ХРОНИКА
«ФИЛОЛОГИЯ В ОСНОВЕ ... всей человеческой культуры»
Смелое заявление Д. С. Лихачёва о цивилизационной фундаментальности филологии — факт, по сути, не требующий доказательств. Его аксиоматичность подтверждают многовековое (а точнее тысячелетнее) присутствие «филологического духа» во всех без исключения сферах мыслительной и практической деятельности человека — от простого общения до ментальных кодов народов и эпох, запечатлённых в нетленном слове [3]. Наука, что «опредмечивает» потенциал языка, его бессмертие, и сама бессмертна, мир же «без филологии... — цивилизационная Сахара, проклятая Богом, мерзость запустения» [2]. Одухотворяющее влияние филологии, её общественное, а не только академически прикладное значение продемонстрировала научно-практическая конференция «Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде», организованная кафедрой филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (22 - 23 ноября 2018 года, Республика Крым, г. Евпатория). В этом году, значительно расширив свои горизонты, конференция, «выросшая» из научно-методического семинара кафедры, затем — ежегодно проводимых региональных научно-практических встреч, вышла на международный уровень кооперации научно-исследовательской мысли.
В приветственном слове глава оргкомитета И. Б. Каменская напомнила слушателям высказывание академика Д. С. Лихачёва о том, что «.филология есть связь всех связей. <...> Она нужна всем, кто пользуется языком.; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия ... отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура» [1]. Сказанное справедливо и как сверхцель данной конференции: не только создать площадку для обсуждения актуальных проблем лингвистики, литературоведения и методики преподавания филологических дисциплин, но и способствовать развитию интеллектуальной, духовно-нравственной культуры полиэтничного крымского региона.
В мероприятии приняли участие около 200 человек из России, Украины, Беларуси и Китая, представляющие более 30 вузов и организаций Евпатории, Симферополя, Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Барнаула, Томска, Калининграда, Биробиджана, Ярославля, Челябинска, Петрозаводска, Минска, Луганска, Шанхая. Так как организаторами конференции ставится также задача обеспечения преемственности между всеми ступенями образования, то к участию в конференции были приглашены также учителя средних школ и специалисты дошкольных образовательных учреждений.
Цель конференции — аккумуляция научных знаний, путей и методов профессионального развития и повышения компетентности будущих филологов. Тематические векторы включают три основных направления, представленные на секционных заседаниях:
• лингвистические,
• литературоведческие,
• психолого-педагогические и методические аспекты подготовки филолога в условиях поликультурного региона.
Доклады участников отражают разнообразие тем и проблем, вошедших в поле зрения современной филологической науки. Представим краткий обзор некоторых из них.
Гуманитарная парадигма
www.humparadigma.ru № 4 (7) — декабрь 2018
Пленарное заседание конференции открыла Лилия Анатольевна Долгополова
(д-р филол. наук, профессор кафедры русской филологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь) докладом «Современная грамматика: quo vadi», посвященным анализу современных
грамматических теорий, выявлению их основных направлений и изменения объекта, задач исследования; уточнению интерпретации термина «грамматика» в современных лингвистических работах.
Руководитель московского отделения Международного общественного литературно-исторического проекта «Ф. М. Достоевский в Сибири — навстречу любви!» Сергей Александрович Жогличев (Москва) вовлек слушателей в занимательный процесс установления неизвестного адреса проживания Достоевского в Твери — последнем городе ссылки писателя — по материалам его эпистолярия, а также текста романа «Бесы», действие которого происходит в художественном топосе, «списанном» с этого города.
Глава программного комитета конференции Ирина Борисовна Каменская (канд. пед. наук, заведующая кафедрой филологических наук и
методик их преподавания Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория) представила осмысление понятия «этнолингвистический символ», функционирующего в художественном тексте. Автор доклада определила термин в качестве семиотического
концепта, форму выражения которого составляет лексема или слово-номинатор символа в тексте, а форму содержания — когнитивный концепт, чья семантика обусловлена взаимодействием с мифологемой и специфическими особенностями этнического характера, очерчивающих круг наиболее значимых для автора интерпретаций лингвокультурного символа.
Ментальность как категорию литературоведческого дискурса рассмотрела в своем докладе Екатерина Евгеньевна Машкова (канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры русской филологии ГБОУ ВО РК
«Крымский инженерно-педагогический
университет», Симферополь). Отображая широкий круг литературоведческих
исследований, автор проследила динамику понимания и разграничения терминов «национальная ментальность» и «литературная ментальность», сделав вывод о том, что «национальная ментальность в литературе исследуется посредством концепт-анализа», определяется «экстралитературными
факторами», «проясняется при сопоставлении с национальными образами мира других национальных литератур»; литературная же ментальность детерминирована эстетическими принципами той или иной художественной парадигмы (романтической, модернистской, соцреалистической, постмодернистской и др.).
Особой актуальностью в контексте направления конференции обладает доклад Галины Николаевны Боевой (д-р филол. наук, профессор кафедры
рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург) «Особенности профессиональной подготовки филолога в поликультурном регионе». Автор проводит параллели между спецификой поликультурности крымского региона и мегаполиса (Санкт-Петербурга), обозначая в качестве основы для сопоставления мифологизм обоих культурных регионов, породивший высокосемиотичный текст — «крымский», «петербургский». Связь «крымского текста» с русским литературным процессом позволила Г. Н. Боевой сделать справедливое заключение о том, что изучение региональной культурной составляющей является неотъемлемой частью филологической подготовки и интеграции крымского региона в общероссийское образовательное пространство.
Членом оргкомитета конференции Мариной Александровной Шалиной (канд. филол. наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийского института
социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория) в соавторстве с Еленой Алексеевной Фёдоровой (д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры теории и практики коммуникации ФГБОУ ВПО
«Ярославский государственный
университет имени П. Г. Демидова», Ярославль) были представлены первые результаты системного исследования проблемы преподавания творчества Ф. М. Достоевского в высшей школе. Данный вопрос имеет острую значимость, так как анализ современных учебных и учебно-методических пособий свидетельствует о том, что во многих новейших источниках сохраняется прежний тенденциозный подход к творчеству Достоевского, который проявлялся в советское время. Авторами отмечены стереотипы, сохранившиеся в учебной литературе и связанные с односторонним подходом к текстам писателя в советской науке, а также недостаточное внимание, которое уделено духовно-нравственной проблематике и евангельским аллюзиям в романах
Достоевского. Вместе с тем, выделены те учебные пособия, в которых осуществлен целостный анализ произведений писателя. Поднята проблема необходимости аксиологического подхода к творчеству Достоевского, который позволит студентам — будущим учителям русского языка и литературы — не только войти в ценностное пространство произведений классика, но и обратиться к пониманию концептосферы русского народа.
Примером успешной преемственности знаний и традиций между высшим и средним образовательными звеньями может служить доклад
Валерия Валерьевича
Горюнова, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым», магистранта 2 года обучения кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийского института
социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени
В. И. Вернадского» (Евпатория). Молодой учёный рассматривает влияние философии экзистенциализма на персонажную систему писателя-младоэмигранта Гайто Газданова, предлагает авторскую разработку типологии героев, а также выявляет особенности концепции человека в произведениях автора.
докладчиков конференции активно участвовали студенты Евпаторийского института социальных наук.
По итогам конференции планируется издание сборника публикаций1, куда войдут более 150 лучших научных работ. Мы надеемся, что взятая нами высокая планка научных мероприятий будет успешно удержана, и проведение конференций международного уровня станет традицией в Евпаторийском институте социальных наук.
Приглашаем всех к сотрудничеству в 2019 году, на II Международной конференции «Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде»! Адрес направления заявок на участие: [email protected]
М. А. Шалина,
кандидат филологических наук, Евпаторийский институт социальных наук (филиал), Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Литература
1. Лихачёв, Д. С. О филологии. М. : Высшая школа, 1989. 207 с.
2. Мандельштам, О. Э. Сочинения: в 2 т. Т. 2 : Проза. М. : Художественная литература, 1990. 464 с.
3. Херльт, Й. Особенности филологического самосознания в русской культуре ХХ века: Мандельштам, Розанов, Аверинцев // Учёные записки Казанского университета. 2011. Т. 153, Кн. 2 : Гуманитарные науки. С. 13-29.
1 Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде : сб. материалов I Международной научно-практической конференции, 22-23 ноября 2018 г., г. Евпатория / Ред. кол. Ю. К. Картавая, И. Б. Каменская, М. А. Шалина ; под общ. ред. И. Б. Каменской. — Симферополь : ИТ «Ариал», 2018. — 299 с.