Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ'

СОВРЕМЕННАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / САНКЦИОННЫЙ РЕЖИМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семякин Михаил Николаевич

Рассматриваются некоторые аспекты цивилистической правовой политики Российской Федерации в условиях экономических санкций, введенных странами Запада. Среди широкого комплекса принимаемых «антисанкционных» мер выделены три аспекта правового воздействия, носящие системный характер. Первый из них связан с необходимостью обеспечения сбалансированного соотношения важнейших положений Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ с международными нормами и принципами, а также с международными договорами РФ. Второй аспект касается проблем «социализации» российского гражданского права в современных условиях, и третий затрагивает некоторые дальнейшие перспективы развития гражданского законодательства РФ в контексте гармонизации его с правопорядками стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CIVIL LAW POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL ECONOMIC CHALLENGES

The article discusses some aspects of the civil law policy of the Russian Federation in the context of economic sanctions imposed by Western countries. Among the wide range of “anti-sanction” measures taken, three aspects of the legal impact, which are of a systemic nature, are singled out. The first of them is related to the need to ensure a balanced correlation of the most important provisions of the Constitution of the Russian Federation and the Civil Code of the Russian Federation with international norms and principles, as well as international treaties of the Russian Federation. The second aspect concerns the problems of “socialization” of Russian civil law in modern conditions, and the third one touches on some further prospects for the development of the civil legislation of the Russian Federation in the context of its harmonization with the legal orders of the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ»

Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7, вып. 2. С. 30 —35. ISSN 2618-8236 (print).

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2022;7(2):30-35. ISSN 2618-8236 (print). Научная статья

УДК 347.12 doi: 10.47475/2618-8236-2022-17205

Современная гражданско-правовая политика в РФ в условиях глобальных экономических вызовов

Михаил Николаевич Семякин

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия vestnik-prava@yandex. ш

Аннотация. Рассматриваются некоторые аспекты цивилистической правовой политики Российской Федерации в условиях экономических санкций, введенных странами Запада. Среди широкого комплекса принимаемых «ан-тисанкционных» мер выделены три аспекта правового воздействия, носящие системный характер. Первый из них связан с необходимостью обеспечения сбалансированного соотношения важнейших положений Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ с международными нормами и принципами, а также с международными договорами РФ. Второй аспект касается проблем «социализации» российского гражданского права в современных условиях, и третий затрагивает некоторые дальнейшие перспективы развития гражданского законодательства РФ в контексте гармонизации его с правопорядками стран ЕАЭС.

Ключевые слова: гражданско-правовая политика, санкционный режим, социализация, законодательство, системные положения, евразийская интеграция

Для цитирования: Семякин М. Н. Современная гражданско-правовая политика в РФ в условиях глобальных экономических вызовов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7, вып. 2. С. 30 — 35. аок 10.47475/2618-8236-2022-17205.

Original article

Modern civil law policy in the Russian Federation in the context of global economic challenges

Mikhail N. Semyakin

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia vestnik-prava@yandex. ru

Abstract. The article discusses some aspects of the civil law policy of the Russian Federation in the context of economic sanctions imposed by Western countries. Among the wide range of "anti-sanction" measures taken, three aspects of the legal impact, which are of a systemic nature, are singled out. The first of them is related to the need to ensure a balanced correlation of the most important provisions of the Constitution of the Russian Federation and the Civil Code of the Russian Federation with international norms and principles, as well as international treaties of the Russian Federation. The second aspect concerns the problems of "socialization" of Russian civil law in modern conditions, and the third one touches on some further prospects for the development of the civil legislation of the Russian Federation in the context of its harmonization with the legal orders of the EAEU countries.

Keywords: civil law policy, sanctions regime, socialization, legislation, system provisions, Eurasian integration

For citation: Semyakin MN. Modern civil law policy in the Russian Federation in the context of global economic challenges. Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2022;7(2):30-35. doi: 10.47475/2618-8236-2022-17205.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска и обоснования неординарных правовых решений в условиях беспрецедентных экономических санкций, введенных странами

© Семякин М. Н., 2022

Запада. В связи с этим в литературе отдельными авторами высказываются идеи о необходимости смены российской правовой парадигмы в условиях, когда в странах Запада грубейшим образом нарушаются права, свободы и законные интересы российских граждан, в том числе в имущественной,

социальной и иных сферах человеческой жизни. В статье отстаивается позиция о том, что несмотря на установление режима жестких экономических санкций, в России нет необходимых оснований для смены правовой парадигмы, поскольку сформировавшиеся в нашем правопорядке основополагающие правовые идеи, положения и концепты, лежащие в основе отечественной правовой системы, вполне соответствуют современным ее основным целям и задачам и способны обеспечивать ее дальнейшее эффективное, гуманистическое развитие. Вместе с тем современные экономические вызовы обусловливают необходимость принятия широкого комплекса различных, в том числе частноправового характера, мер, направленных на обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов граждан, стабильности российского рынка товаров и услуг, инвестиционной сферы.

Материалы и методы исследования

На сегодняшний день в целях стабилизации российского рынка, экономической поддержки граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства, иных участников правовых отношений принято более десяти законов, ряд указов президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов иных федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. В статье использована методика изучения принятых правовых установлений, в соответствии с которой они подразделены по соответствующим сферам их функционирования, дана их общая положительная оценка и высказаны некоторые соображения и рекомендации по совершенствованию правовой политики Российской Федерации в условиях режима экономических санкций.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время особенно возрастает роль и социальное значение правовой политики для определения дальнейшего развития как отечественной правовой системы в целом [1], так и ее важнейшей гражданско-правовой структуры — в особенности. Обеспечение соответствия гражданско-правовой системы современным экономическим вызовам предполагает упрочение ее аксиологических основ, совершенствование ее структурных элементов, повышение эффективности взаимодействия данной системы с иными частями российской правовой системы, что обусловливает необходимость формирования и развития соответствующих направлений в рамках гражданско-правовой политики в РФ.

Вместе с тем следует заметить, что не только гражданско-правовая система оказывает влияние на правовую политику, но и последняя, в свою очередь, достаточно активно воздействует на гражданско-правовую систему. В последние годы это проявилось в достаточно широких рамках реформирования, которому подверглось гражданское законодательство.

Как отмечает Р.-Ж. Ньюрих, с точки зрения эволюции права постоянные изменения, как правило, накапливаются как часть внезапных и более фундаментальных изменений, которые метафорически именуют «сдвигами в "правовой парадигме"». Такие сдвиги правовой парадигмы происходят, «когда правовая система достигает "переломного момента"... а фундаментальные предпосылки, принципы и концепции подвергаются коренным трансформациям» [3].

Однако, думается, даже несмотря на попытки установления жесткого санкционного режима, в России нет достаточных оснований для того, чтобы рассуждать о «сдвиге» российской правовой, в том числе гражданско-правовой, парадигмы, ибо основополагающие принципы права, его ключевые (исходные) идеи и концепты, на которых базируется правовая система, в результате этого не подвергаются сущностным трансформациям. Вместе с тем, конечно, вышеотмеченное отнюдь не означает, что экономическим вызовам не нужно противостоять самым активнейшим образом, вводя в оборот различные инструменты, в том числе правовые, направленные на нивелирование либо уменьшение (или предотвращение) вредных последствий санкционного воздействия для российской экономики.

В условиях жестких экономических санкций, введенных странами Запада, выстраивание устойчивой российской гражданско-правовой системы, а также основных направлений ее дальнейшего развития, связано с осмыслением целого ряда проблем организационного, экономического, политического, социально-культурного, правового и иного характера. Главное здесь — обеспечить стабильность потребительского рынка товаров и услуг, охрану и защиту прав и законных интересов граждан, субъектов предпринимательства, поддержание необходимых инвестиционных условий.

В настоящее время в условиях беспрецедентных экономических и правовых санкций, когда в странах Запада исключительно по политическим мотивам производятся аресты имущества российских

32

граждан, замораживаются их денежные средства на счетах в зарубежных банках, а также их активы, выраженные в иностранных ценных бумагах, в одностороннем порядке расторгаются договорные отношения с российскими контрагентами, по национальным признакам осуществляется дискриминация россиян за рубежом и т. д., — все это может быть квалифицировано не иначе, как «правовой произвол», грубейшее нарушение прав и свобод человека, международных принципов и норм.

В связи с этим причиняется вред не только экономике России, но и гражданским правам и свободам граждан, сфере их частной жизни. Для противодействия этому в оперативном порядке принят ряд законов, указов президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, с помощью которых введен комплекс различных мер, направленных на стабилизацию российского рынка, финансовой системы, охрану и защиту прав и законных интересов граждан и других субъектов российской правовой системы.

Говоря в целом о правовой характеристике принятых в последнее время «антисанкционных» мер, по оценкам отдельных авторов, они направлены на стабилизацию экономики и носят организационный, публичный характер. Думается, такие представления являются недостаточно релевантными, не учитывающими многообразный спектр принятых различных мер. Среди последних, безусловно, немало мер, имеющих публично-правовую направленность, — связанные с введением моратория на осуществление различного рода контрольных, надзорных действий, применением соответствующих административных санкций к хозяйствующим субъектам и т. д.

Ряд мер, как представляется, носят публично-частноправовой характер. Это касается, в частности, временного освобождения граждан от уплаты налога на доход, полученный в виде процентов на вклады на депозитных банковских счетах, установления шестимесячного моратория на банкротство юридических лиц и т. д.

Вместе с тем имеются и такие меры, которые относятся к сфере частного — гражданского права. Так, 1 марта 2022 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 30.12.2021 №476 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором законодатель отреагировал на многолетний дискурс в литературе по поводу

содержания термина «многоквартирный дом», определив последний как здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в свой состав также и общее имущество собственников квартир (нежилые помещения, иное имущество) и т. д.

Аналогично частноправовой мерой является сокращение срока оплаты (с 15 дней до 7 дней) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги по обязательствам, связанным с удовлетворением государственных и муниципальных нужд.

Наряду с этим «антисанкционное» законодательство предусматривает и некоторые ограничения частноправового характера: расчеты с иностранными контрагентами должны производиться в рублевом эквиваленте; ограничены вывоз за рубеж иностранной валюты и соответствующие другие валютные операции.

В связи с этим необходимо отметить, что подобного рода ограничения, как и некоторые иные «запреты», нельзя рассматривать как нарушение прав и свобод граждан, поскольку они направлены на охрану конституционно значимых государственных и общественных ценностей и социальных благ. В соответствии с положением ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В контексте осмысления нового «антисанкцион-ного» законодательства представляется необходимым выделить некоторые его отдельные направления как соответствующие аспекты частноправовой политики Российской Федерации в современных условиях:

1. Необходимо обеспечить устойчивость российского законодательства, его сбалансированность с международными нормами и принципами, международными договорами Российской Федерации с позиций несколько иного осмысления, с учетом новых реалий, отдельных принципиальных положений, закрепленных в Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным

договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные положения применительно к сфере гражданского законодательства воспроизведены также и в ст. 7 Гражданского кодекса РФ.

В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на следующее.

Во-первых, вряд ли можно признать корректным правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Указанные нормы и принципы, а также положения международных договоров не могут являться составной частью правовой системы Российской Федерации, поскольку последняя (правовая система) включает в себя различные правовые явления, в том числе нормы права и принципы, однако лишь те, которые приняты в установленном порядке российскими компетентными нормотворческими органами и направлены на регулирование внутренних общественных отношений. Другое дело, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу указания закона подлежат применению на территории Российской Федерации, однако последнее отнюдь не означает, что при этом они «трансформируются» в элементы ее правовой системы.

Во-вторых, с целью обеспечения стабильности российского правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан, иных субъектов российского права положения, закрепленные в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и, соответственно, в ст. 7 Гражданского кодекса РФ, целесообразно было бы сформулировать в следующей редакции: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы, обязанности граждан и иных субъектов российского права согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и в соответствии с Конституцией РФ».

2. Второе направление в осмыслении дальнейшего развития отечественной частноправовой политики связано с проблемой «социализации» российского гражданского права. По мысли А. Л. Маковского, «главная проблема частного права — столкновение и сосуществование сугубо формального принципа равенства сторон гражданского правоотношения с принципом

(принципами) справедливости. .Наша российская цивилистика в последнее время все больше превращается в инструмент обслуживания бизнеса и сама стирает границу между собой и коммерческим и предпринимательским правом» [4. С. 8].

Указанные идеи получили дальнейшее осмысление в статье Е. А. Суханова: «Социальное лицо гражданского права (к постановке вопроса)», где автор отмечает: «Речь идет об основной цели самого гражданского права, которая определяется принципиальным конституционным положением о человеке, его правах и свободах как высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ) и которая проявляется во всех без исключения институтах гражданского права.» [5. С. 25].

Именно эта персоноцентристская идея получила отражение в ст. 1 Гражданского кодекса канадской провинции Квебек, что очень полезным было бы воспринять и в отечественном Гражданском кодексе.

В этом контексте необходима дальнейшая разработка проблем, связанных с обеспечением охраны и защиты прав и законных интересов граждан, совершенствованием правового регулирования, которое должно быть направлено на достижение социально справедливого результата. Эти идеи заслуживают особого внимания в нынешних условиях жесткого режима экономических санкций.

Вместе с тем вряд ли можно согласиться с такими радикальными идеями о «социализации» гражданского права, когда в принципиальном плане отвергается юридическая конструкция частной собственности как порождающая индивидуалистические (эгоистические) чувства и устремления; ненужной, по сути, объявляется и категория юридического лица, вместо которой должна выступать «коллективная собственность» работников предприятия и т. д. [2. С. 39, 76 и след.]. Все это так или иначе направлено на размывание традиционной, исторической идентичности гражданского права и превращение его в специфическую параллельную отрасль — «право социального обеспечения».

3. В современных условиях, очевидно, основной тренд экономического, хозяйственного развития России будет сориентирован на сотрудничество со странами, входящими в различные региональные объединения, в частности в Евразийский экономический союз, что обусловливает необходимость тесной координации и гармонизации законодательства России

34

с законодательствами стран соответствующих региональных объединений. В условиях «санкционного» режима усиление региональной интеграции становится неизбежным процессом, в том числе на евразийском пространстве. Перед государствами этого региона стоят многие схожие проблемы, решение которых возможно только путем объединения усилий всех соседствующих стран посредством применения единых подходов, при этом основным критерием их выбора является «всеобъемлющий принцип эффективности» [6. Р. 116]1.

Неотъемлемой частью любых интеграционных процессов является право, в том числе частное (гражданское) право, лежащее в основе организации частного правопорядка не только на национальном, но и на международном уровне.

Региональное сотрудничество осуществляется на основе принимаемых актов международного регионального объединения, совокупность которых образует его систему законодательства, регулирующую его институты, интеграционные процессы и связанные с ними экономические отношения.

В этом контексте по ряду направлений необходимо обеспечить выработку мер, направленных на дальнейшую гармонизацию подходов к правовому регулированию отношений в сфере частного права. В особенности к числу таких мер относятся формирование правовых подходов по оценке недобросовестности правообладателей при реализации и защите интеллектуальных прав в отношении «параллельных импортеров», содействие введению в Российской Федерации и ЕАЭС международного принципа «исчерпания прав на товарные знаки».

Безусловно, к числу важнейших отношений, в сфере регулирования которых необходимо достижение гармонизации законодательства России и стран ЕАЭС, относятся регламентация инвестиционной деятельности, государственных и муниципальных закупок (ст. 88 Договора ЕАЭС), цифровизация экономики, развитие конкуренции и др. Важная роль здесь принадлежит дальнейшему развитию «модельного законодательства», которое, как показывает практика, является эффективным средством обеспечения единых подходов к гармонизации национальных законодательств в соответствующих областях социальной действительности.

Выводы

В условиях режима жестких экономических санкций гражданско-правовая политика РФ обусловлена необходимостью обеспечения стабильности рынка потребительских товаров и услуг, охраны и защиты прав и законных интересов граждан и других субъектов, привлекательности инвестиционной сферы РФ.

Принимаемые правовые меры должны выстраиваться в рамках отечественной правовой системы, в соответствии с международными нормами и принципами, а также международными договорами РФ, при условии, что они не противоречат положениям Конституции РФ.

Среди широкого комплекса принимаемых правовых решений должен быть выделен ряд мер системного характера, направленных на обеспечение в целом российского правопорядка, экономической стабильности и охраны прав и законных интересов граждан.

Заключение

Развитие российской правовой политики в условиях современных экономических вызовов предполагает формирование целого комплекса ее направлений. Среди них, в частности, обращено внимание на следующие: 1) обеспечение необходимой сбалансированности положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 Гражданского кодекса РФ, касающихся соотношения международных норм и принципов, а также международных договоров РФ, с отечественным внутренним правопорядком; 2) развитие «социализации» гражданского законодательства без нарушения при этом его исторической и традиционной идентичности; 3) совершенствование интеграционных процессов российского гражданского законодательства и его гармонизации с законодательствами стран региональных экономических объединений, в частности ЕАЭС.

Такое комплексное и сбалансированное развитие отечественного законодательства с выделением в нем системных структурных направлений может способствовать обеспечению стабильности российского экономического и правового порядком, защиты прав и законных интересов граждан, совершенствованию отношений РФ с дружественными государствами.

1 См. об этом также: Курбанов Р. А. Евразийское право: учеб. для магистратуры. М.: Проспект, 2022. С. 5.

Список источников

1. Байниязова З. С. О значении правовой политики для развития российской правовой системы // Евразийский юридический журнал. 2021. № 12 (163).

2. Богданов Е. В., Богданов Д. Е., Богданова Е. Е. Развитие гражданского права России. Тенденции, перспективы, проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

3. Ньюрих Р.-Ж. Современные проблемы и сдвиг правовой парадигмы // Актуальные проблемы современного права и экономики Европы и Азии: коллектив. моногр. Т. 1 / отв. ред. М. А. Егорова, И. В. Халевинский. М.: Юстицинформ, 2018.

4. Письмо А. Л. Маковского ответственным редакторам // Гражданское право социального государства: сб. ст., посвящ. 90-летию со дня рождения проф. А. Л. Маковского (1930—2020) / отв. ред. В. В. Витрянский и Е. А. Суханов. М.: Статут, 2020.

5. Суханов Е. А. Социальное лицо гражданского права (к постановке вопроса) // Гражданское право социального государства: сб. ст., посвящ. 90-летию со дня рождения проф. А. Л. Маковского (1930—2020) / отв. ред. В. В. Витрянский и Е. А. Суханов. М.: Статут, 2020.

6. Weatherill S. Law and Integration in the European Union. Oxford, 1996.

References

1. Bainiyazova ZS. On the importance of legal policy for the development of the Russian legal system. Evraziyskiy iuridicheskiy zhurnal = Eurasian Law Journal. 2021;(12). (In Russ.).

2. Bogdanov EV, Bogdanov DE, Bogdanova EE. Razvitie grazhdanskogo prava Rossii. Tendentcii, perspektivy, problemy = The development of civil law in Russia. Trends, prospects, problems. Moscow: UNITI-DANA: Legislation and Law; 2014. (In Russ.).

3. Neurich RJ. Sovremennye problemy i sdvig pravovoy paradigmy = Modern problems and legal paradigm shift. In: Aktuaknye problemy sovremennogo prava i ekonomiki Evropy i Azii = Actual problems of modern law and economics in Europe and Asia. Vol. 1. Moscow: Yustitsinform; 2018. (In Russ.).

4. Pis'mo A. L. Makovskogo otvetstvennym redaktoram = A. L. Makovsky's letter to the responsible editors. In: Vitryansky VV, Sukhanov EA (eds.). Grazhdanskoe pravo sotciaknogo gosudarstva = Civil law of the social state: Collection of articles dedicated to the 90th anniversary of the birth of Professor A. L. Makovsky (1930—2020). Moscow: Statut; 2020. (In Russ.).

5. Sukhanov EA. Sotciaknoe litco grazhdanskogo prava (k postanovke voprosa) = The social face of civil law (to the formulation of the question). In: Vitryansky VV, Sukhanov EA (eds.). Grazhdanskoe pravo sotciaknogo gosudarstva = Civil law of the social state: Collection of articles dedicated to the 90th anniversary of the birth of Professor A. L. Makovsky (1930—2020). Moscow: Statut; 2020. (In Russ.).

6. Weatherill S. Law and Integration in the European Union. Oxford; 1996.

Информация об авторе

М. Н. Семякин — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса.

Information about the author Mikhail N. Semyakin — Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Civil Law and Procedure.

Статья поступила в редакцию 30.04.2022; одоб- The article was submitted 30.04.2022; approved af-рена после рецензирования 16.05.2022; принята ter reviewing 16.05.2022; accepted for publication к публикации 24.05.2022. 24.05.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интере- The author declares no conflict of interest. сов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.