Научная статья на тему 'Современная коммуникация в философской интерпретации'

Современная коммуникация в философской интерпретации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
600
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РЕКЛАМА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / COMMUNICATION / MEDIA CULTURE / MARKETING COMMUNICATIONS / ADVERTISING / MASS CULTURE / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стеценко Денис Николаевич

В статье предпринимается попытка рассмотрения аспектов рекламы, паблик рилейшнз, интернет-технологий с точки зрения коммуникативного действия. Отмечается, что способы взаимодействия индивидов изменяются под действием технологического развития и обеспечения передачи информации, а значит, качество общения переходит на иной уровень. Данная работа ставит вопрос, идет ли развитие по пути упрощения системы или ожидается переход на новый уровень коммуникации, а значит, иной уровень интерпретации всего научного и культурного наследия человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN COMMUNICATION IN PHILOSOPHICAL INTERPRETATION

In the article the author makes an attempt to examine different aspects of advertising, public relations and Internet technologies from the viewpoint of communicative action. It is noted that ways of interaction are changed under the influence of technological development and information transmission, so, the quality of communication reaches another level. The uthor questions whether this development follows the way of simplifying the system or one can expect a certain transmission on another communication level, it means another level of interpreting all scientific and cultural heritage of mankind.

Текст научной работы на тему «Современная коммуникация в философской интерпретации»

УДК 740

ДН Стеценко

СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье предпринимается попытка рассмотрения аспектов рекламы, паблик рилейшнз, интернет-технологий с точки зрения коммуникативного действия. Отмечается, что способы взаимодействия индивидов изменяются под действием технологического развития и обеспечения передачи информации, а значит, качество общения переходит на иной уровень. Данная работа ставит вопрос, идет ли развитие по пути упрощения системы или ожидается переход на новый уровень коммуникации, а значит, иной уровень интерпретации всего научного и культурного наследия человечества.

Ключевые слова: коммуникация, медиакультура, маркетинговые коммуникации, реклама, массовая культура, паблик ри-лейшнз.

D.N. Stetsenko

MODERN COMMUNICATION IN PHILOSOPHICAL INTERPRETATION

In the article the author makes an attempt to examine different aspects of advertising, public relations and Internet technologies from the viewpoint of communicative action. It is noted that ways of interaction are changed under the influence of technological development and information transmission, so, the quality of communication reaches another level. The uthor questions whether this development follows the way of simplifying the system or one can expect a certain transmission on another communication level, it means another level of interpreting all scientific and cultural heritage of mankind.

Key words: communication, media culture, marketing communications, advertising, mass culture, public relations.

В качестве преамбулы сошлемся на новейший опыт, полученный мировой философской общественностью в ходе работы XXII Всемирного философского конгресса «Rethinking Philosophy Today», проходившего в г.Сеул (Южная Корея) в 2008 г., а именно, на доклад Питера Кемпа, на то время действующего президента FISP - Международной федерации философских обществ - и президента конгресса.

Выступая с пленарным докладом «Power of the Word» при открытии конгресса, профессор Кемп заявил следующее: «Наша сила состоит в нашей способности рационально говорить обо всем, адекватно оценивать и рассматривать роль любого события во всех сферах действительности. ... Единственная сила, которой мы, философы, обладаем - сила слова [сила коммуникации]. Философская аргументация и рефлексия составляют неэкономическую, нетехнологическую и немилитаристскую власть благодаря слову, которое способно состязаться, конкурировать, бросить вызов остальным силам, обнажая обман, развенчивая иллюзии и предлагая лучший мир, место жизни для человечества. Это важно не потому только, что философы обладают вполне осязаемой силой слова и в связи с этим общество требует от них отчета в том, что они делают когда учат философии [ведут образовательную деятельность] или произносят речи в публичной сфере перед аудиторией, но и потому также, что они не могут объяснить собственную деятельность без рефлексии по поводу силы слова в общем смысле. И по этой причине общество должно признать, что эта сила [слова] - огромна. в

мире, который сейчас мы определеннее, чем когда-либо, формируем при помощи наших слов. И может быть, мир был бы худшим местом, живя без философии. Поэтому мы нуждаемся в философии, нуждаемся в силе слова, и эта необходимость самая глубокая движущая сила общества, какой мы обладаем»...Так сказал современный датский философ Питер Кемп.

Традиционное понимание коммуникации достраивается при философско-антропологическом подходе. Коммуникацию сложно трактовать как просто обмен идеями, взаимодействие сознаний, передачу мыслей и чувств. В коммуникации участвует не сознание само по себе, а человек во плоти и крови, обладающий сознанием. К тому же тело не может рассматриваться отдельно от места, которое оно занимает в пространстве, а значит, нужно учитывать его пространственные параметры. В коммуникативном акте наряду с вербальным языком принимают участие и другие языки тела, языки пространства и подручных вещей, вовлеченных в процесс межчеловеческо-го взаимодействия.

Проблема философского исследования коммуникационного действия связана с массовым использованием информационных технологий в современном обществе, которые, в свою очередь, серьезно влияют на систему формирования социального опыта и на изменение глубинных механизмов, формирующих самосознание человека [1].

Одна из новейших сфер действительности -информационная, в формате общемировом. Пласт знаний человечества весьма полно пред-

ставлен в сети Интернет. Регулярно все новые интеллектуальные находки пополняют сеть и приближают каждого к элитарному. Любое событие в мире получает отражение, а значит, и понимание. Информация представляет собой код, последовательность знаков машинного языка. Понятно, что разработанное человеком - будет построено подобно логическим конструкциям. Однако как любое слово обрастает новыми контекстами и смыслами, так и компьютерный код порождает новое знание. Информация в сети обрастает новым контекстным полем, комментариями и в конечном виде становится новым знанием.

Принудительная передача информации является нормой, так как при помощи слова достигается успех в коммерческих и иных жизненно важных делах. Визуальные образы, суждения, силлогизмы порождают в массах цели, обусловливают деятельность и ее результативность. Определенная частота повторений сообщения и радиус охвата дают общий эффект по усвоению информации и заведомо-продуманной интерпретации. Зачастую целью является новое знание. А в частности, этим знанием может являться суждение, отношение к чему-либо, определенное действие или сознательное бездействие. Ограничимся двумя векторами социального развития (под этим развитием понимается направленная деятельность, а значит, результативность): массовая коммуникация и информационная вселенная Интернет. Разделять эти векторы мы сейчас можем, так как способ реализации этих процессов различен. Постепенно произойдет взаимоин-теграция, и разделить, к примеру, маркетинговое исследование, получение новостной сводки, общение с друзьями будет труднее. Но сейчас сеть Интернет как интерактивный массив данных дает возможность полностью окунуться в глубины смыслов и контекстного поля. Степень возможной информированности прежде не была на таком высоком уровне при условии, что субъект готов воспринимать визуальное сообщение, звуковое сопровождение и непосредственно текст. Широта охвата при этом регулируется самим субъектом, в этом ему помогает система гиперссылок. Если проводить параллель с библиотекой, то основными отличиями будут являться скорость получения информации, неограниченность, первоисточники, моментальный перевод, а также возможность дискуссии со специалистами в конкретных областях знания. Эти качества необходимы для существования в современном мире, так как все знание, накопленное за историю человечества, невозможно охватить за одну человеческую жизнь, а при высоких скоростях обмена и получения разнородной информации становится возможным производство знания не

только в узкоспециальных областях, но и общенаучных, а значит, философских.

При рассмотрении коммуникационных потоков нельзя упускать из виду феномен медиакультуры в целом. История средств массовой информации не укладывается лишь в несколько последних десятилетий, однако именно на вторую половину 20 столетия пришлись небывалое прежде развитие средств обработки и передачи информации, интенсификация информационных процессов, возрастание их скорости. Следствием данного процесса стало формирование нового типа организации общества, его функционирования и управления. Иными стали массовое сознание и массовая культура - феномены, присущие любому государству на всех этапах его развития.

Присутствие медиакультуры обнаруживается практически во всех аспектах современной жизнедеятельности человека, определяя бытийную заданность существования последнего. В условиях доминирования медиакультуры преобразуется мир человеческих отношений, привнося специфические черты в сознание субъекта. Медиакультура по отношению к природе - квазиреальность, которой человек окружил себя, рукотворная действительность, обусловленная новыми техническими возможностями и эстетическим наполнением. Наличие вербального, визуального, аудиовизуального сообщения - доминирующее условие существования этой реальности. Медиакультура, в пространстве которой реализуется всякое сообщение, представляет собой лабиринт каналов коммуникации. Медиакультура входит как явление в сущностный ряд деятельностной системы самопознания и самореализации личности, обнаруживая изначальную взаимосвязь с такими категориями, как природа, деятельность, нравственность, культура. В условиях информационного общества значение медиакультуры усиливается, возрастает ее роль в жизни человека, поскольку медиакультура все более выступает в статусе культуры-универсума, в которой совершаются специфические качественные процессы, определяющие ее феноменологию. Медиакультура и упрощает высокую культуру, и создает условия существования для народной культуры, и раздвигает пространственно-временные горизонты популярной культуры, и актуализирует функциональную заданность культуры массовой.

Человек ежедневно взаимодействует с миром товаров, услуг, вещей во всей своей и их телесности. Философский подход к бытийной сущности вещи мы находим в сочинениях М. Хайдеггера. Вещный мир рассматривается философом как способ осуществления собственно человеческого бытия-в-мире, а изготовление вещей пони-

мается им как забота о мире, о его сбережении [2].

Сила слова успешно реализуется сейчас в сфере коммуникации. В качестве примера обратимся к сфере интегрированных маркетинговых коммуникаций. Маркетинговая, а значит, рекламная коммуникация не сводится только к коммерческому информированию о товарах и услугах, она допускает множество подходов, прочтений и интерпретаций - от рассмотрения рекламы в самом общем виде как неотъемлемой части современной культуры до анализа конкретных рекламных сообщений.

В каком же виде представлена здесь коммуникация?

Социально-философский анализ классических моделей информационных коммуникаций говорит о необходимости уточнения понятий «паблик рилейшнз» и информационно-коммуникативные технологии. Технологичность связей с общественностью, их постоянная включенность в процессы социального управления и духовного производства дает повод рассматривать их как особую разновидность социальных технологий. В то же время необходимо учитывать, что паблик ри-лейшнз неизбежно будут использовать элементы всех моделей информационного воздействия, сложившихся в процессе эволюции социальных отношений. Технологии паблик рилейшнз - это прежде всего диалоговые модели, которые наиболее адекватно коррелируют с получившей в последнее время всеобщее признание системой социального партнерства в сфере социальных отношений. На практике, однако, видно, что однонаправленные и стимулирующие модели информационно-коммуникативных технологий,

использующие средства и методы из пропаган-дистско-агитационного арсенала, востребованы (и будут востребованы) и в некоторых случаях достаточно эффективны (наряду с диалоговыми моделями). Можно говорить о сужении сферы их возможностей и о конкретных пропорциях использования этих технологий. Использование конкретных моделей информационных коммуникаций - это в конечном счете результат сложения действующих в обществе различных социальных сил.

Отсутствие устоявшихся структур гражданского общества, а также традиций социального контроля за действиями политических акторов в некоторых обществах может привести к тому, что эти технические новшества в информационно-коммуникативной сфере станут формой идеологического давления на общественность и политического контроля за их деятельностью со стороны власти. Соответственно, распространение современных информационно-коммуникативных технологий в странах с ограниченной потребно-

стью в информационном обмене может иметь результатом использование новых информационно-коммуникативных технологий в манипуля-тивных целях [3].

Благодаря симбиозу современных информационно-коммуникативных технологий и социальных технологий впервые в истории человечества возникает реальная возможность изменения традиционного соотношения таких предпосылок индивидуального бытия человека и формирования его как личности, как социальные отношения и информационный обмен. Создание симуляци-онной социально-институциональной практики ведет к тому, что социальные процессы становятся прогнозируемыми и программируемыми.

Новые информационно-коммуникативные

технологии создают уникальные возможности прямого диалога между людьми практически вне зависимости от ситуации и их физического местонахождения. Однако, с другой стороны, информационно-коммуникативные технологии могут не только облегчать коммуникацию, но и вследствие своей инструментальной природы ее затруднять. Симуляционные информационнокоммуникативные технологии несут потенциал, способный разрушить многие конститутивные элементы в традиционной структуре человеческого опыта, поставить его под контроль, а в перспективе и заменить его. Это, в свою очередь, может привести к изменению глубинных механизмов, формирующих самосознание человека. Поэтому в современном мире бурного развития информационно-коммуникативных технологий, методов информационного воздействия возникает необходимость углубления понимания философского принципа гуманизма. Онтологическим основанием принципа гуманизма была и будет сознательная способность человека руководить своими действиями, потребностями и поступками, быть ответственным за них, и любая деятельность в сфере информационных коммуникаций не должна ограничивать эти основания [4].

Таким образом, можно утверждать, что пути развития информатизации общества будут сопряжены с конфликтами, но эти конфликты будут порождены не только техническими проблемами информатизации или коммуникации. Это, прежде всего, проблемы самого общества, для их решения необходимы усилия в социальной сфере. Таковые решения, возвращаясь к сказанному Питером Кемпом, возможны путем применения силы слова, то есть созидательной коммуникации. Примером решения межгосударственного конфликта на уровне коммуникационного действия может служить привлечение третьей стороны для возобновления визового режима между Грузией и Россией. Визы не выдавались с тех

пор, как грузинский президент Михаил Саакашвили разорвал дипломатические отношения с Москвой в ответ на признание Россией независимости отколовшихся от Грузии Южной Осетии и Абхазии.

В апреле 2009 г. секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии в России и секция интересов России при посольстве Швейцарии в Грузии приступили к работе. Они расположились в зданиях бывших посольств в Москве и Тбилиси. В столице России работают грузинские консульские служащие, а в столице Грузии российские, но все они наделены иммунитетом как швейцарские дипломаты. Выдача грузинских виз россиянам началась немедленно после открытия секции интересов. Это пример разрешения конфликтной ситуации не экономическим, военным либо политическим путем, а коммуникативным, так как привлечение третьей авторитетной и незаинтересованной стороны приводит конфликтную ситуацию к обоюдовыгодному сотрудничесту [5].

Таким образом, основное свойство коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждения ценностей бытия выявлять в объективной реальности новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость. При этом существует так называемая концепция выбора нового, то есть его возникновения из крупных закодированных массивов сообщений и образов, а не только из составляющих элементов. Выбор - это своеобразное раскодиро-

вание массивов сообщений, при котором согласно этой концепции новое возникает как ранее не существовавшее сочетание старого.

Активная коммуникация в сочетании со скоростью распространения данных высветит новые грани понимания и расшифровки событий действительности. В истории были эпохи высокой научной вовлеченности, высшей степени интеллектуального развития, но никогда еще знание не было настолько доступно широким массам населения. Поэтому развитие коммуникации может привести к философскому осмыслению существования каждым, что в свою очередь приведет к сплочению всего человечества.

Литература

1. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 494 с.

2. Хайдеггер М. Бытие и время. - СПб.: Наука, 2002.

3. Почепцов Г.Г. Семиотика и реклама / Рефл-бук. Вак-лер, 2002. - 430 с.: ил.

4. Балабанов И.Т. Электронная коммерция: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 335 с.

5. Российское информационного агентство «Новости». URL: http://rian.ru/world

Стеценко Денис Николаевич - аспирант кафедры теоретических основ коммуникаций, ассистент кафедры теоретических основ коммуникаций, Казанский гос. энергетический университет.

Stetsenko Denis Nikolayevich - post-graduate, assistent of department of theoretical basics of communications of Kazan State Power Engineering University.

E-mail: stecenko-d@ya.ru

УДК 130.2

Т.В. Мишина

КОГНИТИВИЗМ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МЕТОД В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье рассматривается природа и история возникновения когнитивизма, который стал доминирующим подходом в социальных науках в конце ХХ в., как наиболее популярная парадигма для понимания процесса мышления. В настоящее время когнитивизм представляет собой теоретический подход (метод), посредством которого процесс познания описывается как информационный процесс. В статье дается характеристика основных дисциплин, которые используют конитивный подход, рассматриваемый автором как междисциплинарный. В завершение представлены основные научные принципы когнитвизма.

Ключевые слова: когнитивизм, когнитивная психология, когнитивная антропология, когнитивная лингвистика.

T. V. Mishina

COGNITIVISM AS THE INTERDISCIPLINARY METHOD IN SOCIAL RESEARCHES

The article Deals with the nature and history of the origin of cognitivism that became the dominant approach in social sciences of the end of XX-th century, as the most popular paradigm for understanding mental function. Nowdays cognitivism is a theoretical approach, describihg mental function as information process. The article examines the main scientific disciplines, which use the cog-nitivistic method, recognized by the author as an interdisciplinary approach. The main scientific principles of cognitivism are presented.

Key words: cognitivism, cognitive psychology, cognitive anthropology, cognitive linguistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.