УДК 281.93 (470.43)
ИСТОРИЯ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
© 2014
В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по инновационной и научно-исследовательской деятельности
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация: Изучается историография проблемы истории Самарской епархии Русской православной церкви в дореволюционной, советской и современной исторической литературе.
Ключевые слова: Самарская епархия, Русская православная церковь, религия, храмы, соборы, церкви, монастыри, духовенство, архиереи, подвижники, мученики, святые.
В 1851 г. императорскими указами были образованы Самарская губерния и территориально совпадавшая с ней Самарская епархия. Страницы церковной истории, прошедшие с той поры, были наполнены яркими, содержательными, а порой и трагическими событиями. Активное церковное храмостроительство дореволюционной России и последующее за ним закрытие и разрушение почти всех храмов епархии, расстрелы и аресты православного духовенства и верующих в 20-х-30-х гг. ХХ в., оживление религиозной жизни периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет и хрущёвские гонения на Церковь, православное возрождение, начавшееся в середине 80-х гг. ХХ в. и продолжающееся по сей день - всё это требует анализа, изучения, исследования. Проблемы истории Самарской епархии Русской Православной церкви на современном этапе, когда происходит возрождение православной жизни, осуществляется активное церковное храмостроитель-ство, увеличивается количество православных приходов, духовенства и верующих, приобрели особую актуальность.
Историографию проблемы следует разделить на дореволюционный, советский и новейший (с 1991 г. по настоящее время) периоды. В свою очередь, советский период характеризовался диаметрально противоположными взглядами церковных и светских исследователей на проблемы церковной истории.
В исторической литературе о Самарской (Куйбышевской) епархии необходимо особо выделить работы, посвящённые её правящим архиереям. В 1901 г. вышла небольшая по объёму книга «Пятидесятилетний юбилей Самарской епархии», где кратко описаны биографии самарских архиереев за 1850-1901 гг. В 1924 г. работу по составлению преемственного списка архиереев Русской Православной церкви, их биографий начал племянник игуменьи самарского Иверского монастыря, иподиакон архиепископа Александра (Трапицына), а позже техник-строитель завода № 42 г. Куйбышева Александр Владимирович Ястребов. Но он не закончил свою работу, так как в конце 30-х гг. был расстрелян [85, с. 149].
Позднее этот незавершённый труд продолжил митрополит Мануил (Лемешевский). Основной упор им был сделан на биографиях русских архиереев периода с 1897 г., митрополит Мануил успел довести свой труд до 1965 г. Им был собран материал о более чем 2200 архиереях Русской Православной церкви и 270 обновленческих архиереях, весь труд составляет 6 томов [73]. Кроме этого, им были написаны «Хронология архиерейских хиротоний» и «Топография архиерейских кафедр». За «Каталог русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.» святитель в 1960 г. был удостоен учёной степени кандидата богословия [53, с. 211-212, 237-239, 268].
Работу митрополита Мануила по составлению биографий русских архиереев продолжил его воспитанник и духовный сын митрополит Иоанн (Снычев). Им в 1969 г. был написан биографический очерк о митрополите Мануиле, вышедший в 1993 г.
С конца 90-х гг. ХХ века появляются научные работы самарских учёных, посвящённые правящим архиереям Самарской (Куйбышевской) епархии.
Первое описание самых древних монастырей Самары (из известных сегодня) находим у К.И.Невоструева. Будучи профессором Симбирской духовной семинарии, Невоструев в 1844-1849 гг. сначала по собственной инициативе, а потом по поручению Симбирского епископа Феодотия (по указу Святейшего Синода предписывалось составить историко-статистическое описание епархий) занимался сбором материалов по истории монастырей, церквей и других учреждений Симбирской епархии. В своей работе он предпринял описание самарских монастырей XVI - XVII вв., которые входили поначалу в состав Симбирской епархии, а затем отошли от нее после открытия в Самаре архиерейской кафедры в 1851 г., что было связано с учреждением тогда же новой Самарской губернии [132, с. 331-336].
Первое упоминание о пребывании на месте будущей Самары иерарха Русской православной церкви затрагивает еще более раннее время, хотя имеет легендарную основу. П. И. Рычков записал и опубликовал в 1762 г. предание, согласно которому митрополит Московский и всея Руси Алексий в 1357 г., плывя по Волге в Золотую Орду, остановился при слиянии рек Самары и Волги, вышел на берег и посетил живущего здесь, в келье, устроенной в дремучем лесу, благочестивого отшельника, благословил его на дальнейшие подвиги и изрёк пророчество, что со временем «будет воздвигнут тут город велий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет» [113, с.10]. Э. Л. Дубман датирует это предание первой половиной XVII в., и делает вывод о том, что оно родилось не в официальной среде, а у самих жителей города, и является не чем иным, как красивой легендой. Все попытки Э. Л. Дубмана обнаружить эти сведения в русских средневековых источниках не привели к позитивному результату [43, с. 11-12].
То, что легенда о пребывании митрополита в Самаре не имеет подтверждения в письменных источниках, в том числе в Житии святителя, было известно самарскому краеведу Г. Н. Потанину, который, тем не менее, положил плавание Алексия по Волге в начало истории города [17, с. 233, 235]. Он записал варианты легенды, бытовавшие в устной традиции в середине XIX в., дополненные местными преданиями о чудесной помощи святителя Самаре в избавлении от башкирских набегов и даже от расправы карателей при подавлении пугачевского восстания [127. с. 224-225]. Потанин, работавший в Самаре и Бугульме учителем и штатным смотрителем уездных училищ [13, с. 22], привел также интересные свидетельства об особенностях религиозных представлений горожан, о взаимоотношениях между православными и старообрядцами в их среде [124, с. 16-17].
Старейшие достоверные изображения храмов Самары сохранились на гравюре английского рисовальщика Джона Кэстля, служившего здесь в конце 1730-х гг. [10, с. 183-188] Краткие упоминания о самарских церквах и монастырях мы находим у классиков самарского краеведения: П. И. Рычкова, П. К. Попова (данные о монастырях Самары он заимствовал у К.И.Невоструева), П. А. Преображенского, Н. А. Архангельского, П. В. Алабина. Г. И. Перетякович уделил особое внимание монастырям, имевшим хозяйственный интерес в нашем
крае: Савво-Сторожевскому, Чудову, Новоспасскому, Новодевичьему, Воскресенскому. Свой вклад в церковное краеведение Самарского Заволжья внес саратовский епископ Иаков [125, с. 65-73], один из архиереев, часть территории епархии которого перешла в 1851 г. под управление Самарской кафедры.
20-30-е гг. ХХ в. характеризуются крайне тенденциозным освещением проблем истории религии и Церкви как в целом по стране, так и в Самарском крае. Авторы в своих статьях главное внимание уделяли разоблачению «антисоветской деятельности» религиозных организаций, противопоставляли верующих и атеистов. В это время делаются попытки проследить развитие атеистической работы в крае, анализируются формы работы СВБ [40, с. 49-51; 41, с. 75-77; 134, с. 94-99; 135, с. 48-50; 136]. Статья В. Кошанского была посвящена экономической, хозяйственной деятельности Церкви и духовенства Самарской епархии до 1917 г.[59]
В военные и первые послевоенные годы имел место спад в работе партийных организаций по атеистическому воспитанию. Этим объясняется отсутствие историко-партийных работ по проблемам атеистического воспитания в 40-50-е годы ХХ в.
Когда же Н. С. Хрущев укрепил свои позиции в руководстве партии и правительства и был провозглашен курс на построение коммунистического общества, религии и Церкви места в нем не находилось. Возобновившиеся в конце 50-х гг. гонения на РПЦ (хотя и не в таких масштабах, как в 20-30-е гг.) отразились и на освещении её роли в истории нашего государства. Она явно принижалась, сами верующие высмеивались. Идеологический монополизм, подчинивший своим интересам практически все сферы духовной жизни, включая историческую науку, не стимулировал профессиональных историков к изучению проблемы. Ряд работ учёных был преимущественно пропагандистским. В 60-е - первой половине 80-х гг. публиковались тенденциозные работы историков, философов, социологов по атеистическому воспитанию населения Среднего Поволжья и истории этого явления [23; 24; 25; 58; 110; 143, с. 143-156]. В эти же годы было защищено несколько диссертаций, в которых рассматриваются вопросы деятельности партийных организаций Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся на различных этапах социалистического строительства [34; 57].
Партийный монополизм в вопросах теории, абсолютизация классового, партийного подхода к анализу исторических явлений и процессов, придание марксизму-ленинизму статуса государственной идеологии - всё это ставило исследователей проблемы в трудное положение. Анализируя теоретические основы исследуемой литературы, можно отметить, что большинство авторов опирались на меняющуюся обстановку в партийно-государственном руководстве. Тезисы, постановления ЦК КПСС служили своего рода «методологической» основой для многих исследователей, так как определяли «допустимый» подход к изучаемым проблемам. Идеологический нажим тогдашнего политического руководства СССР особенно сказался на изучении проблем религии и Церкви. Серьёзные пробелы в изучении темы были вызваны предвзятым отношением исследователей к рассматриваемой проблеме. Религия, Церковь рассматривались как пережиток прошлого, с которыми необходимо было сосуществовать, но в то же время и вести идеологическую борьбу. В таких сложных, противоречивых условиях ни о каком серьёзном, объективном исследовании проблемы у большинства светских историков не могло быть и речи.
Исключением в этом ряду явились статьи и кандидатская диссертация Э. Л. Дубмана, посвящённые хозяйственному освоению Симбирско-Самарского Поволжья монастырями в XVII - начале XVIII вв., написанные на основе архивных источников в середине 80-х гг. [44] Его работы характеризуются объективностью, доско-
нальным изучением материала по проблеме и предвосхищают новейший этап в изучении темы. В новейшее время Э. Л. Дубман продолжил свои исследования по данной проблеме, в том числе в докторской диссертации. В работах Э. Л. Дубмана рассматриваются вопросы о возникновении и развитии в XVII - начале XVIII вв. крупного церковно-монастырского водо- и землевладения, а также промыслового предпринимательства на территории Симбирско-Самарского Поволжья [42; 43, с. 11-12; 45; 46].
К началу 90-х годов ХХ в. происходит процесс переосмысления в светской историографии оценок деятельности РПЦ на всём протяжении отечественной истории. Переход к этому этапу был предопределён качественно новым отношением в условиях перестройки к малоизученным проблемам, неизвестным сюжетам истории как Русской Православной церкви в целом, так и отдельных епархий, в том числе и Самарской. Историки получили доступ к широкому кругу документов центральных и местных архивов. Происходившие в нашей стране демократические процессы, курс на возвращение духовных ценностей и возрождение национального самосознания русского народа потребовали иного, правдивого и объективного подхода к истории Русской Православной церкви. С этого времени начинают публиковаться новые интересные работы по проблеме. Для них характерны отказ от прежних подходов к анализу роли и места Православной церкви в жизни нашего общества.
Современный этап исследования темы характеризуется появлением новой (по сравнению с советским этапом) трактовкой деятельности духовенства и верующих Самарской епархии не только в статьях, но и в монографиях, диссертациях, включая докторские, посвященные заселению Самарского края [126] и развитию в нем просвещения [16].
Исследовались источники по региональной церковной истории [76, с. 159-162; 77, с. 112-114; 91; 92; 93, с. 83-85; 96, с. 474-479; 97, с. 158-162; 99, с. 114-116; 102, с. 200-204; 103, с. 146-148; 104, с. 114-123; 120, с. 10-50; 121, с. 105-108], церковные летописи, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО) [71; 122], местная периодическая печать [39, с. 151-154].
Исследованию истории Самарской (Куйбышевской) епархии посвящён ряд кандидатских диссертаций. Так, в диссертации А. Г. Подмарицына исследуются взаимоотношения Самарской епархии и государственных органов в 1917-1941 гг.[98], в его статьях исследуется та же проблема, но уже в более поздний период [101, с. 125-131; 107, с. 111-115; 108, с. 81-84]. Эволюцию государственно-церковных отношений на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине ХХ, а также работу партийных организаций КПСС с верующими (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) в середине 1950-х - 1980-е годы исследовала Шакирова Э. З. в своей кандидатской диссертации, монографии и статьях [144; 145; 146, с. 108-114; 147, с. 142-150]. В диссертации С. А. Филиппова анализируется социально-гуманитарная деятельность приходов Самарской епархии в конце XIX - начале XX в.[139] В монографии и диссертации А. В. Мендюкова рассматривается социально-экономическое положение и деятельность православного приходского духовенства Среднего Поволжья (Самарской, Симбирской, Пензенской губерний) в политическом и хозяйственно-экономическом аспектах, а также особенности системы епархиального управления в 1894-1914 гг.[78] Кандидатская диссертация О. И. Радченко посвящена изучению истории православных монастырей Самарского края во второй половине XIX-XX вв.,[112] информация об истории самарских монастырей в XVI - ХХ вв. содержится в справочнике «Монастыри Самарского края (XVI - ХХ вв.)», составленном В. С. Блоком и К. А. Катренко[81]._
А. С. Ряжев посвятил свою кандидатскую диссертацию исследованию иргизских старообрядческих общин во второй половине XVII - первой половине XIX вв.[114] Им же изучена военная и вероисповедная политика государства по отношению к крещёным калмыкам в 17371843 гг[115, с. 27-32; 116, с. 13-18]. Другие авторы также уделяли внимание основанию иргизских скитов по указу 1762 г. [83, с. 225-226], переселениям в Самарский край как старообрядцев [131, с. 193-194], так и иных этнокон-фессиональных групп [12, с. 471-475], их взаимоотношениям с православными жителями, церковью и властями [129, с. 52-58]. Было отмечено важное, но подчиненное значение собственно религиозного фактора по сравнению с экономическими, общественно-правовыми [18, с. 88-90] и социально-политическими причинами [130, с. 69-73] таких переселений.
В историко-культурной энциклопедии
«Православные святыни Самарского края» подробно описаны монастыри, соборы, церкви, часовни, храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах г. Самары и её предместий. Предполагается, что этот труд будет продолжен и охватит историю церковного храмостроительства всех населённых пунктов Самарской губернии [51]. Православным святыням Самарской Луки: храмам, святым источникам, их истории посвящен краеведческий очерк В. В. Чистовой «Земное и небесное» [142]. В работах историков уделялось внимание истории и возрождению православных соборов и церквей Самарской епархии: Воскресенского кафедрального собора, Вознесенского кафедрального собора, Покровского храма села Ташёлка Ставропольского района, Михайло-Архангельской церкви села Красные Ключи и др. [29; 90; 36, с. 301-302; 65, с. 309-315; 68] Рассматривалось участие крупных землевладельцев этого края в возведении храмов в своих владениях [19, с. 66-69]. Истории Самарской духовной семинарии, цер-ковно-приходских школ епархии, духовно-нравственному образованию посвящались как отдельные издания, так и статьи [1; 64, с. 3-13; 31, с. 60-65; 35, с. 27-30; 60, с. 182-185; 63, с. 226-228; 74; 75; 79, с. 70-74; 84; 87; 88; 117, с. 58; 140].
Заметным был вклад духовенства в создание и поддержку учебных заведений не только церковного ведомства, но и общеобразовательных школ Самарского края. Этому способствовало то, что при Александре I священнослужителям разрешили вести преподавание в светских училищах и стали расширять в школах изучение Закона Божьего [11, с. 55-64]. Примером служат имена священников: Корнилия Ястребова, служившего законоучителем в Ставропольском уездном училище без жалованья, которое он полностью жертвовал на нужды школы [6, с. 77], Иоанна Милордова, открывшего и построившего за свой счет в Бугуруслане сначала приходское, а затем и уездное училище, где сам работал учителем и штатным смотрителем (директором) [20, с. 8-11], Алексея Сызранского, заведшего училище в Сызрани, где вел занятия по чтению, письму, грамматике, арифметике, Священной истории [21, с. 114]. При активном участии духовенства в устройстве и деятельности школ для горожан [27, с. 17-19], включая открытие старейшего Самарского уездного училища [9, с. 87], еще более заметной была его роль в школьном деле на селе, где в первой половине практически не было иных лиц, готовых к учительскому труду, кроме «священников, диаконов, причетников и выпускников семинарий» [15, с. 111]. Именно благодаря сельским училищам, храмам и их причту по доле учащихся среди всего населения Самарская губерния в середине XIX в. опережала многие другие, включая Московскую [22, с. 63]. Самарские материалы в сочетании с аналогичными по соседним регионам в целом дают возможность для широких выводов о важной роли служителей церкви в становлении российской школы нового времени [14, с. 48-55].
Исследовались отдельные аспекты или периоды исто-
рии Самарской епархии Русской Православной церкви: биографии правящих архиереев и духовенства епархии [26; 72; 73; 105, с. 79-84; 111; 151], формирование системы церковных приходов на правобережье южного Средневолжья в 80-е гг. XVI - начале XVIII столетий [4, с. 56-60], деятельность Самарской епархии по оказанию помощи воинам, пострадавшим от военных конфликтов в начале ХХ в. [137]; противосектантская деятельность в Самарской епархии в дореволюционное время [48, с. 75-80; 138, с. 157-161], деятельность регентов по формированию хоровой культуры в дореволюционной Самаре [80, с. 373-382], история кладбищ г. Самары [109], двухсотлетняя история самарского беседничества [148], история Алексиевского братства [82], обязанности приходского духовенства поволжских городов первой половины XIX в. [28, с. 13-16] и его участие в умиротворении волнений, вызванных эпидемией холеры [8, с. 391-405].
Исследователями анализировались «Самарские епархиальные ведомости», выходившие в 1867-1918 гг. [50, с. 58-63], рассматривалось место книги и библиотек в системе культурных ценностей самарского духовенства и верующих [2, с. 26-34; 3, с. 49-57]. Было показано, что духовенство Самарского края принимало активное участие в краеведческих исследованиях [128, с. 136-141], в разработках вопросов теологии, катехизации, православной книжности и педагогики [7, с. 69-70].
Ряд исследований посвящён истории Самарской (Куйбышевской) епархии после 1917 г., в период антицерковных гонений: разрушению самарских церквей [32, с. 40-43], истории возникновения и развития Союза воинствующих безбожников в Самарской области в 20-е гг. ХХ в.[67, с. 210-212], атеистическим антиправославным публикациям рубежа 50-60-х годов ХХ века в куйбышевской областной периодике [97, с. 158-162], феномену массового женского неповиновения в Ставропольском районе по случаю закрытия церквей [66, с. 26-27], государственной политике в отношении церковных архивов Самарской губернии в 1918-1938 гг. [141, с. 479-483], деятельности канцелярии Куйбышевского архиепископа в 1942-1952 гг.[100, с. 150-152] Исследовалась влияние религиозной обстановки в СССР на становление нефтяного комплекса Урало-Поволжья в 30-50-е гг. ХХ в. [61, с. 42-47] Антон Жоголев в труде о самарских исповедниках и новомучениках привлёк и опубликовал ценнейший для исследователей материал архива Управления ФСБ по Самарской области [85].
Исследовалась деятельность святых, подвижников, мучеников Самарской земли как в отдельных изданиях, так и в статьях [5; 30; 33; 47; 49; 52; 62, с. 59-64; 68; 89; 119; 157; 158; 159; 160]. Изучалась история возникновения святых источников, находящихся на территории Самарской области, и феномен массового паломничества к ним [118].
Выходили книги и статьи, посвящённые церковной истории г. Ставрополя-Тольятти [86; 149; 151], г. Сызрани [161].
За последние 10 лет вышли как очерки, так и фундаментальные монографии, посвящённые истории Самарской епархии в целом, в том числе на современном этапе [94; 150, с. 133-135; 152, с. 267-275; 153, с. 220-221; 156]. Ещё одна тенденция последнего времени - исследование хозяйственной деятельности Самарской епархии, источников формирования доходов приходов и духовенства [106, с. 119-121; 150, с. 127-129]. Анализируются проблемы религиозной самоидентификации жителей Самарского региона в начале ХХ! в.[54, с. 50-58], установившихся здесь связей церковной, научной и педагогической общественности [123, с. 8-33], в самарских вузах проводятся социологические исследования по проблемам восприятия, социальных установок, толерантности и позиций студентов в межконфессиональных отношениях [55, с. 335-339].
История Самарской епархии нашла своё отражение в художественной литературе, особенно ярко - у писателя Карельский научный журнал. 2014. № 3
А. А. Солоницына [37; 38; 70; 133].
Изучение проблем истории Самарской епархии имеет большое практическое и теоретическое значение особенно сейчас, когда происходит процесс возрождения религиозного сознания народа, возвращения некогда забытых духовных ценностей, а органы государственной власти и управления строят новую политику в области взаимодействия с религиозными организациями. Тенденции развития историографии по проблеме позволяют сделать вывод о том, что в дальнейшем интерес к истории Самарской епархии будет только возрастать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 150 лет Самарской православной духовной семи-нарии/Авт. коллектив: протоиер. Олег Агапов и др.; отв. за вып.: В. А. Бархоткин. Самара, 2008.
2. Акифьева И. Ю. Православные библиотеки дореволюционной Самары//Христианство и культура: материалы конференции, посвященной 2000-летию Христианства. Самара, 2000. С. 26-34.
3. Акифьева И. Ю. Книга и библиотека в системе культурных ценностей самарского духовенства//Пятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2001. С. 49-57.
4. Алдашев Э. Г. Формирование системы церковных приходов на правобережье южного средневолжья в 80-е гг. XVI - начале XVIII столетий/Платоновские чтения: материалы XIV Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2008. С. 56-60.
5. Алексахин П. В., протоиерей, Колчин В. Г. Сказание о житии старца отца Сергия (1876-1964). Самара, 1994.
6. Артамонова Л. М. «Заведение собственным иждивением училища...» Роль священников в создании и поддержке школ Казанского учебного округа первых десятилетий его существования// Центр и периферия. 2012. № 1. С. 77.
7. Артамонова Л. М. В начале самарской науки: самарские учителя середины XIX века и их ученые заня-тия//Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. Самара, 2013. С. 69-70.
8. Артамонова Л. М. Взаимодействие общества и церкви в русской провинции во время «первой холеры» 1830 года: по материалам Самарского Поволжья// Православные ценности в современном мире: сб. материалов межрегиональной науч.-практ. конф. Самара, 2008. С. 391-405.
9. Артамонова Л. М. Деревянная голова Минервы: самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 87.
10. Артамонова Л. М. Древние самарские храмы на старинной гравюре//Духовный собеседник. 1998. № 1(13). С. 183-188.
11. Артамонова Л. М. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре У/Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8/2 (109). С.55-64.
12. Артамонова Л. М. Использование массовых источников и устных преданий при реконструкции освоения лесостепного Заволжья в 1750-1760-е гг.//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 471-475.
13. Артамонова Л. М. Первая реформа Александра П//Родина. 2014. № 4. С. 22.
14. Артамонова Л. М. Поддержка служителями православной церкви усилий власти и общества по реформированию и развитию школьного дела (конец XVIII - середина XIX вв.)// Власть и народ: проблемы взаимодействия (XVII - начало XX вв.): материалы IV Бартеневских чтений. Липецк, 2010. С. 48-55.
15. Артамонова Л. М. Политика в сфере народного
просвещения в Поволжье (XVIII - первая половина XIX в.)//Российская история. 2013. № 2. С. 111.
16. Артамонова Л. М. Просвещение, власть и общество в русской провинции XVIII - начала ХК вв.: юго-восточные губернии Европейской России. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Самара, 2002. 484 с.
17. Артамонова Л. М. Рукописи Г. Н. Потанина «Записки о Самаре» и «Дедушка из Самары» - замечательные памятники «локальной» истории середины XIX века//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 5-1. С. 233, 235.
18. Артамонова Л. М. Социальное и правовое сознание государственных крестьян Поволжья по наказам в Уложенную комиссию 1767-1768 гг.// Русь, Россия. Средневековье и Новое время. М., 2009. № 1. С. 88-90.
19. Артамонова Л. М. Строительство каменных храмов в Усольской вотчине графа В. Г. Орлова в начале XIX в.//Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. 1997. № 2-3. С. 66-69.
20. Артамонова Л. М. Бугурусланский священник Иоанн Милордов и становление народного образования в русской провинции первой половины 19-го столетия// Наука и культура России. Самара, 2014. С. 8-11.
21. Артамонова Л. М. Участие духовенства в открытии и деятельности общеобразовательных школ Казанского учебного округа в первой трети XIX века// Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8/2 (99). С.114.
22. Артамонова Л. М. Школьные реформы XVIII - первой половины XIX веков в процессе российской модернизации// Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 2/2 (93). С. 63.
23. Барыкин М. Охота за душами. Куйбышев, 1961.
24. Барыкин М. Пустоцвет на древе жизни. Куйбышев, 1962.
25. Барыкин М. Трагедия свободного мира. Куйбышев, 1962.
26. Биографии духовенства Самарской/ Куйбышевской Епархии: (преимущественно 1940-1950-х годов) : справочник / авт.-сост. Алексий Подмарицын. Самара, 2008.
27. Бирюкова А. Б. Социокультурный облик образовательных учреждений провинциальных городов дореформенной России (по материалам Среднего Поволжья) // Наука и культура России. Самара, 2011. С. 17-19.
28. Бирюкова А.Б. Круг обязанностей и повседневных дел приходского духовенства поволжских городов в дореформенную эпоху // Наука и культура России. Самара, 2012. С. 13-16.
29. Блок В., Буданова А. Судьба собора//Духовный собеседник. 1998. №3.
30. Бовкало Александр, Галкин Александр. Священномученик Вениамин - ректор Самарской Духовной семинарии//Духовный собеседник. 1998. №2.
31. Ваганова Н. М. Основные виды начальных школ на территории Самарской губернии в пореформенный период//Платоновские чтения. Самара, 1998. С. 60-65.
32. Ваничев Н. А. Свидетели минувшего (О чем поют колокола)//Самарская Лука. Самара, 1998. №1. С. 40-43.
33. Вероника (Горячева), инокиня. Жизнеописание игумении Антонины, настоятельницы Самарского Иверского женского монастыря (1831 - 1892)//Духовный собеседник. 2004. №2.
34. Власова О. Е. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928-1937 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Куйбышев, 1984.
35. Гатин Д. Ю. Духовно-нравственное образование граждан Самарской области//Самарская область. Этнос и культура. 2009. №1. С. 27-30.
36. Город Самара. Воскресенская церковь//Самарские епархиальные ведомости. 1879. №16. С. 301-302.
37. Гусельников Сергий, священник. Возлюбившие Христа//Благовест. 23.12.2005.
38. Гусельников Сергий, священник. Несостоявшийся расстрел/Благовест. 07.01.2006.
39. Досекин Е. С. Публикации «Церковно-общественного вестника» 1912-1913 годов и отклики на них в либеральной самарской прессе//Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8.2 (109). С. 151-154.
40. Дружицкий В. Больше внимания антирелигиозной работе//Коммунист. 1929. №17-18. С. 49-51.
41. Дружицкий В. Будем неустанно рвать паутину религиозной лжи//Коммунист. 1929. №21-22. С.75-77.
42. Дубман Э. Л. Промысловое предпринимательство и освоение Понизового Поволжья во второй половине XVI-XVII вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Самара, 2000;
43. Дубман Э. Л. У истоков православной Самары// Наука и культура России: материалы II Международной научно-практической конференции, посвящённой Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 24-25 мая 2005 года / Редкол.: Герасимов О. В., (отв. ред.) и др. Самара, 2005. С. 11-12.
44. Дубман Э. Л. Церковно-монастырские феодалы в Симбирско-Самарском Поволжье в XVII - начале XVIII вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Куйбышев, 1986.
45. Дубман Эдуард. Промысловое предпринимательство и освоение Понизового Поволжья во второй половине XVI-XVII вв. Самара, 1999.
46. Дубман Эдуард. Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII веке: По материалам церков-но-монастырских владений: Учебное пособие к спецкурсу для дневного и заочного отделений исторических факультетов. Куйбышев, 1991.
47. Житие Самарского священномученика Василия Витевского/житие подгот.: настоятель Петропавловской церкви о. Александр, внук о. Василия проф. Витевский В. Б., писатель Воронков В. А. Самара, 2004.
48. Зарайский В. В. Противосектантская деятельность Русской Православной церкви//Пятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2001. С. 75-80.
49. Заступники земли Самарской. Самара, 2005.
50. Зубова А. Б. «Самарские епархиальные ведомости» как явление провинциальной культуры//Пятые Иоанновские чтения. Самара, 2001. С. 58-63.
51. Зубова О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Бочков В. А., Подмарицын А. Г. Православные святыни Самарского края. Историко-культурная энциклопедия. Самара, 2001.
52. Иванова Надежда. Самарский первомученик// Духовный собеседник. 2002. №2.
53. Иоанн, митрополит. Митрополит Мануил Лемешевский. Биографический очерк. СПб., 1993.
54. Кандауров С. П. Религиозная самоидентификация населения в начале XXI в. (на примере Самарского региона)//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 50-58.
55. Кандауров С.П. Воздействие учебно-воспитательного процесса на характер межконфессиональной коммуникации студентов // Наука и культура России. Самара, 2011. С. 335-339.
56. Кандауров С.П. Философский контекст толерантности межконфессиональных отношений в студенческой среде // Аспирантский вестник Поволжья. 2012. № 3-4. С. 37-40.
57. Корнилова А. В. Деятельность КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся в условиях развитого социализма: 1961-1971 гг. (На материалах областей 20
Среднего Поволжья). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Куйбышев, 1979.
58. Корнилова А. В. Индивидуальная работа с верую-щими//Агитатор. 1970. №16.
59. Кошанский В. Самарское духовенство, его доходы и быт//Коммунист. 1940. №7.
60. Кузнецова Н. Духовное образование в Самарском крае - традиции и современность//Платоновские чтения: Материалы VI Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2001. С.182-185.
61. Курятников В. Н. Влияние религиозной обстановки в СССР на становление нефтяного комплекса Урало-Поволжья в 30 - 50-е гг. ХХ в. // Религиоведение. 2006. № 4. С. 42-47.
62. КурятниковВ.Н.Местночтимые святые Самарской земли - Пётр и Александр Чагринские//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 59-64.
63. Кутлакова М. В. Значение деятельности епархиальных архиереев в развитии церковно-школьного просвещения Самарской губернии в конце XIX - начале XX вв.//Платоновские чтения: материалы XI Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2005. С. 226228.
64. Лабутин Вениамин, игумен. Самарская Духовная семинария: её прошлое и настоящее//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского, 9 окт. 2004 г. Самара, 2005. С. 3-13.
65. Лескин Димитрий, протоиерей. Время собирать. Тольятти, 2010. С. 309-315.
66. Лобанова Нэлла. Бабий бунт//Деловая дама Тольятти. 2006. №3. С. 26-27.
67. Лях И. В. Союз воинствующих безбожников в Самарской области в 20-е гг. ХХ в.//Платоновские чтения: материалы VII Всероссийской конференция молодых историков. Самара, 2002. С. 210-212.
68. Маклакова А. П. Житие матушки Марии. Житие старца Дмитрия Семёновича Бахмутова. Житие старца Якова Ивановича Сыскина. Похвистнево, 1993.
69. Маклакова А. П. История. Годы и люди: Михайло-Архангельская церковь с. Красные Ключи. 1897-1997 гг. Похвистнево, 1997. - 63 с.
70. Малиновский А. С. Радостная встреча: док. повесть. 4-е изд., доп. Самара, 2007.
71. Мальцев Михаил. Благочестивые обычаи самарских поселян//Духовный собеседник. 1996. №1.
72. Мануил (Лемешевский), архиепископ. Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897 - 1957). Чебоксары, 1959. Часть 1-6. Машинопись.
73. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. Куйбышев, 1966. Машинопись. Ч. 1-6.
74. Матюшенский А. М., наблюдатель. Церковные школы Самарской епархии за время 1892-1902 гг.// Самарские епархиальные ведомости. 1902. №23. Часть неофициальная.
75. Матюшенский А. Церковно-приходские школы Самарской епархии за 50 лет ее существования (18511901). Самара, 1901.
76. Мендюков А. В. Архивные источники по истории епархий Среднего Поволжья во второй половине XIX -начале ХХ веков//ХХ век - веку грядущему. Материалы научно-практической конференции 28 ноября 2000 г. Самара, 2001. С. 159-162.
77. Мендюков А. В. Отчёты Самарских епископов как исторический источник//Государственному архивному фонду России - 80 лет. Проблемы комплектования, хранения и использования документов Архивного фонда РФ на современном этапе. Самара, 1998. С. 112-114.
78. Мендюков А. В. Русская Православная церковь в Среднем Поволжье на рубеже XIX-XX веков. Самара, 2007.
79. Мендюков А. В. Церковно-приходская школа в России на рубеже XIX-ХХ вв. (по материалам Среднего Поволжья)//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 70-74.
80. Мжельская М. В. Деятельность регентов по формированию хоровой культуры в дореволюционной Самаре//Христианство и культура: материалы конференции, посвященных 2000-летию Христианства. Самара, 2000. С. 373-382.
81. Монастыри Самарского края (XVI - ХХ вв.). Справочник. Авторы-составители В. С. Блок и К. А. Катренко. Самара, 2002.
82. Налимов Ян. История Алексиевского братства// Благовест. 29.02.2008, 7.03.2008, 20.03.2008.
83. Наумлюк А. А. Указ 1762 г. о переселении старообрядцев и основание иргизских скитов//Платоновские чтения: материалы XII Всероссийской конференции молодых историков. Самара, 2006. С. 225-226.
84. Никольский А. Отчет Самарского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Самарской епархии в 1914-15 уч. г. Самара, 1916.
85. Новые мученики и исповедники Самарского края. Составитель Антон Жоголев. Самара, 1996.
86. Орлов Дмитрий Николаевич, протоиерей. Ставрополь и его храмы. 1882.
87. Панина О. А. Начальное образование в Среднем Поволжье во второй половине XIX - начале XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2000.
88. Панина О.А. Развитие системы образования и просвещения народов Поволжья в период с IX и до начала XX века. Димитровград, 2011.
89. Пастырь, трудник, герой. Подвиг жизни и смерти иеромонаха Антония (Смирнова) (1843 - 1914)// Духовный Собеседник. 2004. №2 (38).
90. Подмарицын А. Г. Возрождение Вознесенского собора. Самара: 1993-2003. Самара, 2003.
91. Подмарицын А. Г. Источники по истории обновленчества в Самарском регионе (19221929 гг.)//Четвертые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2000.
92. Подмарицын А. Г. Источники по региональной церковной истории (1917-1941 гг.)//Вторые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 1998.
93. Подмарицын А. Г. Клировые ведомости и метрические книги как типы исторических источников//Девятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2005. С. 83-85.
94. Подмарицын А. Г. Очерки из истории Самарской епархии (1917-1941 гг.). Самара, 2008.
95. Подмарицын А. Г. Секуляризационные декреты советской власти и начало их осуществления в Самаре// Труды Самарской Православной Духовной семинарии. Вып. 1. Самара, 2004.
96. Подмарицын А. Г. Фонды уполномоченных по религиозным делам во второй половине ХХ века как исторический источник (на примере Куйбышевской об-ласти)//Духовные основы жизни: философско-религиозное и культурно-педагогическое наследие И. А. Ильина в XXI веке. Материалы региональной научно-практической конференции 14-15 октября 2007 г. Самара, 1997. С. 474-479.
97. Подмарицын А.Г. Атеистические антиправослав-
ные публикации рубежа 50-60-х годов ХХ века в куйбышевской областной периодике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-2 (38). С. 158-162.
98. Подмарицын А.Г. Взаимоотношения Русской Православной церкви и государственных органов в Самарском регионе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Самарский государственный университет. Самара, 2005.
99. Подмарицын А.Г. Внутрицерковная жизнь Куйбышевско-Сызранской и Ульновско-Мелекесской епархий по отчетам 1959 года // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-1 (14). С. 114116.
100. Подмарицын А.Г. Канцелярия архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) в 1942-1952 годах // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1 (36). С. 150152.
101. Подмарицын А.Г. Местные органы контроля над институтами Русской Православной церкви в советское время (на примере Самарской/Куйбышевской области)//Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 33. С. 125-131.
102. Подмарицын А.Г. Неизвестный источник по истории Куйбышевской епархии РПЦ периода 19421945 гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8.1 (109). С. 200-204.
103. Подмарицын А.Г. Неизвестный отчет 1965 года преосвященных Мануила (Лемешевского) и Иоанна (Снычева) об управлении Куйбышевской и Ульяновской епархиями // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 146-148.
104. Подмарицын А.Г. Отчет по управлению Куйбышевской епархией как источник по истории Русской Православной церкви. Вторая половина 1940-х - конец 1950-х гг. // Вестник архивиста. 2014. № 1. С. 114-123.
105. Подмарицын А.Г. Русский провинциальный архиерей второй четверти ХХ века (автобиографический портрет архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына)) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. № 32. С. 79-84.
106. Подмарицын А.Г. Свечная мастерская Куйбышевского епархиального управления и финансовый прессинг государства в конце 1950-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1-1. С. 119-121.
107. Подмарицын А.Г. Уполномоченные совета по делам Русской Православной церкви при СНК/ СМ СССР по Куйбышевской области в 1943-1965 годах// Социум и власть. 2013. № 3. С. 111-115.
108. Подмарицын А.Г. Ходатайства об открытии храмов в Куйбышевской области (1943-1961 гг.) // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8.1 (99). С. 81-84.
109. Подмарицын А.Г., Зубова О.В. Самарские клад-бища//Православные святыни Самарского края. Самара, 2001.
110. Проскуров В. От мрака к свету. Куйбышев, 1970.
111. Пятидесятилетний юбилей Самарской епархии. Самара. 1901.
112. Радченко О. И. Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX-ХХ вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 1997.
113. Рычков П. И. Из книги «Топография
Оренбургская»//Классика Самарского краеведения. Антология. Самара, 2002.
114. Ряжев А. С. Иргизские старообрядческие общины во второй половине XVII - первой половине XIX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1995.
115. Ряжев А. С. Командный состав ставропольского калмыцкого войска в военной и вероисповедной политике государства: от семилетней войны до эпохи 1812 г.// Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 2. С. 27-32.
116. Ряжев А. С. Ставропольское калмыцкое войско (1737-1843 гг.): опыт изучения новых источников// Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 3. С. 13-18.
117. Самбурова Е. И. К вопросу о подготовке кадров для церковно-приходских школ Самарской губернии в 1884-1914 гг.//Шестые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского. Самара, 2002. С. 58.
118. Святые источники Самарского края. Живые родники. Самара, 2010.
119. Священномученик Константин Сухов. Опыт составления жития на фоне эпохи. Составитель - Юрий Изъятский. Самара, 2003.
120. Семенова А. П. Анализ массива письменных источников Владыки Мануила [Лемешевского], хранящихся в фондах [Самарского церковно-историческо-го] музея // Шестнадцатые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвященной памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита СПб. и Ладожского (9 октября 2011 г.). Самара, 2012. С. 10-50.
121. Серебренников Н. В. Архив В. В. Лаврского// Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, искусство, археология. М., 1996. С. 105-108.
122. Синельников Сергей. Иловатый Ерик: от неурожая 1891 г. до урожая 1913 г. (по страницам церковной летописи)//Духовный собеседник. 1998. № 4.
123. Смирнов Ю. Н. Десятые Иоанновские чтения в Самаре: вклад в духовное возрождение, интеллектуальное развитие и народное просвещение//Десятые Иоанновские чтения: материалы научной конференции, посвящённой памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Самара, 2006. С. 8-33.
124. Смирнов Ю. Н. Жители провинциального города. Самарские рукописи РГО//Центр и периферия. 2014. № 1. С. 16-17.
125. Смирнов Ю. Н. Материалы о самарском крестьянстве дореформенной эпохи в Русском Географическом обществе и их авторы//Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8/2 (109). С. 65-73.
126. Смирнов Ю. Н. Народ и власть в освоении Российского Заволжья, XVIII - середина XIX вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1999. 539 с.
127. Смирнов Ю. Н. Устная история «молчаливого большинства»: основные вехи прошлого Самары в представлениях купцов и мещан середины XIX века// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 5-1. С. 224-225.
128. Смирнов Ю. Н. Участие православного духовенства середины XIX века в становлении самарского краеведения (по материалам РГО)//Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее: сб. материалов межрегиональной научно-практической конф. Самара, 2006. С. 136-141.
129. Смирнов Ю.Н. «Добрый порядок» оренбургского губернатора Путятина против вольной народной колонизации юго-восточных окраин России//Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: материа-22
лы Всероссийской научной конференции, посвященной 20-летию высшего исторического образования в ХМАО-Югре. Нижневартовск, 2013. С. 52-58.
130. Смирнов Ю.Н. Крестьянское заселение низовьев Большого Иргиза в XVIII веке: социальные, политические и религиозные факторы // Сельская Россия: прошлое и настоящее: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. М., 2008. С. 69-73.
131. Смирнов Ю.Н. Легализация беглых и самовольных переселенцев в ходе колонизации юго-востока Европейской России в XVIII - первой половине XIX в.// Русь, Россия. Средневековье и Новое время. М., 2011. № 2. С. 193-194.
132. Смирнов Ю.Н. Переустройство юго-восточных губерний дореформенной России в процессе их освое-ния//Русь, Россия. Средневековье и Новое время. М., 2013. № 3. С. 331-336.
133. Солоницын А. А. Врата Небесные. Самара, 1999.
134. Степанов А. Сектантское движение в области и задачи антирелигиозной работы//Коммунист. 1928. №23. С. 94-99.
135. Сунгуров М. Страницы из истории Куйбышевской организации СВБ (1925-1928 гг.)// Антирелигиозник. 1935. №6. С.48-50.
136. Филиппов Н. Враждебные происки церковников. Куйбышев, 1939.
137. Филиппов С. А. Деятельность Самарской епархии по оказанию помощи воинам и их семьям, пострадавших от военных конфликтов в начале ХХ века// Историрко-археологические изыскания. Вып. 4. Самара, 2001.
138. Филиппов С. Деятельность Самарского епархиального миссионерского совета//Историко-археологические изыскания: Сборник трудов молодых ученых. Самара, 1999. Вып. 3. С. 157-161.
139. Филлипов С. А. Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской Православной церкви в кон. XIX- нач. XX вв. (по материалам Самарской епархии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2002.
140. Церковно-приходские школы Самарской епархии до возрождения (1851-1884 гг.)//Самарские епархиальные ведомости. 1901. №10. Часть неофициальная.
141. Черкасова М. В. Государственная политика в отношении церковных архивов в 1918-1938 гг. (на материалах Самарской губернии)//Духовные основы жизни: философско-религиозное и культурно-педагогическое наследие И. А. Ильина в XXI веке. Материалы региональной научно-практической конференции 14-15 октября 2007 г. Самара, 1997. С. 479-483.
142. Чистова В. В. Земное и небесное. Православные святыни Самарской Луки. Самара, 2005.
143. Чуковенков Ю. А. Постановка индивидуальной работы с верующими в 1937-1941 гг. (г. Куйбышев)// Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. М., 1962. С. 143-156.
144. Шакирова Э.З. Эволюция государственно-церковных отношений на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине ХХ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Башкирский государственный университет. Уфа, 2010.
145. Шакирова Э. З., Баннова В. И. Эволюция государственной политики в области этноконфессиональных отношений на примере Оренбургской, Челябинской, Курганской и Самарской областей (середина 1950-2005 гг.). М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Оренбургский гос. ун-т». Оренбург, 2009.
146. Шакирова Э.З., Баннова В.И. Политика государства в отношении Русской Православной Церкви на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине
ХХ в. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 5 (141). С. 108-114.
147. Шакирова Э.З. Работа партийных организаций КПСС с верующими в середине 1950-х - 1980-е годы (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37. С. 142-150.
148. Якубовский Борис, протоиерей. История бесед-ничества в Самарской епархии: Два столетия христианской общины. Самара, 2003.
149. Якунин В. Н. Город Святого Креста. Тольятти, 1997.
150. Якунин В. Н. История Самарской епархии в 1851-2011 гг. // Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. С. 133-135.
151. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах её архиереев. Тольятти, 1999.
152. Якунин В. Н. Роль Православия и Самарской епархии в региональной культуре (1993-2010 годы) // В мире научных открытий. 2012. № 4.2. С. 267-275.
153. Якунин В. Н. Самарская епархия на современном этапе развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 220-221.
154. Якунин В. Н. Хозяйственная культура Самарской епархии: формирование доходов духовенства в 1850-е - 1950-е гг. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 127-129.
155. Якунин Вадим Николаевич. Город святого креста (церковная история города Ставрополя - Тольятти) / Вадим Якунин. Тольятти, 2007.
156. Якунин Вадим Николаевич. История Самарской епархии. Монография / В. Н. Якунин. Тольятти, 2011.
157. Якунин В. Н. Святитель Владимир Богоявленский // Духовный собеседник. 1995. № 4. С. 14-20.
158. Якунин В. Н. Новомученик Владимир Богоявленский // Московский журнал. 1996. № 9. С. 36-41.
159. Якунин В. Н. Священномученик Владимир, митрополит Киевский // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 1. С. 30-35.
160. Якунин В. Н. Митрополит Мануил Лемешевский // Духовный собеседник. 1999. № 1-2. С. 239-251.
161. Яхонтов А. К. Город Сызрань и его достопримечательности: ист.-церков. археол. описание// Симбирские епархиальные ведомости. 1901. №13, прил. С. 1-8; №14, прил. С. 9-16; №16, прил. С. 41-48; Симб. епарх. ведомости. 1902. №3, прил. С. 49-56; №7, прил. С. 57-64; №17, прил. С.65-72; №21, прил. С. 73-80; №22. С. 81-88; №23. С. 89-96.
HISTORY OF SAMARA EPARCHY: HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM
© 2014
V.N. Yakunin, doctor of history science, Professor, prorector of Innovative and Science-Research Activity
Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia)
Annotation: The article covers historiography of the problem in Samara eparchy history, related to the Russian Orthodox Church. The issue is investigated in pre-revolutionary, Soviet and contemporary historical literature.
Keywords: Samara eparchy, Russian Orthodox Church, religion, temples, cathedrals, churches, cloisters, clergy, bishops, ascetics, martyrs, saints.