Научная статья на тему 'Коммуникативные аспекты профессиональной деятельности'

Коммуникативные аспекты профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
576
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PR / COMMUNICATION / INFORMATION / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдина С. А.

В современном мире язык и коммуникация являются объектом исследования самых разных наук. В статье уделяется внимание истории развития коммуникации, но акцент делается на изучение коммуникации в рамках связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE ASPECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Today language and communication are the objects of research in different sciences. The article discusses the history of communication, the stress is laid upon the study of communication within the frameworks of public relations.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные аспекты профессиональной деятельности»

УДК 81’276.5

ББК Ш100.3 ГСНТИ 16.21.27 КОД ВАК 10.02.19

Юдина С. А.

Екатеринбург, Россия

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В современном мире язык и коммуникация являются объектом исследования самых разных наук. В статье уделяется внимание истории развития коммуникации, но акцент делается на изучение коммуникации в рамках связей с общественностью.

Ключевые слова: коммуникация, информация, связи с общественностью, PR.

Yudina S.A.

Ekaterinburg, Russia

COMMUNICATIVE ASPECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Abstract. Today language and communication are the objects of research in different sciences. The article discusses the history of communication, the stress is laid upon the study of communication within the frameworks of public relations.

Key words: communication, information, public relations.

Язык во все времена был одним из самых актуальных объектов исследования. Еще античные философы наделяли так называемый Логос той силой, которая способна устанавливать мировой порядок. В пространстве каждой последующей культуры было сформировано свое особое понимание Логоса. Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром. Язык и коммуникация являются объектом исследования для самых разнообразных направлений. Семиология, структурный анализ, аналитическая философия, структурализм, постструктурализм, феноменология, герменевтика - этот далеко не полный перечень демонстрирует глубину интереса к данной теме.

В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации, то есть информационной связи в человеческом обществе. Система иерархической коммуникации, в которой главным компонентом был приказ, меняется на систему демо-

кратической коммуникации, основой которой является убеждение, диалогичность, опора на собственное решение. Перед обществом возникает задача прийти к определенному согласию между различными социальными группами, имеющими разный уровень информированности, с присущим только им поведением и характерными особенностями коммуникации.

Исторический возраст коммуникации равен истории человеческого общества. Речь - жесты и звуки в общении, рисунки на стенах древних пещер - вот свидетельства того, как тысячи лет назад люди уже имели определенный уровень коммуникации, позволявший им контактировать друг с другом, передавать и хранить информацию. Кроме того, история коммуникации - это еще и развитие ее технического обеспечения - путь от оставленных древними людьми знаков на стенах пещер и на земле, а затем на папирусе до все усложнявшихся способов передачи информации, как телеграф, радиосвязь, и наконец, глобальная связующая компьютерная сеть Интернет.

Итак, коммуникация - это универсальное явление, поскольку ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук, а границы коммуникативного поля сливаются с границами самого общества. В связи с этим неоспоримо значение коммуникации как необходимого и всеобщего условия жизнедеятельности человека.

Важно отметить, что успех коммуникации во многом зависит от того, в какой мере удалось выразить нужную информацию. Одной из самых характерных особенностей нашего века является его всеобщая информатизация, вызвавшая самые разные изменения во всех сферах социокультурной системы. Информационные процессы сегодня - исключительно важный регулятивный фактор, оказывающий влияние на все общественные отношения. И прежде всего в этих условиях изменению подвергается сама жизнь человека.

Интересным представляется изучение явления коммуникации в философском ключе в связи с ее общечеловеческим и историческим значением и рассмотрение сложившихся коммуникативных аспектов профессиональной деятельности современного человека на примере деятельности специалиста по связям с общественностью.

Профессия специалиста по связям с общественностью как раз и призвана незамедлительно реагировать на сменяющие друг друга с большой скоростью информационные потоки, а

также обрабатывать информацию и уметь подать ее общественности в наиболее правдивом, позитивном и беспристрастном виде. И, конечно, бесспорным остается тот факт, насколько важен философский и исторический опыт осмысления проблем коммуникации, передачи и хранения информации для людей, чьим призванием является коммуникация во всевозможных ее проявлениях в современном мире.

Мир человека - это прошлое, настоящее и будущее, утерянные и реальные возможности, это общение с предками, современниками и потомками. В поле зрения коммуникации находятся столь важные феномены человеческого бытия, как язык, речь, понимание, интерпретация, толкование, то есть как раз те феномены, которые устанавливают и в конечном итоге определяют характер человеческого присутствия в мире. Только через человеческое общение и реализуются общественные отношения, в них складывается историческое развитие человечества. Проблема человеческого общения всегда привлекала философов разных времен, и рассматривали они ее с позиций своего века.

До античного периода истории не существовало каких-либо рассуждений либо трудов по проблемам коммуникации, поскольку тогда она существовала как бессознательная составляющая жизни человека. В зарождающемся человеческом обществе коммуникация была лишь средством, а не целью.

На примере же античного времени можно уже говорить об имеющемся у народа отношении к общественному закону не как к слепой силе, продиктованной свыше, а как к демократической норме, принятой большинством в результате выявления ее гражданского совершенства в процессе всенародного обсуждения. Коммуникация и общение выступают здесь осознанными явлениями, изучавшимися философами и мыслителями, провозглашавшими простор риторики, искусства убеждения, аргументации. Следовательно, возрастал удельный вес слова, важна была сила довода, критицизма, умение владеть которыми были важны на государственном уровне.

Отчасти изучение проблем коммуникации в Средневековье было продолжением учения философов античного времени. Однако символом средневекового времени заслуженно считается строка из Нового Завета: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово здесь - орудие творения. Переданное человеку, оно выступало и универсальным орудием

постижения творения, средством реконструкции божественных творческих актов. Телеологизм Средневековья выражался в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей. Следовательно, познание могло осуществляться только под контролем церкви. Была сформирована жесткая цензура, все противоречившее религии подлежало запрету.

В дальнейших исследованиях исключительное значение имеет изучение человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания.

В течение прошлого века философия так или иначе обращалась к явлению коммуникации. Это связано с тем, что практика коммуникации является сложноорганизованной, и вместе с тем принципы и организация ее привели к революционным общественным изменениям.

Важнейшей проблемой для философского осмысления коммуникации стало обсуждение природы и предназначения коммуникации. По этому вопросу в ХХ веке философами выдвигались различные суждения.

Существует множество научных теорий и моделей коммуникации, то есть передачи информации от одного объекта к другому. Коммуникационные теории, которых достаточно много, изучаются специальной наукой, связанной с изучением человека и общества - коммуникалогией, работающей с множеством проблем в своей области.

И все же благодаря многообразию подходов к изучению коммуникации, проработанных философами и мыслителями ХХ века, возможно дать более или менее полное и общее определение понятия коммуникации.

Итак, в общем и целом коммуникация - это передача того или иного содержания от человека или группы лиц к другому при помощи знаков или других носителей информации. С явлением коммуникации очень тесно связано общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп. В ходе общения происходит обмен информацией, опытом, способностями, результатами деятельности. Важно то, что личность человека может сформироваться только в общении.

Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества - социальных групп и отдельных индивидов. Любое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее виды. Комму-

никация как явление изучается многими науками, но в данной работе имеет значение изучение коммуникации в рамках связей с общественностью - рассмотрение эффективности профессиональной коммуникации в целом и применительно к РР-специалисту в условиях глобализации коммуникации, то есть предельного расширения того пространства, в котором происходят различные виды общения.

Речь становится универсальным средством общения при условии включения ее в систему деятельности - профессиональной деятельности.

В сфере связей с общественностью принята двухступенчатая схема коммуникации, поскольку в ней коммуникатор и целевая аудитория связываются контекстом соответствующих им целевых ориентаций, взаимоотношений и общественной ситуации. Тем самым коммуникация выступает как обоюдный процесс обмена сигналами с целью информирования, инструктирования или убеждения.

Связи с общественностью - это, в первую очередь, коммуникативная дисциплина, направленная на организацию коммуникативного пространства в режиме, благоприятном для объекта РР. Это профессия ХХ1 века, которую в целом можно именовать словом «коммуникатор».

РР достаточно часто направлены на массовое сознание, поэтому для специалиста по связям с общественностью важным становится знание в этой области. Если воздействие на одного человека является более редкой задачей, то воздействие на те или иные целевые группы или массовое сознание в целом представляются достаточно частыми РР - задачами.

Связи с общественностью как косвенное воздействие усиливает себя и более четкой ориентацией на работу по всем каналам, в первую очередь, визуальному. С содержательной стороны, РР не забывает об опоре в определенной степени на иррациональные структуры типа стереотипов и мифов. Ориентированные коммуникации определяются как коммуникативные структуры, в сильной степени направленные на собеседника, учитывающие его принципиальные особенности, которые отличают его от других.

Коммуникация в сфере деятельности РР начинается с создания климата доверия. Люди должны в значительной степени доверять организации или тем, кто выступает в ее поддерж-

ку, уважать их как компетентные источники по тому или иному вопросу, о котором идет речь.

Содержание коммуникационных усилий должно соизмеряться с реальной ситуацией, соответствовать ей. Контекст ситуации должен предоставить людям возможность участия в событиях и реагирования на коммуникативные усилия.

Сообщение должно иметь значение для тех, кто его получает, совпадать с системой их ценностей. Люди преимущественно сосредоточиваются на той информации, которая обещает им наибольшее вознаграждение.

Сообщения следует подавать в простой форме. Слова и формулировки должны быть одинаково понятны и получающему сообщение, и отправляющему его. Сложные проблемы необходимо вкладывать в простые и ясные темы, лозунги и стереотипы.

Очень важно учитывать, что коммуникация - нескончаемый процесс. Она нуждается в повторениях, чтобы проникнуть к людям. Изложение должно быть последовательным. Нужно пользоваться теми существующими каналами коммуникации, к которым обращаются и которым доверяют люди. Создание новых каналов может быть сложным, длительным, дорогостоящим делом. Кроме того, многие каналы коммуникации ассоциируются у людей с разными системами ценностей.

Таким образом, в сфере РР необходимы такие коммуникативные приемы, которые обеспечат воздействие на массовое сознание. А тот или иной вид детализации делает в результате более эффективным процесс коммуникации.

В РР идет постоянный отбор приемов, которые, все более точно попадая в целевую аудиторию, не только не дают ей возможности уклониться от принятия сообщения, но и требуют выполнения заложенных в нем программ.

Как итог следует подчеркнуть, что специалист по связям с общественностью в качестве общественного коммуникатора реализуется в исследовательской, управленческой, конструкторской и технологической функциях. Как исследователь он вносит вклад в развитие коммуникалогии. Публичное выступление -один из наиболее распространённых вариантов речевых коммуникаций.

Что же касается коммуникационных связей, существующих в обществе, разделенном на различные сферы, они весьма сложны и многообразны. На них влияют классовые, гендерные,

возрастные, образовательные, этнические и другие факторы, которые важно учитывать в работе специалиста по связям с общественностью.

Итак, коммуникатор - это профессия будущего, статус которой будет постоянно возрастать при продвижении к информационной цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2003. 528 с.

Медиакультура новой России: мат-лы Междунар. науч. конф. - Екатеринбург - Москва : Академический проект, 2007. Т. 2. 512 с.

Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. -М.: Академия, 2004. 432 с.

Михайлов В.А. Особенности развития информационнокоммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации. 2004. С. 34-52.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2002. 352 с.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 2003. 320 с.

Философия. Логика. Язык / под ред. Д.П. Горского, В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1987. 336 с.

© Юдина С.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.