Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КУБА В КОНТЕКСТЕ ГЕОЭКОНОМИКИ, ГЕОПОЛИТИКИ, ГЕОИДЕОЛОГИИ И ТРАНСГРЕССИИ (МЕТАФИЗИКА КОАБАНЫ)'

СОВРЕМЕННАЯ КУБА В КОНТЕКСТЕ ГЕОЭКОНОМИКИ, ГЕОПОЛИТИКИ, ГЕОИДЕОЛОГИИ И ТРАНСГРЕССИИ (МЕТАФИЗИКА КОАБАНЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
445
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИДЕОЛОГИЯ / ГЕОЭКОНОМИКА / ГЕОПОЛИТИКА / МЕТАФИЗИКА / КУБА КАК "ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО" (COABANA) / ТРАНСГРЕССИЯ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ИЧР) / РЕЛИГИЯ КАК "КУКОЛКА ЦИВИЛИЗАЦИИ" ПО А. ТОЙНБИ / "СЕДЬМОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЧУДО СВЕТА" / КУБА КАК ТРАНСИСТОРИЧЕСКАЯ ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / БИОФАРМАЦЕВТИКА / ТУРИЗМ / GEOIDEOLOGY / GEO-ECONOMICS / GEOPOLITICS / METAPHYSICS / CUBA AS A "WONDERFUL PLACE" (COABANA) / TRANSGRESSION / HUMAN DEVELOPMENT INDEX (HDI) / RELIGION AS A "CHRYSALIS OF CIVILIZATION" (A. TOYNBEE) / "SEVEN HISTORICAL WONDERS OF THE WORLD" / CUBA AS TRANSHISTORICITY THE IDEA OF SOCIAL JUSTICE / MENTALITY / NATIONAL SOVEREIGNTY / BIOPHARMACEUTICS / TOURISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юдина Тамара Николаевна

Познать значение, миссию любой современной страны актуально и возможно осмыслить посредством теории и философии хозяйства, метафизики, фундаментальной социо-культурно-экономической науки, проанализировать и, если возможно, то и спрогнозировать ее будущее в контексте планетарных координат: геоэкономики, геополитики, геоидеологии, а также трансгрессии. Автор статьи, длительное время работавшая в Республике Куба (РК), с позиции метафизики, теории квантования, иерархии среди трех вышеназванных геопонятий показывает, что именно геоидеология занимает главенствующую роль, поскольку сами идеи материализуются, осуществляются материальным миром через нематериальное, идеальное. Благодаря интегральному социо-экономическому анализу исследователь обосновала, что для Республики Куба («прекрасного места» - coabana), естественными отраслями экономики является туризм, тропическое сельское хозяйство, добывающая промышленность и другие; Куба - это и одновременно страна, имеющая традиции претворения в жизнь концепта социальной справедливости, реализовавшая на протяжении шестидесяти лет идею справедливого распределения благ, многие социальные проблемы в области образования, здравоохранения; государство, строящее свое хозяйство на использовании природных ресурсов и добившееся инноваций и успехов в области биофармацевтики, медицины. Кубу, находящуюся вблизи от империи США, порвавшую вначале колониальную зависимость в течение почти четырех веков от Испании, а затем и полуколониальную зависимость от Северо-Американских Штатов Америки и как результат этого получившей от имперского соседа экономические санкции и блокаду, более полувека повторяющей лозунг «Родина или смерть», еще называют «седьмым историческим чудом света»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CUBA IN THE CONTEXT OF GEOECONOMICS, GEOPOLITICS, GEOIDEOLOGY AND TRANSGRESSION (METAPHYSICS COABANA)

O conceive the significance, the mission of any modern country (from about two hundred and fifty states and terrae ius) is relevant and possible to understand through the theory and philosophy of economy, metaphysics, fundamental socio-, cultural and economic science, to analyze and, if possible, to predict its future in the context of geographical coordinates: geoeconomics, geopolitics, geoideology as well as transgression. The author of the article, who worked in the Republic of Cuba (RC) for a long time, represents from the standpoint of metaphysics, quantization theory,hierarchy among the three abovementioned geoconcepts, that geoideology has a pivotal role, since the ideas themselves are materialized, implemented by the material world through the intangible, ideal. The researcher substantiated by the integrated socio-economic analysis that for the Republic of Cuba (a «wonderful place»- coabana), natural sectors of the economy are tourism, tropical agriculture, mining, and others; Cuba is simultaneously the country with the tradition of implementing the concept of social justice, having turned into reality the idea of equitable distribution of benefits for sixty years, resolved many social problems in the areas of education and healthcare; the state that builds its economy on the natural resources usage and has achieved innovation and success in the field of biopharmaceutics and medicine. Situated close to the US empire, Cuba initially cut the ties of colonial dependence for almost four centuries from Spain and then - of the semi-colonial dependence on the USA and, as a consequence, received economic sanctions and blockade from the imperial neighbor and has been refraining «Motherland or death» motto for more than half a century, also being called the «seventh historical wonder of the world».

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КУБА В КОНТЕКСТЕ ГЕОЭКОНОМИКИ, ГЕОПОЛИТИКИ, ГЕОИДЕОЛОГИИ И ТРАНСГРЕССИИ (МЕТАФИЗИКА КОАБАНЫ)»

СОВРЕМЕННАЯ КУБА В КОНТЕКСТЕ ГЕОЭКОНОМИКИ, ГЕОПОЛИТИКИ, ГЕОИДЕОЛОГИИ И ТРАНСГРЕССИИ (МЕТАФИЗИКА КОАБАНЫ)

Юдина Тамара Николаевна

доктор экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» старший научный сотрудник экономического факультета г. Москва, Российская Федерация. E-mail: orchidflower@list.ru

Аннотация: Познать значение, миссию любой современной страны актуально и возможно осмыслить посредством теории и философии хозяйства, метафизики, фундаментальной социо-культурно-экономической науки, проанализировать и, если возможно, то и спрогнозировать ее будущее в контексте планетарных координат: геоэкономики, геополитики, геоидеологии, а также трансгрессии. Автор статьи, длительное время работавшая в Республике Куба (РК), с позиции метафизики, теории квантования, иерархии среди трех вышеназванных геопонятий показывает, что именно геоидеология занимает главенствующую роль, поскольку сами идеи материализуются, осуществляются материальным миром через нематериальное, идеальное. Благодаря интегральному социо-экономическому анализу исследователь обосновала, что для Республики Куба («прекрасного места» - coabana), естественными отраслями экономики является туризм, тропическое сельское хозяйство, добывающая промышленность и другие; Куба - это и одновременно страна, имеющая традиции претворения в жизнь концепта социальной справедливости, реализовавшая на протяжении шестидесяти лет идею справедливого распределения благ, многие социальные проблемы в области образования, здравоохранения; государство, строящее свое хозяйство на использовании природных ресурсов и добившееся инноваций и успехов в области биофармацевтики, медицины. Кубу, находящуюся вблизи от империи США, порвавшую вначале колониальную зависимость в течение почти четырех веков от Испании, а затем и полуколониальную зависимость от Северо-Американских Штатов Америки и как результат этого получившей от имперского соседа экономические санкции и блокаду, более полувека повторяющей лозунг «Родина или смерть», еще называют «седьмым историческим чудом света»

Ключевые слова: геоидеология, геоэкономика, геополитика, метафизика, Куба как «прекрасное место» (coabana), трансгрессия, индекс человеческого развития (ИЧР), религия как «куколка цивилизации» по А. Тойнби, «седьмое историческое чудо света», Куба как трансисторическая идея социальной справедливости, менталитет, национальный суверенитет, социальная справедливость, биофармацевтика, туризм.

JEL: F01; F53; F54

CONTEMPORARY CUBA IN THE CONTEXT OF GEOECONOMICS, GEOPOLITICS, GEOIDEOLOGY AND TRANSGRESSION (METAPHYSICS COABANA)

Yudina Tamara Nikolaevna

Doctor of Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Faculty of Economics, State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Lomonosov Moscow State University» Moscow, Russian Federation

Abstract: To conceive the significance, the mission of any modern country (from about two hundred and fifty states and terrae nullius) is relevant and possible to understand through the theory and philosophy of economy, metaphysics, fundamental socio-, cultural and economic science, to analyze and, if possible, to predict its future in the context of geographical coordinates: geoeconomics, geopolitics, geoideology as well as transgression. The author of the article, who worked in the Republic of Cuba (RC) for a long time, represents from the standpoint of metaphysics, quantization theory,

hierarchy among the three abovementioned geoconcepts, that geoideology has a pivotal role, since the ideas themselves are materialized, implemented by the material world through the intangible, ideal. The researcher substantiated by the integrated socio-economic analysis that for the Republic of Cuba (a «wonderful place»- coabana), natural sectors of the economy are tourism, tropical agriculture, mining, and others; Cuba is simultaneously the country with the tradition of implementing the concept of social justice, having turned into reality the idea of equitable distribution of benefits for sixty years, resolved many social problems in the areas of education and healthcare; the state that builds its economy on the natural resources usage and has achieved innovation and success in the field of biopharmaceutics and medicine. Situated close to the US empire, Cuba initially cut the ties of colonial dependence for almost four centuries from Spain and then - of the semi-colonial dependence on the USA and, as a consequence, received economic sanctions and blockade from the imperial neighbor and has been refraining «Motherland or death» motto for more than half a century, also being called the «seventh historical wonder of the world».

Keywords: geoideology, geoeconomics, geopolitics, metaphysics, Cuba as a «wonderful place» (coabana), transgression, human development index (HDI), religion as a «chrysalis of civilization» (A. Toynbee), «seven historical wonders of the world», Cuba as transhistoricity the idea of social justice, mentality, national sovereignty, biopharmaceutics, tourism.

Актуальность

Республику Куба называют «седьмым историческим чудом света». Так ли это? - вот в чем вопрос. Познать ее значение, миссию этой небольшой по размерам страны в условиях глобализации и гибридных войн весьма актуально. Возможно сегодня спрогнозировать и ее будущее в контексте планетарных координат: геоэкономики, геополитики, геоидеологии, а также трансгрессии. Куба с ее естественными отраслями экономики (туризмом, тропическим сельским хозяйством, добывающей промышленностью, здравоохранением и др.) - это и одновременно страна, имеющая традиции претворения в жизнь концепта социальной справедливости, реализовавшая на протяжении шестидесяти лет идею справедливого распределения благ, многие социальные проблемы в области образования, здравоохранения (решив, например, проблему с поголовным рахитом), покончив с массовой проституцией, и занимающая 4-е место по индексу человеческого развития в Латинской Америке; это и государство, строящее свое хозяйство на использовании природных ресурсов и добившееся инноваций и успехов в области биофармацевтики, медицины. Опыт Кубы, находящейся вблизи от североамериканской империи - США, порвавшей вначале почти 400-летнюю колониальную зависимость от Испании, а затем и более чем полувековую полуколониальную зависимость от Северо-Американских Штатов Америки и как результат этого получившей от имперского соседа экономические санкции и блокаду, шестьдесят лет повторяющей лозунг «Родина или смерть», -интересен для многих стран мира, которые также находятся в условиях экономических санкций, полуколониальной зависимости и в силу этого экономической отсталости. Сама Куба - это и трансисторическая идея социальной справедливости. В этом контексте ее можно позиционировать «седьмым историческим чудом света». Однако Куба - это более сложный организм, поэтому исследовать ее следует целостно, всесторонне, включая помимо социо-экономических, культурные, религиозные и в целом идеологические факторы.

Теоретико-методологические, философско-хозяйственные, метафизические подходы к

Кубе

Под геоэкономикой (англ. geoeconomy) и/или новой геополитикой (геополитической экономикой) в отличие от скопусовских трактовок [7, 7] автором понимается экономическая сила страны, посредством которой достигается основная цель и решаются задачи внешней политики, а также ее региональное и/или мировое могущество. Экономика позиционируется здесь сквозь призму человека как клеточки хозяйственной системы и среды его обитания - домостроительства, как в Священном Писании и Священном Предании. Учение же о домостроительстве - это вечно зеленая тема. Геополитика (англ. geopolicy) - это и отношения с соседними странами по поводу контроля над ее территорией, это и концепт о закономерностях формирования и трансформации центров

силы или сфер влияния государства и межгосударственных объединений, это и часть социально-географической науки - политической географии. Геоидеология (англ. geoideology) - новое понятие, которое необходимо ввести широко в научный оборот, как современное понятие, инструмент и концепт формирования мировоззрения (идеологии), обеспечивающего жизнедеятельность человека (на наноуровне) и человечества (на глобальном, планетарном, уровне) в гармонии с Творцом и природой. Причем, с точки зрения метафизики, теории квантования, иерархии, среди этих трех геопонятий именно геоидеология занимает главенствующую роль, поскольку сами идеи материализуются, осуществляются материальным миром через нематериальное, идеальное. В контексте теории квантования, как в Ломоносовских естественных науках (физике), так и в общественных науках, невидимый мир - волна, идеальный мир - порождает материальный. Идея развития находится за пределами предмета ее приложения, поскольку душа - программа развития, имеющего духовную основу. Такова метафизика, философия, которые лежат в основе всех Ломоносовских наук и учений, областей знаний, в том числе философии хозяйства. Трансгрессия (это сложное слово: от греч. trans - через, сквозь и греч. gress - движение) - это понятие эпохи Постмодерна, т.н. неклассической философии, означающее переход через непроходимое, «выход за пределы». Само понятие метафизика, происходящее от греческих слов та цеха та фиогка, означающих «то, что после физики», стало названием раздела современной философии, предметом которого является исследование «начала начал», т.е. первоначальной природы мира, природы, бытия. Современное широко употребляемое ныне в философии хозяйства слово «метафизический» выступает синонимом слов «идеальный», «сверхчувственный», «ноуменальный», т.е. лежащий вне пределов феноменального.

Автором статьи использованы следующие способы исследования: междисциплинарный, социо-культурно-экономический и трансдисциплинарный подходы, методы триалектики, целостный, философско-хозяйственный, метафизический, исторический и историко-экономический, моделирование.

Экономика и геоэкономика

Сама экономика Кубы и/или ее хозяйство - это совокупность людей (около 11 млн. человек) и среды обитания (площадь тропической территории 110860 квадратных километров, богатой тропической растительностью и некоторыми природными ископаемыми, например, никелем). Рефлексия экономики Кубы такова: мало человеческих и природных ресурсов.

Тип хозяйства Кубы, как и любой другой страны, специфика экономического функционирования определяются тремя главными факторами: менталитетом народа, экологией и геополитикой. Важна и морфология хозяйства. Что касается непосредственно типа кубинского хозяйства, то он характеризуется:

-во-первых, менталитетом кубинцев, когда ценностью являются социальная, а не божественная, справедливость, патриотизм, национальный суверенитет; самосознанием кубинского народа как его природным задатком, продуктом специфической ибероамериканской цивилизации (европейской, римо-католической прежде всего) со своим культурным кодом, который передается генетически в качестве предрасположенности;

-во-вторых, экологией - здесь как средой обитания с ее природными ресурсами, определенным методом эксплуатации почвы и др.;

- в-третьих, геополитикой прежде всего как отношениями с соседними странами.

Скрепой самосознания народа является исповедуемая им религия, идеология (мировоззрение), преобладавшая католическая в период испанской колонизации и вплоть до Кубинской революции 1959 г. вкупе с социалистической, атеистической, подкрепленная специфической хозяйственной этикой. Экология в отличие от менталитета как константы является лишь потенциалом, которым нужно умело пользоваться, чтобы не получить экологическую проблему как глобальную. Часто

геополитика порождает войны, поскольку у отдельных сильных людей существует приобретенное свойство их поврежденной природности отбирать у более слабых людей блага, земли и другое. Так устроен социо-культурно-хозяйственный организм - «экономика» в контексте латинской этимологии, ставшая давно уже хрематистикой [4, 75], а ныне и гео «экономикой» = геохрематистикой.

Используя эти теоретико-методологические [3], философско-хозяйственные подходы к Кубе, можно смоделировать, во-первых, ее современное хозяйство и/или экономику. Эта модель в качестве главных принципов имеет социальную справедливость - продукт католицизма, национально-освободительной борьбы и кубинского социализма, национальный суверенитет, инновационность и традиционность, функционирование тех отраслей, которые органичны Республике Куба как «прекрасному месту» (coabana) в условиях современной геоэкономики с природными и природоподобными ресурсами: уникальный туризм, биофармацевтика, современная инновационная медицина, образование, отрасли добывающей промышленности (никелевая и другие), производство сахарного тростника и его производных, тропическое экологически чистое сельскохозяйственное производство и т.д. В ней достойное место занимает человек: так, по данным ООН, по индексу человеческого развития (ИЧР = 0,765) Куба занимает 67-е место в мире, 4-е место среди ибероамериканских стран.

Согласно новой Конституции РК 2018 г. [2], современная хозяйственная модель Кубы формируется как смешанная, она представляет собой социалистическую рыночную экономику, похожую в отдельных чертах на китайскую, основанную на государственной, кооперативной, частной, частной иностранной и смешанных формах собственности при дирижизме Коммунистической партии Кубы как «основной направляющей силы общества». На Кубе узаконены частная собственность, частная торговля, рынок.

При решенности многих гуманитарных и социальных проблем, главные экономические задачи не решены за 60 лет жизни суверенной Кубы. Фидель Кастро констатировал, что решив многие социальные проблемы, он не смог накормить свой народ вдоволь, решить экономические задачи. В своей статье «Куба взяла под контроль потребление курицы, яиц, риса и сосисок». Денис Давыдов от 12 мая 2019 г. написал: «Потребление социально значимых продуктов на Кубе местные власти взяли под свой контроль. Речь идет, в том числе, о яйцах, курице, рисе и сосисках. Кубинцы будут получать курицу по 5 кг в одни руки» [11]. Министр внутренней торговли Бетси Диас объяснила, что целью данного мероприятия является обеспечение справедливого распределения продовольственных и гигиенических товаров.

Причину данного решения новые власти Республика Куба объясняют «экономическими санкциями, которые против островного государства ввели западные страны» [11].

Эти важные продовольственные и другие хозяйственные проблемы предстоит решать новому руководству страны, ее Президенту Мигелю Диасу-Канель в новых геоэкономических, геополитических, геоидеологических условиях, когда с исторической сцены фактически уходит Paz Americana, набирает силу Paz Cinica и образуется «стратегический треугольник» Россия-Китай-США.

Однако по-прежнему РК находится в условиях экономических санкций, блокады со стороны США. Так, посол Евросоюза в Республике Куба Альберто Наварро заявил, что ЕС не намерен терпеть вмешательство США в экономические дела Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, что непосредственно отражается на экономической эффективности внешнеэкономической деятельности стран ЕС. А. Наварро подчеркнул: «На Евросоюз приходится около трети всей внешней торговли Кубы — около 33-34%, в прошлом году двусторонний товарооборот достиг €2,6 млрд.» [1].

Геополитика. «Седьмое историческое чудо света»?

В глобализирующемся и одновременно деглобализирующемся мире, когда набирает силу новый полюс экономической власти, формируется Paz Cinica, выстраиваются новые взаимоотношения России,

Китая, США в рамках «стратегического треугольника». Республика Куба интересна по-прежнему для социалистов, неомарксистов во всем мире, представителей левых идеологий и в геополитическом времени и пространстве с точки зрения реализации идеи социальной справедливости в контексте социального распределения благ. 2019 г. - год 60-летия Кубинской народно-демократической, антиимпериалистической, аграрной революции (01 января 1959 г.), результатом которой стало образование независимого от американского империализма, а чуть позже социалистического государства - Республики Куба. «Родина или смерть» - это лозунг кубинских революционеров, а ныне девиз страны, подтвержденный на VII съезде Коммунистической партии Кубы в 2016 г. [8] и в речах Президента РК Мигеля Диаса-Канель [6]. Есть еще один лозунг, дополняющий первый: «Социализм или смерть». О социалистическом характере Кубинской революции ее руководители, прежде всего Фидель Алехандро Кастро Рус (1926 или 1927 - 2016 гг.), объявили не сразу, лишь два года спустя, только в 1961 г., перед Карибским кризисом 1962 г., поставившим практически человечество на грань третьей мировой войны, ядерной войны. Фидель Кастро Рус заявил: «Они не могут нам простить того, что мы находимся у них под носом, и что мы совершили социалистическую революцию под носом у Соединённых Штатов!» [9]. Главной движущей идеологической силой на этапе Кубинской народно-демократической революции были патриотизм, чувство уважения национального достоинства, которое было попрано во времена многовекового испанского колониализма, свергнутого в 1898 г., и более полувековой полуколониальной зависимости от американского империализма, когда царили проституция и поголовный рахит, а также идеалы «апостола революции», национального героя и поэта Кубы Хосе Марти. Это Хосе Марти разработал концепт республики «со всеми и для блага всех» [5, 272-276], похожей на конфуцианский концепт сяокан - малого благоденствия и теорию Людвига Эрхарда всеобщего благосостояния. Это была еще не борьба за ценности социализма. К тому времени Куба обладала богатыми традициями национально-освободительной борьбы против испанского колониализма в XIX в., имела плеяду национальных героев, прежде всего Хосе Марти, который погиб в бою с испанцами в 1895 г. [5, 272].

В настоящее время таким героем для кубинцев и не только является Фидель Алехандро Кастро Рус. В ХХ в. Ф. Кастро стал во главе первого на американском континенте социалистического государства (1959-2008 гг.), а также одним из лидеров организации «Движения неприсоединения», созданной в 1961 г. и объединяющей в своих рядах в настоящее время представителей 120 развивающихся государств, не присоединившихся к военным блокам, - это почти две трети стран-членов ООН. Два саммита организации «Движения неприсоединения» в 1979 г. и в 2006 г. проходили в Гаване. В сентябре 2006 г. на очередном саммите этой организации Председатель Госсовета и первый секретарь Компартии Кубы Ф. Кастро избирается и становится во главе ее. Тогда в Гаване Рауль Кастро Рус, исполнявший обязанности руководителя Кубы, в своем докладе обратился к представителям 118 неприсоединившихся стран с целью усиления и объединения борьбы против Paz Americana, против того однополярного мира, который исходил от США, от власти американского истеблишмента, проводившего североамерикано-центристскую политику в странах Латинской Америки и не только там.

В отношении североамериканского соседа у кубинцев, как впрочем, и других ибероамериканских народов Латинской Америки, сформировалось четкое мнение, они говорят: «Наше несчастье в том, что мы находимся очень далеко от Бога и очень близко от Соединенных Штатов Америки». Куба эту близость от США ощутила на себе, будучи более полувека полуколонией США, и уже около 60 лет находится в условиях экономической блокады, санкций, ресистенсии-сопротивления. Несмотря на экономическую блокаду, Куба восстановила дипломатические отношения с США в 2015 г.

Каково новое геополитическое место Республики Куба в контексте взаимоотношения России, Китая, США в рамках этого «стратегического треугольника»? Насколько силен голос Кубы с новыми лидерами в ООН, в рамках Движения неприсоединившихся стран, в Латинской Америке, в мире?

Ответы находим в рамках философии хозяйства, развиваемой научной школой Ю.М. Осипова, а также в русле концепции теоретической экономии [3], разрабатываемой нами в основном на страницах сетевого журнала «Теоретическая экономика». Трансгрессия Кубы такова, что она смогла пройти через испанские колониальные оковы и Paz Americana. Какой выбор сделает Куба в рамках взаимоотношения «стратегического треугольника» России, Китая, США; новой большой игры на латиноамериканском континенте и в мире, нынешнего обострения ситуации в Венесуэле?

Пока вопросов много. Но есть и ответы. Поскольку США проводит политику экономической блокады и санкций, КНР в рамках своего мегапроекта «Один полюс один путь» и в силу собственных экономических возможностей может решить ряд экономических проблем Кубы, внешнеэкономическое сотрудничество Кубы и Китая должно выйти на новый уровень. Сотрудничество Кубы и России должно продолжаться и в политической, и экономической нишах.

Геоидеология. Куба как трансисторическая идея социальной справедливости

Что касается современной геоидеологии РК, то социалистическая Куба по-прежнему остается принадлежащей европейскому цивилизационному пласту по языку, по католической, а сейчас -точнее римо-католической вере, т.е. по своему культурному коду. Социалистическая идеология, во-первых, напластованная на католическую веру кубинцев; во-вторых, ставшая единственным, атеистическим мировоззрением для кубинских коммунистов; в-третьих, ставшая комплементарной с римо-католической верой, исходящей из Ватикана; главной целью провозглашает по-прежнему строительство социализма и реализацию справедливого распределения благ. Импортированное на коабану католичество с его концептом социального служения трансформировало Кубу в трансисторическую идею социальной справедливости, которая воплотилась в своеобразной кубинской идеологии. Такая постановка цели (строительство социализма ради реализации справедливого распределения земных благ) показывает тупиковость кубинской социо-культурно-экономической модели при нерешенности хозяйственных проблем.

Однако в течение почти полувека социалистическая Куба собирает в молодежный лагерь Хулио Антонио Мелья недалеко от Гаваны в рамках бригадистского движения тысячи молодых людей со всего мира, особенно из Европы, стран Латинской Америки, которые ищут справедливую модель мира-хозяйства для своей страны, мира. Молодые европейские и латиноамериканские социалисты на Кубе поют «Марсельезу», другие революционные песни, их интересует революционная и социалистическая история Республики Куба, реализация ею идеи социальной справедливости. Сильная идейно-духовная основа и идейно-смысловая база РК - это несомненный фактор привлекательности определенных социальных слоев, а именно социалистов, в эпоху глобализации и роста социального неравенства.

В настоящее время три латиноамериканские страны: Венесуэла, Куба и Никарагуа придерживаются реализации идеи социальной справедливости, что вызывает негативную реакцию в либеральном мире, у американского истеблишмента, США. В то же время Венесуэла, Куба и Никарагуа поддерживаются на дипломатическом, политическом, военном и экономическом уровнях со стороны России, Китая, некоторых стран ЕС, заинтересованных во внешнеэкономических отношениях с вышеназванными странами. 2 ноября 2018 г. в Москве состоялась встреча Президента РФ и Президента РК, на которой решались важные стратегические вопросы отношений России и Кубы [10].

Геэкономически, геополитически и геоидеологически мир-хозяйство находится в поиске нового концепта, модели мироустройства, гарантирующего в перспективе гармоническую жизнедеятельность человека и человечества. Опыт же Кубы интересует прежде всего социалистов разных стран, а не всего человечества, в контексте реализации идеи социальной справедливости как справедливого распределения благ, решения отдельных социальных задач.

Метафизика коабаны

Красивейший остров Куба с его индейским населением был открыт участниками экспедиции Христофора Колумба в 1494 г., а его завоевание, строительство городов, хозяйственная эксплуатация испанскими конкистадорами начались с 1511 г. Коренное население - индейцы-солнцепоклонники - уничтожались, их земли захватывались, для работы на плантациях завозились рабы из Африки, исповедовавшие вудуизм (кстати, поклонники и носители религии вуду есть на Кубе и в настоящее время). На Кубу как колонию Испании были импортированы все основные институты метрополии. Языческой (солнцепоклоннической) Кубе было импортировано и католичество, которое впоследствии определило культурный код кубинского народа, представляющего смешение всех рас, многих народов как смешение несмешиваемого; его ибероамериканскую, европейскую цивилизацию с испанским языком и католической религией. Кубинцы, не познавшие истинного христианства, от испанских конкистадоров принимают католичество, которое явилось существенной деформацией Христианства (Православия).

В результате этого кубинцы - католики стали жить в чувственном, а не в духовном мире. Кубинцы как хронически чувственные люди живут сегодняшним днем, по - своему понимают Бога и не чураются иных богов. Бог для них потусторонний, трансцендентный. Популярное на Кубе испанское слово «mañana», переводящееся на русский язык как «завтра», для кубинца значит некое отдаленное будущее. Так в принципе ментально сформированы кубинцы. От этой их идеологической (религиозной) запрограммированности всецело зависит тот материальный мир, в котором они живут.

Исторический опыт человечества показывает, что цивилизация рождается как городская культура, каинистская цивилизация. Об этом написано в Священном Писании, указано в разговоре Авраама со своим племянником Лотом. А. Тойнби считает же, что цивилизация появляется после того, как родилась религия. Он назвал религию «куколкой цивилизации». А умирание цивилизации, по Тойнби, начинается с умирания господствующей в ней религии как формы идеологии, мировоззрения.

Сквозь призму метафизики Кубы определяются возможности, духовные основы развития Кубы, ее народа, имеющего душу, которая является программой развития; а также - тупики, заложенные в культурный код отдельного человека и народа в целом. Среда Кубы - это площадка борьбы разрушительного и созидательного, зла и добра.

Выводы:

В настоящее время жемчужина Антил - Куба - привлекает туристов со всего мира, где можно практически безопасно, полноценно отдохнуть, поправить свое здоровье, находясь в гармонии с природой. На языке нау ки это означает наращивание индекса человеческого развития - ИЧР и развитие «экономики счастья». Достижения инновационной кубинской медицины и биофармацевтики, а также в сфере туризма уникальны. Биофармацевтика, туризм, медицина, производство сахарного тростника и его производных, тропическое экологически чистое уникальное сельское хозяйство, никелевая промышленность - драйверы кубинской экономики.

Сахарный тростник и его производные, тропические фрукты и плоды (например, кофе), табак, никель и другие природные ресурсы - экономическое богатство кубинцев наряду с туризмом. Это материальная основа для функционирования национального аграрно-индустриального хозяйства суверенной Кубы, нуждающейся во внешних рынках и производителях продукции обрабатывающей промышленности (машинах, оборудовании и т.д.), в том числе хай-тэковской.

Социалистическая Куба, восстановившая дипломатические отношения с США в 2015 г., помогает найти справедливую модель мира-хозяйства, сама же находится в поиске адекватной ей смешанной модели социалистического рыночного хозяйства, похожей на китайскую, при дирижизме Коммунистической партии Кубы.

Куба остается носителем и посему примером реального воплощения идей социальной

справедливости, патриотизма, человеческого достоинства, национального суверенитета в рамках ООН, Движения неприсоединившихся стран, особенно в рамках ибероамериканской цивилизации, отдельных стран в Латинской Америке. В целом она предстает низшей ступенью социального устроения, а не «седьмым историческим чудом света».

В рамках новых взаимоотношений России, Китая, США сквозь призму «стратегического треугольника» новые лидеры Кубы находят очередное геополитическое, геоэкономическое, геоидеологическое место своей суверенной страны в мире, находящейся около шестидесяти лет в условиях экономической блокады и санкций со стороны США.

Метафизика Кубы показывает ее минимальные возможности развития на разных уровнях (нано-, микро-) и тупики, связанные с культурным кодом народа.

Полученные результаты:

Во-первых, уточнены и дополнены основные компетенции: геоэкономика и/или новая геополитика как экономическая сила страны, позволяющая достичь основную цель и поставленные задачи; геополитика - прежде всего как отношения с соседними государствами и концепт о закономерностях формирования и трансформации центров силы; геоидеология как инструмент и концепт формирования мировоззрения (идеологии), обеспечивающего жизнедеятельность человека (на наноуровне) и человечества (на глобальном, планетарном, уровне) в гармонии с Творцом и природой.

Во-вторых, сквозь призму метафизики Кубы показаны возможности, духовные основы развития РК, ее народа, имеющего душу, которая является программой развития; а также определены тупики, заложенные в культурный код. Среда Кубы - это площадка борьбы разрушительного и созидательного.

В-третьих, определены драйверы экономического роста кубинской экономики. Это -биофармацевтика, туризм, медицина, добыча никеля, производство сахарного тростника и его производных, уникальное тропическое экологически чистое сельскохозяйственное производство.

В-четвертых, концепт справедливости рассмотрен с теологической точки зрения как божественная справедливость и с антропологической - как трансисторическая идея социальной справедливости и/или социального распределения благ, а социализм - культ социальных услуг и система перераспределения благ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евросоюз пригрозил США встречными мерами за санкции против Кубы//ЦЯЬ: https://news. mail.ru/politics/37064355/?frommail=1 (дата обращения 29.04.2019).

2. Конституция Республики Куба. Гавана, 2018.

3. Гордеев В.А. Теоретическая экономия как новый парадигмальный мейнстрим: исследование сущности и динамики конкуренции. Монография / В.А. Гордеев. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2017. -178 с.

4. Юдина Т.Н. Конституирующие основы фундаментальной экономической науки: философско-хозяйственный взгляд// Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. - 2016. №6. - С.75 - 92.

5. Юдина Т.Н. Революционно-демократические идеи Хосе Марти // Всемирная история экономической мысли в 6 т. Т.3. /МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. редкол.: Черковец В.Н. (гл. ред.) и др. - М.: Мысль, 1989. - С. 272-276.

6. Discurso del Presidente de Cuba Miguel Diaz-Canel en la ANC de Venezuela // URL: https:// online-videos.ru/watch/Discurso-del-Presidente-de-Cuba-Miguel-Diaz-Canel-en-la-ANC-de-Venezuela/ FEEIZgNGIjo (дата обращения 01.05.2019).

7. Gyula Csurgai. The Increasing Importance of Geoeconomics in Power Rivalries in the Twenty-First

Century// Geopolitics. 2018, 23:1, Р. 38-46. DOI: 10.1080/14650045.2017.1359547.

8. Rosa Miriam Elizalde, Ismael Francisco. Cuba, Lineamientos del Partido y la Revolución, Partido Comunista de Cuba (PCC), Política, VII Congreso del PCC. URL: http://www.cubadebate.cu/ noticias/2016/04/16/raul-castro-inaugura-en-la-habana-el-vii-congreso-del-partido-comunista-de-cuba/#. XMjJR9HWjUB^aTa обращения 01.05.2019

9. Фидель Кастро - цитата, фото, биография [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL:http:// wordshow.ru/news/fidel_kastro_oni_ne_mogut_nam_prostit_togo_chto_my_nakhodimsja_u_nikh_pod_ nosom/2010-04-05-3833 (дата обращения 27.03.2019).

10. Presidente cubano Miguel Díaz-Canel se reúne con Vladimir Putin [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2018/! 1/02/se-reune-presidente-cubano-miguel-diaz-canel-con-vladimir-putin-video/#.XMjSp9HWjUA (дата обращения 01.05.2019).

11. Куба взяла под контроль потребление курицы, яиц, риса и сосисок [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: https://rueconomics.ru/392101-kuba-vzyala-pod-kontrol-potreblenie-kuricy-yaic-risa-i-sosisok?utm_source=pulse_mail_ru&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.r (дата обращения 13.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.