Научная статья на тему 'Современная коммуникация в философской интерпретации'

Современная коммуникация в философской интерпретации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
392
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РЕКЛАМА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / COMMUNICATIONS / MEDIA CULTURE / MARKETING COMMUNICATIONS / ADVERTISING / MASS CULTURE / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стеценко Денис Николаевич

В статье предпринимается попытка рассмотрения аспектов рекламы, паблик рилейшнз, интернет-технологий с точки зрения коммуникативного действия. Отмечается, что способы взаимодействия индивидов изменяются под действием технологического развития и обеспечения передачи информации, а значит, качество общения переходит на иной уровень. Данная работа ставит вопрос, идёт ли развитие по пути упрощения системы или ожидается переход на новый уровень коммуникации, а значит, иной уровень интерпретации всего научного и культурного наследия человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern communications in philosophical interpretation

In his article the author has made an attempt to study different aspects of advertising, public relations and Internet technologies from the viewpoint of communicative action. It is argned that ways of interaction are changed in the course of technological development and information transmission and thus, the quality of communication reaches a different level. Author questions whether this development follows the way of simplifying the system or one can expect a certain transmission onto a different communication level, i.e. another level of interpreting all scientific & cultural heritage (of mankind).

Текст научной работы на тему «Современная коммуникация в философской интерпретации»

Д. H. Стеценко. Современная коммуникация в философской интерпретации

другой стороны, надежда противопоставляется жизни, сопрягаясь со смертью (Гераклит). Лишь со смертью человек обретает объект надежды -покой. Важно отметить противопоставление надежды разуму в философии Платона. Надежда понимается философом как состояние души, от которого надо избавиться.

Таким образом, в древнегреческой философии нет единого мнения относительно роли надежды в жизни человека. Неоднозначность восприятия надежды древними греками легко объяснить. В древнегреческом обществе была сильна вера в неотвратимость судьбы, следовательно, нельзя было строить иллюзий относительно будущего. В этом случае надежда играет негативную роль, так как сбивает человека с пути, «водит за нос», заставляя верить в иллюзии и обман. Но, с другой стороны, в этот же период в древнегреческом обществе начинает зарождаться идея индивидуальной ответственности за свою судьбу, идея возможности самостоятельно выбирать свою судьбу путем активного вмешательства. Эта тенденция повлекла за собой развитие позитивного взгляда на роль надежды в обществе. Не случайно у одного и того же автора присутствует и та, и другая оценка надежды. Например, Платон в «Тимеях» упрекает надежду в том, что она «легко внемлет обольщениям», а в «Законах» поучает: «Хорошие люди всегда должны надеяться, что бог уменьшит трудности, выпадающие на долю каждого, изменит к лучшему теперешнее положение».

Даже миф о Пандоре трактуется двояко. С одной стороны, после того как все несчастья из ларца расползлись по свету, надежда осталась на дне в качестве единственного утешения. Согласно другой версии, надежда также является злом, так как все другие виды зла улетели, осталась только она. Тем самым подчеркивается ее постоянство в качестве самого большого зла на свете.

Таким образом, дуализм восприятия надежды в древнегреческой философии является следствием дуализма мировоззрения: вера в фатум и идея индивидуальной ответственности за судьбу формируют соответственно негативное и позитивное восприятие надежды. Важно отметить противопоставление надежды разуму. По мысли древнегреческих философов, надежда является неразумным и неконтролируемым ощущением. Разум является эффективным средством борьбы с негативными аффектами, подобными надежде.

Примечания

1. Капитон В. П. Надежда. Осмысление духовной целостности. Екатеринбург, 1992. С. 69.

2. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высш. шк., 1998. С. 16-368.

3. Там же.

4. Таранов П. С. 120 философов. Анатомия мудрости. Симферополь: Таврия, 1997. С. 38-421.

5. Асмус В. Ф. Указ. соч.

6. Таранов П. С. Указ. соч.

7. Ницше Фр. Антихристианин // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 37.

8. Таранов П. С. Указ. соч.

9. Платон. Собр. соч. Т. 1. Апология Сократа. М.: Греко-латинский кабинет, 2000. С. 83-475.

10. Асмус В. Ф. Указ. соч.

11. Платон. Указ. соч.

12. Там же.

13. Асмус В. Ф. Указ. соч.

УДК 101.1:316"312"

Д. Н. Стеценко

СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье предпринимается попытка рассмотрения аспектов рекламы, паблик рилейшнз, интернет-технологий с точки зрения коммуникативного действия. Отмечается, что способы взаимодействия индивидов изменяются под действием технологического развития и обеспечения передачи информации, а значит, качество общения переходит на иной уровень. Данная работа ставит вопрос, идёт ли развитие по пути упрощения системы или ожидается переход на новый уровень коммуникации, а значит, иной уровень интерпретации всего научного и культурного наследия человечества.

In his article the author has made an attempt to study different aspects of advertising, public relations and Internet technologies from the viewpoint of communicative action. It is argned that ways of interaction are changed in the course of technological development and information transmission and thus, the quality of communication reaches a different level. Author questions whether this development follows the way of simplifying the system or one can expect a certain transmission onto a different communication level, i.e. another level of interpreting all scientific & cultural heritage (of mankind).

Ключевые слова: коммуникация, медиакульту-ра, маркетинговые коммуникации, реклама, массовая культура, паблик рилейшнз.

Keywords: communications, Media culture, Marketing communications, advertising, mass culture, public relations.

В качестве преамбулы сошлюсь на новейший опыт, полученный мировой философской общественностью в ходе работы XXII Всемирного философского конгресса «Rethinking Philosophy Today», проходившего в г. Сеуле, Южная Корея в 2008 г., а именно на доклад Питера Кемпа, на то время действующего Президента FISP - Международной федерации философских обществ -и президента конгресса.

Выступая с пленарным докладом «Power of the Word» при открытии конгресса, профессор

© Стеценко Д. Н., 2010

Кемп заявил следующее: «Наша сила состоит в нашей способности рационально говорить обо всем, адекватно оценивать и рассматривать роль любого события во всех сферах действительности... Единственная сила, которой мы, философы, обладаем - сила слова [сила коммуникации]. Философская аргументация и рефлексия составляют неэкономическую, нетехнологическую и немилитаристскую власть, благодаря слову, которое способно состязаться, конкурировать, бросить вызов остальным силам, обнажая обман, развенчивая иллюзии и предлагая лучший мир, место жизни для человечества. Это важно не потому только, что философы обладают вполне осязаемой силой слова, и в связи с этим общество требует от них отчета в том, что они делают когда учат философии [ведут образовательную деятельность] или произносят речи в публичной сфере перед аудиторией, но и потому также, что они не могут объяснить свою собственную деятельность без рефлексии по поводу силы слова в общем смысле. И по этой причине общество должно признать что эта сила [слова] - огромна. в мире, который сейчас мы определеннее, чем когда либо, формируем при помощи наших слов. И может быть, мир был бы худшим местом, живя без философии. Поэтому мы нуждаемся в философии, нуждаемся в силе слова, и эта необходимость самая глубокая движущая сила общества, какой мы обладаем». Так сказал современный датский философ Питер Кемп.

Традиционное понимание коммуникации достраивается при философско-антропологическом подходе. Коммуникацию сложно трактовать как просто обмен идеями, взаимодействие сознаний, передачу мыслей и чувств. В коммуникации участвует не сознание само по себе, а человек во плоти и крови, обладающий сознанием. К тому же тело не может рассматриваться отдельно от места, которое оно занимает в пространстве, а значит, нужно учитывать его пространственные параметры. В коммуникативном акте наряду с вербальным языком принимают участие и другие языки тела, языки пространства и подручных вещей, вовлеченных в процесс межчеловеческого взаимодействия.

Проблема философского исследования коммуникационного действия связана с массовым использованием информационных технологий в современном обществе, которые в свою очередь серьезно влияют на систему формирования социального опыта и на изменение глубинных механизмов, формирующих самосознание человека [1].

Одна из новейших сфер действительности -информационная, в формате общемировом. Пласт знаний человечества весьма полно представлен в сети Интернет. Регулярно всё новые интеллекту-

альные находки пополняют сеть и приближают каждого к элитарному. Любое событие в мире получает отражение, а значит, и понимание. Информация представляет собой код, последовательность знаков машинного языка. Понятно, что разработанное человеком будет построено подобно логическим конструкциям. Однако как любое слово обрастает новыми контекстами и смыслами, так и компьютерный код порождает новое знание. Информация в сети обрастает новым контекстным полем, комментариями и в конечном виде становится новым знанием.

Принудительная передача информации является нормой, так как при помощи слова достигается успех в коммерческих и иных жизненно важных делах. Визуальные образы, суждения, силлогизмы порождают в массах цели, обусловливают деятельность и ее результативность. Определенная частота повторений сообщения и радиус охвата дают общий эффект по усвоению информации и заведомо продуманной интерпретации. Зачастую целью является новое знание. А в частности, этим знанием может быть суждение, отношение к чему-либо, определённое действие или сознательное бездействие. Ограничимся двумя векторами социального развития (под этим развитием понимается направленная деятельность, а значит, результативность): массовая коммуникация и информационная вселенная Интернет. Разделять эти векторы мы сейчас можем, так как способ реализации этих процессов различен. Постепенно произойдёт взаимоинтеграция, и разделить, к примеру, маркетинговое исследование, получение новостной сводки, общение с друзьями будет труднее. Но сейчас сеть Интернет как интерактивный массив данных дает возможность полностью окунуться в глубины смыслов и контекстного поля. Степень возможной информированности прежде не была на таком высоком уровне, при условии, что субъект готов воспринимать визуальное сообщение, звуковое сопровождение и непосредственно текст. Широта охвата при этом регулируется самим субъектом, в этом ему помогает система гиперссылок. Если проводить параллель с библиотекой, то основными отличиями будут являться скорость получения информации, неограниченность, первоисточники, моментальный перевод, а также возможность дискуссии со специалистами в конкретных областях знания. Эти качества необходимы для существования в современном мире, так как всё знание, накопленное за историю человечества, невозможно охватить за одну человеческую жизнь, а при высоких скоростях обмена и получения разнородной информации становится возможным производство знания не только в узкоспециальных областях, но и общенаучных, а значит, философских.

Д. Н. Стеценко. Современная коммуникация в философской интерпретации

При рассмотрении коммуникационных потоков нельзя упускать из виду феномен медиакуль-туры в целом. История средств массовой информации не укладывается лишь в несколько последних десятилетий, однако именно на вторую половину XX столетия пришлись небывалое прежде развитие средств обработки и передачи информации, интенсификация информационных процессов, возрастание их скорости. Следствием данного процесса стало формирование нового типа организации общества, его функционирования и управления. Иными стали массовое сознание и массовая культура - феномены, присущие любому государству на всех этапах его развития.

Присутствие медиакультуры обнаруживается практически во всех аспектах современной жизнедеятельности человека, определяя бытийную заданность существования последнего. В условиях доминирования медиакультуры преобразуется мир человеческих отношений, привнося специфические черты в сознание субъекта, что позволяет ставить проблему онтологических оснований медиакультуры, места человека в этой онтологии. Медиакультура по отношению к природе - квазиреальность, которой человек окружил себя, рукотворная действительность, обусловленная новыми техническими возможностями и эстетическим наполнением. Наличие вербального, визуального, аудиовизуального сообщения -доминирующее условие существования этой реальности. Медиакультура, в пространстве которой реализуется всякое сообщение, представляет собой лабиринт каналов коммуникации. Ме-диакультура входит как явление в сущностный ряд деятельностной системы самопознания и самореализации личности, обнаруживая изначальную взаимосвязь с такими категориями, как природа, деятельность, нравственность, культура. В условиях информационного общества значение медиакультуры усиливается, возрастает ее роль в жизни человека, поскольку медиакультура все более выступает в статусе культуры-универсума, в которой совершаются специфические качественные процессы, определяющие ее феноменологию. Медиакультура и упрощает высокую культуру, и создает условия существования для народной культуры, и раздвигает пространственно-временные горизонты популярной культуры, и актуализирует функциональную заданность культуры массовой.

Человек ежедневно взаимодействует с миром товаров, услуг, вещей во всей своей и их телесности. Философский подход к бытийной сущности вещи мы находим в сочинениях М. Хай-деггера. Вещный мир рассматривается философом как способ осуществления собственно человеческого бытия-в-мире, а изготовление вещей

понимается им как забота о мире, о его сбережении [2].

Сила слова успешно реализуется сейчас в сфере коммуникации. В качестве примера обратимся к сфере интегрированных маркетинговых коммуникаций. Маркетинговая, а значит, рекламная коммуникация не сводится только к коммерческому информированию о товарах и услугах, она допускает множество подходов, прочтений и интерпретаций - от рассмотрения рекламы в самом общем виде как неотъемлемой части современной культуры до анализа конкретных рекламных сообщений.

Так в каком же виде представлена здесь коммуникация?

Социально-философский анализ классических моделей информационных коммуникаций говорит о необходимости уточнения понятий «паб-лик рилейшнз» и «информационно-коммуникативные технологии». Технологичность связей с общественностью, их постоянная включенность в процессы социального управления и духовного производства дает повод рассматривать их как особую разновидность социальных технологий. В то же время необходимо учитывать, что паблик рилейшнз неизбежно будут использовать элементы всех моделей информационного воздействия, сложившихся в процессе эволюции социальных отношений. Технологии паблик рилейшнз - это прежде всего диалоговые модели, которые наиболее адекватно коррелируют с получившей в последнее время всеобщее признание системой социального партнерства в сфере социальных отношений. На практике, однако, видно, что однонаправленные и стимулирующие модели информационно-коммуникативных технологий, использующие средства и методы из пропагандистско-агитационного арсенала, востребованы (и будут востребованы) и в некоторых случаях достаточно эффективны (наряду с диалоговыми моделями). Можно говорить о сужении сферы их возможностей и о конкретных пропорциях использования этих технологий. Использование конкретных моделей информационных коммуникаций - это результат сложения действующих в обществе различных социальных сил.

Отсутствие устоявшихся структур гражданского общества, а также традиций социального контроля за действиями политических акторов в некоторых обществах может привести к тому, что эти технические новшества в информационно-коммуникативной сфере станут формой идеологического давления на общественность, а также средствами политического контроля за их деятельностью со стороны власти. Соответственно распространение современных информационно-коммуникативных технологий в странах с ог-

раниченной потребностью в информационном обмене может иметь результатом использование новых информационно-коммуникативных технологий в манипулятивных целях [3].

Благодаря симбиозу современных информационно-коммуникативных технологий и социальных технологий впервые в истории человечества возникает реальная возможность изменения традиционного соотношения таких предпосылок индивидуального бытия человека и формирования его как личности, как социальные отношения и информационный обмен. Создание симу-ляционной социально-институциональной практики ведет к тому, что социальные процессы становятся прогнозируемыми и программируемыми.

Коммуникация, осуществляемая при помощи новейших технологий, создает уникальные возможности построения диалога людей вне зависимости от их физического местонахождения. Однако информационно-коммуникативные технологии могут и затруднять коммуникацию. Искусственность, которая свойственна информационно-коммуникативным технологиям, способна изменить традиционную структуру опыта человека и человечества в целом. Таким образом, самосознание будет строиться по совершенно иным законам. Поэтому при наблюдаемой скорости развития коммуникационных технологий, а также манипулятивных аспектов действия информации необходимо точнее понять принципы коммуникативного диалога. Коммуникативное действие должно приводить к консенсусу, пониманию, снятию проблемы, а не порождать недопонимание, ведущее к неприятию, противодействию и открытой враждебности. Ответственность лежит на коммуникаторе, особенно если любое высказывание может быть моментально осознано представителями социума. Из этого следует, что деятельность индивида всё больше высвечивается, а значит, образ мира также усложняется. В этих многократно повторяющихся процессах ориентиром должен служить гуманизм [4].

Таким образом, можно утверждать, что пути развития информатизации общества будут сопряжены с конфликтами, но эти конфликты будут порождены не только техническими проблемами информатизации или коммуникации. Это прежде всего проблемы самого общества, для их решения необходимы усилия в социаль-

ной сфере. Таковые решения (вернемся к сказанному Питером Кемпом) возможны путем применения силы слова, то есть созидательной коммуникации. Примером решения межгосударственного конфликта на уровне коммуникационного действия может служить привлечение третьей стороны для возобновления визового режима между Грузией и Россией. Визы не выдавались с тех пор, как грузинский президент Михаил Саакашвили разорвал дипломатические отношения с Москвой в связи с признанием Россией независимости отколовшихся Абхазии и Южной Осетии.

В апреле 2009 г. секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии в России и секция интересов России при посольстве Швейцарии в Грузии приступили к работе. Они расположились в зданиях бывших посольств в Москве и Тбилиси. В столице России работают грузинские консульские служащие, а в столице Грузии - российские, но все они наделены иммунитетом как швейцарские дипломаты. Выдача грузинских виз россиянам началась немедленно после открытия секции интересов. Это пример разрешения конфликтной ситуации путем не экономическим, военным либо политическим, а коммуникативным, через привлечение третьей авторитетной и незаинтересованной стороны [5].

Активная коммуникация в сочетании со скоростью распространения данных высветит новые грани понимания и расшифровки событий действительности. В истории были эпохи высокой научной вовлеченности, высшей степени интеллектуального развития, но никогда еще знание не было настолько доступно широким массам населения. Поэтому развитие коммуникации может привести к философскому осмыслению существования каждым, что, в свою очередь, приведет к сплочению всего человечества.

Примечания

1. Балабанов И. Т. Электронная коммерция: учеб. пособие для вузов. СПб. [и др.]: Питер, 2001. С. 25.

2. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002. С. 95.

3. Почепцов Г. Г. Семиотика и реклама. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2002. С. 66.

4. Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 30.

5. Российское информационного агентство Новости. URL: http://rian.ru/world)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.