Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЕЕ МНОГООБРАЗИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК А.Г. ЖУМАБЕКОВОЙ, Л.Т. КИЛЕВОЙ «СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ», АЛМАТЫ, КАЗНПУ ИМ. АБАЯ, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ɎЛАғАТ», 2015. - 240 С.)'

СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЕЕ МНОГООБРАЗИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК А.Г. ЖУМАБЕКОВОЙ, Л.Т. КИЛЕВОЙ «СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ», АЛМАТЫ, КАЗНПУ ИМ. АБАЯ, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ɎЛАғАТ», 2015. - 240 С.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
262
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЕЕ МНОГООБРАЗИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК А.Г. ЖУМАБЕКОВОЙ, Л.Т. КИЛЕВОЙ «СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ», АЛМАТЫ, КАЗНПУ ИМ. АБАЯ, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ɎЛАғАТ», 2015. - 240 С.)»

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2017. Т. 27, вып. 3

Рецензии

Т.И. Зеленина

СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЕЕ МНОГООБРАЗИИ (Рецензия на учебник А.Г. Жумабековой, Л.Т. Килевой «Структура современного языкознания», Алматы, КазНПУ им. Абая, издательство «¥лаFат», 2015. - 240 с.)

В Казахстане вышел в свет учебник «Структура современного языкознания», который, на наш взгляд, заслуживает внимания лингвистов. Его подготовили к изданию два профессора Казахского национального педагогического университета им. Абая, доктора филологических наук Айгуль Казге-новна Жумабекова и Людмила Тимофеевна Килевая. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Республики Казахстан для использования в высшей школе по специальности магистратуры «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения». Он междисциплинарен по материалу и содержит сведения, помогающие магистрантам усвоить лингвистические знания, выработанные на современном этапе наукой о языке. Учебник интересен не только студентам, но и преподавателям вузов и специалистам-филологам.

Цель учебника - выявление приоритетов современной науки о языке и обозначение наметившихся перспектив дальнейшего развития лингвистических исследований. Авторы отмечают, что они не ставят задачи полностью раскрыть сущность всех теорий, включенных в ту или иную парадигму, а стремятся представить «современную картину лингвистического знания во всем ее многообразии». Понятие «современный», отличаясь определенной условностью, охватывает период с первой половины XX в. по начало XXI в.

Учебник используется авторами в рамках одноименного курса, содержание которого базируется на двух подходах: онтологическом, предполагающем изложение сущности определенного направления в языкознании, и пространственном, предполагающем изучение средоточия территории данного направления, его основоположников и связанных с ними научных школ. Содержание дисциплины как курса, позволяющего в общем плане раскрыть парадигмы языкознания в современном их состоянии, обуславливает структуру учебника. Новое осмысление лингвистических фактов излагается в нем на фоне традиционных подходов. На основе этого учебник включает четыре взаимосвязанных раздела.

Материал первого раздела «Категоризация лингвистического знания: системоцентрический подход» вводит читателя в процесс парадигмальных отношений, сконцентрированных в современной лингвистике. Акцент делается на тех культурных условиях, в которых происходит формирование того или иного лингвистического знания. Устанавливаются приоритеты в составе каждой научной парадигмы. Авторы делают вывод о том, что если для предыдущих парадигм была характерна абсолютизация одного из аспектов языка (формального, структурного, культурного), то парадигме современного языкознания свойственно их интегрирование. Представленные данные удачно сфокусированы в сводной таблице (с. 13), позволяющей проследить этапы формирования приоритетов лингвистического знания в определенный период времени. Описываются основные направления и задачи структурной и функциональной лингвистики. Дается характеристика семантическому и сопоставительному направлениям в современном языкознании. По мнению авторов учебника, достижения контрастивной лингвистики являются наиболее значимыми для будущих преподавателей русского языка как иностранного. Для развития общепрофессиональных компетенций студентам важны знания по современная металингвистике.

Второй раздел «Антропоцентрическая аспектуализация постмодернистской парадигмы современного языкознания» посвящен изложению теоретических положений тех направлений лингвистики, которые основаны на экстралингвистических фактах в связи с принципом антропоцентризма, сущность которого состоит в том, что в соотношении «язык и человек» актуализируется человек: «человек в языке». При этом постоянно подчеркивается тот фундамент, на котором формировались теории данной парадигмы, прежде всего, структурализм. Раскрывается значимость этого метода для основных направлений развития антропоцентрических парадигм, с актуализацией когнитивной лингвистики, лингвофилософии, лингвистической парадигмы, теории межкультурной коммуникации.

Наиболее развернуто представлен третий раздел «Лингвоцентрическая аспектуализация постмодернистской парадигмы современного языкознания», в начале которого отмечается, что данный аспект лингвистического знания базируется на доминирующей роли языка в структуре «человек -

2017. Т. 27, вып. 3

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

язык». В этом случае исследователь сквозь призму интерпретации языкового знака выявляет образ человек и в целом образ народа как носителя языка.

Таким образом, исследования языка в человеке отражают следующие лингвистические направления постмодернистской парадигмы: «Социолингвистика», «Экологическое языкознание», «Психолингвистика», «Гендерная лингвистика», «Нейролингвистика», «Дискурсное направление в лингвистике», «Лингвокультурология», «Лингвосинергетика», «Прикладная лингвистика».

В четвертом разделе «Основные направления современной казахстанской лингвистики» описываются парадигмы лингвистических исследований в контексте казахстанского научного и культурно-образовательного пространства. Целью данного раздела явилось определение той роли, которую играет лингвистика Казахстана в мировом исследовательском процессе; обозначены ведущие ученые, внесшие существенный вклад в развитие теории языка и лингводидактики. Дается характеристика казахстанских научных школ этнолингвистики, социолингвистики, теории номинации, функциональной грамматики. Описаны тенденции развития одно- и двуязычной лексикографии. Особое внимание уделено анализу достижений сопоставительного языкознания, теории и практике перевода, поскольку именно эти области определяют профессиональный интерес магистров. По итогам обзора сформулированы лингво-дидактические задачи преподавания русского языка в школах с нерусским языком обучения.

Содержание рецензируемого учебного издания характеризуется определенной степенью новизны, выражающейся как в подборе новейшей научной литературы по языкознанию, так и в методологических подходах к ее анализу.

В списке основной и дополнительной литературы магистрам предлагаются работы известных российских ученых (Ю.М. Лотмана, Е.С. Кубряковой, Ю.Н. Караулова, Г.А. Золотовой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, В.А. Масловой, Н.Ф. Алефиренко, А.А. Гируцкого, Н.Б. Мечковской, М.К. Петрова, Е.Н. Ремчуковой, С.Г. Тер-Минасовой, А. Киклевича, В.В. Воробьева, Т.Б. Радбиля, И.Т. Каса-вина, И.С. Куликовой, Д.В. Салминой, В.Ф. Петренко, Е.И. Зиновьевой, Е.Е. Юркова, А.Т. Хроленко и др.) и казахстанских ученых (А.Е. Карлинского, Э.Д. Сулейменовой, З.К. Ахметжановой, Л.К. Жа-налиной, Н.И. Гайнуллиной, В.С. Ли, З.К. Темиргазиной и др.).

Такие направления науки о языке, как лингвосинергетика, глоттодидактика, являются продуктами последних лет; они мало описаны, не получили определенной оценки в современном лингвистическом сообществе. Авторы посчитали нужным ознакомить магистрантов с этими новейшими явлениями, дать им научную характеристику.

В большинстве представленных разделов учебника теория языка соотносится с практическим ее применением: теоретические постулаты снабжены конкретными образцами их использования при выполнении научных исследований. Структура учебника определяет алгоритм работы с ним: после каждого раздела приведен список использованных источников, далее следуют вопросы, нацеленные на проверку теоретических знаний, и практикоориентированные задания. Качество освоения материала оценивается с помощью тестов. Это позволяет студентам осуществлять самопроверку полученных знаний. В конце учебника дается глоссарий. Таким образом, представленные в учебнике научные теории направлены на выработку тех компетенций, которые позволяют начинающему исследователю освоить не только целый ряд конкретных дисциплин, но и методологию сбора и анализа фактического языкового материала.

Хорошему освоению теоретических знаний способствуют представленные в учебнике таблицы и схемы, структурирующие материал и актуализирующие основные его положения. Все отмеченное демонстрирует, что авторы учебника соблюли психолого-педагогические требования к его содержанию и оформлению. Рецензируемое учебно-методическое издание свидетельствует о кропотливой работе и лингвистической эрудиции авторов.

В заключение отметим, что в учебнике полно изложены и грамотно структурированы основные научные направления современной лингвистики, что позволяет их успешно изучать и вырабатывать компетенции, необходимые лингвистам - выпускникам не только вузов Казахстана, но и постсоветского пространства в целом.

Зеленина Тамара Ивановна,

доктор филологических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) E-mail: zeleninatamara2@yandex.ru

Zelenina T.I.,

Doctor of Philology, Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/2, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: zeleninatamara2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.