы в процессе чтения художественного текста и запрос на раскрытие глубинного смысла высказанного автором Слова.

Литература

1. Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы / Под науч. ред. Е. А. Фёдоровой. СПб.: Издательство РХГА, 2021. 604 с.

2. Захаров, В. Н. Воскрес ли мертвый Христос? // Захаров, В. Н. Имя автора — Достоевский. Очерк творчества. М. : Индрик. 2013. С. 272-299.

3. Камедина, Л. В. Текст в диалоге с читателем: опыт прочтения русской литературы в начале третьего тысячелетия: учебное пособие / Отв. ред. Т. В. Воронченко. 5-е изд. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 236 с.

4. Русская литература XIX в. 1880-1890 гг .: учеб. пособие / Под ред. С. А. Джанумова, А. П. Кременцова. М. : Флинта: Наука, 2008. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.