Научная статья на тему 'История Самарской епархии: историография проблемы'

История Самарской епархии: историография проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1199
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАРСКАЯ ЕПАРХИЯ / SAMARA EPARCHY / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ХРАМЫ / TEMPLES / СОБОРЫ / CATHEDRALS / ЦЕРКВИ / CHURCHES / МОНАСТЫРИ / CLOISTERS / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / АРХИЕРЕИ / BISHOPS / ПОДВИЖНИКИ / ASCETICS / МУЧЕНИКИ / MARTYRS / СВЯТЫЕ / SAINTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якунин Вадим Николаевич

Изучается историография проблемы истории Самарской епархии Русской православной церкви в дореволюционной, советской и современной исторической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF SAMARA EPARCHY: HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

The article covers historiography of the problem in Samara eparchy history, related to the Russian Orthodox Church. The issue is investigated in pre-revolutionary, Soviet and contemporary historical literature.

Текст научной работы на тему «История Самарской епархии: историография проблемы»

УДК 281.93 (470.43)

ИСТОРИЯ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

© 2014

В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по инновационной и научно-исследовательской деятельности

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация: Изучается историография проблемы истории Самарской епархии Русской православной церкви в дореволюционной, советской и современной исторической литературе.

Ключевые слова: Самарская епархия, Русская православная церковь, религия, храмы, соборы, церкви, монастыри, духовенство, архиереи, подвижники, мученики, святые.

В 1851 г. императорскими указами были образованы Самарская губерния и территориально совпадавшая с ней Самарская епархия. Страницы церковной истории, прошедшие с той поры, были наполнены яркими, содержательными, а порой и трагическими событиями. Активное церковное храмостроительство дореволюционной России и последующее за ним закрытие и разрушение почти всех храмов епархии, расстрелы и аресты православного духовенства и верующих в 20-х-30-х гг. ХХ в., оживление религиозной жизни периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет и хрущёвские гонения на Церковь, православное возрождение, начавшееся в середине 80-х гг. ХХ в. и продолжающееся по сей день - всё это требует анализа, изучения, исследования. Проблемы истории Самарской епархии Русской Православной церкви на современном этапе, когда происходит возрождение православной жизни, осуществляется активное церковное храмостроитель-ство, увеличивается количество православных приходов, духовенства и верующих, приобрели особую актуальность.

Историографию проблемы следует разделить на дореволюционный, советский и новейший (с 1991 г. по настоящее время) периоды. В свою очередь, советский период характеризовался диаметрально противоположными взглядами церковных и светских исследователей на проблемы церковной истории.

В исторической литературе о Самарской (Куйбышевской) епархии необходимо особо выделить работы, посвящённые её правящим архиереям. В 1901 г. вышла небольшая по объёму книга «Пятидесятилетний юбилей Самарской епархии», где кратко описаны биографии самарских архиереев за 1850-1901 гг. В 1924 г. работу по составлению преемственного списка архиереев Русской Православной церкви, их биографий начал племянник игуменьи самарского Иверского монастыря, иподиакон архиепископа Александра (Трапицына), а позже техник-строитель завода № 42 г. Куйбышева Александр Владимирович Ястребов. Но он не закончил свою работу, так как в конце 30-х гг. был расстрелян [85, с. 149].

Позднее этот незавершённый труд продолжил митрополит Мануил (Лемешевский). Основной упор им был сделан на биографиях русских архиереев периода с 1897 г., митрополит Мануил успел довести свой труд до 1965 г. Им был собран материал о более чем 2200 архиереях Русской Православной церкви и 270 обновленческих архиереях, весь труд составляет 6 томов [73]. Кроме этого, им были написаны «Хронология архиерейских хиротоний» и «Топография архиерейских кафедр». За «Каталог русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.» святитель в 1960 г. был удостоен учёной степени кандидата богословия [53, с. 211-212, 237-239, 268].

Работу митрополита Мануила по составлению биографий русских архиереев продолжил его воспитанник и духовный сын митрополит Иоанн (Снычев). Им в 1969 г. был написан биографический очерк о митрополите Мануиле, вышедший в 1993 г.

С конца 90-х гг. ХХ века появляются научные работы самарских учёных, посвящённые правящим архиереям Самарской (Куйбышевской) епархии.

Первое описание самых древних монастырей Самары (из известных сегодня) находим у К.И.Невоструева. Будучи профессором Симбирской духовной семинарии, Невоструев в 1844-1849 гг. сначала по собственной инициативе, а потом по поручению Симбирского епископа Феодотия (по указу Святейшего Синода предписывалось составить историко-статистическое описание епархий) занимался сбором материалов по истории монастырей, церквей и других учреждений Симбирской епархии. В своей работе он предпринял описание самарских монастырей XVI - XVII вв., которые входили поначалу в состав Симбирской епархии, а затем отошли от нее после открытия в Самаре архиерейской кафедры в 1851 г., что было связано с учреждением тогда же новой Самарской губернии [132, с. 331-336].

Первое упоминание о пребывании на месте будущей Самары иерарха Русской православной церкви затрагивает еще более раннее время, хотя имеет легендарную основу. П. И. Рычков записал и опубликовал в 1762 г. предание, согласно которому митрополит Московский и всея Руси Алексий в 1357 г., плывя по Волге в Золотую Орду, остановился при слиянии рек Самары и Волги, вышел на берег и посетил живущего здесь, в келье, устроенной в дремучем лесу, благочестивого отшельника, благословил его на дальнейшие подвиги и изрёк пророчество, что со временем «будет воздвигнут тут город велий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет» [113, с.10]. Э. Л. Дубман датирует это предание первой половиной XVII в., и делает вывод о том, что оно родилось не в официальной среде, а у самих жителей города, и является не чем иным, как красивой легендой. Все попытки Э. Л. Дубмана обнаружить эти сведения в русских средневековых источниках не привели к позитивному результату [43, с. 11-12].

То, что легенда о пребывании митрополита в Самаре не имеет подтверждения в письменных источниках, в том числе в Житии святителя, было известно самарскому краеведу Г. Н. Потанину, который, тем не менее, положил плавание Алексия по Волге в начало истории города [17, с. 233, 235]. Он записал варианты легенды, бытовавшие в устной традиции в середине XIX в., дополненные местными преданиями о чудесной помощи святителя Самаре в избавлении от башкирских набегов и даже от расправы карателей при подавлении пугачевского восстания [127. с. 224-225]. Потанин, работавший в Самаре и Бугульме учителем и штатным смотрителем уездных училищ [13, с. 22], привел также интересные свидетельства об особенностях религиозных представлений горожан, о взаимоотношениях между православными и старообрядцами в их среде [124, с. 16-17].

Старейшие достоверные изображения храмов Самары сохранились на гравюре английского рисовальщика Джона Кэстля, служившего здесь в конце 1730-х гг. [10, с. 183-188] Краткие упоминания о самарских церквах и монастырях мы находим у классиков самарского краеведения: П. И. Рычкова, П. К. Попова (данные о монастырях Самары он заимствовал у К.И.Невоструева), П. А. Преображенского, Н. А. Архангельского, П. В. Алабина. Г. И. Перетякович уделил особое внимание монастырям, имевшим хозяйственный интерес в нашем

крае: Савво-Сторожевскому, Чудову, Новоспасскому, Новодевичьему, Воскресенскому. Свой вклад в церковное краеведение Самарского Заволжья внес саратовский епископ Иаков [125, с. 65-73], один из архиереев, часть территории епархии которого перешла в 1851 г. под управление Самарской кафедры.

20-30-е гг. ХХ в. характеризуются крайне тенденциозным освещением проблем истории религии и Церкви как в целом по стране, так и в Самарском крае. Авторы в своих статьях главное внимание уделяли разоблачению «антисоветской деятельности» религиозных организаций, противопоставляли верующих и атеистов. В это время делаются попытки проследить развитие атеистической работы в крае, анализируются формы работы СВБ [40, с. 49-51; 41, с. 75-77; 134, с. 94-99; 135, с. 48-50; 136]. Статья В. Кошанского была посвящена экономической, хозяйственной деятельности Церкви и духовенства Самарской епархии до 1917 г.[59]

В военные и первые послевоенные годы имел место спад в работе партийных организаций по атеистическому воспитанию. Этим объясняется отсутствие историко-партийных работ по проблемам атеистического воспитания в 40-50-е годы ХХ в.

Когда же Н. С. Хрущев укрепил свои позиции в руководстве партии и правительства и был провозглашен курс на построение коммунистического общества, религии и Церкви места в нем не находилось. Возобновившиеся в конце 50-х гг. гонения на РПЦ (хотя и не в таких масштабах, как в 20-30-е гг.) отразились и на освещении её роли в истории нашего государства. Она явно принижалась, сами верующие высмеивались. Идеологический монополизм, подчинивший своим интересам практически все сферы духовной жизни, включая историческую науку, не стимулировал профессиональных историков к изучению проблемы. Ряд работ учёных был преимущественно пропагандистским. В 60-е - первой половине 80-х гг. публиковались тенденциозные работы историков, философов, социологов по атеистическому воспитанию населения Среднего Поволжья и истории этого явления [23; 24; 25; 58; 110; 143, с. 143-156]. В эти же годы было защищено несколько диссертаций, в которых рассматриваются вопросы деятельности партийных организаций Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся на различных этапах социалистического строительства [34; 57].

Партийный монополизм в вопросах теории, абсолютизация классового, партийного подхода к анализу исторических явлений и процессов, придание марксизму-ленинизму статуса государственной идеологии - всё это ставило исследователей проблемы в трудное положение. Анализируя теоретические основы исследуемой литературы, можно отметить, что большинство авторов опирались на меняющуюся обстановку в партийно-государственном руководстве. Тезисы, постановления ЦК КПСС служили своего рода «методологической» основой для многих исследователей, так как определяли «допустимый» подход к изучаемым проблемам. Идеологический нажим тогдашнего политического руководства СССР особенно сказался на изучении проблем религии и Церкви. Серьёзные пробелы в изучении темы были вызваны предвзятым отношением исследователей к рассматриваемой проблеме. Религия, Церковь рассматривались как пережиток прошлого, с которыми необходимо было сосуществовать, но в то же время и вести идеологическую борьбу. В таких сложных, противоречивых условиях ни о каком серьёзном, объективном исследовании проблемы у большинства светских историков не могло быть и речи.

Исключением в этом ряду явились статьи и кандидатская диссертация Э. Л. Дубмана, посвящённые хозяйственному освоению Симбирско-Самарского Поволжья монастырями в XVII - начале XVIII вв., написанные на основе архивных источников в середине 80-х гг. [44] Его работы характеризуются объективностью, доско-

нальным изучением материала по проблеме и предвосхищают новейший этап в изучении темы. В новейшее время Э. Л. Дубман продолжил свои исследования по данной проблеме, в том числе в докторской диссертации. В работах Э. Л. Дубмана рассматриваются вопросы о возникновении и развитии в XVII - начале XVIII вв. крупного церковно-монастырского водо- и землевладения, а также промыслового предпринимательства на территории Симбирско-Самарского Поволжья [42; 43, с. 11-12; 45; 46].

К началу 90-х годов ХХ в. происходит процесс переосмысления в светской историографии оценок деятельности РПЦ на всём протяжении отечественной истории. Переход к этому этапу был предопределён качественно новым отношением в условиях перестройки к малоизученным проблемам, неизвестным сюжетам истории как Русской Православной церкви в целом, так и отдельных епархий, в том числе и Самарской. Историки получили доступ к широкому кругу документов центральных и местных архивов. Происходившие в нашей стране демократические процессы, курс на возвращение духовных ценностей и возрождение национального самосознания русского народа потребовали иного, правдивого и объективного подхода к истории Русской Православной церкви. С этого времени начинают публиковаться новые интересные работы по проблеме. Для них характерны отказ от прежних подходов к анализу роли и места Православной церкви в жизни нашего общества.

Современный этап исследования темы характеризуется появлением новой (по сравнению с советским этапом) трактовкой деятельности духовенства и верующих Самарской епархии не только в статьях, но и в монографиях, диссертациях, включая докторские, посвященные заселению Самарского края [126] и развитию в нем просвещения [16].

Исследовались источники по региональной церковной истории [76, с. 159-162; 77, с. 112-114; 91; 92; 93, с. 83-85; 96, с. 474-479; 97, с. 158-162; 99, с. 114-116; 102, с. 200-204; 103, с. 146-148; 104, с. 114-123; 120, с. 10-50; 121, с. 105-108], церковные летописи, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО) [71; 122], местная периодическая печать [39, с. 151-154].

Исследованию истории Самарской (Куйбышевской) епархии посвящён ряд кандидатских диссертаций. Так, в диссертации А. Г. Подмарицына исследуются взаимоотношения Самарской епархии и государственных органов в 1917-1941 гг.[98], в его статьях исследуется та же проблема, но уже в более поздний период [101, с. 125-131; 107, с. 111-115; 108, с. 81-84]. Эволюцию государственно-церковных отношений на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине ХХ, а также работу партийных организаций КПСС с верующими (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) в середине 1950-х - 1980-е годы исследовала Шакирова Э. З. в своей кандидатской диссертации, монографии и статьях [144; 145; 146, с. 108-114; 147, с. 142-150]. В диссертации С. А. Филиппова анализируется социально-гуманитарная деятельность приходов Самарской епархии в конце XIX - начале XX в.[139] В монографии и диссертации А. В. Мендюкова рассматривается социально-экономическое положение и деятельность православного приходского духовенства Среднего Поволжья (Самарской, Симбирской, Пензенской губерний) в политическом и хозяйственно-экономическом аспектах, а также особенности системы епархиального управления в 1894-1914 гг.[78] Кандидатская диссертация О. И. Радченко посвящена изучению истории православных монастырей Самарского края во второй половине XIX-XX вв.,[112] информация об истории самарских монастырей в XVI - ХХ вв. содержится в справочнике «Монастыри Самарского края (XVI - ХХ вв.)», составленном В. С. Блоком и К. А. Катренко[81]._

А. С. Ряжев посвятил свою кандидатскую диссертацию исследованию иргизских старообрядческих общин во второй половине XVII - первой половине XIX вв.[114] Им же изучена военная и вероисповедная политика государства по отношению к крещёным калмыкам в 17371843 гг[115, с. 27-32; 116, с. 13-18]. Другие авторы также уделяли внимание основанию иргизских скитов по указу 1762 г. [83, с. 225-226], переселениям в Самарский край как старообрядцев [131, с. 193-194], так и иных этнокон-фессиональных групп [12, с. 471-475], их взаимоотношениям с православными жителями, церковью и властями [129, с. 52-58]. Было отмечено важное, но подчиненное значение собственно религиозного фактора по сравнению с экономическими, общественно-правовыми [18, с. 88-90] и социально-политическими причинами [130, с. 69-73] таких переселений.

В историко-культурной энциклопедии

«Православные святыни Самарского края» подробно описаны монастыри, соборы, церкви, часовни, храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах г. Самары и её предместий. Предполагается, что этот труд будет продолжен и охватит историю церковного храмостроительства всех населённых пунктов Самарской губернии [51]. Православным святыням Самарской Луки: храмам, святым источникам, их истории посвящен краеведческий очерк В. В. Чистовой «Земное и небесное» [142]. В работах историков уделялось внимание истории и возрождению православных соборов и церквей Самарской епархии: Воскресенского кафедрального собора, Вознесенского кафедрального собора, Покровского храма села Ташёлка Ставропольского района, Михайло-Архангельской церкви села Красные Ключи и др. [29; 90; 36, с. 301-302; 65, с. 309-315; 68] Рассматривалось участие крупных землевладельцев этого края в возведении храмов в своих владениях [19, с. 66-69]. Истории Самарской духовной семинарии, цер-ковно-приходских школ епархии, духовно-нравственному образованию посвящались как отдельные издания, так и статьи [1; 64, с. 3-13; 31, с. 60-65; 35, с. 27-30; 60, с. 182-185; 63, с. 226-228; 74; 75; 79, с. 70-74; 84; 87; 88; 117, с. 58; 140].

Заметным был вклад духовенства в создание и поддержку учебных заведений не только церковного ведомства, но и общеобразовательных школ Самарского края. Этому способствовало то, что при Александре I священнослужителям разрешили вести преподавание в светских училищах и стали расширять в школах изучение Закона Божьего [11, с. 55-64]. Примером служат имена священников: Корнилия Ястребова, служившего законоучителем в Ставропольском уездном училище без жалованья, которое он полностью жертвовал на нужды школы [6, с. 77], Иоанна Милордова, открывшего и построившего за свой счет в Бугуруслане сначала приходское, а затем и уездное училище, где сам работал учителем и штатным смотрителем (директором) [20, с. 8-11], Алексея Сызранского, заведшего училище в Сызрани, где вел занятия по чтению, письму, грамматике, арифметике, Священной истории [21, с. 114]. При активном участии духовенства в устройстве и деятельности школ для горожан [27, с. 17-19], включая открытие старейшего Самарского уездного училища [9, с. 87], еще более заметной была его роль в школьном деле на селе, где в первой половине практически не было иных лиц, готовых к учительскому труду, кроме «священников, диаконов, причетников и выпускников семинарий» [15, с. 111]. Именно благодаря сельским училищам, храмам и их причту по доле учащихся среди всего населения Самарская губерния в середине XIX в. опережала многие другие, включая Московскую [22, с. 63]. Самарские материалы в сочетании с аналогичными по соседним регионам в целом дают возможность для широких выводов о важной роли служителей церкви в становлении российской школы нового времени [14, с. 48-55].

Исследовались отдельные аспекты или периоды исто-

рии Самарской епархии Русской Православной церкви: биографии правящих архиереев и духовенства епархии [26; 72; 73; 105, с. 79-84; 111; 151], формирование системы церковных приходов на правобережье южного Средневолжья в 80-е гг. XVI - начале XVIII столетий [4, с. 56-60], деятельность Самарской епархии по оказанию помощи воинам, пострадавшим от военных конфликтов в начале ХХ в. [137]; противосектантская деятельность в Самарской епархии в дореволюционное время [48, с. 75-80; 138, с. 157-161], деятельность регентов по формированию хоровой культуры в дореволюционной Самаре [80, с. 373-382], история кладбищ г. Самары [109], двухсотлетняя история самарского беседничества [148], история Алексиевского братства [82], обязанности приходского духовенства поволжских городов первой половины XIX в. [28, с. 13-16] и его участие в умиротворении волнений, вызванных эпидемией холеры [8, с. 391-405].

Исследователями анализировались «Самарские епархиальные ведомости», выходившие в 1867-1918 гг. [50, с. 58-63], рассматривалось место книги и библиотек в системе культурных ценностей самарского духовенства и верующих [2, с. 26-34; 3, с. 49-57]. Было показано, что духовенство Самарского края принимало активное участие в краеведческих исследованиях [128, с. 136-141], в разработках вопросов теологии, катехизации, православной книжности и педагогики [7, с. 69-70].

Ряд исследований посвящён истории Самарской (Куйбышевской) епархии после 1917 г., в период антицерковных гонений: разрушению самарских церквей [32, с. 40-43], истории возникновения и развития Союза воинствующих безбожников в Самарской области в 20-е гг. ХХ в.[67, с. 210-212], атеистическим антиправославным публикациям рубежа 50-60-х годов ХХ века в куйбышевской областной периодике [97, с. 158-162], феномену массового женского неповиновения в Ставропольском районе по случаю закрытия церквей [66, с. 26-27], государственной политике в отношении церковных архивов Самарской губернии в 1918-1938 гг. [141, с. 479-483], деятельности канцелярии Куйбышевского архиепископа в 1942-1952 гг.[100, с. 150-152] Исследовалась влияние религиозной обстановки в СССР на становление нефтяного комплекса Урало-Поволжья в 30-50-е гг. ХХ в. [61, с. 42-47] Антон Жоголев в труде о самарских исповедниках и новомучениках привлёк и опубликовал ценнейший для исследователей материал архива Управления ФСБ по Самарской области [85].

Исследовалась деятельность святых, подвижников, мучеников Самарской земли как в отдельных изданиях, так и в статьях [5; 30; 33; 47; 49; 52; 62, с. 59-64; 68; 89; 119; 157; 158; 159; 160]. Изучалась история возникновения святых источников, находящихся на территории Самарской области, и феномен массового паломничества к ним [118].

Выходили книги и статьи, посвящённые церковной истории г. Ставрополя-Тольятти [86; 149; 151], г. Сызрани [161].

За последние 10 лет вышли как очерки, так и фундаментальные монографии, посвящённые истории Самарской епархии в целом, в том числе на современном этапе [94; 150, с. 133-135; 152, с. 267-275; 153, с. 220-221; 156]. Ещё одна тенденция последнего времени - исследование хозяйственной деятельности Самарской епархии, источников формирования доходов приходов и духовенства [106, с. 119-121; 150, с. 127-129]. Анализируются проблемы религиозной самоидентификации жителей Самарского региона в начале ХХ! в.[54, с. 50-58], установившихся здесь связей церковной, научной и педагогической общественности [123, с. 8-33], в самарских вузах проводятся социологические исследования по проблемам восприятия, социальных установок, толерантности и позиций студентов в межконфессиональных отношениях [55, с. 335-339].

История Самарской епархии нашла своё отражение в художественной литературе, особенно ярко - у писателя Карельский научный журнал. 2014. № 3

А. А. Солоницына [37; 38; 70; 133].

Изучение проблем истории Самарской епархии имеет большое практическое и теоретическое значение особенно сейчас, когда происходит процесс возрождения религиозного сознания народа, возвращения некогда забытых духовных ценностей, а органы государственной власти и управления строят новую политику в области взаимодействия с религиозными организациями. Тенденции развития историографии по проблеме позволяют сделать вывод о том, что в дальнейшем интерес к истории Самарской епархии будет только возрастать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 150 лет Самарской православной духовной семи-нарии/Авт. коллектив: протоиер. Олег Агапов и др.; отв. за вып.: В. А. Бархоткин. Самара, 2008.

2. Акифьева И. Ю. Православные библиотеки дореволюционной Самары//Христианство и культура: материалы конференции, посвященной 2000-летию Христианства. Самара, 2000. С. 26-34.

3. Акифьева И. Ю. Книга и библиотека в системе культурных ценностей самарского духовенства//Пятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2001. С. 49-57.

4. Алдашев Э. Г. Формирование системы церковных приходов на правобережье южного средневолжья в 80-е гг. XVI - начале XVIII столетий/Платоновские чтения: материалы XIV Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2008. С. 56-60.

5. Алексахин П. В., протоиерей, Колчин В. Г. Сказание о житии старца отца Сергия (1876-1964). Самара, 1994.

6. Артамонова Л. М. «Заведение собственным иждивением училища...» Роль священников в создании и поддержке школ Казанского учебного округа первых десятилетий его существования// Центр и периферия. 2012. № 1. С. 77.

7. Артамонова Л. М. В начале самарской науки: самарские учителя середины XIX века и их ученые заня-тия//Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. Самара, 2013. С. 69-70.

8. Артамонова Л. М. Взаимодействие общества и церкви в русской провинции во время «первой холеры» 1830 года: по материалам Самарского Поволжья// Православные ценности в современном мире: сб. материалов межрегиональной науч.-практ. конф. Самара, 2008. С. 391-405.

9. Артамонова Л. М. Деревянная голова Минервы: самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 87.

10. Артамонова Л. М. Древние самарские храмы на старинной гравюре//Духовный собеседник. 1998. № 1(13). С. 183-188.

11. Артамонова Л. М. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре У/Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8/2 (109). С.55-64.

12. Артамонова Л. М. Использование массовых источников и устных преданий при реконструкции освоения лесостепного Заволжья в 1750-1760-е гг.//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 471-475.

13. Артамонова Л. М. Первая реформа Александра П//Родина. 2014. № 4. С. 22.

14. Артамонова Л. М. Поддержка служителями православной церкви усилий власти и общества по реформированию и развитию школьного дела (конец XVIII - середина XIX вв.)// Власть и народ: проблемы взаимодействия (XVII - начало XX вв.): материалы IV Бартеневских чтений. Липецк, 2010. С. 48-55.

15. Артамонова Л. М. Политика в сфере народного

просвещения в Поволжье (XVIII - первая половина XIX в.)//Российская история. 2013. № 2. С. 111.

16. Артамонова Л. М. Просвещение, власть и общество в русской провинции XVIII - начала ХК вв.: юго-восточные губернии Европейской России. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Самара, 2002. 484 с.

17. Артамонова Л. М. Рукописи Г. Н. Потанина «Записки о Самаре» и «Дедушка из Самары» - замечательные памятники «локальной» истории середины XIX века//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 5-1. С. 233, 235.

18. Артамонова Л. М. Социальное и правовое сознание государственных крестьян Поволжья по наказам в Уложенную комиссию 1767-1768 гг.// Русь, Россия. Средневековье и Новое время. М., 2009. № 1. С. 88-90.

19. Артамонова Л. М. Строительство каменных храмов в Усольской вотчине графа В. Г. Орлова в начале XIX в.//Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. 1997. № 2-3. С. 66-69.

20. Артамонова Л. М. Бугурусланский священник Иоанн Милордов и становление народного образования в русской провинции первой половины 19-го столетия// Наука и культура России. Самара, 2014. С. 8-11.

21. Артамонова Л. М. Участие духовенства в открытии и деятельности общеобразовательных школ Казанского учебного округа в первой трети XIX века// Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8/2 (99). С.114.

22. Артамонова Л. М. Школьные реформы XVIII - первой половины XIX веков в процессе российской модернизации// Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 2/2 (93). С. 63.

23. Барыкин М. Охота за душами. Куйбышев, 1961.

24. Барыкин М. Пустоцвет на древе жизни. Куйбышев, 1962.

25. Барыкин М. Трагедия свободного мира. Куйбышев, 1962.

26. Биографии духовенства Самарской/ Куйбышевской Епархии: (преимущественно 1940-1950-х годов) : справочник / авт.-сост. Алексий Подмарицын. Самара, 2008.

27. Бирюкова А. Б. Социокультурный облик образовательных учреждений провинциальных городов дореформенной России (по материалам Среднего Поволжья) // Наука и культура России. Самара, 2011. С. 17-19.

28. Бирюкова А.Б. Круг обязанностей и повседневных дел приходского духовенства поволжских городов в дореформенную эпоху // Наука и культура России. Самара, 2012. С. 13-16.

29. Блок В., Буданова А. Судьба собора//Духовный собеседник. 1998. №3.

30. Бовкало Александр, Галкин Александр. Священномученик Вениамин - ректор Самарской Духовной семинарии//Духовный собеседник. 1998. №2.

31. Ваганова Н. М. Основные виды начальных школ на территории Самарской губернии в пореформенный период//Платоновские чтения. Самара, 1998. С. 60-65.

32. Ваничев Н. А. Свидетели минувшего (О чем поют колокола)//Самарская Лука. Самара, 1998. №1. С. 40-43.

33. Вероника (Горячева), инокиня. Жизнеописание игумении Антонины, настоятельницы Самарского Иверского женского монастыря (1831 - 1892)//Духовный собеседник. 2004. №2.

34. Власова О. Е. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928-1937 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Куйбышев, 1984.

35. Гатин Д. Ю. Духовно-нравственное образование граждан Самарской области//Самарская область. Этнос и культура. 2009. №1. С. 27-30.

36. Город Самара. Воскресенская церковь//Самарские епархиальные ведомости. 1879. №16. С. 301-302.

37. Гусельников Сергий, священник. Возлюбившие Христа//Благовест. 23.12.2005.

38. Гусельников Сергий, священник. Несостоявшийся расстрел/Благовест. 07.01.2006.

39. Досекин Е. С. Публикации «Церковно-общественного вестника» 1912-1913 годов и отклики на них в либеральной самарской прессе//Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8.2 (109). С. 151-154.

40. Дружицкий В. Больше внимания антирелигиозной работе//Коммунист. 1929. №17-18. С. 49-51.

41. Дружицкий В. Будем неустанно рвать паутину религиозной лжи//Коммунист. 1929. №21-22. С.75-77.

42. Дубман Э. Л. Промысловое предпринимательство и освоение Понизового Поволжья во второй половине XVI-XVII вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Самара, 2000;

43. Дубман Э. Л. У истоков православной Самары// Наука и культура России: материалы II Международной научно-практической конференции, посвящённой Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 24-25 мая 2005 года / Редкол.: Герасимов О. В., (отв. ред.) и др. Самара, 2005. С. 11-12.

44. Дубман Э. Л. Церковно-монастырские феодалы в Симбирско-Самарском Поволжье в XVII - начале XVIII вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Куйбышев, 1986.

45. Дубман Эдуард. Промысловое предпринимательство и освоение Понизового Поволжья во второй половине XVI-XVII вв. Самара, 1999.

46. Дубман Эдуард. Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII веке: По материалам церков-но-монастырских владений: Учебное пособие к спецкурсу для дневного и заочного отделений исторических факультетов. Куйбышев, 1991.

47. Житие Самарского священномученика Василия Витевского/житие подгот.: настоятель Петропавловской церкви о. Александр, внук о. Василия проф. Витевский В. Б., писатель Воронков В. А. Самара, 2004.

48. Зарайский В. В. Противосектантская деятельность Русской Православной церкви//Пятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2001. С. 75-80.

49. Заступники земли Самарской. Самара, 2005.

50. Зубова А. Б. «Самарские епархиальные ведомости» как явление провинциальной культуры//Пятые Иоанновские чтения. Самара, 2001. С. 58-63.

51. Зубова О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Бочков В. А., Подмарицын А. Г. Православные святыни Самарского края. Историко-культурная энциклопедия. Самара, 2001.

52. Иванова Надежда. Самарский первомученик// Духовный собеседник. 2002. №2.

53. Иоанн, митрополит. Митрополит Мануил Лемешевский. Биографический очерк. СПб., 1993.

54. Кандауров С. П. Религиозная самоидентификация населения в начале XXI в. (на примере Самарского региона)//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 50-58.

55. Кандауров С.П. Воздействие учебно-воспитательного процесса на характер межконфессиональной коммуникации студентов // Наука и культура России. Самара, 2011. С. 335-339.

56. Кандауров С.П. Философский контекст толерантности межконфессиональных отношений в студенческой среде // Аспирантский вестник Поволжья. 2012. № 3-4. С. 37-40.

57. Корнилова А. В. Деятельность КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся в условиях развитого социализма: 1961-1971 гг. (На материалах областей 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднего Поволжья). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Куйбышев, 1979.

58. Корнилова А. В. Индивидуальная работа с верую-щими//Агитатор. 1970. №16.

59. Кошанский В. Самарское духовенство, его доходы и быт//Коммунист. 1940. №7.

60. Кузнецова Н. Духовное образование в Самарском крае - традиции и современность//Платоновские чтения: Материалы VI Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2001. С.182-185.

61. Курятников В. Н. Влияние религиозной обстановки в СССР на становление нефтяного комплекса Урало-Поволжья в 30 - 50-е гг. ХХ в. // Религиоведение. 2006. № 4. С. 42-47.

62. КурятниковВ.Н.Местночтимые святые Самарской земли - Пётр и Александр Чагринские//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 59-64.

63. Кутлакова М. В. Значение деятельности епархиальных архиереев в развитии церковно-школьного просвещения Самарской губернии в конце XIX - начале XX вв.//Платоновские чтения: материалы XI Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2005. С. 226228.

64. Лабутин Вениамин, игумен. Самарская Духовная семинария: её прошлое и настоящее//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского, 9 окт. 2004 г. Самара, 2005. С. 3-13.

65. Лескин Димитрий, протоиерей. Время собирать. Тольятти, 2010. С. 309-315.

66. Лобанова Нэлла. Бабий бунт//Деловая дама Тольятти. 2006. №3. С. 26-27.

67. Лях И. В. Союз воинствующих безбожников в Самарской области в 20-е гг. ХХ в.//Платоновские чтения: материалы VII Всероссийской конференция молодых историков. Самара, 2002. С. 210-212.

68. Маклакова А. П. Житие матушки Марии. Житие старца Дмитрия Семёновича Бахмутова. Житие старца Якова Ивановича Сыскина. Похвистнево, 1993.

69. Маклакова А. П. История. Годы и люди: Михайло-Архангельская церковь с. Красные Ключи. 1897-1997 гг. Похвистнево, 1997. - 63 с.

70. Малиновский А. С. Радостная встреча: док. повесть. 4-е изд., доп. Самара, 2007.

71. Мальцев Михаил. Благочестивые обычаи самарских поселян//Духовный собеседник. 1996. №1.

72. Мануил (Лемешевский), архиепископ. Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897 - 1957). Чебоксары, 1959. Часть 1-6. Машинопись.

73. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. Куйбышев, 1966. Машинопись. Ч. 1-6.

74. Матюшенский А. М., наблюдатель. Церковные школы Самарской епархии за время 1892-1902 гг.// Самарские епархиальные ведомости. 1902. №23. Часть неофициальная.

75. Матюшенский А. Церковно-приходские школы Самарской епархии за 50 лет ее существования (18511901). Самара, 1901.

76. Мендюков А. В. Архивные источники по истории епархий Среднего Поволжья во второй половине XIX -начале ХХ веков//ХХ век - веку грядущему. Материалы научно-практической конференции 28 ноября 2000 г. Самара, 2001. С. 159-162.

77. Мендюков А. В. Отчёты Самарских епископов как исторический источник//Государственному архивному фонду России - 80 лет. Проблемы комплектования, хранения и использования документов Архивного фонда РФ на современном этапе. Самара, 1998. С. 112-114.

78. Мендюков А. В. Русская Православная церковь в Среднем Поволжье на рубеже XIX-XX веков. Самара, 2007.

79. Мендюков А. В. Церковно-приходская школа в России на рубеже XIX-ХХ вв. (по материалам Среднего Поволжья)//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 70-74.

80. Мжельская М. В. Деятельность регентов по формированию хоровой культуры в дореволюционной Самаре//Христианство и культура: материалы конференции, посвященных 2000-летию Христианства. Самара, 2000. С. 373-382.

81. Монастыри Самарского края (XVI - ХХ вв.). Справочник. Авторы-составители В. С. Блок и К. А. Катренко. Самара, 2002.

82. Налимов Ян. История Алексиевского братства// Благовест. 29.02.2008, 7.03.2008, 20.03.2008.

83. Наумлюк А. А. Указ 1762 г. о переселении старообрядцев и основание иргизских скитов//Платоновские чтения: материалы XII Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2006. С. 225-226.

84. Никольский А. Отчет Самарского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Самарской епархии в 1914-15 уч. г. Самара, 1916.

85. Новые мученики и исповедники Самарского края. Составитель Антон Жоголев. Самара, 1996.

86. Орлов Дмитрий Николаевич, протоиерей. Ставрополь и его храмы. 1882.

87. Панина О. А. Начальное образование в Среднем Поволжье во второй половине XIX - начале XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2000.

88. Панина О.А. Развитие системы образования и просвещения народов Поволжья в период с IX и до начала XX века. Димитровград, 2011.

89. Пастырь, трудник, герой. Подвиг жизни и смерти иеромонаха Антония (Смирнова) (1843 - 1914)// Духовный Собеседник. 2004. №2 (38).

90. Подмарицын А. Г. Возрождение Вознесенского собора. Самара: 1993-2003. Самара, 2003.

91. Подмарицын А. Г. Источники по истории обновленчества в Самарском регионе (19221929 гг.)//Четвертые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2000.

92. Подмарицын А. Г. Источники по региональной церковной истории (1917-1941 гг.)//Вторые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 1998.

93. Подмарицын А. Г. Клировые ведомости и метрические книги как типы исторических источников//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 83-85.

94. Подмарицын А. Г. Очерки из истории Самарской епархии (1917-1941 гг.). Самара, 2008.

95. Подмарицын А. Г. Секуляризационные декреты советской власти и начало их осуществления в Самаре// Труды Самарской Православной Духовной семинарии. Вып. 1. Самара, 2004.

96. Подмарицын А. Г. Фонды уполномоченных по религиозным делам во второй половине ХХ века как исторический источник (на примере Куйбышевской об-ласти)//Духовные основы жизни: философско-религиозное и культурно-педагогическое наследие И. А. Ильина в XXI веке. Материалы региональной научно-практической конференции 14-15 октября 2007 г. Самара, 1997. С. 474-479.

97. Подмарицын А.Г. Атеистические антиправослав-

ные публикации рубежа 50-60-х годов ХХ века в куйбышевской областной периодике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-2 (38). С. 158-162.

98. Подмарицын А.Г. Взаимоотношения Русской Православной церкви и государственных органов в Самарском регионе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Самарский государственный университет. Самара, 2005.

99. Подмарицын А.Г. Внутрицерковная жизнь Куйбышевско-Сызранской и Ульновско-Мелекесской епархий по отчетам 1959 года // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-1 (14). С. 114116.

100. Подмарицын А.Г. Канцелярия архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) в 1942-1952 годах // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1 (36). С. 150152.

101. Подмарицын А.Г. Местные органы контроля над институтами Русской Православной церкви в советское время (на примере Самарской/Куйбышевской области)//Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 33. С. 125-131.

102. Подмарицын А.Г. Неизвестный источник по истории Куйбышевской епархии РПЦ периода 19421945 гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8.1 (109). С. 200-204.

103. Подмарицын А.Г. Неизвестный отчет 1965 года преосвященных Мануила (Лемешевского) и Иоанна (Снычева) об управлении Куйбышевской и Ульяновской епархиями // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 146-148.

104. Подмарицын А.Г. Отчет по управлению Куйбышевской епархией как источник по истории Русской Православной церкви. Вторая половина 1940-х - конец 1950-х гг. // Вестник архивиста. 2014. № 1. С. 114-123.

105. Подмарицын А.Г. Русский провинциальный архиерей второй четверти ХХ века (автобиографический портрет архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына)) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. № 32. С. 79-84.

106. Подмарицын А.Г. Свечная мастерская Куйбышевского епархиального управления и финансовый прессинг государства в конце 1950-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1-1. С. 119-121.

107. Подмарицын А.Г. Уполномоченные совета по делам Русской Православной церкви при СНК/ СМ СССР по Куйбышевской области в 1943-1965 годах// Социум и власть. 2013. № 3. С. 111-115.

108. Подмарицын А.Г. Ходатайства об открытии храмов в Куйбышевской области (1943-1961 гг.) // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8.1 (99). С. 81-84.

109. Подмарицын А.Г., Зубова О.В. Самарские клад-бища//Православные святыни Самарского края. Самара, 2001.

110. Проскуров В. От мрака к свету. Куйбышев, 1970.

111. Пятидесятилетний юбилей Самарской епархии. Самара. 1901.

112. Радченко О. И. Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX-ХХ вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 1997.

113. Рычков П. И. Из книги «Топография

Оренбургская»//Классика Самарского краеведения. Антология. Самара, 2002.

114. Ряжев А. С. Иргизские старообрядческие общины во второй половине XVII - первой половине XIX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1995.

115. Ряжев А. С. Командный состав ставропольского калмыцкого войска в военной и вероисповедной политике государства: от семилетней войны до эпохи 1812 г.// Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 2. С. 27-32.

116. Ряжев А. С. Ставропольское калмыцкое войско (1737-1843 гг.): опыт изучения новых источников// Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 3. С. 13-18.

117. Самбурова Е. И. К вопросу о подготовке кадров для церковно-приходских школ Самарской губернии в 1884-1914 гг.//Шестые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2002. С. 58.

118. Святые источники Самарского края. Живые родники. Самара, 2010.

119. Священномученик Константин Сухов. Опыт составления жития на фоне эпохи. Составитель - Юрий Изъятский. Самара, 2003.

120. Семенова А. П. Анализ массива письменных источников Владыки Мануила [Лемешевского], хранящихся в фондах [Самарского церковно-историческо-го] музея // Шестнадцатые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвященной памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского (9 октября 2011 г.). Самара, 2012. С. 10-50.

121. Серебренников Н. В. Архив В. В. Лаврского// Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, искусство, археология. М., 1996. С. 105-108.

122. Синельников Сергей. Иловатый Ерик: от неурожая 1891 г. до урожая 1913 г. (по страницам церковной летописи)//Духовный собеседник. 1998. № 4.

123. Смирнов Ю. Н. Десятые Иоанновские чтения в Самаре: вклад в духовное возрождение, интеллектуальное развитие и народное просвещение//Десятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Самара, 2006. С. 8-33.

124. Смирнов Ю. Н. Жители провинциального города. Самарские рукописи РГО//Центр и периферия. 2014. № 1. С. 16-17.

125. Смирнов Ю. Н. Материалы о самарском крестьянстве дореформенной эпохи в Русском Географическом обществе и их авторы//Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8/2 (109). С. 65-73.

126. Смирнов Ю. Н. Народ и власть в освоении Российского Заволжья, XVIII - середина XIX вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1999. 539 с.

127. Смирнов Ю. Н. Устная история «молчаливого большинства»: основные вехи прошлого Самары в представлениях купцов и мещан середины XIX века// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 5-1. С. 224-225.

128. Смирнов Ю. Н. Участие православного духовенства середины XIX века в становлении самарского краеведения (по материалам РГО)//Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее: сб. материалов межрегиональной научно-практической конф. Самара, 2006. С. 136-141.

129. Смирнов Ю.Н. «Добрый порядок» оренбургского губернатора Путятина против вольной народной колонизации юго-восточных окраин России//Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: материа-22

лы Всероссийской научной конференции, посвященной 20-летию высшего исторического образования в ХМАО-Югре. Нижневартовск, 2013. С. 52-58.

130. Смирнов Ю.Н. Крестьянское заселение низовьев Большого Иргиза в XVIII веке: социальные, политические и религиозные факторы // Сельская Россия: прошлое и настоящее: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. М., 2008. С. 69-73.

131. Смирнов Ю.Н. Легализация беглых и самовольных переселенцев в ходе колонизации юго-востока Европейской России в XVIII - первой половине XIX в.// Русь, Россия. Средневековье и Новое время. М., 2011. № 2. С. 193-194.

132. Смирнов Ю.Н. Переустройство юго-восточных губерний дореформенной России в процессе их освое-ния//Русь, Россия. Средневековье и Новое время. М., 2013. № 3. С. 331-336.

133. Солоницын А. А. Врата Небесные. Самара, 1999.

134. Степанов А. Сектантское движение в области и задачи антирелигиозной работы//Коммунист. 1928. №23. С. 94-99.

135. Сунгуров М. Страницы из истории Куйбышевской организации СВБ (1925-1928 гг.)// Антирелигиозник. 1935. №6. С.48-50.

136. Филиппов Н. Враждебные происки церковников. Куйбышев, 1939.

137. Филиппов С. А. Деятельность Самарской епархии по оказанию помощи воинам и их семьям, пострадавших от военных конфликтов в начале ХХ века// Историрко-археологические изыскания. Вып. 4. Самара, 2001.

138. Филиппов С. Деятельность Самарского епархиального миссионерского совета//Историко-археологические изыскания: Сборник трудов молодых ученых. Самара, 1999. Вып. 3. С. 157-161.

139. Филлипов С. А. Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской Православной церкви в кон. XIX- нач. XX вв. (по материалам Самарской епархии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2002.

140. Церковно-приходские школы Самарской епархии до возрождения (1851-1884 гг.)//Самарские епархиальные ведомости. 1901. №10. Часть неофициальная.

141. Черкасова М. В. Государственная политика в отношении церковных архивов в 1918-1938 гг. (на материалах Самарской губернии)//Духовные основы жизни: философско-религиозное и культурно-педагогическое наследие И. А. Ильина в XXI веке. Материалы региональной научно-практической конференции 14-15 октября 2007 г. Самара, 1997. С. 479-483.

142. Чистова В. В. Земное и небесное. Православные святыни Самарской Луки. Самара, 2005.

143. Чуковенков Ю. А. Постановка индивидуальной работы с верующими в 1937-1941 гг. (г. Куйбышев)// Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. М., 1962. С. 143-156.

144. Шакирова Э.З. Эволюция государственно-церковных отношений на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине ХХ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Башкирский государственный университет. Уфа, 2010.

145. Шакирова Э. З., Баннова В. И. Эволюция государственной политики в области этноконфессиональных отношений на примере Оренбургской, Челябинской, Курганской и Самарской областей (середина 1950-2005 гг.). М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Оренбургский гос. ун-т». Оренбург, 2009.

146. Шакирова Э.З., Баннова В.И. Политика государства в отношении Русской Православной Церкви на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине

ХХ в. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 5 (141). С. 108-114.

147. Шакирова Э.З. Работа партийных организаций КПСС с верующими в середине 1950-х - 1980-е годы (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37. С. 142-150.

148. Якубовский Борис, протоиерей. История бесед-ничества в Самарской епархии: Два столетия христианской общины. Самара, 2003.

149. Якунин В. Н. Город Святого Креста. Тольятти, 1997.

150. Якунин В. Н. История Самарской епархии в 1851-2011 гг. // Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. С. 133-135.

151. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах её архиереев. Тольятти, 1999.

152. Якунин В. Н. Роль Православия и Самарской епархии в региональной культуре (1993-2010 годы) // В мире научных открытий. 2012. № 4.2. С. 267-275.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

153. Якунин В. Н. Самарская епархия на современном этапе развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 220-221.

154. Якунин В. Н. Хозяйственная культура Самарской епархии: формирование доходов духовенства в 1850-е - 1950-е гг. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 127-129.

155. Якунин Вадим Николаевич. Город святого креста (церковная история города Ставрополя - Тольятти) / Вадим Якунин. Тольятти, 2007.

156. Якунин Вадим Николаевич. История Самарской епархии. Монография / В. Н. Якунин. Тольятти, 2011.

157. Якунин В. Н. Святитель Владимир Богоявленский // Духовный собеседник. 1995. № 4. С. 14-20.

158. Якунин В. Н. Новомученик Владимир Богоявленский // Московский журнал. 1996. № 9. С. 36-41.

159. Якунин В. Н. Священномученик Владимир, митрополит Киевский // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 1. С. 30-35.

160. Якунин В. Н. Митрополит Мануил Лемешевский // Духовный собеседник. 1999. № 1-2. С. 239-251.

161. Яхонтов А. К. Город Сызрань и его достопримечательности: ист.-церков. археол. описание// Симбирские епархиальные ведомости. 1901. №13, прил. С. 1-8; №14, прил. С. 9-16; №16, прил. С. 41-48; Симб. епарх. ведомости. 1902. №3, прил. С. 49-56; №7, прил. С. 57-64; №17, прил. С.65-72; №21, прил. С. 73-80; №22. С. 81-88; №23. С. 89-96.

HISTORY OF SAMARA EPARCHY: HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

© 2014

V.N. Yakunin, doctor of history science, Professor, prorector of Innovative and Science-Research Activity

Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia)

Annotation: The article covers historiography of the problem in Samara eparchy history, related to the Russian Orthodox Church. The issue is investigated in pre-revolutionary, Soviet and contemporary historical literature.

Keywords: Samara eparchy, Russian Orthodox Church, religion, temples, cathedrals, churches, cloisters, clergy, bishops, ascetics, martyrs, saints.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.