Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 179-193 БОТ: 10.15382МшгУ202038.179-193
и теории христианского искусства ПСТГУ
главный научный сотрудник ФИИ РГГУ
д-р ист. наук, канд. искусствоведения,
Баранова Светлана Измайловна,
профессор кафедры истории
Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская площадь, 6
ОИСГО: 0000-0001-9393-1151
Райские птицы. Анна Леонидовна Удальцова (22.02.1954-8.04.2013)
С. И. Баранова
Аннотация: Статья посвящена памяти Анны Леонидовны Удальцовой, художника-керамиста, профессора, заведующей кафедрой художественной керамики Московской художественно-промышленной академии. Главное направление научной и художественной деятельности А. Л. Удальцовой было связано с изучением и созданием архитектурной керамики для храмового зодчества. Как архитектора по основной профессии Удальцову особенно интересовал исторический опыт древнерусских зодчих и мастеров в создании изразцового декора памятников архитектуры. Этому были посвящены ее публикации и диссертация, в которой впервые были рассмотрены композиционные приемы, связанные с использованием в убранстве древнерусских памятников архитектуры изразцов, главным образом с изображением птиц. Раскрытые ею творческие методы древнерусских мастеров, преданность теме и материалу, глубокий, приобретший большое значение в жизни Удальцовой интерес к церковному искусству отразились в ее творчестве. В 2000-х гг. особенно проявилась связь научных интересов Удальцовой и ее архитектурно-художественной практики. Для стен собора в Зачатьевском монастыре в Москве Удальцовой были выполнены рельефные полихромные изразцы с изображением птиц и розеток, а также крупноформатное панно с изображением Голгофского креста. Самыми сложными проектами последних лет стали керамические иконостасы для Знаменской церкви села Холмы под Москвой и собора Зачатьевского монастыря. Таким образом, в творчестве А. Л. Удальцовой получила продолжение уникальная традиция создания керамических иконостасов, ведущая свое начало из XVII столетия, продолженная в XIX и возрожденная в наше время.
Ключевые слова: керамика, архитектура, изразец, храм, иконостас, декор, современная керамика, глазури для керамики, живопись глазурями.
Белые стены нового собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в Москве, построенного на месте снесенного храма1, украшают глазурованные сияющие керамические вставки с изображением птиц и розеток,
1 Каменный собор Зачатьевского монастыря, построенный ок. 1584 г. на месте деревянного, простоял до 1804 г. В 1805-1807 гг. на его месте был построен пятикупольный храм во имя Рождества Богородицы, в 1800 г. сооружена колокольня. Храм был снесен в 1930-е гг. В 2006-2010 гг. возведен новый пятикупольный храм, освященный 25 ноября 2010 г.
Голгофского креста. Яркие изразцы словно бы возвращают нас в позднее русское Средневековье, когда они были непременной частью декора многих храмов Москвы.
Автор изразцового декора собора — Анна Леонидовна Удальцова, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой художественной керамики МГХПА им. С. Г. Строганова, член Союза художников Москвы, многолетний председатель Государственной аттестационной комиссии ПСТГУ по специальности «Живопись».
За образец изразцов с птицами ею был взят подлинный полихромный рельефный изразец из Флорищевой пустыни. Бывавшие в открытом для многих доме Анны Леонидовны хорошо помнят его: этот изразец висел на видном месте над окном. Он не терялся среди многочисленных картин, рисунков, фотографий, обозначая особенный интерес хозяйки (ил. 1).
Незадолго до ухода, 7 января 2013 г., Анна Леонидовна написала воспоминания о своей работе, где отмечала: «Работа в Зачатьевском монастыре дала мне возможность осуществить давнюю мечту — изготовить изразцы с птицами в полном наборе»2. К этому Анна Леонидовна шла всю жизнь.
Анна Удальцова — москвичка с петербургскими корнями, из семьи архитекторов, скульпторов, художников, оставивших заметный творческий след в
истории русской культуры (ил. 2). Ее отец — Леонид Ильич Баталов — заслуженный архитектор РСФСР, лауреат двух Государственных премий СССР и РСФСР, автор проекта Останкинской телебашни, двух телецентров и здания аэропорта на Ленинградском проспек-те3. Мать — Анна Матвеевна Харламова — известный исследователь русской архитектуры, кандидат архитектуры4, сотрудник Научно-методического совета по охране памятников при Министерстве культуры СССР, автор монографии о творчестве архитектора Н. А. Львова и других исследований5.
Большое влияние на Анну оказал также отчим — Василий Александрович
2 Удальцов Б. А. Анна Леонидовна Удальцова: керамические иконостасы, изразцы, витражи, пласты, печи, архитектурная керамика. Великий Новгород, 2014. С. 8.
3 Подробнее см.: Удальцова А. Л. Баталов Леонид Ильич // Московская энциклопедия. Т. I: Лица Москвы. Кн. 1: А-З. М., 2007. С. 141.
4 Харламова А. М. Русское усадебное строительство конца XVIII века и его прогрессивные тенденции (На примере архитектурной практики Н. А. Львова в Тверской губ.): дис. ... канд. архитектуры. М., 1964.
5 Подробнее см.: Удальцова А. Л. Харламова Анна Матвеевна // Московская энциклопедия. Т. I: Лица Москвы. Кн. 5: У-Я. М., 2012. С. 174.
Ил. 1. Изразец из Флорищевой пустыни. Фото из собрания Удальцовых
Миняев, живописец и график6 . Однако первым из этого семейства связал свою жизнь с искусством дед Анны Леонидовны — Матвей Яковлевич Харламов. Сын бывшего крепостного, он окончил Одесскую рисовальную школу, затем учился скульптуре в Петербургской академии художеств. Самая яркая страница его творчества — фриз-горельеф «Народы России» и памятник Александру III для этнографического отдела Русского музея. (Интересная деталь: дед Анны Леонидовны и отец отчима, сыгравшего столь важную роль в ее художественном формировании, архитектор Александр Константинович Миняев, также окончивший Петербургскую академию художеств, были дружны.) Супруг Анны Леонидовны — Борис Александрович Удальцов — всю жизнь работал инженером и ландшафтным архитектором, являясь членом Союза ландшафтных архитекторов России и Русского географического общества.
Таким образом, ее художественные способности были во многом развиты семейным воспитанием и окружением. На столь благодатной почве у Анны Леонидовны рано развились способности к живописи. Окончив в 1978 г. МАРХИ, она поступила на службу в МГХПА им. С. Г. Строганова. Здесь молодой архитектор в полной мере открыла для себя керамику, которая стала главным материалом ее исследований и творчества.
Наследие художника-керамиста Удальцовой представлено двумя направлениями. В начале 2000-х гг. среди ее работ преобладали декоративные пласты, выполненные из шамота с росписью глазурями. За это время она создала более 50 произведений, которые демонстрировались на выставках декоративного искусства, в том числе и после безвременной кончины Анны Леонидовны7. Ныне три работы Удальцовой этого периода хранятся в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника, две — в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Безусловно, профессия архитектора отразилась в керамических работах Удальцовой, в основе декоративных решений которых просматриваются архитектурные формы или фрагменты урбанистической среды. В принципах обобщений и пространственного построения керамических росписей историк искусств Л. Г. Крамаренко усматривает влияние графического наследия архитектора Якова Чернихова, его сложных, четко построенных проектов фанта-
6 В. А. Миняев — автор многочисленных живописных и графических работ, знаток истории искусств.
7 Авторская керамика: каталог. СПб., 2016. С. 143; Керамика. Кафедра художественной керамики МГХПА им. С. Г. Строганова. М., 2010. С. 86-87, 95.
Ил. 2. Анна Леонидовна Удальцова. Фото из архива Удальцовых
стической архитектуры, которые он называл «прожектированием». Огромную роль в этих образцах современной керамики играла колористическая гамма — живопись глазурями глубоких насыщенных тонов, создаваемых при разных температурах обжига. По оценке Л. Г. Крамаренко, «работы Удальцовой отличаются "чувством материала", которое особенно ценится в современном декоративном искусстве. Глазурь на ее пластах ложится легко и прозрачно, оставляя "дышать" глиняный черепок, который выступает то как фон основного мотива, то как контур, который заполняет глазурь, отмечая основной авторский рисунок»8.
Ее ученица, ныне профессор кафедры «Художественная керамика» МГХПА им. С. Г. Строганова Н. Ю. Хлебцевич, также отмечая сложный выбор глазурей для керамики и технику росписи в творчестве А. Л. Удальцовой, анализируя ее приемы9, вспоминает, что «как художник она обладала редким даром: чувствовать материал как что-то живое, за которым надо следовать, не подчиняя, а наблюдая. Не случайно глазури стали ее любимым материалом в керамике. От них никогда не знаешь, чего ожидать. Можно сделать десятки проб и не получить нужного результата, а можно действовать, как она, "на удачу" и, благодаря смелости и чутью художника, получать невероятно красивые результаты. Ее керамика была ненатужной, легкой, сделанной будто бы безо всякого труда, и оттого безмерно притягательной»10. Не раз, находясь рядом с Удальцовой в мастерской, автор данной статьи наблюдала за процессом росписи глазурями, пыталась предсказать, каков будет результат, приобретающий законченность только после обжига. Во многом именно тогда возникло понимание сути ремесла художника-керамиста, которым в полной мере обладала Анна Удальцова, буквально наслаждаясь возможностями керамических красок.
Другое направление ее творчества было связано с архитектурной керамикой. Как архитектора по основной профессии Удальцову особенно интересовал выдающийся исторический опыт древнерусских зодчих и мастеров «ценинного дела»: обращение к теме русского изразца для нее было неизбежно. В 1984 г. Удальцова опубликовала первую работу о закономерностях построения уникального фрагмента керамического пола придела Благовещенского собора Московского Крем-ля11, в следующем году вышла статья, посвященная композиционным приемам, связанным с использованием в XVII в. русских стенных изразцов12. Исходным
8 Крамаренко Л. Г. Каталог выставки А. Л. Удальцовой. М., 2005. С. 5.
9 Хлебцевич Н. Ю. Художественный и технологический аспекты в живописи глазурями на примере творчества российских художников авторской керамики второй половины 20 — начала 21 века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. № 2. Ч. 2. С. 320-321.
10 Удальцов Б. А. Указ. соч. С. 223.
11 Удальцова А. Л. Керамический пол XVI века придела Благовещенского собора Московского Кремля (реконструкция) // Декоративно-прикладное и монументальное искусство: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. С. 60-65.
12 Удальцова А. Л. Некоторые композиционные закономерности русских стенных изразцов XVII в. // Архитектурное наследство. Вып. 34. М., 1985. С. 266-268. В этом же выпуске была опубликована написанная в соавторстве с А. М. Харламовой статья «Трапезная Мака-рьевского монастыря в Калязине» (С. 230-237).
для анализа стал изразец с птицей из Флорищевой пустыни, находившийся в семейном собрании13.
В 1988 г. ею была защищена диссертация, в которой впервые были рассмотрены композиционные приемы, связанные главным образом с использованием в убранстве древнерусских памятников архитектуры изразцов с изображением птиц14. Эта группа изразцов была выбрана А. Л. Удальцовой не случайно. Изразцы, «разлетевшись» в XVII столетии по самым дальним уголкам России, украсили храмы Москвы, Ярославля, Балахны, Великого Устюга, Юрьевца, Нижнего Новгорода и других центров изразцового производства Московии. Варианты изображений на изразцах Москвы, где они появились впервые, были многочисленны: это изразцы с птицей на ветке (Мостовая башня в Измайлове), с птицей в арке (церковь Троицы в Останкине), с двумя птицами, сидящими друг против друга по сторонам дерева (колокольня церкви Николая Явленного на Арбате), и другие.
Птицы на изразцах органично влились в изобразительный ряд русского искусства, создатели которых использовали его традиции и сохраняли символику. Две птицы, симметрично размещенные на ветвях растения (виноградной лозы) и повернутые друг к другу и в профиль к зрителю, — одно из самых древних изображений, истоки которого уходят в глубь христианской традиции. Изображение яркого потока из плодов, цветов, листвы и птиц, вздымающегося ввысь из вазона, восходит к Античности и сохраняется очень долго в средневековых мозаиках, а затем и в ренессансном искусстве. Оно имеет глубокое смысловое содержание как символ, как духовная (религиозная и моральная) аллегория.
Анну Удальцову привлекли не только декоративные свойства изразцов, их художественная и смысловая ценность, но и загадочность раппортной системы, образованной из изразцов с птицами, ее закономерности и связь с древнерусской архитектурой. Ей удалось выявить принципы соединения нескольких изразцов с птицами в единый структурный элемент и связь между изображением птиц, поворотом их голов и символикой изображения. Например, «неясыть» (пеликан), птица, кормящая своим телом птенцов, — символ самопожертвования, символ христианской Церкви.
О других изображениях птиц Удальцова писала следующее: «В раннехристианской символике изображение павлина всегда символизировало тему вечности и нетленности, образ райской жизни. Как правило, а точнее, всегда, павлин соединен "нащельным" орнаментом с индюком, символизирующим гордыню, напыщенность и чванство. Возможно, это символ земной жизни. Часто встречающаяся на изразцах птица, клюющая ягоду или гроздь, имеет целью указать христианам на центральное таинство Церкви — Евхаристию. "Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь", — пишет Климент Александрийский. Клюющие
13 Изразец происходил из материалов экспедиции Академии архитектуры СССР, проведенной в 1942 г. под руководством Д. П. Сухова, в составе В. Лутикова, А. Харламовой, И. Эрн.
14 Удальцова А. Л. Изразцовый декор в русской архитектуре XVII века (композиционные закономерности и методы строения фасадных изразцов): дис. ... канд. искусствоведения. М., 1988.
гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми. О значении позы птицы, оглядывающейся назад — "оглядыша", прямых сведений нет, но можно предположить, что она имела немаловажное значение среди многообразных поз птиц, так как часто встречается ее изображение с короной на голове»15.
Длительный процесс изучения Удальцовой памятников русского зодчества, украшенных изразцами, автор этой статьи наблюдала во время многочисленных совместных поездок. В Ярославле, Угличе, Подмосковье были досконально исследованы все особенности местных керамических шедевров. Чаще всего эти обзоры заканчивались не только и не столько глубокими размышлениями о секретах русских зодчих и мастеров-керамистов, сколько обсуждениями тревожащего будущего того или иного памятника. В этом случае мягкая и улыбчивая Анна Леонидовна (а такой Удальцова осталась в памяти многих людей) становилась жесткой и даже воинственной. Она публично выступала за проведение срочных реставрационных работ, как это было, например, в истории борьбы за восстановление керамического декора часовни-усыпальницы Поляковых в усадьбе Знаменское-Губайлово близ Красногорска.
Раскрытые ею творческие методы древнерусских мастеров, преданность теме и материалу, глубокий, приобретший большое значение в жизни Удальцо-вой интерес к церковному искусству отразились в ее творчестве как художника, о котором известно значительно меньше. Глубокое изучение опыта мастеров це-нинного дела, технологических и композиционных приемов, примененных в изразцовых облицовках, стало импульсом для художественного взлета исследователя, и в 2000 г. Анна Удальцова обратилась к созданию архитектурной керамики для православного зодчества.
В начале 2010-х гг. для северного, западного и южного фасадов собора, а также для звонницы в Зачатьевском монастыре А. Л. Удальцовой были выполнены рельефные полихромные изразцы с изображением птиц, традиционно установленные в ширинки. На южном фасаде были установлены изразцы с рельефным изображением многоцветных розеток, поставленные «на угол» (ил. 3, 4, 5). Яркий бирюзовый цвет, послуживший фоном для парящих на стенах птиц, делает их драгоценными вставками, а размещение, в основном на низком уровне, позволяет подробно видеть их сюжетное содержание. Среди известных в древнерусском искусстве пород птиц для набора из восьми изразцов, созданных для собора, был выполнен изразец с изображением совы — символа мудрости, благоразумия и рассудительности, не встречавшийся в древнерусской традиции. В этом выборе Удальцова использовала дошедшую до наших дней легенду о жившей в древности на территории монастыря ручной сове.
На южном фасаде собора в 2012 г. было установлено выполненное художником панно с изображением Голгофы, включающим восьмиконечный крест, главный элемент композиции — холм округлой формы у подножия креста — и череп Адама. Подобные керамические вставки, как правило, отдельные крупноформатные изразцы, традиционно украшали русские храмы в XVII в. Панно собора, значительно большее, чем они, является составным, что, в сущности,
15 Цит. по: Удальцов Б. А. Указ. соч. С. 7-8.
Ил. 3. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в Москве. Фото автора
адресует нас к выдающимся составным керамическим композициям русского и европейского Средневековья, хорошо известным А. Л. Удальцовой (ил. 6).
Почти одновременно шла работа над самыми крупными и сложными проектами, которыми стали керамические иконостасы16 для придела царевича Димитрия в Знаменской церкви села Холмы Истринского района Московской области и придела Неопалимой Купины в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря. В 2009 г. настоятель Знаменского храма отец Георгий заказал Удальцовой керамический иконостас для придела царевича Димитрия. Придел относится к XVII в., периоду расцвета изразцового искусства, о чем напоминает расположенный в 20 километрах от Знаменского храма Ново-Иерусалимский монастырь, известный керамическими полихромными декорациями.
В стенах этого монастыря началась история русского керамического иконостаса: в Воскресенском соборе с ними было устроено и освящено девять приделов. Дошедшие до наших дней семь трехъярусных и двухъярусных керамических иконостасов (в XVIII в. иконостасы приделов Константина и Елены и митрополита Филиппа были разобраны) поражают величием форм, блеском цветных искрящихся глазурей и лепкой крупных фигурных деталей.
Эти алтарные преграды, воспроизводящие построение западнорусских «архитектурных» иконостасов, были новаторскими: никогда ранее изразцы не при-
16 В статье используется понятие «керамический иконостас». Зачастую в публикациях по иконостасам встречаются различные термины, связанные с материалами и технологиями их изготовления: майоликовый, фаянсовый, фарфоровый и др. Эти термины относятся к разновидности одного материала — керамики, поэтому принятое определение «керамические иконостасы» соответствует описываемым иконостасам.
Ил. 4—6. Изразцы в декоре собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в Москве. Фото автора
менялись для оформления иконостасов. В дальнейшем история русского искусства долгое время не знала подобных примеров. В 1876 г. исследователь изразцов Ново-Иерусалимского монастыря архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей»17. Но уже во 2-й пол. XIX в. российские предприниматели обратились к производству керамических иконостасов, достоинства которых были неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держатся краски, не вызывает сложностей замена утраченной детали и т. д. В современном производстве отлажен технический процесс во всех звеньях изготовления: проектировании, компью-
17 Леонид (Кавелин), архимандрит. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре с 1656-1759 г. // Вестник общества древнерусского искусства. Отд. IV. Смесь. М., 1876. С. 84.
терном моделировании, изготовлении моделей и керамических изделий, монтаже. Такое воплощение получила традиция производства керамических иконостасов, ведущая свое начало из ХУЛ столетия, продолженная в Х!Х и возрожденная в наше время.
Соседство Знаменского храма с Ново-Иерусалимским монастырем оказалось определяющим. В поисках цветового и пластического решения иконостасов А. Л. Удальцова обратилась к керамическим архитектурным деталям XVII в. — колонкам, изразцам с изображением розеток. Разработка цветового решения также была сделана в пользу трех основных цветов из палитры керамики средневековых мастеров: зеленого, желтого и коричневого. Зеленый, «муравленый», цвет стал основным, ведущим (ил. 7). А. Л. Удальцова вспоминала: «Работа над иконостасом продолжалась три года по причинам большого количества мелких и сложных, трудоемких деталей, требующих изготовления многих форм. По мере доставки деталей на объект, отец Георгий со своими помощниками монтировали детали на каркас. Решили сами собирать иконостас неспешно и качественно: установка завершилась к концу 2012 года»18.
Почти одновременно шла работа над иконостасом для подземного храма Неопалимой Купины в Зачатьевском монастыре. Его история связана с архео-
Ил. 7. Проект керамического иконостаса в приделе царевича Димитрия в Знаменской церкви села Холмы Истринского района Московской обл. Фото из архива Удальцовых
18 Цит. по: Удальцов Б. А. Указ. соч. С. 107. В создании иконостаса участвовали также архитектор Владимир Кузнецов, иконописец Олег Кокулов, художник-керамист Геннадий Взоров. Расписывали иконостас Наталья Хлебцевич, Мария Удальцова.
логическими раскопками на месте собора и обнаружением следов каменной палатки XVI в. и малой церкви Неопалимой Купины XVIII в., а также значительных фрагментов старой кирпичной кладки стен. С целью восстановления существовавшего престола в обнаруженном пространстве был создан храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с керамическим иконостасом. При выборе иконостаса учитывались архитектурные особенности интерьера, росписи стен и сводов, выполненные в стиле древних каппадокийских храмов и посвященные ветхозаветным прообразам, символам и пророчествам о Пресвятой Деве Богородице: созданный в византийском стиле одноярусный иконостас органичен для архитектуры придела и свидетельствует о грамотном решении его создателей. Низкая преграда, состоящая из нескольких колонн с архитравом, с установленным сверху крестом, соответствует архитектурной традиции. Но византийские образцы не копируются буквально, тем более что материалом для иконостаса послужил шамот, прекрасно имитирующий традиционный для византийских иконостасов камень. Авторские решения элементов декора, напоминающего резной декор ранних мраморных иконостасов, придают конструкции выразительность и торжественность. В выборе материала и технологий для иконостаса был и свой резон. Работа по камню, да и сам материал, значительно дороже, поэтому керамика позволила изготовить иконостас с совершенно иными затратами.
Для нас важны воспоминания А. Л. Удальцовой, которые мы приводим как можно полнее19:
«В ноябре 2009 г. Игумения Зачатьевского монастыря Иулиания попросила меня подумать над проектом керамического иконостаса для придела Неопалимой Купины, расположенного в цокольной части Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Матушка разъяснила свое желание иметь иконостас из керамики, поскольку этот материал проходит огонь (ил. 8). Было решено образ иконостаса проектировать на период XVII века, как и сам Собор. Мною были сделаны варианты иконостаса, которые были неоднократно рассмотрены и согласованы, однако после Пасхи, в апреле 2010 г., от Игумении поступило предложение создать новый вариант — в древневизантийском стиле, соответствующем разрабатываемым эскизам росписи стен и сводов. Я приняла
19 Тираж альбома Б. А. Удальцова «Анна Леонидовна Удальцова: керамические иконостасы, изразцы, витражи, пласты, печи, архитектурная керамика», вышедший в 2014 г., составляет лишь пять экземпляров. Поэтому цитирование воспоминаний в первой публикации о творчестве А. Л. Удальцовой представляется чрезвычайно важным.
Ил. 8. Фрагмент керамического иконостаса в приделе царевича Димитрия в Знаменской
церкви села Холмы Истринского района Московской обл. Фото из архива Удальцовьх
это предложение и начала собирать и изучать материал по этому периоду. Были отобраны образцы древних преград, раздел "Архаика", опираясь на которые, я создавала свой вариант иконостаса. Принесла на рассмотрение варианты. Путем многократных обсуждений эти варианты очищались от излишне перегруженных элементов, в результате был выработан окончательный вариант и утвержден к исполнению в материале (ил. 9, 10).
В начале июня 2010 г. мы приступили к исполнению иконостаса в материале. Я сформировала бригаду из сотрудников кафедры керамики Строгановского университета, и в дальнейшем работа по изготовлению деталей иконостаса ве-
Ил. 9. Проект керамического иконостаса в приделе Неопалимой Купины собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в Москве. Фото из архива Удальцовых
лась в мастерских кафедры керамики. К августу 2010 г. была выполнена большая часть работы: отформованы и обожжены детали колонн и тябловой балки и перевезены на объект. Игумения распорядилась отрядить двух рабочих со стройплощадки со сварочным аппаратом и другим инструментом, которые сварили из стальных профилей каркас иконостаса по нашим чертежам и под нашим наблюдением. Эти же рабочие собрали колонны из керамических деталей с заливкой пустот собираемых элементов цементной смесью. Таким образом, к 17 сентября, к празднику Неопалимой Купины, мы имели собранную основную конструкцию иконостаса из колонн и тябловой балки. Недостающие рельефные вставки в нижней части иконостаса были временно заменены баннерами. Две самых крупных иконы — "Неопалимая Купина" и "Спас на Черепьях" — были установлены на свои места, а крайние иконы — преподобных Иулиании и Ев-праксии, были также выполнены в виде временных баннеров. Что касается Царских Врат, то к тому времени они были еще в работе. По просьбе Игумении епископом Зиноном в монастырь были переданы врата от другого иконостаса, не подошедшие там по размерам. Здесь они в точности подошли к нашему проему, их решено было временно повесить.
Таким образом, к 17 сентября иконостас предстал украшенным цветами, выглядел вполне празднично, и служба прошла успешно. Впереди была зима 2010—2011 гг., за время которой нам предстояло закончить недостающие детали, а также две иконы и Царские Врата. К февралю месяцу все было готово, и мы должны были приступить к окончательному монтажу. Я поехала на объект, чтобы выяснить, когда можно продолжить работы, и увидела, что там расписывают стены и свод. Для этого помещение перегорожено горизонтальным настилом из досок на стойках. Было понятно, что мы можем работать, проникнув через узкий
Ил. 10. Керамический иконостас в приделе Неопалимой Купины собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в Москве. Фото из архива Удальцовых
проход под настил, и вести монтаж в согнутом состоянии, с дополнительным освещением. Бригада принимает решение начинать монтаж, не откладывая.
К весне наши работы были закончены, а роспись длилась еще все лето. Наконец, леса были убраны, и придел "Неопалимая Купина" получил законченный вид. 17 сентября 2011 г. придел был освящен, состоялась вторая праздничная служба, и Патриарх Кирилл, проводивший службу в Соборном храме, посетил придел и одобрил работы»20.
Планы Анны Леонидовны были обширны — с опытом пришло понимание собственной роли в создании сложных архитектурных решений. Глубокое знание православной традиции питало ее творчество, основанное на русской художественной школе «ценинного дела» и преданности керамике.
Горько осознавать, что ее творческий взлет был прерван на такой высоте. Но керамическое убранство храмов, созданное Анной Леонидовной Удальцо-вой, будет памятью о художнике и исследователе русского изразца.
Список литературы
Авторская керамика: каталог. СПб., 2016.
Керамика. Кафедра художественной керамики МГХПА им. С. Г. Строганова. М., 2010. Крамаренко Л. Г. Каталог выставки А. Л. Удальцовой. М., 2005.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре с 1656—1759 г. // Вестник общества древнерусского искусства. Отд. IV. Смесь. М., 1876. С. 81-87. Удальцов Б. А. Анна Леонидовна Удальцова: керамические иконостасы, изразцы, витражи, пласты, печи, архитектурная керамика. Великий Новгород, 2014. Удальцова А. Л. Баталов Леонид Ильич // Московская энциклопедия. Т. I: Лица Москвы.
Кн. 1: А-З. М., 2007. С. 141. Удальцова А. Л. Харламова Анна Матвеевна // Московская энциклопедия. Т. I: Лица Москвы. Кн. 5: У-Я. М., 2012. С. 174. Удальцова А. Л. Керамический пол XVI века придела Благовещенского собора Московского Кремля (реконструкция) // Декоративно-прикладное и монументальное искусство: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. С. 60-65. Удальцова А. Л., [Харламова А. М.] Трапезная Макарьевского монастыря в Калязине //
Архитектурное наследство. Вып. 34. М., 1985. С. 230-237. Удальцова А. Л. Некоторые композиционные закономерности русских стенных изразцов
XVII в. // Архитектурное наследство. Вып. 34. М., 1985. С. 266-268. Удальцова А. Л. Изразцовый декор в русской архитектуре XVII века (композиционные закономерности и методы строения фасадных изразцов): дис. ... канд. искусствоведения. М., 1988.
Харламова А. М. Русское усадебное строительство конца XVIII века и его прогрессивные тенденции (На примере архитектурной практики Н. А. Львова в Тверской губ.): дис. ... канд. архитектуры. М., 1964. Хлебцевич Н. Ю. Художественный и технологический аспекты в живописи глазурями на примере творчества российских художников авторской керамики второй половины 20 — начала 21 века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. № 2. Ч. 2. С. 320-321.
20 Удальцов Б. А. Указ. соч. С. 5-6.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Svetlana Baranova, Doctor of Sciences in History, Candidate of Sciences in Art Criticism, Chief Researcher, Faculty of Art History, RSUH Professor, Department of History and Theory of Christian Art, PSTGU 6 Miusskaya Sq., Moscow 125993, Russian Federation [email protected].
2020. Vol. 38. P. 179-193
DOI: 10.15382/sturV202038.179-193
ORCID: 0000-0001-9393-1151
Birds of Paradise. Anna Leonidovna Udaltsova (22.02.1954-8.04.2013)
Abstract: This article is dedicated to memory of Anna Udaltsova, artist-ceramist, professor, Head ofthe Department ofArt Ceramics ofStroganov Moscow State Academy of Arts and Industry. The main direction of A. L. Udaltsova's academic and artistic work was connected with the study and creation of architectural ceramics for church architecture. As an architect by profession, Udaltsova was particularly interested in the historical experience of Old Russian architects and masters of tile decor in architectural monuments. This topic was dealt with in her ground-breaking publications and dissertation which studied compositional techniques related to the use of glazed tiles, mainly with birds, in the decoration of Old Russian architecture. Her academic work reveals artistic methods of Old Russian masters, demonstrates great commitment to the theme and the material, deep interest for church art, which came to play a prominent role in her life. In the 2000s, the connection between Udaltsova's academic interests and her architectural and artistic practice manifested iteslf very clearly. For the walls of Moscow Conception (Zachatievsky) Monastery in Ostozhenka Street, Udaltsova made relief polychrome tiles depicting birds and rosettes as well as a large-scale panel with the Cross of Calvary. The most complicated projects of the latter years were ceramic iconostaseis for Znamenskaya church in the village of Kholmy near Moscow and for the cathedral of Conception Monastery. On the whole, A. L. Udaltsova's creative work continues the unique tradition of making ceramic iconostaseis. It originated in the 17th century, continued in the 19th, and has recently been revitalised.
Keywords: ceramics, architecture, tile, temple, iconostasis, decor, modern ceramics, glazes for ceramics, painting with glazes.
Avtorskaia keramika: katalog (2016) [Authors' ceramics: A catalogue]. St Peyersburg. Keramika (2010) [Ceramics]. Moscow.
Khlebtsevich N. (2019) "Khudozhestvennyi i tekhnologicheskii aspekty v zhivopisi glazuriami na primere tvorchestva rossiiskikh khudozhnikov avtorskoi keramiki vtoroi poloviny 20 — nachala 21 veka" [Artistic and technological aspects in painting by glazes with creative work of ceramic
S. Baranova
References
artists of the 2nd half of the 20th — beginning of the 21st centuries]. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda. Vestnik MGKhPA, 2/2, pp. 320—321.
Kramarenko L. (2005) Katalog vystavki A. L. Udal'tsovoi [Catalogue of A. L. Udaltsova's exhibition]. Moscow.
Udal'tsov B. (2014) Anna Leonidovna Udal'tsova: keramicheskie ikonostasy, izraztsy, vitrazhi, plasty, pechi, arkhitekturnaia keramika [Anna Leonidovna Udal'tsova: Ceramic iconostaseis, glazed tiles, stained glass, plasty, stoves, architectural ceramics]. Velikii Novgorod.
Udal'tsova A. (2007) "Batalov Leonid Il'ich", in Moskovskaia entsiklopediia [Moscow Encyclopaedia], vol. 1. Moscow. P. 141.
Udal'tsova A. (2012) "Kharlamova Anna Matveevna", in Moskovskaia entsiklopediia [Moscow Encyclopaedia], vol. 1. P. 174.
Udal'tsova A. (1984) "Keramicheskii pol XVI veka pridela Blagoveshchenskogo sobora Moskovskogo Kremlia (rekonstruktsiia)" [Ceramic floor of the 16th century in Annunciation Cathedral of Moscow Kremlin (Reconstruction)]. Dekorativno-prikladnoe i monumental'noe iskusstvo: Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov [Applied and monumental art. Collection of articles]. Moscow. Pp. 60-65.
Udal'tsova A., [Kharlamova A. M.] (1985) "Trapeznaia Makar'evskogo monastyria v Kaliazine" [Canteen of Makarievskiy Monastery in Kaliazin]. Arkhitekturnoe nasledstvo, 34, pp. 230237.
Udal'tsova A. (1985) "Nekotorye kompozitsionnye zakonomernosti russkikh stennykh izraztsov XVII v." [Some compositional regularities of Russian wall glazed tiles of the 17th century]. Arkhitekturnoe nasledstvo, 34, pp. 266-268.