Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОФАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА ЛЮ ЦЫСИНЯ)'

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОФАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА ЛЮ ЦЫСИНЯ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
517
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайская научная фантастика / Лю Цысинь / китайская фантастика в России / научная фантастика / развитие китайской научной фантастики / романы Лю Цысиня / «Задачи трех тел» / «Темный лес» / Chinese science fiction / Liu Cixin / Chinese fiction in Russia / science fiction / the development of Chinese science fiction / the novels of Liu Cixin / «The Problems of Three Bodies» / «The Dark Forest»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хуа Мэньжоу

В статье рассмотрены этапы развития китайской научной фантастики и ее распространение по странам Запада, в том числе и России. Охарактеризовано понятие научно-фантастической литературы. Озвучены наиболее влиятельные авторы в этом жанре, получившие популярность за пределами Китая. Дана характеристика основным романам Лю Цысиня и показаны причины их популярности среди российских читателей. Высказаны предположения о дальнейшем эволюционировании китайской фантастики России и ее адаптированности к русскоязычной публике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION AND DEVELOPMENT OF CHINESE SCIENCE FANTASY IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE SCIENTIFIC FANTASTIC NOVEL BY LIU CIXIN)

The article examines the stages of development of Chinese science fiction and its spread across Western countries, including Russia. The concept of science fiction literature is characterized. The most influential authors in the genre, who have gained popularity outside of China, are voiced. Characteristics of the main novels of Liu Cixin are given and the reasons for their popularity among Russian readers are shown. Suggestions are made about the further evolution of Chinese fiction in Russia and its adaptation to the Russian-speaking public.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОФАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА ЛЮ ЦЫСИНЯ)»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10739 Хуа Мэньжоу,

Магистрант Пекинского Университета авиации и космонавтики e-mail: 15524465907@163.com

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА ЛЮ ЦЫСИНЯ)

Аннотация. В статье рассмотрены этапы развития китайской научной фантастики и ее распространение по странам Запада, в том числе и России. Охарактеризовано понятие научно-фантастической литературы. Озвучены наиболее влиятельные авторы в этом жанре, получившие популярность за пределами Китая. Дана характеристика основным романам Лю Цысиня и показаны причины их популярности среди российских читателей. Высказаны предположения о дальнейшем эволюционировании китайской фантастики России и ее адаптированности к русскоязычной публике.

Ключевые слова: китайская научная фантастика, Лю Цысинь, китайская фантастика в России, научная фантастика, развитие китайской научной фантастики, романы Лю Цысиня, «Задачи трех тел», «Темный лес».

Hua Menzhou,

Master of the Beijing University of Aviation and Cosmonautics

DISTRIBUTION AND DEVELOPMENT OF CHINESE SCIENCE FANTASY IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE SCIENTIFIC FANTASTIC NOVEL BY LIU CIXIN)

Annotation. The article examines the stages of development of Chinese science fiction and its spread across Western countries, including Russia. The concept of science fiction literature is characterized. The most influential authors in the genre, who have gained popularity outside of China, are voiced. Characteristics of the main novels of Liu Cixin are given and the reasons for their popularity among Russian readers are shown. Suggestions are made about the further evolution of Chinese fiction in Russia and its adaptation to the Russian-speaking public.

Key words: Chinese science fiction, Liu Cixin, Chinese fiction in Russia, science fiction, the development of Chinese science fiction, the novels of Liu Cixin, «The Problems of Three Bodies», «The Dark Forest».

1. Происхождение и развитие китайской научной фантастики

Научно-фантастическая литература - это особый вид литературного жанра, который в основном описывает влияние научно-технического развития на мир, показывая облик будущего мира и изменения, которые приносят технологии в жизнь людей. Научно-фантастическая литература обладает многими уникальными свойствами благодаря своей особой форме. Ее атрибуты фантастической литературы придают ей красоту фантазии, в то время как ее научная природа устанавливает определенные границы этой фантазии научными методами, поэтому научно-фантастическая литература - это фантастическая литература, основанная на науке. С момента первой промышленной революции влияние науки и техники на

человека геометрически возросло, и сегодня она стала неотъемлемой частью человеческой жизни, наряду с предметами повседневного пользования, и научная фантастика, несомненно, является литературным жанром, который лучше всего отражает влияние науки и техники на человечество. Фактически, научная фантастика появилась почти одновременно с промышленной революцией, и уже в 1812 году Мэри Шелли, жена английского поэта Шелли, выпустила первый настоящий научно-фантастический роман «Франкенштейн». С тех пор этот литературный жанр получил огромное развитие в западных странах, пройдя несколько этапов, таких как «Золотой век», «Движение новой волны», «Киберпанк», «став одним из главных полей литературных достижений во второй половине 20 века» [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Китайская научная фантастика зародилась в конце эпохи династии Цин, что связано не только с тем значением, которое придавалось романам в то время, но и неотделимо от интереса к стремительному развитию западной науки и технологий. После 1949 года, в контексте национального бума индустриализации, настала кульминация создания научной фантастики. Появились Чжэн Вэнь-гуан, Тун Энчжэн, Сяо Цзяньхэн, Йе Чжишань, Лю Синши и другие писатели-фантасты [7]. И даже вплоть до того, что «Народная литература» и другие основные издания стали публиковать фантастические романы. Но научная фантастика почти исчезла в середине-конце 1980-х. В 1990-е годы научная фантастика получила новый виток жизни. Увеличилось не только количество научно-фантастических публикаций, но и сформировалось «новое поколение» писателей-фантастов в лице Ван Цзинькана, Хань Суна, Хэ Си и Лю Цысиня, и сложилось общее мнение, что научная фантастика - это жанр литературы [8].

Лю Цысинь является одним из самых влиятельных современных китайских писателей-фантастов. С 1999 года, когда он опубликовал свой рассказ «Китовая песня» в журнале «Мир научной фантастики», он опубликовал 7 романов, 6 сборников и более 30 коротких рассказов, а также стал многократным лауреатом китайской премии в области научной фантастики Galaxy [3]. Начиная с 2012 года работы Лю Цысиня постепенно переводились для зарубежных рынков и получили мощный отклик. Он не только завоевал множество международных наград, но и имеет большую читательскую аудиторию за рубежом. Лю Цысинь также стал первым азиатом, получившим высшую награду в научно-фантастической литературе. С тех пор как «Задача трех тел» завоевала премию Хьюго и мировую славу, культурные и академические круги стали все больше интересоваться Лю Цысинем и его научно-фантастическим творчеством. Канонизируемая трилогия «Задача трех тел» - это не только личный шедевр Лю Цысиня, но и важнейшее достижение китайской научной фантастики с момента ее возрождения в середине 1990-х годов. Помимо этого, более проницательные ученые отмечают, что в отличие от ограниченной и тривиальной современной популярной литературы, научно-фантастические творения Лю Цысиня отражают стремление к «восстановлению целостности».

2. Распространение научной фантастики Лю Цысина в России

С момента официального выпуска романов Лю Цысиня крупнейшим российским издательством в октябре 2017 года и до публикации в октя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

бре 2019 года 1 056-страничной трилогии «Задача трех тел» [4]. Фактически, каждый перевод стал бестселлером в крупнейших российских книжных магазинах. Произведения Лю Цысина в свое время превзошли произведения Мо Яня по количеству читателей, комментариев и популярности в России и являются настоящим образцом китайской литературы, «вошедшей» в Россию.

В 3-м выпуске российского журнала «Мир фантастики» за 2015 год дизайн обложки, введение главного редактора и содержание освещают тему китайской научной фантастики. Основной текст начинается с миниатюры с китайской тематикой о Цинь Шихуане. За ним следует статья по истории китайской научной фантастики, в котором подтверждается статус Лю Цысиня как одного из «трех великих полководцев китайской научной фантастики», а также представляется сам Лю Цысинь и его творческий процесс. После введения в новой книге следует интервью с Лю Цзыси-нем. Это первое интервью, взятое российским журналистом у Лю Цысиня и первое интервью, взятое российским журналистом у китайского писателя-фантаста. В нем рассказывается о настоящем и будущем научной фантастики в Китае, а также даются комментарии к некоторым работам Лю Цысиня [9].

После того, как Лю Цысинь получил премию Хьюго за «Задачу трех тел», серия книг также вошла в этап интенсивного перевода. Русский перевод «Задачи трех тел» выполнен с английского перевода Кена Лю. Стимулом для перевода стало получение романом премии Хьюго за лучший роман. Это можно почерпнуть из воспоминаний русской переводчицы «Задачи трех тел» Ольги Глушковой, которая неофициально опубликовала перевод в 2016 году и приобрела определенное влияние. После выхода романа в свет российский критик Борис Невский написал рецензию на роман. По его мнению, успех романа заключается в увлекательном сюжете, китайском настроении, содержательности и интересных идеях, но в романе также есть стилистические преувеличения, подражания другим произведениям и недостаток тонких образов персонажей [1].

После официального выхода «Темного леса» в 2018 году российский критик Александр Стрепетилов прислал статью с обзором романа. Он считает, что в «Тёмном лесу» писатель отступил от принципов твёрдой научной фантастики в пользу фантастики гуманитарной, персонажи обогатились [10]. В работе удается сделать некоторые интересные моменты и выстроить неожиданные повороты, но повествование слишком фрагментарно, нет необходимости в любовной линии, а научность нужно укреплять. Третью часть, офи-

циально опубликованную в 2018 году, Стрепети-лов прокомментировал, что «Вечная жизнь Смерти» является крупнейшей из трилогии, охватывающей столетия, а также имеет несколько сюжетных линий, но основная история менее последовательна, главный герой менее убедителен, а научность уступает первой части. Что касаемо реакции читателей, то после публикации трилогии, аудитория постепенно расширилась от поклонников научной фантастики до простых российских читателей. Многие читатели сказали, что они впервые читают китайскую научную фантастику, а также впервые читают китайские литературные произведения. Они заинтересовались историей Культурной революции и игрой «Три тела», а также согласились с авторским объяснением природы разумных существ и законов существования Вселенной [2]. Сразу после выхода трилогии издательство ЭКСМО продолжило выпуск приквела к «Задаче трех тел» - «Шаровая молния» в июне 2019 года, а также выпустило как бумажную, так и электронную версию романа. Что касается реакции читателей, роман был гораздо менее хорошо воспринят, чем трилогия «Задача трех тел», как с точки зрения читательской аудитории, так и с точки зрения читательской оценки. Российские читатели восхищаются трудолюбием главного героя, но большие монологи и заурядный сюжет романа, в свою очередь, делают его недостаточно привлекательными.

3. Будущее и перспективы распространения китайской научной фантастики в России

Научно-фантастические произведения Лю Цысиня получили широкое признание не только зарубежной литературной элиты, но и рядовых читателей, что, несомненно, является важным прорывом в процессе распространения современной китайской литературы за рубежом. Признание зарубежной литературной элиты часто выражается в крупных наградах за зарубежные переводы, что также означает, что литературное качество произведения признано профессионалами на международном уровне. Однако китайская литература может по-настоящему «выйти в мир», только в том случае, если она действительно попадет в книжные списки миллионов обычных читателей, вместо того, чтобы остаться на полках библиотек. Поэтому китайские литературные произведения должны не только обеспечивать глубину мышления, но и учитывать читательские предпочтения и эстетические интересы читателей, чтобы избежать дилеммы, когда произведение завоевывает множество наград в международных академических кругах, но мало интересно для широкой читательской аудитории [5]. Выход

из вышеописанной дилеммы может быть следующим:

1. Усиление научного аспекта работы. Китай переживает беспрецедентный исторический переход от традиционной экономической модели, основанной на демографическом дивиденде и трудоемкой промышленности, к новому современному обществу, движимому научно-техническими инновациями и институциональными преимуществами. В этом процессе интенсивно развиваются передовые технологии, такие как космические технологии, квантовая физика, искусственный интеллект, связь 5G, биогенетика, блокчейн и многое другое. То, как эта технология будет известна, понята и принята населением, станет культурной основой для успешного перехода страны.

В этом процессе создатели научной фантастики должны активно контактировать, изучать и усваивать последние научные и технические открытия и достижения, повышать свою научную грамотность и преобразовывать ее в творческие материалы. Благодаря мероприятиям и встречам с учеными, организуемым научно-техническими предприятиями правительственных или неправительственных организаций, мы можем войти на передовую линию и установить тесный контакт, чтобы технологии и научная фантастика смешивались и дополняли друг друга, создавая превосходные работы, которые действительно отражают научные концепции и дух времени.

2. Создание эстетического измерения произведений. Для того, чтобы научная фантастика стала достоянием общественности, «выйти из круга» и «разорвать круг» являются важными звеньями. Это требует от авторов широкого понимания эстетической специфики различной целевой аудитории, различных медиа-форм и даже различного культурного происхождения. чтобы они могли тактично, стратегически и новаторски интегрировать различные формы искусства и выражения, вырваться из узкого круга саморазвлечения и самоограничения, и по-настоящему быть любимыми публикой и принимаемыми обществом.

В этом измерении есть много примеров, которые можно использовать для справки. Например, набирают популярность китайская манга и китайские продукты, которые с большим успехом объединяют традиционную культуру с 2D, индустрией моды и рынком производственных продуктов. Кроме того, рынок детской литературы находится на подъеме, создавая удивительные экономические и социальные преимущества. Однако, как рынок детской научной фантастики, он по-прежнему остается голубым океаном, ожидающим, пока все больше желающих изменят менталитет и создадут произведения научной фанта-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

стики, подходящие для чтения сотнями миллионов детей и признаваемые ими.

3. Углубление измерения гуманизма произведений. Как показано в феноменальном фильме «Блуждающая Земля», воображаемый глобальный экологический кризис полностью перевернул привычный нам мировой порядок. Показанный в фильме эстетический опыт незнаком нам, но не совсем оторван от реальности. Размышления и предупреждения общественности о настоящей окружающей среде, человеческих отношениях, технологиях и ценностях, вызванные просмотром фильмов, намного превосходят любые формы научно-популярной пропаганды и идеологической обработки. В этом ценность и значение научной фантастики.

Во многих произведениях научной фантастики поддерживается гуманистическая настороженность по отношению к науке, высказываются серьезные мысли об экологическом кризисе, злоупотреблении технологиями, этике жизни. Научная фантастика - это не только восхищение наукой, но и тревожный сигнал. И эта благоговейная двойственность формирует внутреннее противоречие и уникальное мышление научной фантастики. Чем больше люди полагаются на науку, тем больше они верят в науку, и в то же время, чем больше они испытывают благоговейный трепет и сомнения по поводу науки, тем больше они должны выходить за рамки видения науки и нуждаться в гуманистической заботе, но такого рода трансцендентность и забота больше не могут существовать отдельно от науки, они все равно должны сосуществовать с наукой. Это гуманистическое измерение, благодаря которому научная фантастика может прийти в массы.

Основываясь на реальности и смотря в будущее, способствовать органичной интеграции научных и технологических инноваций с гуманистической заботой и строить «научно-техническое гуманистическое сообщество». Как сказал известный американский писатель-фантаст Брюс Стерлинг: «Сегодняшний мир - это на самом деле мир, изображенный в научной фантастике». Передовые технологии, предсказываемые научной фантастикой, такие как клонирование человека, космические технологии и искусственный интеллект, постепенно становятся реальностью, быстро меняют образ жизни и среду обитания людей и постоянно влияют на психологию общества. Тем не менее, многие люди не имеют глубокого понимания сложных структур и моделей функционирования интеллектуальных технологий, а неопределенность, вызванная технологическими инновациями и кризисом «постчеловеческой» эпохи, стала общей проблемой, преследующей все чело-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

вечество. Научно-фантастическая литература основана на постоянно меняющихся естественных науках и фундаментальных теориях и один за другим создает современные мифы для читателей в век науки и разума. Ее фантастические, шокирующие эффекты - это то, что в основном ищут читатели, и это важная причина, по которой китайская научно-фантастическая литература получает большое внимание в процессе «выхода в мир». Поэтому современное китайское литературное творчество должно не только основываться на многовековой истории и традициях Китая, но и уделять дополнительное внимание будущему развитию и тенденциям Китая и мира, чтобы создавать больше произведений, которые являются национальными и глобальными, современными и перспективными, что также является фундаментом для выхода китайской литературы в мир.

Список литературы:

[1] Главный фантаст Поднебесной - Лю Цысинь. URL: https://dtf.ru/read/23693-glavnyy-fantast-podnebesnoy-lyu-cysin (дата обращения: 15.09.2020)

[2] Как китаец Лю Цысинь стал звездой мировой фантастики. URL: https://www.labirint.ru/now/ lyu-cysin/ (дата обращения: 18.09.2020)

[3] Китайские научно-фантастические сообщества и журналы в интернете. / Конференция «Ломоносов 2015». URL: https://conf.spbstu.ru/ archive/Lomonosov_2015/ data/7032/uid45015_ report.pdf (дата обращения: 20.09.2020)

[4] Лю Цысинь, автор «Задачи трёх тел», - о китайской фантастике и не только. URL: https:// www.mirf.ru/book/liu-cixin-interview/ (дата обращения: 18.09.2020)

[5] Лю Цысинь. «Назад в рай» - обзор десятилетия создания научной фантастики. // Южная литература, 2010, № 10.

[6] Олдис Брайан, Уингров Дэвид. Пикник на триллион лет: История научной фантастики. / Пер. Шу Вэй, Сунь Фали, Сунь Даньдин. - Издательство: Аньхой вэньи чубаньшэ, 2011 г. - 672 с.

[7] Расцвет китайской фантастики. URL: https:// www.livelib.ru/translations/post/28433-rastsvet-kitajskoj-fantastiki-сhast-1 (дата обращения: 17.09.2020)

[8] Сломанные звезды. Новейшая китайская фантастика. / Составитель: Кен Лю. - М. : Эксмо, fanzon, 2020. - 480 c.

[9] Стрепетилов, А. Лю Цысинь. Вечная жизнь Смерти. // Мир фантастики - 2018, № 10. -С. 31.

[10] Стрепетилов, А. Лю Цысинь. Темный лес. // Мир фантастики - 2018, № 8. - С. 22.

Spisok literatury:

[1] Glavnyj fantast Podnebesnoj - Lyu Cysin'. URL: https://dtf.ru/read/23693-glavnyy-fantast-pod-nebesnoy-lyu-cysin (data obrashcheniya: 15.09. 2020)

[2] Kak kitaec Lyu Cysin' stal zvezdoj mirovoj fantastiki. URL: https://www.labirint.ru/now/lyu-cysin/ (data obrashcheniya: 18.09.2020)

[3] Kitajskie nauchno-fantasticheskie soobsh-chestva i zhurnaly v internete. / Konferenciya «Lomonosov 2015». URL: https://conf.spbstu.ru/ archive/Lomonosov_2015/ data/7032/uid45015_ report.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020)

[4] Lyu Cysin', avtor «Zadachi tryoh tel», - o kitajskoj fantastike i ne tol'ko. URL: https://www.mirf. ru/book/liu-cixin-interview/ (data obrashcheniya: 18.09.2020)

[5] Lyu Cysin'. «Nazad v raj» - obzor desyatile-tiya sozdaniya nauchnoj fantastiki. // Yuzhnaya literatura, 2010, № 10.

[6] Oldis Brajan, Uingrov Devid. Piknik na trillion let: Istoriya nauchnoj fantastiki. / Per. SHu Vej, Sun' Fali, Sun' Dan'din. - Izdatel'stvo: An'hoj ven'i chu-ban'she, 2011 g. - 672 s.

[7] Rascvet kitajskoj fantastiki. URL: https:// www.livelib.ru/translations/post/28433-rastsvet-kita-jskoj-fantastiki-shast-1 (data obrashcheniya: 17.09.2020)

[8] Slomannye zvezdy. Novejshaya kitajskaya fantastika. / Sostavitel': Ken Lyu. - M. : Eksmo, fan-zon, 2020. - 480 c.

[9] Strepetilov, A. Lyu Cysin'. Vechnaya zhizn' Smerti. // Mir fantastiki - 2018, № 10. - S. 31.

[10] Strepetilov, A. Lyu Cysin'. Temnyj les. // Mir fantastiki - 2018, № 8. - S. 22.

4

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.