УДК 7.04+7.046.3+75.052+72.04.012
К. В. Лихолат
Современная керамическая икона. Попытка обобщения
В статье рассматривается современное направление художественной керамики на религиозные темы: художественные работы на библейские сюжеты, в частности керамическая икона, и архитектурная керамика в церковном строительстве. Автор (искусствовед, коллекционер художественной керамики и специалист по технологии керамического производства) предпринимает попытку определить и систематизировать работы данного направления, положив в основу классификации хронологию, материал и технологию производства, тематику произведений и их назначение и т.д., уделив при этом особое внимание интерпретации образа и темы, избранной художником.
Ключевые слова: керамическая икона; современная икона; церковное искусство; христианское искусство; современное искусство; современное церковное искусство; архитектурная керамика; художественная керамика
Konstantin Likholat
Contemporary Ceramic Icon.
Attempt to Generalize
In our days, the ceramic icon and, more broadly, artwork in ceramics on biblical themes and architectural ceramics in church construction represent a very special and multifaceted phenomenon of contemporary art. The article presents the attempt of the author (art critic, collector of artistic ceramics, and specialist in ceramic production technology) to define and systematize the works of this trend in art, based on the classification of chronology, material and production technology, the subject of works and their purpose, etc. Special attention is paid to the method of interpretation of the image and theme chosen by artist.
Keywords: ceramic icon; contemporary icon; church art; Christian art; contemporary art; contemporary church art; architectural ceramics; art ceramics
Керамическую икону и, шире, художественные работы в керамике на библейские темы и керамику в церковной архитектуре в наши дни никак нельзя считать редким явлением. Несмотря на то, что практически вплоть до последней четверти ХХ в. этот вид искусства пребывал в забвении, в настоящий момент о нем следует говорить как об особом и довольно заметном феномене современного искусства.
При этом это явление еще многограннее: помимо икон, установленных на фасадах и в интерьерах храмов и созданных как моленные образы, многие художники «высказываются» на темы религии в своих творческих художественных работах, не предназначенных для помещения в церкви, а некоторые прибегают к этим темам и сюжетам как к части мировой культуры и искусства, не вкладывая в них собственно религиозного содержания.
Православие - особая часть русской культуры, и нет ничего удивительного в том, что многие отечественные мастера в какой-то момент своего жизненного пути обращаются к теме религии. Для многих это прикосновение остается единичным, другие же в дальнейшем посвящают условно церковному искусству значительную часть своего творчества. В любом случае это отдельная, важная и большая тема в современной художественной керамике -неслучайно и на выставке «Керамика. Парадоксы», состоявшейся в 2021 г. в музее-заповеднике «Царицыно», работы на религиозные сюжеты были представлены в отдельном зале, озаглавленном кураторами «Большие темы».
Немаловажно, что работы, так или иначе связанные с религией, встречаются как в творчестве молодых художников, так и у состоявшихся мастеров-керамистов. Заказы на благоукраше-ние церквей выполняют свободные художники, небольшие артели и производственные мастерские (от семейных до сравнительно крупных производств). Все это делает тему исследования, с одной стороны, актуальной и интересной для изучения, а с другой - практически неисчерпаемой: на данный момент автором уже выявлено
более 120 художников, работы которых так или иначе могут быть отнесены к ней.
В этой связи важно обозначить границы данного обзора. Основное внимание в статье уделено иконам, многие из которых, по остроумному замечанию художника Ильи Куприянова, как раз таки и «работают» иконами, будучи установлены в интерьерах или же на фасадах действующих храмов. Керамические иконы, «назначенные на должность иконы» и выполняющие литургическую функцию, как правило, наиболее традиционны, соответствуют церковным канонам и чаще всего не предполагают явной личной интерпретации сюжета и темы художником. Меньшее, но довольно значительное внимание уделено творческим работам мастеров-керамистов: пластам, плакеткам, блюдам, скульптуре и мелкой пластике. Этот сегмент работ более разнообразен и сложнее поддается систематизации.
За рамками исследования сознательно оставлены керамические киоты, иконостасы и предметы церковного обихода, причем даже в тех случаях, когда они являются «носителем» изображения, а также различные сувенирные работы и популярные тиражируемые образы, лишенные религиозного содержания, например, ангелы.
Географически исследование ограничено современной Россией, что оставляет за его рамками работы мастеров из Украины (например, киевских художниц Людмилы Мешковой и Веры То-машевской или мастерской Игоря Беркмана в Днепре), Болгарии, Грузии, Армении и др. Безусловно, особый интерес также могут представлять керамические иконы и произведения религиозной тематики, созданные художниками из католических стран, например, керамические распятия знаменитого итальянца Лучо Фонтана (Lucio Fontana, 1899-1968), выставлявшиеся на ретроспективной выставке мастера в московском Мультимедиа Арт музее в 2019 г. Помимо художественных достоинств и необычной интерпретации сюжета, данные работы интересны и тем, что они могли оказать влияние на творчество современных русских художников.
Хронологические границы исследования несколько более размыты. Основное внимание уделено постсоветскому периоду
(условно с 1988 г.), для которого характерно возвращение интереса к церковному искусству и попытка его возрождения. Количество работ, связанных с выбранной темой исследования, резко увеличивается по мере приближения к нашему времени, однако нельзя оставить за скобками и значительно более редкие (но от этого только более ценные) примеры обращения к теме церкви, религии, сакрального и библейским событиям в 1950-1970-е гг.
Безусловно, статья может претендовать лишь на относительную полноту: какие-то заслуживающие внимания имена художников и интересные работы могли оказаться пропущены. Это связано со сложностью изучения материала: известны работы, установленные в различных церквях и монастырях; представленные художниками на групповых выставках; некоторые произведения обнаружены автором в Интернете. При этом небольшие керамические мастерские существуют в самых разных уголках России, некоторые из них - в монастырях, и созданные ими произведения в связи с географической удаленностью и отсутствием посвященных им публикаций могли остаться незамеченными.
Актуальность выбранной темы сложно переоценить. Как в России, так и за рубежом она является довольно новой и, соответственно, малоизученной. При этом динамика развития современного храмового строительства делает ее актуальной и перспективной. К тому же чем больше художников занимаются керамической иконой, тем большее значение приобретают подобные исследования: они не только позволяют проследить преемственность, но и, что особенно важно для керамического производства, избежать некоторых технологических и инженерных просчетов, приняв во внимание опыт предыдущих поколений мастеров.
На данный момент феномен керамической иконы и религиозной тематики в современной художественной керамике изучен недостаточно и довольно неравномерно. Обобщающих исследований, посвященной этой теме, все еще нет. Некоторым аспектам этого явления и творчеству отдельных художников посвящены различные научные и популярные статьи. Настоящий обзор призван отчасти заполнить эту лакуну.
Вопрос о характере современной иконы вообще, ее возможном стилистическом решении и развитии на протяжении двух-трех последних десятилетий неоднократно становился предметом исследований и обсуждений. Однако данные работы, как правило, не затрагивают специфики развития керамической иконы.
К немногочисленным источникам, касающимся непосредственно современной керамической иконы, относятся статьи М. А. Некрасовой [13; 14]. Именно она одна из первых обратила особое внимание на данное явление в современном церковном искусстве. Среди публикаций последних лет можно отметить статьи О. А. Первозванской [15; 4], К. Ю. Большаковой [2] и А. С. Бу-гровской [3].
Биографические сведения о некоторых современных художниках и мастерских, занимающихся керамической иконой, с 2016 г. публикуются в ежегоднике «Христианское искусство» [19; 20], представляющем интерес не только благодаря фактическому материалу, но и богатому иллюстративному ряду и предпринятой составителями попытке систематизации материала. Творчество некоторых мастеров-керамистов рассматривалось в статьях автора настоящего исследования [9; 10; 11].
Разумеется, творчество и биография отдельных мастеров исследованы более подробно, нежели других. К примеру, первая статья о Г. В. Куприянове была опубликована еще в 1990-е гг. [6], а в настоящий момент благодаря усилиям семьи заинтересованному читателю доступна и автобиографическая книга, написанная художником [7], и небольшая монография, посвященная трем поколениям керамистов семьи Куприяновых [8].
Отдельные публикации, посвященные керамике в современном церковном зодчестве, можно встретить в журналах «Живая вода», «Фома», «Церковный благоукраситель», «Церковный строитель» [например: 5; 18], целью которых в первую очередь является знакомство читателя с актуальными тенденциями в данном направлении. Однако эти издания носят преимущественно информационный (а иногда и рекламный) характер и не претендуют на научное осмысление интересующего нас материала.
Особое значение в связи с этим приобретают выставки, на которых демонстрируются работы последних лет и предпринимаются первичные попытки научного осмысления данного явления при формировании экспозиции. Анализ выставочной активности керамистов позволяет выделить три направления, в которые укладывается керамическое искусство религиозной тематики. Первое -работы на выставках современного религиозного искусства («После иконы» [см.: 16; 17], «Святые неразделенной церкви», «Русь Православная»). Второе - иконы и художественные работы, так или иначе связанные с христианской тематикой, представленные на коллективных выставках мастеров-керамистов (выставки Московского отделения Союза художников; различные кураторские проекты Татьяны Пунанс, например, «Поверхности»). Третье -монографические выставки, посвященные именно данной теме, чаще всего представляющие творчество одного мастера (выставки в музее «Керамарх» «Небесные хранители православной Эллады» [12], ил. 1, и «Ограда. Керамические иконы Сергея Шихачевско-го», персональная выставка Ольги Скубченко «Ощущение неба» в Абрамцеве).
Помимо выставок и упомянутых немногочисленных печатных и интернет-изданий, одним из ключевых источников становятся личные беседы с мастерами.
Целью настоящей публикации является попытка классифицировать произведения современных художников, работающих в данном направлении, и как можно шире представить этот вид искусства, отразив в статье и единичные обращения мастеров к данной теме, и творчество тех, для кого керамическая икона стала основной сферой творчества, уделив при этом внимание произведениям независимых художников, различных мастерских и крупных керамических производств. Одна из главных задач - проанализировать состояние, в котором сейчас находится современная керамическая икона в России. Безусловно, в рамках подобного обзора невозможно упомянуть всех мастеров, работающих в данном направлении. Приведение биографических сведений об упоминаемых художниках не является задачей данной работы в связи с ее обзорным характером.
Учитывая значительный объем и разнообразный характер объекта исследования, составление классификации представляет определенную сложность. Поэтому автор не ставит перед собой цели представить исчерпывающий анализ явления, а также совмещает разные принципы классификации и группировки материала.
Начать, безусловно, следует с истории возрождения керамической иконы в России. Традиция украшать храмы керамическими иконами (и вообще традиция храмового строительства) прервалась фактически сразу после революции. Различные политические причины и установки не способствовали возрождению данного направления и весьма показательно, что, вероятно, первые после длительного перерыва керамические иконы для православного храма были созданы в 1953 г. Михаилом Николаевичем Шилкиным (1900-1962) для фасадов церкви Св. пророка Илии на православном кладбище в Хельсинки. На территории же России первые послереволюционные керамические иконы будут установлены в храме лишь сорок лет спустя...
В начале 1960-х гг. свою первую икону - «Образ Божией Матери с младенцами Христом и Иоанном Крестителем» - исполнил Георгий Васильевич Куприянов (1934-2008). Показательно, что эта работа, представленная им на защиту в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина в разгар гонений на церковь, чуть было не стоила ему диплома [7, с. 16-18]. В 1970-е гг., несмотря на пропаганду атеизма, керамические иконы создавала Любовь Степановна Орлова (р. 1916), выпускница того же училища.
Любопытно, что в конце 1970-х - 1980-е гг. появляются и совершенно особенные художественные работы в керамике. Икона или священный образ в них присутствует как объект - участник исторических событий. Это, например, композиции «Спасатели» (1968, ГМЗ «Царицыно») Маргариты Николаевны Юрковой (р. 1946) и «Реставрация» (1968, ГМЗ «Царицыно») Александра Евгеньевича Задорина (1946-2006).
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. отдельные обращения к религиозной теме появляются в творчестве уже состоявшихся художников, например, Вероники Паповны Ореховой (1929-2017) - ваза
«Серафимы» (1989, ГМЗ «Царицыно) и Татьяны Викторовны Бусы-ревой (р. 1943), ученицы С. Т. Коненкова и В. А. Ватагина, - скульптурная композиция «Моисей», плакетки «Георгий Победоносец» и «Три Марии».
Перелом произошел в 1990-е гг. В начале этого десятилетия уже упомянутый Г. В. Куприянов осуществил не имеющий аналогов в это время проект комплексного декорирования архитектурной керамикой и иконами надвратного храма Покрова и Толгской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря в Москве. В Петербурге в это время работу над фарфоровыми иконами для храмов начинает Лев Степанович Солодков (р. 1939).
С 2000-х гг. количество керамических иконостасов, киотов, фасадных и интерьерных икон постепенно, но неуклонно ширится. Это связано как с ростом современного церковного строительства, так и с пришедшим пониманием преимуществ, практичности и богатых художественных возможностей керамики в церковном искусстве. Полагаю, что более глубокое изучение произведений художников-керамистов, работающих в наше время, позволит выделить в истории данного направления и особый длящийся по сей день период, связанный с усилением интереса к теме религии не в заказных, а условно творческих работах.
Классификация керамической иконы по используемым материалам и технологии изготовления - достаточно непростая, но очень важная задача. В настоящее время доступно большое количество качественных (в основном импортных) масс, глазурей и пигментов.
Появление на рынке данных материалов для многих художников значительно расширило диапазон художественных возможностей. При этом большинство из них в поиске необходимых для конкретной работы средств выразительности уделяет технологическому решению огромное внимание. Как сотрудник профильного специализированного музея, не могу не отметить важность понимания технологии производства и скрупулезного ее изучения в каждом конкретном случае для правильного научного описания и аннотирования экспоната.
Чаще всего художники работают с шамотными беложгущи-мися глиняными массами. Шамот - предсказуемый и удобный материал, позволяющий среди прочего работать с пластами больших размеров (например, произведения Аурела Маринуцы, тактильные иконы Григория Владимировича Молчанова и Николая Александровича Карлыханова). Этот материал прекрасен и для работ с рельефом (как невысоким, так и высоким; например, иконы Сергея Леонидовича Шихачевского) и в скульптуре (Ольга Михайловна Скубченко, ил. 2, Валентина Георгиевна Кузнецова).
На втором месте по популярности среди масс остается фарфор, позволяющий изготовить тонкие, легкие и при этом прочные керамические изделия, которые, благодаря максимальной спека-емости черепка при высокотемпературном обжиге, могут выдерживать значительные перепады температуры, что немаловажно для установки на улице (например, на фасадах храмов). Мелкая дисперсность составных компонентов фарфора позволяет достичь невероятной детализации в рельефных работах (иконы Натальи Геннадьевны Кутновой, ил. 3) .
Некоторые художники предпочитают не декорировать (не расписывать и не глазуровать) иконы, используя как средство выразительности фактуру и цвет обожженного черепка (работы Сергея Григорьевича Глотова, тактильные иконы Г. В. Молчанова и Н. А. Карлыханова, работы Галины Павловны Олоничевой [1]). В отдельных случаях особую эффектность неглазурованной поверхности обеспечивает выбранная мастером необычная масса (например, многофигурная скульптурная композиция «Волхвы» Марии Леонидовны Винцкевич выполнена из черного шамота Witgeгt).
Выбор для росписи подглазурной или надглазурной техники зависит от того, как именно художник представляет законченное произведение и каких эффектов стремится достичь. Надглазурная роспись не растекается и позволяет выписать более мелкие детали, что делает ее наиболее подходящей для икон небольшого размера. Подглазурная роспись - более сложная техника для исполнения мелких и тонких деталей, однако многие художники предпочитают
ее в связи с возможностью получить тонкие переходы, нежную гамму и интересные эффекты. Иногда мастера совмещают техники или вводят дополнительные материалы (например, С. Л. Шихачевский использует в своих иконах ангобы, подглазурную пастель, роспись подглазурными пигментами, но при этом допускает и возможность правок в надглазурной технике). В монументальных крупных работах чаще всего используется роспись глазурями.
Ряд художников-керамистов экспериментируют со сложными рецептами и формулами, применяют эффектарные глазури, восстановительные обжиги, используют в росписи соли металлов (например, Анатолий Дмитриевич Червяков, Александра Олеговна Створа). Как правило, эти эксперименты находят отражение в «творческих» работах мастеров, а не в церковных заказах.
Некоторые художники обогащают современную керамическую икону за счет включения дополнительных материалов: дерева, металла, стекла, басмы. Ярким примером такого объединения материалов и технологий являются многосоставные работы московской мастерской Антона и Ольги Перовых (например, «Ноев ковчег»). С. Л. Шихачевский включает в некоторые из своих пластов на тему Псалтыри стекло, которое, расплавившись при обжиге, играет роль растекшихся лужиц воды. В «творческих», не предназначенных для установки в церкви работах совмещение материалов активно использует Анна Филиппова (например, «Черные доски»).
Достаточно продуктивной представляется классификация работ по их назначению. Как уже было упомянуто, далеко не всегда сами художники относят свои произведения к иконам. Без всякого сомнения, иконами являются работы, изготовленные на заказ для конкретных религиозных объектов или же для конкретных заказчиков как моленные образы. Поэтому в этот раздел автоматически попадают практически все мастерские и художники, работающие в сфере благоукрашения храмов: православные мастерские «Финист» (ил. 6), мастерская Александра Викторовича Пигалова, гжельская мастерская Виктора Юрьевича Голунова и др.
По месту размещения «работающие» иконы можно разделить на интерьерные и экстерьерные (помимо фасада, керамические иконы могут быть установлены, например, на ограде храма - иконы С. Л. Шихачевского в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах или в храме Живоначальной Троицы в Троицке).
Упомяну некоторых мастеров и объекты. Фасадный образ свт. Николая работы семейной мастерской Ильи Будникова и Елены Игнатьевой был установлен на часовне собора Великомученика Георгия Победоносца в Чайковском (Пермский край) в 2014 г. В Долгопрудном (Московская обл.) над фасадными иконами работают Александр и Вера Вигант. Многочисленные иконы супругов Гришиных (Татьяна Владимировна и Валерий Михайлович) установлены в различных храмах Нижнего Новгорода. К этому разделу, безусловно, относятся и уже упомянутые работы Г. В. Куприянова. Целый ряд икон для церковных фасадов и интерьеров созданы художниками православных мастерских «Финист», среди которых следует особенно отметить Аурела Маринуцу (среди последних объектов - Главный храм Вооруженных сил РФ в Кубинке, часовня-усыпальница в честь святого Аноха у Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край). География распространения православных керамических икон довольно разнообразна и широка. Например, в 2019 г. в Страсбурге были установлены надвратные иконы ставропигиального храма Всех Святых работы молодого керамиста Олега Сергеевича Шеина.
«Работающие» иконы могут иметь и более специфическое, узкое назначение. Например, Г. В. Молчанов и Н. А. Карлыха-нов в 2017 г. создали керамические образы Богоматери Знамение и свт. Николая Чудотворца для домовой церкви Свт. Николая Чудотворца в Лоцманской слободе (поселок Лебяжий). Это так называемые тактильные иконы - адресованные незрячим прихожанам. А иконы Елены Ганжиновой были установлены на палубе паломнического катера Соловецкого монастыря - керамические образы не боятся воды, что делает их незаменимыми для помещения в корабельном красном уголке. Еще один пример - походный
иконостас с иконами на фарфоре работы Аурела Маринуцы и православных мастерских «Финист», изготовленный для парусника «Паллада» (ил. 4).
Особый раздел внутри этого блока составляют воссозданные иконы, реконструкции, выполненные художниками для конкретных исторических объектов. Этот вид работы предполагает не столько выражение собственного творческого начала, сколько скрупулезное исследование выявленных свидетельств и сохранившихся фрагментов (и стремление к максимально точному воспроизведению утраченного оригинала). Так, для фасада храма Феодоровской Бо-жией Матери в Петербурге художниками-керамистами Александром Олейником и Юрием Осининым была воссоздана майоликовая композиция «Вышний Покров Богоматери над Царствующим домом», изготовленная в мастерских П. К. Ваулина по эскизам С. В. Чехонина и утраченная в советское время. На северном фасаде Воскресенского собора в Вичуге (Ивановская область) взамен утраченного керамического панно Абрамцевских мастерских установлена работа Наталии Геннадьевны Лаптевой и Сергея Леонидовича Шихачевского, позволивших себе большую творческую свободу в ходе работы над этим проектом, что проявилось, например, в своеобразном колористическом решении. В настоящий момент реставрационная компания «Паллада» и входящие в ее состав православные мастерские «Финист» ведут работы по воссозданию керамической композиции на западном фасаде.
Помимо икон, непосредственно выполняющих литургическую функцию, можно выделить работы, в которых ясно проявляются авторские переживания, интерпретации различных образов и тем. Некоторые произведения, безусловно, могут совмещать разные подходы.
«Псалмы» новосибирской художницы Алены Юрьевны За-луцкой (р. 1970), представляющие собой переведенные в керамику «цитаты» из ярославских фресок, сама мастер подчеркнуто называет «творческим актом», а не высказыванием на тему религии и религиозного искусства (ил. 5). Молодая художница Наталия Бабаян в диптихе «Оммаж Джотто» воспроизводит в керамике две
композиции великого мастера Возрождения из капеллы Скровеньи в Падуе - «Поцелуй Иуды» и «Бегство в Египет».
Многие художники в беседах признаются, что их работы религиозной тематики не несут собственно религиозного содержания. Например, в современной серии функциональных емкостей-яиц с бело-голубой росписью «Allsaints» Елена Курлова и Татьяна Бовина используют образы «любимых святых» (пророка Илии, святого Ионы, святого Христофора), рассматривая их как часть мировой культуры.
Перечисление всех интересных приемов и находок современных мастеров в рамках короткого обзора невозможно. На коллективных выставках последних лет обращают на себя внимание работы Екатерины Анатольевны Базловой («Купола храмов»), тонкие философские размышления на тему религии Елены Белоус («Православие, католичество = христианство»), произведения Екатерины Викторовны Ермиловой («Поклонный крест», «Чудо при крещении святителя Николая»), трогательные скульптурные многофигурные композиции Валентины Георгиевны Кузнецовой («Рождественский вертеп», «Богоматерь Млекопитательница», «Благовещение») и Ольги Михайловны Скубченко («Вход Господень в Иерусалим», «Благовещение»), характерные работы Павла Владимировича Миллера («Рождество», «Старец», «Странник»), Галины Сергеевны Одинокой («Царь Давид (Покаяние)», «Рождество», «Благая весть», «Возрождение»), нежные керамические пласты Марины Степановой-Ланской («Ангел летящий», «Вера», «Надежда», «Ангел для Глеба», «Мать и дитя», «Чаша»), работы Анатолия Дмитриевича Червякова («Илья Пророк»; «Святители», «Спас Нерукотворный», «Крещение», «Ангел Успения», «Никола», «Апостол Фома», «Феофан Грек», «Святители в Гефсиманском саду») и его дочери Елизаветы (цикл «Силы» - фрагментарно выставляется под названием «Керамоны», «Адам и Ева», «Символ Веры», «Константинополь», «Белый Ангел»).
Особняком стоят некоторые более ранние работы. Например, керамические скульптуры Леонида Львовича Берлина (1925-2001) для станции московского метрополитена «Римская»
(«Мадонна», 1995, вариант - ГМИИ, Отдел личных коллекций) или фарфоровые тарелки с образами Богоматери и ангелов известного художника-нонконформиста Леонида Константиновича Борисова(1943-2013).
Упомянутые выше работы можно было бы классифицировать и по виду. Среди них есть и фасадные иконы, и небольшие иконы-плакетки, и декоративные блюда, и различные арт-объекты. Совершенно особый раздел составляет скульптура и мелкая пластика.
Особый интерес для анализа и классификации может представлять и тематическая направленность работ, сюжеты, избираемые авторами, и их интерпретация. Анализ довольно большого количества произведений позволяет прийти к выводу, что диапазон сюжетов и тем в керамической иконе и произведениях, связанных с христианской культурой, довольно ограничен. В основном мастера обращаются к узнаваемым и распространенным образам и сюжетам (исключение составляют работы мастерской Перовых), довольно редки сложные многофигурные композиции (а в тех случаях, когда они реализуются, это в основном работы крупных мастерских, исполненные в фарфоре, например, работа Аурела Маринуцы «Михаил Архангел с Небесным Воинством» для часовни Военно-летного училища в Астрахани).
Безусловно, глубокое исследование керамической иконы, ее основных направлений, особенностей, периодов развития еще впереди. Сопоставление работ разных мастерских, произведений художников, использующих разные материалы и техники, достаточно затруднено в связи с невероятным разнообразием и неоднородностью данного явления, а также ограниченностью источников.
На данный момент керамические иконы перестали быть редкостью - все большее количество приходов заказывает их для помещения на фасадах или в интерьерах своих церквей. В последние десятилетия значительно возросло и число художников-керамистов, так или иначе обращающихся в своих работах к теме православия и религии - будь то традиционный образ, представленный на керамическом пласте; сложная многофигурная скульптурная композиция, требующая кругового обхода, или даже функциональный
предмет, получивший новую интерпретацию благодаря появлению на нем росписи на сюжет из Священного Писания. Все вместе это позволяет говорить не просто о возрождении керамической иконы, но и о появлении и постепенном усилении данной «Большой темы» в творчестве современных художников-керамистов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аполонская И. В. Земля и Образ. Творчество калининградского керамиста Галины Павловны Олоничевой // Архитектурная керамика мира. 2019. № 2. С. 114-129.
2. Большакова К. Ю. Керамическая икона как православная реликвия и декоративный элемент пространства // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Саранск : изд-во Мордовского гос. ун-та им. Н. П. Огарёва, 2017. С. 96-101.
3. БугровскаяА. С. Современная религиозная архитектурная керамика России // Пространство, Движение, Свет в искусстве христианского мира от античности до современности. М. : [б. и.], 2019. С. 270-274.
4. Илькевич И. Б., Первозванская О. А. Подготовка художников-керамистов в контексте церковного искусства (на примере Гжельского государственного университета) // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 34-41.
5. Качурина В. Керамика для благоукрашения храмов // Церковный строитель. 2020. № 73. С. 6-8.
6. Колесникова Н. Звездный час Георгия Куприянова // Юный художник. 1997. № 8. С. 18-22.
7. Куприянов Г. В. Храм над святыми вратами. Иконное убранство храма Покрова Пресвятой Богородицы Высоко-Петровского монастыря. Москва : Московский патриархат. Отд. религиозного образования и катехизации, 2000.
8. Куприяновы. Георгий, Елена, Илья / сост. А. Калион. Конаково : [б. и.], 2018.
9. Лихолат К. В. Из творческой практики керамической мастерской Перовых (Москва) // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 56. СПб. : СПб. академия художеств, 2021. С. 228-245.
10. Лихолат К. В. От игрушки к керамической иконе. Мировидение Г. В. Куприянова // Архитектурная керамика мира. 2018. № 1. С. 118-139.
11. Лихолат К. В. «Ощущая собственное Недостоинство». Керамические иконы Сергея Шихачевского // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 58. СПб. : СПб. академия художеств, 2021.
12. М. М., А. Д. «Керамарх» - 2000 // Архитектурная керамика мира. 2021. № 5. С. 151-157.
13. Некрасова М. А. Возрождение забытого искусства // Художник. 2001. № 2. С. 38-41.
14. Некрасова М. А. Возрождение керамической иконы // Диалог искусств. 2005. № 4. С. 74-76.
15. Первозванская О. А. Керамическая икона в русском искусстве: история и современность // Педагогика искусства. 2020. № 1. С. 175-185.
16. После иконы : [каталог выставок проекта 2018-2019 гг.]. Москва : [б. и.], 2019.
17. Рубцова С. Н. Вопросы экспонирования современного религиозного искусства на примере выставок проекта «После иконы» // Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века. Москва : РГГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. С. 138-142.
18. Симиненко В. Солнечная радость керамики // Церковный благо-украситель. 2013. № 38. С. 12-14.
19. Христианское искусство - 2016. Каталог мастеров современного христианского искусства / под ред. прот. В. Силовьева. Москва : Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2016.
20. Христианское искусство - 2020. Каталог мастеров современного христианского искусства / под ред. прот. В. Силовьева. Москва : Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2020.
21. Языкова И. К. Икона в духовной культуре России XX века: дис. ... канд. культурологии 24.00.01 / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2005.
1. Панно «Спас Нерукотворный» для храма Прп. Серафима Саровского, Салоники (Греция). Православные мастерские «Финист» во имя свт. Спиридона Тримифунтского. 2020. Фото с выставки «Небесные хранители православной Эллады» в музее «Керамарх»
2. О. М. Скубченко. Вход Господень в Иерусалим. 2017. Шамот, ангобы, глазури
3. Н. Г. Кутнова. Матерь Божия Одигитрия. 2017
4. 4. Походный иконостас для парусника «Паллада». 2015. Православные мастерские «Финист» во имя свт. Спиридона Тримифунтского
5. А. Ю. Залуцкая. Серия пластов «Псалмы». 2019-2020
6. Аурел Маринуца. Владимирская икона Божией Матери. 2017. Авторское повторение иконы, выполненной для Сретенского ставропигиального мужского монастыря, Москва. Православные мастерские «Финист» во имя свт. Спиридона Тримифунтского