Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Ван Ш. — Современная китайская живопись на военную тематику: «новый реализм» и верность традициям // Человек и культура. - 2022. - № 4. DOI: 10.25136/2409-8744.2022.4.38497 EDN: IWRFOQ URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38497
Современная китайская живопись на военную тематику: «новый реализм» и верность традициям
Ван Шуе
аспирант, кафедра искусствоведения и педагогики искусства, Российский государственный
педагогический университет им. АИ. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мзйки, 48, каб. 51 И [email protected]
Статья из рубрики "Культурное наследие, традиции и инновации"
DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38497
EDN:
IWRFOQ
Дата направления статьи в редакцию:
23-07-2022
Аннотация: В современном искусстве Китая особая роль принадлежит живописи на военную тему. Ее становление началось в связи с необходимостью вести визуальную летопись революционной борьбы за Новый Китай, утверждения его статуса в глазах народа. Изначально в качестве главного художественного метода был выбран реализм. К рубежу XX и XXI веков в результате воздействия тенденций современного искусства возник «новый реализм». Предметом исследования настоящей статьи является живописное творчество современных китайских художников, посвящающих свои картины военным сюжетам и темам. Особое внимание уделяет искусствоведческому анализу формальной и содержательной стороны живописных произведений конца ХХ - начала XXI вв. Основным выводом исследования является установление того факта, что под влиянием так называемого «нового реализма» китайская живопись, связанная с образами войны, армии, флота, изменилась в сторону актуальных эпохе образов, а также методов и приемов построения изображений. Однако в то же время нельзя не отметить, что по-прежнему сохраняется связь с традициями, что позволяет охарактеризовать процесс эволюции китайской школы батальной живописи. Новизной статьи является введение в научный оборот российского искусствоведения серии картин китайских мастеров, посвященных военным темам. В целом, батальный жанр в китайской живописи связывается в работе со становлением Китайской Народной Республики и
рассматривается в политическом и социокультурном контексте.
Ключевые слова: военная тема, баталистика, современное искусство, неореализм, живопись, реалистическое искусство, Китай, традиции, новаторство, выставка
Живопись Нового Китая начала XXI века тесно связана с идеологическо-воспитательными задачами, поставленными государственной властью, и продолжает те традиции, которые были заложены еще во второй половине предыдущего столетия. Тогда под влиянием советской художественной школы китайские деятели искусств сформировали реалистическое ядро масляной живописи, а также направленность на создание ее силами общей картины становления страны, ее побед на ниве народного хозяйства и в сфере боевых действий. Правда, страницы военной истории для китайцев очень трагичны и болезненны, особенно в отношении сравнительно недавнего периода борьбы с японскими захватчиками, когда погибло около 35 миллионов. При этом китайские живописцы за последние 70 лет создали большое количество полотен на военно-историческую тематику и заложили основы для собственной школы батальной живописи. Они также научились отражать и дух описываемой эпохи, ее эстетику с характерным для нее духом и темпераментом героев.
В настоящее время уже в рамках так называемого «нового реализма» современные китайские авторы открывают новую главу китайского батального искусства. Под «новым реализмом» в современном китайском искусствознании понимается такой способ создания изображений, который передает объекты творчества правдиво и позволяет воссоздавать чувство времени [1, Сш 13]. Направление возникло как оппозиция движению модернизма в западном стиле 1980-1990-х годов, и продолжает традиции старой школы, но уже в соответствии с реалиями новой эпохи. Художники, тем самым, получили возможность экспериментировать с изобразительным языком реалистического искусства в различных жанрах и темах. Как таковой батальный жанр в китайской живописи, его становление и развитие в XX веке, а также отчасти обзор современной ситуации рассматривалась в ряде статей и диссертационных работах китайских авторов. Среди
русскоязычных источников следует упомянуть работы Яна Юнгана ^^ Ван Мяо Ван Шуе которые фокусируются вокруг обзоров творческих поисков китайских баталистов второй половины XX столетия. При этом исследованием особенностей проявления неореалистических тенденций в современной баталистики Китая, да еще и в сравнении с традициями прошлого, на данный момент не занимались ни китайские, ни российские ученые. Это определяет не только актуальность, но и новизну настоящей работы.
Объектом внимания автора исследования стали те особенности, которыми отличается современная батальная живопись Китая от работ предшественников, а также те черты, которые их связывают, давая возможность говорить о формировании национальной школы батальной живописи со своими традициями и этапами развития. Таким образом, целью работы является исследование наиболее известных картин китайских художников начала XXI века, написанных на военно-историческую тематику, с точки зрения выявления их содержательной и художественной специфики ив сравнении с творчеством их предшественников.
Естественно, что обращение к современности в рамках установок данного исследования требует экскурса в прошлое китайской баталистики, а точнее период после возникновения Нового Китая. Данное событие способствовало значительным переменам в художественных кругах. Художники того времени, лояльные к новой власти, искренне
радовались ее победе и желали найти образы и средства, чтобы фиксировать происходящие события. Более того, многие из них не понаслышке знали, что такое
война, участвовали в революционной борьбе [5, Сш 45]. Это поколение авторов, получив возможность вернуться к мирному труду и творчеству, передавало свои впечатления от увиденного в реальности на холсты, тем самым, открывая новую эру в создании искусства на военную тематику в Китае.
Рис. 1. Луо Гунлю. Туннельная война. 1951. Холст, масло. 140x170 см. Собрание Военного музея Китайской народной революции. Источник изображения: Сеть каллиграфии и живописи ( ЯА^ШЯ): http://www.cnzihua.cn/shuhuazatan/24653.html
По-настоящему эпохальным событием в истории китайской баталистики стала художественная выставка, посвященная 30-летию основания Народно-освободительной армии Китая, которая состоялась в 1957 году. Именно в ее стенах впервые широкой аудитории были представлены работы, по сути, первых китайских баталистов. Речь идет о картинах «Снятие кандалов» Ху Ичуаня, «Туннельная война» Ло Гунлю, «Цзинганшаньская встреча» Ван Шикуо, «Наньчанское восстание» Мо Пу, «Накануне решающей битвы» Гао Хуна и «Красная армия» Ай Чжунсиня, «Переход через снежную гору» Дун Сивэня, «Красная Армия не боится» и «Прощание» Цзинь Шанъи. Там же были представлены менее масштабные живописные работы, которые включали «Вынужденный переход через реку Даду» Фу Баоши, «Восемь женщин, бросающих реку» Ван Шэнли и т.д., а также гравюры, как, например, «Лю Чжидань и Красная гвардия» Гу Юаня, «Переход Красной Армии через луга» Гуань Фушэна и т.д. Помимо прочего там же находились и скульптуры, которые духом своим соответствовали живописи и графике. Отметим скульптурные композиции «Лю Хулань» Ван Чаовэня, «Тяжелые времена» Пань Хэ и его же рельеф «Народные герои». Около 300 произведений, созданный в течение года авторами, неизменно воплощали в себе духовные искания китайских художников и эстетические особенности той эпохи. В них также утверждался реалистический метод, который был связан, как и с политикой партии и внедрением советской системы подготовки художников, так и с глубоким пониманием авторов сути и атмосферы тех событий и желанием их передавать максимально простым художественным языком, понятным китайскому народу (рис. 1).
«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» — лозунг лидера Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун, который способствовал развитию различных жанров и в области изобразительного искусства, одним из которых и балы живопись на военную тему. Так, в начале 1960-х годов в китайской баталистики возникло уникальное явление, которая связано с поддержкой и популяризацией творческой деятельности представителей Народно-освободительной армии страны. Для
этого специально была проведена серия крупных художественных выставок, которые демонстрировали достижения и вклад военного искусства в создание Нового Китая, то есть подчеркивалась созидающая функция вооруженных сил. Главный в то время редактор газеты «Жэньминь жибао» Дэн Туо восторженно писал в статье «Возрождение новой жизни в художественном творчестве» следующее: «Посмотрите на работы наших прекрасных героев и воинов. Они вдохновляют нас большой жизненной силой и
бесконечно удивляют» Сш 21]. К числу таких авторов относятся Лан Чжуохун, Чжао Юйсянь, Чжоу Юнцзя, Ран Маокуй. Они писали работы, посвященные жизни солдат, их службе, отдыху, часто выбирая достаточно прозаические моменты, старались подчеркнуть пользу армии для людей в мирное время. Именно с этой целью коллективом живописцев писалось знаменитое полотно «Спасите рыбаков», «Инженерный поезд» Чжан Вэньсиня, «Письмо с Родины» Хэ Кондэ и одноименная работа Хуан Чжоу, «Фестиваль веселых брызг воды» Чэн Шифа. Названные работы, как и многие другие, выставлявшиеся на выставках, отличались эффектным содержанием, динамикой и яркостью, мощными контрастами, отражая оптимистические позитивные устремления художников того времени к мирной жизни.
Рис. 2. Шэнь Яойи . Революционный идеал выше неба. 1975-1976. Холст, масло. 95x260 см. Частная коллекция. Источник изображения: Интернет-портал «SINA»: http://collection.sina.com.cn/pmzx/20120516/173768007.shtml
В 1970-е годы китайская живопись на военные темы вновь начала меняться, что было связано с завершением периода «культурной революции», когда в художественной жизни, как и в других сферах, только стали проникать ростки свободы. В 1972 году состоялась «Национальная выставка произведений искусства, посвященная 30-летию выступления председателя Мао на Яньаньском симпозиуме по литературе и искусству». Тогда среди других жанров сильно выделялись картина маслом «Бронзовая стена и железная стена» Цинь Вэньмэя, «Встреча гутян» Хэ Конгдэ, «Я — Хайянь» Пань Цзяцзюня, «Весенний фестиваль Яньань» Янсун и т.д. Отличало названные произведения от работ художников предшествующего периода экспрессия, которая читалась не только в композиции, но и выборе цвета, наложении мазков. Кроме того, по заказу государства в то время стали писаться монументальные полотна с участием целых коллективов художников. Например, живописец Цинь Вэньмэй, Янь Сун, Цай Ляном и Лю Вэньси составляли основную творческую группу, занимавшуюся батальным жанром в провинции Шэньси. Их кисти принадлежат такие грандиозные полотна, которые спонсировало военное руководство, как «Завоевание Цзиньчжоу» или «Хуайхайская война». При этом характер подобных произведений требовал нечто большего, чем бесхитростное изображение ярких моментов увиденных боев или армии в мирной жизни. Поэтому живописцы в то время стали обращаться к приему сценического моделирования,
и с та ли боле е по ста но в о ч ными. Н а приме р, в «Я стою на страже Великой Родины» Шэнь методы академического Например, выделяют их с передний план (рис. 2).
картине «Ода Желтой реке» Чэнь Ифэя и в Ц з я в эя боле е с ме ло на ч ина ют приме ня ть образы главных героев. специально «выдвигают» на
искусства, чтобы подчеркнуть помощью яркого цвета и света,
На выставке, организованной в 1977 году в честь празднования 50-летия образования Армии, старое поколение китайских художников на примере батального жанра показало то, что искусство не стоит на месте, а в рамках прежней традиции военно-исторической живописи изменяется и обогащается. Например, акцент уже делался на эмоциональном выражении, чем просто изложении истории. Картина «Нанниван» Цзинь Чжилиня, «Переход через реку Ялу» Чжэн Хунлю, «Революционный идеал выше неба» Шэнь Яои, «Великий мастер» Ли Баолиня и Чжоу Шункайя, «Тайхан Хаоци, проходящий сквозь века» Ян Личжоу и Ван Инчуня, «Церемония закладки фундамента» и «Празднование Великой победы Чжилуо» Лю Вэньси, а также «Занятие Президентского дворца» Чэнь Ифэя и Вэй Цзиншаня вывели выражение и изложение военной тематики на новый
уровень, что было важно в наступающую эпоху перемен в китайском искусстве [7, Сш 37].
С наступление периода «реформ и открытости» художники-баталисты по-прежнему продолжали реалистические традиции, но обращались к творческим экспериментам. Например, живописная работа Ван Цзяньвэя под названием «Дорогая мама» и другие похожие произведения демонстрировали введение новых творческих методов и синтез жанров, что значительно обогащало набор выразительных средств таких работ. При этом незыблемыми оставались прежняя военная эстетика и духовные качества. Именно таким был художественный материал, представленный на выставках 1970-х годов, а именно художественной выставке «Родина в моем сердце», выставке «Восхваление боевого духа во время наводнения» и др. По итогам этих проектов в художественном мире Китая все чаще стали говорить о формировании национальной школы баталистики. Исследователи отмечали, что для нее в тот период характерно чувство ответственности за то, как показывается военная история страны, а также творческий энтузиазм и
гуманистическую направленность [6, Сш 21]. Эти черты демонстрировали такие работы, как «Патрулирование набережной» Шао Ячуаня, «В дороге» Шан Дина, «Вторая эскадрилья» Син Цзюньциня, «Солдаты» Цинь Вэньцина, китайские картины включают «Ногу на земле Родины» Чжан Даосина.
В начале XXI века живописные произведения на военную тематику по-прежнему играют активную роль в китайском искусстве, «расширяя возможности китайского стиля и
формируя имидж страны» [8, Сш 126"1. Популярность батальной живописи объясняется еще и тем, что система художественного образования страны выработала эффективный механизм академической подготовки кадров для работы в этом сложном жанре. Преподаватели в китайских колледжах и вузах сейчас одинаково ориентируют своих учеников на индивидуальное исполнение и гуманистическом содержании, а также на построении образа эпохи и эстетических характеристик художественного творчества, в
том числе на военную тематику Кроме того, баталистам китайская армия предоставляет мастерские и дает крупные заказы, постоянно организует выставочные проекты и фестивали.
Рис. 3. Чэнь Цзянь. Нанкин, 9 сентября 1945 года нашей эры в 9:00. 1987-2003. Холст, масло. 220x600 см. Нанкинский музей гражданской войны-сопротивления японской агрессии. Источник изображения: Интернет-энциклопедия «Baidu»: https://baike.baidu.com/item/%E5%85%AC%E5%85%83%E4%B8%80%E5%8D%83%E4%B9'
Хорошей традицией в Китае стала проводимая каждые пять лет выставка военного искусства. Помимо нее регулярно устраивается проект «Сердце Вэньчуаня — Специальная выставка произведений национального искусства», который предоставляет платформу для показа художественных произведений на военную тему и способствует обмену опытом между авторами. Так, известными стали живописные полотна «Эпоха Запада» Ло Гэньсина, «Нанкин, 9 сентября 1945 года нашей эры в 9:00» Чэнь Цзяня, «Одна девять четыре девятых» Бай Чжанвана, «Анти-японская союзная групповая живопись — «Выживание» и «Коммандос снежного волка» Мяо Цзайсиня и т.д. Эти работы отличает самостоятельность в поиске художественных решений и позитивный настрой, а также синтез истории и реальности, традиции и современности (рис. 3). В этом гуманистическом ключе выражается вся сущность современного китайского
искусства [10, С- 12].
Рис. 4. Цуй Гуанву. Воспоминания, которые не может стереть время. 2000-е гг. Холст, масло. 120x90 см. Частное собрание (Китай). Источник изображения: Китайский информационный Интернет-центр «Art China»: http://art.china.cn/huodong/2007-
06/06/content_1606443_4.htm
Необычным решением для живописи такого рода является серия работ Цуй Гуанву, которая представляет собой натюрморты на военную тему. Они производят на людей сильное впечатление. За счет сочетание предметов — атрибутов солдатской жизни (палаши, копья, радиостанции, фонари, рожки, секретные сумки и т.д.), ярких красок
художник создает образы, напоминающие о войне и военных. Это своеобразные «портреты без лица». Автор уделяет больше внимания внутренней связи между предметами. Он превращает изображения обычных предметов в вещи, имеющие характер культурных реликвий. Но для него это не память о мертвых, а знаки, напоминающие о жизни людей. Поэтому мастера ведет свой рассказ спокойно и величаво, крупными мазками намечая формы предметов [11, Сш 72].
В 2013 году состоялся 18-й Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая под руководством товарища Си Цзиньпина, на котором прозвучали важные мысли, касающиеся художественной работы, в том числе баталистов. С трибун съезда художников призвали интегрироваться в поток времени, наполнять свои работы идеалами, верованиями, чувством ответственности и героическими чувствами. Батальный жанр должен укреплять и поддерживать китайскую армию и флот как основные
национально-исторические темы [12, Сш 59]. Вслед за этим посылом китайские художники стали создавать работы, которые показывают, как казармы, так и оборонительные рубежи, подготовку к сражениям современных солдат. Баталист в Новом Китае начала XXI века преимущественно пишет то, что происходит здесь и сейчас, причем подчеркивая дух нашей эпохи. Если же он изображает прошлое, то старается соотнести образы с современностью. Излюбленным мотивом стало изображение широких масс бойцов, их воинственности, а к числу художественных методов стали подключаться те, что заимствованы из сферы дизайна и цифровой коммуникации. В этом и сказывается воплощение «нового реализма» в китайской баталистике [13, Сш 55]. К числу наиболее характерных работ стоит отнести «Завтрак в глубинах океана» Чжоу Вуфа и «Палящее солнце» Чжан Шу. В них отражены твердые идеалы и убеждения, крепкая боевая воля современных воинов, передана яркая атмосфера военного мира (рис. 5).
Рис. 5. Ли Ляньчжи. Времена Фэн. Подготовка. Холст, масло. 2010-е гг. 120x160 см. Частная коллекция (Китай). Источник изображения: Информационное агентство Народной политической консультативной конференции в Пекине: http ://w ww.rmzxb. com. cn/c/2019-01-14/2263058.shtml
Во второй половине 2010-х годов в стране при поддержке государства стали реализовываться крупные проекты, связанные с развитием отдельных тем и жанров в искусстве. К числу наиболее важных для баталистики следует отнести «Художественный проект о китайской цивилизации и истории», «К 80-летию Победы Великого похода Красной Армии» и «Самые красивые китаянки — масштабная художественная выставка, приуроченная к 19-му Всекитайскому конгрессу». В рамках указанных проектов были презентованы ставшие знаменитыми картины «Сражающиеся солдаты переходят реку
Чишуй» коллектива мастеров, в которые входил Шао Ячуань, Сунь Сянъян и Чен Шудун, «Великий мастер» Конг Пина, «Пионер сильной армии в погоне за мечтой — Чжан Чао» Сунь Хао и др. Эти работы объединяет дух «нового реализма»: они исследуют реальность, но при этом стремятся новаторски передать тему, больше внимания уделяя контексту происходящий событий, передачи эстетики изображаемой эпохи. Отметим, также такую тенденцию, как интерактивность. Если ранее зритель наблюдал за происходящим со стороны, то сейчас художник словно вовлекает его в действие, обращая к нему своих героев, создавая «эффект присутствия» (рис. 6).
Рис. 6. Сунь Хао. Пионер сильной армии в погоне за мечтой — Чжан Чао. Холст, масло.
300x800 см. Частная коллекция (Китай). Источник изображения: Сайт китайской ассоциации художников ( ): https://china.huanqiu.com/article/9CaKrnK5vro
В заключение отметим, что батальный жанр в китайской живописи связан со становлением Нового Китая и долгое время воплощал образы, связанные с освободительной войной китайского народа. Первые баталисты и были участниками изображаемых ими событий, поэтому выбор реалистического метода передачи событий стал закономерным. Вслед за ними авторы 1960-х годов при помощи государства активно создавали монументальные полотна, оттачивая приемы реалистической живописи. Они же нередко обращались к академическим методам построения масштабных композиций и визуальной идентификации главного героя. В 1970-х года художники стремились подчеркнуть вклад армии и флота в мирную жизнь китайцев. Они утверждали позитивные гуманистические образы солдат и их действий, стремясь показать их в позитивном ключе. На рубеже веков в арсенале баталистов стали появляться новые изобразительные приемы, и идеалы. Военная тема в живописи теперь ориентирована на показ массовых сцен с участием солдат, призвана подчеркнуть боеготовность армии и флота. Батальная живопись Нового Китая в настоящее время стремится воспроизвести атмосферу, что и рождает новое искусство, но она сохраняет прежний ориентир на положительное социальное влияние.
Библиография
1. Юань Фань. Исследование реалистической живописи в китайских реалиях // Исследования художественного образования, 2017. № 3. С. 13-15.
2. Юнган Я. Особенности воплощения военной темы в китайской и белорусской живописи 1950-1970-х годов // Искусство и культура, 2022. Т. 45. № 1. - С. 41-46.
3. Ван М. Эволюция художественных средств в китайской живописи на военную тему (вторая половина XX в.) // Культура. Наука. Творчество, 2018. - С. 128-131.
4. Шуе В. Военная тема в картинах китайских художников второй половины XX века. Проблема поиска художественного языка // Искусство и диалог культур. Сборник научных трудов XII Международной межвузовской научно-практической
конференции. Под редакцией С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. 2018. - СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Книжный дом», 2018. - С. 89-94.
5. Тун Тун. Краткое обсуждение художественных характеристик китайских масляных картин на военно-историческую тематику. Яньтай: Лудунский университет, 2012. 123 с.
6. Цзинь Э. Искусство на военную тематику: от разнообразия к единству // Художественный обзор, 2007. № 8. С. 20-21.
7. Чжан Яньни. Языковая трансформация и требования времени в создании живописи на военную тематику // Вестник Академии художеств Народно-освободительной армии, 2012. № 4. С. 35-37.
8. Ли Гуандэ. Новый контекст современной масляной живописи на военную тематику // Художественные споры, 2009. № 6. С. 126-128.
9. Чжан Яньни. Трансформация языка и требования времени в живописи на военную тематику. Пекин: Центральная академия художеств, 2012. 102 с.
10. Лу Цяньбо. Гуманистические идеи в живописи на военную тематику. Пекин: Центральная академия изящных искусств, 2012. 127 с.
11. Цзюнь Янь. Правда и истинные чувства: интерпретация военных сюжетов в натюрмортах Цуй Гуану // Мир военной культуры, 2007. № 6. С. 71-73.
12. Лю Хун. Новое время и пространство искусства на военные темы в современном контексте // Искусство, 2018. № 3. С. 58-61.
13. Мяо Цзинцзин. Краткий анализ применения смешанной техники при создании китайских картин на военную тематику // Модные цвета, 2019. № 11. С. 54-57.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Современная китайская живопись на военную тематику: «новый реализм» и верность традициям», в которой проведено исследование зарождения, развития и современного состояния батального жанра искусства Китая.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что живопись Нового Китая начала XXI века тесно связана с идеологическими и воспитательными задачами, поставленными государственной властью, и продолжает те традиции, которые были заложены еще во второй половине предыдущего столетия. Изначально китайские деятели искусств сформировали реалистическое ядро масляной живописи, а также направленность на создание ее силами общей картины становления страны, ее побед на ниве народного хозяйства и в сфере боевых действий под влиянием советской художественной школы. Однако, как отмечает автор, китайские живописцы за последние 70 лет создали большое количество полотен на военно-историческую тематику и заложили основы для собственной школы батальной живописи. Они также научились отражать и дух описываемой эпохи, ее эстетику с характерным для нее духом и темпераментом героев. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения специфики неореалистических тенденций в современной баталистике Китая. Научная новизна исследования состоит в проведенном сравнительном анализе произведений китайской батальной живописи разных исторических периодов.
Цель данного исследования заключается в исследовании наиболее известных картин китайских художников начала XXI века, написанных на военно-историческую тематику, с точки зрения выявления их содержательной и художественной специфики и в сравнении с творчеством их предшественников. Объектом исследования автор определяет особенности, которыми отличается современная батальная живопись Китая от работ предшественников, а также те черты, которые их связывают, давая возможность говорить о формировании национальной школы батальной живописи со своими традициями и этапами развития. Теоретической основой являются труды таких китайских искусствоведов как Юань Фань, Ван М., Цзинь Э., Лю Хун и др. Методологической базой исследования явился комплексный подход, включающий социокультурный, исторический и компаративный анализ. Эмпирическую базу составили произведения китайского искусства, посвященные военной тематике (художники Цуй Гуанву, Чэнь Цзянь, Шэнь Яойи, Луо Гунлю и др.).
Характеризуя стиль китайской военной живописи начала XXI века, автор относит произведения к направлению «новый реализм». В статье автор уделяет вниманию раскрытию сущности данного направления в искусстве, определяя его как способ создания изображений, который передает объекты творчества правдиво и позволяет воссоздавать чувство времени. Направление возникло как оппозиция движению модернизма в западном стиле 1980-90-х годов, и продолжает традиции старой школы, но уже в соответствии с реалиями новой эпохи.
Значительное внимание в своем исследовании автор уделяет историческому анализу развития батальной живописи в Китае. Согласно автору, современная батальная живопись появляется одновременно с возникновением Нового Китая в 1950-х годах ХХ века. В произведениях той эпохи утверждался реалистический метод, который был связан, как и с политикой партии и внедрением советской системы подготовки художников, так и с глубоким пониманием авторов сути и атмосферы тех событий и желанием их передавать максимально простым художественным языком, понятным китайскому народу. Следующий период развития - 1970-е года ХХ века определен завершением культурной революции, наступлением периода «реформ и открытости», художники-баталисты по-прежнему продолжали реалистические традиции, но обращались к творческим экспериментам. Согласно мнению автора, неизменными оставались прежняя военная эстетика и духовные качества. На современном этапе, как отмечает автор, живописные произведения на военную тематику по-прежнему играют активную роль в китайском искусстве, расширяя возможности китайского стиля и формируя имидж страны. Популярность батальной живописи он объясняет тем, что система художественного образования страны выработала эффективный механизм академической подготовки кадров для работы в этом сложном жанре. Преподаватели в китайских колледжах и вузах сейчас ориентируют своих учеников на индивидуальное исполнение и гуманистическое содержание, а также на построение образа эпохи и эстетические характеристики художественного творчества, в том числе на военную тематику. Кроме того, баталистам китайская армия предоставляет мастерские и дает крупные заказы, постоянно организует выставочные проекты и фестивали. Автор подчеркивает заинтересованность правительства страны в развитии батальной живописи как элемента идеологического и патриотического воспитания, отмечая поддержку государства при реализации крупных художественных проектов и выставок: «Художественный проект о китайской цивилизации и истории», «К 80-летию Победы Великого похода Красной Армии» и «Самые красивые китаянки».
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для
современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение важности искусства как элемента социализации и воспитания личности и гражданина представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшей проработки.
Следует заметить, автор достиг поставленной цели. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Библиографический список исследования состоит из 13 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.