Научная статья на тему 'Современная историография истории духовного сословия в России XIX — начала ХХ в'

Современная историография истории духовного сословия в России XIX — начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ДУХОВЕНСТВА / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / HISTORIOGRAPHY / THE HISTORY OF THE RUSSIAN CLERGY / THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мангилева Анна Владимировна

В статье рассматриваются основные направления современной истори-ографии истории духовного сословия в синодальный период. Анализ предпринят на материале публикаций в отечественной научной перио-дике последнего десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF RUSSIAN CLERGY IN 19 — EARLY 20 CENTURIES

The paper examines the main trends in the contemporary historiogra-phy of the history of russian clergy in the Synodal period. The analysis was undertaken on the basis of those publications which had appeared in the na-tional scientific periodicals of the last decade.

Текст научной работы на тему «Современная историография истории духовного сословия в России XIX — начала ХХ в»

А. В. Мангилева

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ДУХОВНОГО СОСЛОВИЯ В РОССИИ XIX — НАЧАЛА ХХ В.*

В статье рассматриваются основные направления современной историографии истории духовного сословия в синодальный период. Анализ предпринят на материале публикаций в отечественной научной периодике последнего десятилетия.

Ключевые слова: историография, история духовенства, история Русской Православной Церкви.

В течение долгого времени приходское духовенство синодального периода не пользовалось вниманием исследователей. В период до Поместного Собора 1917-1918 гг. на историков, по-видимому, влияло как мнение «образованного общества», с одной стороны, так и официальная цензура, с другой — провал церковных реформ Александра II делал тему положения духовенства достаточно болезненной для правительства. Правительственная политика после Октябрьской революции еще менее способствовала написанию серьезных работ, не ставящих своей целью обличение Церкви. Большинство исследователей считает, что переломным моментом в отношении к теме стало появление коллективной монографии «Русское Православие: вехи истории»1 (1989), выход которой был приурочен к празднованию тысячелетия Крещения Руси.

Но более важными для дальнейшего изучения темы стали другие работы, вышедшие приблизительно в это же время. Прежде всего здесь следует отметить рецензию Б. Н. Миронова «Американский историк о русском духовном сословии»2 (1987) на две монографии Гр. Фриза «The

* В основу статьи положен доклад, прозвучавший на Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (г. Екатеринбург, 12 февраля 2013 г.)

1 Русское Православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.

2 Миронов Б. Н. Американский историк о русском духовном сословии // Вопросы

134

© А. В. Мангилева, 2013

Russian Levities: Parish Clergy In The Eighteenth Century» и «The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Conter-Reform». Благодаря этой работе российские историки смогли хотя бы в общих чертах познакомиться с подходами, применяемыми зарубежными исследователями. Взгляды Гр. Фриза были подвергнуты в рецензии довольно жесткой критике, многие вопросы, касающиеся материального и социального положения белого духовенства, были поставлены здесь впервые в современной отечественной историографии. Собственный ответ на эти вопросы был дан Мироновым в монографии «Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие»3 (1990). В этом же году вышла в свет монография Н. Д. Зольниковой «Сибирская приходская община в XVIII веке», а еще раньше вышла ее работа «Сословные проблемы во взаимоотношениях Церкви и государства в Сибири» (1981)4. Обе они были посвящены прежде всего сельскому приходскому духовенству. Значение перечисленных работ заключается прежде всего в том, что здесь впервые в отечественной историографии для исследования положения духовенства были использованы массовые источники, данные которых были обработаны с использованием статистических методов исследования. В монографиях Н. Д. Зольниковой была разработана методологическая основа, до сих пор используемая историками при разработке вопросов, связанных с духовным сословием и, собственно, очерчен круг этих вопросов.

После появления этих монографий поток работ, посвященных истории духовного сословия, начинает нарастать. Проводится ряд конференций, появляются статьи и диссертационные исследования, посвященные этой теме. Снятие негласных запретов поспособствовало тому, что исследователи, привлеченные новизной тематики, обратились к поиску источников и открыли для себя огромные пласты почти полностью неизученного материала как в центральных, так и в региональных архивах. Материалы центральных архивов послужили базой для написания работ,

истории. 1987. № 1. С. 153-158.

3 Миронов Б. Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990.

4 Зольникова Н. Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях Церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981; Она же. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990.

посвященных прежде всего анализу церковно-правительственных отношений, тогда как региональные архивы предоставили историкам возможность заняться изучением жизни православного духовенства. Наиболее привлекательным для работы в последнем случае оказался синодальный период истории Церкви, поскольку именно в это время появляются массовые источники по истории духовенства, а уподобление духовенства чиновничеству приводит к бюрократизации церковного служения и росту потока деловой документации, связанной с приходской жизнью.

Постепенно складывается круг вопросов, на которые отвечают исследования, посвященные белому приходскому духовенству. Следует отметить, что во многом проблематику исследований «диктуют» сами источники, если для анализа их данных используются традиционные методики. В результате на сегодня имеется большое число работ, написанных на схожие темы, но на основе материалов различных региональных архивов, в названии которых обязательно присутствуют слова «город», «уезд», «губерния», «епархия». При этом говорить о складывании каких-либо центров изучения истории духовного сословия представляется преждевременным. В исследованиях представлены практически все российские регионы, но общей работы по комплексному изучению духовного сословия нигде не ведется: в лучшем случае, имеются работы, написанные каким-либо историком старшего поколения и двумя-тремя его учениками. В связи с этим уместнее классифицировать работы не по региональному принципу, а по проблематике. Следует также оговориться, что в данной работе будет проведена классификация основных направлений исследований на основании научных статей, поскольку монографические и диссертационные работы требуют более развернутого анализа (тем не менее, их проблематика совпадает с представленной в статьях, которые зачастую являются базой для написания более масштабных работ).

Прежде всего необходимо выделить источниковедческие работы. Поскольку одной из причин роста интереса исследователей к теме приходского духовенства было большое количество ранее не использовавшихся источников, то одной из актуальных задач стала характеристика этих источников, выявление их информационного потенциала. В этой связи особое внимание исследователей привлекли массовые источники, прежде всего клировые ведомости. Наиболее подробный и содержательный анализ этого вида учетной документации произведен в тру-

дах алтайских специалистов по исторической демографии (В. Н. Владимиров, М. Е. Чибисов и др.5), хотя изучение духовного сословия и не является главной целью их работы6. Другой массовый источник — «Сведения по делу об улучшении быта православного духовенства» — подвергнут подробному анализу в статьях А. В. Всеволодова7; особый интерес представляет выявленный автором факт заимствований данных для поприходных «Сведений» из клировых ведомостей, приходорасходных и межевых книг и тому подобной документации. Более того, А. В. Всеволодовым установлено, что в некоторых случаях поприход-ные «Сведения» составлялись не членами причта, а благочинными на основе клировых ведомостей8, что несколько снижает ценность этого источника по сравнению с самими клировыми ведомостями. Привлекают массовые источники по истории духовенства и тех, кто занимается генеалогическими исследованиями9.

5 Владимиров В. Н., Силина И. Г., Чибисов М. Е. Приходы Барнаульского духовного правления в 1829-1864 гг. (по материалам клировых ведомостей). Барнаул, 2006; Чибисов М. Е. Духовенство приходов Барнаульского духовного правления в 1804-1828 гг. (по материалам клировых ведомостей) // Актуальные вопросы истории Сибири. Пятые научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина. Барнаул, 2005. С. 3-4; Владимиров В. Н., Чибисов М. Е. Применение ГИС для реконструкции православных приходов Колывано-Вос-кресенского (Алтайского) горного округа первой половины XIX в. // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2006. № 34. С. 91-92.

6 То же можно сказать относительно публикаций: Маджаров А. С., Мамченко Е. Ю. Клировые ведомости церквей г. Иркутска как источник по истории города (XIX — начало ХХ в.) // Отечественные архивы. 2009. № 4. С. 64-72; Александрова Т. М. Материалы церковно-приходского учета как этнографический источник // Этнография Петербурга — Ленинграда: тридцать лет изучения, 1974-2004. СПб., 2004. С. 32-60.

7 Всеволодов А. В. «Сведения по делу об улучшении быта православного духовенства» 1863 г. как делопроизводственный комплекс // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 1. Т. 2. С. 23-27; Он же. Ответы приходских причтов на программу Особого Присутствия по делам православного духовенства 1863 г.: проблемы типологии и интерпретации // Вестник архивиста. 2012. № 2. С. 39-50.

8 Всеволодов А. В. «Сведения по делу об улучшении быта православного духовенства»... С. 26.

9 Колесов А. В. Основные источники информации о дореволюционном духовенстве Среднего Урала // Православие в судьбе Урала и России: история и современность: мат-лы Всерос. научн.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г.). Екатеринбург,

2010. С. 63-68; Корнилова И. В. Материалы церковного делопроизводства как источники по генеалогии православного духовенства Прикамья (на примере семьи Кудрявцевых) //

Примыкают к источниковедческим исследованиям работы С. В. Мельниковой, рассматривающей источники личного происхождения (дневники и мемуары сибирского духовенства) как с филологической (по большей части), так и с источниковедческой стороны10.

Следующая группа — работы, посвященные исследованию материального положения духовенства11. Работы этой группы весьма многочисленны, но при этом довольно однообразны. В качестве источников

Альманах современной науки и образования. 2012. № 8. С. 78-81.

10 Мельникова С. В. Духовная проза Сибири: дневники архиепископа Герасима (Г. И. Добросердова) // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346. С. 29-35; Она же. Записки алтайских миссионеров и их жанровая специфика // Сибирский филологический журнал. 2008. № 2. С. 34-42; Она же. Мемуары сибирского православного духовенства XIX века и областная сибирская литература // Проблемы исторической поэтики. 2012. № 10. С. 67-76; Она же. «Припоминания современника о преосвященном Иннокентии» протоиерея Прокопия Громова: к вопросу о мемуарах сибирского духовенства // Сибирский филологический журнал. 2007. № 2. С. 16-21; Она же. Проблемы историографии мемуаров русского православного духовенства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. С. 44-53; Она же. Формы авторского самоопределения и самооценки в церковной автобиографии (на примере сочинений Иркутского архиепископа Вениамина) // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. С. 112-120.

11 Гончаров Ю. М. Материальное положение православного белого духовенства в городах Тобольской губернии в середине XIX — начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-1. С. 63-66; Калашников Д. Н. «Молитесь чаще, нам прибыли больше!»: к вопросу о материальном обеспечении приходского духовенства во второй половине XIX — начале ХХ в. // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (191). Сер. 1: История. Вып. 39. С. 129135; Конюченко А. И. Материальная сторона быта православного приходского духовенства (на примере Оренбургской епархии в XIX — начале ХХ в.) // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 1: Исторические науки. 2003. № 2 (16). С. 29-43; МангилёваА. В. Материальное положение духовенства по данным клировых ведомостей Верхотурского уезда за 1808 и 1818 гг. // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 53. Гуманитарные науки. Вып. 14. С. 153161; Она же. Уральское заводское духовенство в начале XIX в. (по материалам клировой ведомости Екатеринбургского уезда за 1809 г.) // Вестник церковной истории. 2007. № 1 (5). С. 198-218; Савотеева Н. В. Экономическое положение сельского духовенства в начале ХХ в. // Вопросы истории. 2008. № 11. С. 136-139; Шадрина А. В. Прецеденты назначения жалованья донскому духовенству в XIX в.: к проблеме материального обеспечения духовного сословия в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-3. С. 213-217.

используются либо обобщенные данные из отчетов обер-прокуроров, либо первичные сведения из клировых ведомостей. В первом случае практически невозможно говорить о структуре доходов духовенства, и в обоих случаях в поле зрения исследователей попадают, как правило, только официальные источники доходов, так что размер подлинных доходов остается неизвестным. Характерно в связи с этим, что все большее внимание привлекает тема пенсионного обеспечения, поскольку здесь можно оперировать уже не приблизительными, а точно обозначенными цифрами12. Много в этой группе вторичных, поверхностных работ13.

12 Кульчицкий А. В. История пенсионного обеспечения россиян: 1827-1917 гг. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 76-1. С. 199-204; Кульчицкий А. В., Курцев А. Н. Пенсионное обеспечение российского духовенства в середине XIX столетия — 1917 г. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2. С. 181-187; Лисицына О. Л. Социальная помощь Тульского епархиального попечительства о бедных духовного звания православного исповедания (1824-1899 гг.) // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 91-102; Она же. Эмеритальная касса как один из источников дополнительных средств существования духовенства Тульской епархии (конец XIX — начало ХХ вв.) // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2010. № 6. С. 329-331; Штепа А. В. Полемика по вопросу о необходимости составления особого пенсионного капитала духовенства Калужской епархии в местной периодической печати во второй половине XIX—начале ХХ в. (по материалам «Калужских епархиальных ведомостей») // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 106-113.

13 Наиболее «яркие»: Болонкина Е. В., Катцина Т. А., Федорченко В. И. Материальное положение православного приходского духовенства Енисейской губернии (1820-1861 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9-1. С. 44-46 (рассмотрев источники доходов духовенства и выяснив, что церковно-монастырское земледелие составляло ничтожную часть от общей площади земель в крае, авторы приходят к выводу: «соотношение источников дохода указывает на то, что приходское духовенство в большей степени было чиновниками духовного ведомства и не являлось непосредственными производителями» — там же. С. 46. Интересно, себя авторы также относят к чиновничеству на основании того, что получают доходы не от материального производства?); Попов В. П., Ершов Б. А. Земельная собственность церквей и монастырей в XIX в. // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: История. 2007. № 2. С. 108-111 (статья носит компиляционный характер); Якунин В. Н. Хозяйственная культура Самарской епархии: формирование доходов духовенства в 1850-е — 1950-е гг. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 127-129 (хронологические рамки говорят о многом).

Связан с предыдущей проблемой вопрос о взаимоотношениях духовенства и прихожан14. В этой группе работ наличествуют две тенденции. С одной стороны, подчеркиваются отрицательные моменты во взаимоотношениях, причем делается вывод о закономерности нарастания конфронтации в условиях обезземеливания крестьянства, роста отходничества и связанной с ним секуляризации сознания, а следовательно, невозможности для духовенства противостоять революционным волнениям. С другой стороны, наблюдается идеализация отношений, что, в свою очередь, делает непонятными произошедшие в 1917 г. события (правда, в большей степени эта тенденция присуща статьям, посвященным общественной деятельности Церкви). Иногда обе тенденции парадоксальным образом соединяются, но попытки проанализировать истоки подобного противоречия встречаются редко: просто констатируется факт15. Пред-

14 Амосова С. Н. Празднование воскресного дня в традиционной культуре Русского Севера и Урала (православное духовенство и крестьяне) // История Православия на Урале: мат-лы церк.-истор. конф., посвященной 120-летию Екатеринбургской епархии (Екатеринбург, 29-30 ноября 2005 г.). Екатеринбург, 2005. С. 10; Евстигнеева М. Г. Социальнопсихологический фактор в жизни и деятельности православного приходского духовенства в 60-е гг. XIX — начале XX вв. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 3. С. 165-167; Земцов Л. И. Крестьянство и приходское духовенство в начале ХХ в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2008. Т 5. № 1. С. 73-79; Каиль М. В. Культурная модернизация российского провинциального общества рубежа XIX-XX веков (на примере православного духовенства и верующих) // Известия Смоленского государственного университета. 2009. Т. 3. С. 182-191; Ропа-кова Е. Н. Священник и прихожане: о некоторых этических аспектах взаимоотношений (по материалам уездных приходов Петербургской епархии 1850-1860-х гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2008. № 4-1. С. 35-44; Садыро-ва М. Ю. Церковь и духовенство в представлениях русского крестьянства в начале ХХ века (по материалам Среднего Поволжья) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 27-33; СкутневА. В. Православие в жизни русских крестьян в пореформенную эпоху // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4-1. С. 177-179.

15 «Таким образом, на основании неисполнения обрядности, исчезновения православной культуры, можно сделать вывод о снижении значения Православия в жизни русского крестьянства. С другой стороны, потенциал Православия в России был огромен. И он был явно не исчерпан. Даже учитывая тревожные тенденции и описанные факты, можно с уверенностью сказать, что большинство населения по-прежнему соблюдало обряды и было глубоко православным» (Скутнев А. В. Православие в жизни

ставляется, что ответ на вопрос о причинах подобного противоречивого отношения крестьянства к духовенству следует искать не только в области материальных взаимоотношений, но и в антропологической сфере.

Следующая проблема, довольно активно изучаемая историками, — социальная и профессиональная мобильность духовенства16. Следует оговориться, что объединение этих двух вопросов не вполне правомерно. Тем не менее, как служебные переходы духовенства, так и переход из одной страты сословия в другую, уход из сословия, сокращение численности сословия были связаны прежде всего с неудовлетворенностью своим положением (материальным, социальным) и попытками найти выход из сложившейся ситуации. В связи с этим данная тема представляется важной и с точки зрения социальной истории России в целом. В статьях отмечаются масштабные перемещения духовенства в первой половине XIX в. из центральных епархий в окраинные в связи с неравномерным распределением образованных кадров, последующее замещение штатных мест клириками местного происхождения, приход на штатные места иносословных после реформ 1860-1870-х гг. и, соответственно, отток выходцев из духовного сословия в другие социальные группы, постепенное сокращение относительной численности духовенства в составе российского социума.

Довольно мало работ посвящено собственно пастырской дея-

русских крестьян. С. 178). Подобные выводы повторяются регулярно, но ценность их представляется довольно сомнительной.

16 Конюченко А. И. Между долгом и поиском лучшей доли (Служебные переходы православного приходского духовенства России во второй половине XIX—начале ХХ в.) // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 1: Исторические науки. 2005. № 1 (17). С. 69-84; Он же. Православное белое духовенство России в социальнодемографических измерениях (вторая половина XIX — начало ХХ века) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2005. Вып. 4. № 7. С. 56-67; Лавицкая М. И. Динамика численности и изменения в составе приходского духовенства во второй половине XIX — начале XX в. // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 37-44; Петров В. И. Духовенство Среднего Поволжья и Южного Урала в пореформенный период // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 230-233; Скутнев А. В. Социальная мобильность приходского духовенства в Вятской епархии в середине XIX — начале XX в. // Вопросы истории. 2007. № 11. С. 146-150; Чибисов М. Е. Профессиональный состав и профессиональная мобильность приходского духовенства церквей Барнаульского духовного правления // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2008. № 35. С. 117-118.

тельности духовенства. Выглядит это довольно странным, поскольку вопрос о том, почему Церковь не смогла предотвратить революции, постоянно занимает внимание историков. Объяснить такое положение можно отсутствием традиции написания подобных работ, слабым знакомством отечественных историков с данной проблематикой и следующим отсюда нежеланием включаться в изучение темы, предполагающей наличие многих подводных камней. Помимо этого, о повседневной богослужебной деятельности духовенства можно судить разве что в связи с ее нарушениями, а подобный негативный материал способен лишь исказить реальную картину. Поэтому исследователей привлекает прежде всего проповедническая деятельность, о которой можно судить не только по косвенным данным, но и непосредственно по авторским произведениям17.

Исследование развития проповеди выводит на более широкую тему участия духовенства в общественной жизни. Наиболее близкой к предшествующей выглядят при этом темы развития церковной публицистики18 и

17 Беговатов Д. А. Проповедничество в практике городского духовенства Тверской епархии в первой половине XIX в. // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2012. № 1. С. 120-131; Кошелева А. И. Проповедническая деятельность приходского духовенства в епархиях Среднего Поволжья в пореформенный период (на примере Пензенской и Самарской губерний) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 2. С. 38-39; Она же. Проповедничество приходского духовенства Пензенской и Самарской епархий в пореформенный период // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 85. С. 71-74; Стрелкова О. С. Жанр проповеди для сельского населения на страницах «Курских епархиальных ведомостей» // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2011. № 18. С. 134-141.

18 Верещагин И. Ф. Епархиальная печать и проблема консолидации местного духовенства в конце XIX — начале ХХ века (на материале «Архангельских епархиальных ведомостей») // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3. С. 5-9; Молокова Л. В. Значение церковной периодики в общественной жизни регионов, вторая половина XIX — начало ХХ века (на примере «Иркутских епархиальных ведомостей») // Омский научный вестник. 2007. № 3. С. 91-94; Стрелкова О. С. Жанр рассказа о чудесах на страницах курской духовной периодики // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 253-259; Она же. Публицистические приемы провинциальной духовной периодики (на примере издания «Курские епархиальные ведомости» 80-х годов XIX в.) // Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 5. № 1. С. 63-68.

просветительская деятельность духовенства19, но они сравнительно редко изучаются в отрыве от остальных направлений общественной деятельности. Из других направлений общественной деятельности довольно активно исследуются благотворительная деятельность (здесь речь чаще всего идет о православных попечительствах и братствах)20, трезвенническое движение21,

19 Андреева Ю. С. Православная икона в религиозно-просветительской деятельности

духовенства Оренбургской епархии на рубеже XIX-ХХ столетий // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки.

2010. № 28 (204). С. 71-73; Богемская Н. Н. Православное духовенство и религиознонравственное просвещение прихожан во второй половине XIX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология.

Экономика. Информатика. 2010. Т. 1. № 13. С. 137-142; ДружининаЮ. В. Духовнонравственное воспитание крестьян как направление просветительской деятельности сельской интеллигенции Западной Сибири (вторая половина XIX — начало ХХ вв.) // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4-1. С. 93-97; Ивочкин Д. А. Опыт просветительской деятельности Русской Православной Церкви в Смоленской епархии // Федерализм. 2010. № 1 (57). С. 240-246; Копылова Е. А. Духовное просвещение в России в период с середины XIX до начала ХХ в. // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 5. С. 22-30; Лисюнин В., свящ. Просветительская функция православного духовенства в конце XIX — начале ХХ в. // Вестник Тамбовского университета. 2011. № 2. С. 335-343; Мурашова Н. А. Значение церковных библиотек в нравственном воспитании населения // Известия Алтайского государственного университета. 2009. Т. 3. № 4. С. 140-142; Слотин В. Е., Слотина Н. Н. Роль Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале ХХ в. (на материалах Вятской губернии) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 141-150.

20 Апкаримова Е. Ю. Духовное просвещение и благотворительность в городах Среднего Урала в конце XIX — начале ХХ в. // История Православия на Урале. С. 11-14; Колоухин С. О. Православные братства как попечители малоимущих учащихся духовных школ Московской епархии (последняя треть XIX — начало XX вв.) // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. 2012. № 4. С. 86-91; Федорова Н. В. Деятельность церковно-приходских попечительств Донской и Новочеркасской епархий в сфере благотворительности и общественного призрения в 1860-1870-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2-1. С. 200-204.

21 Караваева Е. В. Из истории трезвеннического движения в Томской епархии (конец

XIX — начало ХХ вв.) // Сибирский медицинский журнал. 2010. Т. 25. № 3-1. С. 96-101, № 4-1. С. 148-153; МясниковаГ. В. Борьба за трезвость на страницах церковной прессы начала ХХ в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9-2. С. 102-106.

работа в тюрьмах22. Общие работы рассматривают в основном те же направления общественной деятельности23. Основным выводом практически всех работ является признание достаточно широкого развития общественной деятельности духовенства и в тоже время ее недостаточности для предотвращения социальных катаклизмов.

Оценка педагогической деятельности Церкви сегодня подвергается такому же пересмотру, как и результаты ее социальной активности. В целом положительно оценивается деятельность церковно-приходских школ, к недостаткам в их работе относят прежде всего недостаточное финансирование, реже — ограничение круга изучаемых предметов. Статьи, посвященные работе духовенства в школах других ведомств, встречаются относительно редко. Отмечаются случаи взаимодействия духовенства и мирской интеллигенции в сфере образования. Следует добавить, что вообще исследования в области педагогической деятель-

22 Белова Н. А. Русская Православная Церковь и тюремные учреждения: традиции взаимоотношений // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний: преступление, наказание, исправление. 2011. № 15. С. 75-81; Комолова Э. В. Пастырское служение в российской тюрьме: исторический аспект // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2011. № 1. С. 138-140; Тихомиров Е. В. Участие православного духовенства в деятельности общества попечительного о тюрьмах в Вологодской губернии // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний: преступление, наказание, исправление. 2011. № 13. С. 81-85.

23 Власова А. В. Милосердное и патриотическое служение Русской Православной Церкви в годы стихийных бедствий на Урале (конец XIX — начало XX в.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 23. С. 44-51; Она же. Социальные практики Русской Православной Церкви в периоды кризисов (на примере Урала конца

XIX — начала ХХ в.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 15. С. 61-63; Власова А. В., Кустова Н. В. Историческое значение социального служения Русской Православной Церкви в военные годы на Урале // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14. С. 6-8; Зверев В. А., Караваева Е. В. «К священнику обращаются все». Деятельность сельского православного духовенства во время эпидемии начала 1890-х гг. (по материалам Томской губернии) // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 1. С. 41-45; Любарец А. Г. Основные аспекты социальной деятельности ярославского духовенства в конце XIX — начале ХХ в. // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1. № 3. С. 278-282; Рыбко С. Н. Духовное сословие и его участие в социальной деятельности Русской Православной Церкви в Кубанской области (1860-1917 гг.) // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 241-245; Смирнов С. С., Власова А. В. Социальная работа Русской Православной Церкви Урала в дореволюционные военные годы // Социум и власть. 2010. № 3. С. 112-114.

ности духовенства являются одними из самых многочисленных24, что можно объяснить широким кругом источников по этому вопросу.

Близко примыкают к вопросам социальной и педагогической деятельности духовенства работы, посвященные научным занятиям духовенства. Причем если раньше речь велась об отдельных клириках, оставивших свой след в развитии науки, то теперь внимание обращают, скажем так, на общий потенциал сословия в этой области25. Привлека-

24 Артамонова Л. М. Участие духовенства в открытии и деятельности общеобразовательных школ Казанского учебного округа в первой трети XIX в. // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8.2. С. 110-117; Житаев В. Л. Педагогические кадры школ дореволюционного Мордовского края // Финно-угорский мир. 2012. № 1-2. С. 30-39; Ивочкин Д. А. Миссия духовенства Смоленской епархии в народном образовании во второй половине XIX-XX вв. // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 1. С. 59-70; Макарчева Е. Б. Участие православного духовенства в развитии светского образования и формировании социокультурной среды дореволюционного сибирского города // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 2. С. 10-15; Налётова Н. Ю. Деятельность Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине ХК в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2010. № 17. С. 49-56; Пополитов Д. В. Развитие системы образования в Донской епархии во второй половине XIX — начале XX века (на примере Хоперского округа) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32. С. 100-104; Симора В. А. Педагогический состав церковноприходских школ Тверской губернии в конце XIX — начале XX вв. // Актуальные проблемы православной теологии. 2011. № 1. С. 209-213; Он же. Становление церковно-приходской школы в системе народного образования Тверской губернии в конце XIX в. // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2011. № 4. С. 75-79; Соловьёв А. А. Взаимодействие интеллигенции и православного духовенства в сфере образования в России в начале XX в. // Вестник Костромского государственного технологического университета. 2006. № 14. С. 24-27; Устьянцева О. Н. Роль православного духовенства в развитии начального образования на территории Томской епархии (80-е гг. ХК — начало XX вв.) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 6. С. 131-134; Федорова Н. В. Церковно-приходские школы в Донской и Новочеркасской епархии в 60-70-х годах

XIX в. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2011. № 6. С. 76-80.

25 Вдовин А. С. «Грешно не охранять старину!» (Сибирское духовенство и археология) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2010. № 1. С. 220-229; Захарова И. Е. Работа Г. И. Чернышевского над составлением «Церковно-исторического и статистического описания Саратовской епархии» (1850-1856 гг.) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.:

ют внимание исследователей и различные аспекты деятельности духовной школы26, хотя комплексное исследование жизни духовной школы предпринимается не в статьях, а в монографиях. Оценка деятельности системы духовных учебных заведений менее всего подвержена изменениям: по-прежнему основное внимание уделяется недостаткам в работе

История. Международные отношения. 2010. Т. 10. № 2. С. 92-99; Кокоуров А. М. Деятельность Иркутской губернской ученой архивной комиссии по сохранению историко-культурного наследия региона // В мире научных открытий. 2010. № 6-2. С. 336-339; Корнилова И. В. Михаил Ардашев — этнограф русской глубинки // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 7. С. 56-60; Она же. Православное духовенство Елабуги в исследовании истории Вятского края

XIX века: П. Н. Кулыгинский // Исторические науки. 2009. № 5. С. 22-25; Косых В. И. Церковно-археологические общества Русской Православной Церкви (конец XIX — начало XX вв.) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2009. № 3. С. 121-126; Кузоро К. А. Изучение истории российским духовенством во второй половине XVIII — начале XIX в. // Вестник Томского государственного педагогического университета.

2011. № 11. С. 21-27; Пашков А. М. Историческое краеведение конца XVIII — начала

XX в. как социокультурное и историографическое явление (на примере Карелии) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 6. С. 45-57.

26 Горячева А. А. Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2010. № 16. С. 50-62; Ершов Б. А. Система духовного образования в Воронежской губернии в XIX в. // Образование и общество. 2010. № 5. С. 105-108; Захарова И. Е. У истоков системы профессионального образования духовенства Саратовской епархии: деятельность Н. Г. Скопина и Г. И. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: История. Международные отношения. 2011. Т. 11. № 2-1. С. 105-110; Иерусалимская С. Ю. Деятельность начальной школы духовного ведомства в Ярославской губернии в 80-90-е годы XIX в. // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2011. № 2. С. 139143; Михайлов С. Л. К вопросу о роли российской публицистики в освещении проблем духовного образования (конец 1850 — начало 1860-х гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2007. № 4. С. 62-67; Налётова Н. Ю. Реформирование системы духовного образования на Смоленщине в середине XIX в. // Известия Смоленского государственного университета. 2009. Т. 4. С. 246-254; Попова О. Д. Книжная полка епархиалки: читательские интересы дочерей духовенства (вторая половина XIX в.) // Библиотековедение. 2008. № 6. С. 61-66; Прокофьев А. Сватовство семинариста // Родина. 2009. № 12. С. 168-170; Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в Российской духовной школе (XVIII — начало XX в.) // Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Сер. 1: Богословие. Философия. 2009. № 25. С. 25-43.

духовной школы, делается вывод о том, что именно семинарии были поставщиками кадров радикальных партий.

Наконец, большое внимание исследователей привлекает в последнее время политическая деятельность духовенства27 (особо следует выделить статьи М. А. Бабкина28), в основном из-за распространения среди духовенства левых взглядов. При этом объяснение причин данного

27 Бушмаков А. В. Церковная революция 1917 года // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2011. № 1-15. С. 163-164; Васильев И. А. Депутаты из православного духовенства в Государственной Думе III созыва Российской империи // Казанская наука. 2011. № 4. С. 143-145; Он же. Православное духовенство в I Государственной Думе Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 14: Право. 2012. № 2. С. 3-8; Кажанов О. А. Православное духовенство и государство в думских избирательных кампаниях: анализ публицистической мысли начала ХХ в. // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 3. С. 208-221; Леонов Д. Е. Революционное движение осенью 1905 г. (по материалам «Ярославских епархиальных ведомостей») // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1. № 4. С. 296-299; Он же. События 9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге на страницах «Ярославских епархиальных ведомостей» // Ярославский педагогический вестник.

2010. Т. 1. № 3. С. 43-46; Отбоева Д. А. Патриотическое движение в Ярославском крае в связи с началом Первой мировой войны // Ярославский педагогический вестник.

2011. Т. 1. № 2. С. 313-317; Попова О. Д. Петиции воспитанников духовной школы как выражение общественной мысли в годы Первой русской революции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 17. С. 172-175; Фидченко О. В. Позиция российского самодержавия и церковной власти в отношении политической деятельности семинаристов и преподавателей рубежа XIX-

XX вв. // Преподаватель ХХ век. 2009. № 2-2. С. 226-232.

28 Бабкин М. А. «Духовенство восторженно приветствует в лице Вашем свободную Россию»: Екатеринбургское православное духовенство и Февральская революция. Весна 1917 г. // Исторический архив. 2005. № 4. С. 115-121; Он же. Духовенство Русской Православной Церкви и политическая символика (весна 1917 г.) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность: Мат-лы Всерос. научн.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г.). Екатеринбург, 2010. С. 267-270; Он же. Духовенство Русской Православной Церкви и «старорежимная» символика и ономастика (весна 1917 г.) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. № 17 (72). С. 7-10; Он же. Реакция Русской Православной Церкви на свержение монархии в России (участие духовенства в революционных торжествах) // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2006. № 1. С. 70-90; Он же. Русская Православная Церковь и Февральская революция 1917 года // Вопросы истории. 2004. № 2. С. 3-28; № 3. С. 3-31; № 4. С. 3-32; № 5. С. 3-23; Он же. Телеграммы председателю Государственной Думы М. В. Родзянко собраний духовенства Российской Православной Церкви (весна 1917 г.) // Клио. 2006. № 2. С. 80-90.

явления представляется все еще недостаточно полным, мало внимания уделяется самооценке духовного сословия.

В целом надо отметить, что рассмотренные работы во многом меняют сложившееся в советское время представление о духовенстве как о консервативном, не подверженном изменениям сословии, обреченном на поражение в эпоху глобальных социальных изменений. В то же время значительная часть этих статей оставляет после чтения ощущение «де-жавю»: на материалах разных регионов фиксируются одни и те же явления, делаются одни и те же выводы. Кроме того, следует отметить, что предпринимаемые попытки написать обобщающие статьи по истории духовного сословия в том или ином регионе отличаются почти неизбежной поверхностностью29, поскольку проанализировать глубинную специфику различных процессов в рамках статьи крайне сложно. Постепенно приходит осознание того, что традиционные методики исследования не дают возможности перейти на новый уровень знания, в связи с чем предпринимаются попытки применить иные способы исследования30.

29 Берковская З. Н. Становление и развитие Омской епархии в конце XIX — начале

ХХ вв. // Омский научный вестник. 2008. № 4. С. 25-27; Нестерова С. А. К вопросу о положении приходского духовенства в синодальный период // Наука и культура России: мат-лы VIII Междунар. научн.-практ. конф., посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Самара,

2011. С. 122-125; Терскова А. А. Духовное сословие Енисейской губернии второй половины XIX — начала ХХ в. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2010. № 1. С. 236-242.

30 Бабушкина О. Ю. Семейная жизнь православного духовенства в XIX — начале

ХХ вв. // Емельяновские чтения: мат-лы Всерос. научн.-практ. конф. (Курган, 24-25 апреля 2009 г.). Курган, 2009. С. 61-62; Бальжанова Е. С. Образ городского священника на Урале (по материалам некрологов рубежа XIX-ХХ вв.) // Уральский город XVIII — начала ХХ в.: проблемы социальной истории. Екатеринбург, 2004. С. 153-159; Ершов Б. А. Семейные основы жизни священнослужителей в губерниях Центрального Черноземья в XIX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 2-2. С. 6871; Каиль М. В. Культурная модернизация российского провинциального общества рубежа XIX-XX веков (на примере православного духовенства и верующих) // Известия Смоленского государственного университета. 2009. Т. 3. С. 182-191; Леонтьева Т. Г. Православный священник в литературно-художественных образах «своего» времени: вторая половина XIX — начало XX в. // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2010. № 1. С. 32-44; Скутнев А. В. Приходское духовенство: особенности менталитета и неканоническое поведение (вторая половина XIX — начало XX вв.) // Новый исторический вестник. 2007. № 16. С. 63-78; Он же. Частная

Все большее внимание привлекают теория модернизации, история повседневности, гендерная история, но попытки применения присущих им методов исследования не всегда дают удовлетворительные результаты из-за поверхностного владения этими методами. В общем следует признать, что на сегодня в историографии наблюдается определенный застой научной мысли, выход из которого только предстоит найти.

жизнь православного духовенства в последнее десятилетие Российской империи // Клио. 2009. № 3. С. 66-70; Филатов П. В. «Маленький человек» сельского церковного прихода первой половины XIX в.: казус в повседневности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 2. С. 61-64.

Anna V. Mangileva

MODERN HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF RUSSIAN CLERGY IN 19th — EARLY 20th CENTURIES

The paper examines the main trends in the contemporary historiography of the history of Russian clergy in the Synodal period. The analysis was undertaken on the basis of those publications which had appeared in the national scientific periodicals of the last decade.

Keywords: historiography, the history of the Russian clergy, the history of the Russian Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.