Научная статья на тему 'Современная китайская кинофантастика: от подростковых космических рейнджеров к взрослым научным и социальным проблемам'

Современная китайская кинофантастика: от подростковых космических рейнджеров к взрослым научным и социальным проблемам Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
19
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная фантастика / кинофантастика / НФ литература / утопия / антиутопия / Лю Цысинь / Китай / КНР / кинематограф / социальные проблемы / science fiction / fiction / film / sci-fi literature / utopia / dystopia / Liu Сixin / China / People’s Republic of China / cinema / social problems

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Исаев Александр Сергеевич

За последние 2-3 года китайская кинофантастика совершила мощный рывок и стала успешно конкурировать с голливудскими фантастическими кинолентами. В Поднебесной кинофантастика в течение длительного времени считалась подростковым жанром, поэтому кинопроизводители, ориентируясь преимущественно на детскую аудиторию, снимали многочисленные телесериалы о космических рейнджерах, которые борются с космическими монстрами. Другим традиционно популярным жанром стала фэнтези сказочная фантастика о великих воинах, которые противостоят злым колдунам и темным силам. Сегодня отношение к фантастике в корне изменилось, и прежде всего к самой сложной разновидности жанра, к научной фантастике. Появились киноленты, в которых, сохраняя присущую жанру НФ зрелищность, добавляют к контенту такого кино проблемность и порой острую социальную направленность и актуальность. Китайский кинематограф повзрослел, отточил мастерство и получил великолепную литературную базу романы и повести писателя Лю Цысиня, которые показали, что китайская фантастика вполне сформировалась и научилась искать ответы на общечеловеческие вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Chinese Fiction Movie: from Teenagers Space Rangers to the Scientific and Social Problems of the Grown Ups

Over the past 2-3 years, Chinese fiction movie industry has made a powerful leap forward and began to compete quite successfully with Hollywood fiction films. For decades science fiction movies were seen as a teen genre In China, so filmmakers were targeting children's audience and produced numerous TV series about space rangers fighting monsters. Fantasy also became a traditionally popular genre, with fairytales about great warriors who oppose evil sorcerers and dark forces. Today, the attitude towards fiction movies has radically changed, which is particularly evident in science fiction, that constitutes the most complex type in the genre. New movies are visually spectacular as in earlier Sci-Fi, but often address serious social issues, raise complex social problems. Chinese cinema has become more mature and has an excellent literary base now. The novels and stories of Liu Сixin, a prominent Chinese science fiction writer, show that this genre is fully formed and able to seek answers to universal philosophical questions.

Текст научной работы на тему «Современная китайская кинофантастика: от подростковых космических рейнджеров к взрослым научным и социальным проблемам»

DOI: 10.48647/PCOST.2021.74.63.005

A.C. Исаев

СОВРЕМЕННАЯ КИТАЙСКАЯ КИНОФАНТАСТИКА: ОТ ПОДРОСТКОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ РЕЙНДЖЕРОВ К ВЗРОСЛЫМ НАУЧНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ

Аннотация. За последние 2-3 года китайская кинофантастика совершила мощный рывок и стала успешно конкурировать с голливудскими фантастическими кинолентами. В Поднебесной кинофантастика в течение длительного времени считалась подростковым жанром, поэтому кинопроизводители, ориентируясь преимущественно на детскую аудиторию, снимали многочисленные телесериалы о космических рейнджерах, которые борются с космическими монстрами. Другим традиционно популярным жанром стала фэнтези - сказочная фантастика о великих воинах, которые противостоят злым колдунам и темным силам. Сегодня отношение к фантастике в корне изменилось, и прежде всего - к самой сложной разновидности жанра, к научной фантастике. Появились киноленты, в которых, сохраняя присущую жанру НФ зрелищность, добавляют к контенту такого кино проблемность и порой острую социальную направленность и актуальность. Китайский кинематограф повзрослел, отточил мастерство и получил великолепную литературную базу - романы и повести писателя Лю Цысиня, которые показали, что китайская фантастика вполне сформировалась и научилась искать ответы на общечеловеческие вопросы.

Ключевые слова: научная фантастика, кинофантастика, НФ литература, утопия, антиутопия, Лю Цысинь, Китай, КНР, кинематограф, социальные проблемы.

Автор: ИСАЕВ Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт Дальнего Востока РАН, (Нахимовский пр., 32, Москва, 117997). ORCID identifier is 0000-0002-7187-1757;

E-mail: [email protected]

Alexander S. Isaev

Modern Chinese Fiction Movie: from Teenager Space Rangers to Adult Scientific and Social Problems

Abstract. Over the past 2-3 years, Chinese fiction movie industry has made a powerful leap forward and began to compete quite successfully with Hollywood fiction films. For decades science fiction movies were seen as a teen genre In China, so filmmakers were targeting children's audience and produced numerous TV series about space rangers fighting monsters. Fantasy also became a traditionally popular genre, with fairytales about great warriors who oppose evil sorcerers and dark forces. Today, the attitude towards fiction movies has radically changed, which is particularly evident in science fiction, that constitutes the most complex type in the genre. New movies are visually spectacular as in earlier Sci-Fi, but often address serious social issues, raise complex social problems. Chinese cinema has become more mature and has an excellent literary base now. The novels and stories of Liu Cixin, a prominent Chinese science fiction writer, show that this genre is fully formed and able to seek answers to universal philosophical questions.

Keywords: science fiction, fiction, film, sci-fi literature, utopia, dystopia, Liu Cixin, China, People's Republic ofChina, cinema, social problems.

Author: Alexander S. ISAEV, Candidate of Sciences (History), Leading Research Associate, Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences (32, Nakhimovsky Av., Moscow, 117997). ORCID identifier is 00000002-7187-1757; E-mail: [email protected]

Научная фантастика из Поднебесной завоевывает популярность

В фантастике не существует структурных, пространственно-временных или стилистических канонов, что создает новое измерение для свободы творчества, моделирования сложных и нестандартных общественных конструкций, что, собственно, и привлекает думающую молодежь. Но высокий уровень метафоричности, научность и очевидная творческая свобода объективно вовлекают научную фантастику в процесс объяснения существующей реальности и ее коррекции.

В 2019 г. на экраны вышел фантастический блокбастер «Блуждающая Земля», или «Странствующая Земля» (Люлан Дицю Ш'ЖЙЛ). Картина оказалась коммерчески выгодной и заслуженно вошла в двадцатку самых прибыльных кинолент мира. Успех ей принесли качественная

основа сценария (фильм снят по популярной повести Лю Цысиня), масштабная работа операторов и специалистов по графике (в Китае лента вышла в формате 1МАХ ЗБ) и невероятные космические пейзажи. По сюжету книги и фильма, в недалеком будущем Солнце после ряда катастроф грозит взорваться и уничтожить нашу планету. Объединенное человечество решает претворить в жизнь план по оснащению Земли двигателями, способными отвести планету на безопасное расстояние. И это удается, но на пути встает Юпитер, поймавший Землю в свою гравитационную ловушку. Вырваться из нее помогает слаженная и дружная работа китайского и российского астронавтов.

Киноленту отличают увлекательный сюжет и великолепные спецэффекты. Она привлекла внимание миллионов кинозрителей, которые теперь с нетерпением ждут выхода на экраны мира научно-фантастического цикла, который снимается китайскими кинематографистами по романам Лю Цысиня «Задача трех тел», «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти». В них поднимаются острые социальные, философские и научные проблемы современности.

Китайская кинофантастика, все чаще и увереннее обращаясь к темам, которые вызывают споры ученых и писателей-фантастов, не только развлекает, но нередко и предостерегает, и в этом смысле китайские фантасты не столько описывают светлое будущее, сколько предупреждают, что новые технологии могут не только обеспечить благополучие в будущем, но и разрушить это будущее.

Будущее формируется сегодня

В 2019 г. на киноэкраны вышла фантастическая кинодрама молодого режиссера Жэнь Вэня «Последний рассвет» (Цзуйхоу дэ жичу ВЖ), в которой рассказывается история внезапного заката человеческой цивилизации из-за хищнической эксплуатации энергетических ресурсов. Действие происходит в недалеком будущем, когда человечество овладело технологией аккумулирования и использования солнечной энергии. Из-за ее безудержного поглощения «во благо человечества» солнце стало разрушаться, погасло, и Земля погрузилась во мрак вечной ночи. Создатели ленты не стали превращать фильм в кошмарную кинокартину о насилии в борьбе на выживание, не захотели демонстрировать ужасы деградации обезумевшего человечества. Киноистория получилась очень спокойной, почти камерной. Герои картины путешествуют в

вечной ночи по стране и ведут спокойные разговоры о недавнем прошлом и ближайшем будущем. Никакой тревоги, никакого страха перед неизвестностью.

Единственное, о чем они сожалеют, это невозможность подключиться к интернету, войти в любимую социальную сеть и пообщаться с друзьями. Общаться вживую они давно уже разучились. Главную героиню по-настоящему беспокоит только невозможность делать покупки в Таобао - самом популярном интернет-магазине современного Китая.

Героев отличает индифферентность и безразличие, а также наивная вера в то, что какой-нибудь умный человек придумает способ вернуть свет в мир, застрявший во мраке бесконечной ночи. Авторы фильма, предупреждая о нежелательном гипотетическом грядущем, одновременно призывают уже сегодня начинать исправлять ситуацию. Прислушаются ли к ним - на этот счет остаются сомнения.

В 2018 г. в прокат вышла китайская лента «Почти человек» (Цзисе хуапи ШМИЙ), посвященная теме создания роботов и тем опасностям, которые несет для людей робототехника. Сегодня создание роботов и искусственного интеллекта стало повальным увлечением, начиная от школьников и кончая солидными учеными мужами. Несколько десятилетий назад американский ученый и писатель Айзек Азимов придумал т.н. «Три закона робототехники», которые до сих пор вызывают ожесточенные споры и дискуссии. Люди спорят по вопросу, а все ли предусмотрел Азимов, когда формулировал свои «Законы»? Ответ на вопрос весьма актуален, принимая во внимание то обстоятельство, что роботостроение ведется во всех развитых странах, а также продолжаются активные исследования по созданию искусственного интеллекта.

В этих условиях законы Азимова приобретают особую важность с точки зрения безопасности для человека. Три закона робототехники гласят: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам».

Фильм «Почти человек» разрушает логику Азимова простейшим допущением из жизни: что произойдет, если робот, подобно человеку, обретет эмоциональность и чувственное восприятие мира. К тому же -

что произойдет, если робот почувствует себя женщиной, влюбленной, но отвергнутой? При таких условиях логика трех законов легко рассыпается, и робот-женщина может начать мстить окружающим. Китайская научная кинофантастика поднимает и другие парадоксальные проблемы, в том числе - развития общества будущего.

Будущее, которое пугает

В 2018 г. состоялась мировая премьера странного научно-фантастического фильма «Планета зверей» (Дунъу шицзе ¿ЬЩШ^) молодого режиссера Хань Яня, снятого по собственному сценарию. Фильм выполнен в непривычном для китайского кино жанре авангардистской футуристической кинофантастики. Китайское артхаусное кино не пользуется спросом на международном кинорынке, но этот фильм неожиданно прорвался в международный прокат. Более того, его кассовые сборы в мире составили 75 миллионов долларов, - весьма неплохой результат для авангардного кино неизвестного молодого автора.

Картина даже попала в российский кинопрокат, что весьма показательно, ибо все последние годы российские прокатчики упорно приучали россиян к китайским и гонконгским лентам о боевых искусствах. «Планета зверей» же не имеет ничего общего с такими лентами.

Это история молодого человека, жалкого актера-неудачника, исполнителя роли клоуна, которого обманывают лучшие друзья и который живет в странном будущем, где властвуют транснациональные корпорации и финансовые олигархи, где царят эмоциональная и интеллектуальная нищета и забвение национальной идентичности. Этот странный мир, судя по репликам героев киноленты, сформировался под воздействием идей построения передовой рыночной экономики.

Главный герой по имени Чжэн Кайсы, задолжав из-за предательства друзей гигантскую сумму денег кредитному Банку и потеряв квартиру матери, попадает на таинственный корабль под названием «Предназначение», или «Судьба». На борту корабля собраны многочисленные должники упомянутого Банка, а командует судном олигарх, владелец Банка, некий мистер Андерсон в исполнении Майкла Дугласа. У него безумный взгляд и крючковатый нос, и этот герой подозрительно похож на карикатуру дядюшки Сэма в изображении известных советских художников-сатириков Кукрыниксов.

На корабле можно встретить людей со всего мира, даже русских. Мистер Андерсон предлагает всем желающим сыграть в камень-ножницы-бумагу. На кону - списание всех долгов, проигравший же отправляется в трюм, в лабораторию, где проводят генетические эксперименты над людьми.

Господин Андерсон поучает героев фильма: «Людьми руководит жадность - такова человеческая природа. Чтобы защитить себя, надо устранить конкурента».

Чжэн Кайсы решает бросить вызов заокеанскому Гуру и, благодаря природной смекалке и острому уму, покидает борт «Предназначения» победителем. Во время встречи с любимой девушкой Чжэн Кайсы говорит ей: «Я завершил свою гонку. Я сохранил свою веру. Жизнь продолжается. Я по-прежнему клоун, и я все еще сумасшедший в их глазах, но теперь мне на это наплевать». Посыл создателей киноленты понятен каждому китайцу.

Авторы ленты призывают помнить о своих корнях, не забывать о своей идентичности, ибо только это поможет выстоять в будущем, если в нем возобладают чуждая философия и живодерские законы. Любое государство и общество сильны своими традициями и исторической памятью - такова простая, но совершенно понятная философия этого авангардного кинофильма.

Несколько иной взгляд на будущее предлагает нам молодой кинопостановщик Чжан Паньпань. Он выпустил самую ожидаемую китайскую фантастическую кинокартину «Задача трех тел» (Сань ти Н^), которая снята по одноименному роману знаменитого писателя-фантаста Лю Цысиня, одного из немногих иностранных лауреатов самой престижной премии американских любителей фантастики - Хьюго.

Лю Цысинь MMffi (кит. трад. Ж ^, пиньинь Liu Cixin, род. 23 июня 1963 г. в Пекине) - китайский писатель-фантаст, считающийся лицом китайской фантастики, а также самым плодовитым и популярным фантастом Китая. Восьмикратный лауреат китайской премии Galaxy по научно-фантастической литературе, а также лауреат нескольких самых престижных американских премий в области научной фантастики -«Небьюла» в 2014, «Хьюго» в 2015 и «Локус» в 2017.

Большую часть своей жизни Лю Цысинь прожил в г. Янцюань (пров. Шаньси), где на угольной шахте работали его родители. В 1988 г. он окончил Северный Китайский университет водного хозяйства и электроэнергетики (North China University of Water Conservancy and Electric

Power) и затем работал в должности компьютерного инженера электростанции, расположенной в Янцюане1.

Ныне Лю Цысинь стал звездой фантастики мирового уровня. Его роман «Задача трех тел» вышел на английском языке и сразу занял верхние строчки в списках самых читаемых НФ произведений. К обязательному прочтению его рекомендовали президент Барак Обама и Марк Цукерберг, а фонд развития демократии, как утверждают, включил имя писателя в список китайских ЛОМов - лидеров общественного мнения. Автор в крайне негативном свете представил «культурную революцию», начатую лидерами КПК в 1966 году. Тем не менее, писатель остается на патриотических позициях. Лю Цысинь старается держаться вдали от политики. В послесловии к американскому изданию романа «Задача трех тел» он писал: «Будучи писателем-фантастом, начинавшим в качестве любителя, я не прибегаю к фантастике как к прикрытию для критики современной реальности. Я считаю, что задача научной фантастики -это создание многочисленных воображаемых миров за пределами реальности. Я всегда думал, что самые красивые сказки в истории человечества рассказаны не странствующими рыцарями, не романистами и драматургами, а наукой. То, о чем повествует наука, гораздо величественней, грандиозней, интересней и глубже. Страннее, страшнее и даже эмоциональней, чем вся литература» [Лю Цысинь 2017, с. 454].

В 2021 г. американские конгрессмены обрушились на китайского фантаста с критикой за его, якобы, поддержку притеснения уйгуров коммунистами. Конгрессмены даже призвали американских кинематографистов отказаться от экранизации его произведений, а компанию «Амазон» - от создания высокобюджетного телесериала по романам «Задача трех тел», «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти», повествующих о столкновении земной и инопланетной цивилизаций.

Прошлое и настоящее определяют будущее

Вышеупомянутый роман и одноименный фильм «Задача трех тел» начинается со знакомых каждому китайцу сцен, в которых толпы фанатично кричащих молодых людей размахивают красными книжицами с цитатами Председателя Мао, которые сменяются эпизодами расправ над противниками «великого кормчего» в годы «культурной революции».

1 Байду байкэ [энциклопедия Байду]. URL: https://baike.baidu.com/item/%E5% 88%98%Е6%85%88%Е6%АС%АЗ/142084 (дата обращения 16.07.21).

Главная героиня, молодая астрофизик Е Вэньцзе, пережила тяжелейший стресс: хунвэйбины - «красные охранники» из числа студентов Пекинского университета - на ее глазах убили ее отца, профессора астрономии этого же учебного заведения.

Вскоре после трагических событий Е Вэньцзе приглашают участвовать в уникальном международном эксперименте по установлению контакта с внеземной цивилизацией. Эксперимент удается. Параллельно девушка-астрофизик работает над новым волновым оружием.

Инопланетяне сообщают, что они существуют в замкнутой системе трех солнц, и в силу особых астрофизических условий их планета каждые 6-8 столетий подвергается дегидрации, и цивилизация сгорает в пламени трех солнц. Е Вэньцзе вступает в диалог с далекими инопланетянами. Те умоляют девушку прекратить контакт с ними и по какой-то лишь им известной причине не сообщать им координаты Земли и Солнечной системы.

Одновременно на Земле начинают бесследно исчезать ведущие ученые. Между тем, Е Вэньзе находит хунвэйбинок, виновных в гибели ее отца. Фанатичные революционерки совершенно не раскаиваются в содеянном, мол, время было такое! Потрясенная Е Вэньцзе решает, что такие люди не имеют права жить и совершает страшный проступок. Движимая местью, она все-таки сообщает чужой цивилизации координаты Солнечной системы. Забвение человечности ведет к предательству человечества - именно к такой мысли подталкивают нас Лю Цысинь и создатели кинофильма.

Попутно выясняется, что эта далекая инопланетная цивилизация, подобно саранче, мигрирует по Галактике в поисках звездных систем, богатых ресурсами, затем захватывает их, пожирает ресурсы и движется дальше. Теперь земляне вынуждены готовиться к отражению инопланетной агрессии, а Е Вэньцзе - исправлять страшную ошибку. Да, звездная война начнется, и авторы предложат свою визуальную интерпретацию космических сражений, которая будет отличаться от битв в сериале «Звездные войны» Джорджа Лукаса, к которым мы все привыкли.

Выяснится еще одна особенность фантастического творчества китайского писателя и сценариста. Лю Цысинь регулярно обращается к теме российско-китайского космического сотрудничества. Вот и в этом фильме на экране неожиданно возникнет человек, очень похожий на Олега Меньшикова в роли полковника Лебедева из ленты Федора Бондарчука «Притяжение», но уже - в форме командующего ВКС России. Действуя

сообща, русские и китайцы отразят вторжение космической «саранчи» и снова спасут человечество. В первый раз они сделали это в киноленте «Блуждающая Земля», также снятой по сценарию Лю Цысиня.

Научная фантастика развивается при опоре на литературную традицию, связанную с созданием масштабных утопических произведений, в которых делались попытки смоделировать справедливый и гармоничный новый мир нашего общего будущего. То же относится и к другому жанру - антиутопии. Показательно, что длительное время в синологии шли споры: а существовала ли вообще в Китае утопия? С антиутопией казалось все более-менее понятно. В 19З2 году была издана великолепная сатирическая повесть Лао Шэ «Записки о кошачьем городе», в которой, по сути, предсказывалась разрушительная «культурная революция». Как бы то ни было, западные исследователи полагали, что в Китае отсутствовали и отсутствуют утопические идеи, а то, что называли утопизмом, таковым не являлось.

Наш соотечественник Д.Е. Мартынов в своей статье «Существовала ли утопия в Китае?» доказывает «неприменимость наработанных западными общественными науками подходов к исследованию утопизма в условиях Китая» [Мартынов 2011]. Он также обосновывает утверждение о том, что древнекитайский общественный идеал не является утопическим идеалом. Собственно, утопизм в Китае появился в конце Х1Х в., когда в Поднебесной познакомились с западной философией и картиной линейного исторического времени [Мартынов 2011].

Другая особенность развития утопизма в Китае заключается в том, что утопические идеалы китайцев формулировались не литераторами -их излагали философы. По своим фундаментальным предпосылкам утопиями могут служить и конфуцианство, и даосизм. По мнению А.С. Мартынова, многие конфуцианские деятели, такие как Мэн-цзы ^ Т (З89-272 до н.э.) и Дэн Му (1247-1З06), достойны стоять в одном ряду с Т. Мором и Т. Кампанеллой [Китайские 1987, с. 52]. Если согласиться с таким подходом, обнаружится ряд несоответствий. Примечательно, что практически во всех работах, затрагивающих тему утопизма в Китае, рассматриваются одни и те же тексты - глава «Ли юнь» конфуцианского канона «Ли цзи», поэма Тао Юаньмина Й^ШВД (З65-427) «Персиковый источник», её многочисленные средневековые реплики, даосский «Канон Великого Равновесия» (Тай-Пин цзин описания общества Великого Спокойствия, выполненные Дун Чжуншу (179-104 до н.э.) и Хэ Сю (129-182) и т.д.

Но, несмотря ни на что, сегодняшний Китай предложил миру великолепные научно-фантастические произведения, которые сегодня будоражат умы не только молодых китайцев, но и многочисленных поклонников научной фантастики в зарубежных странах. Как писал китайский исследователь НФ литературы Сун Минвэй, «современная научная фантастика вдыхает новую жизнь в жанр, объединяя и заново изобретая самые разнообразные элементы культуры и политические взгляды - от космооперы до киберпанка, от утопии до постгуманизма» [Сун Минвэй 2020, с. 493]. Благодаря кардинальным изменениям в НФ литературе, в кинематографе также возникли новые тенденции. Вобравший новые идеи, взгляды и поджанры, китайский кинематограф, моделируя сегодня новые миры, новое общество будущего, стремится познать взаимосвязь прошлого, настоящего и грядущего. И это ему удается.

Таким образом, современная китайская научная фантастика наращивает потенциал, осваивает новые пространственно-временные измерения, активно социализируется. То же самое относится и к кинематографу. Думается, что исследователи китайской литературы и киноведы будут и впредь уделять этой теме повышенное внимание. Китайская фантастика пока держится вне зоны политики и социальных проблем, но, принимая во внимание метафоричность жанра и традицию к памфлетизации острых социально-политических проблем, китайские писатели-фантасты и постановщики фантастического кино очень быстро могут перейти к выстраиванию конструкций нового критического понимания и восприятия социально-политической реальности, обращаясь к метафорам, которые предоставляет им кино и жанр фантастики. Представляется также, что моделирование новых конструкций общественной жизни неизбежно приведет к коррекции тех социальных моделей, которые могут не устраивать общество по тем или иным параметрам, либо просто не соответствовать общественному пониманию социальной справедливости. Во всяком случае, появление в кино таких футуристических антиутопий, как, например, «Планета зверей», свидетельствует о том, что китайская кинофантастика очень быстро движется в этом направлении.

Библиографический список

Ван Канъ-ю, Регина. Краткое введение в китайскую научную фантастику и фандом // Лю Цысинь. Сломанные звезды / сост. Кен Лю. - М.: Эксмо, 2020. С. 469-467.

Китайские социальные утопии / (АН СССР), ред. Л.П. Делюсина, Л.Н. Вороха. - М.: Наука, 1987.

Лобин АМ.Историческая фантастика на рубеже веков. - Липецк: Крот, 2017.

Лю Цыгсинь. Послесловие автора к американскому изданию // Лю Цыгсинь. Задача трех тел. - М.: Fanzon, 2017. С. 451-458.

Мартыгнов Д.Е. Существовала ли в Китае утопия // Вопросы философии. 2011. № 12. С. 150-159. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1676484456/Martynov_ VF_11.pdf(дата обращения 16.07.21).

Сун Минвэй. Новый континент для китайских ученых: исследование китайской научной фантастики // Сломанные звезды. Новейшая китайская фантастика / сост. Кен Лю. - М.: Эксмо: Fanzon, 2020. С.487-495.

References

Kitajskie socialnye utopii: sbornik statej / Akademija nauk SSSR (AN SSSR) [Chinese social utopias. Collected essays / Russian Academy of Sciences] (1987), Moscow: Nauka. (In Russian).

Martynov D.E. (2011). Sushestvovala li v Kitae utopiya? [Whether there was Utopia in China?]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1676484456/Martynov_VF_11. pdf(датаобращения 16.07.21). (InRussian).

Lobin A.M. (2017). Istoricheskaya fantstika na rubezhe vekov [Historical Fiction at the Turn ofthe Century], Lipetsk: Krot. (In Russian).

Liu Cixin (2017). Posleslovie avtora k amerikanskomu izdaniiu "Zadacha treh tel" [The Author's Afterword to the American Edition], Liu Cixin. The Three-Body Problem, Moscow: Eksmo. Pp. 451-458. (InRussian).

Song Mingwei (2020). Novyi continent dlya kitaiskih uchenyh: issledovanie ki-taiskoi nauchnoi fantastiki [The New Continent for the Chinese Scientists: Study of Chinese Science Fiction], Slomanniye zvezdy. Noveishaya kitayskaya fantastika [Broken Stars. Contemporary Chinese Science Fiction in Translation], Moscow: Eksmo: Fanzon. Pp. 487-495. (InRussian).

Wang Kan-yu, Regina (2020). Kratkoye vvedenie v kitaiskuyu nfuchnuyu fan-tastiku i Fandom [A Brief Introduction to Chinese Science Fiction and Fandom], Slomanniye zvezdy. Noveishaya kitayskaya fantastika [Broken Stars. Contemporary Chinese Science Fiction in Translation], Moscow: Eksmo: Fanzon. Pp. 469-467. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.